Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 03.02.2012

Но я живу…

 Кни­га Нел­ли Мо­ро­зо­вой про­из­во­дит оше­лом­ля­ю­щее впе­чат­ле­ние. Сре­ди тонн и тонн со­чи­ни­тель­ст­ва: ли­те­ра­ту­ры под на­зва­ни­ем «про­ект», ли­те­ра­ту­ры с веж­ли­вой по­прав­кой на «жен­скую», ли­те­ра­ту­ры с за­ман­чи­вы­ми на­зва­ни­я­ми и мно­го­бе­ща­ю­щи­ми об­лож­ка­ми, – все­го то­го, что кри­чит, во­пи­ёт, клян­чит: «Ку­пи­те! Про­чти­те! Ме­ня! Нет, ме­ня!» вдруг по­яви­лась эта кни­га – спо­кой­ная, скром­ная, с на­зва­ни­ем, ко­то­рое не да­ёт усом­нить­ся в со­вер­шен­но осо­бой чёт­ко­с­ти и до­б­ро­те жиз­нен­ной по­зи­ции: «Моё при­ст­ра­с­тие к Дик­кен­су».

Все зна­ют, что мо­ря­ки и пу­те­ше­ст­вен­ни­ки не про­сто так бро­са­ют в мо­ре бу­тыл­ки со сво­им име­нем и опи­са­ни­ем сво­ей судь­бы, и не из че­с­то­лю­бия они это де­ла­ют – ка­кое уж тут че­с­то­лю­бие, ког­да то­нет ко­рабль? – а с на­деж­дой на то­го са­мо­го – не­из­ве­ст­но­го, не­ве­до­мо­го, не­род­но­го че­ло­ве­ка, то есть в чи­с­том ви­де: «чу­жой ду­ши», ко­то­рая об­ла­да­ет все­го лишь тем, чем долж­на об­ла­дать ду­ша, а имен­но: сво­им на­ли­чи­ем. Ме­та­фо­ра эта как нель­зя луч­ше при­ло­жи­ма к «Мо­е­му при­ст­ра­с­тию к Дик­кен­су». Я че­ст­но изум­ля­юсь: как уда­лось из­влечь из соб­ст­вен­ной жиз­ни столь чёт­кую, ум­ную, пол­ную кар­ти­ну жиз­ни об­щей, пе­ре­ва­лить че­рез ле­дя­ной хре­бет че­ло­ве­че­с­кой изо­ли­ро­ван­но­с­ти и, го­во­ря о са­мых про­стых ве­щах еже­днев­но­с­ти, на­щу­пать, ух­ва­тить, удер­жать с пер­вой стра­ни­цы и до по­след­ней то на­пря­же­ние про­ис­хо­дя­ще­го, ту от­зыв­чи­вость на са­мое за­вет­ное, спря­тан­ное, от­кры­тое лишь еди­ни­цам, хо­тя, ка­жет­ся, ведь столь­ко лю­дей: и пе­ре­жи­ли, и ис­пы­та­ли, и про­шли, и вы­нес­ли…

А это и есть: дар, та­лант. И ка­че­ст­во серд­ца, а не со­чи­ни­тель­ст­ва. Впро­чем, сло­во «со­чи­ни­тель­ст­во» не под­хо­дит к жа­н­ру ме­му­ар­ной ли­те­ра­ту­ры, ес­ли эта ли­те­ра­ту­ра об­ла­да­ет вы­со­ким до­сто­ин­ст­вом че­ст­но­с­ти. «Моё при­ст­ра­с­тие к Дик­кен­су» на­пи­са­но с та­кой яр­ко­с­тью, что на­зва­ние, в ко­то­ром со­хра­не­но сло­во «при­ст­ра­с­тие», ка­жет­ся мне не­слу­чай­ным. Да, толь­ко при­ст­ра­с­тие к прав­де, толь­ко же­ла­ние сфор­му­ли­ро­вать её и для се­бя са­мой, и для лю­бо­го – ко­му по­па­дёт в ру­ки эта кни­га – че­ло­ве­ка.

«Ду­маю, что столк­но­ве­ние с дей­ст­ви­тель­но­с­тью, – пи­шет Мо­ро­зо­ва, – то, что отец уви­дел на се­ле, при­ве­ло его к ду­шев­ной де­прес­сии и нерв­ной ле­чеб­ни­це в трид­цать вто­ром. Что пе­ре­жил в ту по­ру отец? Ка­кую борь­бу вёл со сво­ею со­ве­с­тью? Как глу­шил до­во­ды про­би­ва­ю­ще­го­ся сквозь иде­о­ло­ги­че­с­кие шо­ры ра­зу­ма? Ста­лин на­мно­го впе­рёд обес­пе­чил се­бе али­би ста­ть­ёй трид­ца­то­го го­да «Го­ло­во­кру­же­ние от ус­пе­хов». Сло­ва «пе­ре­ги­бы», «го­ло­во­тяп­ст­во» так же вжи­лись в моё дет­ст­во, как «по­сев­ная» и «убо­роч­ная». Я ду­маю, что имен­но эти сло­ва бы­ли те­сё­моч­ка­ми, на ко­то­рых шо­ры дер­жа­лись. Ког­да спу­с­тя де­ся­ти­ле­тия чи­та­ешь ста­рые га­зе­ты, то смысл тог­даш­них за­ко­нов и ука­зов (осо­бен­но трид­цать вто­ро­го го­да) во­пи­ю­ще ясен и сквозь ту­с­к­лый шрифт про­сту­па­ет кро­ва­вая по­до­плё­ка та­ких слов, как «ли­ше­нец», «под­ку­лач­ник», «ле­тун». Тог­да для мно­гих «про­све­щён­ных» со­дер­жа­ние этих слов бы­ло од­но­знач­ным».

Од­наз­нач­ная на­прав­лен­ность этой кни­ги не на то, что­бы иметь ус­пех у ши­ро­кой пуб­ли­ки, не на то, что­бы про­сла­вить соб­ст­вен­ное имя, а толь­ко на то, что­бы, сле­дуя да­лё­ко­му мо­ре­пла­ва­те­лю и сло­вам Ба­ра­тын­ско­го «мой дар убог, и го­лос мой не­гро­мок, но я жи­ву…», до­не­с­ти до чи­та­те­ля, ко­то­рый спо­со­бен вос­при­нять, ус­лы­шать, ах­нуть, за­пе­ча­лить­ся, – до это­го чи­та­те­ля до­не­с­ти пе­ре­жи­тое, на­коп­лен­ное, не од­рях­лев­шее, не ис­тёр­тое. И, как ви­но, ко­то­рое с го­да­ми на­би­ра­ет сво­их вку­со­вых ка­честв, пе­ре­хо­дит из раз­ря­да пи­тья, со­дер­жа­ще­го ал­ко­голь, в раз­ряд дра­го­цен­но­го на­пит­ка, так и жизнь Нел­ли Мо­ро­зо­вой с го­да­ми толь­ко на­кап­ли­ва­ла и на­би­ра­ла, мно­жи­ла и на­сла­и­ва­ла всё, что це­ли­ло ду­шу и вы­свет­ля­ло ра­зум. «Моё при­ст­ра­с­тие к Дик­кен­су» – пря­мой ре­зуль­тат это­го дол­го­го ду­хов­но­го на­коп­ле­ния. Но я не мо­гу не ска­зать и ещё об од­ном, не ме­нее важ­ном, чем че­ст­ность ме­му­а­ри­ст­ки, ка­че­ст­ве этой про­зы. Ман­дель­ш­та­му при­над­ле­жит од­на за­ме­ча­тель­ная фра­за: «мы не ле­та­ем, мы под­ни­ма­ем­ся толь­ко на те баш­ни, ко­то­рые са­ми мо­жем по­ст­ро­ить». Нел­ли Мо­ро­зо­ва по­ст­ро­и­ла баш­ню из соб­ст­вен­ной пло­ти и кро­ви: столь вы­пук­лы и ося­за­е­мы лю­ди, по­да­рив­шие ей жизнь, то есть мать и отец, что, при­ни­мая на ве­ру и по­ла­га­ясь на то, что на­ша связь с род­ны­ми умер­ши­ми не есть ре­зуль­тат на­ших роб­ких фан­та­зий, а та же ре­аль­ность, что воз­дух и де­ре­во, я долж­на при­знать, что в этой кни­ге с на­ча­ла и до кон­ца столь­ко до­чер­ней при­зна­тель­но­с­ти, что да­же сти­ли­с­ти­ка её слов­но бы вдруг про­ги­ба­ет­ся под тя­же­с­тью этой при­зна­тель­но­с­ти и до от­ка­за пе­ре­пол­ня­ет­ся му­зы­кой.

Но от­то­го ведь и по­лу­чи­лась: про­за, что из об­ла­с­ти се­мей­но­го, ча­ст­но­го кни­га лег­ко пе­ре­скольз­ну­ла в об­ласть об­ще­го, то есть: ис­кус­ст­ва, до­ка­зы­вая, что так вспом­нить – зна­чит со­здать.


 Нелли Морозова. Моё пристрастие к Диккенсу. Семейная хроника ХХ век. М., «Новый хронограф», 2011.



Ирина МУРАВЬЁВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования