Архив : №07. 17.02.2012
Американцы и англичане выбрали лучших
Сто двадцать пять известнейших современных писателей Великобритании и США выбрали лучшие произведения мировой художественной литературы за последние двести лет, а также назвали величайших авторов всех времён. В опросе приняли участие в том числе Джонатан Франзен, Норман Мейлер, Стивен Кинг, Энн Патчетт, Джойс Кэрол Оутс. Они составили списки из десяти лучших, на их взгляд, произведений любого жанра (романов, сборников новелл, стихотворений, пьес) по мере убывания (от десяти баллов до одного), после чего устроители опроса высчитали лучших.
Итак, первая десятка величайших писателей всех времён выглядит так: Лев Толстой, Вильям Шекспир, Джеймс Джойс, Владимир Набоков, Фёдор Достоевский, Уильям Фолкнер, Чарльз Диккенс, Антон Чехов, Гюстав Флобер и Джейн Остин.
Отрадно, что из десяти величайших четыре – наши соотечественники. А вот отсутствие испаноязычных писателей удивляет. Тем более что «Дон Кихот», по мнению огромного количества читателей, – книга всех времён. Но, быть может, у современных писателей США и Англии иное мнение. Видимо, Сервантесу они предпочли Остин.
Теперь о лучших книгах ХIХ столетия: «Анна Каренина» Льва Толстого, «Мадам Бовари» Гюстава Флобера, «Война и мир» Льва Толстого, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, рассказы Антона Чехова, «Моби Дик» Германа Мелвилла, «Большие надежды» Чарльза Диккенса, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского и «Эмма» Джейн Остин.
Что ж, выбор, по моему мнению, почти идеальный, не считая опять же Джейн Остин. Понять столь большую симпатию к этой даме мне лично сложно. Удивило отсутствие (кроме Флобера) французов. Ни Гюго, ни Бальзака, ни Золя…
Впрочем, десятка ХХ века удивляет куда больше. Вот она: «Лолита» Владимира Набокова, «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, «Улисс» и «Дублинцы» Джеймса Джойса, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса, «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, «На маяк» Вирджинии Вульф, собрание рассказов Фланнери О’Коннор, «Бледное пламя» всё того же Набокова.
«Лолита», конечно, роман выдающийся, но называть его лучшим за целый век… Впрочем, быть может, по-английски Набоков написал действительно шедевр, а при переводе подкачал… По всей видимости, не очень тронула сердца англо-американских авторов русская литература советского периода – нет в десятке ни «Тихого Дона», ни «Доктора Живаго», ни «Жизни и судьбы», ни «Мастера и Маргариты». Зато волнует их не очень давнее прошлое своих стран – девять произведений из десяти можно назвать исследованиями жизни западной цивилизации. Лишь Маркес выделяется на этом фоне.
За рамками десятки опять оказались французы (за исключением Пруста), зато в фаворитах представители «Южной готики» (Фолкнер и О’Коннор). Нет Хэма, зато есть Фицджеральд… Отсутствуют в обеих десятках до сих пор незабытые скандинавы рубежа веков. Практически нет произведений второй половины прошлого века – то ли слабеет литература, то ли ещё не выкристаллизовались бесспорные жемчужины.
Стоит добавить, что кругозор ста двадцати пяти опрошенных современных авторов оказался достаточно широк. Они назвали в общей сложности 544 книги, заслуживающие права быть в числе десяти. Быть может, «Тихий Дон» от «Бледного пламени» или «Жерминаль» от «Эммы» отделил один какой-нибудь балл… Что ж, литература – тоже в каком-то смысле спорт (вроде фигурного катания), и подобные рейтинги это доказывают.
Антон КИРИЛЛОВ