Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 27.01.2012

Русские герои одиннадцатого года

Об этом мно­го пи­са­ли. За­вер­шил­ся по­след­ний пре­да­по­ка­лип­ти­че­с­кий год, те­перь си­я­ет ци­ф­ро­вой бренд раз­рек­ла­ми­ро­ван­но­го Апо­ка­лип­си­са – 2012. Как про­ве­ла эти две­над­цать ме­ся­цев на­ша ли­те­ра­ту­ра, со­от­вет­ст­во­ва­ла ли она ду­ху три­е­ров­ской «Ме­лан­хо­лии», рас­про­щав­шей­ся с ми­ром, под­пи­сав­шей ему бе­за­пел­ля­ци­он­ный при­го­вор? В ушед­шем го­ду ге­рои рус­ских ро­ма­нов за­щи­ща­ли Ро­ди­ну в по­ста­по­ка­лип­ти­че­с­ком бу­ду­щем («По­сле кон­ца» Юрия Мам­ле­е­ва), вос­хо­ди­ли на гор­ные вер­ши­ны с мыс­лью о не­об­хо­ди­мо­с­ти вос­кре­сить мёрт­вых («Ма­те­ма­тик» Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го), по­зна­ва­ли хо­лод­ную прав­ду Льда и Гра­ни­та («Вся­кий ка­пи­тан – при­ма­дон­на» Дми­т­рия Лип­ске­ро­ва), в об­ра­зе по­эта-кил­ле­ра мсти­ли за ис­ко­вер­кан­ный мир («Праж­ская ночь» Пав­ла Пеп­пер­ш­тей­на), кон­ста­ти­ро­ва­ли не­ми­ну­е­мую кон­чи­ну ци­ви­ли­за­ции под уп­рав­ле­ни­ем Ма­ни­ту – лож­но­го бо­га, де­нег и мо­ни­то­ра («S.N.U.F.F.» Вик­то­ра Пе­ле­ви­на). Яр­кие име­на по­рою от­сту­па­ли, те­ря­лись в ту­ма­не не­про­яс­нён­ных, не­до­во­пло­щён­ных ми­ро­воз­зре­ний, и пе­ред чи­та­те­лем ока­зы­ва­лись бе­зы­мян­ные со­зна­ния, ис­пол­ня­ю­щие свой ри­ту­аль­ный та­нец во имя идеи кон­ца. Та­ко­ва су­ро­вая прав­да «Чёр­ной обе­зь­я­ны» За­ха­ра При­ле­пи­на и «Бу­рат­ти­ни» Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва. Ос­тал­ся без име­ни и ге­рой «Ин­фор­ма­ции» Ро­ма­на Сен­чи­на. Обо всём ус­пел рас­ска­зать пер­со­наж, чув­ст­ву­ю­щий бли­зость смер­ти, но име­ни сво­е­го не на­звал.

При­бли­жал­ся ко­нец го­да, азарт­нее ста­но­ви­лась борь­ба со злом. Ге­рои сме­лее бра­ли на во­ору­же­ние ме­та­фи­зи­че­с­кую лек­си­ку, ад тре­бо­вал от ма­с­те­ров сло­ва кра­соч­ных, де­та­ли­зи­ро­ван­ных кар­тин. В ро­ма­не Пав­ла Кру­са­но­ва «Во­рон бе­лый» на мир дви­жет­ся ан­ти­христ – Зверь страш­ный и без­жа­ло­ст­ный, ужас­ный и кра­си­вый в сво­ей аб­со­лют­ной бес­че­ло­веч­но­с­ти. Объ­ём­ные стра­ни­цы, вос­кре­ша­ю­щие в па­мя­ти ка­д­ры луч­ших ки­но­трил­ле­ров, по­свя­ще­ны яв­ле­нию Зве­ря, во­ня­ю­ще­го пред­смерт­ным кош­ма­ром и раз­ры­ва­ю­ще­го те­ла на ча­с­ти. Ан­ти­хри­с­ту про­ти­во­сто­ит «стая» бой­цов-пра­вед­ни­ков, со­сто­я­щая из Кня­зя и Брах­ма­на, Не­сто­ра и Ры­ба­ка, Ма­те­ри-Оль­хи и по­ве­ст­ву­ю­ще­го Гус­ля­ра. Эти ге­рои апо­ка­лип­ти­че­с­ких вре­мён пре­одо­ле­ва­ют чёр­ное оба­я­ние не­бы­тия, без­бо­лез­нен­но­го уга­са­ния («Толь­ко бы оче­ред­ной ас­те­ро­ид не про­мах­нул­ся…») и це­ною жиз­ни за­кры­ва­ют путь Жёл­то­му Зве­рю. Стиль за­став­ля­ет вспом­нить Ми­ло­ра­да Па­ви­ча: ты­ся­чи па­ра­док­сов, от рас­ши­ря­ю­щих эс­те­ти­че­с­кое со­зна­ние де­та­лей слег­ка бо­лит го­ло­ва, эпи­че­с­кий кон­фликт го­тов рас­тво­рить­ся в за­тей­ли­вых ме­ло­чах. Ког­да Зве­ря на­зы­ва­ют «вы­рвав­шим­ся из хто­ни­че­с­ких глу­бин мрач­ных хре­ном», изы­с­кан­ный кру­са­нов­ский гно­с­ти­цизм пред­став­ля­ет­ся из­бы­точ­ным, буд­то ав­тор ко­кет­ни­ча­ет с на­ми на эс­ха­то­ло­ги­че­с­кие те­мы. Что ка­са­ет­ся ан­ти­зве­ри­ной иде­о­ло­гии, то это – про­све­щён­ный кон­сер­ва­тизм, суть ко­то­ро­го – «по­мнить», про­тив ли­бе­раль­но­го – «за­быть». Мощ­ная про­бле­ма по­след­ней борь­бы со злом раз­ма­зы­ва­ет­ся по иг­ри­во­му сти­лю. Зверь ока­зы­ва­ет­ся ин­те­рес­нее мно­го­го­во­ря­щих тра­ди­ци­о­на­ли­с­тов, по­то­му что мол­чит этот «во­пло­щён­ный эк­зи­с­тен­ци­аль­ный ужас на­шей ни­чтож­но­с­ти пе­ред чу­до­вищ­ной гро­ма­дой рав­но­душ­но­го ми­ро­зда­ния». Не бол­та­ет, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­ву­ет.

В ху­до­же­ст­вен­ном ми­ре «Во­ро­на бе­ло­го» Па­вич встре­ча­ет­ся с Про­ха­но­вым. Есть и у не­го но­вый ро­ман. «Рус­ский» пред­ло­жен Алек­сан­д­ром Про­ха­но­вым как зим­ний Апо­ка­лип­сис, по­явив­ший­ся в жур­на­ле «Си­бир­ские ог­ни». И здесь по­тен­ци­аль­но эпи­че­с­кий ге­рой ока­зы­ва­ет­ся пред­ста­ви­те­лем гу­с­той по­эти­ки не­о­ба­рок­ко. Дол­гая ис­то­рия жа­н­ра ро­ма­на по­ка­зы­ва­ет, что ге­ро­ем дол­жен быть слож­ный че­ло­век, а не дья­вол. Но в бой зо­вёт не ро­ман, а энер­ги­ей борь­бы на­сы­щен­ный эпос. Имен­но по­это­му Про­ха­нов пи­шет ро­ман о дья­во­ле – об от­вра­ти­тель­ном кар­ли­ке Ке­ри­ме, ис­по­ве­ду­ю­щем культ смер­ти ра­ди пре­вра­ще­ния зем­ли в ад. Он – мил­ли­ар­дер, по­чи­та­е­мый ме­це­нат, но и ма­нь­як, су­ще­ст­во, та­с­ка­ю­щее за со­бой пре­ис­под­нюю, как че­мо­дан. В ке­ри­мов­ском аду ока­зы­ва­ет­ся эс­тет Серж, ге­ний со­вре­мен­ной куль­ту­ры и га­лант­ный лю­бов­ник, до­ра­с­та­ю­щий до про­сто­го по­ни­ма­ния про­ха­нов­ско­го сю­же­та: ком­про­мис­сы не­воз­мож­ны. Те­ряя то­ва­ри­щей и не­ве­с­ту, Серж уз­на­ёт прав­ду: со­вре­мен­ность – ан­ти­мир; всё, что по­гряз­ло к ком­про­мис­се, раз­ру­ша­ет Рос­сию, – не­сме­лые хри­с­ти­а­не и сто­рон­ни­ки ра­ди­каль­но­го ис­ла­ма, де­я­те­ли куль­ту­ры и про­стые ми­ли­ци­о­не­ры, не­про­стые оли­гар­хи и вос­хи­ти­тель­ные воз­люб­лен­ные, рус­ские на­ци­о­на­ли­с­ты и ли­бе­раль­ные оп­по­зи­ци­о­не­ры. Дья­вол кол­лек­ти­вен, труд­но без гре­ха прой­ти по ули­цам род­но­го го­ро­да, ед­ва при­крыв­ше­го без­дну при­хот­ли­вым ди­зай­ном. Ос­та­лись лишь оди­ноч­ки, спо­соб­ные при­не­с­ти се­бя в жерт­ву ра­ди Рус­ской по­бе­ды. Спа­сёт на­ци­о­наль­ный ме­та­ис­то­ри­че­с­кий син­тез, где мощь скульп­ту­ры, со­еди­нив­шей Ра­бо­че­го и Кол­хоз­ни­цу, со­льёт­ся с ми­фом о Га­га­ри­не, ко­то­рый за­ста­вит вспом­нить о Есе­ни­не, Ста­ли­не и Ан­д­рее Бо­го­люб­ском. Толь­ко так мо­жет по­бе­дить Рус­ское Воз­рож­де­ние. Серж взры­ва­ет Ке­ри­ма. Но мож­но ли взо­рвать дья­во­ла ба­наль­ным тро­ти­лом? Мо­жет быть, ро­ман дол­жен из­го­нять бе­сов си­лою сво­ей пси­хо­ло­ги­че­с­кой слож­но­с­ти, не­ким пре­дэ­по­сом?

Ве­ру­ю­щий ав­тор, дав­но со­здав­ший свою кар­ти­ну ми­ра, тя­нет за со­бой ге­роя. Так у Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва, так и у Юрия Мам­ле­е­ва в ро­ма­нах «Им­пе­рия ду­ха» и «По­сле кон­ца». Эти пи­са­те­ли и мыс­ли­те­ли всей сво­ей жиз­нью за­слу­жи­ли вос­хож­де­ние, а вот ге­рои, по­хо­же, нет. Так бы­ва­ет: ав­тор со­сто­ял­ся, уз­нал и до­стиг. И что­бы не ос­та­вать­ся од­но­му, он со­здал се­бе ге­роя, ко­то­рый есть сам пи­са­тель в па­фос­ном ли­те­ра­тур­ном дви­же­нии, в ху­до­же­ст­вен­ной ав­то­ка­но­ни­за­ции.

По­хо­жая ис­то­рия у Пе­ле­ви­на. Он опять по­з­д­рав­ля­ет с Но­вым го­дом, ра­зоб­ла­чая мир вла­с­ти, де­нег и те­ле­ви­зо­ра. Де­кабрь 2010 – «Ана­нас­ная во­да для пре­крас­ной да­мы». Де­кабрь 2011 – «S.N.U.F.F.». Опять всё ил­лю­зия, кро­ме со­зна­ния гос­под­ст­ву­ю­ще­го над ми­ром ав­то­ра. Каж­дая си­с­те­ма име­ет тот буд­дизм, ко­то­рый за­слу­жи­ва­ет. Ког­да-то у нас бы­ла де­ре­вен­ская про­за, смяг­чав­шая нра­вы по­зд­не­со­вет­ско­го че­ло­ве­ка, ук­реп­ляв­шая его дух, из­бав­ляв­шая от су­е­ты. Сей­час есть Пе­ле­вин. Пе­ле­вин­ский ге­рой, будь то Грым или Да­ми­ло­ла Кар­пов, по­зна­ёт про­из­вод­ст­во без­дар­ных ил­лю­зий во всех по­дроб­но­с­тях и на­чи­на­ет свой путь ос­во­бож­де­ния. Ак­цент вновь на ил­лю­зи­ях. Здесь мощ­ное пе­ле­вин­ское ос­т­ро­умие, пре­вра­ще­ние анек­до­тов в ко­а­ны, сар­ка­с­ти­че­с­кие прит­чи, ра­зоб­ла­ча­ю­щие так на­зы­ва­е­мую ре­аль­ность. Хо­ро­шо от­ра­бо­тан­ная си­с­те­ма, на­по­ми­на­ю­щая веч­ный дви­га­тель, сво­бо­ду ге­рою не пре­до­ста­вит. Ос­во­бож­де­ние от ил­лю­зий? Или их пе­ре­но­си­мость? От­каз-ис­ход или иро­ни­че­с­кое по­ни­ма­ние, пре­до­став­ля­ю­щее шанс ос­тать­ся в рам­ках си­с­те­мы с осо­бым чув­ст­вом не­при­ча­ст­но­с­ти? В кон­це каж­до­го ро­ма­на на­сту­па­ет про­свет­ле­ние, ге­рой по­ни­ма­ет и ухо­дит, что­бы, сме­нив имя  и – слег­ка – ди­зайн су­ще­ст­во­ва­ния, вер­нуть­ся сно­ва. Так свя­за­ны друг с дру­гом «Свя­щен­ная кни­га обо­рот­ня» и «Ам­пир В», «Ана­нас­ная во­да для пре­крас­ной да­мы» и «S.N.U.F.F.». Этим мож­но объ­яс­нить чув­ст­во не­при­ча­ст­но­с­ти и брез­г­ли­во­с­ти к Пе­ле­ви­ну мно­гих не­до­б­ро­же­ла­те­лей, ко­то­рые ви­дят в его тек­с­тах на­глое яв­ле­ние слен­га, упи­ва­ю­ще­го­ся сво­и­ми воз­мож­но­с­тя­ми и хо­хо­чу­ще­го над чи­та­те­лем, го­то­вым го­во­рить о буд­диз­ме или ре­во­лю­ции. Что­бы бо­роть­ся с сан­са­рой со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка, Пе­ле­вин спе­ци­аль­но се­ет се­ме­на мас­скуль­ту­ры. Что по­се­ешь, то и по­жрет те­бя. Мо­жет, по­это­му мат ста­но­вит­ся в но­вом ро­ма­не сов­сем уж сви­ре­пым и не смеш­ным.

У Мам­ле­е­ва и Про­ха­но­ва, Пе­ле­ви­на и Кру­са­но­ва над ге­ро­ем тор­же­ст­ву­ет не толь­ко стиль, но и ав­тор­ская ве­ра в це­ле­со­об­раз­ность вос­соз­дан­ной мо­де­ли ми­ра. Есть у нас и дру­гие ро­ма­ны, в ко­то­рых нет пи­са­тель­ско­го кре­до, а ге­рой слаб и на­столь­ко ма­ло­вы­ра­зи­те­лен, что не­об­хо­дим при­чуд­ли­вый кон­текст, ко­то­рый съест пер­со­на­жа, но ос­та­вит вос­по­ми­на­ние о стран­ном со­бы­тии. Ког­да в ге­рое нет серд­це­ви­ны, на­до со­здать су­е­ту, про­из­во­дя­щую объ­ём и ил­лю­зию осо­бой ре­аль­но­с­ти пер­со­на­жа. У Оле­га Зай­онч­ков­ско­го («За­гул») идёт борь­ба за об­ла­да­ние ра­ри­тет­ной кни­гой, и жизнь скуч­но­го Не­фё­до­ва ста­но­вит­ся чуть ве­се­лее. У Все­во­ло­да Бе­ниг­се­на («ВИТЧ») на пер­вом пла­не об­ра­зо­ва­лась вя­лая ан­ти­уто­пия, при­зван­ная по­ка­зать бес­та­лан­ность по­зд­не­со­вет­ской ин­тел­ли­ген­ции вме­с­те с изу­ча­ю­щим её ге­ро­ем – Мак­си­мом Те­ре­щен­ко. У Юрия Коз­ло­ва («Поч­то­вая ры­ба») скуч­но-эго­цен­т­рич­ный Пётр Ры­бин, от­рав­ля­ю­щий бы­тие при­ми­тив­ны­ми же­ла­ни­я­ми и фи­ло­со­фи­ей низ­ких ком­про­мис­сов, яв­лен как апо­ка­лип­ти­че­с­кий субъ­ект, к ко­то­ро­му на­ве­ды­ва­ют­ся ма­лень­кие во­лан­ды. В ро­ма­не Лип­ске­ро­ва («Вся­кий ка­пи­тан – при­ма­дон­на») ге­рой уми­ра­ет триж­ды, но это не по­мо­га­ет чи­та­те­лю по­лю­бить Не­сто­ра Са­ф­ро­но­ва, то от ра­ка ис­че­за­ю­ще­го, то от уда­ра ло­доч­но­го вин­та. Здесь есть раз­го­ва­ри­ва­ю­щий Гра­нит, вну­ша­ю­щий сы­ну Не­сто­ра, что ни­что на све­те не име­ет смыс­ла. Не зря этот па­рень дол­го си­дел в хо­ло­диль­ни­ке, съел три ки­ло­грам­ма льда и об­на­ру­жил на те­ле чёр­ную ды­ру, из ко­то­рой стру­ил­ся «ад­ский хо­лод». Он су­мел ис­чез­нуть. Ког­да есть Гра­нит, при­зы­ва­ю­щий сбе­жать от бы­тия, жизнь ге­роя пе­ре­ста­ёт быть важ­ной.

За­мо­ро­же­ны, прав­да по-раз­но­му, ге­ро­и­ни Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на («Две се­с­т­ры и Кан­дин­ский») и Юрия Буй­ды («Си­няя кровь»). Из ма­ка­нин­ской Оль­ги Туль­це­вой болт­ли­вые, пу­с­то­ва­тые му­жич­ки вы­ка­чи­ва­ют день­ги и энер­гию, в от­вет по­да­вая ей на гряз­ном блю­деч­ке ил­лю­зию люб­ви. Не будь над Оль­гой вам­пи­ри­че­с­ко­го Кан­дин­ско­го, она бы под­хва­ти­ла Ар­тё­ма или Мак­си­ма, ро­ди­ла ко­го-ни­будь. Но удел Оль­ги – взды­хать о силь­ных бра­ть­ях Ор­ло­вых, по­гре­бён­ных дав­ным-дав­но на Пи­тер­ском клад­би­ще. Взды­хать, от­кры­вать дверь оче­ред­но­му пу­с­то­сло­ву, взи­рать на аван­гар­дист­ские кар­ти­ны и мед­лен­но ста­реть, ни­как не уча­ст­вуя в со­зи­да­нии соб­ст­вен­ной судь­бы. Как у Оле­га Зай­онч­ков­ско­го: сла­бень­кий ге­рой силь­но вли­я­ет на ав­то­ра. Он ста­но­вит­ся мень­ше, не­мно­го гор­бит­ся, сли­ва­ет­ся с судь­бой сво­е­го пер­со­на­жа и вот уже си­дит с Не­фё­до­вым или Туль­це­вой, пьёт порт­вейн или чай, за­бы­вая (под­сказ­ка Лип­ске­ро­ва), что game уже over. Лип­ске­ров­ские ге­рои злее, на­глее, бес­пар­дон­нее, и это поч­ти спа­са­ет текст. На­глость, пре­зре­ние и пол­ное об­на­же­ние сво­их тём­ных мест – вос­тре­бо­ван­ные чув­ст­ва и си­ту­а­ции в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре. Так жи­вёт и раз­го­ва­ри­ва­ет с на­ми Са­ша Жи­вер­же­е­ва из ро­ма­на Ан­ны Коз­ло­вой «Всё, что вы хо­те­ли, но бо­я­лись под­жечь».

Точ­но ска­за­но в ро­ма­не Буй­ды: Ида Змой­ро – си­няя кровь. Её не ин­те­ре­су­ет жерт­вен­ная жизнь жен­щи­ны, сго­ра­ю­щей в му­же, де­тях, по­всед­нев­ных обя­зан­но­с­тях. Не ра­ду­ет ни ве­ра, ни од­на на всю жизнь лю­бовь. Мир пуст, он на­по­ми­на­ет не цве­ту­щий сад, а кре­ма­то­рий, за­вер­ша­ю­щий не слиш­ком длин­ную че­ло­ве­че­с­кую ко­ме­дию. Толь­ко оди­но­ко­му ак­тё­ру, иг­ра­ю­ще­му по соб­ст­вен­ным пра­ви­лам, да­но пре­вра­тить обы­ден­ное зло и ску­ку су­ще­ст­во­ва­ния в ис­кус­ст­во, си­я­ю­щее дра­го­цен­ным льдом. У на­сто­я­ще­го ак­тё­ра не долж­но быть внеш­не­го ре­жис­сё­ра, он сам кон­тро­ли­ру­ет сю­жет, от­ве­ча­ет за ка­че­ст­во иг­ры, не ду­мая о Бо­ге, за­бы­вая о зри­те­ле.

Ес­ли теп­ло и жи­тей­ская му­д­рость жен­щи­ны – по­ка­за­тель ка­че­ст­ва ду­ши в ху­до­же­ст­вен­ном тек­с­те, то в ми­нув­шем го­ду ли­те­ра­ту­ра силь­но стра­да­ла и тя­же­ло бо­ле­ла. Жен­щи­на – не свет, не ра­дость, не лю­бовь. У Пе­ле­ви­на Кая – вы­соко­ка­че­ст­вен­ный ре­зи­но­вый си­му­ля­тор, ре­шив­ший ис­поль­зо­вать вы­став­лен­ный хо­зя­и­ном мак­си­маль­ный уро­вень ду­хов­но­с­ти и столь же се­рь­ёз­ный уро­вень суч­но­с­ти. У При­ле­пи­на к опас­ней­шей де­прес­сии бе­зы­мян­но­го ге­роя под­тал­ки­ва­ет хи­т­рая, стра­ст­ная шлю­ха. В ро­ма­не Коз­ло­ва вы­зы­ва­ет от­вра­ще­ние Ве­ра, не без удо­воль­ст­вия по­хо­ро­нив­шая му­жа и го­то­вая жад­но про­дол­жить жизнь-при­клю­че­ние. В ро­ма­не Про­ха­но­ва не­ве­с­та Сер­жа пре­вра­ща­ет­ся в элит­ную про­сти­тут­ку. У Лип­ске­ро­ва, не­уто­ми­мо­го в нис­про­вер­же­нии гу­ма­низ­ма, без тру­да мож­но на­счи­тать шесть за­мет­ных жен­щин. Все они «су­ки», «стер­вы» и не­на­сыт­ные тва­ри.

Хо­ро­шо, что всё-та­ки есть ис­клю­че­ния. В ро­ма­не Люд­ми­лы Улиц­кой «Зе­лё­ный ша­тёр» – жен­щи­ны раз­ных су­деб, ино­гда спо­соб­ные, как ге­не­раль­ская дочь Оль­га, лю­бить сво­их из­бран­ни­ков до са­мой смер­ти, ухо­дить вме­с­те с те­ми, кто из­бран ими. «Зе­лё­ный ша­тёр», рас­кры­ва­ю­щий судь­бу по­ко­ле­ния, рож­дён­но­го в 30-х, при­ятен для чте­ния, клас­си­чен в сво­их сю­жет­ных ус­то­ях и пред­ска­зу­е­мо ар­ха­и­чен про­хлад­ной со­вет­ской ста­ри­ной. Ге­рои Улиц­кой – ин­тел­ли­ген­ты с по­нят­ной эти­кой: ни­ка­ких от­но­ше­ний с вла­с­тью, нель­зя слу­жить ре­жи­му, на­до слу­шать му­зы­ку, чи­тать кни­ги, хра­нить се­бя от быд­ла, уве­рен­но и спо­кой­но дис­тан­ци­ро­вать­ся от пле­бе­ев ду­ха, до­пу­с­кать лю­бой ход в за­щи­ту сво­ей сво­бо­ды, вклю­чая вы­езд из стра­ны.

Ге­рой по­ве­с­ти Пеп­пер­ш­тей­на «Праж­ская ночь» то­же вы­ез­жа­ет за пре­де­лы Рос­сии, но у не­го прин­ци­пи­аль­но иные за­да­чи: не свою сво­бо­ду но­сить в плот­но за­кры­том фут­ля­ре, а ра­зо­брать­ся с те­ми, кто же­ла­ет ми­ру сго­реть в сим­во­ли­че­с­ки ос­мыс­лен­ном гло­баль­ном по­теп­ле­нии. По­эт-кил­лер Илья Ко­ро­лен­ко вре­ме­на­ми смо­т­рит­ся, как уайл­дов­ская Са­ло­мея, уве­шан­ная лиш­ни­ми чув­ст­ва­ми и не­нуж­ны­ми брил­ли­ан­та­ми. Что де­лать, лю­бят со­вре­мен­ные твор­цы эс­те­ти­ку ба­рок­ко и де­ка­дан­са. Но это ещё и со­ци­аль­ный ге­рой: он зна­ет, кто раз­ру­шил СССР, пре­вра­тил Моск­ву в не­чи­с­тый го­род, по­гу­бил вес­ну – как Праж­скую, так и рос­сий­скую. И он хо­чет по­об­щать­ся с эти­ми греш­ны­ми ре­бя­та­ми.

Ге­рои но­вой, по­ка ещё не до кон­ца во­пло­тив­шей­ся аг­рес­сии стре­мят­ся вый­ти на пер­вый план. Со­вре­мен­ный ге­рой с воз­ра­с­та­ю­щей по­пу­ляр­но­с­тью – Все­во­лод Еме­лин, ис­поль­зу­ю­щий не­ве­сё­лый смех как го­то­вое к бою ору­жие. Про­ха­нов­ский ге­рой пре­бы­ва­ет в па­фо­се, стре­мясь объ­е­ди­нить в се­бе вы­со­кие смыс­лы всех пя­ти рус­ских им­пе­рий про­шло­го и бу­ду­ще­го. Еме­лин – в сар­каз­ме и юрод­ст­ве, но это по­за не без бо­е­во­го по­тен­ци­а­ла. Пе­ред на­ми вер­сия мас­со­вой куль­ту­ры, в ко­то­рую ак­тив­но вклю­ча­ет­ся рус­ский ду­ра­чок, гро­зя­щий пред­стать раз­ру­ши­те­лем. Ему на­до­ело си­деть пе­ред те­ле­ви­зо­ром (Пе­ле­вин здесь мо­жет стать не­о­жи­дан­ным со­рат­ни­ком) и сми­рять­ся с тор­же­ст­ву­ю­щим ма­раз­мом. В нём тя­же­ло во­ро­ча­ет­ся на­ра­с­та­ю­щая уг­ро­за. В еме­лин­ском ге­рое – по­тен­ци­ал не­сми­ре­ния: не про­сто бунт вну­т­ри се­бя, а мрач­ное ожи­да­ние сиг­на­ла, за­ма­с­ки­ро­ван­ное под трёп и стёб. Он по­сто­ян­но хох­мит, но до­ста­точ­но зол – до по­тен­ци­аль­но­го са­диз­ма в от­но­ше­нии тех, ко­го не лю­бит.

Аг­рес­сив­ный не­кон­такт с ми­ро­зда­ни­ем оче­ви­ден в экс­пе­ри­мен­таль­ном ро­ма­не Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва «Бу­рат­ти­ни. Фа­шизм про­шёл». Ге­рой здесь так и не по­яв­ля­ет­ся. Он не во­пло­ща­ет­ся в тек­с­те, ос­та­ва­ясь за по­ро­гом про­из­ве­де­ния, в ко­то­рое вры­ва­ет­ся его мрач­ное со­зна­ние. Это со­зна­ние спо­соб­но не толь­ко к ши­зо­фре­ни­че­с­кой ин­тер­пре­та­ции мульт­филь­мов и ска­зок, но и к про­кля­ти­ям в ад­рес ав­то­ров страш­ной сказ­ки о ги­бе­ли Ро­ди­ны. Со­зна­ние в «Бу­рат­ти­ни» – не во­ин све­та, а тя­жё­лый гно­с­тик, ко­то­ро­го на каж­дом ша­гу под­сте­ре­га­ют рас­сы­пан­ные зна­ки тьмы: то морг, то гей-пор­но или мон­ст­ры-га­с­тар­бай­те­ры, то вну­т­рен­няя спо­соб­ность во всём уга­ды­вать при­сут­ст­вие смер­ти. Ес­ли это со­зна­ние всё-та­ки до­воп­ло­тит­ся в ге­рое, он мо­жет по­слать мир так да­ле­ко, что и сле­да от ми­ра не ос­та­нет­ся.

За­хар При­ле­пин в «Чёр­ной обе­зь­я­не» по­хо­ро­нил зна­ме­ни­то­го Сань­ку, ко­то­рый не смог пе­ре­жить не­о­жи­дан­но на­чав­ший­ся кри­зис сред­не­го воз­ра­с­та, и хо­ро­нит что-то ещё, не на­зван­ное, но му­чи­тель­но пе­ре­жи­ва­е­мое на каж­дой стра­ни­це но­во­го ро­ма­на. Воз­мож­но, Са­ша ещё вос­крес­нет, но по­ка всё ме­с­то за­нял бе­зы­мян­ный ге­рой с за­шка­ли­ва­ю­щей су­и­ци­даль­но­с­тью, с уме­ни­ем де­лать се­бе боль­нее, с по­ис­ком внеш­них апо­ка­лип­си­сов, ко­то­рые объ­яс­нят вну­т­рен­ний про­вал, на­ра­с­та­ю­щую без­на­дёж­ность. В кни­ге «Грех», при­знан­ной луч­шей в де­ся­ти­ле­тии, не так уж мно­го со­сто­я­ния, обо­зна­чен­но­го сло­вом-за­гла­ви­ем. В «Чёр­ной обе­зь­я­не» мно­го: ге­рой за­му­чен гре­хом. Ге­рой зна­ет, что мо­жет быть на­ка­зан. При­ле­пин­ский ге­рой про­шёл Чеч­ню («Па­то­ло­гии»), был ре­во­лю­ци­о­не­ром-прак­ти­ком («Сань­кя»). В сво­их глу­би­нах, вре­мен­но за­тя­ну­тых ту­ма­ном, он зна­ет, что на­до ис­кать – в том чис­ле ис­кать идею, спо­соб­ную за­ста­вить че­ло­ве­ка сто­ять пря­мо. Не по­хо­же, что При­ле­пин осуж­да­ет Вэ­ла Ша­ро­ва, не­ве­ли­ко­го ин­кви­зи­то­ра «Чёр­ной обе­зь­я­ны», с по­зи­ции при­выч­но­го гу­ма­низ­ма. Здесь уга­ды­ва­ет­ся бо­лее слож­ный, по­ка ещё по­тен­ци­аль­ный сю­жет. Ша­ров – не­кий чёр­ный Сань­ка, пе­ре­жив­ший смерть и мо­ло­дость, ока­зав­ший­ся у вла­с­ти, ищу­щий но­вые тех­но­ло­гии для бо­лее се­рь­ёз­ной и же­с­то­кой ре­во­лю­ции. Что­бы из­ме­нить мир, тра­ди­ци­он­ные спо­со­бы не под­хо­дят.

На пер­вый взгляд, Сен­чин в но­вом ро­ма­не «Ин­фор­ма­ция» по­хож на са­мо­го се­бя в «Ми­ну­се», «Ну­бу­ке» или «Впе­рёд и вверх на сев­ших ба­та­рей­ках»: опять се­рь­ёз­но тор­мо­зя­щий ге­рой ни­как не мо­жет по­чув­ст­во­вать сча­с­тье, от­крыть в жиз­ни ра­дость. Но этот бе­зы­мян­ный ге­рой яв­но при­хо­дит по­сле опы­та «Ел­ты­ше­вых»: он жёст­че, силь­нее в осо­зна­нии се­бя, сгу­ст­ки тьмы оче­вид­нее и ре­ль­еф­нее. Здесь энер­гия дав­но сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся не­со­гла­сия с жиз­нью со­че­та­ет­ся с уме­ни­ем ис­поль­зо­вать ши­ро­кий объ­ек­тив, вы­не­с­ти его за пре­де­лы пер­со­наль­но­го мир­ка, что­бы про­ст­ран­ст­во рас­ши­ри­лось, за­став­ляя чи­та­те­ля вра­щать го­ло­вой, от­ме­чая зна­чи­мые де­та­ли, по­яв­ля­ю­щи­е­ся и сле­ва, и спра­ва, и в ду­ше са­мо­го ге­роя. Рань­ше у Сен­чи­на ча­с­то изо­б­ра­жа­лось по­всед­нев­ное вя­лое пьян­ст­во. Те­перь ге­рой до­рос до за­поя, до бе­лой го­ряч­ки с лип­ки­ми гал­лю­ци­на­ци­я­ми. Жизнь – за­пой, но де­ло не толь­ко в ал­ко­го­ле, а в осо­бом ми­ро­чув­ст­вии, ко­то­рое Сен­чин пы­та­ет­ся офор­мить так, как Луи Фер­ди­над Се­лин – своё пу­те­ше­ст­вие на край но­чи, а Сартртош­но­ту.

«Как пре­вра­тить про­кля­тую то­с­ку в ра­дость су­ще­ст­во­ва­ния?», – во­про­ша­ет бе­зы­мян­ный рас­сказ­чик. Нет от­ве­та. Не му­че­ник ли ре­а­лиз­ма Ро­ман Сен­чин? Как ни в ка­ком дру­гом про­из­ве­де­нии ми­нув­ше­го го­да, в «Ин­фор­ма­ции» при­вы­ка­ешь к ге­рою, ве­ришь в его су­ще­ст­во­ва­ние, со­чув­ст­ву­ешь его не­уда­чам с На­та­ль­ей, Ал­лой, По­ли­ной, Оль­гой. Кста­ти, в этом ро­ма­не жен­щи­ны жи­вые, по­то­му что ды­шат раз­ным и сво­бод­ны от ав­то­ра. Сен­чин не иде­а­ли­зи­ру­ет от­кры­ва­ю­щий­ся сю­жет: вер­ность той ре­аль­но­с­ти, ко­то­рая до­ступ­на ге­рою, вы­бро­сит его из бы­тия. Не по­мо­гут ни от­ло­жен­ные день­ги, ни вод­ка-уте­ши­тель, ни мно­го­чис­лен­ные то­ва­ри­щи, ко­то­рые сов­сем не дру­зья.

Мо­жет, нуж­на внеш­няя идея, что­бы ре­аль­ность/ре­а­лизм ста­ли ины­ми? По­ло­жи­тель­ный от­вет на­хо­дим в ро­ма­не Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го «Ма­те­ма­тик». Ге­ни­аль­ный учё­ный (сколь­ко их – ге­ни­аль­ных – ло­жат­ся в клад­би­щен­скую зем­лю, не до­тя­нув­шись до пло­дов сво­е­го ума), по­те­ряв же­ну, ут­ра­тив ин­те­рес к ра­бо­те, увяз­нув в ал­ко­го­ле, дол­жен уме­реть, за­дох­нуть­ся от ко­ли­че­ст­ва ог­нен­ной во­ды и ка­че­ст­ва де­прес­сии. Но ус­пел по­нять: нуж­ны го­ры. Сто­ит стать аль­пи­ни­с­том и под­нять­ся на вер­ши­ну, ос­та­вив вни­зу то, что уби­ва­ло. Но глав­ное в ещё од­ном ша­ге: на­до най­ти вер­ши­ну в сво­ём поч­ти про­пи­том со­зна­нии и на­чать вос­кре­шать мёрт­вых. Что это – вос­кре­шать? Не­об­хо­ди­мо в из­ве­ст­ном оты­с­кать то, что даст по мор­де, при­ве­дёт в чув­ст­во и за­ста­вит слу­жить не­ре­а­ли­с­ти­че­с­кой сверх­идее. Воз­мож­но, к ней идёт и при­ле­пин­ский ге­рой. «Ма­те­ма­тик» – хо­лод­ный ро­ман. Буд­то под ане­с­те­зи­ей жи­вёт Мак­сим По­кров­ский. Но для то­го, кто уми­рал, сой­дёт и та­кой путь. Ди­о­ни­са, жи­ву­ще­го в ви­не, Мак­сим по­бе­дил. Но Ди­о­нис мо­жет про­явить се­бя и в ре­а­ли­за­ции ми­фа о вос­кре­ше­нии мёрт­вых. Ка­ким де­я­ни­ем обер­нёт­ся он в прак­ти­ке жиз­ни? Во­ля, ко­то­рую су­мел со­брать ге­рой Или­чев­ско­го, долж­на ку­да-то ус­т­ре­мить­ся.

Кем ста­нут ге­рои ушед­ше­го го­да – фи­ло­со­фа­ми, со­ци­аль­ны­ми ли­де­ра­ми или уг­рю­мы­ми ми­ро­от­ри­ца­те­ля­ми? Хо­лод­ные ре­бя­та с не­сла­бым ин­тел­лек­том, ос­та­вив­шие за спи­ной ком­му­низм и хри­с­ти­ан­ст­во, не­на­ви­дя­щие мас­скуль­ту­ру за еже­час­ную про­по­ведь дерь­ма, спо­соб­ные вой­ти во власть, вы­дав се­бя за силь­ных и пер­спек­тив­ных, что­бы за­ме­нить ан­ти­хри­с­та ми­ра по­треб­ле­ния ду­хом эли­тар­но­с­ти, ле­дя­но­го ра­зу­ма, по­стиг­ше­го пу­с­то­ту и на­шед­ше­го воз­мож­ный путь во льдах. Ре­во­лю­ция не­о­гно­с­ти­ков – фан­том, идея зло­го эс­те­та, но есть в ней зер­но, ко­то­рое мо­жет на­сы­тить со­бой по­ле, где най­дёт­ся ме­с­то каж­до­му не­со­глас­но­му.

Со­вре­мен­ный че­ло­век по сво­ей су­ти не эпи­чен, он ха­о­ти­чен. Про­ха­нов, Мам­ле­ев или Пе­ле­вин – для сво­их, но сво­их не так уж мно­го. Они дав­но оп­ре­де­ли­лись. Для тех, кто не оп­ре­де­лил­ся, есть При­ле­пин и Или­чев­ский, Сен­чин и Пеп­пер­ш­тейн, Еме­лин и Ели­за­ров. Они и са­ми не зна­ют путь ге­роя, не­до­уме­ва­ют, что де­лать с ним. Ви­ди­мо, по­это­му здесь мо­жет ро­дить­ся бу­ду­щее.


Алексей ТАТАРИНОВ,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования