Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 17.02.2012

«Фауст» для немногих

Ре­жис­сёр: Алек­сандр Со­ку­ров

В ро­лях: Хан­на Ши­гул­ла, Изоль­да Дю­ша­ук,

Мак­сим Мех­мет, Ан­тон Ада­син­ский,

Ан­ту­ан Мо­но-мл., Йо­хан­нес Цай­лер,

Ге­орг Фри­д­рих, Ан­тье Ле­вальд,

Фло­ри­ан Брюк­нер, Си­гур­дур Ску­ла­сон

Рос­сия, 2011, 134 мин.

 

Всем уже из­ве­ст­но, что «Фа­уст» Со­ку­ро­ва – ше­девр, хо­тя поч­ти ни­кто его ещё не ви­дел. И мно­гие, ско­рее все­го, ни­ког­да не уви­дят. На­вер­но, по­то­му, что это зре­ли­ще не для мно­гих. «О, да! – ска­жут сей­час не­ко­то­рые, – в са­мом де­ле, это ки­но для из­бран­ных, для ры­ца­рей ду­ха, ин­тел­лек­ту­аль­ной эли­ты и тон­ких це­ни­те­лей!» Не знаю, мо­жет быть, но есть в этом не­ко­то­рые со­мне­ния. И вот по­че­му. В пер­вый раз, ког­да я при­шёл на «Фа­у­с­та» – его от­ме­ни­ли, по­то­му что не при­шёл ни­кто, кро­ме ме­ня. Вер­нее, при­шёл ни­кто и я. Я тог­да по­ду­мал с гор­до­с­тью, вот так – я один, мож­но ска­зать, из­бран­ный, я и ни­кто, толь­ко он, этот «ни­кто», со­ста­вил мне ком­па­нию. Но во вто­рой раз, ког­да я всё-та­ки ре­шил по­смо­т­реть этот фильм, я ока­зал­ся в ком­па­нии ро­вес­ниц Гё­те. То есть по ка­кой-то ми­с­ти­че­с­кой при­чи­не в за­ле бы­ли толь­ко ба­буш­ки и я. Прав­да, при­шли ещё па­ра мо­ло­дых лю­дей, но они то­же вы­гля­де­ли как-то стран­но, как буд­то ве­ка от­пе­ча­та­лись на их ли­цах. В об­щем, они вы­гля­де­ли то­же как ста­ри­ки – но вну­т­рен­ние ста­ри­ки. Я сра­зу за­па­ни­ко­вал. Мне по­ка­за­лось, что я по­пал в му­зей, и при этом один из экс­по­на­тов – это я. «По­че­му я ока­зал­ся в этой ком­па­нии? – ду­мал я в рас­ст­ро­ен­ных чув­ст­вах, – что об­ще­го меж­ду мной и ни­ми? Не­уже­ли и я пре­вра­тил­ся в та­ко­го вот вну­т­рен­не­го ста­ри­ка? Луч­ше бы вме­с­то них при­шёл ни­кто!» И вот два с лиш­ним ча­са я ду­мал об этом, вер­тясь и нерв­ни­чая в са­мом цен­т­ре за­ла под при­сталь­ным оком «Фа­у­с­та», а пре­ста­ре­лые зри­тель­ни­цы не­по­движ­но смо­т­ре­ли в эк­ран, как кам­ни кре­по­ст­ной сте­ны, ок­ру­жа­ю­щей ме­ня.

А на­до ска­зать, что про­ис­хо­дя­щее в филь­ме стран­но кон­тра­с­ти­ро­ва­ло с на­шей ау­ди­то­ри­ей и в то же вре­мя зву­ча­ло ей в уни­сон. По­сле всту­пи­тель­ных кра­си­вых ка­д­ров ска­зоч­но­го тол­ка на эк­ра­не вне­зап­но воз­ник по­ло­вой ор­ган муж­чи­ны-мерт­ве­ца. Как буд­то Со­ку­ров, вслед за Три­е­ром в «Ан­ти­хри­с­те», с вы­со­ты сво­е­го ре­жис­сёр­ско­го Олим­па за­яв­ля­ет зри­те­лю: «А не по­ш­ли бы вы все на х..!?» Ко­неч­но, та­кой ин­те­рес­ный про­лог на­ст­ра­и­ва­ет на оп­ре­де­лён­ный лад и ожи­да­ние оче­ред­ных про­во­ка­ций. Од­на­ко да­лее сле­ду­ют впол­не при­выч­ные тер­за­ния и со­мне­ния Фа­у­с­та, его зна­ком­ст­во с чёр­том и про­да­жа ду­ши ра­ди сек­са. Ав­тор­ское спе­ци­фи­че­с­кое ви­де­ние это­го веч­но­го сю­же­та вы­ра­жа­ет­ся в ху­до­же­ст­вен­ных при­ёмах, ко­то­ры­ми он под­чёр­ки­ва­ет осо­бо важ­ные с его точ­ки зре­ния ню­ан­сы – в тя­же­ло­вес­ных ме­та­фо­рах с тол­куч­кой в уз­ких про­хо­дах и ди­а­го­наль­ны­ми ис­ка­же­ни­я­ми ка­д­ра. По­доб­ные ре­жис­сёр­ские хо­ды и со­став­ля­ют ос­но­ву филь­ма, но что­бы рас­ши­ф­ро­вать и по­нять их, не­об­хо­ди­мо по­до­брать код к ки­но­язы­ку ав­то­ра. Сде­лать это слож­но, но в прин­ци­пе мож­но. Мож­но, но не хо­чет­ся – по­то­му что скуч­но. А скуч­но – по­то­му что раз­гад­ка слиш­ком ба­наль­на.

Тер­ри Гил­ли­ам в «Во­об­ра­жа­ри­у­ме док­то­ра Пар­на­са» рас­ска­зы­ва­ет ис­то­рию, от­ча­с­ти близ­кую к ис­то­рии «Фа­у­с­та». И в «Во­об­ра­жа­ри­у­ме» си­ту­а­ция с язы­ком по­хо­жая – есть мно­го ко­дов, ко­то­рые тре­бу­ют рас­ши­ф­ров­ки, ко­то­рые мож­но ин­тер­пре­ти­ро­вать по-раз­но­му и ко­то­рые ос­тав­ля­ют во­про­сы. Но раз­ни­ца в том, что во­про­сы Гил­ли­а­ма по­рож­да­ют не­по­ни­ма­ние-удив­ле­ние. Во­про­сы же Со­ку­ро­ва – не­по­ни­ма­ние-утом­ле­ние.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования