Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 17.02.2012

Жупел публицистики

Не­боль­шой от­вет­ный им­пульс на од­ну из га­зет­ных пуб­ли­ка­ций Ро­ма­на Сен­чи­на, ко­то­рые ни­ког­да не ос­тав­ля­ют ме­ня рав­но­душ­ной. В дан­ном слу­чае речь идёт о ста­тье «Му­за пуб­ли­ци­с­ти­ки / де­мон ко­лум­низ­ма» («ЛР», 2012, № 5).

Я счи­таю, что се­го­дня пи­са­те­ли в мас­се сво­ей па­ра­зи­ти­ру­ют на клас­си­ке в пря­мом и пе­ре­нос­ном смыс­ле. В пря­мом – пост­мо­дер­ни­с­ты, в пе­ре­нос­ном – все те, в ком ду­ша ещё теп­лит­ся за счёт чи­та­тель­ской па­мя­ти о ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

Рус­ские клас­си­ки – на­ша гор­дость, на­ша сла­ва, на­ша кон­вер­ти­ру­е­мая ва­лю­та. Этот не­о­спо­ри­мый факт при­знан все­ми, за ис­клю­че­ни­ем раз­ве что от­дель­ных, сов­сем уж от­пе­тых ни­ги­ли­с­тов. Но по­че­му-то все об­хо­дят мол­ча­ни­ем, что ве­ли­кие Го­голь, Тол­стой, Не­кра­сов, Че­хов, Ко­ро­лен­ко и мно­гие дру­гие – не гну­ша­лись пуб­ли­ци­с­ти­кой, где они на­пря­мую из­ла­га­ли свои со­ци­аль­ные и ре­ли­ги­оз­ные взгля­ды, суж­де­ния на те­му го­су­дар­ст­вен­но­го ус­т­рой­ст­ва, пред­ла­га­ли ре­ше­ния на­ци­о­наль­но­го во­про­са, про­ли­ва­ли свет на про­бле­мы те­ку­щей по­ли­ти­ки, вой­ны и ми­ра, и мно­гое, мно­гое дру­гое. В про­тив­ном слу­чае, не бы­ло бы се­го­дня их мно­го­том­ных ака­де­ми­че­с­ких из­да­ний пол­ных со­бра­ний со­чи­не­ний с их очер­ка­ми, пись­ма­ми, за­мет­ка­ми и пр.

«Днев­ник пи­са­те­ля» До­сто­ев­ско­го, «Ока­ян­ные дни» Бу­ни­на, «Од­но­этаж­ная Аме­ри­ка» Иль­фа и Пе­т­ро­ва, да да­же «Ко­лым­ские рас­ска­зы» Ша­ла­мо­ва… Что это, ес­ли не пуб­ли­ци­с­ти­ка?

Мне мо­гут воз­ра­зить: но про­сла­ви­лись-то на­ши клас­си­ки ху­до­же­ст­вен­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Воз­ра­же­ния при­ни­маю. С од­ной ого­вор­кой: рус­ская ли­те­ра­ту­ра по­то­му и ста­ла ве­ли­кой и все­мир­но из­ве­ст­ной, что пи­са­те­ли в сво­их про­из­ве­де­ни­ях под­ни­ма­ли ос­т­рей­шие про­бле­мы со­вре­мен­но­с­ти, что вся клас­си­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра, за ред­чай­шим ис­клю­че­ни­ем, про­ни­за­на лю­бо­вью к про­сто­му че­ло­ве­ку и иде­ей не­об­хо­ди­мо­с­ти ут­верж­де­ния со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­с­ти...

Дол­го ещё мо­жет про­длить­ся это «па­ра­зи­ти­ро­ва­ние»? Вряд ли. По­след­нее вре­мя вы, пи­са­те­ли, са­ми на все го­ло­са уве­ря­ли ме­ня, чи­та­те­ля: ко­нец бли­зок, рус­ская ли­те­ра­ту­ра до­жи­ва­ет по­след­ние дни. Во­пре­ки мо­им обо­д­ря­ю­щим под­стё­ги­ва­ни­ям в Се­ти: «Да нет же! Со­бе­ри­тесь! На­пря­ги­тесь! Всё у вас (у нас) по­лу­чит­ся!» Се­го­дня ва­ши­ми мо­лит­ва­ми червь со­мне­ния все­лил­ся и в ме­ня.

Каж­дый из вас уба­ю­ки­ва­ет се­бя уве­ре­ни­я­ми: мас­со­вый чи­та­тель до ме­ня про­сто не до­рос. Тог­да ска­жи­те на ми­лость: по­че­му же он до Тол­сто­го, Шо­ло­хо­ва, Бул­га­ко­ва до­рос, а до вас, со­вре­мен­ни­ков, всё ни­как не до­ра­с­тёт? А я вам ска­жу, по­че­му. По­то­му что вы се­го­дня пи­ше­те в рас­чё­те не на чи­та­те­ля, а на за­ев­ше­е­ся пре­ми­аль­ное жю­ри. Но в шорт-ли­с­ты по­па­да­ют еди­ни­цы, а ос­таль­ные сот­ни гу­ля­ют са­ми по се­бе, ос­та­ва­ясь в ре­зуль­та­те без пре­мии и без чи­та­те­ля. И по­де­лом, как го­во­рит­ся. Ни­ко­го не жал­ко.

О чём вы се­го­дня пи­ше­те? Ко­му ин­те­рес­ны ва­ши ком­плек­сы, ре­флек­сии, фан­та­зии, сно­ви­де­ния, вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ные опи­са­ния соб­ст­вен­ных фи­зи­о­ло­ги­че­с­ких от­прав­ле­ний? По­верь­те: ни­ко­му. Су­ще­ст­ву­ет эта­кий не­глас­ный вну­т­ри­це­хо­вой до­го­вор. Каж­дый из вас чи­та­ет дру­го­го при ус­ло­вии, что тот дру­гой про­чтёт пер­во­го и по воз­мож­но­с­ти по­хва­лит: ста­рик, ты – ге­ний, счи­тай, что Бу­кер у те­бя в кар­ма­не! При этом да­же в слад­ком сне не мо­гу се­бе пред­ста­вить, что в одо­б­ря­ю­щей ти­ра­де речь пой­дёт о чи­та­те­ле. Его как буд­то во­об­ще уже нет в при­ро­де. Вы дав­но сми­ри­лись, что вас ни­кто не чи­та­ет, и не осу­ще­ств­ля­е­те да­же роб­ких по­пы­ток из­ме­нить си­ту­а­цию. Бо­лее то­го, счи­та­ет­ся да­же чем-то по­стыд­ным факт ин­те­ре­са к вам со сто­ро­ны мас­со­во­го чи­та­те­ля. А вот будь моя во­ля, я во­об­ще «да­ва­ла» бы пре­мии, ра­зу­ме­ет­ся, вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ным кни­гам, но лишь по ито­гам об­ра­ща­е­мо­с­ти этих книг сре­ди чи­та­те­лей – по­сле про­ве­де­ния со­от­вет­ст­ву­ю­щей экс­пер­ти­зы в биб­ли­о­те­ках и книж­ных ма­га­зи­нах, Ин­тер­не­те. У нас же со­вер­шен­но не по­нят­но, по ка­ким кри­те­ри­ям вы­би­ра­ют ла­у­ре­а­тов. Это мож­но срав­нить с на­граж­де­ни­ем изо­б­ре­та­те­ля ме­ди­цин­ско­го пре­па­ра­та, ко­то­рый ни­кто не по­ку­па­ет по той при­чи­не, что он ни­ко­го не ис­це­ля­ет.

 «Бе­да на­шей ны­неш­ней мно­го­чис­лен­ной оп­по­зи­ции в том, что её ли­де­ры не об­ла­да­ют ли­те­ра­тур­ным та­лан­том», – пи­шет Ро­ман. А бе­да на­ших мно­го­чис­лен­ных пи­са­те­лей в том, что, об­ла­дая этим са­мым ли­те­ра­тур­ным та­лан­том, они ка­те­го­ри­че­с­ки не же­ла­ют «раз­ме­ни­вать­ся» на пуб­ли­ци­с­ти­ку. Мол, не цар­ское это де­ло. И про­иг­ры­ва­ют по всем фрон­там. В луч­шем слу­чае, «про­яв­ля­ют граж­дан­скую со­зна­тель­ность» у се­бя в же­жеш­ках. А слы­шит их кто-ни­будь ещё, по­ми­мо де­сят­ка френ­дов, их не осо­бо вол­ну­ет. Они вы­ска­за­лись сре­ди сво­их, и – вро­де как со­весть чи­с­та.

Та­кое впе­чат­ле­ние, что и «но­вые ре­а­ли­с­ты» се­го­дня по­чи­ва­ют на ла­в­рах.

«За­хар При­ле­пин всё от­чёт­ли­вей ухо­дит в про­зе от зло­бо­днев­но­го, вспо­ми­ная то дет­ст­во, то юность, кон­ст­ру­и­руя по­лу­фан­та­с­ти­че­с­кие стра­хи, по­гру­жа­ясь то в Аф­ри­ку, то в сред­ние ве­ка», – ци­ти­рую Сен­чи­на.

Се­го­дня При­ле­пин – один из са­мых ус­пеш­ных в пре­ми­аль­ном смыс­ле и од­но­вре­мен­но са­мых чи­та­е­мых пи­са­те­лей со­вре­мен­но­с­ти. Ред­кое со­че­та­ние в од­ном фла­ко­не.

Но да­вай­те бу­дем че­ст­ны­ми до кон­ца и спро­сим се­бя: стал бы он та­ким, ес­ли бы не его ос­т­ро­со­ци­аль­ные ро­ма­ны «Па­то­ло­гии» и «Сань­кя»? И так же че­ст­но от­ве­тим се­бе: нет, не стал бы. При всём его не­со­мнен­ном та­лан­те. По­то­му что та­лант­ли­вых се­го­дня мно­го. Но дерз­ких, гро­мо­глас­но за­яв­ля­ю­щих о се­бе, бес­ст­раш­но плы­ву­щих про­тив те­че­ния – ма­ло. Ни­чтож­но ма­ло тех, кто изо­б­ра­жа­ет ти­пич­но­го ге­роя в ти­пич­ных об­сто­я­тель­ст­вах, при­чём не жал­ким, не мерз­ким и от­тал­ки­ва­ю­щим, а яр­ким, пас­си­о­нар­ным, до­стой­ным ес­ли уж не под­ра­жа­ния, то, как ми­ни­мум, ог­ром­но­го со­чув­ст­вия и сим­па­тии. В своё вре­мя При­ле­пин силь­но ри­с­ко­вал, де­лая став­ку на та­ко­го ге­роя. И речь здесь не о ри­с­ке го­не­ний со сто­ро­ны офи­ци­аль­ной вла­с­ти. Ка­кое там? Свои бра­тья-пи­са­те­ли ку­да страш­ней цар­ской ох­ран­ки. Вы­ла­мы­ва­ние из сре­ды все­гда чре­ва­то все­воз­мож­ны­ми на­смеш­ка­ми с её сто­ро­ны, ядо­ви­ты­ми уку­са­ми, уп­рё­ка­ми в за­иг­ры­ва­нии с мас­со­вым чи­та­те­лем и ан­га­жи­ро­ван­но­с­ти. Но При­ле­пин ри­ск­нул. И вы­иг­рал. И се­го­дня чи­та­тель, я знаю, тер­пе­ли­во ждёт от лю­би­мо­го пи­са­те­ля, и не без ос­но­ва­ний, по­ко­ре­ния но­вых вер­шин со­ци­аль­ной про­зы.

Ждёт чи­та­тель и даль­ней­ших сен­чи­нов­ских «ис­сле­до­ва­ний» пост-ел­ты­шев­ско­го син­д­ро­ма. Се­мья де­гра­ди­ро­ва­ла – де­рев­ня (стра­на) на краю про­па­с­ти. Что даль­ше?

В слу­чае с «но­вы­ми ре­а­ли­с­та­ми» лич­но ме­ня ин­те­ре­су­ет не столь­ко моя чи­та­тель­ская ис­то­рия, сколь­ко бес­спор­ный факт пре­одо­ле­ния по­все­ме­ст­но­го от­чуж­де­ния – про­рыв мно­го­лет­ней бло­ка­ды чи­та­тель­ской без­молв­ной ре­ак­ции на ли­те­ра­тур­ный про­цесс.

А мо­жет, ре­а­ли­с­ты-пуб­ли­ци­с­ты не­мно­го за­дре­ма­ли, как ка­ра­си в мо­ре, по­то­му что «щу­ки» на них нет? Аморф­ные, прин­ци­пи­аль­но апо­ли­тич­ные пост­мо­дер­ни­с­ты – им не кон­ку­рен­ты. А тра­ди­ци­о­на­ли­с­ты пред­по­чи­та­ют то­же пи­сать «о веч­ном», вы­би­рая для се­бя бо­лее-ме­нее спо­кой­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние в пре­де­лах вну­т­рен­ней эми­г­ра­ции.

В об­щем, я хо­чу ска­зать, ува­жа­е­мые гос­по­да пи­са­те­ли, что ни­ка­кие иг­ры в бу­ри­ме и про­чие ин­тел­лек­ту­аль­ные до­го­нял­ки не спа­сут на­шу оте­че­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру. Ни­ка­кое «пе­ре­крё­ст­ное опы­ле­ние» не бу­дет пло­до­твор­ным, ес­ли в аго­ни­зи­ру­ю­щий пи­са­тель­ский ор­га­низм не бу­дет вли­та све­жая чи­та­тель­ская кровь.


Наталья ОМЕЛЬЧЕНКО,
библиотекарь,
г. ТЫНДА,
Амурская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования