Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 27.01.2012

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

С твор­че­ст­вом вы­да­ю­ще­го­ся ги­та­ри­с­та-се­ми­ст­рун­ни­ка Сер­гея Оре­хо­ва (1935–1998) я по­зна­ко­мил­ся не­сколь­ко лет на­зад. С тех пор, на­всег­да по­ко­рён­ный его пре­крас­ной му­зы­кой, я по сво­ей жур­на­лист­ской при­выч­ке стал со­би­рать о нём раз­но­го ро­да ма­те­ри­а­лы. И очень ско­ро к сво­е­му удив­ле­нию по­нял, что имя Сер­гея Оре­хо­ва ны­не ши­ро­кой пуб­ли­ке не­из­ве­ст­но и на­хо­дит­ся в не­за­слу­жен­ном заб­ве­нии (как не­за­слу­жен­но за­бы­та и са­ма рус­ская се­ми­ст­рун­ная ги­та­ра, на ко­то­рой се­го­дня иг­ра­ют счи­тан­ные эн­ту­зи­а­с­ты). Меж­ду тем, ис­кус­ст­во Сер­гея Оре­хо­ва от­но­сит­ся к тем не­до­ся­га­е­мым му­зы­каль­ным вер­ши­нам, ко­то­рые со­став­ля­ют гор­дость и сла­ву рус­ской куль­ту­ры XX ве­ка. Вот что пи­сал об оре­хов­ской иг­ре Ва­дим Ко­жи­нов: «Опыт убеж­да­ет ме­ня (ис­клю­че­ний про­сто не бы­ло), что для лю­бо­го че­ло­ве­ка – в ча­ст­но­с­ти, со­вер­шен­но не­за­ви­си­мо от уров­ня му­зы­каль­ной «об­ра­зо­ван­но­с­ти» – зна­ком­ст­во с ис­кус­ст­вом Сер­гея Оре­хо­ва все­гда ока­зы­ва­ет­ся на­сто­я­щим со­бы­ти­ем или да­же по­тря­се­ни­ем. И де­ло не толь­ко в выс­шей ода­рён­но­с­ти и бе­зу­преч­ном про­фес­си­о­на­лиз­ме это­го му­зы­кан­та, но и в том, что он су­мел все­це­ло унас­ле­до­вать двух­ве­ко­вую куль­ту­ру рус­ской ги­та­ры».

Сергей ОРЕХОВ
Сергей ОРЕХОВ

Се­го­дня ощу­ща­ет­ся край­няя не­об­хо­ди­мость в воз­рож­де­нии и про­па­ган­де оре­хов­ско­го твор­че­ст­ва. Эта не­об­хо­ди­мость вы­зва­на не толь­ко тем, что Сер­гей Оре­хов – ве­ли­кий му­зы­кант. Без его му­зы­ки, без её при­сут­ст­вия в рус­ской жиз­ни мы ли­ша­ем се­бя очень важ­но­го: пре­ле­с­ти, оба­я­ния, по­эзии че­ло­ве­че­с­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния, то есть все­го то­го, в чём так нуж­да­ет­ся со­вре­мен­ный че­ло­век. Нет со­мне­ния, что про­па­ган­да оре­хов­ско­го твор­че­с­ко­го на­сле­дия по­мо­жет воз­ро­дить ин­те­рес к рус­ской се­ми­ст­рун­ной ги­та­ре. Тут, ко­неч­но, про­бле­му сле­ду­ет ре­шать в ком­плек­се. Ведь у нас де­ло до­шло до то­го, что в му­зы­каль­ных ма­га­зи­нах нет ни се­ми­ст­рун­ных ги­тар, ни со­от­вет­ст­ву­ю­щих са­мо­учи­те­лей; то есть че­ло­век, ко­то­рый за­хо­чет ос­во­ить рус­скую се­ми­ст­рун­ную ги­та­ру, бу­дет вы­нуж­ден ос­ва­и­вать её, что на­зы­ва­ет­ся, на паль­цах.

Пер­вые ша­ги к вос­кре­ше­нию па­мя­ти и ги­тар­но­го ис­кус­ст­ва Сер­гея Оре­хо­ва уже сде­ла­ны. В 2003 го­ду вы­шла бро­шю­ра Ана­то­лия Ши­ря­ли­на «Са­га о ве­ли­ком ги­та­ри­с­те», в 2005 го­ду из­дан не­боль­шой сбор­ник вос­по­ми­на­ний, со­став­лен­ный Ген­на­ди­ем Дми­т­ри­е­вым, а в 2010 го­ду уви­де­ла свет ра­бо­та во­ро­неж­ца Алек­сан­д­ра Кра­сю­ко­ва «Оре­хов в Во­ро­не­же». В на­ча­ле 2000-х го­дов му­зы­каль­ный из­да­тель Ана­то­лий То­ро­пов вы­пу­с­тил 9 нот­ных сбор­ни­ков с об­ра­бот­ка­ми Сер­гея Оре­хо­ва (ре­дак­ция Вла­ди­ми­ра Не­сте­ро­ва). Эн­ту­зи­аст Ан­д­рей Зем­сков на соб­ст­вен­ные сред­ст­ва вы­пу­с­тил два дис­ка «Рус­ская се­ми­ст­рун­ная ги­та­ра» с кон­церт­ны­ми ау­дио- и ви­део­за­пи­ся­ми му­зы­кан­та (при жиз­ни С.Оре­хо­ва вы­шла все­го лишь од­на со­ль­ная пла­с­тин­ка – в 1986 го­ду в «Ме­ло­дии»). В 2009 го­ду в под­мо­с­ков­ном го­ро­де Жу­ков­ском про­шёл Пер­вый меж­ду­на­род­ный фе­с­ти­валь ис­пол­ни­те­лей на рус­ской се­ми­ст­рун­ной ги­та­ре име­ни Сер­гея Оре­хо­ва (ор­га­ни­за­тор Вла­ди­мир Мар­ку­ше­вич). Есть у нас – сла­ва Бо­гу! – и до­стой­ные про­дол­жа­те­ли оре­хов­ской шко­лы из мо­ло­до­го по­ко­ле­ния. Здесь я бы в пер­вую оче­редь от­ме­тил Вла­ди­ми­ра Су­ми­на, Вла­ди­ми­ра Мар­ку­ше­ви­ча, Ев­ге­ния Пуш­ка­рен­ко, Ев­ге­ния Ры­жо­ва и Дми­т­рия Пе­т­рач­ко­ва, ко­то­рые по­ста­ви­ли пе­ред со­бой труд­ней­шую, но бла­го­род­ней­шую за­да­чу – вос­кре­сить ду­шу и дух ги­тар­но­го ис­кус­ст­ва Сер­гея Оре­хо­ва.

И по­след­нее. По сло­вам на­уч­но­го со­труд­ни­ка Ни­ны Ми­ле­ши­ной, Му­зей му­зы­каль­ной куль­ту­ры име­ни М.И. Глин­ки го­тов раз­ме­с­тить в сво­их сте­нах по­сто­ян­ную экс­по­зи­цию, по­свя­щён­ную С.Оре­хо­ву. Од­на­ко для это­го, как ми­ни­мум, не­об­хо­ди­мо на­ли­чие хо­тя бы од­ной оре­хов­ской ги­та­ры. Поль­зу­ясь слу­ча­ем, хо­чет­ся об­ра­тить­ся к ги­тар­ным кол­лек­ци­о­не­рам с прось­бой по­мочь му­зею в со­зда­нии оре­хов­ско­го «угол­ка».

Ни­же пред­ла­га­ю вни­ма­нию чи­та­те­лей не­боль­шие вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков о Сер­гее Дми­т­ри­е­ви­че Оре­хо­ве.

 

Илья КО­ЛО­ДЯЖ­НЫЙ


 

Юрий Пар­ка­ев, по­эт:

 

– Имя Сер­гея Оре­хо­ва до на­шей пер­вой встре­чи в на­ча­ле 1970-х го­дов мне ма­ло что го­во­ри­ло. Мы по­зна­ко­ми­лись в до­ме мо­е­го при­яте­ля, ку­да он, стра­ст­ный по­клон­ник ги­та­ры и ста­рин­но­го ро­ман­са, при­гла­сил сво­их дру­зей: ги­та­ри­с­та Сер­гея Оре­хо­ва и пе­ви­цу На­деж­ду Ти­ши­ни­но­ву. «Это бу­дет не­что», – по­обе­щал хо­зя­ин до­ма, и он ока­зал­ся прав. Мы с же­ной бы­ли по­тря­се­ны, ибо ни­че­го по­доб­но­го слы­шать преж­де не до­во­ди­лось. И го­лос пе­ви­цы, и ги­та­ра, и сам ре­пер­ту­ар – всё бы­ло не­по­вто­ри­мо и не­за­бы­ва­е­мо. Мы по­зна­ко­ми­лись, ста­ли дру­зь­я­ми, ча­с­то встре­ча­лись на пра­зд­ни­ках и днях рож­де­ния.

Сер­гей, впер­вые по­бы­вав­ший у нас до­ма, об­ра­тил вни­ма­ние на на­шу боль­шую биб­ли­о­те­ку. Вы­яс­ни­лось, что он то­же стра­ст­ный кни­го­люб, зна­ю­щий толк не толь­ко в со­вре­мен­ных, но и в ста­рых уни­каль­ных из­да­ни­ях. По­мню, ме­ня по­ра­зи­ли его зна­ния в об­ла­с­ти ис­кус­ст­ва оформ­ле­ния кни­ги. Он знал име­на ве­ли­ких ма­с­те­ров пе­ре­плёт­но­го де­ла, ув­ле­чён­но го­во­рил о су­пер­эк­с­ли­б­ри­сах, фор­за­цах, блин­тах, зо­ло­тых го­ло­вках и про­чих спе­ци­фи­че­с­ких эле­мен­тах кни­ги, ко­то­рые до­ро­ги серд­цу лю­бо­го ис­тин­но­го биб­ли­о­фи­ла. «Жаль, – го­во­рил Сер­гей, – при­шлось по мо­ло­до­с­ти лет рас­стать­ся со мно­ги­ми ред­ко­с­тя­ми, на­при­мер, с пер­вой кни­гой Не­кра­со­ва «Меч­ты и зву­ки». Поч­ти весь ти­раж это­го уни­каль­но­го из­да­ния вско­ре по­сле его вы­хо­да в свет был унич­то­жен са­мим ав­то­ром и по се­го­дняш­ний день ос­та­лись счи­тан­ные эк­земп­ля­ры. И Пуш­кин при­жиз­нен­ный был, и Го­голь, а по­том я вдруг по­нял, что не­объ­ят­но­го не объ­ять».

С той же стра­с­тью, с ка­кой Оре­хов со­би­рал биб­ли­о­филь­ские ред­ко­с­ти, он стал со­би­рать при­клю­чен­че­с­кую ли­те­ра­ту­ру. «Ви­дел бы ты, – го­во­рил он не раз, – ка­кие див­ные эк­земп­ля­ры Пан­со­на Дю Тер­рай­ля, Бер­ро­уза, Уол­ле­са, Дю­ма про­шли че­рез мои ру­ки, поч­ти не чи­тан­ные в пе­с­ма­нов­ских пе­ре­плё­тах».

Лю­бовь к при­клю­чен­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре жи­ла в нём, не уга­сая ни­ког­да, за­ни­мая всё сво­бод­ное от ра­бо­ты вре­мя. Сер­гей гор­дил­ся сво­им книж­ным со­бра­ни­ем и с удо­воль­ст­ви­ем, от­кры­вая двер­цы за­вет­но­го шка­фа, по­ка­зы­вал свои со­кро­ви­ща гос­тям. Бы­ло в этом его ув­ле­че­нии что-то очень ми­лое, до­б­рое, ре­бя­чье. Та­ким Сер­гей был и в му­зы­ке.

Мне вспо­ми­на­ет­ся один эпи­зод, ко­то­рый очень яр­ко рас­ска­зы­ва­ет о до­б­ро­ду­шии Сер­гея Оре­хо­ва. Мой друг, пе­тер­бург­ский по­эт Глеб Гор­бов­ский, лю­бил Сер­гея не толь­ко как му­зы­кан­та, но и как пре­крас­но­го че­ло­ве­ка, и не­мно­го под­тру­ни­вал над его ли­те­ра­тур­ны­ми при­ст­ра­с­ти­я­ми (к при­ме­ру, Оре­хов До­сто­ев­ско­му пред­по­чи­тал Ере­мея Пар­но­ва). Вско­ре Гор­бов­ский по­да­рил Оре­хо­ву свой том из­бран­но­го с тёп­лой над­пи­сью на па­мять. В этой кни­ге бы­ло сти­хо­тво­ре­ние с по­свя­ще­ни­ем Оре­хо­ву, ко­то­рое на­чи­на­лось та­ки­ми сло­ва­ми: «У те­бя го­ло­ва, как не­тё­са­ный ка­мень,/ И чи­та­ешь ты скуч­ные де­тек­ти­вы./ Но ка­кие ты мо­жешь сво­и­ми ру­ка­ми/ До­бы­вать из ги­тар­но­го чре­ва мо­ти­вы…». Я за­ме­тил Гор­бов­ско­му, что Оре­хов мо­жет оби­деть­ся на эти строч­ки. На что он мне от­ве­тил: «Не ду­маю, я ведь это пи­сал ему лю­бя». Как я пред­по­ла­гал, Оре­хов дей­ст­ви­тель­но оби­дел­ся. Не­сколь­ко дней спу­с­тя, при­ехав ко мне, он вдруг вспом­нил о сти­хо­тво­ре­нии Гор­бов­ско­го и за­гру­с­тил. «Нель­зя ли по­пра­вить од­ну строч­ку? – по­про­сил он. – Сти­хо­тво­ре­ние хо­ро­шее, но эта строч­ка всё пор­тит. От Гле­ба я это­го не ожи­дал». – «Ну, ко­неч­но, – со­гла­сил­ся я, – го­ло­ва… ка­мень…». Оре­хов по­се­рь­ёз­нел и ска­зал: «Да раз­ве в этом де­ло, в го­ло­ве? Это как раз ерун­да. А вот во вто­рой строч­ке не­об­хо­ди­ма по­прав­ка. Ведь у ме­ня ни од­ной скуч­ной кни­ги нет!» Тут мне крыть бы­ло не­чем. «Хо­ро­шо, пе­ре­дам Гле­бу, пусть по­пра­вит, хо­тя бы, ска­жем, так: «Чи­та­ет не­скуч­ные де­тек­ти­вы». «Вот-вот, – об­ра­до­вал­ся Сер­гей, – ге­ни­аль­но. Имен­но не­скуч­ные». Та­ков был Се­рё­жа...

 

Та­ть­я­на Фи­ли­мо­но­ва, пе­ви­ца, со­ли­ст­ка Мос­кон­цер­та:

 

– По­зна­ко­ми­лась я с Сер­ге­ем Дми­т­ри­е­ви­чем в Мос­кон­цер­те в на­ча­ле 80-х го­дов. Он тог­да был без ра­бо­ты, и я при­гла­си­ла его в свой кол­лек­тив. Он со­гла­сил­ся. И вот с тех пор – в те­че­ние 15 лет до са­мой его кон­чи­ны – мы вы­сту­па­ли вме­с­те. Кро­ме Оре­хо­ва в со­став на­ше­го ин­ст­ру­мен­таль­но­го трио вхо­ди­ли ги­та­рист Ген­на­дий Ра­зу­ва­ев и скри­пач Са­ша Ве­сё­лов (увы, ны­не то­же по­кой­ные). При­зна­юсь, что луч­ших му­зы­кан­тов (как по про­фес­си­о­наль­ным, так и по че­ло­ве­че­с­ким ка­че­ст­вам) ни до, ни по­сле у ме­ня не бы­ло. Мы объ­ез­ди­ли с га­с­т­ро­ля­ми пол­ми­ра. Осо­бен­но ча­с­то мы бы­ли в Юго­сла­вии и Гер­ма­нии, где нас при­ни­ма­ли, как до­ма. Кол­лек­тив у нас был друж­ный. Сер­гею Дми­т­ри­е­ви­чу с на­ми бы­ло хо­ро­шо. Он лю­бил га­с­т­ро­ли и каж­дый раз про­сил их про­длить.       

Это был Бо­жий че­ло­век: до­б­рый, ти­хий, скром­ный; он был луч­ше всех нас. Его сло­во бы­ло все­гда по­след­ним и ре­ша­ю­щим. Мы, бы­ва­ло, со­бе­рём­ся на со­ве­ща­ние: го­во­рим, об­суж­да­ем, спо­рим, а он мол­чит, и толь­ко в кон­це раз­го­во­ра озор­но так по­смо­т­рит на нас и, под­во­дя чер­ту, ска­жет что-ни­будь му­д­ро-дет­ское.

Сер­гей Дми­т­ри­е­вич был не толь­ко та­лант­ли­вым, Бо­гом ода­рён­ным че­ло­ве­ком, но и вы­со­чай­ше­го уров­ня про­фес­си­о­на­лом. Он бук­валь­но не вы­пу­с­кал из рук ги­та­ру. На га­с­т­ро­лях Сер­гей Дми­т­ри­е­вич обыч­но из гос­ти­ни­цы ни­ку­да не вы­хо­дил, уп­раж­ня­ясь на ги­та­ре по 6–8 ча­сов в день. С Оре­хо­вым срав­ни­вать бы­ло не­ко­го. По­мню, он так иг­рал вступ­ле­ние к мо­е­му лю­би­мо­му ро­ман­су «Ночь свет­ла», что мне и петь не на­до бы­ло – ос­та­ва­лось толь­ко про­шеп­тать сло­ва.

По­след­ний раз я его ви­де­ла за день до смер­ти. Мы со­бра­лись в Мос­кон­цер­те на об­суж­де­ние но­вой про­грам­мы, по­свя­щён­ной Пуш­ки­ну. А не­за­дол­го до это­го Ге­на Ра­зу­ва­ев ку­пил се­бе ги­та­ру, ко­то­рая ког­да-то при­над­ле­жа­ла Оре­хо­ву. По­хва­с­тав­шись сво­им при­об­ре­те­ни­ем, Ге­на стал иг­рать на ней. В от­вет Сер­гей Дми­т­ри­е­вич до­стал, как он на­зы­вал свою ги­та­ру, «брев­но» и за­иг­рал так, что мы рты рас­кры­ли. Что это бы­ло, чья это му­зы­ка, от­ку­да она яви­лась – я до сих пор рас­кол­до­вать не мо­гу. Мне го­во­ри­ли, что так же бо­же­ст­вен­но иг­рал Сер­гей Дми­т­ри­е­вич на сле­ду­ю­щий день в квар­ти­ре сво­е­го дру­га ба­ла­ла­еч­ни­ка Ва­ле­рия Ми­не­е­ва, у ко­то­ро­го он скон­чал­ся…

 

Ни­ко­лай Оси­пов, ги­та­рист, ком­по­зи­тор:

 

– Об­ща­ясь с Сер­ге­ем на про­тя­же­нии мно­гих лет, в том чис­ле ра­бо­тая в ду­э­те в ка­че­ст­ве со­ли­с­тов и ак­ком­па­ни­а­то­ров его же­ны – пе­ви­цы На­деж­ды Ти­ши­ни­но­вой, – я на­блю­дал его в раз­ных си­ту­а­ци­ях, был сви­де­те­лем его три­ум­фов и – очень ред­ко – не­удач. Моё пре­кло­не­ние пе­ред этим че­ло­ве­ком бе­зо­го­во­роч­ное – это ге­ний. Ос­нов­ная мас­са его слу­ша­те­лей, я ду­маю, в пер­вую оче­редь вос­при­ни­ма­ла его как вир­ту­о­за, вос­хи­ща­ясь его тех­ни­кой, а вот, так ска­зать, «кух­ню» его ма­с­тер­ст­ва не все зна­ют.

Ве­ли­кое ма­с­тер­ст­во это­го ги­та­ри­с­та не бы­ло про­сто ре­зуль­та­том его ог­ром­ной тех­ни­че­с­кой ра­бо­ты. Он был, в пер­вую оче­редь, ар­хи­ода­рён­ным му­зы­кан­том, а по­том уже всё ос­таль­ное. Тут нуж­но ска­зать – впол­не объ­ек­тив­но, – что ру­ки у Сер­гея Оре­хо­ва бы­ли для ги­та­ры про­сто, что на­зы­ва­ет­ся, луч­ше не бы­ва­ет. При­ро­да здесь ему очень по­со­дей­ст­во­ва­ла. Ну а даль­ше – ра­бо­та. Ра­бо­тать Оре­хов умел и лю­бил. Это-то и сде­ла­ло его ве­ли­ким. С ги­та­рой он не рас­ста­вал­ся. Он не про­сто иг­рал, а де­сят­ки раз про­ра­ба­ты­вал свои по­тря­са­ю­щие пас­са­жи, от­дель­ные ме­с­та пьес, при­ёмы иг­ры. Од­наж­ды на га­с­т­ро­лях его На­дя взмо­ли­лась: «Ко­ля, возь­ми Сер­гея к се­бе в но­мер, я боль­ше не мо­гу вы­но­сить его бес­ко­неч­ные ра­зы­г­ры­ва­ния». Не­сколь­ко дней Сер­гей про­жил в мо­ём но­ме­ре. Ре­зуль­тат та­ких за­ня­тий – бе­зу­преч­ная, по­тря­са­ю­щая тех­ни­ка.

Вла­дел Оре­хов не толь­ко се­ми­ст­рун­ной ги­та­рой, но и ше­с­ти­ст­рун­ной. Од­наж­ды он по­зво­нил мне и ска­зал, что сде­лал об­ра­бот­ку ро­ман­са «Не про­буж­дай вос­по­ми­на­ний» для ше­с­ти­ст­рун­ной ги­та­ры и хо­чет сей­час при­ехать ко мне и по­ка­зать. Он при­ехал, взял мою ги­та­ру и сы­г­рал ве­ли­ко­леп­ную, как и всё у не­го, об­ра­бот­ку. За­тем взял нот­ную бу­ма­гу и, по­ка я что-то ти­хонь­ко на­и­г­ры­вал, за­пи­сал всю пье­су на но­ты. Я, бу­ду­чи ав­то­ром ря­да пьес для ги­та­ры, за­пи­сы­вал их толь­ко с ги­та­рой в ру­ках, а что­бы вот так, что на­зы­ва­ет­ся, «всле­пую», это уже чер­та ге­ни­аль­но­с­ти. Об­ра­бот­ки Оре­хо­ва, бе­зус­лов­но, выс­шая сту­пень в этом жа­н­ре – фор­ма, му­зы­каль­ность, вы­ра­зи­тель­ность, ко­лос­саль­ная тех­ни­ка. В от­ли­чие от об­ра­бо­ток дру­го­го ко­ри­фея рус­ской се­ми­ст­рун­ной ги­та­ры – М.Т. Вы­соц­ко­го – Оре­хов, про­ра­бо­тав его твор­че­ст­во, со­здал об­ра­бот­ки кон­церт­ные, эф­фект­ные, эс­т­рад­ные в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва. Пре­взой­ти их не­воз­мож­но. Это – ше­де­в­ры.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования