Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 20.01.2012

НА ПУЛЬСЕ

 Ожи­да­ния чи­та­те­лей от те­ку­щей ли­те­ра­ту­ры

 

Пи­са­те­ли сей­час на слу­ху. Труд­но су­дить о це­лом по от­дель­ным, вы­би­ва­ю­щим­ся из об­щей мас­сы, име­нам. Ком­мер­че­с­кий ус­пех и пред­по­чте­ния чи­та­те­лей ча­с­то субъ­ек­тив­ны. Нра­вит­ся ав­тор или нет – по­рой для нас это бо­лее важ­но, чем ху­до­же­ст­вен­ные до­сто­ин­ст­ва тек­с­тов.

Но нель­зя за­бы­вать и об ин­ди­ви­ду­аль­ной при­ро­де ли­те­ра­тур­но­го тру­да. К то­му же та­лант так ус­т­ро­ен, что пол­ная от­да­ча уда­ёт­ся в уе­ди­не­нии и не­за­ви­си­мо­с­ти от вли­я­ния ок­ру­жа­ю­щих. А ре­зуль­тат уси­лий все­гда ося­за­ем, не­за­ви­си­мо от то­го – в ру­ках ли кни­га, или текст на эк­ра­не. Но что про­ис­хо­дит в го­ло­ве при вос­при­я­тии ли­те­ра­ту­ры, для боль­шин­ст­ва лю­дей – за­гад­ка. Под­лин­но лишь из­ве­ст­но, что чи­та­тель ве­дёт со­твор­че­с­кую ра­бо­ту с пи­са­те­лем. Но ес­ли пред­ста­вить, что эта ра­бо­та бу­дет на­ча­та ещё до на­пи­са­ния ав­то­ром сво­е­го тру­да? К это­му мо­гут под­толк­нуть са­мые сме­лые чи­та­тель­ские ожи­да­ния.

По­эт Илья Тю­рин (1980–1999) пи­сал в днев­ни­ке о «Стан­сах го­ро­ду» И.Брод­ско­го: «Я про­сто не мо­гу, не имею пра­ва спо­кой­но и бес­по­щад­но (по пунк­там) рас­тер­зать эти стро­ки. Они пи­са­лись не для то­го. Они – пе­ре­не­сён­ный на бу­ма­гу крик, ко­то­ро­го ни­кто ни­ког­да не слы­шал, толь­ко ви­дел – на этой са­мой бу­ма­ге. Крик не­из­ре­чён­ный, но до­стой­ный то­го, что­бы его часть про­ник­ла в лю­бо­го чи­та­ю­ще­го эти сти­хи, а тем бо­лее пи­шу­ще­го о них – пусть бу­ма­га не раз­де­лит, а объ­е­ди­нит нас».

Си­ла впе­чат­ле­ния, но­виз­на са­мых обыч­ных мыс­лей на­тал­ки­ва­ют здесь на вну­т­рен­ний ди­а­лог. Как по­сту­пить – до­ве­рить ли свои мыс­ли ав­тор­ским об­ра­зам? И в даль­ней­шем спо­рить уже не с кон­крет­ным че­ло­ве­ком, а с вы­ра­жен­ной об­ще­ст­вом че­рез ав­то­ра иде­ей. И из­ме­нить в ней то, с чем не со­гла­сен, под­ст­ро­ить под се­бя. И уже дру­гим че­ло­ве­ком об­ре­тать свой не­по­вто­ри­мый смысл жиз­ни, за­но­во от­та­чи­вая об­раз мыс­лей и по­ступ­ков.

Те­о­ре­ти­че­с­ки та­кие твор­цы, как Илья Тю­рин, не долж­ны ве­с­ти к но­вым глу­би­нам от ощу­ще­ний цен­но­с­ти сло­ва. Глав­ное в его по­эзии ло­ги­ка, ритм са­мой мыс­ли, по­сте­пен­ное об­ре­те­ние нуж­ной поч­вы, точ­ки для от­ры­ва от по­всед­нев­но­с­ти, от из­би­то­с­ти ас­со­ци­а­ций. Знать, толь­ко лишь знать не­об­хо­ди­мые тон­ко­сти по­эзии ма­ло. До­тя­нуть­ся мыс­лен­но до не­по­вто­ри­мой лич­но­с­ти че­ло­ве­ка, до­стиг­ше­го пол­но­го са­мо­вы­ра­же­ния в сти­хах – вот цель чи­та­ю­ще­го.

Мно­го лет про­шло со вре­ме­ни тра­ги­че­с­ко­го слу­чая, унес­ше­го жизнь И.Тю­ри­на. Ду­мать, что се­го­дня от­го­ло­с­ки его твор­че­ст­ва в по­эзии ны­не жи­ву­щих при­не­сут но­вые гра­ни ге­ни­аль­ных строк, не при­хо­дит­ся. Ра­ду­ет, что жи­ва па­мять об ушед­ших, как и рань­ше, бур­лит юная ли­те­ра­тур­ная кровь, есть та­лант­ли­вая мо­ло­дёжь.

Вы­де­лить хо­чу Ан­ну Русс, Ма­рию Мар­ко­ву, Ан­д­рея Его­ро­ва. От­тал­ки­ва­ясь от тра­ди­ций и опи­ра­ясь на но­ва­тор­ст­во, они да­ют нуж­ные по­ня­тия и те­мы, для че­го им слу­жит лич­ный опыт, во­об­ра­же­ние, дви­же­ния ду­ши, на­прав­лен­ные на ис­прав­ле­ние пло­хо­го в жиз­ни об­ще­ст­ва. Ведь важ­но не ко­пи­ро­вать пред­ше­ст­вен­ни­ков в сво­ём жа­н­ре, ду­маю, глав­ное сей­час лич­ный по­черк, ми­мо­лёт­ное уз­на­ва­ние по­эта с пер­вых строк, и да­же не лю­бовь ав­то­ра к се­бе, а лю­бовь во­об­ще к по­эзии.

В про­зе за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния Вла­ди­мир Со­ро­кин. Всё важ­ное, вплоть до су­деб Рос­сии, за­тро­ну­то не­за­мы­лен­ным лич­ным от­но­ше­ни­ем, вы­ра­же­но све­жим взгля­дом на ве­щи в его по­ве­с­ти «Ме­тель». Воз­мож­но, Со­ро­кин и от­кро­ет­ся в бу­ду­щих про­из­ве­де­ни­ях с но­вой сто­ро­ны, но это бу­дет уже за­в­т­ра, а сей­час пе­ред на­ми из­му­чен­ный твор­че­ст­вом, ищу­щий но­вые да­ли, бес­по­кой­ный, но всё же вос­тре­бо­ван­ный вре­ме­нем пи­са­тель.

Сре­ди ав­то­ров про­зы та­лант­ли­вы и пло­до­ви­ты Дми­т­рий Бы­ков, Ро­ман Сен­чин, За­хар При­ле­пин. Хо­те­лось бы в их твор­че­ст­ве боль­ше сво­бо­ды. Не бук­валь­ной, а вну­т­рен­ней, пусть на­пол­нен­ной про­ти­во­ре­чи­я­ми, не­при­чё­сан­ной, вы­хо­дя­щей за рам­ки ху­до­же­ст­вен­ных клас­си­че­с­ких норм. Со­ци­аль­ность тем и сю­же­тов нуж­на во все вре­ме­на, но толь­ко в не­об­хо­ди­мых, де­ли­кат­ных до­зах. Чи­та­тель от это­го ино­гда ус­та­ёт.

Удив­ля­ет сво­ей не­по­хо­же­с­тью на дру­гих Олег Рад­зин­ский. У не­го толь­ко три вы­пу­щен­ные кни­ги. Впе­чат­ля­ет сбор­ник ис­то­рий «Ива­но­ва сво­бо­да». Здесь чув­ст­ву­ет­ся пе­ро ма­с­те­ра. Ав­тор бе­рёт са­мые жи­во­т­ре­пе­щу­щие те­мы, по­рою шо­ки­ру­ю­щие. Но всё на сво­ём ме­с­те. Ес­ли пи­шет о судь­бе че­ло­ве­ка, то ста­ра­ет­ся быть бли­же к пе­ре­жи­ва­ни­ям чи­та­те­ля; да­же су­гу­бо лич­ные мо­мен­ты на­хо­дят от­клик в на­ших ду­шах. Сме­лость суж­де­ний, эпа­таж­ность у Рад­зин­ско­го про­ду­ма­ны и не­на­вяз­чи­вы. По­вто­ре­ние па­ра­док­саль­ных ис­тин, важ­ность от­ве­та на во­про­сы, сто­я­щие пе­ред об­ще­ст­вом – это до­ка­зы­ва­ет, что нет ни­че­го слу­чай­но­го в ли­те­ра­тур­ном про­цес­се, каж­дый ав­тор це­нен не­по­вто­ри­мо­с­тью и дол­гим от­зву­ком сво­е­го твор­че­ст­ва в со­зна­нии лю­дей. Пусть от чте­ния по­яв­ля­ют­ся со­мне­ния, по­ни­ма­ние кни­ги при­хо­дит не сра­зу, но ме­ха­низм за­ве­дён. Куль­тур­ные тра­ди­ции не бу­дут по­те­ря­ны. Под­ни­мет­ся наш ин­тел­лек­ту­аль­ный уро­вень, в ми­ре бу­дет боль­ше со­гла­сия.

Ма­лая про­за, ро­ма­ны, пье­сы дав­но ста­ли име­но­вать­ся объяс­ня­ю­щи­ми эпи­те­та­ми. Слов­но име­ют точ­ный ад­ре­сат в ли­це ис­ку­шён­но­го со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка. Веч­но за­ня­то­го и же­ла­ю­ще­го за­ра­нее знать, как про­ве­с­ти ча­сы от­ды­ха в сво­ём плот­ном гра­фи­ке. Про­бле­ма­тич­но ста­ло про­сто от­влечь­ся от буд­ней, от­дох­нуть ду­шой с кни­гой в оди­но­че­ст­ве. Яр­кая об­лож­ка, скры­тая рек­ла­ма, со­ве­ты зна­ко­мых, лич­ная жизнь ли­те­ра­то­ров – эти яв­ле­ния слу­жат по­ис­ку бо­лее пол­ной ин­фор­ма­ции об ус­лу­ге и то­ва­ре, ко­то­рые об­ла­че­ны в бу­маж­ную ос­но­ву. Но у мно­гих лю­дей всё-та­ки есть же­ла­ние вы­би­рать ав­то­ров, ис­хо­дя из соб­ст­вен­ных пред­став­ле­ний, чи­тать и на­слаж­дать­ся тра­ди­ци­он­ны­ми кни­га­ми, где про­дол­жа­ет­ся де­ло ве­ли­ких пи­са­те­лей.

Прав­да, ли­те­ра­ту­ра не сто­ит на ме­с­те. Об­нов­ля­ет­ся жизнь, рож­да­ют­ся но­вые об­ще­ст­вен­ные клас­сы, ве­щи и по­ня­тия, ста­но­вит­ся не­об­хо­ди­мым дру­гой пи­са­тель­ский ин­ст­ру­мен­та­рий. Те­ма, идея, сю­жет – ви­ди­мо, на­зре­ло ре­во­лю­ци­он­ное из­ме­не­ние су­ще­ст­ву­ю­щих по­ряд­ков.

Про­ис­хо­дят ожи­да­е­мые пе­ре­ме­ны в ме­ха­низ­ме по­ли­ти­че­с­кой вла­с­ти – пусть пи­са­тель свое­вре­мен­но ото­б­ра­зит это в сво­ём твор­че­ст­ве, со­зда­ют­ся но­вые фи­ло­соф­ские шко­лы – об этом нуж­но на­пи­сать. Важ­но улав­ли­вать лю­бые ду­но­ве­ния в об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, за­ме­чать вли­я­ния из­вне стра­ны, не­важ­но, с Вос­то­ка или За­па­да. Я уве­рен, что бу­дет ско­ро и в Рос­сии пол­но­кров­ная, на­хо­дя­щая силь­ный от­клик, ли­те­ра­тур­ная жизнь. И не нуж­но тог­да ни­ка­ких псев­до­за­ме­ни­те­лей ду­хов­но­му раз­ви­тию, пол­но­му рас­кры­тию че­ло­ве­ком сво­их воз­мож­но­с­тей.

По­мни­те, как в ли­те­ра­ту­ре был со­здан об­раз пред­ста­ви­те­ля бу­ду­ще­го клас­са бо­га­тых, ког­да это­го клас­са ещё и в по­ми­не не бы­ло. Да и мно­гие по­явив­ши­е­ся мо­ло­дёж­ные суб­куль­ту­ры бы­ли за­ра­нее вы­ве­де­ны в ро­ма­нах за­ру­беж­ных пи­са­те­лей. Это не про­ро­че­ст­ва ми­с­ти­че­с­ко­го тол­ка. Всё по­то­му, что в об­ще­ст­ве на­зре­ва­ют тен­ден­ции, ко­то­рые за­ме­ча­ют та­лант­ли­вые ав­то­ры.

Каж­дый чи­та­тель вос­при­ни­ма­ет ли­те­ра­тур­ный кон­тент по-раз­но­му, ос­но­вы­ва­ясь на сво­ём опы­те, книж­ном и жиз­нен­ном. Во­об­ра­же­ние, по ме­с­ту и вре­ме­ни, спо­соб­но уси­ли­вать по­ни­ма­ние ав­тор­ско­го за­мыс­ла. Тво­рец за­ин­те­ре­со­ван быть по­ня­тым. Для се­бя он со­зда­ёт ус­ло­вия для об­рат­ной свя­зи, ре­сур­сы для на­пи­са­ния бу­ду­щих про­из­ве­де­ний, ко­то­рые долж­ны стать ещё луч­ше, по соб­ст­вен­ной оцен­ке, чем пре­ды­ду­щие. В этом боль­шее зна­че­ние име­ет чи­та­тель­ское ожи­да­ние. Со­вре­мен­ным пи­са­те­лям не­об­хо­ди­мо по­сто­ян­но дер­жать ру­ку на пуль­се не­рав­но­душ­но­го об­ще­ст­ва. По­гру­жать­ся с го­ло­вой во всё, что ин­те­рес­но и важ­но для бу­ду­ще­го ото­б­ра­же­ния этих яв­ле­ний в тек­с­тах. И тво­рить, тво­рить, тво­рить. Толь­ко с опы­том при­дёт на­сто­я­щий ус­пех, вос­тре­бо­ван­ность и твёр­дое убеж­де­ние, что ра­бо­та сде­ла­на не зря.

Пи­са­тель сту­чит­ся в до­ма лю­дей с по­мо­щью га­зет, ра­дио, те­ле­ви­де­ния. Чи­та­ю­щим лю­дям не­об­хо­ди­мо объ­яс­нить, как важ­но в ран­нем воз­ра­с­те ли­те­ра­тур­ное раз­ви­тие, что­бы с дет­ст­ва за­ро­нить в ду­ше се­ме­на по­сти­же­ния об­ра­зов. Под­ко­ван­ный те­о­ре­ти­че­с­ки чи­та­тель не про­пу­с­тит нуж­ные ак­цен­ты, от­ли­чит ли­те­ра­ту­ру от под­дел­ки. Но это дол­гая ра­бо­та, и нуж­но да­же не вре­мя, не­об­хо­ди­мы по­сто­ян­ные уси­лия со сто­ро­ны спо­соб­ных и та­лант­ли­вых пред­ста­ви­те­лей об­ще­ст­ва, пусть не по дол­гу, но по ве­ле­нию ду­ши от­ве­ча­ю­щих за со­хра­не­ние куль­тур­ных тра­ди­ций.


Николай ПАЛУБНЕВ,
г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования