Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 13.01.2012

Обвинённый в австрийском шпионаже

Павлу Беркову принадлежит оригинальная концепция истории русской литературы восемнадцатого века. Он совершенно по-другому взглянул на Ломоносова, Тредиаковского, Крылова, Сумарокова и Капниста. Академик Дмитрий Лихачёв, предваряя книгу статей учёного о проблемах исторического развития литератур, утверждал: «Он воскрешает прошлое как исследователь, восстанавливает недостающие звенья, объясняет непонятное, приводит в связь явления, которые казались случайными, но не как «пейзажист» прошлого, а как его учёный реставратор, стирающий с карты прошлого белые пятна; П.Н. Берков восстанавливает факты, которые сами слагаются в определённое целое, абсолютно при этом достоверное, если достоверны исследуемые факты».

 

Павел БЕРКОВ
Павел БЕРКОВ

Павел На­умо­вич Бер­ков ро­дил­ся 2 (по но­во­му сти­лю 14) де­ка­б­ря 1896 го­да в Бес­са­раб­ской гу­бер­нии в го­ро­де Ак­кер­ман, ко­то­рый по­том стал на­зы­вать­ся Бел­го­ро­дом-Дне­с­т­ров­ским. «Отец мой был зуб­ным вра­чом (умер в 1914 г.), – пи­сал он ле­том 1952 го­да в сво­ей ав­то­био­гра­фии для Со­ю­за пи­са­те­лей, – мать – до­мо­хо­зяй­ка, умер­ла в 1937 г. в Ле­нин­гра­де. В 1909 г. я по­сту­пил во вто­рой класс гим­на­зии, но не окон­чил кур­са». Хо­тя, по сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, учил­ся он очень хо­ро­шо. Кро­ме то­го, у не­го очень ра­но про­ре­за­лась ис­сле­до­ва­тель­ская жил­ка.

Поз­же кол­ле­га учё­но­го по Пуш­кин­ско­му До­му – ака­де­мик Д.С. Ли­ха­чёв пи­сал: «В школь­ные го­ды Бер­ков ув­ле­кал­ся ма­те­ма­ти­кой; од­но­вре­мен­но у не­го ра­но про­явил­ся ин­те­рес к ис­то­рии род­но­го го­ро­да, его ар­хе­о­ло­ги­че­с­ким древ­но­с­тям. Он чи­тал всё, что от­но­си­лось к про­шло­му Ак­кер­ма­на, де­лал из книг вы­пи­с­ки, на­учил­ся снаб­жать их точ­ны­ми биб­ли­о­гра­фи­че­с­ки­ми сно­с­ка­ми и со­став­лять биб­ли­о­гра­фию во­про­са. Ког­да в 1911 го­ду в Ак­кер­ман­скую гим­на­зию был пе­ре­ве­дён ис­то­рик Хри­санф Хри­сан­фо­вич Зен­ке­вич, ав­тор кни­ги о Пан­ти­ка­пее, он на­шёл для се­бя не­о­це­ни­мый ма­те­ри­ал в те­т­ра­ди, при­над­ле­жав­шей ма­лень­ко­му гим­на­зи­с­ту, у ко­то­ро­го бы­ли да­же не­боль­шие от­кры­тия. Он со­би­рал на бе­ре­гу ан­тич­ную ке­ра­ми­ку и, в ча­ст­но­с­ти, осо­бен­но за­ин­те­ре­со­вал­ся клей­ма­ми, ко­то­рые ста­ви­ли в своё вре­мя ба­зар­ные ста­ро­сты (аго­ра­но­мы) на гон­чар­ных из­де­ли­ях как раз­ре­ше­ние на их про­да­жу. Од­наж­ды, на­блю­дая за ра­бо­той зем­ле­чер­пал­ки, вы­бра­сы­вав­шей на бе­рег пе­сок со дна мо­ря у Дне­с­т­ров­ско­го ли­ма­на, он на­шёл клей­мо с гре­че­с­кой над­пи­сью. Это­го клей­ма в спра­воч­ни­ках не ока­за­лось, и тог­да, до­га­ды­ва­ясь, что часть тер­ри­то­рии ан­тич­но­го го­ро­да бы­ла за­топ­ле­на не­ког­да Дне­с­т­ров­ским ли­ма­ном, он стал уси­лен­но со­би­рать ке­ра­ми­ку имен­но в этом рай­о­не. Ему уда­лось со­ста­вить не­пло­хую кол­лек­цию, в ко­то­рой бы­ли об­лом­ки чёр­но-ла­ко­вой по­су­ды, ке­ра­ми­че­с­кие руч­ки со­су­дов с клей­ма­ми, не­из­ве­ст­ны­ми пред­ше­ст­ву­ю­щим ис­сле­до­ва­те­лям. Кол­лек­ция его ста­ла ши­ро­ко из­ве­ст­на. При­ехав­ший в 1912 го­ду в Ак­кер­ман из­ве­ст­ный ар­хе­о­лог, про­фес­сор Одес­ско­го уни­вер­си­те­та Э. фон Штерн, за­хо­тел по­зна­ко­мить­ся с маль­чи­ком и его на­ход­ка­ми».

Не окон­чил же Бер­ков гим­на­зи­че­с­ко­го кур­са из-за сво­их убеж­де­ний. Его ис­клю­чи­ли в ше­ст­над­цать лет из седь­мо­го клас­са за вы­ступ­ле­ния про­тив вой­ны. Но нет ху­да без до­б­ра. У пар­ниш­ки боль­ше по­яви­лось сво­бод­но­го вре­ме­ни, ко­то­рое бы­ло по­тра­че­но не толь­ко на от­дых, но и на по­зна­ние рус­ской книж­ной куль­ту­ры. Од­на из уче­ниц Бер­ко­ва – И.М. Су­ки­а­но­ва поз­же вы­яс­ни­ла, что по­сле ис­клю­че­ния из гим­на­зии «ро­ди­те­ли ре­ши­ли по­слать сы­на по­го­с­тить к род­ст­вен­ни­кам на да­чу око­ло Че­ре­пов­ца. По до­ро­ге Па­вел На­умо­вич про­сту­дил­ся и при­ехал с силь­ной ан­ги­ной и вы­со­кой тем­пе­ра­ту­рой. Его сра­зу же уло­жи­ли в от­дель­ной ком­на­те, где сте­ны пах­ли смо­лой и по­скри­пы­ва­ли по­ло­ви­цы. Он не мог го­во­рить, вста­вать, но не­о­быч­ность об­ста­нов­ки и дач­ный по­кой при­да­ва­ли все­му, да­же бо­лез­ни, ка­кой-то пра­зд­нич­ный ко­ло­рит. Это ощу­ще­ние пра­зд­нич­но­с­ти ещё бо­лее уси­ли­лось, ког­да сре­ди книг, ко­то­рые да­ли Пав­лу На­умо­ви­чу, его вни­ма­ние при­влёк со­вер­шен­но не­зна­ко­мый ав­тор – Козь­ма Прут­ков. Он стал пе­ре­ли­с­ты­вать кни­гу, не­воль­но за­чи­ты­ва­ясь от­дель­ны­ми сти­хо­тво­ре­ни­я­ми и афо­риз­ма­ми. С каж­дой стра­ни­цей ори­ги­наль­ная кни­га всё боль­ше за­хва­ты­ва­ла его сво­ей за­бав­но­с­тью, без­гра­нич­ным и тон­ким ос­т­ро­уми­ем; а чем боль­ше Па­вел На­умо­вич вчи­ты­вал­ся в неё, тем яс­нее чув­ст­во­вал под­текст от­дель­ных про­из­ве­де­ний и уга­ды­вал от­дель­ные объ­ек­ты па­ро­ди­ро­ва­ния. Смех ду­шил боль­но­го, слё­зы тек­ли ру­чь­я­ми, за­бы­та бы­ла бо­лезнь».

Са­мо­об­ра­зо­ва­ние да­ло свои пло­ды. «Лишь в 1917 г., по­сле фе­в­раль­ской ре­во­лю­ции, – пи­сал Бер­ков в сво­ей ав­то­био­гра­фии, – я сдал эк­за­ме­ны на ат­те­с­тат зре­ло­с­ти. В 1917 г. по­сту­пил в уни­вер­си­тет в Одес­се на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­с­кий фа­куль­тет (клас­си­че­с­кое от­де­ле­ние). По ма­те­ри­аль­ным при­чи­нам при­нуж­дён был тог­да же при­нять ме­с­то пре­по­да­ва­те­ля рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры в гим­на­зии Об­ще­ст­ва Рев­ни­те­лей про­све­ще­ния в м. Та­тар­бу­на­ры (Бес­са­ра­бия), где ра­бо­тал по 1920 г. вклю­чи­тель­но). В 1918 г. Бес­са­ра­бия бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на ру­мы­на­ми. Вслед­ст­вие за­кры­тия со­вет­ско-ру­мын­ской гра­ни­цы не мог про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние в уни­вер­си­те­те, ку­да рань­ше при­ез­жал сда­вать эк­за­ме­ны. Вви­ду это­го я ре­шил вы­ехать из Ру­мы­нии для про­дол­же­ния об­ра­зо­ва­ния в За­пад­ную Ев­ро­пу».

Здесь на­до до­ба­вить, что в Одес­се Бер­ков мно­го за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми с ив­ри­та. На этом по­при­ще он до­бил­ся се­рь­ёз­ных ус­пе­хов. Од­но из сви­де­тельств то­му – вклю­че­ние сти­хо­тво­ре­ния Са­у­ла Чер­ни­хов­ско­го «Ког­да ноч­ной по­рой…» в его пе­ре­во­де в «Ан­то­ло­гию мо­ло­дой ев­рей­ской по­эзии», ко­то­рая бы­ла из­да­на в 1918 го­ду под ре­дак­ци­ей В.Ф. Хо­да­се­ви­ча и Л.Б. Яф­фе. По­том одес­ские из­да­те­ли, же­лая под­дер­жать ока­зав­ше­го­ся в ок­ку­пи­ро­ван­ной Бес­са­ра­бии мо­ло­до­го фи­ло­ло­га, вы­пу­с­ти­ли в пе­ре­во­дах Бер­ко­ва «Сбор­ник ев­рей­ской на­ци­о­наль­ной ли­ри­ки. От Лу­цат­то до Бя­ли­ка».

Вес­ной 1921 го­да Бер­ков был при­нят на егип­то­ло­ги­че­с­кое от­де­ле­ние Вен­ско­го уни­вер­си­те­та. За­тем он всту­пил в Ав­ст­рий­скую ком­пар­тию и стал до­би­вать­ся по­лу­че­ния со­вет­ско­го граж­дан­ст­ва. От­ча­с­ти из-за это­го у не­го из­ме­ни­лись на­уч­ные при­ори­те­ты, ему за­хо­те­лось вер­нуть­ся к ру­си­с­ти­ке. Не слу­чай­но в уни­вер­си­те­те у Бер­ко­ва воз­ник­ла идея под­го­то­вить ис­сле­до­ва­ние на те­му «От­ра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­с­ти кон­ца XIX в. в твор­че­ст­ве Че­хо­ва». Ру­ко­во­ди­тель ка­фе­д­ры ис­то­рии про­фес­сор Г.Юбер­сбер­гер в сво­ём от­зы­ве под­черк­нул: то, что сде­лал сту­дент из Бес­са­ра­бии, «сто­ит вы­ше уров­ня ра­бот, пред­став­ля­е­мых в ка­че­ст­ве док­тор­ских дис­сер­та­ций».

По­лу­чив в 1923 го­ду дип­лом, Бер­ков за­со­би­рал­ся в Со­вет­ский Со­юз. В по­ис­ках ра­бо­ты он от­пра­вил за­про­сы в Моск­ву и Ир­кутск. Но сво­бод­ная ва­кан­сия для не­го на­шлась лишь в пе­т­ро­град­ской шко­ле № 48.

Бер­ков на­де­ял­ся, что его ав­то­ма­ти­че­с­ки из ав­ст­рий­ской ком­пар­тии пе­ре­ве­дут в ВКП(б). Но со­вет­ские ко­мис­са­ры ему в этом от­ка­за­ли. Да и в шко­ле вы­пу­ск­ни­ку Вен­ско­го уни­вер­си­те­та дол­го по­ра­бо­тать не да­ли: кто-то на­пи­сал на не­го до­нос. Хо­ро­шо, что по­сле это­го его при­ня­ли в ас­пи­ран­ту­ру Ин­сти­ту­та ре­че­вой куль­ту­ры.

Свою кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию Бер­ков по­свя­тил ран­не­му пе­ри­о­ду рус­ской ли­те­ра­тур­ной ис­то­ри­о­гра­фии. За­щи­та со­сто­я­лась в 1929 го­ду. Офи­ци­аль­ным оп­по­нен­том был на­зна­чен из­ве­ст­ный ис­то­рик ли­те­ра­ту­ры и биб­ли­о­фил А.Г. Фо­мин. В сво­ём от­зы­ве этот учё­ный от­ме­тил: «Пер­вым боль­шим до­сто­ин­ст­вом ра­бо­ты П.Н. Бер­ко­ва яв­ля­ет­ся её фак­тич­ность, бо­гат­ст­во об­сле­до­ван­но­го ма­те­ри­а­ла. Ра­бо­та на­сы­ще­на име­на­ми, на­зва­ни­я­ми книг и ста­тей, да­та­ми и т.д. П.Н. Бер­ко­вым, не­со­мнен­но, за­тра­чен гро­мад­ный труд на со­би­ра­ние ог­ром­ней­ше­го ма­те­ри­а­ла для его ис­сле­до­ва­ния. С по­ра­зи­тель­ным тру­до­лю­би­ем и упор­ст­вом П.Н. Бер­ков стре­мил­ся ра­зы­с­кать ис­чер­пы­ва­ю­щие све­де­ния не толь­ко о круп­ных, но и о мел­ких фак­тах рус­ской ли­те­ра­тур­ной ис­то­ри­о­гра­фии. Не ог­ра­ни­чи­ва­ясь тща­тель­ны­ми ро­зы­с­ка­ми в рус­ских и ино­ст­ран­ных биб­ли­о­гра­фи­че­с­ких тру­дах, П.Н. Бер­ков об­ра­щал­ся за спра­воч­ни­ка­ми не­по­сред­ст­вен­но в за­гра­нич­ные кни­го­хра­ни­ли­ща, как, на­при­мер, в Ко­пен­га­ген­скую на­ци­о­наль­ную биб­ли­о­те­ку <...>, Фло­рен­тий­скую на­ци­о­наль­ную биб­ли­о­те­ку <...>. Дав в сво­ей ра­бо­те гро­мад­ный фак­ти­че­с­кий ма­те­ри­ал, П.Н. Бер­ков про­явил об­шир­ные биб­ли­о­гра­фи­че­с­кие по­зна­ния, боль­шую спо­соб­ность к биб­ли­о­гра­фи­че­с­кой эв­ри­с­ти­ке. К до­сто­ин­ст­вам ра­бо­ты П.Н. Бер­ко­ва сле­ду­ет от­не­с­ти так­же то, что он взял при­влек­ший его вни­ма­ние во­прос во всём его объ­ё­ме, что он рас­сма­т­ри­ва­ет рус­скую ли­те­ра­тур­ную ис­то­ри­о­гра­фию в свя­зи с изу­че­ни­ем ли­те­ра­ту­ры на За­па­де, не ог­ра­ни­чи­ва­ясь ана­ли­зом лишь рус­ских ра­бот по ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры, но и да­ёт в тре­ть­ей гла­ве об­сто­я­тель­ный об­зор ра­бот ино­ст­ран­цев, по­свя­щён­ных рус­ской ли­те­ра­ту­ре. П.Н. Бер­ко­вым тща­тель­но об­сле­до­ван не толь­ко боль­шой фак­ти­че­с­кий ма­те­ри­ал, но и в зна­чи­тель­ной ча­с­ти не при­вле­кав­ший вни­ма­ния дру­гих ис­сле­до­ва­те­лей-ис­то­ри­о­гра­фов <...>. Ос­та­нав­ли­ва­ясь на тру­дах, уже при­вле­кав­ших вни­ма­ние ис­сле­до­ва­те­лей, П.Н. Бер­ков рас­смо­т­рел их бо­лее об­сто­я­тель­но, чем его пред­ше­ст­вен­ни­ки <...>, по­до­шёл к ним с иной точ­ки зре­ния, су­мел ска­зать о них но­вое <...> Об­сле­дуя об­шир­ней­ший фак­ти­че­с­кий ма­те­ри­ал, П.Н. Бер­ков не ог­ра­ни­чил­ся лишь его опи­са­ни­ем, а про­явил боль­шую ис­сле­до­ва­тель­скую са­мо­сто­я­тель­ность, оп­ро­вер­гая од­ни фак­ты и вно­ся су­ще­ст­вен­ные по­прав­ки в дру­гие. Так, в об­ла­с­ти фак­тов рус­ской ли­те­ра­тур­ной ис­то­ри­о­гра­фии П.Н. Бер­ков с убе­ди­тель­но­с­тью до­ка­зал один из ос­нов­ных сво­их те­зи­сов о том, что ус­та­но­вив­ший­ся взгляд на вы­шед­ший в 1822 г. «Опыт крат­кой ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры» Гре­ча как на пер­вую рус­скую ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ную ра­бо­ту – не­пра­ви­лен, что ему пред­ше­ст­во­ва­ла дли­тель­ная ра­бо­та це­ло­го ря­да пи­са­те­лей, что Греч не «со­здал» ис­то­рию рус­ской ли­те­ра­ту­ры, а толь­ко под­вёл итог пре­ды­ду­щим по­пыт­кам в этой об­ла­с­ти».

По су­ще­ст­ву, Бер­ков вме­с­те с Гу­ков­ским стал ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­ной на­уки о ли­те­ра­ту­ре во­сем­над­ца­то­го ве­ка. Ряд обо­зна­чен­ных в кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции идей он раз­вил в ис­сле­до­ва­нии «Ло­мо­но­сов и ли­те­ра­тур­ная по­ле­ми­ка его вре­ме­ни», ко­то­рое в мае 1936 го­да бы­ло за­щи­ще­но в ка­че­ст­ве док­тор­ской ра­бо­ты. Ес­ли до Бер­ко­ва и Гу­ков­ско­го столк­но­ве­ния меж­ду Тре­ди­а­ков­ским, Ло­мо­но­со­вым и Су­ма­ро­ко­вым фи­ло­ло­ги трак­то­ва­ли как пер­со­наль­ную скло­ку, в ос­нов­ном опе­ри­руя по­ня­ти­я­ми «за­висть» и «тще­сла­вие», то Бер­ков пред­ло­жил взгля­нуть на со­ци­аль­ные при­чи­ны ли­те­ра­тур­ной борь­бы и вы­явить ряд ори­ги­наль­ных ли­те­ра­тур­ных на­прав­ле­ний.

Здесь на­до от­ме­тить, что к се­ре­ди­не 1930-х го­дов Бер­ков за­ре­ко­мен­до­вал се­бя так­же как стра­ст­ный биб­ли­о­фил (оп­ре­де­лён­ную за­кал­ку ему да­ла ра­бо­та в Ин­сти­ту­те кни­ги, до­ку­мен­та и пись­ма) и как за­ме­ча­тель­ный пре­по­да­ва­тель.

В 1936 го­ду ака­де­мик А.С. Ор­лов пред­ло­жил Бер­ко­ву пе­рей­ти в его груп­пу во­сем­над­ца­то­го ве­ка в Ин­сти­тут рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Но 17 ию­ня 1938 го­да учё­но­го аре­с­то­ва­ли и бро­си­ли в оди­ноч­ку. Ему при­пом­ни­ли учё­бу в Ав­ст­рии и об­ви­ни­ли в шпи­о­на­же. Ли­дия Лот­ман поз­же вспо­ми­на­ла: «Ког­да Пав­ла На­умо­ви­ча аре­с­то­ва­ли, нас, сту­ден­тов [Ле­нин­град­ско­го уни­вер­си­те­та, где Бер­ков чи­тал курс ис­точ­ни­ко­ве­де­ния. – В.О.], со­бра­ли в боль­шой ком­на­те, при­шёл со­труд­ник НКВД и про­чёл нам лек­цию о том, что Бер­ков – враг, ко­то­рый про­ник в уни­вер­си­тет и вы­дал се­бя за учё­но­го. При этом он всё вре­мя на­зы­вал его Berkoff, на­ме­кая, что он на­вер­ное не­мец. На сле­ду­ю­щей сво­ей лек­ции Г.А. Гу­ков­ский об­ра­тил­ся к сту­ден­там – слу­ша­те­лям, ко­то­рые, как все­гда, до от­ка­за за­пол­ня­ли зал: «Я хо­чу вам ска­зать, что хо­ро­шо знаю Пав­ла На­умо­ви­ча, дру­жил и дру­жу с ним мно­гие го­ды. Это че­ст­ней­ший че­ло­век и пре­крас­ный учё­ный и пре­по­да­ва­тель». Но Гу­ков­ский не ог­ра­ни­чил­ся толь­ко уст­ным об­ра­ще­ни­ем к сту­ден­там. Он на­пра­вил в ор­га­ны НКВД пись­мен­ное ру­ча­тель­ст­во за сво­е­го кол­ле­гу.

След­ст­вие по де­лу Бер­ко­ва дли­лось че­тыр­над­цать ме­ся­цев. Од­на­ко че­ки­с­ты так ни­че­го и не до­ка­за­ли и 15 ав­гу­с­та 1939 го­да вы­нуж­де­ны бы­ли от­пу­с­тить ис­сле­до­ва­те­ля на во­лю.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Бер­ков был эва­ку­и­ро­ван в Кир­ги­зию. Там у не­го сфор­ми­ро­вал­ся не­под­дель­ный ин­те­рес к кир­гиз­ско­му эпо­су «Ма­нас». В Ле­нин­град он вер­нул­ся лишь в 1944 го­ду.

На­вер­ное, Бер­ков был не са­мым сме­лым че­ло­ве­ком. Оди­ноч­ная ка­ме­ра в ле­нин­град­ской тюрь­ме на­учи­ла его ос­то­рож­но­с­ти. Мо­жет, по­это­му он су­мел в кон­це 1940-х го­дов из­бе­жать об­ви­не­ний в ко­с­мо­по­ли­тиз­ме. Как зло­сло­ви­ли кол­ле­ги учё­но­го, Бер­ков по­сле вой­ны пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­вал­ся в спе­ци­а­ли­с­та по юби­лей­ным ста­ть­ям да не­кро­ло­гам. «Не мо­гу се­бе пред­ста­вить без ужа­са той га­ли­ма­тьи, – воз­му­щал­ся в на­ча­ле ию­ля 1948 го­да Юли­ан Ок­с­ман, об­ра­ща­ясь к Мар­ку Аза­дов­ско­му, – ко­то­рую на­пи­шет под этим пред­ло­гом [при­бли­жал­ся юби­лей Аза­дов­ско­го. – В.О.] в «Вест. Ле­нингр. Унив.» ми­лей­ший П.Н. Бер­ков. Всю свою ака­де­мич. де­я­тель­ность он свёл к юби­лей­ным ста­ть­ям, ко­то­рые пи­шет в сти­ле ре­чей А.И. Пе­ре­печ [се­к­ре­тарь парт­бю­ро Пуш­кин­ско­го До­ма. – В.О.]. Впро­чем, ино­гда у не­го вы­хо­дит кое-что и очень ве­се­ло. (Зри не­кро­лог В.А. Дес­ниц­ко­го, борь­ба ко­то­ро­го с ака­де­миз­мом во имя марк­сист­ско-ле­нин­ской ме­то­до­ло­гии вы­ра­зи­лась в ре­ши­тель­ном от­ка­зе от ис­сле­до­ва­ний и в куль­ти­ви­ро­ва­нии «пре­дис­ло­вий», а са­мый цен­ный труд – не­из­дан­ное опи­са­ние ин­ку­на­бул соб­ст­вен­но­го со­бра­ния)». Эту же мысль Ок­с­ман по­том по­вто­рил и в пись­ме М.П. Алек­се­е­ву. «Я убе­дил­ся, – за­ме­тил Ок­с­ман, – что юби­лей­ные ста­тьи, вы­хо­дя­щие из-под пе­ра ми­лей­ше­го Пав­ла На­умо­ви­ча, в «Ве­ст­ник Ле­нин­град­ско­го Уни­вер­си­те­та» по­па­да­ют яв­но по не­до­ра­зу­ме­нию. Им ме­с­то в «Кро­ко­ди­ле».

В 1950 го­ду Бер­ков по­дал за­яв­ле­ние о вступ­ле­нии в Со­юз пи­са­те­лей. Од­ну из ре­ко­мен­да­ций ему дал Б.Ре­и­зов. Он от­ме­тил: «Сто­ит взгля­нуть на спи­сок тру­дов Бер­ко­ва, что­бы убе­дить­ся в за­ме­ча­тель­ной ши­ро­те на­уч­ных ин­те­ре­сов и кру­го­зо­ра ав­то­ра. Здесь есть ра­бо­ты по древ­ней рус­ской ли­те­ра­ту­ре, по ли­те­ра­ту­ре XVIII ве­ка, со­ста­вив­шей од­но вре­мя ос­нов­ной пред­мет за­ня­тий ав­то­ра, по ли­те­ра­ту­ре XIX ве­ка от Пуш­ки­на до Пи­сем­ско­го, на­ко­нец, по ли­те­ра­ту­ре ХХ ве­ка и по со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре, от Горь­ко­го и Че­хо­ва до по­след­них ли­те­ра­тур­ных яв­ле­ний на­ших дней. Есть у П.Н. и ра­бо­ты по за­пад­но-ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ре (на­при­мер, ста­тья о Мо­пас­са­не и и ком­мен­та­рии к те­о­ре­ти­че­с­ким ра­бо­там Мо­пас­са­на, в то вре­мя у нас не­из­ве­ст­ным и поч­ти не­ис­сле­до­ван­ным), и ста­тьи по ли­те­ра­ту­ре на­ро­дов СССР, – по­сто­ян­ный пред­мет ис­сле­до­ва­ния и уни­вер­си­тет­ско­го пре­по­да­ва­ния П.Н.».

Од­на­ко, не­смо­т­ря на бле­с­тя­щие от­зы­вы, де­ло о при­ёме Бер­ко­ва в Со­юз за­тя­ну­лось на два го­да. Вро­де ни­кто силь­но про­тив его кан­ди­да­ту­ры и не воз­ра­жал. На­про­тив, прав­ле­ние Ле­нин­град­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции ока­за­ло ему 27 ап­ре­ля 1951 го­да еди­но­душ­ную под­держ­ку. Учё­но­го на все ла­ды рас­хва­ли­ли Ми­ха­ил Ду­дин и Вла­ди­мир Ор­лов. Ос­то­рож­ность про­яви­ло мос­ков­ское на­чаль­ст­во. Не­кто Кар­по­ва на за­се­да­нии при­ём­ной ко­мис­сии вскользь за­ме­ти­ла: «Един­ст­вен­ное, что мо­жет вы­звать со­мне­ние – это то, что всё-та­ки па­фос глав­ных ра­бот Бер­ко­ва – это во­сем­над­ца­тый век». Но опыт­ный ап­па­рат­чик Ми­ха­ил Храп­чен­ко об­ра­тил вни­ма­ние на то, что Бер­ков яко­бы уже «пе­ре­клю­чил­ся на бо­лее близ­кие нам те­мы», про­де­мон­ст­ри­ро­вав при этом бро­шю­ру учё­но­го о ми­ро­вом зна­че­нии со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры (мол, бро­шю­ра по­ка­зы­ва­ет, «что Бер­ков не сто­ит в сто­ро­не от ак­ту­аль­ных тем со­вре­мен­но­с­ти»). Кро­ме Храп­чен­ко, за Бер­ко­ва за­сту­пил­ся так­же глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Звез­да» В.Дру­зин. Он от­ме­тил, что ес­ли по во­сем­над­ца­то­му ве­ку спе­ци­а­ли­с­тов в Ле­нин­гра­де хоть пруд пру­ди, то по ли­те­ра­ту­рам на­ро­дов СССР на весь го­род на­бе­рёт­ся лишь три зна­то­ка: сам Дру­зин, Дм. Мол­дав­ский и Бер­ков.

Вме­ша­тель­ст­во вли­я­тель­но­го в Ле­нин­гра­де лит­функ­ци­о­не­ра Дру­зи­на на ка­кое-то вре­мя спас­ло Бер­ко­ва от об­ви­не­ний в низ­ко­по­клон­ст­ве пе­ред За­па­дом. Но в на­ча­ле 1953 го­да по­ло­же­ние от­ча­с­ти из­ме­ни­лось. В Ле­нин­град­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции ок­реп­ли «вол­ча­та», ко­то­рые бы­ли не прочь по­тес­нить Дру­зи­на и по­ме­нять лит­на­чаль­ст­во. Эти уже да­же не «вол­ча­та», а на­сто­я­щие вол­ча­ры 10 фе­в­ра­ля 1953 го­да ор­га­ни­зо­ва­ли пуб­ли­ка­цию в «Ле­нин­град­ской прав­де» ста­тьи ас­пи­ран­тов жур­фа­ка ЛГУ А.Ёл­ки­на и А.Са­вен­ко­ва «Про­тив объ­ек­ти­виз­ма и уп­ро­щен­че­ст­ва в на­уке о ли­те­ра­ту­ре». Два на­чи­на­ю­щих ис­сле­до­ва­те­ля ни с то­го ни с се­го об­ру­ши­лись в сво­ём ма­те­ри­а­ле на кни­гу про­фес­со­ра Бер­ко­ва «Ис­то­рия рус­ской жур­на­ли­с­ти­ки XVIII ве­ка». В Пуш­кин­ском До­ме по это­му по­во­ду вы­нуж­де­ны бы­ли сроч­но со­брать за­се­да­ние Учё­но­го со­ве­та. «Учё­ный со­вет, – со­об­щал 4 ап­ре­ля в «Ле­нин­град­ской прав­де» уже ано­ним­ный ав­тор, – при­знал пра­виль­ной кри­ти­ку объ­ек­ти­вист­ских оши­бок кни­ги Бер­ко­ва. В ре­ше­нии го­во­рит­ся о том, что «...в кни­ге проф. П.Н. Бер­ко­ва про­яви­лись ре­ци­ди­вы его ста­рых оши­бок – бур­жу­аз­но­го объ­ек­ти­виз­ма, те­о­рии еди­но­го по­то­ка и уп­ро­щен­че­ст­ва в на­уке. Не­ко­то­рые чле­ны учё­но­го со­ве­та (ре­дак­тор кни­ги проф. То­ма­шев­ский, ре­цен­зент проф. Ли­ха­чёв) про­яви­ли бла­го­ду­шие и при­ми­рен­че­ст­во к до­пу­щен­ным в кни­ге проф. Бер­ко­ва ошиб­кам». К со­жа­ле­нию, учё­ный со­вет ин­сти­ту­та в сво­ём ре­ше­нии ока­зал­ся не до кон­ца са­мо­кри­тич­ным. Из­да­ние идей­но по­роч­ной кни­ги осу­ще­ств­ле­но в ре­зуль­та­те то­го, что учё­ный со­вет «в це­лом про­явил ли­бе­раль­ное от­но­ше­ние к су­ще­ст­вен­ным ошиб­кам ра­бо­ты Бер­ко­ва. Это мог­ло слу­чить­ся лишь в об­ста­нов­ке при­туп­ле­ния бди­тель­но­с­ти ко вся­ко­го ро­да про­яв­ле­ни­ям бур­жу­аз­ной иде­о­ло­гии. Сле­ду­ет так­же от­ме­тить, что и дис­кус­сия не во всём ока­за­лась на долж­ном идей­но-те­о­ре­ти­че­с­ком уров­не. Не­ко­то­рые вы­сту­пав­шие (Б.То­ма­шев­ский, Г.Ма­ко­го­нен­ко и др.) пы­та­лись за­щи­щать пра­во учё­но­го на ошиб­ки. Проф. В.Дес­ниц­кий по су­ще­ст­ву за­пу­тал во­прос о про­грес­сив­но­с­ти тех или иных ли­те­ра­тур­ных яв­ле­ний. На­до по­ла­гать, что пар­тий­ная ор­га­ни­за­ция и ру­ко­вод­ст­во Ин­сти­ту­та рус­ской ли­те­ра­ту­ры из­вле­кут над­ле­жа­щие уро­ки из про­ве­дён­но­го об­суж­де­ния идей­но-по­роч­ной кни­ги».

Бер­ков по­на­ча­лу хо­тел дать Ёл­ки­ну и Са­вен­ко­ву ре­ши­тель­ный от­пор, но по­том сло­мал­ся. Эту си­ту­а­цию по­дроб­но из­ло­жил в сво­их ме­му­а­рах ака­де­мик Д.С. Ли­ха­чёв. Он вспо­ми­нал: «Бы­ло со­бра­но за­се­да­ние Учё­но­го со­ве­та. Мы с Б.В. То­ма­шев­ским ре­ши­ли за­щи­щать П.Н. Бер­ко­ва и раз­ра­бо­та­ли так­ти­ку: я дол­жен был вы­сту­пить пе­ред кон­цом за­се­да­ния, а Б.В. То­ма­шев­ский – по­след­ним (роль по­след­не­го вы­сту­па­ю­ще­го все­гда бы­ла очень важ­на). Так и сде­ла­ли. Ког­да уже долж­ны бы­ли пре­до­ста­вить сло­во П.Н. Бер­ко­ву для «по­ка­я­ния», по­тре­бо­вал сло­ва я и по­дроб­но до­ка­зал, что в ста­тье «Ёл­ки­на-Пал­ки­на» Ле­ни­ну при­пи­са­но как раз об­рат­ное то­му, что он пи­сал, и что об­ви­не­ние П.Н. Бер­ко­ва в «биб­ли­о­гра­фи­че­с­ком ме­то­де» без­гра­мот­но, так как биб­ли­о­гра­фия – на­ука, а не ме­тод. Моё вы­ступ­ле­ние вряд ли мог­ло что-ли­бо из­ме­нить, ес­ли бы не со­дер­жав­ши­е­ся в нём ссыл­ки на Ле­ни­на. Я это знал и по­то­му вы­сту­пал очень ре­ши­тель­но. Н.Ф. Бель­чи­ков [ди­рек­тор Пуш­кин­ско­го До­ма. – В.О.] за­явил, что за­се­да­ние, вви­ду его важ­но­с­ти, не мо­жет быть за­кон­че­но, и пред­ло­жил пе­ре­не­с­ти его на сле­ду­ю­щую не­де­лю. Вто­рое за­се­да­ние я по­мню пло­хо, хо­тя на нём «под за­на­вес» с очень силь­ны­ми ар­гу­мен­та­ми (и, как все­гда, бле­с­тя­ще) вы­сту­пил Б.В. То­ма­шев­ский. Н.Ф. Бель­чи­ков вы­нуж­ден был на­зна­чить тре­тье за­се­да­ние Учё­но­го со­ве­та. На что Бель­чи­ков на­де­ял­ся – я не знаю. Ав­то­ры ста­тьи не вы­сту­па­ли: бы­ли они слиш­ком не­ав­то­ри­тет­ны для от­кры­тых до­но­сов (та­ких ав­то­ров, как они, толь­ко «при­ни­ма­ли во вни­ма­ние» в пись­мах и ста­ть­ях). По­мню, что, встре­тив ме­ня в гряз­ной, как обыч­но, убор­ной ин­сти­ту­та на пер­вом эта­же, Б.В. То­ма­шев­ский ска­зал: «Вот един­ст­вен­ное ме­с­то в Пуш­кин­ском До­ме, где лег­ко ды­шит­ся!» Итак, тре­тье за­се­да­ние по об­суж­де­нию ра­бот П.Н. Бер­ко­ва... То ли нер­вы у Пав­ла На­умо­ви­ча не вы­дер­жа­ли, то ли кто-то из «до­б­ро­хо­тов» уго­во­рил, но, не пре­ду­пре­див ни ме­ня, ни То­ма­шев­ско­го, П.Н. Бер­ков вы­сту­пил с по­лу­приз­на­ни­ем сво­их оши­бок. То­ма­шев­ский вски­пел и, ког­да весь пе­ре­пол­нен­ный зал, ожи­дав­ший по­бе­ды прав­ды, ра­зо­ча­ро­ван­но рас­хо­дил­ся, гром­ко ска­зал мне че­рез го­ло­вы вы­хо­див­ших: «Дми­т­рий Сер­ге­е­вич, а что же мы с ва­ми ста­ра­лись?!» Сло­ва эти я за­пом­нил точ­но» (Д.С. Ли­ха­чёв. Вос­по­ми­на­ния. СПб., 1997).

Но от су­ро­вых орг­вы­во­дов Бер­ко­ва спас­ли не по­ка­ян­ные ре­чи, а на­чав­ши­е­ся в стра­не сра­зу по­сле смер­ти Ста­ли­на по­ли­ти­че­с­кие ре­фор­мы. Тем не ме­нее из­да­те­ли на вся­кий слу­чай от пуб­ли­ка­ции дру­гой кни­ги учё­но­го – «Ис­то­рия рус­ской ко­ме­дии XVIII ве­ка» воз­дер­жа­лись. Они не бы­ли уве­ре­ны в том, что ёл­ки­ны и их по­кро­ви­те­ли не возь­мут ре­ванш.

Брюсовские чтения. Ереван. 1962 г.
Брюсовские чтения. Ереван. 1962 г.

В 1960 го­ду Бер­ков был из­бран чле­ном-кор­ре­с­пон­ден­том Ака­де­мии на­ук СССР. В это вре­мя он, как вспо­ми­на­ла В.Ад­ри­а­но­ва-Пе­ретц, «за­ду­мал ра­бо­ту по те­ме «Ис­то­рия рус­ско-не­мец­ких ли­те­ра­тур­ных кон­так­тов в XVIII в.», за­тем су­зил хро­но­ло­ги­че­с­кие рам­ки, оп­ре­де­лив гра­ни­цей 1750-е го­ды – вре­мя, ког­да «и у рус­ских, и у нем­цев на­чи­на­ет­ся пе­ри­од Про­све­ще­ния» и на­сту­па­ет ка­че­ст­вен­но но­вый этап раз­ви­тия этих кон­так­тов. Од­на­ко, раз­мы­ш­ляя даль­ше над те­мой, Па­вел На­умо­вич при­шёл к вы­во­ду, что по­нять по-на­сто­я­ще­му сво­е­об­ра­зие «куль­тур­ных встреч» рус­ских и нем­цев, став­ших с на­ча­ла XVIII ве­ка си­с­те­ма­ти­че­с­ки­ми и мно­го­об­раз­ны­ми, не­воз­мож­но, не изу­чив, как про­те­ка­ли они с са­мо­го на­ча­ла, то есть с ки­ев­ско­го пе­ри­о­да рус­ской ис­то­рии. Так ис­сле­до­ва­тель во­шёл вплот­ную в ма­те­ри­ал X–XVII ве­ков. Из ши­ро­ко за­ду­ман­ной ра­бо­ты Пав­ла На­умо­ви­ча над этим ма­те­ри­а­лом со­хра­ни­лась в окон­ча­тель­но об­ра­бо­тан­ном ви­де та часть пер­вой гла­вы «Рус­ско-не­мец­кие ли­те­ра­тур­ные кон­так­ты в Ки­ев­ский пе­ри­од (Х–ХШ вв.)», в ко­то­рой тща­тель­но со­бра­ны и про­ана­ли­зи­ро­ва­ны лишь све­де­ния ла­тин­ско-не­мец­ких ис­точ­ни­ков это­го вре­ме­ни. Из неё мы уз­на­ём, что зна­ли о Ру­си в эти ве­ка нем­цы, ка­ки­ми пу­тя­ми по­лу­ча­ли они све­де­ния о рус­ских. Эта часть ис­сле­до­ва­ния об­ры­ва­ет­ся на ана­ли­зе па­мят­ни­ков ла­тин­ско-не­мец­кой аги­о­гра­фии, в ко­то­рых име­ют­ся ис­то­ри­че­с­кие или ле­ген­дар­ные упо­ми­на­ния о Ру­си. Уже в на­сто­я­щем ви­де эта часть мо­но­гра­фии за­ни­ма­ет око­ло пя­ти пе­чат­ных ли­с­тов. Воз­мож­но, при раз­бо­ре ар­хи­ва Пав­ла На­умо­ви­ча най­дёт­ся и про­дол­же­ние этой гла­вы, ко­то­рая мог­ла бы быть опуб­ли­ко­ва­на».

Вес­ной 1966 го­ду груп­па учё­ных хо­те­ла вы­дви­нуть Бер­ко­ва в дей­ст­ви­тель­ные чле­ны Ака­де­мии на­ук СССР. Но ис­сле­до­ва­тель от этой че­с­ти от­ка­зал­ся. В от­вет­ном пись­ме он со­об­щил: «Я счи­таю се­бя в ка­кой-то ме­ре ис­то­ри­о­гра­фом на­шей на­уки и на этом ос­но­ва­нии вы­но­шу свой, «еги­пет­ский», как го­во­рил Пуш­кин, т.е. стро­гий, не­ли­це­при­ят­ный, суд над со­вет­ски­ми ли­те­ра­ту­ро­ве­да­ми, над их пра­вом на ака­де­ми­че­с­кое крес­ло». Вме­с­то се­бя учё­ный пред­ло­жил шесть дру­гих кан­ди­да­тов.

Умер Бер­ков 9 ав­гу­с­та 1969 го­да в Ле­нин­гра­де. По­хо­ро­ни­ли его в Ко­ма­ро­ве. Сын учё­но­го стал круп­ней­шим спе­ци­а­ли­с­том в об­ла­с­ти скан­ди­нав­ской фи­ло­ло­гии.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования