Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 17.02.2012

Историческая премьера

Ис­то­рия ло­ша­ди. По рас­ска­зу Льва Тол­сто­го «Хол­сто­мер». Те­атр «У Ни­кит­ских во­рот» (Но­вая сце­на). Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик, ав­тор ин­сце­ни­ров­ки и му­зы­ки Марк Ро­зов­ский.

 

К от­кры­тию но­во­го по­ме­ще­ния те­а­т­ра «У Ни­кит­ских во­рот» кол­лек­тив под­го­то­вил пре­мье­ру спек­так­ля «Ис­то­рия ло­ша­ди» по рас­ска­зу «Хол­сто­мер» Льва Тол­сто­го, ин­сце­ни­ро­ван­но­му ху­до­же­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем те­а­т­ра Мар­ком Ро­зов­ским. Ав­тор ин­сце­ни­ров­ки сам по­ста­вил спек­такль и под­го­то­вил к не­му му­зы­каль­ное оформ­ле­ние (ав­тор сти­хов к пес­ням – Юрий Ря­шен­цев).

Бо­лее трид­ца­ти лет на­зад ин­сце­ни­ров­ка лег­ла в ос­но­ву за­ме­ча­тель­но­го спек­так­ля ле­нин­град­ско­го Боль­шо­го дра­ма­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра (по­ста­нов­ка Ге­ор­гия То­в­сто­но­го­ва, ре­жис­сёр, ав­тор ин­сце­ни­ров­ки и му­зы­ки М.Ро­зов­ский). По­это­му по­не­во­ле при­хо­дит­ся срав­ни­вать се­го­дняш­нюю по­ста­нов­ку и со зна­ме­ни­тым ле­нин­град­ским спек­так­лем, и с риж­ским спек­так­лем 1979 го­да в по­ста­нов­ке М.Ро­зов­ско­го.

Ра­зу­ме­ет­ся, пе­ре­не­с­ти ат­мо­сфе­ру и со­дер­жа­ние рас­ска­за Тол­сто­го на сце­ну – не­про­стое де­ло: по­ста­нов­ка долж­на быть слож­ной, син­те­ти­че­с­кой, где все ком­по­нен­ты – и ми­зан­сце­ны, и сце­но­гра­фия, и ко­с­тю­мы, и му­зы­ка с пес­ня­ми и тан­ца­ми, и тем­по-ритм во­об­ще – долж­ны бить в од­ну цель. Во всех спек­так­лях по дан­ной ин­сце­ни­ров­ке это в це­лом до­сти­га­ет­ся.

В пре­мье­ре те­а­т­ра «У Ни­кит­ских во­рот» в ос­но­ве де­ко­ра­ции – боль­шой на­клон­ный по­мост (вро­де ип­по­дром­ной три­бу­ны), сим­ме­т­рич­но рас­по­ло­жен­ный по­се­ре­ди­не сце­ны (сце­но­гра­фия Вла­ди­ми­ра Мед­вец­ко­го). По­мост функ­ци­о­на­лен – на не­го взби­ра­ют­ся дей­ст­ву­ю­щие ли­ца в па­те­ти­че­с­кие мо­мен­ты, но, как по­ка­за­лось, он не­сколь­ко ог­ра­ни­чи­ва­ет про­ст­ран­ст­во, де­ла­ет его из­лиш­не сим­ме­т­рич­ным, а по­ста­нов­ку не­сколь­ко ка­мер­ной.

Ко­с­тю­мы, в от­ли­чие от ле­нин­град­ско­го спек­так­ля, сде­ла­ны бо­лее яр­ки­ми и пё­с­т­ры­ми (ко­с­тю­мер Ев­ге­ния Шульц).

Тан­цы «та­бу­на» мо­ло­дых ло­ша­дей, их смо­т­ри­ны по­став­ле­ны в со­вре­мен­ной ма­не­ре, в изо­би­лии, с хо­ро­шей пла­с­ти­кой и вы­ра­зи­тель­ной хо­рео­гра­фи­ей (ба­лет­мей­стер Ан­тон Ни­ко­ла­ев).

Осо­бен­но за­по­ми­на­ют­ся Вя­зо­пу­ри­ха (На­та­лья Ко­рец­кая) и Ми­лый (Вя­че­слав Гу­ги­ев), при­чём по­след­ний пре­крас­но спел и зонг «Не будь я ко­нём». С дру­гой сто­ро­ны, ди­а­па­зон же­с­тов этих ис­пол­ни­те­лей по­ка­зал­ся стро­го очер­чен­ным и ог­ра­ни­чен­ным.

По­мнит­ся, в ле­нин­град­ском спек­так­ле дви­же­ния мо­ло­дых ло­ша­дей вы­гля­де­ли бо­лее сдер­жан­ны­ми и ес­те­ст­вен­ны­ми, от­те­няя яр­кий цен­т­раль­ный об­раз Хол­сто­ме­ра – Ев­ге­ния Ле­бе­де­ва.

Нын­че в ро­ли Хол­сто­ме­ра – Вла­ди­мир Юма­тов, за­слу­жен­ный ар­тист Рос­сии и кан­ди­дат фи­ло­соф­ских на­ук. И ис­пол­ня­ет он свою пар­тию фи­ло­соф­ски, как бы уму­д­рён­но вгля­ды­ва­ясь в нра­вы лю­дей и пре­врат­но­с­ти жиз­ни. Ак­тёр не пы­та­ет­ся со­рев­но­вать­ся в тра­гиз­ме и ис­кус­ст­ве пе­ре­во­пло­ще­ния с ге­ни­аль­ным Е.Ле­бе­де­вым, а вы­ст­ра­и­ва­ет свой, бо­лее умо­зри­тель­ный об­раз.

Яр­ко и глу­бо­ко про­ра­бо­та­на роль кня­же­с­ко­го ку­че­ра Фе­о­фа­на (Юрий Го­луб­цов во­пло­щал этот об­раз и в пре­ды­ду­щих по­ста­нов­ках те­а­т­ра по этой ин­сце­ни­ров­ке). Де­нис Ючен­ков со­здал бле­с­тя­щий об­раз кня­зя Сер­пу­хов­ско­го, не те­ря­ю­ще­го бле­с­ка и в ста­ро­сти и ни­ще­те.

«Ло­шадь ре­ша­ет» – так го­во­рит князь Сер­пу­хов­ской в этом спек­так­ле в эпи­зо­де, ког­да Хол­сто­мер с ку­че­ром Фе­о­фа­ном вы­иг­ры­ва­ют бе­га. Его оп­по­нент, Офи­цер, спо­рит: «Нет, ре­ша­ет ез­док». По ана­ло­гии мож­но спо­рить: «Ак­тёр ре­ша­ет» или же «Ре­ша­ет по­ста­нов­щик».

И по ре­жис­су­ре, и по ак­тёр­ской иг­ре пре­мьер­ный спек­такль нов, он от­ли­ча­ет­ся не толь­ко от зна­ко­во­го ле­нин­град­ско­го спек­так­ля, но и от дав­ней риж­ской по­ста­нов­ки са­мо­го М.Ро­зов­ско­го (фо­но­грам­ма то­го спек­так­ля ис­поль­зо­ва­на в ны­неш­нем). Из­ме­не­ния вы­зва­ны и ве­ле­ни­ем вре­ме­ни, и воз­мож­но­с­тя­ми ис­пол­ни­те­лей, и взгля­да­ми ре­жис­сё­ра. Но­вый спек­такль толь­ко на­чи­на­ет свою жизнь и, воз­мож­но, ста­нет зна­ко­вым для но­вой сце­ны те­а­т­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования