Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 13.01.2012

Рецепт «Меланхолия»

Фильм ил­лю­с­т­ри­ру­ет ста­рую мысль, что ху­дож­ник все­гда го­во­рит об од­ном и том же. Это ки­но са­мо­по­вто­ров – вся преж­няя три­е­ров­ская иде­о­ло­гия пред­став­ле­на спол­на: лю­ди – сво­ло­чи, не­пло­хо б им всем уме­реть («До­гвилль»); в этом клас­си­че­с­ком со­об­ра­же­нии ис­то­ки сим­па­тий Три­е­ра к фа­шиз­му, по-ви­ди­мо­му, ес­ли не оп­рав­да­ние, то по­яс­не­ние к Гит­ле­ру; про­ще­ние Гит­ле­ра. Че­ло­ве­че­с­кая жизнь-ци­ви­ли­за­ция хруп­ка и без­за­щит­на, как ша­ла­шик из се­ми хво­ро­с­тин в фи­наль­ной сце­не «Ме­лан­хо­лии». Мрак та­ит­ся в на­шем про­шлом, в на­ших ис­то­ках («Ан­ти­христ»), в на­шем бу­ду­щем (это уже «Ме­лан­хо­лия») и в на­шей ду­ше (а что есть про­шлое и бу­ду­щее, как не ча­с­ти на­шей ду­ши?). Те­мы древ­ние, веч­ные, вар­вар­ские, ка­са­ю­щи­е­ся каж­до­го. И в оп­ре­де­лён­ный мо­мент лич­но­ст­ной эво­лю­ции ду­ма­ю­щий, от­вет­ст­вен­ный че­ло­век эти во­про­сы для се­бя ре­ша­ет. Стран­но, что Ларс фон Три­ер это мгно­ве­ние сво­ей жиз­ни про­ско­чил-про­пу­с­тил или не до­пу­с­тил осо­знан­но. Вслед­ст­вие это­го не­до­пу­с­ка про­бле­ма­ти­ка три­е­ров­ских ра­бот ста­ла од­но­об­раз­ной, по­сколь­ку страж­ду­щая, боль­ная ду­ша это­го вы­да­ю­ще­го­ся дат­ча­ни­на при­лип­ла к той про­пу­щен­ной жиз­нен­ной точ­ке, где эти про­бле­мы мог­ли ре­шить­ся. Ду­ша его оне­ме­ла от ужа­са, ог­лох­ла от без­на­дёж­но­с­ти, за­кро­ви­ла, оже­с­то­чи­лась, са­мо­за­цик­ли­лась. Она про­сит ре­ше­ния, хо­чет ид­ти даль­ше, но Три­ер не дви­жет­ся, хоть и тво­рит.

«Ме­лан­хо­лия», по­вто­ряя «Ан­ти­хри­с­та» и, как «Ант­христ» же, от­сы­лая к «Жерт­во­при­но­ше­нию», не так стра­ст­но и яро­ст­но, жут­ко и де­мо­ни­че­с­ки во­пи­ёт к аду ли, к не­бе­сам. Здесь не лю­ди-сим­во­лы, муж­чи­на и жен­щи­на, по­ло­вое про­ти­во­сто­я­ние на­мно­го обо­ст­ря­ло кон­фликт («Ан­ти­христ»), здесь толь­ко лю­ди, бо­рю­щи­е­ся со стра­хом вну­т­ри се­бя, две жен­щи­ны; отец с сы­ном лишь эпи­зо­дом. Од­на – пер­вая – зна­ко­мый три­е­ров­ский пер­со­наж, по хо­ду ис­то­рии раз­ви­ва­ю­щий­ся в из­люб­лен­ный жё­ст­кий тип, осуж­да­ю­щий че­ло­ве­че­ст­во и при­ни­ма­ю­щий ги­бель спо­кой­но. Вто­рая – сер­деч­ная, се­мей­ная, за­бот­ли­вая – пла­чет, ме­чет­ся, па­ни­ку­ет, ей жаль ре­бён­ка, жаль се­бя, жаль все­го на­ше­го су­ще­ст­во­ва­ния. Лишь не из­гнан­ный ещё из рая дет­ст­ва ма­лыш спо­ко­ен сво­им не­ве­де­ни­ем. Ни­чьё по­ни­ма­ние не на­дёж­нее, все рав­но об­ре­че­ны. И на дан­ный мо­мент это пик три­е­ров­ско­го че­ло­ве­ко­лю­бия: ни­ко­го не на­до стре­лять, ни­ко­го кром­сать жер­но­ва­ми; мы – лю­ди, у нас раз­ные спо­со­бы чув­ст­во­ва­ния, по­ни­ма­ния, раз­но­об­раз­ные бес­чис­лен­ные уг­ро­зы во­круг ми­рят нас друг с дру­гом, объ­е­ди­ня­ют нас, объе­ди­няя с на­ми и мир: ло­ша­ди в «Ме­лан­хо­лии» так же схо­дят с ума от на­вис­шей пла­не­ты. Но при по­втор­ном её при­бли­же­нии уже не вол­ну­ют­ся: то ли зная, что ка­та­ст­ро­фы не бу­дет, то ли сми­ря­ясь с ней. Ког­да сми­рит­ся сам фон Три­ер с мра­ком, ха­о­сом и бес­цель­но­с­тью все­го и вся? И по­мочь-то тут не по­мо­жешь – у каж­до­го ре­цеп­ты свои. Ми­ро­вые ре­ли­гии ино­гда по­мо­га­ют.


Антон НЕЧАЕВ,
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования