Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 20.01.2012

ТРИУМФ ВОЛИ

 Де­сять ка­верз­ных во­про­сов из­да­те­лю но­во­го «тол­сто­го» жур­на­ла

 

Вот уже лет двадцать литературные журналы принято считать вымирающим видом СМИ. Вот уже лет двадцать все они при этом держатся на плаву: кто-то с большим комфортом, кто-то с меньшим, но, во всяком случае, ни один «ветеран», кажется, не закрылся. А вот новые проекты, как правило, недолговечны. «Младших братьев» в толстожурнальном мире объединяет обычно амбициозность, бешеный креатив и энтузиазм создателей, бедность церковной мыши и скорая смерть после второго или даже первого номера. Тем не менее, – зачем-то же эти звёзды зажигаются вновь и вновь?..

Новый «толстяк» «Персонаж», первый номер которого презентовался в Уфе под занавес 2011 года, всё же отличается от большинства молодёжных собратьев: во-первых, солидностью (150 страниц, качественные полиграфия, редактура и оформление, и даже в некоторой степени «звёздный» коллектив авторов), во-вторых, внятной концепцией: чередуются небольшие художественные тексты – и критические отзывы на них... А в-третьих, хочется верить, что «Персонаж» всё-таки получил некую прививку долголетия. Дело в том, что появился он под крылом критического журнала «Гипертекст», хоть и «тонкого», но зато бесперебойно выходящего вот уже восьмой год.

Редактором «Персонажа» стала молодая критик Ольга Левина, но каверзные вопросы мы станем задавать не ей («Триумф Оли» будет как-нибудь в другой раз), а более опытному товарищу – создателю/редактору/куратору «Гипертекста», «Персонажа» и даже уфимской художественной галереи Кристине Абрамичевой.

 

Кристина АБРАМИЧЕВА
Кристина АБРАМИЧЕВА

– Кри­с­ти­на, вам ма­ло бы­ло од­но­го жур­на­ла о ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­ст­ве? За­чем со­зда­вать вто­рой?

– Под­за­го­ло­вок «Ги­пер­тек­с­та» зву­чит как «кри­ти­че­с­кий жур­нал», и его фор­мат – толь­ко кри­ти­че­с­кие ста­тьи, ре­цен­зии и эс­се. Од­на­ко на­ше вре­мя тре­бу­ет бы­с­т­ро­го по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции в фор­ме су­пер­мар­ке­та, ког­да всё и сра­зу. «Пер­со­наж» ро­дил­ся из же­ла­ния мак­си­маль­но сбли­зить пер­во­ис­точ­ник – ав­тор­ский текст – и ре­флек­сию на не­го под од­ной об­лож­кой. Бла­го­да­ря это­му мы вы­де­ли­ли в от­дель­ный про­ект са­мый боль­шой пласт куль­ту­ры, ос­ве­ща­е­мый «Ги­пер­тек­с­том» – ли­те­ра­ту­ру. И смог­ли со­сре­до­то­чить­ся на дру­гих об­ла­с­тях, дав боль­ше ме­с­та ки­но, на­уке, ар­хи­тек­ту­ре, те­а­т­ру и т.д. Кон­цеп­ция но­во­го при­ло­же­ния ча­с­тич­но от­ра­же­на в его на­зва­нии: «Пер­со­наж» по­зи­ци­о­ни­ру­ет се­бя как пло­щад­ку для пер­со­на­жей мо­ло­дой ли­те­ра­ту­ры – яр­ких и ин­те­рес­ных, вне за­ви­си­мо­с­ти от их «по­ло­жи­тель­но­с­ти» и «от­ри­ца­тель­но­с­ти». В «Пер­со­на­же» пред­став­ле­ны ма­лые про­за­и­че­с­кие, по­эти­че­с­кие и дра­ма­тур­ги­че­с­кие фор­мы. Круг ав­то­ров не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся ис­кус­ст­вен­но од­ним ре­ги­о­ном: в не­го, как и в ре­дак­ци­он­ный со­вет, во­шли мо­ло­дые ли­те­ра­то­ры Моск­вы, Ека­те­рин­бур­га, Ря­за­ни, Са­ра­то­ва и дру­гих го­ро­дов Рос­сии, ак­тив­но за­ни­ма­ю­щиеся куль­тур­тре­гер­ской де­я­тель­но­с­тью, ре­гу­ляр­но уча­ст­ву­ю­щие в раз­но­го уров­ня ли­те­ра­тур­ных фо­ру­мах, се­ми­на­рах...

– Да­вай­те на­чи­с­то­ту. Но­вые жур­на­лы по­яв­ля­ют­ся и бы­с­т­ро ис­че­за­ют. Что, по-ва­ше­му, яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей, что «Пер­со­наж» – это все­рьёз и на­дол­го?

– Я на­де­юсь толь­ко на соб­ст­вен­ную си­лу во­ли. Име­ет зна­че­ние толь­ко си­ла во­ли, а не фи­нан­со­вые про­бле­мы, от­сут­ст­вие чи­та­те­лей и се­тей рас­про­ст­ра­не­ния, эко­но­ми­че­с­кие кри­зи­сы и про­чие при­чи­ны, ко­то­рые обыч­но вы­дви­га­ют­ся из­да­те­ля­ми-не­удач­ни­ка­ми. Ког­да мы за­те­я­ли «Ги­пер­текст», нам то­же про­ро­че­ст­во­ва­ли, что боль­ше трёх но­ме­ров не вый­дет. Од­на­ко мы из­да­ём­ся с 2004 го­да, и вот ре­зуль­тат – вы­рос­ло по­ко­ле­ние мо­ло­дых кри­ти­ков (в ча­ст­но­с­ти, Оль­га Ле­ви­на – глав­ный ре­дак­тор «Пер­со­на­жа»), ко­то­рые уже са­ми пред­ло­жи­ли нам из­да­вать ли­те­ра­тур­ное при­ло­же­ние к жур­на­лу.

– «Взрос­лым» ли­те­ра­тур­ным жур­на­лам обыч­но са­мо­тёк не ну­жен, по­то­му что у них уже сло­жил­ся круг ав­то­ров. На­при­мер, не­дав­но в Лип­ках из уст од­но­го из глав­ных ре­дак­то­ров про­зву­ча­ло: не при­сы­лай­те нам сти­хов, ко­го на­до – мы са­ми най­дём. Ка­кой по­зи­ции бу­дет при­дер­жи­вать­ся «Пер­со­наж»? Вам ну­жен са­мо­тёк, или вы сде­ла­е­те став­ку на ад­рес­ное об­ще­ние с из­ве­ст­ны­ми вам мо­ло­ды­ми пи­са­те­ля­ми?

– Нуж­но и то, и дру­гое. Как со­су­ще­ст­ву­ют эли­тар­ная и мас­со­вая куль­ту­ра, пе­ре­те­кая од­на в дру­гую. От­ка­зать­ся от са­мо­тё­ка – это по­ста­вить на се­бе штамп сно­ба, и в кон­це кон­цов, у каж­до­го дол­жен быть шанс на пять ми­нут сла­вы. Но и зна­че­ние при­гла­шён­ных звёзд-хед­лай­не­ров нель­зя не­до­оце­ни­вать, ина­че мож­но ска­тить­ся на уро­вень ме­с­теч­ко­во­го са­миз­да­та.

– По­кры­ли ли по­жерт­во­ва­ния спон­со­ров рас­хо­ды на пер­вый но­мер, а ес­ли да, то по­лу­ча­ет­ся, что вы­ру­чен­ные от про­да­жи жур­на­лов день­ги – это «сверх­при­бы­ли», ко­то­рые идут в ваш кар­ман?

– По­кры­ли. Но до сверх­при­бы­лей ещё да­ле­ко – су­ще­ст­ву­ют ещё рас­хо­ды на пре­зен­та­ции, на поч­то­вые рас­сыл­ки ав­тор­ских, на бес­плат­ные пре­зен­та­ци­он­ные но­ме­ра и т.д. По­это­му все сред­ст­ва идут в де­ло.

– Кста­ти, а как про­да­жи? Хо­тя бы по ито­гам пре­зен­та­ций. Вы про­да­ли боль­ше или мень­ше, чем ожи­да­ли?

– Ка­кие-то во­про­сы скуч­ные по­ш­ли. (Де­лан­но зе­ва­ет.) Да­вай­те со­сре­до­то­чим­ся на со­дер­жа­нии, а не на ин­тим­ной сто­ро­не фи­нан­сов. Всё же ска­жу, по опы­ту из­да­ния «Ги­пер­тек­с­та»: мы чёт­ко по­ни­ма­ем свою ау­ди­то­рию и её фи­нан­со­вые воз­мож­но­с­ти. Не пи­та­ем ни­ка­ких ил­лю­зий по по­во­ду ти­ра­жа, ко­то­рый мож­но рас­про­ст­ра­нить в на­шем го­ро­де. Но бы­ло очень при­ят­но, что на уфим­скую пре­зен­та­цию при­шло ре­корд­ное ко­ли­че­ст­во лю­дей, осо­бен­но мо­ло­дых. Зна­чит, есть ин­те­рес и есть спрос.

– «Скуч­ные» во­про­сы о фи­нан­сах про­дол­жат­ся. Итак, го­но­ра­ров вы не пла­ти­те. По­нят­но, что для про­за­и­ков и по­этов го­но­ра­ры – не са­мое глав­ное. Ну а чем вы мо­ти­ви­ру­е­те кри­ти­ков? Они-то ра­ди че­го де­ла­ют бес­плат­ную ра­бо­ту?

– В куль­ту­ре всё про­ис­хо­дит по зна­ком­ст­ву и вза­им­ной сим­па­тии. Ког­да лю­ди од­но­го по­ко­ле­ния объ­е­ди­не­ны об­щи­ми ин­те­ре­са­ми, ка­кая ещё нуж­на мо­ти­ва­ция? Все, кто по­мо­га­ет де­лать на­ши из­да­ния, уже име­ют до­ста­точ­но пре­стиж­ную ра­бо­ту, по­это­му за­ра­ба­ты­вать на ма­ло­ти­раж­ном жур­на­ле не пла­ни­ру­ют из­на­чаль­но. Это про­сто хоб­би и сво­е­го ро­да клуб по ин­те­ре­сам. А те, кто пи­шет... Не так уж мно­го у нас ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов, что­бы не це­нить до­пол­ни­тель­ную воз­мож­ность опуб­ли­ко­вать­ся.

– Ста­ло ли яс­но, с ка­кой ре­аль­ной пе­ри­о­дич­но­с­тью вы смо­же­те де­лать «Пер­со­наж»? – по на­пол­ня­е­мо­с­ти, по фи­нан­сам, по все­му.

– Мы пла­ни­ру­ем де­лать его с та­кой же пе­ри­о­дич­но­с­тью, что и «Ги­пер­текст» – по од­но­му но­ме­ру в квар­тал, что­бы пре­зен­то­вать их вме­с­те. Это поз­во­лит не рас­пы­лять на­ра­бо­тан­ную ау­ди­то­рию и при­влечь мак­си­мум вни­ма­ния к по­эти­че­с­ким слэ­мам. Та­кая бит­ва по­этов, мод­ная в дру­гих го­ро­дах, в Уфе бы­ла про­ве­де­на впер­вые – на пре­зен­та­ции «Пер­со­на­жа». В даль­ней­шем мы пла­ни­ру­ем сде­лать слэ­мы сво­им фир­мен­ным ме­ро­при­я­ти­ем. С тем, что­бы ра­бо­тать не толь­ко с пись­мен­ным, но и с уст­ным сло­вом, ко­то­рым мно­гие у нас не вла­де­ют. В пер­вый раз в слэ­ме по­уча­ст­во­ва­ло 15 по­этов, вы­иг­ра­ла Ма­ри­ан­на Плот­ни­ко­ва. По­бе­ди­тель по­лу­ча­ет воз­мож­ность по­ехать на муль­ти­жа­н­ро­вый фе­с­ти­валь «Бе­лые но­чи» в Пер­ми.

– С ка­ки­ми не­пре­ду­с­мо­т­рен­ны­ми труд­но­с­тя­ми вы столк­ну­лись?

– К сча­с­тью, мы столк­ну­лись толь­ко с пре­ду­с­мо­т­рен­ны­ми. На­при­мер, мы пред­по­ла­га­ли, что труд­но­ва­то бу­дет на­хо­дить для каж­до­го но­ме­ра ма­лень­кую пье­су мо­ло­до­го ав­то­ра. И это дей­ст­ви­тель­но так, на пер­вый-вто­рой но­ме­ра – бла­го­да­ря ре­ко­мен­да­ци­ям на­ше­го ред­со­ве­та – у нас они есть, что даль­ше – не­из­ве­ст­но. Тра­ди­ци­он­ный де­фи­цит кри­ти­ков по срав­не­нию с «твор­ца­ми» то­же оче­ви­ден.

– «Пер­со­наж», ве­ро­ят­но, бу­дет рас­сы­лать­ся по ре­дак­ци­ям жур­на­лов, на не­го по­явят­ся от­зы­вы (как все­гда по­яв­ля­ют­ся на «Ги­пер­текст» – на­при­мер, в биб­ли­о­гра­фи­ях «Но­во­го ми­ра», а од­наж­ды «Зна­мя» по­свя­ти­ло ва­ше­му жур­на­лу боль­шую ста­тью). Бу­дет ли в этом ка­кая-то прак­ти­че­с­кая поль­за для «Пер­со­на­жа»?

– Да, мы пла­ни­ру­ем всё же об­ра­тить­ся за ре­гу­ляр­ной фи­нан­со­вой под­держ­кой, по­это­му – кто зна­ет? – вдруг эти от­кли­ки в жур­на­лах по­мо­гут? К то­му же ав­то­рам, бе­зус­лов­но, все­гда нуж­на об­рат­ная связь, го­лос про­фес­си­о­наль­но­го со­об­ще­ст­ва. С кем-то мы со­труд­ни­ча­ем бо­лее тес­но, на­при­мер, наш ли­те­ра­тур­ный «тол­стяк» «Бель­ские про­сто­ры» в ян­вар­ском но­ме­ре вы­пу­с­ка­ет раз­вёр­ну­тую ре­цен­зию на пер­вый но­мер «Пер­со­на­жа», и пред­ла­га­ет вве­с­ти по­сто­ян­ную ру­б­ри­ку «Ги­пер­текст» у нас в гос­тях», в ко­то­рой бы пе­ча­та­лись на­ши луч­шие ма­те­ри­а­лы.

– Ва­ши жур­наль­ные про­ек­ты ча­с­то ру­га­ют за то, что они прак­ти­че­с­ки не пред­став­ле­ны в Се­ти. Я слы­шал, что это прин­ци­пи­аль­ная по­зи­ция. Мы зна­ем, до­пу­с­тим, по­зи­цию «Жур­наль­но­го за­ла»: всё вы­кла­ды­ва­ет­ся в Сеть пол­но­стью, бес­плат­но и бы­с­т­ро, по­то­му что в по­ку­па­те­ле эле­к­трон­ной вер­сии уве­рен­но­с­ти нет, и жур­на­лы, в ко­неч­ном счё­те, по­те­ря­ют чи­та­те­ля, ес­ли за­крыть к ним сво­бод­ный до­ступ. Вот та­кая по­зи­ция. Не мог­ли бы вы оз­ву­чить свою?

– Те, кто ру­га­ют, ве­ро­ят­но, не очень сле­дят за на­шим сай­том, по­то­му что не­ко­то­рое вре­мя на­зад мы на­ча­ли ре­гу­ляр­но вы­кла­ды­вать ста­тьи из про­шлых но­ме­ров «Ги­пер­тек­с­та». Же­ла­ю­щие мо­гут при­об­ре­с­ти пол­ные pdf-вер­сии но­ме­ров све­жих. Мы по-преж­не­му про­тив то­го, что­бы вы­кла­ды­вать их в сво­бод­ный до­ступ. Про­сим из­ви­не­ния у на­ших чи­та­те­лей, но мы не на­хо­дим­ся на го­су­дар­ст­вен­ной до­та­ции и, в от­ли­чие от не­ко­то­рых на­ших кол­лег, не мо­жем се­бе поз­во­лить ни про­да­вать жур­нал ни­же се­бе­с­то­и­мо­с­ти, ни вы­кла­ды­вать бес­плат­ные вер­сии.

– ...Фи­нан­са­ми и за­кон­чи­ли. Спа­си­бо за ин­тер­вью!

Ос­та­ёт­ся до­ба­вить, что в этом го­ду ини­ци­а­тив­ная груп­па мо­ло­дых ху­дож­ни­ков и пи­са­те­лей ре­ши­ла вы­дви­нуть Кри­с­ти­ну Аб­ра­ми­че­ву на го­су­дар­ст­вен­ную мо­ло­дёж­ную пре­мию Баш­ки­рии. Шаг слег­ка «не­фор­мат­ный» для ре­с­пуб­ли­кан­ской куль­тур­ной по­ли­ти­ки, но ин­те­рес­ный. Что ж, по­жи­вём – уви­дим.


Игорь САВЕЛЬЕВ,
г. УФА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования