Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 27.01.2012

Был ли Белинский критиком?

Ка­за­лось, ху­до-бед­но от­ме­ти­ли 200-лет­ний юби­лей В.Г. Бе­лин­ско­го – и за­бы­ли. Ан нет, что-то, вид­но, бо­лит, бес­по­ко­ит, что-то не до­го­во­ри­ли. Об этом ду­ма­ешь, чи­тая ста­тью Пе­т­ра Тка­чен­ко «По­сле не­ис­то­во­го Вис­са­ри­о­на» («Наш со­вре­мен­ник», 2011, № 10).

На «за­трав­ку» ав­тор оша­ра­ши­ва­ет ут­верж­де­ни­ем, что Бе­лин­ский… не был кри­ти­ком, а был пуб­ли­ци­с­том и иде­о­ло­гом, к то­му же иде­о­ло­гом ре­во­лю­ци­он­ным, а по­то­му, с точ­ки зре­ния Тка­чен­ко, про­па­ган­ди­с­том «чу­жих» идей, да­лё­ких от на­сущ­ных про­блем рус­ско­го об­ще­ст­ва, рус­ско­го на­ро­да. А зна­чит, Бе­лин­ский за­ни­ма­ет чу­жое ме­с­то. И хо­тя Тка­чен­ко вся­че­с­ки пы­та­ет­ся убе­дить чи­та­те­ля, что он от­нюдь не хо­чет «низ­вер­гать» Бе­лин­ско­го, вся его ста­тья имен­но к это­му и ве­дёт.

Так был ли Бе­лин­ский ли­те­ра­тур­ным кри­ти­ком?

Ко­неч­но, был, при­чём од­ним из пер­вых, кто сде­лал кри­ти­ку про­фес­си­ей, как Пуш­кин сде­лал ли­те­ра­ту­ру про­фес­си­ей. Бе­лин­ский со­здал свою эс­те­ти­ку, в ос­но­ве ко­то­рой был ре­а­ли­с­ти­че­с­кий ме­тод, по­мог осо­знать ог­ром­ную ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность и ми­ро­вое зна­че­ние рус­ской ли­те­ра­ту­ры, на­чи­ная с Пуш­ки­на, Лер­мон­то­ва, Го­го­ля и дру­гих. В ли­це Бе­лин­ско­го оте­че­ст­вен­ная сло­вес­ность по­лу­чи­ла яр­ко­го, та­лант­ли­во­го за­щит­ни­ка и про­па­ган­ди­с­та, но и стро­го­го кри­ти­ка, стра­ст­но­го, «не­ис­то­во­го» бор­ца про­тив хал­ту­ры и ре­мес­лен­ни­че­ст­ва в ли­те­ра­ту­ре, за вы­со­кое пред­наз­на­че­ние ху­дож­ни­ка в об­ще­ст­ве. Ед­ва ли не глав­ным для Бе­лин­ско­го бы­ло пред­став­ле­ние о ли­те­ра­ту­ре как об об­ще­ст­вен­ном слу­же­нии: вот по­че­му он по­сто­ян­но го­ря­чо пи­сал о со­ци­аль­ных во­про­сах, о про­бле­мах и пу­тях ис­то­ри­че­с­ко­го раз­ви­тия Рос­сии, о бес­прав­ном по­ло­же­нии на­ро­да, от­дель­ной лич­но­с­ти в ус­ло­ви­ях кре­по­ст­но­го пра­ва, по­ли­ти­че­с­кой не­сво­бо­ды, про­тив ко­то­рой он бо­рол­ся.

Всё это, ко­неч­но, хо­ро­шо из­ве­ст­но Тка­чен­ко, но, как ни стран­но, это лишь слу­жит для не­го ос­но­ва­ни­ем, что­бы от­ка­зать Бе­лин­ско­му в пра­ве на­зы­вать­ся кри­ти­ком.

 

Тка­чен­ко под­чёр­ки­ва­ет, что не­до­ве­рие к Бе­лин­ско­му как кри­ти­ку свя­за­но с ув­ле­че­ни­ем по­след­не­го ре­во­лю­ци­он­ны­ми иде­я­ми. Вы­хо­дит, ре­во­лю­ци­он­ный де­мо­крат не мо­жет быть ли­те­ра­тур­ным кри­ти­ком по оп­ре­де­ле­нию – имен­но та­кой вы­вод сле­ду­ет из рас­суж­де­ний ав­то­ра ста­тьи.

 

Ис­тин­ным кри­ти­ком, «аль­тер­на­ти­вой» Бе­лин­ско­му пред­ла­га­ют­ся те, кто ис­по­ве­до­вал «тра­ди­ци­он­ные», «кон­сер­ва­тив­ные» взгля­ды – та­кие, как А.Гри­го­рь­ев, В.Май­ков, Ф.До­сто­ев­ский. Тем са­мым ав­тор, по су­ти, про­из­во­дит под­ме­ну са­мих по­ня­тий, вслед­ст­вие че­го и да­лее сле­ду­ют вы­во­ды, не ме­нее ало­гич­ные, при­во­дя­щие к от­кро­вен­ным па­ра­док­сам. Ка­те­го­ри­че­с­ки не при­ни­мая ре­во­лю­ци­он­ных идей Бе­лин­ско­го, Тка­чен­ко от­ка­зы­ва­ет ему в па­т­ри­о­тиз­ме, ис­крен­ней люб­ви к на­ро­ду, в не­воз­мож­но­с­ти спо­соб­ст­во­вать его бла­гу и ос­во­бож­де­нию.

По­вто­ряя не раз, что он не стре­мит­ся сбра­сы­вать Бе­лин­ско­го «с па­ро­хо­да со­вре­мен­но­с­ти», ав­тор ста­тьи прак­ти­че­с­ки пе­ре­чёр­ки­ва­ет его твор­че­ст­во, го­во­рит о ка­кой-то «борь­бе» с рус­ской ли­те­ра­ту­рой, о не­воз­мож­но­с­ти со­еди­нить со­ци­аль­ный и эс­те­ти­че­с­кий ана­лиз, вы­дви­га­ет на пе­ред­ний план «эс­те­ти­че­с­кую» кри­ти­ку как един­ст­вен­но пол­но­цен­ную и воз­мож­ную. При этом опять-та­ки от­ри­ца­ет­ся са­мая воз­мож­ность та­кой кри­ти­ки для Бе­лин­ско­го, что про­ти­во­ре­чит оче­вид­но­му: ста­тьи Бе­лин­ско­го со­дер­жат не толь­ко со­ци­аль­ный ана­лиз, но и эс­те­ти­че­с­кий.

Даль­ней­шее раз­ви­тие на­шей кри­ти­ки шло по двум на­прав­ле­ни­ям: од­но из них, дей­ст­ви­тель­но, по­лу­чи­ло на­зва­ние «со­ци­о­ло­ги­че­с­ко­го» ме­то­да (кста­ти, сре­ди «со­ци­о­ло­гов» бы­ло не­ма­ло круп­ных имён), дру­гое в ко­неч­ном счё­те пре­об­ра­зо­ва­лось в «фор­маль­ную шко­лу». Оба эти на­прав­ле­ния в 1930-е го­ды под­вер­г­лись «усек­но­ве­нию» и «усы­ха­нию», и в ито­ге мы име­ем кри­ти­ку, ко­то­рую в са­мом де­ле труд­но на­звать кри­ти­кой; но Бе­лин­ский тут мень­ше все­го ви­но­ват… В его твор­че­ст­ве, как и в ста­ть­ях дру­гих ре­во­лю­ци­он­ных де­мо­кра­тов (До­б­ро­лю­бо­ва, Пи­са­ре­ва, Чер­ны­шев­ско­го), ес­ли не от­но­сить­ся к ним пред­взя­то, и се­го­дня мож­но об­на­ру­жить не­ма­ло здра­вых суж­де­ний о ли­те­ра­ту­ре, эс­те­ти­че­с­ких прин­ци­пах и ху­до­же­ст­вен­ных цен­но­с­тях. И по­это­му нуж­но пре­до­сте­речь се­го­дняш­них «ре­во­лю­ци­о­не­ров» от ша­ра­ха­ний и край­но­с­тей в оцен­ке на­ше­го куль­тур­но­го на­сле­дия.

Как из­ве­ст­но, Бе­лин­ский про­шёл слож­ный и не­од­но­знач­ный путь раз­ви­тия, у не­го, ко­неч­но, есть ошиб­ки и за­блуж­де­ния в ме­то­до­ло­гии и кон­крет­ных оцен­ках твор­че­ст­ва пи­са­те­лей – две­с­ти лет срок не­ма­лый. Но ещё боль­ше у не­го бы­ло от­кры­тий и про­зре­ний, вер­ных суж­де­ний, оце­нок. В кон­це сво­е­го пу­ти он, как ни­ког­да ра­нее, был бли­зок к по­ни­ма­нию про­блем и нужд ис­то­ри­че­с­ко­го пу­ти Рос­сии, к ос­мыс­ле­нию и не­при­ятию не­га­тив­ных сто­рон жиз­ни, об­ще­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов. Он был го­ря­чим бор­цом про­тив кре­по­ст­но­го пра­ва, са­мо­дер­жа­вия, по­ли­цей­ско­го го­су­дар­ст­ва. Всё это хре­с­то­ма­тий­ные фак­ты, и ни­ка­ких ос­но­ва­ний для пе­ре­смо­т­ра иде­о­ло­гии Бе­лин­ско­го, его от­но­ше­ния к рос­сий­ской дей­ст­ви­тель­но­с­ти, ко­то­рое на­шло своё от­ра­же­ние в его из­ве­ст­ном пись­ме к Го­го­лю, нет. И не лиш­ним ли под­тверж­де­ни­ем это­го яв­ля­ет­ся так же хо­ро­шо из­ве­ст­ный эпи­зод, ког­да все­го лишь за чте­ние пись­ма Бе­лин­ско­го к Го­го­лю ед­ва не был рас­ст­ре­лян Ф.До­сто­ев­ский?

Кто же прав был в спо­ре Бе­лин­ско­го и Го­го­ля, ко­то­рый на­шёл своё от­ра­же­ние в пись­ме Бе­лин­ско­го по по­во­ду «Вы­бран­ных мест из пе­ре­пи­с­ки с дру­зь­я­ми»? Се­го­дня мно­гие склон­ны ви­деть ви­ну од­но­го Бе­лин­ско­го. Так счи­та­ет и Тка­чен­ко. Меж­ду тем, ду­ма­ет­ся, тут не всё столь од­но­знач­но. Бе­лин­ский, дей­ст­ви­тель­но, слиш­ком рез­ко вы­ска­зал своё не­со­гла­сие с Го­го­лем, но он и сам объ­яс­ня­ет свою «не­ис­то­вость». И в са­мом де­ле, у Бе­лин­ско­го, по­ми­мо его бо­лез­нен­но­го, раз­дра­жён­но­го со­сто­я­ния, бы­ли осо­бые при­чи­ны воз­му­тить­ся «Из­бран­ны­ми ме­с­та­ми…». Го­голь, по су­ти, оп­рав­ды­вал и са­мо­дер­жав­ный по­ря­док в Рос­сии (и это ав­тор «Ре­ви­зо­ра» и «Мёрт­вых душ», про­из­ве­де­ний, ко­то­рые так вы­со­ко це­нил Бе­лин­ский!), и мни­мую тер­пе­ли­вость, по­слуш­ность на­ро­да, его глу­бо­кую ре­ли­ги­оз­ность, бе­зо­го­во­роч­ное по­кло­не­ние церк­ви и её слу­жи­те­лям. Да­лее Тка­чен­ко уп­ре­ка­ет Бе­лин­ско­го, что тот был да­лёк от под­лин­ной на­род­но­с­ти, не при­зы­вал к клас­со­во­му ми­ру и ду­хов­но­му един­ст­ву раз­лич­ных сло­ёв об­ще­ст­ва, раз­жи­гал враж­ду меж­ду ни­ми. Од­на­ко по­доб­ное тол­ко­ва­ние убеж­де­ний Бе­лин­ско­го гру­бо из­вра­ща­ет ис­тин­ные взгля­ды и мо­ти­вы его де­я­тель­но­с­ти.

Ав­то­ру ста­тьи хо­чет­ся ве­рить са­мо­му и убе­дить нас в том, что рус­ский на­род «осо­бый», что он не скло­нен к бун­ту, да­же ес­ли он уг­не­тён и уни­жен. Дру­гие на­ро­ды спо­соб­ны к про­те­с­ту, а наш на­род не спо­со­бен. Со­мни­тель­ная по­хва­ла, к то­му же это про­ти­во­ре­чит все­му хо­ду рус­ской ис­то­рии, в ко­то­рой бы­ло не­ма­ло слу­ча­ев не­по­кор­но­с­ти, не­по­ви­но­ве­ния вла­с­ти и обыч­но со­ли­дар­ной с ней ре­ли­гии, церк­ви. Об этом же сви­де­тель­ст­ву­ет и то, что бо­лее по­зд­няя тол­сто­вская те­о­рия «не­про­тив­ле­ния злу на­си­ли­ем» так и ос­та­лась те­о­ри­ей, что ни­ка­кой осо­бой «тер­пе­ли­во­с­ти» рус­ско­го на­ро­да нет, что он, как и дру­гие, спо­со­бен на бунт, ка­кой бы тот при этом ни был (пусть бес­смыс­лен­ный и же­с­то­кий), – а бы­ва­ют ли дру­гие?

 

Да, в на­шем на­ро­де есть и тер­пе­ли­вость, и склон­ность к тра­ди­ци­ям, да­же к «кон­сер­ва­тиз­му», не­же­ла­ние без­дум­но­го раз­ру­ши­тель­ст­ва. Но в нём в не мень­шей ме­ре есть и не­ус­т­ра­ни­мая тя­га к со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти, к не­же­ла­нию ми­рить­ся с про­из­во­лом вла­с­ти и ти­ра­нии, бо­гат­ст­ва. В рус­ском на­ро­де есть жаж­да выс­шей прав­ды, в том чис­ле прав­ды Бо­га, но и прав­ды зем­ной, че­ло­ве­че­с­кой...

 

Бе­лин­ский се­го­дня не нуж­да­ет­ся в за­щи­те, он нуж­да­ет­ся в по­ни­ма­нии. В за­щи­те нуж­да­ем­ся мы – от заб­ве­ния на­шей ис­то­рии, прав­ды и спра­вед­ли­во­с­ти, от по­вто­ре­ния оши­бок и за­блуж­де­ний. На этом пу­ти В.Г. Бе­лин­ский – наш со­юз­ник, за­ме­ча­тель­ный рус­ский кри­тик и мыс­ли­тель. 


Вячеслав САВАТЕЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования