Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 02.03.2012

Чухломские корни Михаила Лермонтова

Как ве­ли­кий шот­ланд­ский кельт­ский бард и ми­с­тик, про­ри­ца­тель То­мас Лер­монт спу­с­тя сто­ле­тия на­шёл своё про­дол­же­ние в ве­ли­ком рус­ском по­эте Ми­ха­и­ле Юрь­е­ви­че Лер­мон­то­ве? Воз­мож­но, это был бы наш рус­ский Шек­с­пир, пе­ре­вер­нув­ший всю ми­ро­вую ли­те­ра­ту­ру. Увы, не да­но бы­ло то­му слу­чить­ся.

Но где об­рёл сей шот­ланд­ский род свои дре­му­чие рус­ские кор­ни? Ведь не слу­чай­но же пи­сал Ми­ха­ил Лер­мон­тов:

 

Нет, я не Бай­рон, я дру­гой,

Ещё не­ве­до­мый из­бран­ник,

Как он, го­ни­мый ми­ром стран­ник,

Но толь­ко с рус­скою ду­шой.

 

Владимир БОНДАРЕНКО
Владимир БОНДАРЕНКО

Где об­рёл шот­ланд­ский ры­царь Лер­монт, даль­ний род­ст­вен­ник Бай­ро­на, свою рус­скую ду­шу? Что­бы со­еди­нить во­еди­но два древ­них ду­хов­ных на­ча­ла: кельт­ское и сла­вян­ское – в од­ном ли­це. Со­мне­вать­ся в шот­ланд­ских кор­нях Лер­мон­та не име­ет ни­ка­ко­го смыс­ла, но не в сто­ли­цах же про­хо­ди­ла глу­бин­ная ру­си­фи­ка­ция кельт­ско­го во­и­на. И по­то­му, что­бы по­нять ве­ли­кую по­эзию Ми­ха­и­ла Лер­мон­то­ва, на­до вер­нуть­ся к его кор­ням. Как го­во­рят ге­не­ти­ки, всё за­ло­же­но в пред­ках тво­их. Ге­ний да­ёт­ся свы­ше, но лю­бой ге­ний, Шек­сир или Гё­те, ре­а­ли­зу­ет­ся в сво­ей на­ци­о­наль­ной фор­ме. Мо­жет, и тре­бо­ва­лась для рас­кры­тия лер­мон­тов­ско­го ге­ния до­ля кельт­ской ми­с­тич­но­с­ти и про­ри­ца­тель­но­с­ти, но в фор­ма­те са­мой по­та­ён­ной глу­бин­ной рус­ско­с­ти.

Для это­го и при­шлось шот­ланд­ским ры­ца­рям Лер­мон­там из зам­ка Бал­ко­ми, что рас­по­ло­жен в граф­ст­ве Файф, по­гру­зить­ся поч­ти на дол­гих два сто­ле­тия, с 1621 го­да по 1791 год, в са­мую за­та­ён­ную рус­скую чух­лом­скую глу­бин­ку, по­род­нить­ся с ко­ст­ром­ской зем­лёй, дав­шей нам, кста­ти, и род ца­рей Ро­ма­но­вых. На­до же, ка­кая пет­ля бы­ла сде­ла­на, из граф­ст­ва Файф, из края Мак­бе­та и Маль­коль­ма в край бы­лин­ных рус­ских бо­га­ты­рей из га­лич­ских и чух­лом­ских зе­мель, что­бы по­том уже най­ти при­ста­ни­ще в Моск­ве и Тар­ха­нах.

Ес­те­ст­вен­но, из Шот­лан­дии я в по­ис­ках лер­мон­тов­ских кор­ней от­пра­вил­ся пря­ми­ком в ко­ст­ром­ские зем­ли. И не про­сто в Ко­ст­ро­му, а в один из сим­во­лов рус­ской глу­хо­ма­ни, рай­он­ный го­ро­диш­ко Чух­ло­му. Иные чи­та­те­ли уди­вят­ся, от­ку­да взя­лась Чух­ло­ма. Во мно­гих би­о­гра­фи­ях Ми­ха­и­ла Юрь­е­ви­ча Лер­мон­то­ва лишь вскользь пи­шет­ся о мел­ком дво­рян­чи­ке из Туль­ской гу­бер­нии Юрии Пе­т­ро­ви­че Лер­мон­то­ве. Мол, сын не­бо­га­тых по­ме­щи­ков Еф­ре­мов­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии, вла­дев­ший не­боль­шой ро­до­вой де­ре­вуш­кой Кро­по­тов­ка. Ни­ка­кой те­бе Ко­ст­ро­мы, а тем бо­лее Чух­ло­мы. Да и в ко­ст­ром­ских му­зе­ях по­ка о лер­мон­тов­ском ро­де мно­го не го­во­рят, ни­где нет ни пор­т­ре­тов пред­ков ве­ли­ко­го по­эта, ни да­же упо­ми­на­ний о них.

Уве­ряю вас, про­чи­тав чуть ли не сот­ню са­мых раз­ных, про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу книг и ста­тей о Ми­ха­и­ле Юрь­е­ви­че Лер­мон­то­ве, я по­ра­зил­ся: лер­мон­тов­ская ро­до­вая ли­ния в них прак­ти­че­с­ки от­сут­ст­ву­ет. Как на­ча­лось с лю­той не­люб­ви баб­ки по­эта Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны Ар­се­нь­е­вой к от­цу по­эта Юрию Пе­т­ро­ви­чу Лер­мон­то­ву, так и до сих пор вы­чёр­ки­ва­ют­ся эти древ­ние лер­мон­тов­ские кор­ни из его би­о­гра­фии и из его судь­бы.

Я уж не го­во­рю о под­лень­кой вер­сии са­мых име­ни­тых лер­мон­то­ве­дов В.Ма­нуй­ло­ва и В.За­ха­ро­ва о том, что яко­бы знат­ная дво­рян­ка из ро­да Сто­лы­пи­ных в сов­сем юном воз­ра­с­те спу­та­лась с кре­по­ст­ным ку­че­ром сво­ей баб­ки и за­бе­ре­ме­не­ла от не­го. И по­то­му баб­ка по­эта Ели­за­ве­та Алек­се­ев­на Ар­се­нь­е­ва яко­бы бы­ла вы­нуж­де­на за боль­шие день­ги на­ни­мать в му­жья Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва, да­бы при­крыть грех сво­ей до­че­ри.

Я же на­ста­и­ваю на том, что мно­гие и лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва по­эта, и осо­бен­но­с­ти его по­эзии, да­же лю­бовь к гор­но­му Кав­ка­зу, свя­за­ны во мно­гом с тем, что в по­эте про­яв­ля­ют­ся ге­не­ти­че­с­кие кор­ни шот­ланд­ских гор­цев. Бы­ли бы его пред­ки из рав­ни­ны, тун­д­ры, тай­ги, и дух по­эзии был бы дру­гой. Ка­за­лось бы, се­го­дня ме­ди­ци­на, ге­не­ти­ка, би­о­хи­мия до­ка­за­ли связь мно­гих за­бо­ле­ва­ний, пси­хо­ло­ги­че­с­ких осо­бен­но­с­тей лю­бо­го че­ло­ве­ка с его про­ис­хож­де­ни­ем, с его ро­до­вы­ми кор­ня­ми. Да и эт­ни­че­с­кий, кли­ма­ти­че­с­кий код в жиз­ни че­ло­ве­ка за­ни­ма­ет важ­ней­шее ме­с­то. А вот на­ше ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние это­го знать не хо­чет, и пу­с­ка­ет­ся при ис­сле­до­ва­нии лер­мон­тов­ской судь­бы ку­да угод­но, толь­ко не в ис­то­рию лер­мон­тов­ско­го ро­да.

Впро­чем, и здесь бы­ва­ют ис­клю­че­ния, свя­зан­ные с та­лан­том и ин­ту­и­ци­ей пи­шу­ще­го че­ло­ве­ка. Дми­т­рий Ме­реж­ков­ский в сво­ей ста­тье «Лер­мон­тов – по­эт сверх­че­ло­ве­че­ст­ва», или фи­ло­соф Вла­ди­мир Со­ло­вь­ёв в «Лер­мон­то­ве», Ва­си­лий Ро­за­нов в «Веч­но пе­чаль­ной ду­э­ли» по-раз­но­му, но пи­шут имен­но о ми­ро­вых кор­нях лер­мон­тов­ской по­эзии, о его над­зем­но­с­ти, из­на­чаль­ной ми­с­тич­но­с­ти, да­же ан­тич­но­с­ти, ибо его ге­рои ве­до­мы не судь­ба­ми зем­ны­ми, а про­мыс­лом бо­гов. Как пи­шет Ме­реж­ков­ский: «Не­зем­ная лю­бовь к зем­ле – осо­бен­ность Лер­мон­то­ва, ед­ва ли не един­ст­вен­ная во все­мир­ной по­эзии. Ес­ли умер­шие про­дол­жа­ют лю­бить зем­лю, то они, долж­но быть, лю­бят её имен­но с та­ким чув­ст­вом не­воз­вра­ти­мой ут­ра­ты, как он. Это – об­рат­ная хри­с­ти­ан­ской зем­ной то­с­ке по не­бес­ной ро­ди­не – не­бес­ная то­с­ка по ро­ди­не зем­ной. Ка­жет­ся ино­гда, что он, по­доб­но сво­е­му шот­ланд­ско­му пред­ку кол­ду­ну Лер­мон­ту, «по­хи­щен был в цар­ст­во фей» и по­бы­вал у род­ни­ков со­зда­нья…»

Сво­ей над­мир­но­с­тью Лер­мон­тов по­вли­ял на всю рус­скую ли­те­ра­ту­ру, от До­сто­ев­ско­го до Тол­сто­го. Его ге­рои, ско­рее, срод­ни шек­с­пи­ров­ским Мак­бе­ту и Гам­ле­ту, не­же­ли ли­те­ра­тур­ным пер­со­на­жам его оте­че­ст­вен­ных свер­ст­ни­ков. Его Де­мон и Мцы­ри, по­жа­луй, лег­че про­чи­ты­ва­ют­ся имен­но че­рез его древ­ние ми­с­ти­че­с­кие шот­ланд­ские кор­ни. Ещё за­дол­го до Ниц­ше Ми­ха­ил Лер­мон­тов вы­ко­вы­вал в Рос­сии сво­е­го рус­ско­го сверх­че­ло­ве­ка.

Ска­жу че­ст­но, я на­шёл эти упо­ми­на­ния о шот­ланд­ских пред­ках Лер­мон­то­ва в ра­бо­тах на­ших мыс­ли­те­лей на­ча­ла ХХ ве­ка уже по­сле по­езд­ки по са­мой Шот­лан­дии и зам­кам ро­да Лер­мон­тов. Ибо в на­шем лер­мон­то­ве­де­нии яв­ная связь с от­цов­ской ро­до­вой ли­ни­ей на­прочь от­сут­ст­ву­ет. А о мыс­ли­те­лях на­ча­ла ХХ ве­ка спо­кой­но за­бы­ли. За­бы­ли о том, что, по мыс­ли Вла­ди­ми­ра Со­ло­вь­ё­ва, Лер­мон­тов сво­им мрач­ным ро­ман­тиз­мом был го­раз­до бо­лее бли­зок «к древ­не­му сво­е­му пред­ку, ве­ще­му и де­мо­ни­че­с­ко­му Фо­ме Риф­ма­чу, с его лю­бов­ны­ми пес­ня­ми, мрач­ны­ми пред­ска­за­ни­я­ми, за­га­доч­ным двой­ст­вен­ным су­ще­ст­во­ва­ни­ем и ро­ко­вым кон­цом…»

И на са­мом де­ле, шек­с­пи­ров­ский Мак­бет то­же из Шот­лан­дии, и да­же сре­ди его ре­аль­ных про­тив­ни­ков, сто­рон­ни­ков Маль­коль­ма, был ры­царь То­мас Лер­монт. «Ни у од­но­го из рус­ских по­этов нет та­кой си­лы лич­но­го са­мо­чув­ст­вия, как у Лер­мон­то­ва. На За­па­де это не бы­ло бы от­ли­чи­тель­ной чер­тою. Там не мень­шую си­лу субъ­ек­тив­но­с­ти мож­но най­ти у Бай­ро­на, по­жа­луй, у Гей­не, у Мюс­се… От­ли­чие же Лер­мон­то­ва здесь в том, что он не был под­ра­жа­те­лем Бай­ро­на, а его млад­шим бра­том, и не из книг, а из об­ще­го про­ис­хож­де­ния по­лу­чил это за­пад­ное на­сле­дие, с ко­то­рым ему тес­но бы­ло в без­лич­ной рус­ской сре­де…»

Он так и по­гиб, не сми­рив­шись с ок­ру­жав­шей его сре­дой. И это был не не­кий ари­с­то­кра­тизм сто­лы­пин­ско­го ро­да, не из­ба­ло­ван­ность един­ст­вен­но­го бо­га­то­го вну­ка взбал­мош­ной баб­ки Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны Ар­се­нь­е­вой, урож­дён­ной Сто­лы­пи­ной, а оди­но­кое не­сми­ре­ние шот­ланд­ско­го гор­ца, на­шед­ше­го се­бе по­кой лишь сре­ди гор Кав­ка­за.

Ка­кой уж тут кре­по­ст­ной кре­с­ть­я­нин пен­зен­ских зе­мель. На­сколь­ко же на­до бы­ло этим лер­мон­то­ве­дам не чув­ст­во­вать сло­ва, ду­ха лер­мон­тов­ской по­эзии, что­бы вы­дви­нуть та­кую не­ле­пую вер­сию.

Ю. П. ЛЕРМОНТОВ, отец поэта. Портрет  работы неизвестного художника. 1810-е гг.
Ю. П. ЛЕРМОНТОВ, отец поэта. Портрет
работы неизвестного художника. 1810-е гг.

А вот с от­цом у Ми­ха­и­ла Юрь­е­ви­ча не­зри­мая связь бы­ла всю жизнь.

Но вер­нём­ся к чух­лом­ской зем­ле.

Джордж Лер­монт, шот­ланд­ский на­ём­ник, ро­див­ший­ся в зам­ке Бал­ко­ми в 1596 го­ду, хра­б­ро во­е­вал в рус­ских вой­сках. В 1618-м сра­жал­ся с по­ля­ка­ми под Мо­жай­ском в от­ря­де кня­зя Ку­ра­ки­на. От­ли­чил­ся, за­щи­щая Моск­ву: в бою про­тив по­ля­ков и ли­тов­цев у Ар­бат­ских во­рот был тя­же­ло ра­нен; с 1619 г. – по­ру­чик, за­тем – рот­мистр. В 1619–1621 гг. Ми­ха­ил Ро­ма­нов стал ще­д­ро на­граж­дать сво­их вер­ных во­и­нов. Сре­ди них и сво­е­го од­но­год­ка Джор­д­жа или Юрия Лер­мон­та. 9 мар­та 1621 г. Джор­д­жу Лер­мон­ту вы­да­ли жа­ло­ван­ную гра­мо­ту, по ко­то­рой ему до­ста­лись де­рев­ни и пу­с­то­ши в Чух­лом­ской оса­де под Чух­ло­мой Га­лич­ско­го (Га­лиц­ко­го) уез­да За­бо­лоц­кой во­ло­с­ти (под Ко­ст­ро­мой). По­гиб пер­вый рус­ский Лер­монт в бо­ях с по­ля­ка­ми под Смо­лен­ском в 1634 го­ду. Прах его, как и бы­ло по­ло­же­но в те вре­ме­на сре­ди дво­рян­ст­ва, был от­прав­лен в его по­жа­ло­ван­ные ца­рём ко­ст­ром­ские зем­ли, а вер­нее, чух­лом­ские де­ре­вень­ки, и по­гре­бён в Ав­ра­а­ми­е­вом Го­ро­дец­ком мо­на­с­ты­ре под Чух­ло­мой.

Ис­то­рия все­го ро­да рус­ских Лер­мон­то­вых про­сле­же­на в «По­ко­лен­ной рос­пи­си ро­да Лер­мон­то­вых», над ко­то­рой мно­го лет ра­бо­тал ис­то­рик-ар­хи­вист, по­чёт­ный граж­да­нин Ко­ст­ро­мы Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич Гри­го­ров.

Род рус­ских Лер­мон­то­вых, су­дя по кни­ге, со­став­ля­ют бо­лее 800 пред­ста­ви­те­лей. Сре­ди них по­эты (на­при­мер, зна­ме­ни­тый То­мас Лер­монт, ав­тор бал­ла­ды о Три­с­та­не и Изоль­де), ху­дож­ни­ки, пи­са­те­ли, око­ло ста ге­не­ра­лов, ад­ми­ра­лов и офи­це­ров, про­сла­вив­ших Рос­сию в вой­ну 1812 г., рус­ско-ту­рец­кую, Пер­вую ми­ро­вую и, ко­неч­но, в Ве­ли­кую Оте­че­ст­вен­ную. И все вы­ход­цы из чух­лом­ских зе­мель.

Зем­ля­ми в те вре­ме­на ода­ри­ва­лись за вер­ную во­ин­скую служ­бу лишь те ино­зем­цы, кто ре­шил на­всег­да ос­тать­ся в Мос­ков­ском го­су­дар­ст­ве. В том спи­с­ке, где чис­лит­ся Юрья Лер­монт, за­пи­са­ны 47 че­ло­век, ре­шив­ших стать рус­ски­ми во­и­на­ми на служ­бе у мос­ков­ско­го ца­ря. 9 мар­та 1621 го­да бы­ла вы­пи­са­на ввоз­ная гра­мо­та дья­ком Ива­ном Гря­зь­е­вым о де­рев­нях, по­да­рен­ных ца­рём Ми­ха­и­лом Фё­до­ро­ви­чем Юрию Лер­мон­ту. Этот пе­ре­чень со­хра­нил­ся в Га­лиц­кой пис­цо­вой кни­ге 1628 го­да: «1. Куз­не­цо­во 2. Усоль­цо­во на реч­ке Мас­лен­ке 3. Че­ре­ми­си­но­во 4. Фи­ли­но 5. Ре­вя­ки­но 6. Се­мен­ко­во 7. Ока­то­во 8. Пра­вил­ки­но 9. Ко­пы­ло­во 10. Ос­т­рож­ни­ко­во на ре­ке Пен­ке (ря­дом с Чух­лом­ским озе­ром)».

От Джор­д­жа или Юрьи Лер­мон­та и по­шёл весь рус­ский слав­ный род ко­ст­ром­ских дво­рян Лер­мон­то­вых. У Юрьи бы­ло три сы­на, по­сле ги­бе­ли хра­б­ро­го офи­це­ра под Смо­лен­ском им и пе­ре­шли чух­лом­ские де­ре­вень­ки. В даль­ней­шем по­том­ки Лер­мон­то­ва об­за­во­ди­лись но­вы­ми усадь­ба­ми всё в том же Чух­лом­ском уез­де.

Род Лер­мон­то­вых ис­то­ри­ки и кра­е­ве­ды обыч­но раз­де­ля­ют на три ос­нов­ные ли­нии, на­зва­ние ко­то­рых Гри­го­ров да­ёт по их усадь­бам.

1 ли­ния. «Куз­не­цов­ская» (по име­ни пер­вой усадь­бы), са­мая ма­ло­чис­лен­ная.

2 ли­ния. «Ос­т­рож­ни­ков­ская», по име­ни усадь­бы Ос­т­рож­ни­ков в Чух­лом­ском уез­де, в 1621 го­ду по­жа­ло­ван­ной Ге­ор­гу Лер­мон­ту. Пред­ста­ви­те­ли этой ли­нии се­го­дня и пред­став­ля­ют боль­шин­ст­во из ро­да Лер­мон­то­вых.

3 ли­ния. «Из­май­лов­ская», по име­ни усадь­бы Из­май­ло­во в Чух­лом­ском уез­де. Из этой ли­нии вы­шел по­эт М.Ю. Лер­мон­тов. Здесь пред­ки жи­ли вплоть до 1791 го­да, ког­да дед по­эта, Пётр Юрь­е­вич, про­дал все свои Ко­ст­ром­ские име­ния и при­об­рёл Кро­по­тов­ку – име­ние в Еф­ре­мов­ском уез­де Туль­ской гу­бер­нии.

Муж­ское по­том­ст­во «Из­май­лов­ской» ли­нии пре­сек­лось со смер­тью по­эта в 1841 го­ду.

При­ехав в Ко­ст­ро­му на встре­чу пи­са­те­лей, я да­лее на ма­ши­не до­б­рал­ся до Чух­ло­мы, по­бы­вал в му­зее, где и рас­ска­зал удив­лён­ным со­труд­ни­кам, что на их зем­ле по­ко­ят­ся пред­ки ве­ли­ко­го рус­ско­го по­эта, да­же пе­ре­слал им пор­т­рет от­ца Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва и пор­т­рет са­мо­го Джор­д­жа Лер­мон­та, про­зван­но­го в Рос­сии Юрь­ем, или да­же Юш­кой Лер­мон­том. И да­лее из Чух­ло­мы до­ехал до се­ла Нож­ки­но, где рас­по­ло­жен Свя­то-По­кров­ский Ав­ра­а­ми­е­во-Го­ро­дец­кий муж­ской мо­на­с­тырь. Су­дя по всем до­ку­мен­там, имен­но здесь и был за­хо­ро­нен Джордж Лер­монт, про­шед­ший путь от зам­ка Бал­ко­ми в Шот­лан­дии до рус­ско­го мо­на­с­ты­ря в га­лиц­ком уез­де под Чух­ло­мой.

По­ра­зи­тель­но, что и сей­час по­том­ки Лер­мон­та жи­вут в Чух­ло­ме. Ко­неч­но, с по­этом у них очень даль­нее род­ст­во, но, тем не ме­нее, я встре­тил­ся в этом го­род­ке с са­мым мо­ло­дым про­дол­жа­те­лем ро­да Лер­мон­то­вых. Зо­вут его Ми­ха­ил Юрь­е­вич Лер­мон­тов. Сту­дент ко­ст­ром­ско­го кол­ле­д­жа, к сча­с­тью, в эти дни при­ехал к ро­ди­те­лям в Чух­ло­му. Он мне рас­ска­зал, что, ког­да по­да­вал до­ку­мен­ты в кол­ледж, сна­ча­ла не при­ня­ли, мол, сме­ёт­ся юно­ша: Ми­ха­ил Юрь­е­вич Лер­мон­тов. При­шлось до­ка­зы­вать. Пря­мой про­дол­жа­тель ро­да Лер­мон­то­вых вне­сён в «По­ко­лен­ную кни­гу». И да­же внеш­не по­хож на сво­е­го ве­ли­ко­го род­ст­вен­ни­ка, прав­да, сти­хов не пи­шет.

Но ме­ня, ко­неч­но, ин­те­ре­су­ет пря­мой род, ве­ду­щий к на­ше­му по­эту. Так на­зы­ва­е­мая «Из­май­лов­ская ли­ния». У Юрия Лер­мон­та был один из сы­но­вей – Пётр. Он и при­нял пер­вым пра­во­слав­ную ве­ру, он и из­ме­нил свою фа­ми­лию на Лер­мон­тов. У не­го бы­ло два сы­на – Ев­ти­хий или Юрий и Пётр. Они по­том так и ста­ли на­зы­вать всех сво­их сы­но­вей или Юри­я­ми, или Пе­т­ра­ми. Сын Ев­ти­хия – Юрий был пра­де­дом по­эта. Ему и до­ста­лось сель­цо Из­май­ло­во. Там и сто­я­ла до по­ры до вре­ме­ни по­ме­щи­чья усадь­ба. Сей­час от неё уже ни­че­го не ос­та­лось, и ука­за­те­лей для ту­ри­с­тов по­ка нет.

Дед по­эта, Пётр Юрь­е­вич Лер­мон­тов, ар­тил­ле­рии по­ру­чик, ро­дил­ся всё в том же Из­май­ло­во, но, са­мое ин­те­рес­ное, там же, под Чух­ло­мой, в усадь­бе Ни­коль­ское ро­дил­ся в 1787 го­ду и отец по­эта Юрий Пе­т­ро­вич. Ис­то­ри­ка­ми Ко­ст­ро­мы об­на­ру­жен до­ку­мент, под­тверж­да­ю­щий рож­де­ние от­ца по­эта в Га­лич­ском уез­де Ко­ст­ром­ской гу­бер­нии. Лишь в 1791 го­ду дед по­эта про­дал Из­май­ло­во и все дру­гие чух­лом­ские зем­ли.

Под­рос­ший Юрий Пе­т­ро­вич счи­тал­ся уже туль­ским дво­ря­ни­ном и был за­пи­сан в туль­скую ро­до­слов­ную кни­гу. На­сколь­ко я знаю, в ту же кни­гу был за­пи­сан в 1829 го­ду и его сын Ми­ха­ил Юрь­е­вич Лер­мон­тов. Хо­тя, как счи­та­ют ис­то­ри­ки, за­фик­си­ро­ван лишь один слу­чай при­ез­да в Кро­по­тов­ку юно­го Ми­ха­и­ла Лер­мон­то­ва, в 1827 го­ду, по пу­ти из Тар­хан в Моск­ву.

Увы, но не то что меж­ду чух­лом­ски­ми Лер­мон­то­вы­ми и Тар­ха­на­ми, но и меж­ду род­ным обед­нев­шим от­цом и ро­до­ви­той ба­буш­кой по­эта свя­зи поч­ти не бы­ло.

Я не по­ни­маю, по­че­му бо­го­тво­рив­шая вну­ка ба­буш­ка, Ели­за­ве­та Алек­се­ев­на Ар­се­нь­е­ва, по­та­кав­шая всем его ка­п­ри­зам, не до­пу­с­ка­ла вну­ка до ча­с­то­го об­ще­ния с от­цом. Ведь ум­ная бы­ла жен­щи­на, долж­на бы по­ни­мать, что сы­ну не­об­хо­ди­мо от­цов­ское, чи­с­то муж­ское вни­ма­ние. Впе­чат­ли­тель­но­му ре­бён­ку, ка­ким-то чу­дом унас­ле­до­вав­ше­му от сво­е­го да­лё­ко­го шот­ланд­ско­го пред­ка ми­с­ти­че­с­кий про­ро­че­с­кий дар, край­не не­об­хо­ди­мо бы­ло об­ще­ние с от­цом. Он и о сво­их шот­ланд­ских кор­нях уз­на­вал от не­го мель­ком, из ред­ких раз­го­во­ров.

Увы. Ве­ли­кий рус­ский по­эт рос си­ро­той при мно­же­ст­ве слуг. Он лишь ин­ту­и­тив­но по­зна­вал то, что дол­жен был знать в де­та­лях и по­дроб­но­с­тях. А ведь имен­но отец, по­жа­луй, пер­вым от­ме­тил ред­кий по­эти­че­с­кий дар сво­е­го сы­на. В сво­ём за­ве­ща­нии Юрий Пе­т­ро­вич пи­сал: «…ты ода­рён спо­соб­но­с­тя­ми ума, – не пре­не­бре­гай ими и все­го бо­лее стра­шись упо­треб­лять оные на что-ли­бо вред­ное или бес­по­лез­ное: это та­лант, в ко­то­ром ты дол­жен бу­дешь дать от­чёт Бо­гу!..»

По вос­по­ми­на­ни­ям, со­бран­ным чем­бар­ским кра­е­ве­дом П.К. Шу­га­е­вым, отец по­эта, Юрий Пе­т­ро­вич Лер­мон­тов (1787–1831) «был сред­не­го рос­та, ред­кий кра­са­вец и пре­крас­но сло­жен; в об­щем, его мож­но на­звать в пол­ном смыс­ле сло­ва изящ­ным муж­чи­ной; он был добр, но ужас­но вспыль­чив». Пе­ред же­нить­бой на Ма­рии Ми­хай­лов­не Ар­се­нь­е­вой, ма­те­ри по­эта, Юрий Пе­т­ро­вич вы­шел в от­став­ку в чи­не пе­хот­но­го ка­пи­та­на. У Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва бы­ли сё­с­т­ры, про­жи­вав­шие в Моск­ве.

По­ме­с­тье Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва – Кро­по­тов­ка, Еф­ре­мов­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии (в на­сто­я­щее вре­мя – се­ло Кро­по­то­во-Лер­мон­то­во Ста­нов­лян­ско­го рай­о­на Ли­пец­кой об­ла­с­ти) – на­хо­ди­лось по со­сед­ст­ву с се­лом Ва­си­ль­ев­ским, при­над­ле­жав­шим ро­ду Ар­се­нь­е­вых. За­муж за Юрия Пе­т­ро­ви­ча Ма­рия Ми­хай­лов­на вы­шла по­сле ско­ро­па­ли­тель­ной влюб­лён­но­с­ти, су­мев уго­во­рить свою ма­му, где-то меж­ду Рож­де­ст­вом и Ве­ли­ким по­стом (с 25 де­ка­б­ря 1813 го­да по 10 фе­в­ра­ля 1814 го­да).

Томас Лермонт. Иллюстрация с сайта http://www.ega-math.narod.ru
Томас Лермонт. Иллюстрация с сайта http://www.ega-math.narod.ru

Мать по­эта, един­ст­вен­ное ди­тя Ми­ха­и­ла Ва­си­ль­е­ви­ча Ар­се­нь­е­ва, бо­га­то­го по­ме­щи­ка, и Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны Ар­се­нь­е­вой, урож­дён­ной Сто­лы­пи­ной. Ро­ди­лась в 1795 го­ду. Это бы­ло хруп­кое и му­зы­каль­ное со­зда­ние. Встре­тив­шись у род­ст­вен­ни­ков в име­нии Ар­се­нь­е­вых Ва­си­ль­ев­ском с кра­си­вым офи­це­ром Юри­ем Лер­мон­то­вым, Ма­ша влю­би­лась в не­го и вско­ре вы­шла за­муж, не­смо­т­ря на все пре­до­сте­ре­же­ния ма­те­ри. По­сле свадь­бы мо­ло­дые ста­ли жить в Тар­ха­нах, но бо­лез­нен­ная мо­ло­дая жен­щи­на ро­жать всё же по­еха­ла в Моск­ву. Бы­ло ей в ту по­ру де­вят­над­цать лет. Се­мей­ные от­но­ше­ния не сло­жи­лись, тем бо­лее что ба­буш­ка упор­но не же­ла­ла сбли­жать­ся с му­жем до­че­ри. Спу­с­тя три го­да по­сле рож­де­ния сы­на Ма­рия Ми­хай­лов­на умер­ла от ча­хот­ки в фе­в­ра­ле 1817 го­да. По­хо­ро­ни­ли в Тар­ха­нах. На кам­не бы­ло вы­се­че­но: «Под кам­нем сим ле­жит те­ло М.М. Лер­мон­то­вой, урож­дён­ной Ар­се­нь­е­вой. Скон­чав­шей­ся 1817 го­да фе­в­ра­ля 24 дня в суб­бо­ту. Жи­тие ей бы­ло 21 год 11 ме­ся­цев и 7 дней».

По­эт поз­же вспо­ми­нал: «Ког­да я был трёх лет, то бы­ла пес­ня, от ко­то­рой я пла­кал... Её пе­ва­ла мне по­кой­ная мать».

Вот здесь, увы, по­ра ос­та­но­вить­ся и пе­рей­ти к раз­бо­ру той гряз­ной вер­сии о рож­де­нии по­эта, ко­то­рую в на­ше по­ш­ло­ва­тое вре­мя раз­ду­ва­ет кое-кто из лер­мон­то­ве­дов.

Тем бо­лее, я убеж­дён, что стран­ным из­ви­ли­с­тым пу­тём, из шот­ланд­ско­го граф­ст­ва Файф, от древ­них шот­ланд­ских ры­ца­рей и бар­дов до­ро­га лер­мон­тов­ско­го ро­да че­рез до­б­рое сто­ле­тие чух­лом­ской рус­ской пра­во­слав­ной ис­то­рии про­лег­ла в Кро­по­тов­ку и да­лее в Тар­ха­ны.

Рус­ский на­род из­древ­ле толь­ко обо­га­ща­ет­ся при­вив­ка­ми иных кро­вей: ви­кин­гов, кель­тов, гер­ман­цев, по­ля­ков, ази­ат­ских и кав­каз­ских на­ро­дов. Ру­си­фи­ци­руя все са­мые не­о­жи­дан­ные вли­я­ния и вли­ва­ния. Вот и род шот­ланд­ских кель­тов на­шёл своё слав­ное про­дол­же­ние в ве­ли­ком рус­ском по­эте. Но ни­ку­да не деть­ся и от чух­лом­ско­го сто­лет­не­го вли­я­ния на ге­не­ти­че­с­кую па­мять ро­да. К то­му же, у на­ших чух­лом­ских Лер­мон­тов жё­ны бы­ли как на под­бор из кон­до­вых сла­вян­ских се­мей.

Но преж­де чем мы про­дол­жим слав­ную ис­то­рию сла­вя­но-кельт­ско­го древ­не­го ро­да, от­верг­нем па­ск­ви­ли на­ших до­мо­ро­щен­ных ос­те­пе­нён­ных по­ш­ля­ков.

Увы, Ми­ха­ил Лер­мон­тов и при жиз­ни, и по­сле смер­ти, и в цар­ское, и в со­вет­ское, и осо­бен­но в ны­неш­нее вре­мя раз­драя из всех на­ших ге­ни­ев боль­ше всех под­вер­гал­ся на­пад­кам, ока­зал­ся удо­бен для со­чи­не­ния са­мо­го раз­но­го ро­да спле­тен и фан­та­зий.

По­ра­зи­тель­но, что ча­с­то эти сплет­ни про­па­ган­ди­ру­ют­ся бо­лее-ме­нее из­ве­ст­ны­ми лер­мон­то­ве­да­ми. Вот уж, на са­мом де­ле, тру­по­е­ды. Ка­за­лось бы, воз­не­на­ви­де­ли вы его не­про­стой ха­рак­тер, не­вз­лю­би­ли, так вы­бе­ри­те дру­гую те­му, зай­ми­тесь бо­лее удоб­ным для вас пи­са­те­лем. Ка­кая-то пря­мая не­кро­фи­лия.

За­чем со­пред­се­да­тель Лер­мон­тов­ско­го ко­ми­те­та и, кста­ти, пред­се­да­тель Лер­мон­тов­ско­го ко­ми­те­та Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии В.А. За­ха­ров опуб­ли­ко­вал в на­ше пе­ре­ст­ро­еч­ное вре­мя ста­тей­ку ещё од­но­го име­ни­то­го лер­мон­то­ве­да В.А. Ма­нуй­ло­ва «Лер­мон­тов ли Лер­мон­тов?», на­пи­сан­ную тем ещё в 1973 го­ду? Ра­ди свер­же­ния рус­ско­го ге­ния с пье­де­с­та­ла? Ра­ди скан­даль­ной, дур­но пах­ну­щей сла­вы?

Я не со­би­ра­юсь оп­рав­ды­вать и Ма­нуй­ло­ва, ко­то­рый, мол, пря­тал до са­мой смер­ти в 1987 го­ду эту ста­тей­ку у се­бя в пись­мен­ном сто­ле. На­пи­сал, зна­чит, за­хо­те­лось по­из­де­вать­ся над сво­им ку­ми­ром хо­тя бы ис­под­тиш­ка. Шут­ка, ми­с­ти­фи­ка­ция? А есть ли про­сто ис­сле­до­ва­тель­ское чу­тье, есть ли ин­ту­и­ция ис­тин­но­го учё­но­го? Ма­нуй­ло­ву яко­бы при­шлось ещё в сен­тя­б­ре 1936 го­да раз­би­рать без­гра­мот­ное со­чи­не­ние школь­ни­ка из Тар­хан, не­ко­е­го А.Аба­ку­мо­ва, со­брав­ше­го все бай­ки ста­ру­шек о та­ин­ст­вен­ной люб­ви сем­над­ца­ти­лет­ней ари­с­то­крат­ки Ма­ши Ар­се­нь­е­вой и кре­по­ст­но­го ку­че­ра её ма­те­ри. Вот от ку­че­ра юная ле­ди и «по­нес­ла», а баб­ка, да­бы при­крыть грех до­че­ри, на­шла бед­но­го дво­ря­ни­на Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва и за со­лид­ную сум­му уго­во­ри­ла его взять в жё­ны свою рас­пут­ную доч­ку. Мо­жет быть, в 1936 го­ду и по­на­до­би­лось ко­му-то из ме­ст­ных чи­нов­ни­ков при­ду­мать на­род­ное про­ис­хож­де­ние ве­ли­ко­го рус­ско­го по­эта, из­ба­вив­шись от ка­ких-то шот­ланд­ских кор­ней, но вы­со­кое на­чаль­ст­во эту вер­сию яв­но не под­дер­жа­ло. Раз­врат мо­ло­дых де­виц в ста­лин­ское вре­мя не осо­бен­но при­вет­ст­во­вал­ся. Всё ос­таль­ное – пол­ней­шая че­пу­ха.

Сре­ди кре­по­ст­ных Ар­се­нь­е­вых ис­то­ри­ки не на­шли ни ис­ко­мо­го ку­че­ра, не на­шли и сле­дов ба­бок, яко­бы хра­нив­ших эту ис­то­рию. И воз­мож­но ли бы­ло в на­ча­ле су­ро­во­го, па­т­ри­ар­халь­но­го во­сем­над­ца­то­го ве­ка, что­бы знат­ная де­ви­ца спу­та­лась с ка­ким-то кре­по­ст­ным ку­че­ром? Это ещё по­ме­щи­ки сво­их кре­по­ст­ных де­вок «поль­зо­ва­ли». Да­же за­муж­ние ба­ры­ни во вре­мя дли­тель­ных от­лу­чек сво­их ари­с­то­кра­ти­че­с­ких му­жей на во­ен­ной служ­бе или в сто­ли­цах, мог­ли по­ды­с­кать се­бе на вре­мя при­лич­но­го кре­по­ст­но­го му­жич­ка из при­слу­ги. Но мо­ло­дая де­ви­ца бы­ла бы на­ве­ки опо­зо­ре­на. Это во-пер­вых.

Да и на­род об этом бы не мол­чал сто с лиш­ним лет, аж до 1936 го­да. На­до же, в са­мые смут­ные вре­ме­на ре­во­лю­ций и бун­тов, во вре­ме­на ос­во­бож­де­ния от кре­по­ст­но­го пра­ва, во вре­ме­на ни­ги­ли­с­тов и раз­но­чин­цев, ког­да со­чи­ня­лись яко­бы лер­мон­тов­ские сти­хи «Про­щай, не­мы­тая Рос­сия», ни­кто не по­же­лал рас­ска­зать бай­ки о кре­по­ст­ном от­це по­эта.

Во-вто­рых, слу­чись по­доб­ное на са­мом де­ле, то по­лу­чив­ший со­лид­ные день­ги бед­ный дво­ря­нин по­сле смер­ти на­вя­зан­ной ему су­пру­ги убе­жал бы по­даль­ше и от су­ма­с­брод­ной баб­ки, и от чу­жо­го ему сы­на. За­чем ему бы­ло об­щать­ся с ним, пи­сать своё за­ве­ща­ние, за­чем ему бы­ло лю­бить чу­жо­го че­ло­ве­ка, с ко­то­рым по во­ле ба­буш­ки он и ви­дел­ся не ча­с­то по­сле смер­ти же­ны? За­чем ему бы­ло от­пи­сы­вать чу­жо­му сы­ну по­ло­ви­ну сво­е­го име­ния в Кро­по­тов­ке?

Этот на­вет спра­вед­ли­во осу­ди­ли и из­ве­ст­ные де­я­те­ли куль­ту­ры в га­зе­те «Куль­ту­ра», и лер­мон­то­вед Д.Алек­се­ев в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии». Но За­ха­ро­ву ней­мёт­ся. Вот он уже и в «Спид-ин­фо» в не­дав­нее вре­мя из­ло­жил столь скан­даль­ную вер­сию. Его да­же не сму­ща­ет, что са­ма пуб­ли­ка­ция по­доб­ных спле­тен в та­кой жёл­той га­зе­те вы­да­ёт лже­учё­но­го с го­ло­вой.

Как и по­ло­же­но в по­доб­ных слу­ча­ях, за­няв­шись ра­зоб­ла­че­ни­я­ми Лер­мон­то­ва и его би­о­гра­фии, За­ха­ров не ос­та­но­вил­ся на ис­то­рии не­за­кон­но­рож­ден­но­го ре­бён­ка. Даль­ше по­ш­ло в ход и вос­хва­ле­ние убий­цы Мар­ты­но­ва, воз­ве­ли­чи­ва­ние его по­эзии, уве­ре­ния в ужас­ном ха­рак­те­ре Лер­мон­то­ва. Да­же ка­кие-то экс­кур­сан­ты-вра­чи, по­се­тив­шие еди­нож­ды Тар­ха­ны, по пор­т­ре­ту бы­с­т­ро ус­та­но­ви­ли, что Лер­мон­тов был ра­хи­ти­ком, и со­об­щи­ли об этом За­ха­ро­ву. Ка­кой-то свя­щен­ник на­ру­шил тай­ну ис­по­ве­ди. Да­же прах Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва, пе­ре­не­сён­ный из клад­би­ща в Ши­по­ве по ини­ци­а­ти­ве Ирак­лия Ан­д­рон­ни­ко­ва, по мне­нию За­ха­ро­ва – чу­жой, слу­чай­но вы­ко­пан­ный прах. Не­по­нят­но толь­ко, ка­кое де­ло За­ха­ро­ву до пра­ха Юрия Пе­т­ро­ви­ча, ес­ли это не отец по­эта? Как го­во­рят: «ко­го­ток увяз, всей птич­ке про­пасть». Встав на путь со­мни­тель­ных сен­са­ций, этот лже­учё­ный и даль­ше бу­дет вы­да­вать на-го­ра лю­бые са­мые не­ве­ро­ят­ные вы­мыс­лы. Бо­юсь, ско­ро объ­я­вит пла­ги­а­том и все его сти­хи. Вот уж вер­но: «Ос­то­рож­но, сен­са­ция!».

Та­кая ста­тья о лже­лер­мон­то­ве­де­нии бы­ла опуб­ли­ко­ва­на В.Ма­нуй­ло­вым. Жаль, что учё­ный и сам ув­лёк­ся за­ман­чи­вы­ми вер­си­я­ми. Толь­ко от­ку­да у сы­на кре­по­ст­но­го ку­че­ра та­кая все­мир­ность, от­ку­да та­кая лю­бовь к го­рам, от­ку­да про­ник­но­ве­ние в глу­би­ны ду­ха? Это ещё в 1936 го­ду бы­ли в хо­ду ра­бо­че-кре­с­ть­ян­ские вер­сии. Сви­нар­ка и па­с­тух тво­ри­ли но­вые ми­ры. Хо­тя и в те, по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные вре­ме­на Сер­гей Есе­нин при­зна­вал­ся, что и он, и Ни­ко­лай Клю­ев из выс­ше­го об­ра­зо­ван­но­го слоя кре­с­ть­ян­ст­ва. Се­го­дня на­след­ст­вен­ные кор­ни изу­ча­ют­ся все­рьёз са­мы­ми точ­ны­ми на­ука­ми. Чем со­чи­нять на­род­ные вер­сии о ку­че­рах, луч­ше бы от­дал на ге­не­ти­че­с­кую экс­пер­ти­зу но­силь­ные ве­щи Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лер­мон­то­ва и са­мо­го по­эта. Ра­но или по­зд­но все эти ли­по­вые вер­сии лоп­нут под на­по­ром на­уч­ных до­ка­за­тельств.

Впро­чем, де­ло ли ли­те­ра­ту­ро­ве­дов за­ни­мать­ся все­ми эти­ми би­о­ло­ги­че­с­ки­ми до­мыс­ла­ми. Или ли­ше­ны чув­ст­ва сло­ва, ли­ше­ны спо­соб­но­с­ти ху­до­же­ст­вен­но­го ви­де­ния ми­ра?

Я бы и не стал обо всём этом пи­сать, ес­ли бы не ста­вил пе­ред со­бой цель: по­нять ис­то­ки древ­не­го ро­да, дав­ше­го Рос­сии ве­ли­ко­го рус­ско­го ге­ния.

А вот в Чух­ло­ме и Га­ли­че, в Ав­ра­а­ми­е­во-Го­ро­дец­ком мо­на­с­ты­ре ис­сле­до­ва­те­лям Лер­мон­то­ва по­ра бы по­бы­вать. По­ды­шать воз­ду­хом зе­мель рус­ских Лер­мон­то­вых. Тем бо­лее, в оби­те­ли по­гре­бён прах не толь­ко пер­во­го рус­ско­го Лер­мон­та, но и мно­гих дру­гих про­дол­жа­те­лей ро­да Лер­мон­то­вых. Ны­не ас­со­ци­а­ци­ей «Лер­мон­тов­ское на­сле­дие» в па­мять по­гре­бён­ных в оби­те­ли их пред­ков воз­ве­де­на лер­мон­тов­ская ча­со­вен­ка. Там мож­но и по­мо­лить­ся за ве­ли­ко­го рус­ско­го по­эта, вспом­нить его веч­ные стро­ки:

 

Од­ну мо­лит­ву чуд­ную

Твер­жу я на­и­зусть.

Не об­ви­няй ме­ня, Все­силь­ный,

И не ка­рай ме­ня, мо­лю…

 

По не­бу по­лу­но­чи Ан­гел ле­тел

И ти­хую пес­ню он пел.

….

Ночь ти­ха. Пу­с­ты­ня внем­лет бо­гу...


Владимир БОНДАРЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования