Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 03.02.2012

Литературная маммопластика

Луч­шим дру­гом всех жен­щин, меч­та­ю­щих уве­ли­чить объ­ём гру­ди, яв­ля­ет­ся си­ли­ко­но­вый гель. У пи­са­те­лей, гре­зя­щих об уве­ли­че­нии объ­ё­ма тек­с­тов, нет, к со­жа­ле­нию, ино­го по­мощ­ни­ка, чем соб­ст­вен­ная сме­кал­ка. Толь­ко она по­мо­га­ет ма­с­те­рам ху­до­же­ст­вен­но­го сло­ва тор­го­вать ма­лы­ми фор­ма­ми под ви­дом круп­ных, что, впро­чем, не долж­но вы­зы­вать ни­ка­ко­го нрав­ст­вен­но­го осуж­де­ния: бу­кет са­мых изы­с­кан­ных про­за­и­че­с­ких ми­ни­а­тюр не про­дашь на рос­сий­ском книж­ном рын­ке да­же в Меж­ду­на­род­ный жен­ский день.

Ка­ки­ми же спо­со­ба­ми ин­же­не­ры че­ло­ве­че­с­ких душ пы­та­ют­ся из­бе­жать про­кля­тия «Чтоб ты жил на од­ну ли­те­ра­тур­ную пре­мию име­ни Юрия Ка­за­ко­ва за луч­ший рас­сказ»? Ка­кие увёрт­ки они ис­поль­зу­ют, что­бы не ока­зать­ся в по­жиз­нен­ной ло­вуш­ке пре­мии Бел­ки­на за луч­шую по­весть?

К их ус­лу­гам, по на­шим под­счё­там, пять раз­лич­ных «им­план­та­тов», поз­во­ля­ю­щих бо­лее или ме­нее ус­пеш­но про­ве­с­ти опе­ра­цию сло­вес­но­го «эн­до­про­те­зи­ро­ва­ния» (ма­ги­че­с­кие про­це­ду­ры вер­сталь­щи­ков с раз­ре­жен­ным на­бо­ром, шриф­том и по­ля­ми на­ми не рас­сма­т­ри­ва­ют­ся).

1. Жа­н­ро­вая «под­кач­ка»: рас­сказ объ­яв­ля­ет­ся по­ве­с­тью, по­весть – ро­ма­ном, а ро­ман – эпо­пе­ей. Дан­ный «им­план­тат» при­над­ле­жит к чис­лу са­мых де­шё­вых, по­это­му и в де­ло он пу­с­ка­ет­ся ча­ще все­го (мож­но со­слать­ся, до­пу­с­тим, на по­весть Ильи Бо­я­шо­ва «Тан­кист, или «Бе­лый тигр», вы­да­ю­щую се­бя за ро­ман пре­дель­но бес­со­ве­ст­ным об­ра­зом). Ино­гда, кста­ти, мя­ту­щим­ся из­да­те­лям хо­чет­ся и по­весть съесть, и на ро­ман при­сесть. Так, офи­ци­аль­ное биб­ли­о­гра­фи­че­с­кое опи­са­ние «Праж­ской но­чи» Пеп­пер­ш­тей­на пред­ла­га­ет чи­та­те­лю до­воль­ст­во­вать­ся сред­ним жа­н­ром («Пеп­пер­ш­тейн П. Праж­ская ночь: [по­весть]»), а при­сты­ко­ван­ная к вы­ход­ным дан­ным ан­но­та­ция со­об­ща­ет уже «о но­вом ро­ма­не ав­то­ра книг «Ми­фо­ген­ная лю­бовь каст» (в со­ав­тор­ст­ве с Сер­ге­ем Ану­ф­ри­е­вым), «Сва­с­ти­ка и Пен­та­гон», «Во­ен­ные рас­ска­зы», «Вес­на».

2. Один из ге­ро­ев на­де­ля­ет­ся ли­ри­че­с­ким да­ром, и все сти­хи, со­чи­нён­ные им как но­чью, во вре­мя бес­сон­ни­цы, так и днём, во вре­мя все­воз­мож­ных при­клю­че­ний, пе­ча­та­ют­ся дваж­ды: сна­ча­ла в тех фраг­мен­тах ос­нов­но­го тек­с­та, ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но свя­за­ны с на­ка­ты­ва­ни­ем пот­ных ва­лов вдох­но­ве­ния, а за­тем – в осо­бом при­ло­же­нии, за­ме­ня­ю­щем эпи­лог. Эф­фект­ный об­ра­зец по­доб­но­го вы­скре­ба­ния ро­ман­ных су­се­ков – та же «Праж­ская ночь» Пеп­пер­ш­тей­на, где у кил­ле­ра Ильи Ко­ро­лен­ко «за се­кун­ду до вы­ст­ре­ла оза­ря­ет­ся яр­ким све­том <…> ду­ша, и в го­ло­ве, слов­но го­ря­чая дет­ская лам­па, вспы­хи­ва­ет сти­хо­тво­ре­ние».

3. За­ика­ние как мож­но боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва пер­со­на­жей. По­сколь­ку ро­ман о тай­ной жиз­ни до­школь­ных ло­го­пе­ди­че­с­ких уч­реж­де­ний ещё не на­пи­сан, со­шлем­ся, к при­ме­ру, на «Двух се­с­тёр и Кан­дин­ско­го» Вла­ди­ми­ра Ма­ка­ни­на. В этой чрез­вы­чай­но оза­да­чи­ва­ю­щей ал­ле­го­рии дей­ст­ву­ет ау­тич­ный юно­ша Ко­ля У-у-у-грюм­цев, про­бу­ю­щий «р-р-исо­вать а-а-бстракт­но». Есть в ней «и не та­кие еле-еле за­ики», как он, а «н-н-н-н-н-на­сто­я­щие», мак­си­маль­но за­мед­ля­ю­щие ско­рость по­ве­ст­во­ва­ния. Од­ним сло­вом, с каж­до­го за­пи­на­ю­ще­го­ся пер­со­на­жа по бук­ве – Ма­ка­ни­ну пе­чат­ный лист.

4. Про­да­жа пи­са­тель­ской ду­ши де­мо­ну амп­ли­фи­ка­ции, обес­пе­чи­ва­ю­ще­му бес­пре­рыв­ное на­гне­та­ние слов од­но­го «по­мё­та». Ре­зуль­та­том этой сдел­ки сле­ду­ет, ви­ди­мо, счи­тать ро­ман Сер­гея Сам­со­но­ва «Кис­ло­род­ный пре­дел», при­гла­ша­ю­щий всех же­ла­ю­щих в ска­зоч­ное цар­ст­во лек­си­че­с­кой из­бы­точ­но­с­ти. В нём, на ра­дость из­го­ло­дав­шим­ся по пле­те­нию сло­вес лю­дям, по­дроб­но опи­са­ны все от­де­лы стан­дарт­но­го су­пер­мар­ке­та: «все бан­ки и бу­тыл­ки с га­зи­ров­кой, все слад­кие сви­с­туль­ки, все кон­фе­ты, жвач­ки со вку­сом сли­вок и ба­на­на, клуб­ни­ки и па­пайи, все яй­ца шо­ко­лад­ные, в ко­то­рых ди­но­за­в­ри­ки, все ка­ра­ме­ли чу­па-чупс, все мар­сы, все двой­ные твик­сы, все Мам­бы-фрут­ти­сы, все чип­сы Лэйс с гри­ба­ми и сме­та­ной, бе­ко­ном и зе­ле­ным лу­ком и все иг­ру­шеч­ные лу­ки, ре­воль­ве­ры, все пи­с­то­ле­ты-ав­то­ма­ты со стре­ла­ми-при­со­с­ка­ми, все брит­вы и кас­се­ты с за­пас­ны­ми лез­ви­я­ми к ним» и т.д. Ес­ли вспом­нить, что мир дав­но уже не текст, а имен­но су­пер­мар­кет, то ге­шефт, осу­ще­ств­ля­е­мый Сер­ге­ем Сам­со­но­вым, при­но­сит не­ма­лый про­фит. Учи­тесь, гос­по­да ли­те­ра­то­ры!

5. Спо­соб­ность пи­са­те­ля в слу­чае не­об­хо­ди­мо­с­ти «вклю­чать Швей­ка», то есть сби­вать­ся на вся­ко­го ро­да экс­кур­сы спра­воч­но­го ха­рак­те­ра, не име­ю­щие внят­ной ху­до­же­ст­вен­ной мо­ти­ви­ров­ки. Из та­ких экс­кур­сов, по су­ти де­ла, со­сто­ит ро­ман Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го «Перс», при­ме­ча­тель­ный ещё и тем, что в нём да­ёт­ся об­шир­ный про­за­и­че­с­кий па­ра­фраз по­эти­че­с­ких про­из­ве­де­ний Ве­ли­ми­ра Хлеб­ни­ко­ва.

Так как пла­с­ти­че­с­кая хи­рур­гия не сто­ит на ме­с­те, то и по­тен­ци­ал раз­ви­тия ли­те­ра­тур­ной мам­мо­пла­с­ти­ки, бе­зус­лов­но, да­ле­ко не ис­чер­пан. В ча­ст­но­с­ти, вы­зы­ва­ет силь­ное не­до­уме­ние пре­не­бре­же­ние пи­са­те­лей те­ми воз­мож­но­с­тя­ми, ко­то­рые та­ит упо­треб­ле­ние мно­го­язы­чия. Что, пред­по­ло­жим, ме­ша­ет им со­здать ро­ман о при­клю­че­ни­ях раз­но­пле­мен­ных пас­са­жи­ров, по­пав­ших по­сле ка­кой-ни­будь авиа­ци­он­ной или мор­ской ка­та­ст­ро­фы на не­о­би­та­е­мый ос­т­ров? Ведь пре­иму­ще­ст­во та­кой кни­ги за­клю­ча­лось бы не столь­ко в бес­пре­пят­ст­вен­ной про­па­ган­де муль­ти­куль­ту­ра­лиз­ма, сколь­ко в га­ран­тии мно­го­крат­но­го дуб­ли­ро­ва­ния мо­но­ло­гов и ди­а­ло­гов. Пусть, на­при­мер, на бор­ту рух­нув­ше­го са­мо­лё­та на­хо­ди­лись рус­ский и фран­цуз. С од­ной сто­ро­ны, это по­вод про­де­мон­ст­ри­ро­вать осо­бен­но­с­ти на­ци­о­наль­но­го вы­жи­ва­ния в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях, а с дру­гой – сво­бод­ный до­ступ к сверх­мощ­но­му ге­не­ра­то­ру пе­чат­ных зна­ков (как он ра­бо­та­ет, мож­но пред­ста­вить, вспом­нив тол­сто­вский би­линг­визм в «Вой­не и ми­ре»).

Та­ким об­ра­зом, бу­дем с не­тер­пе­ни­ем ждать от рос­сий­ских ав­то­ров оче­ред­ных ухи­щ­ре­ний по до­сти­же­нию пыш­ных форм. Уда­чи им в этом труд­ном и хло­пот­ли­вом де­ле!


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования