Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 13.01.2012

Битва за Сталинград

Очень редко редакторы литературных журналов берут на себя ответственность публиковать произведения представителей маргинальной среды нашего общества. Такие тексты интересны скорее как документ эпохи, свидетельство о людях, написанное от первого лица, зачастую слабое в художественном отношении, но производящее мощный эффект благодаря теме, затронутой автором.

В 2010 году поводом для разговоров о языке улиц стала повесть «Исход» анонимного автора, который подписался как Dj Stalingrad. Изначально текст позиционируется как будни представителя движения «антифа». За последние несколько лет нацизм и борьба с ним становится частью нашей жизни, и кажется, что любая книга на эту тему может стать бестселлером. Тем более что автора «Исхода» можно считать едва ли не первооткрывателем: героев и писателей из антифа в русской литературе прежде замечено не было. Целый пласт обширной субкультуры, его статус и восприятие читателем зависят от одного человека – описывающего этот мир героя-автора. Ведь именно он, подобно зеркалу, отображает и формирует изначальное представление людей об этой незнакомой среде и их оценку. Читатель рассчитывает на то, что зеркало не будет кривым, но это художественная литература, вымысел, а значит – всё возможно.

 

На­цизм, на­ци­о­на­лизм, фа­шизм – дав­но по­нят­ные и за­ча­с­тую близ­кие мо­ло­дё­жи до­к­т­ри­ны. Ан­д­рей Юров, член экс­перт­но­го со­ве­та при упол­но­мо­чен­ном по пра­вам че­ло­ве­ка в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, экс­перт Со­ве­та Ев­ро­пы, кон­суль­тант Мос­ков­ской Хель­син­ской груп­пы (МХГ) в сво­ём до­кла­де на круг­лом сто­ле «Про­бле­мы вза­и­мо­дей­ст­вия в муль­ти­куль­тур­ной мо­ло­дёж­ной сре­де» при­во­дит лю­бо­пыт­ные дан­ные в свя­зи с от­но­ше­ни­ем мо­ло­дых лю­дей к этой те­ме. В од­ном про­вин­ци­аль­ном го­ро­де в го­дов­щи­ну ВОВ сре­ди школь­ни­ков 50 клас­сов 15-ти школ раз­ных уров­ней от про­стых до са­мых пре­стиж­ных про­во­дил­ся оп­рос об от­но­ше­нии к фа­шиз­му. В ре­зуль­та­те ока­за­лось, что при­мер­но 5–6 че­ло­век из 30-ти сим­па­ти­зи­ру­ют со­вре­мен­ным на­ци­с­там, одо­б­ря­ют их дей­ст­вия, и, воз­мож­но, са­ми яв­ля­ют­ся на­ци­с­та­ми. При­мер­но та­кая же груп­па школь­ни­ков (5–6 из 30-ти) го­во­рит, что бо­ит­ся «ски­нов»: «Мы бо­им­ся, мы счи­та­ем это про­бле­мой». При­чи­на­ми яв­ля­ют­ся при­над­леж­ность к иным суб­куль­ту­рам, ли­бо друж­ба с пред­ста­ви­те­ля­ми нац­мень­шинств и дру­гих эт­ни­че­с­ких групп. Но са­мое уди­ви­тель­ное свя­за­но с тем, что «…и пер­вые 5 че­ло­век го­во­рят, что «это – про­бле­ма», – но про­бле­ма в том смыс­ле, что «на­ци­с­тов слиш­ком ма­ло и слиш­ком мно­го лю­дей с дру­гим цве­том ко­жи». Так вот, 12 че­ло­век го­во­рят, что эта про­бле­ма есть, а ос­таль­ные 18–20 го­во­рят, что про­бле­мы во­об­ще не су­ще­ст­ву­ет. «Ну, ка­кие-то там на­ци­с­ты; ну, что-то они там де­ла­ют; эти ски­ны, ко­го-то там по­би­ли; ну, ма­ло ли, ху­ли­ган­ст­во ка­кое-то, у ко­го-то мо­биль­ник ото­б­ра­ли... Мы не бу­дем этим за­ни­мать­ся и раз­ду­вать из это­го про­бле­му. Ма­ло ли на ули­це ху­ли­га­нов хо­дит! И да­же го­во­рить об этом не сто­ит!»1. То есть для 20 из 30 че­ло­век этой про­бле­мы не су­ще­ст­ву­ет и об­суж­дать тут не­че­го. Имен­но бла­го­да­ря за­мал­чи­ва­нию и со­зна­тель­но­му не­же­ла­нию за­ме­чать оче­вид­ное те­ма фа­шиз­ма и борь­бы про­тив не­го ста­но­вит­ся мар­ги­наль­ной, ухо­дит за пре­де­лы об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. На­кла­ды­вая ста­ти­с­ти­че­с­кую схе­му вос­при­я­тия школь­ни­ков на всё со­вре­мен­ное об­ще­ст­во, не­труд­но во­об­ра­зить тот го­ри­зонт ожи­да­ний, ко­то­рый свя­зан с «Ис­хо­дом» и её ав­то­ром.

Уз­нать, кто на са­мом де­ле скры­ва­ет­ся за про­зви­щем Dj Stalingrad, до­воль­но лег­ко. По­весть «Ис­ход», опуб­ли­ко­ван­ная сна­ча­ла в жур­на­ле «Зна­мя», а сле­дом вы­пу­щен­ная от­дель­ной кни­гой, вы­зва­ла ши­ро­кий ре­зо­нанс в ли­те­ра­тур­ной сре­де. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло, в том чис­ле, вы­дви­же­ние по­ве­с­ти в спи­сок но­ми­нан­тов на пре­мию А.Бел­ки­на в 2010 го­ду. По мне­нию мно­гих кри­ти­ков, «Зна­мя» вне­зап­но оку­ну­лось в марги­н­аль­ную сфе­ру, ко­то­рой чу­ра­ют­ся ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы. От­де­лив текст от поч­вы, на ко­то­рой тот воз­ник, Сер­гей Чу­при­нин по­ме­ща­ет его в сре­ду чуж­дую не толь­ко та­ко­му спо­со­бу вы­ра­же­ния, но, преж­де все­го, спо­со­бу вос­при­я­тия и от­но­ше­ния к жиз­ни. Не­да­ром он под­чёр­ки­ва­ет от­да­лён­ность от по­доб­ных лю­дей в пре­дис­ло­вии к «Ис­хо­ду»: «Мои де­ти – не та­кие. И де­ти мо­их дру­зей, их од­но­каш­ни­ки, со­слу­жив­цы, при­яте­ли – то­же не та­кие»2.

Вслед за пуб­ли­ка­ци­ей по­сле­до­ва­ла ха­рак­тер­ная дис­кус­сия во­круг по­ве­с­ти в жур­на­ле «Зна­мя» с го­во­ря­щим на­зва­ни­ем «Ещё од­но по­те­рян­ное по­ко­ле­ние?». В ней при­ня­ли уча­с­тие как ли­те­ра­то­ры, так и пси­хо­ло­ги, со­ци­о­ло­ги, т.е. ис­сле­до­ва­те­ли со­ци­аль­ных про­цес­сов в на­шем об­ще­ст­ве. Что ха­рак­тер­но, лишь А.Цвет­ков в этой си­ту­а­ции смог адек­ват­но оце­нить по­весть как ли­те­ра­тур­ное и со­ци­аль­ное яв­ле­ние не толь­ко бла­го­да­ря лич­но­му зна­ком­ст­ву с ав­то­ром: «В об­ще­ст­ве, ко­то­рое фак­ти­че­с­ки со­гла­си­лось с тем, что че­ло­век есть преж­де все­го су­ще­ст­во, пре­ум­но­жа­ю­щее свой до­ход, все опи­сан­ные со­бы­тия и ти­па­жи не­из­беж­ны. В об­ще­ст­ве, не со­здав­шем ни­ка­ких вну­т­рен­них ог­ра­ни­чи­те­лей ка­пи­та­лиз­ма, ни­ка­ких «но» и «ес­ли» на пу­ти ры­ноч­ной вой­ны сла­бых про­тив ещё бо­лее сла­бых, в об­ще­ст­ве, где раз­лёт меж­ду са­мым бо­га­тым и са­мым бед­ным про­цен­том дав­но пре­взо­шёл вся­кие со­ци­о­ло­ги­че­с­кие при­ли­чия, сле­ду­ет удив­лять­ся не то­му, «от­ку­да это всё взя­лось?», а то­му, «по­че­му это­го до сих пор так ма­ло?»3. И от­вет тут де­мо­гра­фи­че­с­кий – стре­ми­тель­но ста­ре­ю­щее об­ще­ст­во есть не луч­ший и да­же тор­мо­зя­щий фон для лю­бых мо­ло­дёж­ных бун­тов, сколь­ко бы ни на­ко­пи­лось для них при­чин». Ос­таль­ные вы­ска­зы­ва­ния мож­но с та­ким же ус­пе­хом при­ме­нить как к ав­то­ру «Ис­хо­да», так и к жи­те­лям пла­не­ты Ве­не­ра, на­при­мер, ха­рак­тер­ный во­прос, ко­то­рым за­да­ёт­ся док­тор пси­хо­ло­ги­че­с­ких на­ук, зав. ка­фе­д­рой пси­хо­ге­не­ти­ки фа­куль­те­та пси­хо­ло­гии МГУ Ма­ри­на Его­ро­ва: «это че­ло­век?»4. По­доб­ное от­но­ше­ние го­во­рит ско­рее о не­про­фес­си­о­на­лиз­ме или не­же­ла­нии ин­те­ре­со­вать­ся тем, что про­ис­хо­дит за пре­де­ла­ми соб­ст­вен­но­го но­са. А по­сле со­бы­тий на Ма­неж­ной пло­ща­ди та­кое пре­не­бре­же­ние ок­ру­жа­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­с­тью яв­ля­ет­ся не чем иным, как ли­це­ме­ри­ем.

Ес­ли вер­нуть­ся к кни­ге, то удив­ля­ет, по­че­му ни­кто из тех, кто пи­сал о ней преж­де, не об­ра­тил вни­ма­ния, что без ан­но­та­ции или зна­ния име­ни ав­то­ра она мо­жет вос­при­ни­мать­ся как опи­са­ние де­я­тель­но­с­ти пред­ста­ви­те­ля лю­бой суб­куль­ту­ры. В тек­с­те нет ни­ка­ких от­ли­чи­тель­ных осо­бен­но­с­тей той или иной суб­куль­ту­ры, и толь­ко вне­тек­с­то­вое зна­ние о ней и её со­зда­те­ле да­ёт воз­мож­ность, на­при­мер, Е.Фа­най­ло­вой пи­сать о том, что, мол, ав­тор-то «рус­ский крас­ный скин­хед». Да пусть хоть бу­ро-ма­ли­но­вый, в тек­с­те-то об этом ни сло­ва! Вер­нее, од­но сло­во всё же бы­ло – «скин», и это един­ст­вен­ное оп­ре­де­ле­ние, с ко­то­рым стал­ки­ва­ет­ся чи­та­тель в фи­на­ле по­ве­с­ти со слов со­труд­ни­ков ППС: «Го­во­рят, ха­чи ски­на за­ре­за­ли».

Ка­жет­ся уди­ви­тель­ным, ра­ди че­го ан­ти­фа-стрей­тэ­д­же­ру пи­сать текст, где он, вспо­ми­ная бы­лые ал­ко­т­ри­пы и нар­ко­ти­че­с­кую за­ви­си­мость, вос­пе­ва­ет культ си­лы вме­с­то ут­верж­де­ния иде­о­ло­гии, ко­то­рой он при­дер­жи­ва­ет­ся, и о ко­то­рой, – не­ве­ро­ят­но! – в тек­с­те нет ни сло­ва. «Ис­ход» по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся как по­весть «для вну­т­рен­не­го по­треб­ле­ния», для сво­их, но имен­но в си­лу пол­но­го от­сут­ст­вия в нём иде­о­ло­ги­че­с­кой на­пол­нен­но­с­ти та­ки­ми «сво­и­ми» мо­гут стать и скин­хе­ды, и ак­тив­ные фут­боль­ные бо­лель­щи­ки, и ан­ти­фа, да и про­сто пси­хи­че­с­ки не­адек­ват­ные лю­ди, ко­то­рые лю­бят драть­ся без при­чи­ны. Есть ка­кая-то уди­ви­тель­ная из­на­чаль­ная лжи­вость в ав­тор­ском же­ла­нии уго­дить и на­шим, и ва­шим, по­треб­ность в де­шё­вой по­пу­ляр­но­с­ти, бро­са­ю­щая стран­ный от­блеск на его, на пер­вый взгляд, до­воль­но ис­крен­ние по­ры­вы.

И вы­хо­дит, что схе­ма, по ко­то­рой пред­ла­га­ет­ся чи­тать текст, из­на­чаль­но не ра­бо­та­ет. Об­ви­няя ав­то­ра в лжи­во­с­ти или на­ме­рен­ном же­ла­нии по­нра­вить­ся мак­си­маль­но ши­ро­кой ау­ди­то­рии, я ос­тав­ляю воз­мож­ность слу­чая, не­пред­на­ме­рен­но­с­ти в его по­ступ­ке, не­смо­т­ря на от­сут­ст­вие в нём ло­ги­ки и вред ан­ти­фа­шист­ско­му дви­же­нию в Рос­сии.

Д.Мар­ко­ва счи­та­ет не­о­прав­дан­ным вы­не­се­ние мар­ги­наль­но­го тек­с­та за пре­де­лы его бы­то­ва­ния и вклю­че­ние его в «выс­ший» ли­те­ра­тур­ный круг: «Пуб­ли­ка­ция «Ис­хо­да» – са­мая оче­вид­ная по­пыт­ка зай­ти в тот клуб, ку­да ни но­гой, тот до­воль­но ред­кий слу­чай, ког­да опуб­ли­ко­ван­ное не­фор­мат­ное про­из­ве­де­ние по­сле пуб­ли­ка­ции не ста­но­вит­ся фор­мат­ным»5. От­но­сить­ся к это­му мне­нию мож­но по-раз­но­му. С од­ной сто­ро­ны, «Ис­ход» не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ре. Дис­кус­сия об этой по­ве­с­ти лишь под­тверж­да­ет мои сло­ва: речь в ней идёт сов­сем не о ли­те­ра­ту­ре. С дру­гой, по­весть ед­ва ли не впер­вые от­кры­ва­ет но­вый тип ге­роя, но­вый тип от­но­ше­ний меж­ду людь­ми. И име­на При­ле­пи­на, Про­ха­но­ва и Ли­мо­но­ва, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся, ког­да воз­ни­ка­ет раз­го­вор о бо­лее-ме­нее про­во­ка­тив­ных те­мах, в дан­ном слу­чае ока­зы­ва­ют­ся не­уме­ст­ны, о та­ком и так они не пи­са­ли.

Ед­ва ли не впер­вые в но­ми­наль­но ху­до­же­ст­вен­ном про­из­ве­де­нии глав­ным ге­ро­ем ста­но­вит­ся не че­ло­век, а те­ма, клю­че­вая те­ма для на­шей стра­ны – не­на­висть. Это сло­во по­вто­ря­ет­ся в «Ис­хо­де» ча­ще ос­таль­ных. Ге­рой, срав­ни­ва­ю­щий в кни­ге свою жизнь с ки­но­филь­мом, на­вер­ня­ка ори­ен­ти­ру­ет­ся на из­ве­ст­ный во Фран­ции фильм «Не­на­висть» с В.Кас­се­лем в глав­ной ро­ли. Схо­жий сю­жет – быт араб­ских фран­цу­зов на пе­ри­фе­рии Па­ри­жа, их про­ти­во­сто­я­ние по­ли­ции, бес­ко­неч­ные дра­ки и убий­ст­ва, ка­жет­ся, каль­кой ло­жит­ся на кар­ти­ну его соб­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. За од­ним ис­клю­че­ни­ем – тог­да, в 90-е, ге­рой был бо­лее на­и­вен. Его текст вос­при­ни­ма­ет­ся как вос­торг под­ро­ст­ка пе­ред воз­мож­но­с­тью из­ме­нить мир уда­ра­ми соб­ст­вен­ных ку­ла­ков. И от­ча­я­ние, ко­то­рое воз­ни­ка­ет по­сле про­чте­ния по­ве­с­ти, свя­за­но, ско­рее, с осо­зна­ни­ем бес­смыс­лен­но­с­ти по­доб­ных жертв в си­ту­а­ции «борь­бы с си­с­те­мой» и не­до­ста­точ­но­с­ти их же в борь­бе с фа­шиз­мом.

Се­го­дня не­на­висть ста­ла глав­ной эмо­ци­ей, ко­то­рую ис­пы­ты­ва­ют жи­те­ли на­шей стра­ны. Её про­яв­ле­ни­я­ми ста­но­вит­ся за­шка­ли­ва­ю­щая ста­ти­с­ти­ка по убий­ст­вам по на­ци­о­наль­но­му при­зна­ку, из­би­е­ние и не­тер­пи­мость по от­но­ше­нию к лю­дям иной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции, лю­бое не­при­ятие ина­ко­мыс­лия. Со­глас­но ста­ти­с­ти­ке, в на­шей стра­не са­мое вы­со­кое ко­ли­че­ст­во убийств по срав­не­нию с дру­ги­ми ев­ро­пей­ски­ми стра­нам: 26 слу­ча­ев на 100 ты­сяч че­ло­век. Это в 50 раз боль­ше, чем в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на­при­мер. Ин­тер­нет за­пол­нен ро­ли­ка­ми о слу­чай­ных смер­тях, ког­да про­хо­див­шие ми­мо по­ст­ра­дав­ше­го че­ло­ве­ка мог­ли его спа­с­ти, но ни­кто это­го не де­лал, и тот уми­рал на гла­зах у тол­пы. Уже пе­ре­ста­ли вы­зы­вать шок си­ту­а­ции, ког­да ма­ши­ны вы­со­ко­по­с­тав­лен­ных чи­нов­ни­ков сби­ва­ют на­смерть пе­ше­хо­дов и ви­нов­ные ос­та­ют­ся без­на­ка­зан­ны­ми. Су­дя по по­сто­ян­но об­нов­ля­ю­ще­му­ся по­то­ку по­доб­но­го ви­део в Ин­тер­не­те, лю­дям ин­те­рес­нее смо­т­реть на смерть и стра­да­ния дру­гих, вме­с­то то­го что­бы по­мо­гать им.

Ге­рой «Ис­хо­да» счи­та­ет, что: «Боль – это то, как мы вос­при­ни­ма­ем ок­ру­жа­ю­щий мир. Звук про­хо­дит че­рез чув­ст­ви­тель­ные мем­б­ра­ны и от­пе­ча­ты­ва­ет­ся рва­ной бо­роз­дой на по­верх­но­с­ти ви­ни­ло­вой пла­с­тин­ки. Так и ре­аль­ность, все её объ­ек­ты и мир в це­лом, че­рез боль, бо­лью ос­тав­ля­ют свою бо­роз­ду на по­верх­но­с­ти на­шей лич­но­с­ти, со­зда­ют, мо­де­ли­ру­ют её». От­чуж­де­ние и не­на­висть, ко­то­рые по­рож­да­ет внеш­ний мир, ге­рой пре­одо­ле­ва­ет че­рез боль. По су­ти, это ва­ри­а­ция эк­зи­с­тен­ци­аль­ной схе­мы, ког­да че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся в по­гра­нич­ной си­ту­а­ции, и толь­ко че­рез неё осо­зна­ёт ос­т­ро­ту су­ще­ст­во­ва­ния. Ге­рой по­ве­с­ти, мо­ти­ви­ру­е­мый твор­че­ст­вом Э.М. Ре­мар­ка, де­ла­ет эту мо­дель ос­но­вой соб­ст­вен­но­го бы­тия. Ло­гич­но пред­по­ло­жить, что срав­не­ние с кры­са­ми, ко­то­рых бьют то­ком, в «Ис­хо­де» яв­ля­ет­ся ана­ло­ги­ей вза­и­мо­свя­зи «бы­тие-ге­рой» в тек­с­те. Так он осо­зна­ёт, что жив, но и од­но­вре­мен­но толь­ко так он мо­жет из­ме­нить ре­аль­ность и по­чув­ст­во­вать это из­ме­не­ние на се­бе: «Мне нра­вит­ся чув­ст­во­вать боль, это един­ст­вен­ное, что мне ос­та­ёт­ся, как ни стыд­но при­знать».

Уни­вер­саль­ность на­си­лия в тек­с­те да­ёт воз­мож­ность ин­тер­пре­ти­ро­вать текст как миф о 90-х, с раз­бор­ка­ми и гим­ном со­вет­ско­му че­ло­ве­ку, жи­ву­ще­му в квар­ти­ре с обо­д­ран­ны­ми обо­ями.

На­си­лие не зна­ет язы­ка и вос­при­ни­ма­ет­ся на «ура» прак­ти­че­с­ки лю­бой ау­ди­то­ри­ей. Рас­про­ст­ра­нён­ность и по­пу­ляр­ность по­ве­с­ти в со­вер­шен­но раз­ных суб­куль­ту­рах – то­му сви­де­тель­ст­во. Но ав­тор до­пу­с­тил оче­вид­ную ошиб­ку: вы­брав те­му на­си­лия клю­че­вой в сво­ём про­из­ве­де­нии, он от­ка­зал­ся вы­би­рать пред­мет. Ге­рои из­би­ва­ют не­ких «дру­гих» лю­дей, но в кни­ге нет при­чин и мо­ти­вов, по­бу­див­ших их со­вер­шать по­доб­ные по­ступ­ки. На­сколь­ко же «сво­ей» долж­на быть та ау­ди­то­рия, на ко­то­рую рас­счи­та­на эта кни­га, что лю­бая не­об­хо­ди­мость в мо­ти­ва­ции для ге­роя ока­зы­ва­ет­ся ут­ра­че­на? А ведь имен­но в этом ме­с­те и с это­го мо­мен­та мог­ла бы на­чать­ся кни­га. Дру­гая, ин­те­рес­ная, глу­бо­кая кни­га, где ге­рой обос­но­вы­ва­ет по­треб­ность в борь­бе с людь­ми, не при­зна­ю­щи­ми иной ра­сы, иной точ­ки зре­ния, ино­го об­ра­за жиз­ни. В та­ком слу­чае вы­бор его жиз­нен­но­го пу­ти вос­при­ни­мал­ся бы не как эво­лю­ци­он­ный (под­нял пал­ку и уда­рил ей се­бе по­доб­но­го), а как ре­во­лю­ци­он­ный, путь во­и­на. До тех пор бит­ва за Ста­лин­град ос­та­ёт­ся про­иг­ран­ной.  


1 Юров А. Мо­ло­дёжь: меж­ду фа­шиз­мом и без­раз­ли­чи­ем // Ин­фор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­с­кий центр «Со­ва». 22.08.2005. http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2005/08/d5404/

2 Чу­при­нин С. Вме­с­то пре­дис­ло­вия // Dj Ста­лин­град. Ис­ход. Зна­мя, № 9. 2010.

3 Цвет­ков А. // Ещё од­но по­те­рян­ное по­ко­ле­ние? Зна­мя, № 9. 2010.

4 Его­ро­ва М. // Ещё од­но по­те­рян­ное по­ко­ле­ние? Зна­мя, № 9. 2010.

5 Мар­ко­ва Д. В тре­ть­ей хи­жи­не: во­прос фор­ма­та // Зна­мя, № 4. 2011.



Марта АНТОНИЧЕВА,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования