Архив : №01. 13.01.2012
Битва за Сталинград
Очень редко редакторы литературных журналов берут на себя ответственность публиковать произведения представителей маргинальной среды нашего общества. Такие тексты интересны скорее как документ эпохи, свидетельство о людях, написанное от первого лица, зачастую слабое в художественном отношении, но производящее мощный эффект благодаря теме, затронутой автором.
В 2010 году поводом для разговоров о языке улиц стала повесть «Исход» анонимного автора, который подписался как Dj Stalingrad. Изначально текст позиционируется как будни представителя движения «антифа». За последние несколько лет нацизм и борьба с ним становится частью нашей жизни, и кажется, что любая книга на эту тему может стать бестселлером. Тем более что автора «Исхода» можно считать едва ли не первооткрывателем: героев и писателей из антифа в русской литературе прежде замечено не было. Целый пласт обширной субкультуры, его статус и восприятие читателем зависят от одного человека – описывающего этот мир героя-автора. Ведь именно он, подобно зеркалу, отображает и формирует изначальное представление людей об этой незнакомой среде и их оценку. Читатель рассчитывает на то, что зеркало не будет кривым, но это художественная литература, вымысел, а значит – всё возможно.
Нацизм, национализм, фашизм – давно понятные и зачастую близкие молодёжи доктрины. Андрей Юров, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, эксперт Совета Европы, консультант Московской Хельсинской группы (МХГ) в своём докладе на круглом столе «Проблемы взаимодействия в мультикультурной молодёжной среде» приводит любопытные данные в связи с отношением молодых людей к этой теме. В одном провинциальном городе в годовщину ВОВ среди школьников 50 классов 15-ти школ разных уровней от простых до самых престижных проводился опрос об отношении к фашизму. В результате оказалось, что примерно 5–6 человек из 30-ти симпатизируют современным нацистам, одобряют их действия, и, возможно, сами являются нацистами. Примерно такая же группа школьников (5–6 из 30-ти) говорит, что боится «скинов»: «Мы боимся, мы считаем это проблемой». Причинами являются принадлежность к иным субкультурам, либо дружба с представителями нацменьшинств и других этнических групп. Но самое удивительное связано с тем, что «…и первые 5 человек говорят, что «это – проблема», – но проблема в том смысле, что «нацистов слишком мало и слишком много людей с другим цветом кожи». Так вот, 12 человек говорят, что эта проблема есть, а остальные 18–20 говорят, что проблемы вообще не существует. «Ну, какие-то там нацисты; ну, что-то они там делают; эти скины, кого-то там побили; ну, мало ли, хулиганство какое-то, у кого-то мобильник отобрали... Мы не будем этим заниматься и раздувать из этого проблему. Мало ли на улице хулиганов ходит! И даже говорить об этом не стоит!»1. То есть для 20 из 30 человек этой проблемы не существует и обсуждать тут нечего. Именно благодаря замалчиванию и сознательному нежеланию замечать очевидное тема фашизма и борьбы против него становится маргинальной, уходит за пределы общественной жизни. Накладывая статистическую схему восприятия школьников на всё современное общество, нетрудно вообразить тот горизонт ожиданий, который связан с «Исходом» и её автором.
Узнать, кто на самом деле скрывается за прозвищем Dj Stalingrad, довольно легко. Повесть «Исход», опубликованная сначала в журнале «Знамя», а следом выпущенная отдельной книгой, вызвала широкий резонанс в литературной среде. Этому способствовало, в том числе, выдвижение повести в список номинантов на премию А.Белкина в 2010 году. По мнению многих критиков, «Знамя» внезапно окунулось в маргинальную сферу, которой чураются литературные журналы. Отделив текст от почвы, на которой тот возник, Сергей Чупринин помещает его в среду чуждую не только такому способу выражения, но, прежде всего, способу восприятия и отношения к жизни. Недаром он подчёркивает отдалённость от подобных людей в предисловии к «Исходу»: «Мои дети – не такие. И дети моих друзей, их однокашники, сослуживцы, приятели – тоже не такие»2.
Вслед за публикацией последовала характерная дискуссия вокруг повести в журнале «Знамя» с говорящим названием «Ещё одно потерянное поколение?». В ней приняли участие как литераторы, так и психологи, социологи, т.е. исследователи социальных процессов в нашем обществе. Что характерно, лишь А.Цветков в этой ситуации смог адекватно оценить повесть как литературное и социальное явление не только благодаря личному знакомству с автором: «В обществе, которое фактически согласилось с тем, что человек есть прежде всего существо, преумножающее свой доход, все описанные события и типажи неизбежны. В обществе, не создавшем никаких внутренних ограничителей капитализма, никаких «но» и «если» на пути рыночной войны слабых против ещё более слабых, в обществе, где разлёт между самым богатым и самым бедным процентом давно превзошёл всякие социологические приличия, следует удивляться не тому, «откуда это всё взялось?», а тому, «почему этого до сих пор так мало?»3. И ответ тут демографический – стремительно стареющее общество есть не лучший и даже тормозящий фон для любых молодёжных бунтов, сколько бы ни накопилось для них причин». Остальные высказывания можно с таким же успехом применить как к автору «Исхода», так и к жителям планеты Венера, например, характерный вопрос, которым задаётся доктор психологических наук, зав. кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ Марина Егорова: «это человек?»4. Подобное отношение говорит скорее о непрофессионализме или нежелании интересоваться тем, что происходит за пределами собственного носа. А после событий на Манежной площади такое пренебрежение окружающей действительностью является не чем иным, как лицемерием.
Если вернуться к книге, то удивляет, почему никто из тех, кто писал о ней прежде, не обратил внимания, что без аннотации или знания имени автора она может восприниматься как описание деятельности представителя любой субкультуры. В тексте нет никаких отличительных особенностей той или иной субкультуры, и только внетекстовое знание о ней и её создателе даёт возможность, например, Е.Фанайловой писать о том, что, мол, автор-то «русский красный скинхед». Да пусть хоть буро-малиновый, в тексте-то об этом ни слова! Вернее, одно слово всё же было – «скин», и это единственное определение, с которым сталкивается читатель в финале повести со слов сотрудников ППС: «Говорят, хачи скина зарезали».
Кажется удивительным, ради чего антифа-стрейтэджеру писать текст, где он, вспоминая былые алкотрипы и наркотическую зависимость, воспевает культ силы вместо утверждения идеологии, которой он придерживается, и о которой, – невероятно! – в тексте нет ни слова. «Исход» позиционируется как повесть «для внутреннего потребления», для своих, но именно в силу полного отсутствия в нём идеологической наполненности такими «своими» могут стать и скинхеды, и активные футбольные болельщики, и антифа, да и просто психически неадекватные люди, которые любят драться без причины. Есть какая-то удивительная изначальная лживость в авторском желании угодить и нашим, и вашим, потребность в дешёвой популярности, бросающая странный отблеск на его, на первый взгляд, довольно искренние порывы.
И выходит, что схема, по которой предлагается читать текст, изначально не работает. Обвиняя автора в лживости или намеренном желании понравиться максимально широкой аудитории, я оставляю возможность случая, непреднамеренности в его поступке, несмотря на отсутствие в нём логики и вред антифашистскому движению в России.
Д.Маркова считает неоправданным вынесение маргинального текста за пределы его бытования и включение его в «высший» литературный круг: «Публикация «Исхода» – самая очевидная попытка зайти в тот клуб, куда ни ногой, тот довольно редкий случай, когда опубликованное неформатное произведение после публикации не становится форматным»5. Относиться к этому мнению можно по-разному. С одной стороны, «Исход» не имеет никакого отношения к художественной литературе. Дискуссия об этой повести лишь подтверждает мои слова: речь в ней идёт совсем не о литературе. С другой, повесть едва ли не впервые открывает новый тип героя, новый тип отношений между людьми. И имена Прилепина, Проханова и Лимонова, которые упоминаются, когда возникает разговор о более-менее провокативных темах, в данном случае оказываются неуместны, о таком и так они не писали.
Едва ли не впервые в номинально художественном произведении главным героем становится не человек, а тема, ключевая тема для нашей страны – ненависть. Это слово повторяется в «Исходе» чаще остальных. Герой, сравнивающий в книге свою жизнь с кинофильмом, наверняка ориентируется на известный во Франции фильм «Ненависть» с В.Касселем в главной роли. Схожий сюжет – быт арабских французов на периферии Парижа, их противостояние полиции, бесконечные драки и убийства, кажется, калькой ложится на картину его собственного существования. За одним исключением – тогда, в 90-е, герой был более наивен. Его текст воспринимается как восторг подростка перед возможностью изменить мир ударами собственных кулаков. И отчаяние, которое возникает после прочтения повести, связано, скорее, с осознанием бессмысленности подобных жертв в ситуации «борьбы с системой» и недостаточности их же в борьбе с фашизмом.
Сегодня ненависть стала главной эмоцией, которую испытывают жители нашей страны. Её проявлениями становится зашкаливающая статистика по убийствам по национальному признаку, избиение и нетерпимость по отношению к людям иной сексуальной ориентации, любое неприятие инакомыслия. Согласно статистике, в нашей стране самое высокое количество убийств по сравнению с другими европейскими странам: 26 случаев на 100 тысяч человек. Это в 50 раз больше, чем в Великобритании, например. Интернет заполнен роликами о случайных смертях, когда проходившие мимо пострадавшего человека могли его спасти, но никто этого не делал, и тот умирал на глазах у толпы. Уже перестали вызывать шок ситуации, когда машины высокопоставленных чиновников сбивают насмерть пешеходов и виновные остаются безнаказанными. Судя по постоянно обновляющемуся потоку подобного видео в Интернете, людям интереснее смотреть на смерть и страдания других, вместо того чтобы помогать им.
Герой «Исхода» считает, что: «Боль – это то, как мы воспринимаем окружающий мир. Звук проходит через чувствительные мембраны и отпечатывается рваной бороздой на поверхности виниловой пластинки. Так и реальность, все её объекты и мир в целом, через боль, болью оставляют свою борозду на поверхности нашей личности, создают, моделируют её». Отчуждение и ненависть, которые порождает внешний мир, герой преодолевает через боль. По сути, это вариация экзистенциальной схемы, когда человек оказывается в пограничной ситуации, и только через неё осознаёт остроту существования. Герой повести, мотивируемый творчеством Э.М. Ремарка, делает эту модель основой собственного бытия. Логично предположить, что сравнение с крысами, которых бьют током, в «Исходе» является аналогией взаимосвязи «бытие-герой» в тексте. Так он осознаёт, что жив, но и одновременно только так он может изменить реальность и почувствовать это изменение на себе: «Мне нравится чувствовать боль, это единственное, что мне остаётся, как ни стыдно признать».
Универсальность насилия в тексте даёт возможность интерпретировать текст как миф о 90-х, с разборками и гимном советскому человеку, живущему в квартире с ободранными обоями.
Насилие не знает языка и воспринимается на «ура» практически любой аудиторией. Распространённость и популярность повести в совершенно разных субкультурах – тому свидетельство. Но автор допустил очевидную ошибку: выбрав тему насилия ключевой в своём произведении, он отказался выбирать предмет. Герои избивают неких «других» людей, но в книге нет причин и мотивов, побудивших их совершать подобные поступки. Насколько же «своей» должна быть та аудитория, на которую рассчитана эта книга, что любая необходимость в мотивации для героя оказывается утрачена? А ведь именно в этом месте и с этого момента могла бы начаться книга. Другая, интересная, глубокая книга, где герой обосновывает потребность в борьбе с людьми, не признающими иной расы, иной точки зрения, иного образа жизни. В таком случае выбор его жизненного пути воспринимался бы не как эволюционный (поднял палку и ударил ей себе подобного), а как революционный, путь воина. До тех пор битва за Сталинград остаётся проигранной.
1 Юров А. Молодёжь: между фашизмом и безразличием // Информационно-аналитический центр «Сова». 22.08.2005. http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2005/08/d5404/
2 Чупринин С. Вместо предисловия // Dj Сталинград. Исход. Знамя, № 9. 2010.
3 Цветков А. // Ещё одно потерянное поколение? Знамя, № 9. 2010.
4 Егорова М. // Ещё одно потерянное поколение? Знамя, № 9. 2010.
5 Маркова Д. В третьей хижине: вопрос формата // Знамя, № 4. 2011.
Марта АНТОНИЧЕВА,
г. САРАТОВ