Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 10.02.2012

Галопом по Европам

 День пя­тый. За­мок Ор­лик

Для тех ту­ри­с­тов, кто вы­брал три экс­кур­сии, чет­вёр­тая по­ла­га­лась в по­да­рок! Так мы по­па­ли в за­мок Ор­лик и го­род Че­с­ки-Крум­лов. По­езд­ка со­сто­я­лась на сле­ду­ю­щий день по­сле по­сещения сред­не­ве­ко­вой кор­ч­мы в Де­те­ни­це, где, кста­ти, не­за­дол­го до на­ше­го ви­зи­та ус­т­ра­и­вал пля­с­ки на сто­лах с тан­цов­щи­ца­ми Ни­ко­лай Ба­с­ков.

Ев­ро­пей­ская зи­ма да­ла о се­бе знать: плю­со­вая тем­пе­ра­ту­ра и гу­с­той снег об­ра­зо­ва­ли на до­ро­ге про­тив­ную скольз­кую ка­шу, по ко­то­рой при­шлось ид­ти к оди­но­ко сто­я­ще­му за­мку Ор­ли­ку не­сколь­ко со­тен ме­т­ров. Я, ко­неч­но же, до­га­ды­ва­лась, что в сред­ние ве­ка зам­ки не отап­ли­ва­лись. Но и по сей день отоп­ле­ния в них нет. Ор­лик – за­мок на во­де, по­ст­ро­ен­ный в 13-м ве­ке на мы­се, глу­бо­ко вда­ю­щем­ся в во­ды Ор­лиц­ко­го во­до­хра­ни­ли­ща на ре­ке Влта­ве. Ин­те­рь­ер зам­ка оформ­лен в сти­лях ам­пир, ро­ман­тизм и но­вая го­ти­ка. Ту­ри­с­там по­ка­зы­ва­ют кол­лек­ции по­су­ды, ору­жия, на­град ро­да Швар­цен­бер­гов (они вла­де­ют зам­ком до сих пор, да­же ино­гда, ког­да не так хо­лод­но, жи­вут в ком­на­тах, не­до­ступ­ных ту­ри­с­там, но ча­ще при­ез­жа­ют в за­мок, что­бы по­охо­тить­ся в сво­их зем­лях). Вид из окон зам­ка в это вре­мя го­да, при­знать­ся, весь­ма уны­лый и од­но­об­раз­ный. Слож­но пред­ста­вить, что­бы кто-то сча­ст­ли­во жил в та­ком хо­лод­ном уе­ди­не­нии и ле­том, и зи­мой. К то­му же, по­сле стро­и­тель­ст­ва Ор­лиц­кой пло­ти­ны на Влта­ве за­мок не­сколь­ко ут­ра­тил своё ве­ли­чие. Из­на­чаль­но об­не­сен­ный зуб­ча­той сте­ной за­мок сто­ял на краю утё­са. Те­перь же во­ды ре­ки, под­няв­шись на не­сколь­ко де­сят­ков ме­т­ров и за­то­пив близле­жа­щие ни­зи­ны, вплот­ную при­бли­зи­лись к под­но­жию зам­ка. Ни­че­го за­га­доч­но­го, та­ин­ст­вен­ного – боль­шой кра­си­вый дом со мно­же­ст­вом ког­да-то жи­лых, бо­га­то уб­ран­ных ком­нат. Во мно­гом, ко­неч­но, впе­чат­ле­ние под­пор­ти­ли вы­мок­шие по щи­ко­лот­ку но­ги и тем­пе­ра­ту­ра, близ­кая к ну­лю в зам­ке, по ко­то­ро­му при­шлось хо­дить око­ло по­лу­ча­са.

 

День пя­тый. Чеш­ский Крум­лов.

Чешский Крумлов
Чешский Крумлов

Но двух­ча­со­вая по­езд­ка в тёп­лом ав­то­бу­се, пре­кра­тив­ший­ся сне­го­пад и по­теп­ле­ние на­ст­ро­и­ли за­мёрз­ших ту­ри­с­тов на нуж­ную вол­ну, и Чеш­ский Крум­лов встре­тил груп­пу во всём ве­ли­ко­ле­пии. Рас­по­ло­жен го­род, как и са­ма Пра­га, на ре­ке Влта­ва. Ис­то­ри­че­с­кий центр го­ро­да был в 1992 го­ду вне­сён в спи­сок все­мир­но­го на­сле­дия ЮНЕ­С­КО. Вот сю­да нуж­но обя­за­тель­но не толь­ко вер­нуть­ся, но и по­жить ми­ни­мум три дня. К то­му же, оте­ли в Крум­ло­ве по­ис­ти­не ска­зоч­ные – в кро­шеч­ных, двух- или трё­хэ­таж­ных ста­рых до­мах, гос­ти­нич­ные но­ме­ра за­ни­ма­ют все­го не­сколь­ко ком­нат, но от них за вер­сту ве­ет ую­том и спо­кой­ст­ви­ем. Здесь, в ма­лень­ком ре­с­то­ран­чи­ке, мы, на­ко­нец, от­ве­да­ли на­ци­о­наль­ных чеш­ских блюд – па­ла­чин­ки (блин­чи­ки), кнед­ли­ки (что-то вро­де хле­ба на па­ру) и по­лив­ку в хле­бе (суп в бул­ке хле­ба вме­с­то та­рел­ки). И это бы­ло на­столь­ко вкус­но, что га­с­тро­но­ми­че­с­кое не­со­вер­шен­ст­во чеш­ской кух­не бы­ло про­ще­но.

Крум­лов – го­род ма­с­те­ров. Каж­дый дом в ис­то­ри­че­с­ком цен­т­ре – осо­бен­ный. В ок­нах – иг­руш­ки руч­ной ра­бо­ты или вос­ко­вые фи­г­ур­ки, а то и ми­ни­а­тюр­ные бю­с­ты. На по­ро­гах жи­лых до­мов и ма­га­зи­нов – тык­вы и гно­мы, гор­ш­ки с цве­та­ми (это зи­мой-то), а в каж­дом по­ме­ще­нии свои по­тря­са­ю­щие за­па­хи – не­на­вяз­чи­вые, как аромат све­же­за­ва­рен­ного чая, и в то же вре­мя силь­ные, как бла­го­во­ния. Ле­том здесь из­ве­ст­ные чеш­ские ху­дож­ни­ки и скульп­то­ры ра­бо­та­ют у се­бя во дво­рах, и их мож­но лег­ко уви­деть, про­хо­дя ми­мо ши­ро­ких ароч­ных сво­дов.

Гра­ни­цы ста­ро­го го­ро­да обо­зна­че­ны ком­плек­сом зам­ка Крум­ло­ва, по­ст­ро­ен­но­го ещё в XIV–XVI ве­ках. По­бро­дить меж­ду со­ору­же­ни­я­ми мож­но со­вер­шен­но бес­плат­но. А ещё в Крум­ло­ве есть те­атр, где зри­тель­ный зал вра­ща­ет­ся вну­т­ри коль­це­вой сце­ны. Но в те­атр мы пой­дём в сле­ду­ю­щий раз, ког­да при­едем в Крум­лов це­ле­на­прав­лен­но на три-че­ты­ре дня.

 

День ше­с­той. Че­хия. Пра­га.

На­ко­нец-то уда­лось по­бро­дить по ис­то­ри­че­с­ко­му цен­т­ру го­ро­да, из­на­чаль­но быв­ше­го це­лью на­ше­го пу­те­ше­ст­вия. Центр Праж­ско­го гра­да – со­бор Свя­то­го Ви­та, вид­не­ю­щий­ся прак­ти­че­с­ки из лю­бой точ­ки го­ро­да. Праж­ский град (ис­то­ри­че­с­кий центр Пра­ги) рас­по­ло­жил­ся на бе­ре­гу ре­ки Влта­вы, и что­бы ту­да по­пасть из Но­во­го го­ро­да, нуж­но прой­ти по Кар­ло­ву мос­ту. Сто­ит ска­зать, что на кар­ти­нах мост вы­гля­дит го­раз­до жи­во­пис­нее, чем в жиз­ни. А в жиз­ни – при­мер­но так, как ес­ли бы Ар­бат рас­по­ло­жил­ся на мос­ту, ук­ра­шен­ном раз­но­об­раз­ны­ми скульп­ту­ра­ми. Са­мое кра­си­вое – вид, ко­то­рый с Мос­та от­кры­ва­ет­ся – ку­да ни глянь. Вот она, Пра­га сто­ба­шен­ная, вот они, крас­ные че­ре­пич­ные кры­ши, вот она, зо­ло­ти­с­тая в лу­чах солн­ца Влта­ва…

Прага
Прага

«Зо­ло­тая улоч­ка» – ме­с­то, ку­да стре­мят­ся по­пасть мно­гие ту­ри­с­ты. Но по­се­ще­ние её ока­за­лось плат­ным – це­на вклю­че­на в сто­и­мость ком­плекс­но­го би­ле­та по Праж­ско­му Гра­ду. А за­чем по­ку­пать би­лет, ес­ли мож­но уви­деть всё то же са­мое, но с дру­гой сто­ро­ны – со­вер­шен­но бес­плат­но. На­при­мер, со­бор Свя­то­го Ви­та пе­ре­го­ро­жен ве­рёв­кой – од­ну по­ло­ви­ну со­бо­ра мож­но по­се­тить бес­плат­но, а вто­рую – толь­ко по би­ле­ту. А вну­т­рен­нее уб­ран­ст­во мож­но хо­ро­шо рас­смо­т­реть с лю­бой точ­ки. Спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди сто­ит ска­зать, что ком­плекс­ный вход­ной би­лет от­кры­ва­ет две­ри во двор­цы и му­зеи, но у нас, увы, не бы­ло вре­ме­ни по­се­тить всё это ве­ли­ко­ле­пие – хо­те­лось уви­деть имен­но жи­вую Пра­гу, но на это удо­воль­ст­вие у нас был все­го один день, ко­то­рый не хо­те­лось тра­тить рас­то­чи­тель­но. В об­щем, что­бы не по­ку­пать ком­плекс­ный би­лет, при­шлось уп­ра­ши­вать мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, сто­я­ще­го на стра­же, пу­с­тить нас по­смо­т­реть хоть од­ним глаз­ком на эту ле­ген­дар­ную до­сто­при­ме­ча­тель­ность. Пер­вый страж­ник был не­пре­кло­нен и от­пра­вил нас в кас­су, где нам всё же пред­ло­жи­ли ку­пить пол­ный би­лет за 250 крон, что со­от­вет­ст­ву­ет при­бли­зи­тель­но 700 р. на од­но­го че­ло­ве­ка. Ве­ли­ка пла­та за по­се­ще­ние од­ной-един­ст­вен­ной ули­цы! По воз­вра­ще­нию мы об­на­ру­жи­ли дру­го­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый лю­без­но сде­лал вид, что не ви­дел двух ту­ри­с­ток из Рос­сии, про­ник­ших на «Зо­ло­тую улоч­ку» без би­ле­та. Во­об­ще, по­пасть на эту ули­цу мож­но и бес­плат­но – по­сле 18:00, но в это вре­мя все ма­га­зин­чи­ки там уже за­кры­ты, да и воз­мож­но­с­ти ждать 18:00 не бы­ло. 

«Зо­ло­тая улич­ка» со­сто­ит все­го из не­сколь­ких (око­ло две­над­ца­ти) кар­ли­ко­вых дву­хэ­таж­ных до­ми­ков, встро­ен­ных в ар­ки быв­шей кре­по­ст­ной сте­ны. В этих кро­шеч­ных до­ми­ках до сих пор раз­ме­ще­ны ми­ни-ма­ну­фак­ту­ры, где ма­с­те­ра из­го­тав­ли­ва­ют и тут же про­да­ют раз­лич­ные су­ве­ни­ры – по­су­ду из чеш­ско­го хру­с­та­ля с гра­ви­ров­кой руч­ной ра­бо­ты, мяг­кие иг­руш­ки и кро­шеч­ные де­ре­вян­ные до­ми­ки – су­ве­ни­ры руч­ной ра­бо­ты, ла­тун­ные и се­ре­б­ря­ные за­клад­ки для книг, и не­мно­гое дру­гое. Здесь же мож­но по­смо­т­реть, как ра­бо­та­ют ма­с­те­ра, зай­ти в ста­рин­ные ма­с­тер­ские, где в пер­во­здан­ном ви­де со­хра­ни­лись ра­бо­чие ме­с­та сто­лет­ней дав­но­с­ти, как буд­то ре­мес­лен­ник толь­ко что вы­шел на ми­ну­ту. В Че­хии ши­ро­ко рас­про­ст­ра­не­ны бла­го­тво­ри­тель­ные фон­ды, ко­то­рые в том чис­ле фи­нан­си­ру­ют ре­мес­лен­ные ма­с­тер­ские. По­это­му ма­лень­ких ма­га­зин­чи­ков то­ва­ров руч­ной ра­бо­ты в Пра­ге как ни­где мно­го.

В цен­т­ре Но­во­го ме­с­та воз­ле зда­ния На­ци­о­наль­но­го му­зея сто­ит па­мят­ник Свя­то­му Вац­ла­ву. Что уди­ви­тель­но – каж­дое ут­ро, насколь­ко ра­но бы мы ни про­хо­ди­ли ми­мо, па­мят­ник был все­гда ок­ру­жён сот­ня­ми крас­ных све­чей и све­жи­ми цве­та­ми. Бы­ла как раз го­дов­щи­на – 18 ян­ва­ря  – ров­но ме­сяц со дня кон­чи­ны Вац­ла­ва Га­ве­ла. Но каж­дый из се­ми дней, по­ка мы бы­ли в Пра­ге, к па­мят­ни­ку не­сли све­жие цве­ты и за­жи­га­ли но­вые све­чи. В не­сколь­ких ша­гах от мо­ну­мен­та дру­гой па­мят­ник – в ви­де кре­с­та, рас­пла­с­тав­ше­го­ся на мос­то­вой. Здесь 16 ян­ва­ря 1969 со­вер­шил са­мо­со­жже­ние сту­дент Кар­ло­ва уни­вер­си­те­та Ян Па­лах, про­те­с­то­вав­ший про­тив вво­да со­вет­ских войск в Че­хо­сло­ва­кию. 25 фе­в­ра­ля в пас­са­же до­ма № 39 на Вац­лав­ской пло­ща­ди та­ким же об­ра­зом по­кон­чил с со­бой дру­гой сту­дент — Ян Зай­иц. Па­мят­ник – как раз этим двум мо­ло­дым лю­дям. Сто­ит ли го­во­рить, что и на этом ме­с­те по­сто­ян­но по­яв­ля­лись све­жие цве­ты и све­чи.

 

День седь­мой. Гер­ма­ния. Дрез­ден.

«До­б­ро по­жа­ло­вать» – пер­вая фра­за, встре­ча­ю­щая ту­ри­с­тов в Дрез­ден­ской кар­тин­ной га­ле­рее. На­пи­сан­ная на рус­ском язы­ке, она сра­зу да­ёт по­нять – рус­ским здесь все­гда ра­ды. Прак­ти­че­с­ки все со­труд­ни­ки зна­ют хо­тя бы не­сколь­ко слов по-рус­ски, и в каж­дом ка­фе, в каж­дом ма­га­зи­не при ви­де рус­ских рас­плы­ва­ют­ся в тёп­лой улыб­ке. При­знать­ся, очень не­при­выч­но, хо­тя ни­ка­ко­го под­во­ха тут нет. В кон­це Вто­рой ми­ро­вой вой­ны Дрез­ден под­верг­ся круп­но­мас­штаб­ной бом­бар­ди­ров­ке. С 13 по 14 фе­в­ра­ля 1945 го­да центр го­ро­да был пол­но­стью раз­ру­шен в ре­зуль­та­те се­рии уда­ров ан­г­лий­ской и аме­ри­кан­ской авиа­ции. Про­цесс вос­ста­нов­ле­ния ста­ро­го го­ро­да за­нял поч­ти со­рок лет. Кар­тин­ная га­ле­рея так­же мог­ла бы ис­чез­нуть с ли­ца зем­ли вме­с­те с бес­цен­ны­ми по­лот­на­ми ста­рых ма­с­те­ров, в том чис­ле со зна­ме­ни­той «Сик­с­тин­ской Ма­дон­ной». Но в том же 1945 го­ду со­вет­ские вой­ска вы­вез­ли из Дрез­де­на в ка­че­ст­ве тро­фе­ев зна­чи­тель­ную часть со­бра­ния и пе­ре­да­ли её в ле­нин­град­ский Эр­ми­таж, мос­ков­ский му­зей им. Пуш­ки­на и дру­гие му­зеи стра­ны. Так Дрез­ден­ская кар­тин­ная га­ле­рея мог­ла про­дол­жить су­ще­ст­во­вать, раз­бро­сан­ная по му­зе­ям Рос­сии. Но в 1955 го­ду со­сто­ял­ся тор­же­ст­вен­ный ви­зит пра­ви­тель­ст­вен­ной де­ле­га­ции СССР в Гер­ман­скую Де­мо­кра­ти­че­с­кую Ре­с­пуб­ли­ку, в хо­де ко­то­ро­го Дрез­де­ну бы­ли воз­вра­ще­ны 1240 кар­тин. Со­вер­шен­но без­воз­ме­зд­но. Так что мож­но сме­ло ска­зать, что Гер­ма­ния от­кры­ва­ет­ся рус­ским са­мой сво­ей дру­же­люб­ной сто­ро­ной имен­но в сто­ли­це Сак­со­нии, рас­по­ло­жив­шей­ся на ре­ке Эль­бе.


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования