Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 13.01.2012

Стонал от сознания своего бессилия

У Георгия Макогоненко были очень большие перспективы. Он прекрасно знал свой предмет – русскую литературу конца восемнадцатого и первой трети девятнадцатого века. В молодости ему претил академический тон. Он был человеком страсти и пристрастий. Фёдор Абрамов считал его учёным-богатырём. Выступая на 70-летии своего коллеги, Абрамов заявил: «Так вот, я бы Георгия Пантелеймоновича назвал учёным-богатырём. Мне кажется, это определение достаточно ёмкое и выражает разные грани юбиляра. Во-первых, чисто внешние – ну кто, взглянув на нашего юбиляра, усомнится в его богатырских статях?

Во-вторых, в этом определении верно, на мой взгляд, схвачена та роль, которую играет Георгий Пантелеймонович на филфаке. Георгий Пантелеймонович – один из главных опорных станов факультета. Я бы сказал даже больше, Илья Муромец, на могучих раменах которого во многом держится филологическое образование Университета. В-третьих, определение «учёный-богатырь» – и это главное – даёт довольно исчерпывающее представление о характере научной деятельности Георгия Пантелеймоновича. XVIII век – главное научное урочище Георгия Пантелеймоновича. Что такое был XVIII век, когда наш детинушка вышел в жизнь да стал прикидывать, куда бы ему приложить свои непомерные силы?

Научная целина, дикое поле, залежи, которые бороздили два-три человека: его будущий учитель, наш выдающийся учёный Григорий Александрович Гуковский, профессор Гудзий да профессор П.Н. Берков. И вот Георгий Пантелеймонович со всей молодой воловьей силой вгрызается в XVIII век. Пашет, корчует, сеет. И так на протяжении чуть ли не пятидесяти лет, чуть ли не полвека. Изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц. Без передышки.

В вёдро, в ненастье, в любую погоду, без передышки, без выходных. Выходных он, как мы, грешные, не признаёт. Зато и результаты трудов его невероятные. Тоже богатырские – иначе не скажешь». Но в чём-то Абрамов преувеличил. Похоже, ещё в пятидесятые годы из Макогоненко успела все соки выжать Ольга Берггольц.

И ярчайшим светилом в затхлом советском литературоведении, звездой первой величины этот незаурядный учёный так и не стал.

 

Георгий МАКОГОНЕНКО
Георгий МАКОГОНЕНКО

Георгий Пан­те­лей­мо­но­вич Ма­ко­го­нен­ко ро­дил­ся 30 мар­та (по но­во­му сти­лю 12 ап­ре­ля) 1912 го­да на Ук­ра­и­не, в Харь­ков­ской гу­бер­нии, в го­ро­де Зми­ев. Его отец, Пан­те­лей­мон Ни­ки­тич Ма­ко­го­нен­ко, на­чи­нал как лес­ни­чий, но по­том по­лу­чил ка­кую-то мел­кую долж­ность в Сов­нар­ко­ме Ук­ра­и­ны. Мать – Ма­рия Яков­лев­на бы­ла учи­тель­ни­цей. В 1938 го­ду её из­бра­ли в Ки­ев­ский гор­со­вет. В вой­ну она эва­ку­и­ро­ва­лась в Ба­ла­шов и там в 1942 го­ду умер­ла.

До сем­над­ца­ти лет Ма­ко­го­нен­ко жил с ро­ди­те­ля­ми. Но по­сле де­вя­то­го клас­са он со­брал­ся в лю­ди и, по­ки­нув ро­ди­тель­ское гнёз­дыш­ко в Са­ра­то­ве, от­пра­вил­ся стран­ст­во­вать по Вол­ге и Ура­лу. За­кон­чи­лись его пу­те­ше­ст­вия в ли­тей­ном це­хе ле­нин­град­ско­го за­во­да «Крас­ная за­ря».

В Ле­нин­град­ский уни­вер­си­тет Ма­ко­го­нен­ко по­сту­пил до­воль­но-та­ки по­зд­но – толь­ко в 1934 го­ду. Ему по­вез­ло: на вто­ром се­ме­с­т­ре курс рус­ской ли­те­ра­ту­ры во­сем­над­ца­то­го ве­ка сту­ден­там чи­тал Г.А. Гу­ков­ский. Это он пер­вым при­вил быв­ше­му ли­тей­щи­ку вкус к боль­шим на­уч­ным про­бле­мам.

С по­да­чи Гу­ков­ско­го Ма­ко­го­нен­ко вско­ре во­шёл в дом Чу­ков­ских, ко­то­рые ста­ли его кон­суль­ти­ро­вать по не­ко­то­рым во­про­сам рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVIII–XIX ве­ков. Внуч­ка Кор­нея Ива­но­ви­ча Чу­ков­ско­го и дочь Ли­дии Кор­не­ев­ныЕле­на Це­за­рев­на в ком­мен­та­ри­ях к ма­ми­ным за­пи­с­кам об Ах­ма­то­вой пи­са­ла: «Г.Ма­ко­го­нен­ко в ав­гу­с­те 1937 го­да был в гос­тях у Л.К., ког­да в дверь по­зво­нил двор­ник, и Л.К. по­ня­ла, что сей­час при­дут с обы­с­ком (как и слу­чи­лось). По-ви­ди­мо­му, Ма­ко­го­нен­ко ус­пел уне­с­ти часть бу­маг и книг М.П. Брон­штей­на».

Но че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев его са­мо­го чуть не аре­с­то­ва­ли. Он ведь был на фил­фа­ке ком­сор­гом, но к не­удо­воль­ст­вию ко­мис­са­ров по­че­му-то ни­ко­го из од­но­курс­ни­ков не ра­зоб­ла­чил. Де­ло до­шло до глав­но­го ком­со­моль­ца стра­ны Ко­са­ре­ва. Воз­му­щён­ный ком­со­моль­ский во­жак по­тре­бо­вал в на­ча­ле 1938 го­да про­ве­с­ти в Ле­нин­град­ском уни­вер­си­те­те вы­езд­ной пле­нум ЦК ВЛКСМ. На этом ме­ро­при­я­тии Ма­ко­го­нен­ко в по­ры­ве кли­ку­ше­ст­ва из ком­со­мо­ла ис­клю­чи­ли. Сле­ду­ю­щим ша­гом долж­но бы­ло стать из­гна­ние быв­ше­го ли­тей­щи­ка из уни­вер­си­те­та. Но за опаль­но­го сту­ден­та не­о­жи­дан­но всту­пил­ся рек­тор. Он под­ска­зал, как Ма­ко­го­нен­ко дей­ст­во­вать даль­ше: по­дать апел­ля­цию на имя съез­да и на ка­кое-то вре­мя с во­сем­над­ца­то­го ве­ка пе­ре­клю­чить­ся на со­вре­мен­ность. Уче­ник Гу­ков­ско­го так и по­сту­пил, опуб­ли­ко­вав 14 ап­ре­ля 1938 го­да в «Ле­нин­град­ской прав­де» де­ма­го­ги­че­с­кую ста­тью о Ма­я­ков­ском «В борь­бе с вра­га­ми на­ро­да». Но и во­сем­над­ца­тый век он не бро­сил. Как по­том ут­верж­дал Юли­ан Ок­с­ман, «да­же в ран­них его ра­бо­тах, во мно­гом ещё не­со­вер­шен­ных сту­ден­че­с­ких ра­бо­тах, ко­то­рые пе­ча­та­лись в «Учё­ных за­пи­с­ках» Ле­нин­град­ско­го уни­вер­си­те­та или в «Звез­де» кон­ца 30-х го­дов, мож­но бы­ло по­чув­ст­во­вать уже ве­я­ние но­вой жиз­ни, но­вый глаз, но­вую точ­ку зре­ния».

Ма­ко­го­нен­ко дей­ст­ви­тель­но очень ра­но про­де­мон­ст­ри­ро­вал свои не­за­уряд­ные спо­соб­но­с­ти. Не зря Гу­ков­ский, из­да­вая в 1939 го­ду свой учеб­ник «Рус­ская ли­те­ра­ту­ра XVIII ве­ка», по­счи­тал не­об­хо­ди­мым на стр. 447 сде­лать сно­с­ку на ещё не ­о­пуб­ли­ко­ван­ную ста­тью сво­е­го уче­ни­ка «Ком­по­зи­ция «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» Ра­ди­ще­ва», ко­то­рая по его на­сто­я­нию бы­ла вклю­че­на в ру­ко­пись сбор­ни­ка Ин­сти­ту­та ли­те­ра­ту­ры АН СССР «XVIII век».

По­сле уни­вер­си­те­та Ма­ко­го­нен­ко был ос­тав­лен в ас­пи­ран­ту­ре и при­креп­лён к П.Н. Бер­ко­ву. Но тут на­ча­лась вой­на с бе­ло­фин­на­ми. Мо­ло­дой ис­сле­до­ва­тель ре­шил за­пи­сать­ся в до­б­ро­воль­цы. Его бы­с­т­ро пе­ре­учи­ли в ар­тил­ле­ри­с­ты-на­вод­чи­ки и бро­си­ли на фронт. Тем вре­ме­нем до­ма Ма­ко­го­нен­ко до­жи­да­лась же­на – Ва­лен­ти­на Ру­зи­на. 7 мая 1940 го­да она ро­ди­ла сы­на Ан­д­рея. Но Ма­ко­го­нен­ко сво­е­го пер­вен­ца уви­дел лишь по­сле де­мо­би­ли­за­ции в фе­в­ра­ле 1941 го­да.

Вер­нув­шись в Ле­нин­град, от­став­ной ар­тил­ле­рист-на­вод­чик ус­пел по но­вой за­кру­тить ро­ман со сво­ей быв­шей од­но­курс­ни­цей Ма­ри­ей Иса­ко­вич. Но быв­шая лю­бовь ока­за­лась ему не­вер­на, и всё кон­чи­лось рас­ста­ва­ни­ем.

Свою но­вую лю­бовь – Оль­гу Берг­гольц Ма­ко­го­нен­ко встре­тил уже в на­ча­ле вой­ны в Ле­нин­град­ском ра­дио­ко­ми­те­те. По­на­ча­лу их сбли­зи­ла да­же не сов­ме­ст­ная ра­бо­та, а бес­по­кой­ст­во за судь­бу от­ца Берг­гольц – во­ен­но­го хи­рур­га, ко­то­ро­го ор­га­ны НКВД из-за по­до­зри­тель­ной фа­ми­лии хо­те­ли вы­слать за пре­де­лы Ле­нин­гра­да. «За три дня хло­пот за от­ца, – пи­са­ла Берг­гольц 5 сен­тя­б­ря 1941 го­да в сво­ём днев­ни­ке, – очень сбли­зи­лась (ка­жет­ся) с Яшей Ба­буш­ки­ным, с Юрой Ма­ко­го­нен­ко. О, как ма­ло ос­та­лось вре­ме­ни, что­бы бе­зум­но по­кру­тить с Юрой, а ведь это вот-вот, и, пе­ре­гля­ды­ва­ясь с ним, вдруг чув­ст­вую дав­ний хмель­ной хо­ло­док, про­ва­ли­ва­юсь в ис­кри­с­тую тём­ную про­рубь».

Кро­ме от­ца Берг­гольц, Ма­ко­го­нен­ко при­шлось спа­сать от бе­зос­но­ва­тель­ных до­но­сов и сво­их учи­те­лей – Гу­ков­ско­го и Жир­мун­ско­го. О слу­чай­ном аре­с­те Жир­мун­ско­го ему со­об­щи­ла же­на учё­но­го. И пер­вое, что Ма­ко­го­нен­ко при­шло в го­ло­ву – по­зво­нить во вре­мя ноч­но­го де­жур­ст­ва по «вер­туш­ке» в тюрь­му. Поз­же дочь Ма­ко­го­нен­ко – Да­рья пи­са­ла: «Он учёл, во-пер­вых, то, что ночь – на­и­бо­лее вер­ное вре­мя для звон­ка (имен­но но­чью ра­бо­тал Ста­лин), во-вто­рых – то, что по «вер­туш­ке», с точ­ки зре­ния на­чаль­ни­ка тюрь­мы, зря зво­нить не ста­нут, в-тре­ть­их, – то, что с пер­во­го ра­за ни­кто фа­ми­лии его не раз­бе­рёт, и, на­ко­нец, то, что го­во­рить нуж­но «на­чаль­ст­вен­ным» то­ном. Имен­но та­ким то­ном отец при­ка­зал на­чаль­ни­ку тюрь­мы не­мед­лен­но ос­во­бо­дить В.М. Жир­мун­ско­го». И это сра­бо­та­ло. Фи­ло­ло­га от­пу­с­ти­ли.

По­ка Ма­ко­го­нен­ко бо­рол­ся за сво­их учи­те­лей, от сво­е­го ро­ман­ти­че­с­ко­го за­мыс­ла не от­сту­пи­лась и Берг­гольц. Все зна­ли, что она офи­ци­аль­но со­сто­я­ла в бра­ке с пуш­ки­ни­с­том Ни­ко­ла­ем Мол­ча­но­вым, ко­то­рый стра­дал эпи­леп­си­ей. Берг­гольц дей­ст­ви­тель­но его очень лю­би­ла, но и со­вла­дать с но­вы­ми чув­ст­ва­ми уже не мог­ла. Страсть ока­за­лась силь­ней.

Берг­гольц дол­го ме­та­лась. 14 но­я­б­ря 1941 го­да она от­ме­ти­ла в днев­ни­ке: «Толь­ко что был боль­шой при­па­док у Коль­ки, на­яву. Ед­ва оч­нув­шись, он шеп­тал мне – «лю­бовь моя», – и у ме­ня всё рва­лось вну­т­ри. Я ни­ког­да, ни­ког­да не ос­тав­лю его, ни на ко­го не про­ме­няю! Я люб­лю его как жизнь – и хо­тя эти сло­ва ис­тёр­ты, в дан­ном слу­чае толь­ко они точ­ны. По­ка он есть – есть и жизнь, и да­же ро­ман с Юрой».

Мол­ча­нов умер от ис­то­ще­ния 29 ян­ва­ря 1942 го­да. Берг­гольц по­сле это­го дол­го не мог­ла прий­ти в се­бя. У неё у са­мой ста­ла раз­ви­вать­ся тя­жё­лая фор­ма дис­тро­фии. 1 мар­та по­этес­су чуть ли не си­лой вы­вез­ли в Моск­ву. «Нет, – при­зна­лась она в сво­ём днев­ни­ке 11 мар­та, – я не те­шу се­бя мыс­лью о са­мо­убий­ст­ве. Мне про­сто очень труд­но жить». Спу­с­тя 9 дней она до­ба­ви­ла: «Хо­чу быть с Юр­кой. Я не гре­шу этим пе­ред Ко­лей, – мёрт­во­го я люб­лю его, как жи­во­го, и пло­тью и ду­шой – боль­ше всех я не гре­шу пе­ред ним тем бо­лее, что, м.б., ме­ня ожи­да­ет участь ещё бо­лее страш­ная и пе­чаль­ная, чем его».

Поз­же Ма­ко­го­нен­ко бук­валь­но за­бро­сал Берг­гольц пись­ма­ми. «По­за­вче­ра, – пи­са­ла она 1 ап­ре­ля, – ог­ром­ные пись­ма от Юр­ки, – пла­мен­ные и неж­ные до без­бо­яз­нен­но­с­ти. Он пи­шет, что лю­бит ме­ня, что жаж­дет мо­ей люб­ви «дав­но, без­раз­дель­ной». И Берг­гольц по­ти­хонь­ку ста­ла от­та­и­вать. «Ког­да я вер­нусь в Ле­нин­град, я, на­вер­ное, бу­ду лю­бить Юр­ку на­столь­ко, на­сколь­ко мо­гу чув­ст­во­вать сей­час во­об­ще. Я – ба­ба, и сла­бая ба­ба. Мне ну­жен око­ло се­бя лю­бя­щий, пре­дан­ный мне му­жик».

О.Берггольц и Г.Макогоненко (второй слева).  На обороте надпись рукой Берггольц: «Фронт,  Карельский перешеек, сентябрь 1942 г.»
О.Берггольц и Г.Макогоненко (второй слева).
На обороте надпись рукой Берггольц: «Фронт,
Карельский перешеек, сентябрь 1942 г.»

Даль­ней­шие от­но­ше­ния меж­ду Ма­ко­го­нен­ко и Берг­гольц раз­ви­ва­лись очень не­про­сто. Ма­ко­го­нен­ко рев­но­вал по­этес­су, и не без ос­но­ва­ния, ко мно­гим ли­те­ра­то­рам. Берг­гольц уже не зна­ла, что от­ве­чать. «Вче­ра, до 8 ч. ут­ра, – жа­ло­ва­лась она 4 мая в сво­ём днев­ни­ке, – опять страш­ней­шее объ­яс­не­ние... «Ты пой­ми, что это во­все не сце­на рев­но­с­ти», – го­во­рил он мне, а это бы­ла клас­си­че­с­кая сце­на рев­но­с­ти, и по­ш­лей­шая при­том, но он так мо­лод серд­цем и так ра­ци­о­на­ли­с­ти­чен, что сам не по­ни­ма­ет это­го. Бы­ли у нас Фа­де­ев, Тиш­ка [Н.С. Ти­хо­нов. – В.О.], Про­ко­фь­ев, – пи­ли, я со­вер­шен­но не­вин­но по­вер­те­ла хво­с­том пе­ред Саш­кой Про­ко­фь­е­вым – от­нюдь не боль­ше то­го, как обыч­но с ним – че­ло­ве­ком, глу­бо­чай­шим об­ра­зом без­раз­лич­ным мне и зна­ко­мым свы­ше 10 лет. То есть бо­лее об­ще­го, что ли, ко­кет­ст­ва, нель­зя и при­ду­мать. Тем не ме­нее Юра под­нял это, плюс звон­ки од­но­го тор­пед­ни­ка – на не­бы­ва­ло прин­ци­пи­аль­ную вы­со­ту – «ты ос­кор­б­ля­ла ме­ня весь ве­чер, ты ра­зо­гре­ва­ла Про­ко­фь­е­ва, ты за­зы­ва­ла тор­пед­ни­ка, ты по­ка­за­ла, что ни­чуть не до­ро­жишь на­шей лю­бо­вью» – и т.д. Ду­ра­чок, ду­ра­чок! Он и не по­до­зре­ва­ет, ка­кая ог­ром­ная, изум­ля­ю­щая ме­ня са­моё – его по­бе­да то, что я сме­юсь с ним це­лы­ми дня­ми, как ла­с­каю его с ис­крен­ней­шей не­на­сыт­но­с­тью. Му­чи­тель­ная и лю­би­мей­шая Ко­ли­на тень ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. Я по-на­сто­я­ще­му це­лы­ми дня­ми сча­ст­ли­ва бы­ваю и об­ми­раю от влюб­лён­но­с­ти в Юр­ку, – а он стро­ит ка­кие-то ва­ви­лон­ские баш­ни на тре­пот­не с Саш­кой. Знал бы он, как это мне всё рав­но, что это лишь – то­с­ка... Но вче­ра мне бы­ло очень пло­хо. Саш­ка упил­ся и стал бе­зо­б­раз­но гру­бить и лезть. Юр­ка на­го­во­рил мне не­спра­вед­ли­во-обид­ных ве­щей – зря, зря. Я с от­ча­я­ни­ем по­чув­ст­во­ва­ла се­бя аб­со­лют­но оди­но­кой, – ни­че­го по­доб­но­го не до­пу­с­тил бы Ко­ля, по­ни­мая, что всё – ни­что по срав­не­нию с лю­бо­вью к не­му, что всё не бо­лее, чем ни­че­го не зна­ча­щее ко­кет­ст­во».

Вско­ре Ма­ко­го­нен­ко до­пу­с­тил в ра­бо­те ка­кой-то про­кол, и его по­ни­зи­ли в долж­но­с­ти. Ли­дия Гинз­бург в «За­пи­с­ках бло­кад­но­го че­ло­ве­ка» рас­ска­зы­ва­ла о том, как Ма­ко­го­нен­ко по­явил­ся по­сле на­ка­за­ния в ли­т­ре­дак­ции ра­дио­ко­ми­те­та: «Он был здесь од­ним из на­чаль­ни­ков, но его сня­ли. Те­перь он ра­бо­та­ет кор­ре­с­пон­ден­том. Как кор­ре­с­пон­дент свя­зан с уч­реж­де­ни­я­ми [на­мёк на спец­служ­бы. – В.О.]. Он уязв­лён».

Что­бы до­ка­зать свою нуж­ность, Ма­ко­го­нен­ко по­про­бо­вал про­бить но­вый ста­тус для се­с­т­ры аме­ри­кан­ско­го жур­на­ли­с­та Джо­на Ри­даМэ­ри Рид, ко­то­рая чис­ли­лась со­труд­ни­цей Ле­нин­град­ско­го ко­ми­те­та. Гинз­бург пе­ре­да­ла в сво­их за­пи­с­ках один из раз­го­во­ров, сви­де­те­лем ко­то­ро­го она слу­чай­но ока­за­лась. Не­кто З. за­ме­ти­ла Геор­гию Ма­ко­го­нен­ко: «Юра, я вам уже го­во­ри­ла – не го­во­ри­те мне о Ме­ри Р. У ме­ня ни­ка­ких дел с Ме­ри Р.». И даль­ше со­сто­ял­ся сле­ду­ю­щий ди­а­лог.

«M.: – С ней со­вер­шен­но не­пра­виль­но по­сту­па­ют. Она вид­ный аме­ри­кан­ский де­я­тель, лич­но зна­ко­мый со все­ми пи­са­те­ля­ми Аме­ри­ки. По­че­му она не мо­жет на­пи­сать им пись­мо...

– Ко­неч­но, она мо­жет на­пи­сать. Но что ка­са­ет­ся вид­но­го де­я­те­ля, то бо­юсь, что вы спу­та­ли её с Джо­ном Ри­дом.

– За­чем. Она там зна­ко­ма со все­ми пи­са­те­ля­ми. Ес­ли она на­пи­са­ла пись­мо во­об­ще со вся­ки­ми чув­ст­ва­ми – это бы зву­ча­ло.

– А от неё не то­го хо­тят. Что она мо­жет на­пи­сать о те­ку­щих ве­щах? Го­лод­ный че­ло­век, год ле­жа­ла в дис­тро­фи­че­с­ком со­сто­я­нии. Что она зна­ет? А все го­во­рят о ней – она ни­че­го не уме­ет.

Сре­ди цеп­ля­ю­щих­ся, ча­с­то ав­то­ма­ти­че­с­ки, друг за дру­га реп­лик реп­ли­ка о Ме­ри Р. при­во­дит в дви­же­ние лич­ные те­мы. У З. тут свои счё­ты. В ка­че­ст­ве свет­лой лич­но­с­ти она спа­са­ла, опе­ка­ла, но, как вид­но, не встре­ти­ла долж­ной ду­шев­ной вы­со­ты, по­ни­ма­ния, бла­го­дар­но­с­ти и проч. Ей хо­чет­ся об­су­дить Ме­ри Р. с выс­ших мо­раль­ных по­зи­ций. Но мгно­вен­но учи­ты­ва­ет ин­тел­ли­гент­ский за­прет на склоч­ные раз­го­во­ры, – с на­деж­дой, что со­бе­сед­ни­ком он бу­дет на­ру­шен.

Но М. в те­ме Ме­ри Р. ин­те­ре­су­ет толь­ко то, к че­му он име­ет от­но­ше­ние. Не­пра­виль­ное её ис­поль­зо­ва­ние, по­то­му что он уве­рен, что толь­ко он умел ис­поль­зо­вать и на­прав­лять лю­дей. Но вот его сня­ли...

Вто­рое – её бо­лезнь и пло­хое про­до­воль­ст­вен­ное по­ло­же­ние, по­то­му что он хло­по­тал для неё о кар­точ­ках пер­вой ка­те­го­рии, ус­т­ра­и­вал в ста­ци­о­нар и во­об­ще он умел – дей­ст­ви­тель­но умел – за­бо­тить­ся о лю­дях, с ко­то­ры­ми ра­бо­тал. В эту ко­лею он и от­во­дит раз­го­вор.

– Во всех ре­дак­ци­ях я слы­шал: не зна­ем, что с ней де­лать.

– Она в по­след­нее вре­мя ста­ла луч­ше вы­гля­деть.

– Ка­кое луч­ше! Со вто­рой ка­те­го­ри­ей! Она боль­ной че­ло­век. Её тя­нет пи­сать. Ну она пи­шет рас­ска­зы. И пло­хо. А на­до уметь её ис­поль­зо­вать.

В ав­гу­с­те 1942 го­да Ма­ко­го­нен­ко по­про­сил­ся на фронт. Его при­кре­пи­ли к чет­вёр­то­му от­де­лу по­ли­ту­прав­ле­ния Бал­тий­ско­го фло­та. 8 де­ка­б­ря Берг­гольц со­об­щи­ла от­цу: «Жи­вём на ра­дио, в ма­лень­кой ком­нат­ке, но есть печ­ка, по­ка да­ют дро­ва (Юр­ка, как и все, осе­нью ло­мал до­ма), есть эле­к­т­ри­че­с­кий свет, по­ка что теп­ло и свет­ло, и это уже очень мно­го. Ле­том и осе­нью кор­ми­лись при­лич­но, т.е. не го­ло­да­ли, бы­ли сы­ты. Сей­час по­ло­же­ние бу­дет слож­нее, т.к. ле­том я по­лу­ча­ла так наз<ыва­е­мый> ака­де­мич<ес­кий> па­ёк (сверх ра­боч. кар­точ­ки 3 ки­ло кру­пы, 2 ки­ло му­ки, не­мно­го мас­ла и са­ха­ру) 1 раз в мес., а те­перь это­го пай­ка не бу­дет, ос­та­ё­ся од­на раб<очая> кар­точ­ка. Это ме­нее, чем в об­рез. Юра мо­би­ли­зо­ван во флот, кар­точ­ки не име­ет, а дол­жен пи­тать­ся на ко­раб­ле, что и де­ла­ет. До­мой при­но­сит толь­ко хлеб, а пи­та­ние на ко­раб­ле очень и очень сред­нее для здо­ро­во­го му­жи­ка». В ра­дио­ко­ми­тет Ма­ко­го­нен­ко был воз­вра­щён лишь в сен­тя­б­ре 1943 го­да.

В де­ка­б­ре 1943 го­да влюб­лён­ную па­ру по­се­тил Сер­гей На­ров­ча­тов. Он по­том от­ме­тил в сво­ём днев­ни­ке: «Ма­ко­го­нен­ко – мо­ло­дой па­рень лет 28–30, ра­дио­ко­ми­тет­чик, че­ло­век гиб­ко­го и не­дю­жин­но­го ума. В раз­го­во­ре он ув­ле­ка­ет­ся и впа­да­ет в па­те­ти­ку – это ме­ня на­ст­ро­и­ло сра­зу не­до­вер­чи­во к не­му. Об­лик и ма­не­ры его не вя­жут­ся с этим то­ном. От­зыв Сла­вен­тан­то­ра под­твер­дил мои по­до­зре­ния. «О, это мо­ло­дой Рас­ти­нь­як», – вос­клик­нул до­б­рей­ший Да­вид Ев­се­ич. Ка­жет­ся, это так, и в этом слу­чае брак этот [граж­дан­ский брак с Оль­гой Берг­гольц. – В.О.] не­дол­го­ве­чен. Оль­га вы­гля­дит ря­дом с ним на­мно­го стар­ше – он ин­те­ре­сен, а глав­ное, мо­лод и экс­пан­си­вен. Ес­ли бы не пле­бей­ская верх­няя гу­ба, его мож­но бы­ло на­звать кра­си­вым. Спо­рить с ним ин­те­рес­но, и я не­сколь­ко раз вы­дви­гал на­ро­чи­то па­ра­док­саль­ные по­ло­же­ния, что­бы по­слу­шать его стра­ст­ные и при­ст­ра­ст­ные воз­ра­же­ния».

Осе­нью 1944 го­да Ма­ко­го­нен­ко вос­ста­но­вил­ся в ас­пи­ран­ту­ре Ле­нин­град­ско­го уни­вер­си­те­та. Те­мой сво­ей дис­сер­та­ции он из­брал мос­ков­ский пе­ри­од де­я­тель­но­с­ти рус­ско­го про­све­ти­те­ля Ни­ко­лая Но­ви­ко­ва. Но в ус­та­нов­лен­ные сро­ки мо­ло­дой ис­сле­до­ва­тель не уло­жил­ся, и на­чаль­ст­во в по­бед­ную осень рас­пре­де­ли­ло его в Уль­я­нов­ский пе­дин­сти­тут. Берг­гольц, по­ни­мая, что дол­гую раз­лу­ку с лю­би­мым че­ло­ве­ком не пе­ре­жи­вёт, до­би­лась от­ме­ны не­спра­вед­ли­во­го ре­ше­ния. Вос­поль­зо­вав­шись па­у­зой, Ма­ко­го­нен­ко все си­лы бро­сил на за­вер­ше­ние дис­сер­та­ции и 10 фе­в­ра­ля 1946 го­да по­лу­чил вож­де­лен­ную сте­пень кан­ди­да­та на­ук.

Ка­за­лось бы, уж те­перь-то Ма­ко­го­нен­ко и Берг­гольц мог­ли сво­бод­но вздох­нуть. Но не тут-то бы­ло. Пер­вый зво­но­чек про­зве­нел ле­том 1946 го­да по­сле по­зор­но­го до­кла­да Жда­но­ва об Ах­ма­то­вой и Зо­щен­ко. Учё­но­му при­пом­ни­ли, что до это­го, бук­валь­но вес­ной он при­люд­но рас­шар­ки­вал­ся пе­ред Ах­ма­то­вой в До­ме учё­ных в Лес­ном. Вто­рой удар на­нес­ла в ян­ва­ре 1948 го­да га­зе­та «Ле­нин­град­ская прав­да», опуб­ли­ко­вав­шая раз­гром­ную ста­тью «О фаль­ши­вой пье­се и пло­хом спек­так­ле» о пре­мье­ре Боль­шо­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра, по­ста­вив­ше­го пье­су Берг­гольц-Ма­ко­го­нен­ко «Вер­ные серд­ца». На всё это ещё на­ло­жи­лись се­мей­ные про­бле­мы. Ру­зи­на ни­как не хо­те­ла да­вать Ма­ко­го­нен­ко раз­вод, из-за это­го он свой брак с Берг­гольц смог за­ре­ги­с­т­ри­ро­вать лишь 20 фе­в­ра­ля 1949 го­да. А по­том на­ча­лась борь­ба про­тив ко­с­мо­по­ли­тов, ко­то­рая раз­ве­ла по раз­ные сто­ро­ны двух быв­ших од­но­каш­ни­ков: Г.Берд­ни­ко­ва и Г.Ма­ко­го­нен­ко. Два ста­рых при­яте­ля не со­шлись в оцен­ке сво­е­го учи­те­ля – Гу­ков­ско­го. Пер­вый тре­бо­вал при­гвоз­дить ста­ро­го про­фес­со­ра к по­зор­но­му стол­бу, а вто­рой вся­че­с­ки опаль­но­го фи­ло­ло­га за­щи­щал.

Ког­да Ма­ко­го­нен­ко в пы­лу этой борь­бы ус­пел до­кон­чить кни­гу «Ни­ко­лай Но­ви­ков и рус­ское про­све­ще­ние XVIII ве­ка», за­гад­ка. Но тут ин­те­рес­но дру­гое. В 1951 го­ду пре­зи­ди­ум Со­ю­за со­вет­ских пи­са­те­лей вы­дви­нул эту кни­гу на со­ис­ка­ние Ста­лин­ской пре­мии. В пред­став­ле­нии ли­те­ра­тур­ный ге­не­рал и глав­ный бо­рец с низ­ко­по­клон­ст­вом пе­ред За­па­дом Ни­ко­лай Гри­ба­чёв под­черк­нул: «Г.Ма­ко­го­нен­ко пе­ре­сма­т­ри­ва­ет во­прос о ма­сон­ст­ве Но­ви­ко­ва. Пра­виль­ны ут­верж­де­ния ис­сле­до­ва­те­ля, что Но­ви­ков был чужд край­но­с­тям ми­с­ти­циз­ма, при­су­ще­го мно­гим ма­сон­ским ор­га­ни­за­ци­ям, и, всту­пив в ма­сон­ский ор­ден, не из­ме­нил прин­ци­пам про­све­ще­ния, а от­ста­и­вал их в борь­бе с ру­ко­во­ди­те­ля­ми ма­сон­ст­ва. Но стрем­ле­ние Г.Ма­ко­го­нен­ко изо­б­ра­зить Но­ви­ко­ва как че­ло­ве­ка со­вер­шен­но сво­бод­но­го от ми­с­ти­че­с­ких умо­на­с­т­ро­е­ний в по­след­ние го­ды его жиз­ни, на­до при­знать оши­боч­ным». Впро­чем, Ста­лин­скую пре­мию учё­но­му так и не да­ли. Ви­ди­мо, кто-то на­вер­ху не смог ему про­стить за­щи­ту аре­с­то­ван­но­го Гу­ков­ско­го.

В 1955 го­ду Ма­ко­го­нен­ко бле­с­тя­ще за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию «Ра­ди­щев и его вре­мя». Как от­ме­тил на за­щи­те Юли­ан Ок­с­ман, «у Г.П. Ма­ко­го­нен­ко есть имя, а не толь­ко фа­ми­лия, у Г.П. есть би­о­гра­фия, а не толь­ко справ­ка из от­де­ла кри­ти­ки». Но бо­лее все­го для Ок­с­ма­на бы­ло важ­но, что учё­ный пред­ста­вил не ка­зён­ный труд, а яр­кое со­чи­не­ние, по­буж­да­ю­щее к дис­кус­сии. Ого­во­рив­шись, что его от­ступ­ле­ния ни в ко­ей ме­ре не от­но­сят­ся к ос­нов­ным вы­во­дам дис­сер­та­ции, Ок­с­ман тем не ме­нее пред­ло­жил ряд те­зи­сов сде­лать пред­ме­том по­сле­ду­ю­щих на­уч­ных спо­ров. Он за­явил: «Я не со­гла­сен, на­при­мер, с тем, что Г.П. Ма­ко­го­нен­ко опе­ри­ру­ет по­ня­ти­я­ми, по су­ти де­ла не рас­кры­ты­ми ни в на­ча­ле ра­бо­ты, ни в её за­клю­чи­тель­ных стра­ни­цах. В са­мом де­ле, что та­кое «рус­ское про­све­ще­ние XVIII в.», «рус­ские про­све­ти­те­ли»? Мы всё по­мним, сколь­ко бы­ло спо­ров в свя­зи с на­зва­ни­ем из­ве­ст­ной ра­бо­ты В.Н. Ор­ло­ва («Рус­ские про­све­ти­те­ли») и как сам В.Н. Ор­лов ос­то­рож­но фор­му­ли­ру­ет эти по­ня­тия в сво­ей кни­ге. Г.П. Ма­ко­го­нен­ко в этом от­но­ше­нии ме­нее ос­то­ро­жен, хо­тя Д.Д. Бла­гой и по­ла­га­ет, что в дис­сер­та­ции по­лу­чи­ли пол­ное рас­кры­тие имен­но та­кие по­ня­тия, как «рус­ский про­све­ти­тель» и «рус­ское про­све­ще­ние XVIII в.». Я же счи­таю, что эти по­ня­тия (имен­но по­ня­тия) не по­лу­чи­ли ни пол­но­го, ни ча­с­тич­но­го рас­кры­тия, ес­ли го­во­рить о сколь­ко-ни­будь чёт­ких кон­крет­но-ис­то­ри­че­с­ких фор­му­ли­ров­ках. А что та­кое рус­ский ли­те­ра­тур­ный ре­а­лизм XVIII в., о ко­то­ром так ча­с­то упо­ми­на­ет дис­сер­тант? Ведь это то­же слож­ный и весь­ма спор­ный во­прос, ко­то­рый, од­на­ко, ос­та­ёт­ся обой­дён­ным в дис­сер­та­ции. А что та­кое рус­ский клас­си­цизм, ес­ли все луч­шие про­из­ве­де­ния на­ших клас­си­ков XVIII в. ока­зы­ва­ют­ся про­из­ве­де­ни­я­ми ре­а­ли­с­ти­че­с­ки­ми? Я ни­че­го не пред­ре­шаю, в сво­их во­про­сах, но счи­таю, что дис­сер­тант обя­зан был бо­лее чёт­ко, бо­лее стро­го фор­му­ли­ро­вать своё по­ни­ма­ние этих ли­те­ра­тур­но-ис­то­ри­че­с­ких тер­ми­нов и ка­те­го­рий.

Ге­ор­гий Пан­те­лей­мо­но­вич! Вы вне­сли в на­уч­ный и ли­те­ра­тур­ный обо­рот мно­го но­вых на­блю­де­ний, фак­тов и со­об­ра­же­ний, поз­во­лив­ших по-но­во­му по­ста­вить и ос­ве­тить во­прос во­все не о «рус­ском про­све­ще­нии XVIII в.», а – что го­раз­до бо­лее важ­но – о ста­нов­ле­нии рус­ской на­ци­о­наль­но-де­мо­кра­ти­че­с­кой куль­ту­ры. Так вот имен­но весь этот ком­плекс про­блем, свя­зан­ных с рус­ской на­ци­о­наль­но-де­мо­кра­ти­че­с­кой куль­ту­рой вто­рой по­ло­ви­ны XVIII и на­ча­ла XIX в., Вы и рас­кры­вай­те до кон­ца, тем бо­лее, что Вы и са­ми не со­мне­ва­е­тесь в том, что от Ра­ди­ще­ва пря­мые пу­ти ве­дут к Пуш­ки­ну и к де­ка­б­ри­с­там. И Ра­ди­ще­ва и де­ка­б­ри­с­тов вы рас­сма­т­ри­ва­е­те как «дво­рян­ских ре­во­лю­ци­о­не­ров» (фор­му­ла Ле­ни­на). Ра­ци­о­наль­но ли в свя­зи с этим тут же ха­рак­те­ри­зо­вать то­го же Ра­ди­ще­ва как «про­све­ти­те­ля»? А Пе­с­тель – ав­тор «Рус­ской Прав­ды» – он «про­све­ти­тель» или нет? А Пуш­кин? Спор идёт здесь не о сло­вах, а о не­до­ста­точ­ной чёт­ко­с­ти ва­ших ос­нов­ных фор­му­ли­ро­вок. Мне ду­ма­ет­ся, что и Ло­мо­но­сов, и Ра­ди­щев, и Кры­лов, и Пуш­кин, и пи­са­те­ли-де­ка­б­ри­с­ты, и Бе­лин­ский – они все пре­ем­ст­вен­но свя­за­ны имен­но как стро­и­те­ли но­вой на­ци­о­наль­но-де­мо­кра­ти­че­с­кой куль­ту­ры, да­лё­кой от ли­бе­раль­но-дво­рян­ских ко­с­мо­по­ли­ти­че­с­ких аб­ст­рак­ций за­пад­но-­е­в­ро­пей­ских про­све­ти­те­лей и их рус­ских эпи­го­нов. По­это­му я бы и не на­зы­вал Ра­ди­ще­ва и его пред­ше­ст­вен­ни­ков «про­све­ти­те­ля­ми». Го­раз­до бли­же к про­све­ти­те­лям был мо­ло­дой Ка­рам­зин».

Поз­же один из уче­ни­ков учё­но­го – Ми­ха­ил Ива­нов ут­верж­дал: «Ма­ко­го­нен­ко сде­лал шаг к «объ­ём­но­му» рас­смо­т­ре­нию ли­те­ра­ту­ры. Он од­ним из пер­вых за­го­во­рил о со­су­ще­ст­во­ва­нии сти­лей. Кон­крет­ная его ин­тер­пре­та­ция мо­жет сей­час вы­зы­вать не­ма­ло воз­ра­же­ний, но са­мый под­ход – ед­ва ли. Ря­дом с ещё «креп­ким» клас­си­циз­мом и на­рож­да­ю­щим­ся сен­ти­мен­та­лиз­мом 1760–1770-х го­дов Ма­ко­го­нен­ко по­ста­вил про­све­ти­тель­ский ре­а­лизм. Его при­зна­ка­ми бы­ли ут­верж­де­ние цен­но­с­ти лич­но­с­ти, от­ри­ца­ние фе­о­даль­ных пред­рас­суд­ков в куль­ту­ре и по­ли­ти­ке и стрем­ле­ние изо­б­ра­зить мир в кон­крет­ных кар­ти­нах и прав­до­по­доб­ных об­ра­зах. Для то­го что­бы стать зре­лым ре­а­лиз­мом, тре­бо­ва­лось эс­те­ти­че­с­ки осо­знать со­ци­аль­ную и ис­то­ри­че­с­кую обус­лов­лен­ность дей­ст­ви­тель­но­с­ти, что су­мел сде­лать Пуш­кин. Прав­да, в по­след­ние го­ды жиз­ни Ма­ко­го­нен­ко ис­кал ис­то­ки этих пуш­кин­ских за­во­е­ва­ний в том же ве­ке. Ис­сле­до­ва­тель стал го­во­рить о раз­ных ста­ди­ях со­зре­ва­ния ре­а­лиз­ма на ис­то­ри­че­с­кой оси куль­ту­ры, что гро­зи­ло пре­вра­тить его во вне­вре­мен­ную ка­те­го­рию, при­чём он опи­сы­вал­ся с яв­ным ав­тор­ским пред­по­чте­ни­ем пе­ред дру­ги­ми сти­ля­ми, име­ю­щи­ми свои сла­бо­с­ти, со­че­тал­ся с ма­те­ри­а­лиз­мом в фи­ло­со­фии и про­грес­сив­ным ра­ди­ка­лиз­мом в иде­о­ло­гии. На­зван­ные про­бле­мы вста­нут пе­ред на­укой на­мно­го поз­же и вы­зо­вут дис­кус­сии. А вот вы­ст­ра­и­ва­ние в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XVIII ве­ка про­све­ти­тель­ской ли­нии ста­нет дол­го­вре­мен­ным за­во­е­ва­ни­ем. След­ст­ви­ем от­ри­ца­ния гос­под­ст­ву­ю­щей схе­мы ли­те­ра­тур­но­го раз­ви­тия ста­ла и ста­тья Ма­ко­го­нен­ко «Был ли ка­рам­зин­ский пе­ри­од в ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры?», опуб­ли­ко­ван­ная в 1960 го­ду и вы­звав­шая боль­шой ре­зо­нанс. По тра­ди­ции Ка­рам­зин счи­тал­ся са­мым вли­я­тель­ным пи­са­те­лем-сен­ти­мен­та­ли­с­том и ли­де­ром дви­же­ния, ко­то­рое бо­ро­лось с ре­ак­ци­о­не­ра­ми шиш­ков­ской клас­си­ци­с­ти­че­с­ки ори­ен­ти­ро­ван­ной «Бе­се­ды» и пе­ре­да­ло эс­та­фе­ту уже Пуш­ки­ну. Юрий Ни­ко­ла­е­вич Ты­ня­нов в ста­тье 1926 го­да «Ар­ха­и­с­ты и Пуш­кин» по­ка­зал, что ар­ха­и­с­ты ар­ха­и­с­там рознь, что про­тив­ни­ки са­лон­но­го и ви­ти­е­ва­то­го сен­ти­мен­таль­но­го сло­га (Ка­те­нин, Кю­хель­бе­кер, Гри­бо­е­дов) сво­ей не­при­кры­той «гру­бо­ва­то­с­тью» дви­га­ли ли­те­ра­ту­ру впе­рёд. Так что «ка­рам­зин­ский пе­ри­од» за­вер­шил­ся до 1812 го­да. Ма­ко­го­нен­ко по­шёл даль­ше. В XIX ве­ке не «ка­рам­зи­ни­с­ты» за­да­ва­ли тон сло­вес­но­с­ти, ибо на ли­те­ра­тур­ной аре­не из «чув­ст­ви­тель­ных» пи­са­те­лей ос­та­лись лишь вто­ро­сте­пен­ные фи­гу­ры. А на­и­боль­шие до­сти­же­ния при­над­ле­жат Дер­жа­ви­ну, Де­ни­су Да­вы­до­ву, Жу­ков­ско­му, Ба­тюш­ко­ву и Кры­ло­ву-бас­но­пис­цу. Ка­рам­зин же про­дол­жал тво­рить, но не как «ка­рам­зи­нист»: стиль и ми­ро­воз­зре­ние ав­то­ра «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» кар­ди­наль­но из­ме­ни­лись. Опять мно­гое в этой ста­тье ока­за­лось спор­ным, од­на­ко кар­ти­на ли­те­ра­тур­ной жиз­ни пер­во­го де­ся­ти­ле­тия XIX ве­ка по­лу­чи­ла се­рь­ёз­ные уточ­не­ния и, что са­мое глав­ное, из пло­с­кой ста­ла объ­ём­ной. Но осо­бен­но важ­ным след­ст­ви­ем ока­зал­ся пе­ре­смотр твор­че­ст­ва Ка­рам­зи­на. Уси­ли­я­ми Г.П. Ма­ко­го­нен­ко, П.Н. Бер­ко­ва и Ю.М. Лот­ма­на в 1960-е го­ды из гла­вы изящ­но­го, но увя­да­ю­ще­го на­прав­ле­ния Ка­рам­зин пре­вра­тил­ся в глу­бо­ко­го и ори­ги­наль­но­го пи­са­те­ля и мыс­ли­те­ля, ав­то­ра «Ис­то­рии го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го» – и не как соб­ст­вен­но ис­то­ри­че­с­ко­го тру­да, а вы­да­ю­ще­го­ся ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния» («Санкт-Пе­тер­бург­ский уни­вер­си­тет», 2006, № 18).

Ког­да на­ча­лась хру­щёв­ская «от­те­пель», – Ма­ко­го­нен­ко уго­во­ри­ли на вре­мя воз­гла­вить сце­нар­ный от­дел на ки­но­сту­дии «Лен­фильм». Ки­нош­ни­ки очень рас­счи­ты­ва­ли на его ху­до­же­ст­вен­ный вкус и на то бес­ст­ра­шие, с ко­то­рым он от­ста­и­вал свои идеи в раз­лич­ных об­ко­мах и гор­ко­мах. Учё­ный рез­ко из­ме­нил ритм сво­ей жиз­ни. Как пра­ви­ло, с ут­ра он чи­тал лек­ции в уни­вер­си­те­те, а уже к трём дня пе­ре­би­рал­ся на ки­но­сту­дию. Но в ки­нош­ном ми­ре нра­вы ока­за­лись на­мно­го жёст­че, чем в на­уч­ном. Вы­дер­жав две бит­вы – од­ну за эк­ра­ни­за­цию Алек­сан­д­ром Ива­но­вым по­ве­с­ти Вик­то­ра Не­кра­со­ва «В око­пах Ста­лин­гра­да» и дру­гую за Юрия Гер­ма­на, учё­ный по­про­сил­ся в от­став­ку. На это со­бы­тие на­ло­жи­лись и пе­ре­ме­ны в лич­ной жиз­ни. Он ус­тал от ча­с­тых за­по­ев Оль­ги Берг­гольц и без ума влю­бил­ся в юную же­ну Ген­на­дия Мак­си­мо­ва (сы­на из­ве­ст­но­го ли­те­ра­ту­ро­ве­да Вла­ди­сла­ва Ев­ге­нь­е­ва-Мак­си­мо­ва) – Люд­ми­лу Мак­си­мо­ву, ко­то­рая в 1959 го­ду ро­ди­ла ему дочь Да­шу.

В 1959 го­ду Ма­ко­го­нен­ко был при­гла­шён в Ин­сти­тут рус­ской ли­те­ра­ту­ры в от­дел пуш­ки­но­ве­де­ния. Но как пуш­ки­ни­с­та часть ста­рой ин­тел­ли­ген­ции его по­на­ча­лу не при­зна­ва­ла. Кор­ней Чу­ков­ский, про­чи­тав один из очер­ков учё­но­го, в сво­ём от­зы­ве воз­му­щён­но за­ме­тил: «Ма­ко­го­нен­ко оп­ро­ща­ет, вуль­га­ри­зи­ру­ет по­эзию Пуш­ки­на». Стиль учё­но­го он оха­рак­те­ри­зо­вал «как уди­ви­тель­ное сме­ще­ние пу­с­то­го па­фо­са, бы­то­во­го го­вор­ка, от­ли­ча­ю­ще­го те­ле­ви­зи­он­ные пе­ре­да­чи «на ого­нёк», кан­це­ляр­ской ре­чи, при­су­щей де­ло­вым бу­ма­гам, не­гра­мот­но со­став­лен­ным объ­яв­ле­ни­ям, за­яв­ле­ни­ям, прось­бам, хо­да­тай­ст­вам и га­зет­ным ста­ть­ям». Толь­ко спу­с­тя де­сять лет пуш­ки­ни­с­ты уви­де­ли в Ма­ко­го­нен­ко рав­но­го се­бе ис­сле­до­ва­те­ля. И уже да­вая от­зыв на мо­но­гра­фию «Твор­че­ст­во Пуш­ки­на в 1830-е го­ды», В.Ва­цу­ро под­черк­нул: «Кни­га эта – бе­зус­лов­но, не­за­уряд­ное яв­ле­ние. Она ос­т­ра и по­ле­мич­на, тем­пе­ра­мент­на и пре­вос­ход­но на­пи­са­на».

К сло­ву, в от­де­ле пуш­ки­но­ве­де­ния Ма­ко­го­нен­ко дол­го не за­дер­жал­ся, воз­гла­вив в Пуш­кин­ском До­ме по­том груп­пу по изу­че­нию рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVIII ве­ка. Од­но­вре­мен­но он с 1965 по 1982 год ру­ко­во­дил ка­фе­д­рой рус­ской ли­те­ра­ту­ры в Ле­нин­град­ском уни­вер­си­те­те.

Его лек­ции по рус­ской ли­те­ра­ту­ре на­ча­ла XIX ве­ка бы­ли ни на что не по­хо­жи. Со­вре­мен­ни­ки вспо­ми­на­ли: «По­сле су­хо­ва­той ма­не­ры Пав­ла На­умо­ви­ча Бер­ко­ва (он в пред­ше­ст­ву­ю­щем се­ме­с­т­ре ана­ли­зи­ро­вал XVIII век) речь Ге­ор­гия Пан­те­лей­мо­но­ви­ча на­по­ми­на­ла ис­кря­щий­ся гей­зер. Ге­ор­гий Пан­те­лей­мо­но­вич был кра­си­вым, «вид­ным» муж­чи­ной с круп­ны­ми ухо­жен­ны­ми ру­ка­ми. Поч­ти все­гда в ру­ке бы­ла си­га­ра, он её за­жи­гал, де­лал не­сколь­ко за­тя­жек и на­чи­нал го­во­рить. Па­у­зы для за­тяж­ки все­гда бы­ли пол­ны смыс­ла. Но ора­тор ув­ле­кал­ся, си­га­ра гас­ла, её нуж­но бы­ло вновь за­жечь – и опять в глу­бо­ко­мыс­лен­ной ти­ши­не. Ге­ор­гий Пан­те­лей­мо­но­вич объ­яс­нял свою при­вер­жен­ность си­га­ре тем, что у не­го ина­че сох­ло гор­ло. Но в прин­ци­пе та­кое объ­яс­не­ние бы­ло из­лиш­ним: си­га­ра ему про­сто шла. Внеш­не лек­ци­он­ная ма­не­ра Ге­ор­гия Пан­те­лей­мо­но­ви­ча бы­ла им­про­ви­за­ци­он­ной. Он хо­дил, ос­та­нав­ли­вал­ся у ка­фе­д­ры, ино­гда ру­кой ка­сал­ся лба, очень лю­бил, рас­крыв ла­до­ни, об­ра­тить­ся к ау­ди­то­рии с во­про­сом или всплес­нуть ру­ка­ми. Чи­тал он толь­ко ци­та­ты – и по за­пи­сям, и по кни­ге. Но про­ду­ман­ность ком­по­зи­ции лек­ции бы­ла юве­лир­ной. От­ступ­ле­ния бы­ли обя­за­тель­ны­ми, но не на­ру­ша­ли строй­но­с­ти рас­ска­за. Ма­ко­го­нен­ко не чуж­дал­ся лич­ных вос­по­ми­на­ний, при­ме­ров из жиз­ни учё­ных, но не пре­вра­щал те­му лек­ции в по­вод по­го­во­рить о чём-то дру­гом. Со­дер­жа­ние лек­ции стро­и­лось на со­по­с­тав­ле­нии то­чек зре­ния, од­на­ко кри­ти­ка не но­си­ла жгу­че-уни­чи­жи­тель­но­го ха­рак­те­ра. Не жа­ло­вал он раз­ве что не­ко­то­рых ис­то­ри­че­с­ких де­я­те­лей (Ни­ко­лая I, Ека­те­ри­ну II) и ли­те­ра­тур­ных ге­ро­ев, о ко­то­рых мог вы­ска­зать­ся сар­ка­с­ти­че­с­ки. Об­ли­ком, ма­не­рой дер­жать­ся и го­во­рить Ге­ор­гий Пан­те­лей­мо­но­вич был не­мно­го по­хож на из­ве­ст­но­го ак­тё­ра тех вре­мён Мер­ку­рь­е­ва».

Окон­ча­тель­ный раз­рыв Ма­ко­го­нен­ко с Берг­гольц про­изо­шёл в 1962 го­ду. Один из его уче­ни­ков Сер­гей Гре­чиш­кин поз­же пи­сал: «По­сле раз­во­да с Ма­ко­го­нен­ко Оль­га Фё­до­ров­на пе­ре­жи­ла тя­жё­лую де­прес­сию, по­па­ла в «дур­ку», где на­пи­са­ла ле­ча­ще­му вра­чу ог­ром­ное ис­по­ве­даль­ное пись­мо (стра­ни­чек на трид­цать пять) о сво­ём рас­пав­шем­ся бра­ке и о быв­шем му­же <…> Я по­мню всё, но ска­жу лишь, что это апо­ло­гия апо­фе­о­за люб­ви БОЛЬ­ШОЙ жен­щи­ны к БОЛЬ­ШО­МУ муж­чи­не».

Но, об­ре­тя на­ко­нец се­мей­ное сча­с­тье, Ма­ко­го­нен­ко как учё­ный, ка­жет­ся, на­чал по­нем­но­гу сда­вать. Вес­ной 1970 го­да его из­бра­ли де­ле­га­том на оче­ред­ной съезд пи­са­те­лей Рос­сии. Но луч­ше он это­го съез­да не ви­дел бы. Ис­то­рик ли­те­ра­ту­ры А.Л. Гри­шу­нин пи­сал: «При­ме­ча­тель­но бы­ло по­се­ще­ние квар­ти­ры Ок­с­ма­на Г.П. Ма­ко­го­нен­ко в мар­те 1970 г., ког­да он при­ез­жал в Моск­ву в ка­че­ст­ве де­ле­га­та III съез­да пи­са­те­лей РСФСР, и рас­ска­зы­вал, ка­ким жгу­чим чув­ст­вом сты­да он му­чил­ся все эти дни; до че­го омер­зи­тель­на бы­ла вся об­ста­нов­ка, ре­чи, ре­ше­ния... По сло­вам Г.П., при­хо­дя в гос­ти­ни­цу, он за­ры­вал­ся го­ло­вой в по­душ­ку и бук­валь­но сто­нал от со­зна­ния сво­е­го бес­си­лия, от пре­зре­ния к се­бе за своё ма­ло­ду­шие. С горь­кой иро­ни­ей на­зы­вал он этот съезд «съез­дом по­бе­ди­те­лей».

А даль­ше по­ш­ла че­ре­да по­ра­же­ний. В 1970-е го­ды его кан­ди­да­ту­ру не раз вы­дви­га­ли в чле­ны-кор­ре­с­пон­ден­ты Ака­де­мии на­ук СССР. Но ко­ман­да Ми­ха­и­ла Храп­чен­ко, под­мяв под се­бя всё От­де­ле­ние ли­те­ра­ту­ры и язы­ка, хо­да ему так и не да­ла. По­том в 1978 го­ду он по­че­му-то был вы­ве­ден в Пуш­кин­ском До­ме из груп­пы по изу­че­нию рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVIII ве­ка. А в 1981 го­ду учё­ный не был пе­ре­ут­верж­дён на долж­ность зав­ка­фе­д­рой в ЛГУ. Кто-то счи­тал, что Ма­ко­го­нен­ко ото­мстил быв­ший од­но­курс­ник Берд­ни­ков, за­няв­ший в кон­це 1970-х го­дов пост ди­рек­то­ра ИМ­ЛИ. Мо­жет, это и так.

В по­след­ние го­ды жиз­ни Ма­ко­го­нен­ко, про­дол­жая ис­по­ве­до­вать в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ный прин­цип, по­пы­тал­ся рас­ши­рить ба­зу сво­их ис­сле­до­ва­ний. Он об­ра­тил­ся к струк­ту­ра­лиз­му тар­ту­с­кой шко­лы, стал ин­те­ре­со­вать­ся Ло­се­вым и Бах­ти­ным. Но чув­ст­во­ва­лось, что но­вые под­хо­ды ему да­ва­лись с тру­дом.

Один из уче­ни­ков Ма­ко­го­нен­ко – про­фес­сор Ми­ха­ил Ива­нов за­ме­тил: «Учи­тель пе­ре­жил по­ру сво­е­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го и фи­зи­че­с­ко­го рас­цве­та (20–45 лет) в об­ста­нов­ке не­пре­кра­ща­ю­ще­го­ся по­ли­ти­че­с­ко­го тер­ро­ра. Объ­яс­нял он своё дол­го­тер­пе­ние и тя­жё­лые по­те­ри близ­ких ему лю­дей ис­ка­же­ни­ем иде­а­ла: вне вся­ких со­мне­ний, Ге­ор­гий Пан­те­лей­мо­но­вич ве­рил в со­ци­а­лизм с че­ло­ве­че­с­ким ли­цом. Мы де­ла­ем «то», но не так. Для не­го обос­но­ва­ни­ем слу­жи­ла марк­сист­ская схе­ма ис­то­ри­че­с­ко­го раз­ви­тия как ре­во­лю­ци­он­ной сме­ны вла­с­ти бо­рю­щих­ся со­ци­аль­ных групп. Груп­по­вая «точ­ка от­счё­та» воз­мож­на лишь при те­о­ре­ти­че­с­ком до­пу­ще­нии «ин­ди­ви­ду­аль­ных из­дер­жек». Ска­зан­ное не от­ме­ня­ет лич­ной нрав­ст­вен­но­с­ти, по­то­му что гу­ма­ни­с­ти­че­с­кий под­ход к не­из­беж­ным жерт­вам про­грес­са под­ра­зу­ме­ва­ет их сни­же­ние, а лю­бой не­го­дяй го­тов на­жи­вать­ся на стра­да­ни­ях дру­гих. Со­ци­аль­ные убеж­де­ния Ге­ор­гия Пан­те­лей­мо­но­ви­ча ло­жи­лись в ос­но­ву его ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ной кон­цеп­ции: Ра­ди­щев – де­ка­б­ри­с­ты – на­род­ни­ки – со­ци­ал-де­мо­кра­ты. Она бы­ла кон­тра­ст­ной, по­это­му при пуб­ли­ци­с­тич­но­с­ти из­ло­же­ния изо­би­ло­ва­ла ра­зя­щи­ми вы­ра­же­ни­я­ми: не­слы­хан­ная же­с­то­кость, гран­ди­оз­ный об­ман, ок­ле­ве­тать, под­та­со­вать, на­вя­зать… Об­щий же стиль тек­с­тов Ма­ко­го­нен­ко та­ков, что вы­ска­зан­ное пред­по­чти­тель­нее под­ра­зу­ме­ва­е­мо­го (за ис­клю­че­ни­ем оп­по­зи­ци­он­ных на­мё­ков). По­это­му по­вто­ры, на­гне­та­ние оце­ноч­ных слов ха­рак­тер­ны для из­ло­же­ния. Та­кой текст хо­ро­шо вос­при­ни­ма­ет­ся еди­но­мы­ш­лен­ни­ком, но на­сто­ра­жи­ва­ет то­го, кто не со­гла­сен с иде­ей про­ро­ка. Те­о­ре­ти­че­с­кая ба­за тру­дов Ма­ко­го­нен­ко опи­ра­лась на ис­то­ри­че­с­кую кон­цеп­цию, ин­тер­пре­та­цию боль­ших сти­лей и эти­ко-пси­хо­ло­ги­че­с­кое кре­до. При па­де­нии ав­то­ри­те­та марк­сист­ской со­ци­о­ло­гии мно­гие стра­ни­цы книг ис­сле­до­ва­те­ля ри­с­ку­ют об­ре­с­ти чи­с­то ри­то­ри­че­с­кий ха­рак­тер. Лег­ко­мыс­лен­ный чи­та­тель мо­жет про­пу­с­тить мно­го ин­те­рес­ных и глу­бо­ких на­блю­де­ний, от­бро­сить важ­ные фак­ты, лю­бу­ясь сво­ей ми­ро­воз­зрен­че­с­кой «про­дви­ну­то­с­тью».

Умер Ма­ко­го­нен­ко 3 ок­тя­б­ря 1986 го­да в Ле­нин­гра­де.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования