Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 20.01.2012

Вася

Василий ШИРЯЕВ
Василий ШИРЯЕВ

Ва­ся смеш­ной. Дур­ной, но по­пу­ляр­ный у со­вре­мен­ных кри­ти­ков (и у Ва­си встре­чав­ший­ся) от­сыл к «Вла­с­те­ли­ну ко­лец» имен­но Ва­сей мо­жет ис­поль­зо­вать­ся с от­но­си­тель­но чи­с­той со­ве­с­тью. Ведь в его фа­ми­лии не толь­ко ши­ро­та рус­ской ду­ши, нар­ко­ман­ское ши­ре­во, вы­ра­зив­ше­е­ся в не­по­чти­тель­но­с­ти кри­ти­че­с­ких ра­бот к об­щим ус­то­ям, но и хоб­бит­ский Шир, стра­на зе­лё­но­го рая. Ва­син Шир – Кам­чат­ка. О ге­о­гра­фи­че­с­ком фак­то­ре в фор­ми­ро­ва­нии ха­рак­те­ра, не зная Ва­сю, пи­сал ещё ис­то­рик Со­ло­вь­ёв. Ткнув паль­цем в не­бо, клас­сик по­пал в ор­ла: Кам­чат­ка хоть фор­маль­но и не ро­ди­на-мать Ши­ря­е­ва, но пол­но­гру­дая кор­ми­ли­ца его кри­ти­че­с­кой и че­ло­ве­че­с­кой за­уми (хи­т­рое сло­во «за­умь». Так и тя­нет в нём раз­гля­деть что-то не­до­б­рое. В слу­чае Ва­си не­до­б­ро­го нет – лишь про­дви­ну­то-ге­ро­и­че­с­кое). Там, вда­ле­ке от су­ет­ных ма­те­ри­ко­вых хло­пот, лишь ред­ким иро­ни­че­с­ким вы­пле­с­ком-реп­ли­кой уча­ст­вуя в схо­дах «ин­фор­ма­ци­он­ной де­рев­ни», Ва­ся вы­бра­жи­вал, вы­ста­и­вал свою креп­лё­ную ори­ги­наль­ность, суть ко­то­рой им из­ла­га­лась не­од­но­крат­но: кли­по­вое пись­мо – от­ры­воч­ное, не­боль­ши­ми ку­соч­ка­ми, ча­с­то меж­ду со­бой ма­ло­свя­зан­ны­ми; ци­тат­ность, по­рой не име­ю­щая от­но­ше­ния к те­ме, лишь к то­му, что Ши­ря­ев чи­тал или чи­та­ет в дан­ный мо­мент; на­ро­чи­тая не­гра­мот­ность или «но­во­яз» – ко­му как при­выч­нее; лёг­кое, не­бреж­ное от­но­ше­ние ко все­му и вся, лёг­ким пе­ром же вы­ра­жен­ное. По­след­нее от ос­нов­ной ши­ря­ев­ской ус­та­нов­ки: пи­сать для чи­та­те­ля, для то­го, чтоб ему, чи­та­те­лю, бы­ло ин­те­рес­но, ве­се­ло, но­во. Это ве­ли­кое за­бы­тое пра­ви­ло Ва­ся вос­кре­сил, из­да­ля (имен­но тут Кам­чат­ке-Ши­ру спа­си­бо) гля­дя на са­мо­до­воль­но-уны­лые ку­выр­ка­ния при­ев­ших­ся ли­те­ра­тур­ных пер­со­на­жей пе­ре­на­се­лён­но­го цир­ка рус­ской Ев­ро­пы. Пер­со­на­жи эти ча­с­тью ста­ли ге­ро­я­ми ва­си­ных этю­дов, где ожи­ли, на­ко­нец, за­ды­ша­ли, за­дви­га­лись. Не се­к­рет, что имен­но по­сле ва­си­ных за­ме­ток стра­на вспом­ни­ла, что у нас где-то долж­на быть кри­ти­ка. Имен­но Ва­ся раз­нёс на та­ре­лоч­ках, пред­ло­жил, впер­вые для мно­гих мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров, по­ло­жить на язык та­кие фа­ми­лии, как да­нил­кин, ман­цов, обо­рин. А фа­ми­лию из­ве­ст­но­го Санкт-Пе­тер­бург­ско­го про­фес­со­ра В.Л. То­ро­по­ва толь­ко по­сле ва­си­ных ста­тей ста­ли, на­ко­нец, пи­сать пра­виль­но (а то все до обид­но­го То­по­ро­вым ве­ли­ча­ли). Впро­чем, вы­учи­ли этих то­ва­ри­щей лишь как оби­та­те­лей ши­ря­ев­ско­го уни­вер­су­ма: не бо­лее и не ме­нее то­го – имен­но в нём они жи­вые, «они на­сто­я­щие». Упо­ми­на­ет же Ва­ся кол­лег по пись­му, пи­шет о них, ка­жет­ся, не столь­ко из-за ин­те­ре­са к ним или их про­из­ве­де­ни­ям, сколь­ко из до­б­ро­го, ще­ня­чь­е­го же­ла­ния с ни­ми по­дру­жить­ся, по­зна­ко­мить­ся (то­же вли­я­ние ме­с­та – оди­но­ко ему там). Де­с­кать, я о те­бе на­пи­сал, мо­жет, чу­ток по­сте­бал­ся, так ты не ку­сай­ся, ко­ли не пол­ный кре­тин. И Ва­сю дей­ст­ви­тель­но лю­бят. У не­го уди­ви­тель­но ма­ло для кри­ти­ка на­пи­са­но «за ли­те­ра­ту­ру»; в ос­нов­ном «за кри­ти­ку». Пи­сать за кри­ти­ку Ва­ся вы­вел да­же в от­дель­ный жанр, и яро­ст­но его раз­ви­ва­ет и про­па­ган­ди­ру­ет, об­де­ляя, рас­ст­ра­и­вая це­ня­щих Ва­сю ли­те­ра­то­ров: ведь что же это по­лу­ча­ет­ся?! – Луч­ший кам­чат­ский кри­тик не пи­шет о ли­те­ра­ту­ре! Вы­хо­дит, на­ша ли­те­ра­ту­ра уже и кри­ти­ки не до­стой­на?!.. Мо­же­те се­бе пред­ста­вить бо­лее уни­зи­тель­ное па­де­ние?

Од­на­ко огор­чать­ся ли­те­ра­то­рам преж­де­вре­мен­но. Ва­ся че­с­то­лю­бив, но и мно­го­мудр: он по­ни­ма­ет, что для дви­жу­хи, ка­рь­е­ры ему нуж­но за­нять­ся де­ла­ми сво­е­го це­ха, и не от­вле­кать­ся на ме­ло­чи. Ме­лочь в его слу­чае – ли­те­ра­ту­ра, ведь Ва­ся дви­жет­ся в кри­ти­ке, от­де­ляя её от про­чих ли­те­ра­тур­ных жа­н­ров, ос­во­бож­дая от за­ви­си­мо­с­тей. А ведь и вправ­ду: за­чем изу­чать бо­та­ни­ку, ес­ли хо­чешь пре­по­да­вать ал­ге­б­ру; ес­ли со­брал­ся мыть зо­ло­то в реч­ке, не­за­чем лезть на бе­рё­зу за шиш­ка­ми. Для тра­ди­ци­он­но­го взгля­да это не­сколь­ко па­ра­док­саль­но, мы обыч­но ду­ма­ем, что кри­ти­ка – это эда­кое иг­ро­вое бес­плат­ное при­ло­же­ние к кни­ге, на за­гру­зить ко­то­рое мы, как пра­ви­ло, от­ве­ча­ем от­ка­зом. Но тра­ди­ци­он­но мыс­лить се­го­дня не мод­но: Ва­ся по­сту­ли­ру­ет са­мо­сто­я­тель­ную зна­чи­мость кри­ти­ки, за­ни­ма­ет­ся толь­ко (поч­ти толь­ко) ею. В этом его фиш­ка, его ав­тор­ский стиль (изв. за мат) и, воз­мож­но, его за­блуж­де­ние: ут­вер­див­шись в кри­ти­че­с­ком ми­ре, он ве­ро­ят­нее все­го не удов­ле­тво­рит­ся до­стиг­ну­тым и зай­мёт­ся ми­ром ли­те­ра­тур­ным. Это бу­дет оз­на­чать, что у Ва­си под его кам­чат­ски­ми на­ра­ми при­пря­тан го­то­вый ро­ман.


Антон НЕЧАЕВ,
(Из цикла «Тех.паспорт писателя»),
г. КРАСНОЯРСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования