Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 20.01.2012

Зачем Прохорову Красовский?

 Ми­ха­ил Про­хо­ров на бе­лом ко­не ли­те­ра­ту­ры

 

Уз­нав о том, что гла­вой из­би­ра­тель­но­го шта­ба Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ва (ши­ро­ко об­суж­да­е­мо­го сей­час кан­ди­да­та в пре­зи­ден­ты Рос­сии) стал вы­пу­ск­ник Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та Ан­тон Кра­сов­ский, я за­ин­те­ре­со­вал­ся и не мог не по­лю­бо­пыт­ст­во­вать, что за «ху­дож­ник сло­ва» всту­пил на тро­пу борь­бы за власть в стра­не.

Про Кра­сов­ско­го из­ве­ст­но, что ещё под­ро­ст­ком он на­чал пи­сать сти­хи и рас­ска­зы, пуб­ли­ко­вал­ся в «Пи­о­нер­ской прав­де» и, на­ко­нец, в 1994 го­ду по­сту­пил в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут име­ни Горь­ко­го, где под име­нем Ан­тон Куз­не­цов во­шёл в кру­жок уче­ни­ков Ев­ге­ния Рей­на и Та­ть­я­ны Бек. Од­на­ко ни о ка­ких ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ни­ях (в про­зе или в сти­хах) Кра­сов­ско­го ни­где (и да­же в со­вре­мен­ной се­ти Ин­тер­нет, ко­то­рой по­след­ний ак­тив­но поль­зу­ет­ся) ни­че­го об­на­ру­жить не уда­лось. По край­ней ме­ре (что уже по­ка­за­тель­но и, по­жа­луй, име­ет ре­ша­ю­щее зна­че­ние), сам он ни­ка­ких ссы­лок на свои ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния на сво­их соб­ст­вен­ных ре­сур­сах не раз­ме­ща­ет. Из име­ю­ще­го от­но­ше­ние к ли­те­ра­ту­ре (точ­нее, к ли­те­ра­тур­ной жур­на­ли­с­ти­ке) в ак­ти­ве Кра­сов­ско­го мож­но упо­мя­нуть лишь его те­а­т­раль­ные ре­цен­зии в «Ве­чер­ней Моск­ве» и «Не­за­ви­си­мой га­зе­те», а так­же се­рию ин­тер­вью с пи­са­те­ля­ми-ше­с­ти­де­сят­ни­ка­ми (Ан­д­ре­ем Би­то­вым, Вла­ди­ми­ром Вой­но­ви­чем, Ва­си­ли­ем Ак­сё­но­вым) в «Во­про­сах ли­те­ра­ту­ры».

Соб­ст­вен­ное твор­че­ст­во вы­пу­ск­ни­ка Ли­тин­сти­ту­та пре­бы­ва­ет под зна­ком пол­но­го умол­ча­ния. Ес­ли учесть, что у из­ве­ст­но­го жур­на­ли­с­та и те­ле­ве­ду­ще­го (в по­след­нее вре­мя он ра­бо­тал про­дю­се­ром и со­ве­ду­щим про­грамм «НТВшни­ки» и «Му­зы­каль­ный ринг» на ка­на­ле НТВ) есть свой блог и свои стра­нич­ки ед­ва ли не во всех соц­се­тях, и во­об­ще – лич­ность это весь­ма пуб­лич­ная и, как мне ка­жет­ся, ядо­ви­то-жел­то­об­раз­ная, – то вряд ли здесь мож­но по­до­зре­вать скром­ность роб­ко­го ху­дож­ни­ка. По-ви­ди­мо­му, но­во­ис­пе­чён­но­му глав­но­му пи­ар­щи­ку рос­сий­ско­го ли­бе­ра­лиз­ма про­сто не­че­го предъ­я­вить в ка­че­ст­ве пи­са­те­ля и тем бо­лее по­эта. От­но­си­тель­но уров­ня ху­до­же­ст­вен­но­го сло­ва Кра­сов­ско­го (хо­тя бы в эс­се и кри­ти­ке) вся­кие со­мне­ния раз­ве­и­ва­ют­ся по­сле оз­на­ком­ле­ния с его тек­с­та­ми, на­при­мер, в Жи­вом Жур­на­ле, ко­то­рые до­воль­но бед­ны по язы­ку и без стес­не­ния (да­же с не­ко­ей бра­ва­дой) на­пич­ка­ны ма­тер­ны­ми вы­ра­же­ни­я­ми. Так что, сто­ит при­знать, пи­са­те­ля и по­эта Ан­то­на Кра­сов­ско­го про­сто не су­ще­ст­ву­ет. Есть до­воль­но дерз­кий, но, ка­жет­ся, сов­сем не глу­бо­кий пуб­ли­цист, те­ле­ве­ду­щий, пи­ар­щик (и ан­ти­пи­ар­щик), «звез­да» мод­ной жур­на­ли­с­ти­ки.

Так что в ли­те­ра­тур­ном смыс­ле ку­да ин­те­рес­нее дру­гие лю­ди, со­про­вож­да­ю­щие кан­ди­да­та в пре­зи­ден­ты от ли­бе­ра­лов. В ча­ст­но­с­ти, се­с­т­ра биз­не­с­ме­на – Ири­на Дми­т­ри­ев­на Про­хо­ро­ва – ру­ко­во­ди­тель жур­на­ла и од­но­имён­но­го из­да­тель­ст­ва «Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние», – ко­то­рая яв­ля­ет­ся ещё и гла­вой Экс­перт­но­го со­ве­та ли­те­ра­тур­ной пре­мии «НОС» («но­вая сло­вес­ность», «но­вая со­ци­аль­ность» и «но­вые смыс­лы» в од­ном фла­ко­не), уч­реж­дён­ной «Фон­дом Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ва». Здесь уже есть о чём го­во­рить в пла­не вли­я­ния на те­ку­щий ли­те­ра­тур­ный про­цесс. За жур­нал «Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние» Ири­не Про­хо­ро­вой бы­ла при­суж­де­на Го­су­дар­ст­вен­ная пре­мия в но­ми­на­ции «Луч­ший про­све­ти­тель­ский про­ект» (2002). Да и ли­те­ра­тур­ная пре­мия «НОС» в раз­ме­ре мил­ли­о­на руб­лей кое-че­го зна­чит. Дру­гое де­ло, что по­ощ­ря­ют ею уже вто­рой раз Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на (в 2010 – приз зри­тель­ских сим­па­тий, а в 2011 – глав­ный приз). Тут на­чи­на­ют му­чить со­мне­ния... Ес­ли Кра­сов­ский – глав­ный штур­ман Про­хо­ро­ва в пре­зи­дент­ской гон­ке, то, став пре­зи­ден­том, не на­зна­чит ли Ми­ха­ил Дми­т­ри­е­вич ми­ни­с­т­ром куль­ту­ры ко­го-то вро­де ав­то­ра «Го­лу­бо­го са­ла»?

И ещё один мо­мент, ка­са­ю­щий­ся от­но­ше­ний Про­хо­ро­ва с со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­рой. Ес­ли ве­рить га­зет­ным пуб­ли­ка­ци­ям, в своё вре­мя наш оли­гарх при­ло­жил ру­ку к со­зда­нию, точ­нее – к фи­нан­си­ро­ва­нию жур­на­ла «Рус­ский пи­о­нер», ко­то­рый от­крыл но­вое имя в изящ­ной сло­вес­но­с­ти – На­та­на Ду­бо­виц­ко­го. По­мни­те, как па­ру лет на­зад вся по­ли­ти­че­с­кая ту­сов­ка за­чи­ты­ва­лась ро­ма­ном «Око­ло­но­ля». По­нят­но бы­ло, что Ду­бо­виц­кий – все­го лишь псев­до­ним. Зна­ю­щие лю­ди ут­верж­да­ли, что за этой фа­ми­ли­ей ук­рыл­ся глав­ный иде­о­лог Крем­ля Вла­ди­слав Сур­ков, ра­нее со­чи­няв­ший тек­с­ты для груп­пы «Ага­та Кри­с­ти». Но про­шлой осе­нью до­ро­ги Про­хо­ро­ва и Сур­ко­ва ра­зо­шлись. Про­хо­ров от­ка­зал­ся иг­рать по на­вя­зы­ва­е­мым ему пра­ви­лам и не сдал бор­ца с нар­ко­ма­фи­ей Ройз­ма­на. В от­ме­ст­ку по при­ка­зу Сур­ко­ва его ли­ши­ли воз­мож­но­с­ти по­пасть в Гос­ду­му. Ин­те­рес­но, ка­ких по­ли­ти­ков «Рус­ский пи­о­нер» те­перь нач­нёт рас­кру­чи­вать как звёзд ли­те­ра­ту­ры. Дми­т­рия Ро­го­зи­на? Но тут Про­хо­ров опоз­дал. В этом пла­не ему уже пе­ре­бе­жал до­ро­гу жур­нал «Моск­ва».


Евгений БОГАЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования