Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 13.01.2012

Есть ещё порох в пороховницах

 Ген­на­дий Рож­де­ст­вен­ский по­ста­вил Мо­цар­та

 

В Ка­мер­ном му­зы­каль­ном те­а­т­ре име­ни Бо­ри­са По­кров­ско­го пре­мье­ра. Ген­на­дий Рож­де­ст­вен­ский по­ста­вил опе­ру Мо­цар­та «Идо­ме­ней». Эта опе­ра, на­пи­сан­ная в ар­ха­ич­ном жа­н­ре «опе­ра-се­рия», но с опе­ре­див­ши­ми своё вре­мя ин­но­ва­ци­я­ми в му­зы­ке, и по­это­му не поль­зо­вав­ша­я­ся боль­шим ус­пе­хом ни при жиз­ни ком­по­зи­то­ра, ни в по­сле­ду­ю­щие пол­то­ра сто­ле­тия. Опе­ра на­пи­са­на в тра­ди­ци­ях Глю­ка и да­же в ка­кой-то сте­пе­ни Мон­те­вер­ди. С тя­же­ло­вес­ным сю­же­том и не­то­роп­ли­вым раз­ви­ти­ем дей­ст­вия, она не по­хо­жа на «Свадь­бу Фи­га­ро» или «До­на Жу­а­на», но не­ко­то­рые но­ме­ра пред­во­с­хи­ща­ют по­зд­ние ше­де­в­ры: на­при­мер, од­на из арий Ис­ме­ны на­по­ми­на­ет арию Ца­ри­цы но­чи.

В 1931 го­ду, к юби­лею со­зда­ния опе­ры, но­вую ре­дак­цию на­пи­сал вы­да­ю­щий­ся ав­ст­рий­ский ком­по­зи­тор Ри­хард Штра­ус, ко­то­рый не толь­ко скор­рек­ти­ро­вал му­зы­ку, до­ба­вив и свои ме­ло­дии, но и ис­пра­вил ли­б­рет­то (на­при­мер, за­ме­нив ца­ре­вну Эле­к­т­ру жри­цей Ис­ме­ной). В ре­дак­ции Р.Штра­у­са опе­ра идёт во мно­гих те­а­т­рах ми­ра, и вот те­перь по ини­ци­а­ти­ве глав­но­го ре­жис­сё­ра Ген­на­дия Рож­де­ст­вен­ско­го по­став­ле­на в Ка­мер­ном му­зы­каль­ном те­а­т­ре име­ни Б.По­кров­ско­го.

Со­дер­жа­ние опе­ры ос­но­ва­но на древ­не­гре­че­с­ком ми­фе о со­бы­ти­ях по­сле взя­тия Трои, на ос­т­ро­ве Крит.

Дочь При­ама, тро­ян­ско­го ца­ря, Илия (Юлия Мо­и­се­е­ва), на­хо­дя­ща­я­ся на ос­т­ро­ве в пле­ну, оп­ла­ки­ва­ет от­ца и бра­ть­ев. В то же вре­мя она влюб­ле­на в Ида­ман­та (Ев­ге­ния Су­ра­но­ва), сы­на крит­ско­го ца­ря Идо­ме­нея (Па­вел Па­ра­му­зов). Ида­мант то­же лю­бит Илию. Их люб­ви про­ти­во­сто­ит жри­ца Ис­ме­на (Та­ть­я­на Фе­до­то­ва), так­же влюб­лён­ная в ца­ре­ви­ча.

Идо­ме­ней, воз­вра­ща­ю­щий­ся с вой­ны, по­па­да­ет в ко­раб­ле­кру­ше­ние и кля­нёт­ся мор­ско­му бо­гу По­сей­до­ну при­не­с­ти ему в жерт­ву пер­во­го, ко­го встре­тит на род­ном бе­ре­гу. Пер­вым спе­шит при­вет­ст­во­вать от­ца Ида­мант.

Идо­ме­ней, что­бы спа­с­ти сы­на, от­сы­ла­ет его вме­с­те с Ис­ме­ной на её ро­ди­ну. Од­на­ко ког­да Ида­мант са­дит­ся в ко­рабль, раз­гне­ван­ный По­сей­дон по­сы­ла­ет на Крит мор­ское чу­до­ви­ще – ги­д­ру. На­род в стра­хе раз­бе­га­ет­ся. Ида­мант ре­ша­ет всту­пить в бой с чу­до­ви­щем и по­беж­да­ет его. Стра­шась но­вых бед, Идо­ме­ней го­тов при­не­с­ти сы­на в жерт­ву. Илия же­ла­ет от­дать за Ида­ман­та свою жизнь. По­сей­дон тро­нут её лю­бо­вью и че­рез ора­ку­ла по­ве­ле­ва­ет Идо­ме­нею ос­та­вить пре­стол и пе­ре­дать его Ида­ман­ту по­сле его бра­ка с Или­ей.

Ди­ри­жи­ро­вал на пре­мье­ре сам Г.Рож­де­ст­вен­ский, сры­вая ова­ции зри­те­лей. Пуб­ли­ки со­бра­лось мно­го – да­же в про­хо­дах сто­я­ли. В ма­лень­ком по­ме­ще­нии не по­ме­ща­лись не толь­ко зри­те­ли, но и ис­пол­ни­те­ли – хор пел со всех бал­ко­нов. Пар­тию Ида­ман­та пе­ла жен­щи­на, хо­тя в ре­дак­ции Р.Штра­у­са пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность ис­пол­не­ния этой пар­тии те­но­ром (в XVIII ве­ке пе­ли со­пра­но-ка­с­т­ра­ты). Де­ко­ра­ции мо­дер­нист­ские – тре­у­голь­ные пло­с­ко­сти, как крыш­ка ро­я­ля, под­ни­ма­ют­ся и по­ка­зы­ва­ют раз­ные кар­ти­ны, в том чис­ле ра­не­ных и уби­тых ги­д­рой кри­тян.

Все пар­тии по­ют­ся по-рус­ски, по за­ве­там ос­но­ва­те­ля те­а­т­ра Бо­ри­са По­кров­ско­го. Ра­ду­ет при­вер­жен­ность те­а­т­ра к от­кры­тию но­вых пла­с­тов опер­но­го ис­кус­ст­ва для оте­че­ст­вен­ных лю­би­те­лей му­зы­каль­но­го те­а­т­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования