Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 27.01.2012

Пригоршня жемчужин

По­доб­но то­му, как, чи­тая То­ни Мор­ри­сон, не мо­гу не ду­мать об Уи­ль­я­ме Фолк­не­ре, чи­тая Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва, нет-нет, да и вспо­ми­наю о кни­гах То­ни Мор­ри­сон. Люб­лю рас­ска­зы Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва. На­чи­ная с са­мых ран­них, с тех, что пе­ча­та­лись в жур­на­ле «Ниж­ний Нов­го­род» и «Зна­мя», в «Са­миз­да­те» на Либ.ру, и тех, что во­шли в сбор­ник «Осень джин­нов». «Пост мор­дой вниз», «Трол­лей­бус, иду­щий на Вос­ток», «Бе­зум­но по­да­ю­щий на­деж­ды Макс» и, ко­неч­но же, са­мый лю­би­мый, сей­час, увы, поч­ти не­до­ступ­ный (по­то­му что пе­ре­из­да­ни­я­ми дан­но­го ав­то­ра нас пред­по­чи­та­ют не ба­ло­вать) «Не­на­пи­сан­ный Че­хо­вым ро­ман». Соб­ст­вен­но, и на­пи­сан­ные им ро­ма­ны «ХУШ» и «Му­та­бор» зе­ло как хо­ро­ши и чрез­вы­чай­но ин­те­рес­ны, но в них мне все­гда буд­то не­до­ста­ва­ло не­ко­е­го драй­ва, а вот в ма­лой про­зе он – ис­тин­ный ку­дес­ник.

Рас­сказ – сти­хия Абу­зя­ро­ва, и сбор­ник (М.: Центр кни­ги ВГБИЛ им. М.И. Ру­до­ми­но, 2009) «Кур­бан-ро­ман» в этом смыс­ле ис­клю­че­ни­ем не стал. Кни­га уже ста­ла биб­ли­о­гра­фи­че­с­кой ред­ко­с­тью, её не ку­пить в ма­га­зи­нах, она про­па­ла со скла­да «Озо­на», что лишь го­во­рит о её вы­со­кой цен­но­с­ти. Лич­но мне эта кни­га на­по­ми­на­ет при­гор­ш­ню жем­чу­жин – не­о­ди­на­ко­вых по ве­ли­чи­не, фор­ме и сто­и­мо­с­ти, но рав­но дра­го­цен­ных и уни­каль­ных. Не кни­га – вол­шеб­ный сон юве­ли­ра.

Преж­де все­го, рас­сказ, дав­ший на­зва­ние сбор­ни­ку, – ско­рей, да­же не­боль­шая по­весть. Жерт­во­при­но­ше­ние – ти­пич­ный, ар­хе­ти­пич­ный мо­тив в лю­бой куль­ту­ре. В дан­ном слу­чае – ли­ри­ко-фи­ло­соф­ская прит­ча, лов­ко за­ма­с­ки­ро­ван­ная под сен­ти­мен­таль­но-эт­но­гра­фи­че­с­кую love story. Каж­до­му из нас ра­но или по­зд­но при­хо­дит­ся чем-то жерт­во­вать, толь­ко од­ни в этом слу­чае пред­по­чи­та­ют пу­с­кать в рас­ход ко­го угод­но, лишь бы не се­бя, дру­гие, на­про­тив, толь­ко се­бя в ро­ли жерт­вы и ви­дят. И кто из них прав, кто из них луч­ше и чи­ще – ба­буш­ка на­двое ска­за­ла…

На­сто­я­щим по­тря­се­ни­ем стал для ме­ня рас­сказ «Ба­с­кет­бо­ли­с­ты». Это ка­кой-то но­вый, сам на се­бя не­по­хо­жий Абу­зя­ров – ещё луч­ше, чёт­че, мощ­нее. Слов­но цве­ти­с­тую за­на­весь по­эти­че­с­ких ино­ска­за­ний вне­зап­но от­дёр­ну­ли, и на чи­та­те­ля об­ру­ши­лась ос­ле­пи­тель­ная, ко­лю­щая гла­за прав­да жиз­ни. Это – на­сто­я­щее, это здо­ро­во, это цеп­ля­ет, пе­ре­во­ра­чи­ва­ет ду­шу, по­беж­да­ет трё­хоч­ко­вым бро­с­ком – да­ром что речь в рас­ска­зе идёт во­все не о про­фес­си­о­наль­ных спорт­с­ме­нах.

Рас­сказ «Мавр» чи­тал ещё в жур­на­ле, ког­да его вклю­чи­ли в ко­рот­кий спи­сок «ка­за­ков­ки». Рас­сказ мне тог­да по­ка­зал­ся из­лиш­не на­зи­да­тель­ным, и, ка­юсь, чи­тая сбор­ник, да­же ду­мал его про­пу­с­тить. К сча­с­тью, ре­шил всё же быть до­б­ро­со­ве­ст­ным чи­та­те­лем. К сча­с­тью – по­то­му что со вто­рой по­пыт­ки рас­сказ про­сто не уз­нал. В пер­вый раз на ме­ня, вид­но, по­мра­че­ние на­шло. «Мавр» – чу­дес­ней­шая вещь, в каж­дом сло­ве ко­то­рой бьёт­ся, пуль­си­ру­ет жи­вая мысль, а каж­дая фра­за име­ет со­лё­ный вкус той са­мой прав­ды жиз­ни, что так по­ра­зи­ла и по­ра­до­ва­ла ме­ня в «Ба­с­кет­бо­ли­с­тах». Ав­тор оп­ре­де­лён­но на­щу­пал но­вый путь в сво­ём твор­че­ст­ве, и ме­ня как чи­та­те­ля это не мо­жет не ра­до­вать, ибо путь этот мне пред­став­ля­ет­ся вер­ным.

Вот за та­кие рас­ска­зы, как «Мавр» и «Поч­та», и нуж­но да­вать бы пре­мию име­ни Юрия Ка­за­ко­ва.

Име­ют­ся в сбор­ни­ке и рас­ска­зы ка­ли­б­ром по­мень­ше – на­при­мер, «Му­ки твор­че­ст­ва», или за­вер­ша­ю­щая кни­гу за­ри­сов­ка с мно­го­обе­ща­ю­щим на­зва­ни­ем «На­ча­ло», не име­ю­щая на са­мом де­ле ни на­ча­ла, ни кон­ца. Та­кие ве­щи на пер­вый взгляд ка­жут­ся слу­чай­ны­ми, не­о­бя­за­тель­ны­ми, од­на­ко их при­сут­ст­вие в кни­ге так­же не­об­хо­ди­мо. Они вы­пол­ня­ют функ­цию ли­ри­че­с­ких от­ступ­ле­ний, да­ю­щих чи­та­те­лю пе­ре­ве­с­ти дух, преж­де чем ри­нуть­ся на штурм оче­ред­ной вер­ши­ны. Они по­доб­ны ли­с­там па­пи­рос­ной или про­мо­ка­тель­ной бу­ма­ги, что от­де­ля­ют друг от дру­га бо­лее плот­ные – ос­нов­ные ли­с­ты с тек­с­том или жи­во­пис­ны­ми ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми.

Имен­но жи­во­пис­ность, на мой взгляд, род­нит Иль­да­ра Абу­зя­ро­ва с То­ни Мор­ри­сон. Соч­ная кра­соч­ность язы­ка и бе­зо­ши­боч­ная точ­ность по­па­да­ния об­ра­зов в за­ра­нее на­ме­чен­ную цель. С той раз­ни­цей, что у Мор­ри­сон об­ра­зы раз­бро­са­ны охап­ка­ми, Иль­дар же свои пе­ре­би­ра­ет как чёт­ки – они чёт­ко вы­те­ка­ют один из дру­го­го, что­бы за­тем плав­но пе­ре­течь в сле­ду­ю­щий. В ре­зуль­та­те рас­сказ, точ­но якор­ная цепь, раз­ма­ты­ва­ет­ся у чи­та­те­ля пе­ред гла­за­ми, а эф­фект­ная кон­цов­ка, слов­но раз­ла­пи­с­тый якорь, вон­за­ет­ся ему в серд­це на­век…

В сво­ей ре­цен­зии «Пес­ни на бо­ло­те» на сбор­ник Абу­зя­ро­ва («Друж­ба На­ро­дов», 2011, № 3) Ев­ге­ний Моск­вин на­зы­ва­ет са­мым сла­бым рас­ска­зом «Со­кро­вен­ные же­ла­ния», а са­мым силь­ным – «О не­люб­ви». «На­сто­я­щей глу­би­ны про­за Абу­зя­ро­ва до­сти­га­ет в рас­ска­зе «О не­люб­ви», – пи­шет Моск­вин. – В нём, как мне ка­жет­ся, и за­ло­же­ны важ­ные мо­ти­вы и те на­прав­ле­ния, в ко­то­рых ав­то­ру нуж­но дви­гать­ся». Ска­жу пря­мо – мне так не по­ка­за­лось. «О не­люб­ви», на мой взгляд, от­кро­вен­но ма­лень­кая жем­чу­жи­на сбор­ни­ка, за­те­ряв­ша­я­ся в слож­но­с­тях по­ст­ро­е­ния. Смысл слов­но спря­тал­ся в ра­ко­ви­не сю­жет­ной кон­ст­рук­ции.

А вот рас­сказ «Бер­бер» – здесь я с Моск­ви­ным со­гла­сен – яв­но из тех, в ко­то­рых (на­ря­ду с «Кур­бан-ро­ма­ном») на­чи­на­ет про­яв­лять­ся под­лин­ная со­ци­аль­ная мощь и со­ци­аль­ная глу­би­на ав­то­ра. Не­за­тей­ли­вая, на пер­вый взгляд, ис­то­рия ку­рорт­но­го ни­че­го­не­де­ла­нья и по­се­ще­ния па­рик­ма­хер­ской обо­ра­чи­ва­ет­ся под­лин­ной дра­мой. Фи­нал ос­та­ёт­ся от­кры­тым, но мрач­ное пред­зна­ме­но­ва­ние, та­я­ще­е­ся в са­мом, буд­то ре­жу­щем сво­им зву­ча­ни­ем ра­ко­ви­ну, на­зва­нии рас­ска­за, ос­тав­ля­ет не слиш­ком мно­го на­дежд на сча­ст­ли­вую раз­вяз­ку в Суд­ный день.


Дмитрий ПОМЕРАНЦЕВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования