Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 17.02.2012

Февральскя катастрофа

Ста­тья А.И. Со­лже­ни­цы­на «Раз­мы­ш­ле­ния над Фе­в­раль­ской ре­во­лю­ци­ей» вы­рос­ла и вы­де­ле­на из мно­го­том­но­го «Крас­но­го ко­ле­са». Ста­тья со­дер­жит вы­во­ды по каж­до­му из че­ты­рёх то­мов, по­свя­щён­ных Фе­в­ра­лю. При этом не­ко­то­рые гра­ни вы­де­лен­ных вы­во­дов не мог­ли не ос­тать­ся в то­мах. К то­му же ис­то­рия по­зна­ёт­ся про­из­ве­де­ни­я­ми раз­лич­ных жа­н­ров, и не су­ще­ст­ву­ет жа­н­ра, име­ю­ще­го мо­но­по­лию на ис­то­ри­че­с­кую прав­ду. По­это­му по­пы­та­ем­ся об­ра­тить­ся к этим про­из­ве­де­ни­ям как еди­но­му це­ло­му, со­здан­но­му с це­лью по­знать ис­то­ри­че­с­кий и ду­хов­ный смысл со­бы­тий, ко­то­рые по тра­ди­ции на­зы­ва­ют Фе­в­раль­ской ре­во­лю­ци­ей.

А.И. Со­лже­ни­цын в «Раз­мы­ш­ле­ни­ях…» де­ла­ет прин­ци­пи­аль­но важ­ный вы­вод о при­чи­нах Фе­в­ра­ля, при­чём ис­хо­дит из то­го, что ни­кто не мо­жет от­ри­цать: из фак­та со­гла­сия выс­ше­го ге­не­ра­ли­те­та о не­об­хо­ди­мо­с­ти от­ре­че­ния Ни­ко­лая II. Со­лже­ни­цын кон­ста­ти­ру­ет, что та­кое еди­но­душ­ное со­гла­сие «нель­зя объ­яс­нить еди­ной глу­по­с­тью или еди­ным низ­мен­ным дви­же­ни­ем, при­род­ной склон­но­с­тью к из­ме­не, за­ду­ман­ным пре­да­тель­ст­вом». А раз так, то про­изо­шед­шее долж­но объ­яс­нять­ся объ­е­ди­ня­ю­щей не­ма­те­ри­аль­ной при­чи­ной, ко­то­рую ав­тор оп­ре­де­ля­ет как «об­щую мо­раль­ную рас­ша­тан­ность вла­с­ти». И бо­лее по­ли­ти­че­с­ки кон­крет­но как «все­об­щую об­ра­зо­ван­ную за­хва­чен­ность мощ­ным ли­бе­раль­но-ра­ди­каль­ным (и да­же со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ким) По­лем в стра­не».

Вы­не­се­ние впе­рёд при­ла­га­тель­но­го «об­ра­зо­ван­ная» свя­за­но с ог­ром­ной ро­лью об­ра­зо­ван­ных лю­дей, в пер­вую оче­редь ин­тел­ли­ген­ции, в фор­ми­ро­ва­нии об­ще­ст­вен­но­го мне­ния в стра­не. Как бы ни бы­ло ма­ло об­ра­зо­ван­ных лю­дей в Рос­сии, но всё рав­но они иг­ра­ют та­кую роль. И тут Со­лже­ни­цын сно­ва кон­ста­ти­ру­ет, что ли­бе­раль­но-ра­ди­каль­ное и да­же со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кое По­ле или на­ст­ро­е­ния «поч­ти пол­но­стью вла­де­ли ин­тел­ли­ген­ци­ей» и ста­ли «иде­о­ло­ги­ей ин­тел­ли­ген­ции».

По­сколь­ку сре­ди ге­не­ра­лов то­го вре­ме­ни бы­ло мно­го об­ра­зо­ван­ных лю­дей, то та­кая иде­о­ло­гия про­ник­ла и в их сре­ду и по­двиг­ла к под­держ­ке пе­ре­во­ро­та в Пе­т­ро­гра­де, ко­то­рый пред­став­лял­ся ли­бе­раль­ным при его вос­при­я­тии в Став­ке и в шта­бах фрон­тов, то есть на уда­ле­нии и без объ­ек­тив­ной син­хрон­ной ин­фор­ма­ции. По­след­нюю в «Крас­ном ко­ле­се» на­чаль­ник Ге­не­раль­но­го шта­ба ге­не­рал Алек­се­ев на­зы­ва­ет «раз­вед­дан­ны­ми». Ина­че го­во­ря, до­сто­вер­ных раз­вед­дан­ных у ге­не­ра­лов не бы­ло, од­на­ко они по­спе­ши­ли при­нять дей­ст­ви­тель­но судь­бо­нос­ные ре­ше­ния, при­чём не во­ен­ные ре­ше­ния, а ка­са­ю­щи­е­ся го­су­дар­ст­вен­но­го строя.

Имен­но в свя­зи с М.В. Алек­се­е­вым в «Крас­ном ко­ле­се» за­ме­че­но: «Да и кто ку­да мог уй­ти от об­ще­ст­вен­ных пред­став­ле­ний, ес­ли, ед­ва вы­учась гра­мо­те, и уж тем бо­лее в гим­на­зи­ях, вся­кий рус­ский под­дан­ный пер­вое что уз­на­ет: что на­ше пра­ви­тель­ст­во ни­ку­да не го­дит­ся». А о са­мом пред­се­да­те­ле Гос­ду­мы М.В. Род­зян­ко ав­тор «Раз­мы­ш­ле­ни­ий…» от­ме­ча­ет: «Этот гип­ноз впол­не за­хва­тил и Род­зян­ку – и он лег­ко­мыс­лен­но дал ре­во­лю­ции имя своё и Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы, – и так воз­ник­ло по­до­бие за­кон­но­с­ти и мно­гих во­ен­ных и го­су­дар­ст­вен­ных чи­нов скло­ни­ло не бо­роть­ся, а под­чи­нить­ся». И да­лее сле­ду­ет обос­но­ван­ный ис­то­ри­че­с­кий про­гноз: «На­зы­ва­лось бы с пер­вых ми­нут «Гуч­ков-Ми­лю­ков-Ке­рен­ский» или да­же «Со­вдеп» – так глад­ко бы не по­ш­ло».

Что же про­ти­во­сто­я­ло ли­бе­раль­но-ра­ди­каль­ной и со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой иде­о­ло­гии? «На­ци­о­наль­ное со­зна­ние («при­ми­тив­ный па­т­ри­о­тизм»)», «ин­те­ре­сы на­ци­о­наль­но­го бы­тия», от­ве­ча­ет ав­тор. Та­кое со­зна­ние за вре­мя яко­бы «ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния» (то есть от де­ка­б­ри­с­тов) бы­ло «от­бро­ше­но» ин­тел­ли­ген­ци­ей и «об­ро­не­но» вер­ха­ми, ре­зуль­тат – «на­ци­о­наль­ный об­мо­рок» и «на­ци­о­наль­ная ка­та­ст­ро­фа». «Че­рез на­ших выс­ших пред­ста­ви­те­лей мы как на­ция по­тер­пе­ли ду­хов­ный крах. У рус­ско­го ду­ха не хва­ти­ло стой­ко­с­ти к ис­пы­та­ни­ям», – ста­вит ду­хов­но-ис­то­ри­че­с­кий ди­а­гноз Со­лже­ни­цын. И по­лу­ча­ет­ся, что ос­во­бо­ди­лись от са­мих се­бя, от рус­ско­го ду­ха, от Свя­той Ру­си и «из­вра­ти­ли всю Рос­сию!»

Ду­хов­но про­ти­во­сто­ять про­ис­хо­дя­ще­му раз­ло­же­нию бы­ла при­зва­на Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Она мог­ла бы спра­вить­ся с та­кой ду­хов­но-вос­пи­та­тель­ной мис­си­ей, ес­ли бы бы­ла «силь­ной ав­то­ри­тет­ной Цер­ко­вью». Од­на­ко на­силь­ст­вен­ные с про­те­с­тант­ским на­ст­ро­ем ре­фор­мы Пе­т­ра I ос­та­ви­ли Цер­ковь без па­т­ри­ар­ха, пря­мо под­чи­ни­ли го­су­дар­ст­вен­но­му уп­рав­ле­нию… Но и са­ма Цер­ковь от­вет­ст­вен­на за то, что в дни ве­ли­чай­шей на­ци­о­наль­ной ка­та­ст­ро­фы  да­же не по­пы­та­лась об­ра­зу­мить Рос­сию. «Ду­хо­вен­ст­во си­но­даль­ной церк­ви, уже два сто­ле­тия как под­дав­ше­е­ся вла­ст­ной им­пе­ра­тор­ской дла­ни, – уте­ря­ло выс­шую от­вет­ст­вен­ность и упу­с­ти­ло ду­хов­ное ру­ко­вод­ст­во на­ро­дом. Мас­са свя­щен­ст­ва за­те­ря­ла ду­хов­ную энер­гию…»; «все эти стар­цы пол­но­стью рас­те­ря­лись: не толь­ко не про­мям­ли­ли ни­че­го в за­щи­ту ца­ря, но рас­про­ст­ра­ня­ли от­ре­че­ние ог­ла­ше­ни­ем в церк­вах и по­спеш­но сни­ма­ли по­ми­на­ния ца­ря из цер­ков­ных служб. А ведь сколь­ко мог­ло быт кон­фу­за и за­то­ра Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ст­ву, ес­ли б ие­рар­хи упёр­лись», –  пи­шет Со­лже­ни­цын.

Убе­речь Рос­сий­скую им­пе­рию от худ­ше­го мог­ло бы па­т­ри­ар­халь­ное и бо­го­бо­яз­нен­ное кре­с­ть­ян­ст­во. Од­на­ко эко­но­ми­че­с­кие пре­об­ра­зо­ва­ния, на­ча­тые аг­рар­ной ре­фор­мой 1861 го­да и не со­про­вож­дав­ши­е­ся ду­хов­но-нрав­ст­вен­ным воз­рож­де­ни­ем, «дол­гая про­па­ган­да об­ра­зо­ван­ных» и «па­де­ние свя­щен­ст­ва» ме­ня­ли кре­с­ть­ян. Сре­ди них «мно­жи­лись от­ступ­ни­ки от ве­ры, од­ни по­ка ещё мол­ча­ли­вые, дру­гие – уже раз­вер­за­ю­щие глот­ку»; «де­лёж чу­жо­го до­б­ра го­тов был взре­веть в кре­с­ть­ян­ст­ве без па­мя­ти о преж­них ус­то­ях, без опо­ми­на­нья, что всё ху­дое вы­прет бо­ком и вско­ре так же точ­но мо­гут ог­ра­бить и де­лить их са­мих. (И раз­де­лят…)».

Та­ким об­ра­зом, в пер­вую оче­редь при­хо­ди­лось на­де­ять­ся на власть пре­дер­жа­щих, на го­су­да­ря Ни­ко­лая II и его пра­ви­тель­ст­во. Од­на­ко они мно­го лет до­пу­с­ка­ли от­кры­тую ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ную аги­та­цию, да­же во вре­мя вой­ны (че­го не бы­ло в де­мо­кра­ти­че­с­ких Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции). На­при­мер, на­ка­ну­не Фе­в­раль­ской ре­во­лю­ции ли­дер кон­сти­ту­ци­он­ных де­мо­кра­тов Ми­лю­ков с три­бу­ны Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы «кле­вет­ни­че­с­ки об­ви­нил им­пе­ра­т­ри­цу и пре­мьер-ми­ни­с­т­ра в го­су­дар­ст­вен­ной из­ме­не, – его да­же не ис­клю­чи­ли с од­но­го дум­ско­го за­се­да­ния, не то чтоб там как-то пре­сле­до­вать… И вся эта ложь, как хло­пья са­жи, мед­лен­но кру­жи­лась и опу­с­ка­лась на на­род­ное со­зна­ние, на­сла­и­ва­лась на нём – вме­с­те с тём­ны­ми «рас­пу­тин­ски­ми» слу­ха­ми – из тех же сфер ве­ли­ко­све­тья и об­ра­зо­ван­но­с­ти». При этом пра­ви­тель­ст­во не ис­поль­зо­ва­ло воз­мож­но­с­ти го­су­дар­ст­ва и во­об­ще не со­зда­ло свой про­па­ган­дист­ский ап­па­рат. Оно про­иг­ра­ло ин­фор­ма­ци­он­ную вой­ну, как ска­за­ли бы сей­час; не Пер­вую ми­ро­вую, а – ин­фор­ма­ци­он­ную.

На ко­го же мог­ло опе­реть­ся цар­ское пра­ви­тель­ст­во? На мо­нар­хи­че­с­кие ор­га­ни­за­ции? – «да не бы­ло их се­рь­ёз­ных, а тем бо­лее спо­соб­ных к ору­жию: они и пе­рь­я­ми-то не справ­ля­лись, ку­да ору­жие. А Со­юз рус­ско­го на­ро­да? Да всё ду­то, ни­че­го не су­ще­ст­во­ва­ло. Но – об­ла­с­кан­цы тро­на, но стол­пы его, но та чи­нов­ная пи­ра­ми­да, ка­кая свер­ка­ла в го­су­дар­ст­вен­ном Пе­тер­бур­ге, – что ж они? по­че­му не по­ва­ли­ли за­щит­ной ко­гор­той? ста­ры са­ми, так твёр­до вос­пи­тан­ные де­ти их? Э-ге, ло­ви воз­дух, они все уме­ли толь­ко брать. Ни один че­ло­век из сви­ты, из Дво­ра, из пра­ви­тель­ст­ва, из Се­на­та, из стол­бо­вых кня­зей и жа­ло­ван­ных гра­фов, и ни­кто из их зо­ло­тых сын­ков, – не по­явил­ся ока­зать лич­ное со­про­тив­ле­ние, не ри­ск­нул сво­ею жиз­нью. Вся цар­ская ад­ми­ни­с­т­ра­ция и весь выс­ший слой ари­с­то­кра­тии в фе­в­раль­ские дни сда­ва­лись как кро­ли­ки…» – кон­ста­ти­ру­ет Со­лже­ни­цын.

Не по кро­ви, а по ор­га­нич­ной при­над­леж­но­с­ти к рус­ской пра­во­слав­ной куль­ту­ре и по глу­бо­кой ис­крен­ней ве­ре яв­лял­ся царь рус­ским че­ло­ве­ком. Од­на­ко, как и ос­таль­ные, он по-на­сто­я­ще­му не бо­рол­ся про­тив бун­тов­щи­ков в 1917 го­ду. Он оли­це­тво­рял «ре­жим, не же­лав­ший се­бя за­щи­щать». А «за кру­ше­ние ко­раб­ля – кто от­ве­ча­ет боль­ше ка­пи­та­на?» Дей­ст­ви­тель­но, стра­на на­по­ми­на­ла ко­рабль с на­зва­ни­ем «Рос­сия»; ко­рабль, по­пав­ший в не­бы­ва­лый шторм и по­лу­чив­ший про­бо­и­ну ря­дом с ка­пи­тан­ской ка­ю­той. И в та­кой-то мо­мент ка­пи­тан ос­та­вил од­но­го по­мощ­ни­ка ру­лить ко­раб­лём из ка­пи­тан­ской руб­ки, дру­го­му по­мощ­ни­ку по­ру­чил за­де­лы­вать про­бо­и­ну, а сам на­пра­вил­ся в ка­ю­ту… Со­лже­ни­цын бес­по­щад­но оце­ни­ва­ет дей­ст­вия та­ко­го по­то­нув­ше­го вме­с­те с ко­раб­лём ка­пи­та­на. Ав­тор, в го­ло­се ко­то­ро­го сли­лись го­ло­са мил­ли­о­нов граж­дан Рос­сии, сги­нув­ших в ГУ­ЛА­Ге, име­ет на то пра­во, да­же ес­ли царь не под­пи­сы­вал от­ре­че­ния.

В ре­зуль­та­те глу­бо­ко­го вжи­ва­ния в ис­то­рию Рос­сии А.И. Со­лже­ни­цын при­шёл к вы­во­ду, что пе­ред го­су­дар­ст­вен­ной вла­с­тью бы­ло два пу­ти, пре­дот­вра­щав­ших ре­во­лю­цию. Пер­вый – «по­дав­ле­ние, сколь­ко-ни­будь по­сле­до­ва­тель­ное и же­с­то­кое (как мы его те­перь уз­на­ли)». Но «на это цар­ская власть бы­ла не спо­соб­на преж­де все­го мо­раль­но». Вто­рой путь – «де­я­тель­ное, не­уто­ми­мое ре­фор­ми­ро­ва­ние все­го ус­та­рев­ше­го и не со­от­вет­ст­вен­но­го». Но на это власть бы­ла не спо­соб­на «по дре­мо­те, по не­о­со­зна­нию, по бо­яз­ни». И в ре­зуль­та­те – тре­тий, сред­ний и «гу­би­тель­ный путь» – «и не да­вить, и не раз­ре­шать, но ле­жать по­пе­рёк кос­ным пре­пят­ст­ви­ем».

Од­на­ко при ха­рак­те­ри­с­ти­ке вто­ро­го и тре­ть­е­го пу­тей сле­ду­ет уточ­нить: на­ша стра­на за­ни­ма­ла пер­вое ме­с­то в ми­ре по тем­пам эко­но­ми­че­с­ко­го раз­ви­тия, бы­ла на по­ро­ге во­ен­ной по­бе­ды в Пер­вой ми­ро­вой вой­не и со­зда­ва­ла рос­сий­ский пар­ла­мен­та­ризм, мно­го­пар­тий­ность и де­мо­кра­тию. В по­след­нем власть ско­рее за­бе­га­ла впе­рёд под дав­ле­ни­ем пер­вой рус­ской ре­во­лю­ции, ведь вось­ми­де­ся­ти­про­цент­ная не­гра­мот­ность на­ро­да и не­сфор­ми­ро­ван­ность хоть ка­кой-то по­ли­ти­че­с­кой куль­ту­ры в стра­не обер­ну­лись тем, что так на­зы­ва­е­мые по­ли­ти­че­с­кие пар­тии не столь­ко пред­став­ля­ли на­род или его со­став­ные ча­с­ти, сколь­ко ста­ли ин­ст­ру­мен­та­ми ре­а­ли­за­ции субъ­ек­тив­ных взгля­дов и ка­рь­е­рист­ских ус­т­рем­ле­ний сво­их вож­дей, ста­ли вож­дист­ски­ми от ок­тя­б­ри­с­тов до боль­ше­ви­ков. Воз­мож­но, в те­че­ние де­ся­ти­ле­тий и за сто­ле­тие сло­жи­лась бы пло­до­твор­ная и от­вет­ст­вен­ная пар­тий­но-пред­ста­ви­тель­ская си­с­те­ма; од­на­ко та­кие пар­тии и, со­от­вет­ст­вен­но, та­кая Го­су­дар­ст­вен­ная Ду­ма в 1905–1917 го­дах смог­ли лишь рас­ша­тать и об­ру­шить то, что со­зи­да­лось ты­ся­чу лет. По­это­му при­хо­дит­ся при­знать, что имен­но по­сле­до­ва­тель­ное и же­ст­кое по­дав­ле­ние ре­во­лю­ций при од­но­вре­мен­ном про­дол­же­нии эко­но­ми­че­с­ко­го раз­ви­тия тре­бо­ва­лись Рос­сии. Тре­бо­ва­лось про­дол­же­ние кур­са Алек­сан­д­ра III и Сто­лы­пи­на в бо­лее жё­ст­ком ва­ри­ан­те, ко­то­рый не впол­не со­от­вет­ст­во­вал ха­рак­те­ру Ни­ко­лая II.

По­дав­лять тре­бо­ва­лось не толь­ко аван­тю­ри­с­тов-за­го­вор­щи­ков Гуч­ко­ва и Ми­лю­ко­ва, не толь­ко ци­нич­ных ре­во­лю­ци­о­не­ров Ке­рен­ско­го и Ле­ни­на. «Крас­ное ко­ле­со» со­дер­жит по­тря­са­ю­щую по ху­до­же­ст­вен­но­му ма­с­тер­ст­ву и вжи­ва­нию в ре­во­лю­ци­он­ную ат­мо­сфе­ру гла­ву «Убий­ст­во ка­пи­та­на Фер­ге­на»; она на­пи­са­на о кон­крет­ном штабс-ка­пи­та­не, а чув­ст­ву­ешь, что вме­с­те с ним оз­лоб­лен­ная се­рая тол­па под­ня­ла на шты­ки са­му Рос­сию! Да и сам Гуч­ков про­зре­ва­ет в «Крас­ном ко­ле­се», что «ре­во­лю­ция… сде­ла­на ру­ка­ми чер­ни», а ге­не­рал Кры­мов про­го­ва­ри­ва­ет вслух са­мую со­кро­вен­ную прав­ду, ко­то­рая объ­яс­ня­ет уго­лов­ный ук­лон про­ис­хо­див­ше­го. «По­лу­чи­ла сво­лочь сво­бо­ду – вот те и объ­яс­не­ние», – не­за­мыс­ло­ва­тые, но че­ст­ные сло­ва во­ен­но­го.

Од­на­ко как не за­дать во­прос: за что Свя­тая Русь за­хва­че­на чер­нью? И Со­лже­ни­цын пи­шет: «В Кон­стан­ти­но­по­ле, под пер­вое своё эми­г­рант­ское Рож­де­ст­во, взмо­лил­ся отец Сер­гий (Бул­га­ков): «За что и по­че­му Рос­сия от­вер­же­на Бо­гом, об­ре­че­на на гни­е­ние и уми­ра­ние? Гре­хи на­ши тя­же­лы, но не так, что­бы объ­яс­нить судь­бы, един­ст­вен­ные в Ис­то­рии. Та­кой судь­бы и Рос­сия не за­слу­жи­ла, она как аг­нец, не­су­щий бре­мя ев­ро­пей­ско­го ми­ра. Здесь тай­на, ве­рою на­до скло­нить­ся». Од­но­вре­мен­но Со­лже­ни­цын упо­ми­на­ет на­род­ный от­вет: «Я ещё сам хо­ро­шо по­мню, как в 20-е го­ды мно­гие ста­рые де­ре­вен­ские лю­ди уве­рен­но объ­яс­ня­ли: Сму­та по­сла­на нам за то, что на­род Бо­га за­был». И Алек­сандр Иса­е­вич при­зна­ёт, что имен­но «это при­вре­мен­ное на­род­ное объ­яс­не­ние уже глуб­же все­го то­го, что мы мо­жем до­стичь и к кон­цу ХХ ве­ка са­мы­ми на­уч­ны­ми изы­с­ка­ни­я­ми».

Мно­го­го сто­ит та­кое при­зна­ние. За ним на­уч­ные изы­с­ка­ния са­мо­го А.И. Со­лже­ни­цы­на, ко­то­рые по глу­би­не, объ­ек­тив­но­с­ти и объ­ё­му про­де­лан­ной ра­бо­ты пре­вос­хо­дят всё, сде­лан­ное со­вет­ской ис­то­ри­че­с­кой на­укой. По­тре­бо­ва­лись сво­бо­да мыс­ли и спо­соб­ность к кри­ти­че­с­ко­му ана­ли­зу, мно­гие го­ды тру­да и все­сто­рон­ние зна­ния, что­бы прий­ти к то­му, что го­во­ри­ли про­стые пра­во­слав­ные ста­рые лю­ди.

Как пи­са­тель и пра­во­слав­ный мыс­ли­тель Со­лже­ни­цын на­хо­дит та­кие сло­ва: «…на­до всей Рос­си­ей бы­ла как буд­то кем-то про­чте­на раз­ре­ши­тель­ная про­ти­во-мо­лит­ва – не от гре­хов, но ко гре­хам, от­пу­ще­нье де­лать ху­дое и за­прет за­щи­щать­ся». От та­ких слов ста­но­вит­ся страш­но. Но про­ти­во-мо­лит­ва не по­ра­зи­ла са­мо­го Со­лже­ни­цы­на… На­ко­нец, как не вспом­нить, не пе­ре­фра­зи­ро­вать сло­ва Фё­до­ра До­сто­ев­ско­го: дья­вол с Бо­гом бо­рет­ся, а по­ле бит­вы – Свя­тая Русь.

В свя­зи с этим в «Раз­мы­ш­ле­ни­ях…» де­ла­ет­ся важ­ный вы­вод о том, что Рос­сия яв­ля­ет­ся мо­де­лью ми­ро­во­го раз­ви­тия. При­чём «про­цесс по­мер­ка­ния на­ци­о­наль­но­го со­зна­ния пе­ред ли­цом все­об­ще­го «про­грес­са» про­ис­хо­дил и на За­па­де, но – плав­но, но – сто­ле­ти­я­ми, и раз­вяз­ка ещё впе­ре­ди», – пред­чув­ст­ву­ет и зна­ет Со­лже­ни­цын.


Владимир ЛАВРОВ,
доктор исторических наук,
руководитель Центра истории религии и
Церкви Института российской истории РАН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования