Архив : №07. 17.02.2012
Историческая премьера
История лошади. По рассказу Льва Толстого «Холстомер». Театр «У Никитских ворот» (Новая сцена). Режиссёр-постановщик, автор инсценировки и музыки Марк Розовский.
К открытию нового помещения театра «У Никитских ворот» коллектив подготовил премьеру спектакля «История лошади» по рассказу «Холстомер» Льва Толстого, инсценированному художественным руководителем театра Марком Розовским. Автор инсценировки сам поставил спектакль и подготовил к нему музыкальное оформление (автор стихов к песням – Юрий Ряшенцев).
Более тридцати лет назад инсценировка легла в основу замечательного спектакля ленинградского Большого драматического театра (постановка Георгия Товстоногова, режиссёр, автор инсценировки и музыки М.Розовский). Поэтому поневоле приходится сравнивать сегодняшнюю постановку и со знаменитым ленинградским спектаклем, и с рижским спектаклем 1979 года в постановке М.Розовского.
Разумеется, перенести атмосферу и содержание рассказа Толстого на сцену – непростое дело: постановка должна быть сложной, синтетической, где все компоненты – и мизансцены, и сценография, и костюмы, и музыка с песнями и танцами, и темпо-ритм вообще – должны бить в одну цель. Во всех спектаклях по данной инсценировке это в целом достигается.
В премьере театра «У Никитских ворот» в основе декорации – большой наклонный помост (вроде ипподромной трибуны), симметрично расположенный посередине сцены (сценография Владимира Медвецкого). Помост функционален – на него взбираются действующие лица в патетические моменты, но, как показалось, он несколько ограничивает пространство, делает его излишне симметричным, а постановку несколько камерной.
Костюмы, в отличие от ленинградского спектакля, сделаны более яркими и пёстрыми (костюмер Евгения Шульц).
Танцы «табуна» молодых лошадей, их смотрины поставлены в современной манере, в изобилии, с хорошей пластикой и выразительной хореографией (балетмейстер Антон Николаев).
Особенно запоминаются Вязопуриха (Наталья Корецкая) и Милый (Вячеслав Гугиев), причём последний прекрасно спел и зонг «Не будь я конём». С другой стороны, диапазон жестов этих исполнителей показался строго очерченным и ограниченным.
Помнится, в ленинградском спектакле движения молодых лошадей выглядели более сдержанными и естественными, оттеняя яркий центральный образ Холстомера – Евгения Лебедева.
Нынче в роли Холстомера – Владимир Юматов, заслуженный артист России и кандидат философских наук. И исполняет он свою партию философски, как бы умудрённо вглядываясь в нравы людей и превратности жизни. Актёр не пытается соревноваться в трагизме и искусстве перевоплощения с гениальным Е.Лебедевым, а выстраивает свой, более умозрительный образ.
Ярко и глубоко проработана роль княжеского кучера Феофана (Юрий Голубцов воплощал этот образ и в предыдущих постановках театра по этой инсценировке). Денис Юченков создал блестящий образ князя Серпуховского, не теряющего блеска и в старости и нищете.
«Лошадь решает» – так говорит князь Серпуховской в этом спектакле в эпизоде, когда Холстомер с кучером Феофаном выигрывают бега. Его оппонент, Офицер, спорит: «Нет, решает ездок». По аналогии можно спорить: «Актёр решает» или же «Решает постановщик».
И по режиссуре, и по актёрской игре премьерный спектакль нов, он отличается не только от знакового ленинградского спектакля, но и от давней рижской постановки самого М.Розовского (фонограмма того спектакля использована в нынешнем). Изменения вызваны и велением времени, и возможностями исполнителей, и взглядами режиссёра. Новый спектакль только начинает свою жизнь и, возможно, станет знаковым для новой сцены театра.
Ильдар САФУАНОВ