Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 10.02.2012

Апоплексического склада

Представляя последнюю книгу Наума Берковского «Романтизм в Германии», вышедшую через год после смерти автора, Александр Аникст подчеркнул: «Н.Берковский не был литературоведом в узком смысле слова.

В больших этюдах и малых эссе он всегда ставил проблемы, интересные для всех думающих людей. В ранних работах особенно проявился социологический уклон, вообще характерный для нашего литературоведения в 20-е и первую половину 30-х годов. Но уже тогда определился принцип, которому Н.Берковский следовал во всех работах до последних дней. В литературе его волновала проблема человека, и он всегда изучал её в связи с общественным положением личности, в зависимости от социально-политических условий. Судьбы писателей, их героев, наконец – литературных форм Н.Берковский всегда рассматривал в связи с состоянием общества».

 

Наум БЕРКОВСКИЙ
Наум БЕРКОВСКИЙ

Наум Яков­ле­вич Бер­ков­ский ро­дил­ся 1 (по но­во­му сти­лю 14) ап­ре­ля 1901 го­да в Виль­но, в се­мье учи­те­ля. Окон­чив в Ека­те­ри­но­сла­ве ре­аль­ное учи­ли­ще, он по­сту­пил в Выс­ший ин­сти­тут на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, но по­сле пер­во­го кур­са в 1922 го­ду ему уда­лось пе­ре­ве­с­тись на эт­но­ло­го-линг­ви­с­ти­че­с­кое от­де­ле­ние в Пе­т­ро­град­ский уни­вер­си­тет.

В 1926 го­ду Бер­ков­ский по­лу­чил дип­лом и че­рез ка­кое-то вре­мя по­сту­пил в ас­пи­ран­ту­ру Ин­сти­ту­та срав­ни­тель­ной ис­то­рии ли­те­ра­тур и язы­ков За­па­да и Вос­то­ка. Он тог­да вни­ма­тель­но сле­дил за те­ку­щим лит­про­цес­сом. В раз­лич­ных жур­на­лах ре­гу­ляр­но пе­ча­та­лись его на­блю­де­ния о про­зе Ю.Оле­ши, О.Ман­дель­ш­та­ма, М.Чу­ман­д­ри­на. Осо­бо сто­ит от­ме­тить ста­тью кри­ти­ка «О ре­а­лиз­ме че­ст­ном и ре­а­лиз­ме во­ро­ва­том», ко­то­рая в 1928 го­ду бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле «На ли­те­ра­тур­ном по­сту».

В 1930 го­ду Бер­ков­ский, окон­чив ас­пи­ран­ту­ру, вы­пу­с­тил кни­гу сво­их жур­наль­ных и га­зет­ных ста­тей «Те­ку­щая ли­те­ра­ту­ра», в ко­то­рой он бле­с­тя­ще про­де­мон­ст­ри­ро­вал свой та­лант бор­ца. Ака­де­мик Г.М. Фрид­лен­дер впос­лед­ст­вии от­ме­тил: «Вклю­чив­шись в ста­ть­ях, со­бран­ных в пер­вой его кни­ге «Те­ку­щая ли­те­ра­ту­ра» (1930), в спо­ры о пу­тях раз­ви­тия со­вет­ской ху­до­же­ст­вен­ной про­зы, Н.Я. Бер­ков­ский за­нял тог­да по­зи­цию, ко­то­рая сра­зу вы­де­ли­ла его го­лос из об­ще­го хо­ра го­ло­сов тог­даш­них кри­ти­ков и ещё се­го­дня при пе­ре­чи­ты­ва­нии его кни­ги по­ра­жа­ет сво­ей про­ни­ца­тель­но­с­тью и не­о­быч­но­с­тью. Вы­дви­гая в сво­их ста­ть­ях – в про­ти­во­вес ле­фов­цам и пред­ста­ви­те­лям дру­гих «ле­вых» ли­те­ра­тур­ных те­че­ний – в ка­че­ст­ве клю­че­вой про­бле­мы, сто­я­щей пе­ред со­вет­ски­ми пи­са­те­ля­ми, за­да­чу со­зда­ния со­ци­аль­но­го ро­ма­на и иде­о­ло­ги­че­с­кой дра­мы боль­шо­го ин­тел­лек­ту­аль­но­го на­ка­ла, мо­ло­дой Бер­ков­ский уви­дел глав­ную за­да­чу ли­те­ра­ту­ры тех лет в рас­ши­ре­нии и уг­луб­ле­нии её ду­хов­но­го по­тен­ци­а­ла, в рос­те про­ник­но­ве­ния, с од­ной сто­ро­ны, во вну­т­рен­ний мир че­ло­ве­ка, а с дру­гой – в на­пря­жён­ный со­ци­аль­но-иде­о­ло­ги­че­с­кий смысл кон­флик­тов эпо­хи. Он рас­сма­т­ри­вал по­это­му про­па­ган­ди­ро­вав­шу­ю­ся ле­фов­ца­ми (и не­ко­то­ры­ми из рап­пов­цев) «ли­те­ра­ту­ру фак­та» как, в луч­шем слу­чае, все­го лишь пер­вую сту­пень на пу­ти ов­ла­де­ния ли­те­ра­ту­рой ма­те­ри­а­лом но­вой дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Сту­пень эту он счи­тал по ро­ли для со­зда­ния бу­ду­ще­го со­вет­ско­го со­ци­аль­но-иде­о­ло­ги­че­с­ко­го ро­ма­на ана­ло­гич­ной той, ко­то­рую твор­че­ст­во очер­ки­с­тов «на­ту­раль­ной шко­лы» 1840-х го­дов сы­г­ра­ло для фор­ми­ро­ва­ния ис­то­ков боль­шо­го рус­ско­го ре­а­лиз­ма XIX ве­ка. От­сю­да ин­те­рес мо­ло­до­го Н.Я. Бер­ков­ско­го к та­ким «пе­ри­фе­рий­ным», с точ­ки зре­ния боль­шин­ст­ва кри­ти­ков, ли­те­ра­тур­ным яв­ле­ни­ям вто­рой по­ло­ви­ны 1920-х го­дов, как «по­эти­че­с­кая» про­за Б.Па­с­тер­на­ка, О.Ман­дель­ш­та­ма, Н.Ти­хо­но­ва, вы­со­кая оцен­ка им «Ча­па­е­ва» Д.Фур­ма­но­ва, ис­тол­ко­ван­но­го как важ­ная ве­ха на пу­ти дви­же­ния ли­те­ра­ту­ры от не­по­сред­ст­вен­но­го до­ку­мен­та­лиз­ма к глу­бо­ко со­дер­жа­тель­ной, вну­т­рен­не на­сы­щен­ной ин­тел­лек­ту­аль­ной про­зе. Уже в то вре­мя про­хо­дит че­рез ста­тьи мо­ло­до­го кри­ти­ка при­зыв рас­сма­т­ри­вать клас­си­че­с­кое на­сле­дие не как ар­се­нал фор­маль­ных средств и тех­но­ло­ги­че­с­ких при­ёмов ма­с­тер­ст­ва (та­ким оно пред­став­ля­лось в то вре­мя в боль­шин­ст­ве ра­бот, вы­шед­ших из-под пе­ра учё­ных «фор­маль­ной шко­лы» 1920-х го­дов и их бли­жай­ших уче­ни­ков), но преж­де все­го как ис­кус­ст­во глу­бо­ко­го по­сти­же­ния че­ло­ве­ка, ана­ли­за его вну­т­рен­не­го ми­ра, со­ци­аль­ной и ду­хов­ной жиз­ни об­ще­ст­ва».

С кни­ги «Те­ку­щая ли­те­ра­ту­ра» Бер­ков­ский на­чал ве­с­ти от­счёт сво­ей на­уч­ной и пе­да­го­ги­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти. По сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, сту­ден­ты от не­го бы­ли без ума. По­бы­вав­ший у не­го на од­ной из лек­ций в том же 1930 го­ду Вла­ди­мир Ад­мо­ни вспо­ми­нал: «Те­ма его до­кла­да бы­ла не­по­мер­но ши­ро­ка – вся ис­то­рия но­вой не­мец­кой ли­те­ра­ту­ры под со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­с­ким уг­лом зре­ния. По за­мыс­лу этот до­клад дол­жен был, та­ким об­ра­зом, при­ме­нить к ма­те­ри­а­лу не­мец­кой ли­те­ра­ту­ры став­ший к то­му вре­ме­ни обя­за­тель­ным со­ци­о­ло­ги­че­с­кий ме­тод изу­че­ния ис­кус­ст­ва – ме­тод, ко­то­рый тог­да рас­сма­т­ри­вал­ся как ис­тин­но марк­сист­ский. Но хо­тя в до­кла­де Бер­ков­ско­го дей­ст­ви­тель­но при­сут­ст­во­ва­ли со­ци­о­ло­ги­че­с­кие по­ня­тия и не раз шла речь о клас­со­вой борь­бе, глав­ным в до­кла­де бы­ли – по край­ней ме­ре для нас – воз­ни­кав­шие то и де­ло по хо­ду из­ло­же­ния ос­т­рые и точ­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки ху­до­же­ст­вен­ной су­ти от­дель­ных на­прав­ле­ний и про­из­ве­де­ний, по­рой па­ра­док­саль­ные, но все­гда до уди­ви­тель­но­с­ти ре­ль­еф­ные, как бы са­ми вы­чер­чен­ные ру­кой ху­дож­ни­ка. Впе­чат­ле­ние уве­ли­чи­ва­лось от той эмо­ци­о­наль­ной си­лы, с ко­то­рой Бер­ков­ский чи­тал свой до­клад, и от мо­щи его го­ло­са» (В.Ад­мо­ни, Т.Силь­ман. Мы вспо­ми­на­ем. СПб., 1993).

Дру­гой со­вре­мен­ник учё­но­го – склон­ный к вуль­гар­но­му со­ци­о­ло­гиз­му Сер­гей Ма­ла­хов в сво­их ме­му­а­рах под­черк­нул: «Этот та­лант­ли­вый кри­тик, лек­тор и учё­ный го­во­рил, как и пи­сал, столь ви­ти­е­ва­то, что да­же са­мые фри­воль­ные те­мы те­ря­ли под его пе­ром и в его ус­тах всё своё не­при­ли­чие. В ста­тье «Че­ст­ный и во­ро­ва­тый ре­а­лизм», опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «На лит­по­с­ту», ав­тор срав­ни­вал, на­при­мер, по­эта Оси­па Ман­дель­ш­та­ма с «шар­ман­щи­ком», ко­то­рый «за­став­ля­ет ку­выр­кать­ся на це­поч­ке стро­ки обе­зь­ян­ку смыс­ла».

Как ли­те­ра­ту­ро­вед Бер­ков­ский в 30-е го­ды за­ни­мал­ся в ос­нов­ном гер­ма­ни­с­ти­кой. Он, бе­зус­лов­но, был про­фес­си­о­на­лом выс­ше­го клас­са. Это при­зна­ва­ли да­же его оп­по­нен­ты. Уж на­сколь­ко к не­му про­хлад­но от­но­сил­ся Юрий Ты­ня­нов, но в на­уч­ном пла­не он к учё­но­му ни­ка­ких пре­тен­зий предъ­я­вить не мог. Здесь уме­с­тен бу­дет рас­сказ Кор­нея Чу­ков­ско­го о том, как в ян­ва­ре 1934 го­да ему в лен­куб­ли­те по­вст­ре­чал­ся Бер­ков­ский. Учё­ный «рас­ска­зал мне, что ког­да-то он не­о­до­б­ри­тель­но ото­звал­ся о «Ва­зир-Мух­та­ре», и это­го бы­ло до­ста­точ­но, что­бы Ты­ня­нов вос­стал про­тив его при­ме­ча­ний к «Гер­ма­нии» Гей­не, пе­ре­ве­дён­ной Т-ым. «Не же­лаю со­труд­ни­чать с Бер­ков­ским», ГИХЛ (в ли­це Бес­ки­ной) не внял Т-ву и вы­пу­с­тил «Гер­ма­нию» с при­ме­ча­ни­я­ми Бер­ков­ско­го. Те­перь на­ме­че­но вто­рое из­да­ние, и Т. до­бил­ся то­го, что­бы уб­ра­ли при­ме­ча­ния Бер­ков­ско­го, хо­тя, по сло­вам по­след­не­го, не мог ука­зать ни од­но­го изъ­я­на в этих при­ме­ча­ни­ях. «За стол с фи­ли­с­тим­ля­на­ми не ся­ду», – го­во­рит Т.».

В 1934 го­ду Бер­ков­ский под сво­ей ре­дак­ци­ей и со сво­им вступ­ле­ни­ем из­дал в Ле­нин­гра­де кни­гу до­ку­мен­тов «Ли­те­ра­тур­ная те­о­рия не­мец­ко­го ро­ман­тиз­ма». За­тем он при­сту­пил к под­го­тов­ке пол­но­го со­бра­ния со­чи­не­ний Гей­не в две­над­ца­ти то­мах. Ви­ди­мо, за это ему в 1937 го­ду без за­щи­ты дис­сер­та­ции при­сво­и­ли учё­ную сте­пень кан­ди­да­та фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук.

Но что­бы уце­леть в то слож­ное вре­мя, Бер­ков­ский ещё вес­ной 1936 го­да по­шёл на сдел­ку с дья­во­лом. Он в уго­ду че­ки­с­там за­клей­мил на со­бра­нии ле­нин­град­ских пи­са­те­лей по­зо­ром До­бы­чи­на. Бер­ков­ский ут­верж­дал: «До­бы­чин – это наш ле­нин­град­ский грех. Дур­ные ка­че­ст­ва на­чи­на­ют­ся преж­де все­го с его те­мы… До­бы­чин та­кой пи­са­тель, ко­то­рый ли­бо про­зе­вал всё, что про­изо­ш­ло за по­след­ние де­вят­над­цать лет в ис­то­рии на­шей стра­ны, ли­бо де­ла­ет вид, что про­зе­вал…».

В на­ча­ле вой­ны Бер­ков­ский был при­креп­лён к шта­бу Ле­нин­град­ско­го фрон­та. Учи­ты­вая его ши­ро­чай­шие по­зна­ния в об­ла­с­ти не­мец­кой куль­ту­ры, ар­мей­ское на­чаль­ст­во хо­те­ло при­влечь учё­но­го к контр­про­па­ган­дист­ским опе­ра­ци­ям. В те дни он осо­бен­но сбли­зил­ся с се­мь­ёй дру­го­го гер­ма­ни­с­та – Вла­ди­ми­ра Ад­мо­ни. «В пер­вые не­де­ли бло­ка­ды На­ум Яков­ле­вич жил у нас, – вспо­ми­нал впос­лед­ст­вии Ад­мо­ни. – В ча­сы ноч­ных тре­вог мы вме­с­те спу­с­ка­лись вниз и сто­я­ли в па­рад­ной – нам по­ла­га­лось ту­шить за­жи­га­тель­ные бом­бы, ес­ли они упа­дут на Соб­ст­вен­ные ули­цы. И од­наж­ды бом­ба, по­хо­жая на па­лоч­ку, сва­ли­лась, пы­ла­ю­щая, пря­мо пе­ред на­шей па­рад­ной – и мы за­ки­да­ли её пе­с­ком, про­явив про­вор­ст­во, ко­то­рое уди­ви­ло нас са­мих. Но обыч­но мы спо­кой­но бе­се­до­ва­ли – по­че­му-то пре­иму­ще­ст­вен­но о ро­ма­не XIX ве­ка» (В.Ад­мо­ни, Т.Силь­ман. Мы вспо­ми­на­ем. СПб., 1993).

То, что Бер­ков­ский пе­ре­жил в бло­ка­ду, не под­да­ва­лось ни­ка­ким опи­са­ни­ям. Поз­же учё­ный кое-что рас­ска­зал ис­кус­ст­во­ве­ду М.В. Ал­па­то­ву. «Ле­нин­град я те­перь вспо­ми­наю дво­я­ко, – пи­сал он в ян­ва­ре 1944 го­да. – Это бы­ло очень страш­ное и та­кое, что ни­ка­ким ис­кус­ст­вом не вы­ра­жа­ет­ся. Ис­кус­ст­во да­ёт об­раз, ме­ня­ет очер­та­ния, и тем са­мым у нас воз­ни­ка­ет власть над страш­ным и мы са­ми от не­го от­де­ля­ем­ся. А там бы­ло и соб­ст­вен­ное уча­с­тие и соб­ст­вен­ная под­вер­жен­ность страш­ным ве­щам, и осо­бен­но для ду­ши гу­би­тель­на бы­ла бес­фор­мен­ность все­го ви­ден­но­го и пе­ре­жи­то­го – мо­но­то­ния, за­стой, се­рость, ни дня ни но­чи. Лю­ди по­те­ря­ли вся­кую, да­же ми­ни­маль­ную об­ряд­ность – кра­ли соль у со­се­да за сто­лом, не умы­ва­лись, гру­би­ли друг дру­гу, га­ди­ли на ули­цах где по­па­ло, не хо­ро­ни­ли по­кой­ни­ков. По­те­ря фор­мы, обы­ча­ев, при­ли­чий и рав­но­душ­ное вы­ле­за­ние на­по­каз то­го, что все­гда за все­ми эти­ми фор­ма­ми кро­ет­ся и без них не­воз­мож­но, – вот что бы­ло, по­жа­луй, са­мое страш­ное и мут­ное. Я жил в сво­ей квар­ти­ре бо­лее по­лу­ме­ся­ца с тре­мя по­кой­ни­ка­ми, ко­то­рых не уби­ра­ли, каж­дый день уз­на­вал о но­вых смер­тях или ви­дел их и сам то­же хо­дил не­твёр­до – сре­ди все­го это­го на­до бы­ло еже­днев­но с ут­ра де­лать уси­лие быть жи­вым – до сих пор по­мню это уси­лие».

В бло­кад­ном Ле­нин­гра­де Бер­ков­ский по­пы­тал­ся на­чать ра­бо­ту над кни­гой «О ми­ро­вом зна­че­нии рус­ской ли­те­ра­ту­ры». Но в 1942 го­ду он, тя­же­ло­боль­ной, был эва­ку­и­ро­ван в Ал­ма-Ату. Там ему пред­ло­жи­ли воз­гла­вить од­ну из ка­федр в Ка­зах­стан­ском уни­вер­си­те­те. Од­на­ко ус­ло­вия в Ал­ма-Ате ока­за­лись ужас­ные. «Я жи­ву с се­мь­ёй в про­ход­ной ком­на­те, – со­об­щал он Ал­па­то­ву, – в про­ход­ной ком­на­тён­ке, с гли­ня­ной са­мо­дель­ной печ­кой, без све­та – этот про­кля­тый го­род ни­как не уме­ет на­ла­дить эле­к­т­ри­че­ст­во, и да­же в пуб­лич­ной биб­ли­о­те­ке тем­но, и к то­му же за всю эту зи­му – очень се­рь­ёз­ную здесь – ни ра­зу не то­пи­ли. Для ра­бо­ты нет ни вре­ме­ни, ни ме­с­та, де­вать­ся с нею не­ку­да – ни в до­ме, ни вне до­ма, и это ме­ня уби­ва­ет. Я уже про­пу­с­тил луч­шее вре­мя – своё луч­шее вре­мя, – что­бы на­пи­сать от име­ни этих лет и этих со­бы­тий, и, оче­вид­но, мне ос­та­ёт­ся толь­ко ака­де­ми­че­с­кое или по­лу­ака­де­ми­че­с­кое кро­па­нье».

В Ал­ма-Але Бер­ков­ский хо­тел про­дол­жить свои за­ня­тия Шек­с­пи­ром. Он при­вёз с со­бой «ог­ром­ную не­о­кон­чен­ную ру­ко­пись сво­е­го пред­во­ен­но­го ро­ман­тиз­ма – вещь да­же для ме­ня не­свое­вре­мен­ную, но нуж­но его кон­чать во что бы то ни сто­и­ло, нуж­но ос­во­бо­дить от не­го со­зна­ние». Од­на­ко ис­пол­нить это же­ла­ние учё­но­му по­ме­ша­ло от­сут­ст­вие в Ал­ма-Ате не­об­хо­ди­мых книг.

В 1944 го­ду Бер­ков­ский стал за­ве­до­вать ка­фе­д­рой все­об­щей ли­те­ра­ту­ры в Вос­точ­ном ин­сти­ту­те ино­ст­ран­ных язы­ков Крас­ной Ар­мии. Он, ес­те­ст­вен­но, рвал­ся в Ле­нин­град, в Пуш­кин­ский Дом, но там его осо­бо не жда­ли. В од­ном из пи­сем Ал­па­то­ву учё­ный при­знал­ся: «С бы­том у ме­ня, ве­ро­ят­но, ещё це­лые эры борь­бы и в бу­ду­щем Ле­нин­гра­де. Не знаю, что ос­та­лось от мо­ей квар­ти­ры. А кол­ле­ги и быв­шее на­чаль­ст­во не про­яв­ля­ет ко мне да­же эле­мен­тар­ной дру­же­ст­вен­но­с­ти, и вер­нуть­ся в до­во­ен­ное со­сто­я­ние по ча­с­ти служ­бы и ра­бо­ты бу­дет мне весь­ма не­лег­ко – эти лю­ди пред­по­чи­та­ют для ме­ня А.-Ату».

В Пуш­кин­ском До­ме Бер­ков­ский по­явил­ся уже по­сле По­бе­ды. Он хо­тел офор­мить в кни­гу на­ча­тые в вой­ну свои ра­бо­ты о ми­ро­вом зна­че­нии рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Но ему этой воз­мож­но­с­ти не да­ли. Ког­да в 1948 го­ду в стра­не раз­вер­ну­лась кам­па­ния про­тив ко­с­мо­по­ли­тов, ис­сле­до­ва­те­лю в Ин­сти­ту­те рус­ской ли­те­ра­ту­ры да­ли по­нять, что он из до­ве­рия на­чаль­ст­ва вы­шел.

Поз­же Бер­ков­ский смог ус­т­ро­ить­ся лишь в пе­дин­сти­тут им. А.И. Гер­це­на. Из-за го­не­ний он дол­го не мог за­щи­тить док­тор­скую дис­сер­та­цию. Зва­ние док­то­ра на­ук ему да­ли толь­ко в 1964 го­ду (за ра­бо­ту «Во­про­сы ли­те­ра­тур­но­го раз­ви­тия но­вых ве­ков»).

В на­уч­ных и пи­са­тель­ских кру­гах Ле­нин­гра­да от­но­ше­ние к Бер­ков­ско­му бы­ло не­ров­ным. Ко­му-то очень нра­ви­лось, как он чи­тал лек­ции. Ле­о­нид Дуб­шан, учив­ший­ся у не­го в Гер­це­нов­ском ин­сти­ту­те с 1967 по 1971 год, вспо­ми­нал: «Речь бы­ла рас­ста­но­воч­ной, не­бы­с­т­рой, фра­зы крат­ки­ми, од­на от дру­гой от­де­ля­лась па­у­зой. Мо­жет быть, не хва­та­ло ды­ха­ния, ме­ша­ла аст­ма. Но всё об­ра­ща­лось в об­раз – эта мед­ли­тель­ность ре­чи, тя­жесть воз­вра­та, тя­жесть при­зе­ми­с­той фи­гу­ры, трость, на ко­то­рую он опи­рал­ся при ходь­бе, а чи­тая лек­цию, клал по­пе­рёк сто­ла, ус­та­вив кон­цом в на­прав­ле­нии ау­ди­то­рии, пре­иму­ще­ст­вен­но де­ви­че­с­кой. Сло­ва ло­жи­лись ве­с­ко, од­на­ко го­ри­зон­та не за­кры­ва­ли, при­гла­ша­ли сле­до­вать даль­ше: «Ша­мис­со от­кры­ва­ет ис­то­рию не­удач­ни­ков, ко­то­рых так мно­го в ли­те­ра­ту­ре XIX ве­ка… Ро­ма­ны Дик­кен­са воз­глав­ля­ют не­удач­ни­ки… Это важ­но, что в ли­те­ра­ту­ре XIX ве­ка по­ло­жи­тель­ный ге­рой не­пре­мен­но не­удач­ник. Я не знаю здесь ни од­но­го пре­ус­пе­ва­ю­ще­го пер­со­на­жа, ко­то­рый бы рас­це­ни­вал­ся ав­то­ром как по­ло­жи­тель­ный ге­рой…»

Но сколь­ко лю­дей при­хо­ди­ло в раз­дра­же­ние, ког­да слы­ша­ли уст­ные им­про­ви­за­ции Бер­ков­ско­го. Учё­но­го тер­петь не мог, к при­ме­ру, Ио­сиф Брод­ский. В ди­а­ло­гах с Со­ло­мо­ном Вол­ко­вым по­эт пред­ста­вил его «че­ло­ве­ком не­боль­шо­го рос­та, с се­ды­ми во­ло­са­ми, скла­да апоп­лек­си­че­с­ко­го». Как го­во­ри­ли, Брод­ский не мог Бер­ков­ско­му про­стить тот хо­лод­ный душ, ко­то­рый ус­т­ро­ил ему учё­ный по­сле зна­ком­ст­ва с его ран­ни­ми сти­ха­ми. Спу­с­тя го­ды Брод­ский за­ме­тил Вол­ко­ву: «В кру­гах ле­нин­град­ской ин­тел­ли­ген­ции го­во­ри­ли: «Бер­ков­ский то­же пи­сал сти­хи, но как по­эт он не со­сто­ял­ся. За­то его ра­бо­ты по не­мец­ко­му ро­ман­тиз­му ста­ли клас­си­кой на­ше­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния. Фри­д­рих Го­рен­штейн рас­ска­зы­вал, что в своё вре­мя Ефим Эт­кинд бук­валь­но за­ста­вил его ку­пить в Ве­не од­ну из книг учё­но­го. «Фри­д­рих, – убеж­дал Эт­кинд, – ку­пи­те кни­гу, её на­пи­сал ге­ний».

Умер Бер­ков­ский 19 ию­ня 1972 го­да в Ле­нин­гра­де. По­хо­ро­ни­ли его в Ко­ма­ро­ве.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования