Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 02.03.2012

В рифму счастливая вера

Это пер­вая кни­га, вы­шед­шая в Да­ль­из­да­те. Так не­о­фи­ци­аль­но рань­ше на­зы­ва­ли со­вет­ское Даль­не­во­с­точ­ное книж­ное из­да­тель­ст­во. Увы, та­ко­го из­да­тель­ст­ва боль­ше нет. Ны­неш­ний Да­ль­из­дат – ча­ст­ное де­ло не­сколь­ких вла­ди­во­с­ток­с­ких ли­те­ра­то­ров. Бог весть, мо­жет быть, так, шаг за ша­гом, и вос­ста­но­вит­ся по­ру­шен­ное пе­ре­ст­рой­кой пи­са­тель­ское хо­зяй­ст­во.

Из­да­тель­ст­во не ста­вит се­бе це­ли по­лу­чить при­быль лю­бой це­ной, и пер­вая кни­га – сти­хи, де­бют­ная книж­ка Све­ты Чер­ны­шо­вой, ма­ло ко­му из­ве­ст­ной по­этес­сы да­же в При­мо­рье.

Су­ще­ст­ву­ют две Све­ты Чер­ны­шо­вых. Од­на жи­вёт в го­ро­де Боль­шой Ка­мень на бе­ре­гу Ус­су­рий­ско­го за­ли­ва, че­рез тём­ную гладь ко­то­ро­го но­чью хо­ро­шо вид­ны ма­ня­щие ог­ни Вла­ди­во­с­то­ка... Эта Све­та ра­бо­та­ет на ско­рой по­мо­щи, рас­тит сы­на и жи­вёт, как боль­шин­ст­во со­оте­че­ст­вен­ни­ков бю­д­жет­ной сфе­ры, труд­но. Я прак­ти­че­с­ки ни­че­го не знаю о ней, так как в ре­аль­ной жиз­ни ви­дел её все­го лишь раз. Она скром­на, па­ни­че­с­ки бо­ит­ся боль­шо­го скоп­ле­ния на­ро­да. Её пу­га­ет пер­спек­ти­ва чи­тать свои сти­хи со сце­ны, ког­да нуж­но бу­дет пре­зен­то­вать вы­шед­ший из пе­ча­ти сбор­ник сти­хов.

Сов­сем дру­гая Све­та Чер­ны­шо­ва жи­вёт в про­ст­ран­ст­ве Ин­тер­не­та. Яр­кая, за­мет­ная пер­со­на, уча­ст­ни­ца Боль­шо­го Ли­те­ра­тур­но­го Кон­кур­са (сайт stihi.ru), мно­го раз по­па­дав­шая в лонг- и шорт-ли­с­ты вир­ту­аль­ных со­стя­за­ний, из­ба­ло­ван­ная вни­ма­ни­ем со сто­ро­ны из­ве­ст­ных по­этов и кри­ти­ков. Она хо­ро­шо чув­ст­ву­ет ли­те­ра­тур­ную мо­ду, её сти­хи, что на­зы­ва­ет­ся, ак­ту­аль­ны. При­чём не те­мой, не дек­ла­ра­ци­я­ми, как бы­ва­ло в преж­ние со­вет­ские вре­ме­на. Ак­ту­аль­ность про­из­ра­с­та­ет из са­мой по­эти­ки. Све­та при­над­ле­жит к ан­ку­ди­нов­ско­му по­ко­ле­нию «утят на хо­ло­де» и чуть млад­ше, под­бор­ка­ми ко­то­рых сей­час за­пол­не­ны тол­стые жур­на­лы. На­еди­не с эк­ра­ном ком­пью­те­ра она раз­го­вор­чи­ва, не стес­ня­ет­ся спо­рить и да­же слег­ка бу­зить.

Са­мые та­лант­ли­вые из ро­див­ших­ся в се­ми­де­ся­тых ХХ ве­ка, по мне­нию кри­ти­ка Ки­рил­ла Ан­ку­ди­но­ва, не­о­сим­во­ли­с­ты. Са­мые лов­кие – ак­ме­и­с­ты. Са­мые дерз­кие – фу­ту­ри­с­ты. И Све­та Чер­ны­шо­ва в сти­хах вла­ди­во­с­ток­с­ко­го цик­ла яв­но ог­ля­ды­ва­ет­ся на Ма­я­ков­ско­го и его ком­па­нию.

 

...весь в бе­лом, со ску­ча­ю­щих не­бес

ору­ду­ет ог­ром­ны­ми щип­ца­ми,

и да­вит­ся Вла­ди­во­с­ток мос­та­ми...

 

Пи­ло­ны стро­я­щих­ся мос­тов и впрямь смо­т­рят­ся не­ес­те­ст­вен­но, как гор­ба­тые риф­мы в утон­чён­ных даль­не­во­с­точ­ных ак­ва­ре­лях. И в этом, со­гла­сен со Све­той, есть что-то хи­рур­ги­че­с­кое.

Во Вла­ди­во­с­то­ке не­воз­мож­но не стать, хо­тя бы слег­ка, фу­ту­ри­с­том. И Ар­се­ний Не­сме­лов, и Сер­гей Тре­ть­я­ков, и осо­бен­но Ни­ко­лай Асе­ев – пер­вые по­эты это­го го­ро­да пе­ри­о­да граж­дан­ской вой­ны – все ис­пы­та­ли на се­бе вли­я­ние фу­ту­ри­с­ти­че­с­ких сквоз­ня­ков. Да­же Ген­на­дий Лы­сен­ко, клас­сик из се­ми­де­ся­тых го­дов ХХ ве­ка, от­дал дань ме­ст­ной тра­ди­ции («...что­бы не ра­ди тех день­жат,/ Что уч­те­ны в та­риф­ной сет­ке,/ Я лич­но чув­ст­во­вал, как сжат/ Ги­гант­ский му­с­кул пя­ти­лет­ки»). Та­ко­ва поч­ва это­го ме­с­та – из­ви­ни­те за па­ра­докс!

Од­на­ко не толь­ко в жиз­ни, но и в по­эти­ке су­ще­ст­ву­ет не од­на Све­та Чер­ны­шо­ва. Есть и дру­гая, по-вос­точ­но­му утон­чён­ная, ор­га­нич­но су­ще­ст­ву­ю­щая в ме­ст­ном пей­за­же, уже не по­хо­жая ни на ко­го Све­та.

...слы­шишь это я с то­бой го­во­рю

буд­то шлю сы­ноч­ка к те­бе и дочь

ка­тят­ся сло­веч­ки по де­ка­б­рю

са­ноч­ки ца­ра­па­ют лёд и ночь

ви­дишь как одеж­да де­тей па­рит

на рес­ни­цах бе­лый гу­дя­щий рой

ты не дай за­мёрз­нуть им – го­во­ри

пусть ла­до­ни гре­ют о го­лос твой

ут­ром вста­ну – тишь... пу­с­то­та зве­нит

за гру­ди­ной тём­ная по­лы­нья

и пу­с­тое чре­во моё мол­чит

и в при­хо­жей са­ноч­ки...

для ме­ня

 

И та­кая она мне нра­вит­ся боль­ше. Ког­да рус­ская ис­по­ве­даль­ность сплав­ле­на с вос­точ­ной лю­бо­вью к жи­во­пис­ным по­дроб­но­с­тям и на­пол­не­на ме­ди­та­тив­ной фи­ло­со­фич­но­с­тью.

 

...ра­дуй­ся, млей,

до­го­няй не­воз­мож­ное сча­с­тье!

...толь­ко след на­ды­ши на стек­ле,

что­бы зна­ла ку­да воз­вра­щать­ся...

 

Под­ли­нная по­эзия про­сту­па­ет сквозь не­уме­лую вер­си­фи­ка­цию изы­с­кан­ным ме­та­фо­риз­мом: «...ни­тью сла­бой мой про­тя­нет­ся плач/ Сквозь иголь­ное уш­ко ти­ши­ны». Или вот этот от­ры­вок:

 

ночь – ба­буш­кин ко­мод с рас­тре­с­кав­шим­ся ла­ком

в ней тем­но­та сле­па бес­па­мят­ст­во зло­ве­ще

а ты ле­жишь в уг­лу уже не­мод­ной затх­лой

ис­поль­зо­ван­ной ве­щью

на ру­ка­ве тво­ём ожог от си­га­ре­ты

ко­нь­яч­ное пят­но пы­лин­ки с кры­ль­ев мо­ли

в груд­ном кар­ма­не спит гер­бар­ный за­пах ле­та –

по­гиб­шая пче­ла в за­су­шен­ном бу­то­не...

 

Эта пче­ла вос­по­ми­на­ний «в груд­ном кар­ма­не» спо­соб­на жа­лить в са­мое серд­це не толь­ко ав­то­ра, но и чи­та­те­ля, уме­ю­ще­го чув­ст­во­вать ядо­ви­тую кра­со­ту пред­ре­во­лю­ци­он­но­го де­ка­дан­са. Уме­ю­ще­го чув­ст­во­вать боль и рас­те­рян­ность оди­но­ко­го че­ло­ве­ка. Жен­щи­ны.

Как, «из ка­ко­го со­ра» рож­да­ют­ся по­доб­ные чуд­ные стро­ки, ос­та­ёт­ся толь­ко до­га­ды­вать­ся, вчи­ты­ва­ясь и не­воль­но воз­вра­ща­ясь к тек­с­там сно­ва и сно­ва. Же­ла­ние пе­ре­чи­тать для ме­ня – вер­ный при­знак то­го, что име­ешь де­ло с по­этом, а не за­уряд­ным, пусть да­же очень гра­мот­ным, вер­си­фи­ка­то­ром...

Мы со Све­той дол­го му­чи­лись с на­зва­ни­ем сбор­ни­ка. Ни­как не мог­ли при­ду­мать. Хо­ро­шо бы­ло бы на­звать сбор­ник «Са­ноч­ки», точ­но пе­ре­да­ю­щим двой­ст­вен­ность са­мой по­эти­че­с­кой на­ту­ры, ког­да сколь­зя­щие по­ло­зья сим­во­ли­зи­ру­ют со­вре­мен­ную не­точ­ную, как бы сколь­зя­щую риф­му (сча­с­тья – воз­вра­щать­ся), не­воз­мож­ную в клас­си­че­с­кие вре­ме­на. Од­на­ко та­кое на­зва­ние кни­ги, как ока­за­лось, уже су­ще­ст­ву­ет. При­шлось на­звать чуть длин­но­ва­то, но о том же – о не­о­бык­но­вен­ном раз­но­об­ра­зии куль­тур­ных вли­я­ний, про­ни­зы­ва­ю­щих то, что не­ко­то­рые на­зы­ва­ют ак­ту­аль­ной по­эзи­ей.

На­зва­ние сбор­ни­ка взя­ли из мо­е­го сти­хо­тво­ре­ния-по­свя­ще­ния.

 

КОГ­ДА ЗА­ЦВЕ­ТА­ЕТ БУ­РЬ­ЯН

 

                      Све­те Чер­ны­шо­вой

Огонь про­буж­де­нья не­ис­тов,

и всяк на­чи­на­ю­щий – рьян.

Ты по­лон за­га­доч­ных сви­с­тов,

ког­да за­цве­та­ет бу­рь­ян.

 

Бог зна­ет, ка­кая хо­ле­ра

с то­бой по со­сед­ст­ву жи­вёт,

но в риф­му сча­ст­ли­вая ве­ра,

как щит, при­кры­ва­ет жи­вот.

 

Те­бе, во­вле­чён­но­му в бит­ву,

ког­да по­ки­да­ешь род­дом,

сти­хи за­ме­ня­ют мо­лит­ву,

цве­ту­щую в серд­це тво­ём.

 

И ра­нясь, и сам по­ра­жая,

и впредь при­кры­ва­ясь от ран,

жи­вёшь и не ждёшь уро­жая,

ког­да за­цве­та­ет бу­рь­ян.

 

Что бу­дет, не­ве­до­мо, по­сле,

но ве­ришь, по­ку­да тво­ришь:

у Бо­га у са­мо­го воз­ле,

как све­жая риф­ма сто­ишь!

 

И прочь, раз­ру­бив пло­с­ко­го­рье,

те­чёт, но не мо­жет ис­течь,

как реч­ка в Япон­ское мо­ре,

по­след­няя рус­ская речь.


Ког­да за­цве­та­ет бу­рь­ян: Сти­хо­тво­ре­ния / Све­та Чер­ны­шо­ва; пре­дисл. И.И. Ше­пе­та. – Вла­ди­во­с­ток: Да­ль­из­дат, 2011. – 144 с.



Иван ШЕПЕТА,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования