Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 10.02.2012

Критика: деградация или новые формы?

Публиковать открытые письма и обращения (а их в редакцию поступают десятки) не в правилах «Литературной России». По мнению редакции, основная задача газеты другая: отображать литературный процесс посредством критических статей и рецензий, образцов прозы, стихосложения, литературоведческих исследований. Но бывают исключения. Одно из них представлено ниже: обращение литературного критика Юлии Щербининой (к которой присоединились прозаики Владимир Козлов и Алексей Иванов) к главному редактору журнала «Бельские просторы» Юрию Горюхину.

Дело в том, что Щербинина, по её признанию, уже писала главреду «Бельских просторов», но ответа на свои претензии не получила. Поэтому логично будет повторить обращение уже в средстве массовой информации.

Кроме того, проблемы, поставленные в обращении, касаются не только его «героев», но и в целом института литературной критики.

Где рамки этически дозволенного? Где черта, разделяющая критику и хамство? И что это за «вышестоящие инстанции», куда грозится обратиться Юлия Щербинина, которые, по её словам, в состоянии «урегулировать сложившуюся ситуацию»? Неужели – суд?!

Так или иначе, это обращение – ещё один повод поговорить о том, что делается в нашей литературе и вокруг неё.


 

Глав­но­му ре­дак­то­ру жур­на­ла «Бель­ские про­сто­ры» Го­рю­хи­ну Ю.А.

 

Ува­жа­е­мый Юрий Алек­сан­д­ро­вич!

Не­при­ят­ным по­во­дом для пуб­лич­но­го об­ра­ще­ния к Вам по­слу­жи­ла ста­тья Алек­сан­д­ра Кузь­мен­ко­ва «Не слиш­ком изящ­ная сло­вес­ность» в № 11 «Бель­ских про­сто­ров» за 2011 год. Пуб­ли­ка­ция со­дер­жит ос­кор­би­тель­ные оп­ре­де­ле­ния («чу­вак»), ин­си­ну­а­ции («не на шут­ку трав­ми­ро­ван соб­ст­вен­ным пе­ре­ст­ро­еч­ным от­ро­че­ст­вом») и пря­мые се­рь­ёз­ные об­ви­не­ния («эле­мен­тар­ное от­сут­ст­вие пи­са­тель­ских на­вы­ков») в ад­рес пи­са­те­ля Вла­ди­ми­ра Коз­ло­ва, офи­ци­аль­ным пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го я яв­ля­юсь.

В дру­гих ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­ких ма­те­ри­а­лах А.Кузь­мен­ко­ва в изо­би­лии при­сут­ст­ву­ют ана­ло­гич­но не­до­пу­с­ти­мые вы­ска­зы­ва­ния. За­хар При­ле­пин и Ан­д­рей Аст­ва­ца­ту­ров – «убо­гие». Вла­ди­слав Кра­пи­вин – «веч­ный не­до­росль». Эду­ард Ли­мо­нов – «ис­те­ро­ид с вы­ра­жен­ны­ми ге­бе­френ­ны­ми чер­та­ми». Алек­сей Ива­нов – «пер­мяк-со­лё­ны-уши», «не­сёт па­ре­нёк око­ле­си­цу». Ле­на Эл­танг – «про­дукт го­мо­сек­су­аль­ной свя­зи двух ли­те­ра­тур­ных пер­со­на­жей»…

По­ми­мо пря­мых ос­кор­би­тель­ных вы­па­дов в ад­рес боль­шин­ст­ва со­сто­яв­ших­ся и при­знан­ных пи­са­те­лей, пуб­ли­ка­ции А.Кузь­мен­ко­ва со­дер­жат оп­ре­де­ле­ния про­из­ве­де­ний, уни­жа­ю­щие до­сто­ин­ст­во их ав­то­ров. Так, ро­ман «Биб­ли­о­те­карь» Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва – «злоб­ная ис­те­ри­ка по­лу­гра­мот­но­го люм­пе­на». Про­за Юлии Ко­кош­ко – «от­кро­вен­ная па­то­ло­гия». «Зо­ло­то бун­та» Алек­сея Ива­но­ва – «аля­по­ва­тое чти­во». «Ма­те­ма­тик» Алек­сан­д­ра Или­чев­ско­го – «пу­та­ный и не­внят­ный опус», ко­то­рый не­воз­мож­но чи­тать «без ущер­ба для пси­хи­ки». «Укус ан­ге­ла» Пав­ла Кру­са­но­ва – «вы­со­ко­вольт­ная, не-вле­зай-убь­ёт, бре­дя­ти­на»; «из­ва­ял му­жик не­тлен­ку». «Моск­ва-ква-ква» Ва­си­лия Ак­сё­но­ва – «тер­мо­ядер­ный ма­разм ли­те­ра­тур­но­го ак­са­ка­ла». «Я – че­че­нец!» Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва – «ис­те­ри­ка се­ми­пу­до­во­го му­жи­ка». «Дом, в ко­то­ром…» Ма­ри­ам Пе­т­ро­сян – «на ред­кость то­пор­ная ра­бо­та», «цик­ло­пи­че­с­кий во­рох втор­сы­рья», «пу­та­ные фан­та­зии со­ро­ка­лет­ней от­ро­ко­ви­цы»…

По­ла­гаю, при­ве­дён­ных при­ме­ров (толь­ко за 2011 год!) пре­до­ста­точ­но. До­ба­вим к ним ре­гу­ляр­ное обо­зна­че­ние Алек­сан­д­ром Кузь­мен­ко­вым пи­са­те­лей «па­ре­нёк», а пи­са­тель­ниц «г-жа ав­то­рес­са» – и по­лу­чим вы­ра­зи­тель­ный об­раз­чик сим­би­о­за огол­те­ло­го хам­ст­ва с бес­силь­ным зло­пы­ха­тель­ст­вом и са­мо­вы­ра­же­ни­ем кри­ти­ка за счёт по­но­ше­ния ли­те­ра­то­ра. 

Не очень от­ста­ёт по ча­с­ти ос­кор­б­ле­ний и ло­бо­вых об­ви­не­ний дру­гой по­сто­ян­ный ав­тор «Бель­ских про­сто­ров», Ки­рилл Ан­ку­ди­нов. «Бу­ке­ра» Чи­жо­вой вру­чи­ли гни­лые мос­ков­ские и пи­тер­ские ин­тел­ли­ген­ты, и рас­кру­чи­вать её бу­дут они же, ибо, кро­ме них, Чи­жо­ва ни­ко­му да­ром не нуж­на». Ми­ха­ил Ква­д­ра­тов – «взрос­лый дядь­ка на гла­зах чи­та­те­лей впал в слю­ня­вое дет­ст­во». «Пье­цух та­кой, как все­гда, толь­ко ещё при­ба­вил в са­мо­до­воль­ст­ве и не­ве­же­ст­ве». Ге­ор­гий Да­вы­дов – «тех­ни­че­с­кий при­бор о двух но­гах, ста­рый па­те­фон, кру­тя­щий од­ну и ту же пла­с­тин­ку». Про­за Ана­то­лия Най­ма­на – «бес­фор­мен­ный ну­дёж». «Два рас­ска­за» Юрия Пет­ке­ви­ча – «шла­ко­бал­ласт». А Алек­сандр Или­чев­ский и во­все «плю­ёт на чи­та­те­ля»…

Аб­со­лют­но убеж­де­на в том, что ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка мо­жет (а в ря­де слу­ча­ев да­же обя­за­на) быть ос­т­рой и жё­ст­кой, но ни­ког­да не долж­на ос­корб­лять лич­ность и уни­жать че­ло­ве­че­с­кое до­сто­ин­ст­во. В про­тив­ном слу­чае на­ли­цо яв­ный не­про­фес­си­о­на­лизм пи­шу­ще­го и его от­кро­вен­ное хам­ст­во, при­чём как в ад­рес ав­то­ров ана­ли­зи­ру­е­мых про­из­ве­де­ний, так и в ад­рес чи­та­те­лей кри­ти­че­с­ких ста­тей.

Си­с­те­ма­ти­че­с­кое и по­сле­до­ва­тель­ное ти­ра­жи­ро­ва­ние ос­кор­б­ле­ний, об­ви­не­ний, ин­си­ну­а­ций вы­нуж­да­ет пи­са­те­лей от­ка­зы­вать­ся от пуб­ли­ка­ций в жур­на­ле и со­кра­ща­ет чи­та­тель­скую ау­ди­то­рию, со­сто­я­щую не из лю­би­те­лей ка­бац­ких драк и бо­ёв без пра­вил, а из ин­тел­ли­гент­ных, об­ра­зо­ван­ных и мыс­ля­щих лю­дей.

Кро­ме то­го, об­ра­ща­ясь лич­но к Вам как к глав­но­му ре­дак­то­ру се­рь­ёз­но­го и ав­то­ри­тет­но­го ли­те­ра­тур­но­го из­да­ния, не­су­ще­му пер­со­наль­ную от­вет­ст­вен­ность за его со­дер­жа­ние при под­пи­са­нии в пе­чать, осо­бо под­черк­ну сле­ду­ю­щее. Пуб­ли­ка­ция по­доб­ных ма­те­ри­а­лов де­мон­ст­ри­ру­ет пре­не­бре­же­ние к ба­зо­вым прин­ци­пам ве­де­ния по­ле­ми­ки и нор­мам нрав­ст­вен­но­с­ти, ни­ве­ли­ру­ет ста­тус жур­на­ла, дис­кре­ди­ти­ру­ет не толь­ко его ре­дак­ци­он­ный кол­лек­тив, но и всю ред­кол­ле­гию. Ибо в дан­ном слу­чае име­ет ме­с­то не «мне­ние ре­дак­ции, не все­гда сов­па­да­ю­щее с мне­ни­ем ав­то­ров пуб­ли­ка­ций», а пря­мое по­та­ка­ние аг­рес­сии, раз­жи­га­нию сло­вес­ной враж­ды и де­гра­да­ции ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки!

По­сколь­ку вме­с­то пря­мо­го и ад­рес­но­го от­ве­та на дан­ное пись­мо Вы со­чли этич­ным и пра­во­мер­ным его фраг­мен­тар­ное и ано­ним­ное ци­ти­ро­ва­ние в бло­ге, со­про­во­див ёр­ни­че­с­ки-уни­жи­тель­ным ком­мен­та­ри­ем (http://orp-rb.livejournal.com/134609.html), я и раз­де­ля­ю­щие мою по­зи­цию пи­са­те­ли об­ра­ща­ем­ся к Вам пуб­лич­но. 

Убе­ди­тель­но про­сим Вас при­нять во вни­ма­ние и учесть всё из­ло­жен­ное в даль­ней­шей ре­дак­ци­он­ной ра­бо­те. В про­тив­ном слу­чае Вам при­дёт­ся при­знать своё не­по­сред­ст­вен­ное по­соб­ни­че­ст­во транс­фор­ма­ции пуб­лич­ной ре­флек­сии ху­до­же­ст­вен­но­го тек­с­та в сло­вес­ный про­из­вол, а нам – об­ра­щать­ся в вы­ше­сто­я­щие ин­стан­ции для ре­гу­ли­ро­ва­ния сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции.

С на­деж­дой на понимание

 

Щербинина Юлия Владимировна,

доктор педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи

Московского педагогического государственного университета, специалист

по проблемам деструктивной коммуникации, литературный критик, литературный агент

 

К об­ра­ще­нию при­со­е­ди­ня­ют­ся:

 

Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Коз­лов, пи­са­тель

Алек­сей Вик­то­ро­вич Ива­нов, пи­са­тель





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования