Архив : №01. 13.01.2012
Есть ещё порох в пороховницах
Геннадий Рождественский поставил Моцарта
В Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского премьера. Геннадий Рождественский поставил оперу Моцарта «Идоменей». Эта опера, написанная в архаичном жанре «опера-серия», но с опередившими своё время инновациями в музыке, и поэтому не пользовавшаяся большим успехом ни при жизни композитора, ни в последующие полтора столетия. Опера написана в традициях Глюка и даже в какой-то степени Монтеверди. С тяжеловесным сюжетом и неторопливым развитием действия, она не похожа на «Свадьбу Фигаро» или «Дона Жуана», но некоторые номера предвосхищают поздние шедевры: например, одна из арий Исмены напоминает арию Царицы ночи.
В 1931 году, к юбилею создания оперы, новую редакцию написал выдающийся австрийский композитор Рихард Штраус, который не только скорректировал музыку, добавив и свои мелодии, но и исправил либретто (например, заменив царевну Электру жрицей Исменой). В редакции Р.Штрауса опера идёт во многих театрах мира, и вот теперь по инициативе главного режиссёра Геннадия Рождественского поставлена в Камерном музыкальном театре имени Б.Покровского.
Содержание оперы основано на древнегреческом мифе о событиях после взятия Трои, на острове Крит.
Дочь Приама, троянского царя, Илия (Юлия Моисеева), находящаяся на острове в плену, оплакивает отца и братьев. В то же время она влюблена в Идаманта (Евгения Суранова), сына критского царя Идоменея (Павел Парамузов). Идамант тоже любит Илию. Их любви противостоит жрица Исмена (Татьяна Федотова), также влюблённая в царевича.
Идоменей, возвращающийся с войны, попадает в кораблекрушение и клянётся морскому богу Посейдону принести ему в жертву первого, кого встретит на родном берегу. Первым спешит приветствовать отца Идамант.
Идоменей, чтобы спасти сына, отсылает его вместе с Исменой на её родину. Однако когда Идамант садится в корабль, разгневанный Посейдон посылает на Крит морское чудовище – гидру. Народ в страхе разбегается. Идамант решает вступить в бой с чудовищем и побеждает его. Страшась новых бед, Идоменей готов принести сына в жертву. Илия желает отдать за Идаманта свою жизнь. Посейдон тронут её любовью и через оракула повелевает Идоменею оставить престол и передать его Идаманту после его брака с Илией.
Дирижировал на премьере сам Г.Рождественский, срывая овации зрителей. Публики собралось много – даже в проходах стояли. В маленьком помещении не помещались не только зрители, но и исполнители – хор пел со всех балконов. Партию Идаманта пела женщина, хотя в редакции Р.Штрауса предусматривается возможность исполнения этой партии тенором (в XVIII веке пели сопрано-кастраты). Декорации модернистские – треугольные плоскости, как крышка рояля, поднимаются и показывают разные картины, в том числе раненых и убитых гидрой критян.
Все партии поются по-русски, по заветам основателя театра Бориса Покровского. Радует приверженность театра к открытию новых пластов оперного искусства для отечественных любителей музыкального театра.
Ильдар САФУАНОВ