Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 02.03.2012

Пройдут ли сумерки кинематографа?

Об­ща­лись не­дав­но на на­шем ме­ст­ном ки­но­клу­бе, и один из уча­ст­ни­ков бе­се­ды ска­зал, что у филь­ма «Су­мер­ки», ко­то­рый сей­час на­зы­ва­ют «куль­то­вым», очень удач­ное на­зва­ние. Да­же не то что­бы вы­ра­зи­тель­но вре­мя от­ра­жа­ет, а про­сто вкус­ное и ид­ти на фильм хо­чет­ся. Я спро­сил, а ес­ли бы с та­ким на­зва­ни­ем был бы не им­порт­ный фильм, а наш оте­че­ст­вен­ный, вы бы по­ш­ли? Че­ло­век за­сом­не­вал­ся, а по­том ска­зал, что ед­ва ли...

Рис. Булата ИРСАЕВА
Рис. Булата ИРСАЕВА

Вот ведь на са­мом де­ле про­бле­ма – по­че­му мас­со­вым зри­те­лем со­вре­мен­ное оте­че­ст­вен­ное ки­но вос­при­ни­ма­ет­ся, как пра­ви­ло, вто­ро­сорт­ным. И ес­ли это не от­кро­вен­но «са­мый луч­ший бред», то за­лы, как пра­ви­ло, пу­с­ты. Ед­ва ли здесь толь­ко во­прос в на­ли­чии мас­си­ро­ван­ной и зом­би­ру­ю­щей рек­ла­мы, в ка­че­ст­ве. Те же гол­ли­вуд­ские про­кат­ные хи­ты по боль­шей ча­с­ти – ахи­нея пол­ней­шая, смо­т­реть ко­то­рую мож­но толь­ко в обиль­но по­сы­пан­ном все­воз­мож­ны­ми тех­но­ло­ги­че­с­ки­ми на­во­ро­та­ми ви­де. Вот не­дав­няя «Бит­ва Бо­гов» – при­ми­тив­ней­ший аме­ри­кан­ский агит­проп, в ко­то­ром зре­лищ­но раз­ле­та­ют­ся го­ло­вы зло­де­ев всмят­ку – вот и все до­сто­ин­ст­ва. Ед­ва ли си­ту­а­цию мож­но объ­яс­нить низ­ко­по­клон­ст­вом пе­ред За­па­дом, ко­то­рый ко­ло­ни­зи­ру­ет на­ше куль­тур­ное про­ст­ран­ст­во, жва­чек мы на­елись, джин­сы уже уто­ми­ли (на­де­юсь...). Хо­чет­ся че­го-то дру­го­го, а дру­го­го нет.

Ска­жут: есть, но толь­ко ты не зна­ешь. Ко­неч­но, есть, но по­че­му ни я, ни мас­со­вый зри­тель это­го не зна­ет? Про­бле­ма ведь не толь­ко в кас­со­вых сбо­рах и что я вме­с­те с мас­со­вым зри­те­лем тё­мен и не­лю­бо­пы­тен...

Я, бу­ду­чи про­фан­ным ки­но­лю­би­те­лем, раз­де­ляю со­вре­мен­ное оте­че­ст­вен­ное ки­но, из то­го, что до ме­ня до­хо­дит, на два по­лю­са. На од­ном из них – це­ха от­вёр­точ­ной сбор­ки ма­шин-филь­мов а-ля Гол­ли­вуд. Со­би­ра­ют­ся они, по­нят­но, что­бы ме­ст­ным ко­ло­ри­том и зна­ко­мы­ми лич­но­с­тя­ми в ки­но­те­атр при­тя­нуть. В та­ком от­вёр­точ­ном кон­вей­е­ре до­ста­точ­но од­ной им­порт­ной муль­ки, что­бы вы­дать за мод­ное «си­теч­ко» – за­гра­нич­ный то­вар. На­при­мер, при­гла­сив Ми­лу Йо­во­вич. Но при лю­бом рас­кла­де, ког­да у по­тре­би­те­ля есть воз­мож­ность вы­би­рать, он го­ло­су­ет руб­лём за бо­лее ка­че­ст­вен­ный то­вар, а в си­с­те­ме на­ших сте­рео­ти­пов си­но­ни­мом ка­че­ст­ву яв­ля­ет­ся за­гра­нич­ное. И ес­ли в си­ту­а­ции с ав­то­мо­би­ля­ми че­ло­век ре­шит­ся сэ­ко­но­мить и взять от­вёр­точ­ную ино­мар­ку, то с филь­ма­ми-то что эко­но­мить? Толь­ко вре­мя...

Бли­зок к от­вёр­точ­но­му кон­вей­е­ру раз­ряд сво­е­об­раз­ных «дип­лом­ных» филь­мов – про­пу­с­ков в рай­ские ку­щи за­пад­ной ки­но­ин­ду­с­т­рии. Здесь ре­жис­сёр вы­сту­па­ет в ро­ли хок­ке­и­с­та, са­мая за­вет­ная меч­та ко­то­ро­го – про­дать се­бя в клуб НХЛ. Для это­го он ак­тив­но ко­пи­ру­ет стиль иг­ры се­ве­ро­а­ме­ри­кан­ско­го хок­кей­но­го со­об­ще­ст­ва, как, к при­ме­ру, ре­жис­сёр Ти­мур Бек­мам­бе­тов или Алек­сей Си­до­ров, сняв­ший тре­тий «Бой с те­нью» на день­ги Гол­ли­ву­да. И что это, оте­че­ст­вен­ный ки­не­ма­то­граф?

С дру­го­го по­лю­са, по боль­шо­му счё­ту, та­кое же «дип­лом­ное» ки­но, ко­то­рое ча­ще на­зы­ва­ет­ся «фе­с­ти­валь­ным». Ре­жис­сё­ры из ли­бе­раль­но-ин­тел­ли­гент­ской сре­ды де­ла­ют свои кар­ти­ны с рас­чё­том на за­пад­ный пре­ми­аль­но-фе­с­ти­валь­ный про­цесс. В прин­ци­пе они по­хо­жи на «хок­ке­и­с­тов», но оку­чи­ва­ют ни­ву эли­тар­но­го ис­кус­ст­ва. Алек­сандр Со­ку­ров де­ла­ет «Фа­у­с­та» на не­мец­ком язы­ке. Ан­д­рей Звя­гин­цев стро­ит свою «Еле­ну» на кон­вер­ти­ру­е­мых штам­пах ли­бе­раль­но­го со­зна­ния от­но­си­тель­но со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го об­ще­ст­ва. Ос­нов­ной но­си­тель де­с­т­рук­ти­ва в этой си­с­те­ме ус­лов­ных ко­ор­ди­нат – быд­ло-люм­пен. Он ни­че­го не де­ла­ет, край­не аг­рес­си­вен, за­ви­ст­лив и к то­му же про­жор­лив. Сфе­ра жиз­нен­ных ин­те­ре­сов это­го раз­ря­да пуб­ли­ки: бу­тыл­ка пи­ва, ореш­ки и те­ле­ви­зор. Из этой ни­зо­вой ка­с­ты скла­ды­ва­ет­ся ха­о­ти­че­с­кая мас­са, пред­став­ля­ю­щая опас­ность для все­го по­зи­тив­но­го, со­зи­да­ю­ще­го, про­из­во­дя­ще­го, ко­им яв­ля­ет­ся со­сто­я­тель­ный че­ло­век, до­бив­ший­ся все­го в этой жиз­ни сам. Он прак­ти­че­с­ки свя­то­по­до­бен и спо­со­бен да­же пре­об­ра­зить свою за­блуд­шую и ка­тя­щу­ю­ся вниз дочь, но люм­пе­нов ни­ког­да, они не под­да­ют­ся пе­ре­вос­пи­та­нию и мо­гут лишь на вре­мя ми­ми­кри­ро­вать. Они уби­ва­ют и за­се­ля­ют его жиз­нен­ное про­ст­ран­ст­во, ко­то­рое он со­зи­дал кро­вью и по­том. Ут­ри­ро­ван­но, но по­сла­ние при­мер­но та­ко­во. По боль­шо­му счё­ту, оно ма­ло от­ли­ча­ет­ся от об­ра­за рус­ско­го в том же аме­ри­кан­ском ки­не­ма­то­гра­фе, где он пред­ста­ёт в ушан­ке и с ба­ла­лай­кой в ру­ках. И да­же ес­ли в этом раз­ря­де ин­тел­ли­гент­ских филь­мов и по­яв­ля­ют­ся от­лич­ные кар­ти­ны, как, к при­ме­ру, «Два дня» Ду­ни Смир­но­вой, то оп­ре­де­лён­ная пе­чать де­ка­дент­ско­го ау­тиз­ма и в них всё рав­но скво­зит...

Есть ещё филь­мы с от­кро­вен­ным при­вку­сом гос­за­ка­за, что-то ещё, од­на­ко лу­боч­ная кар­ти­на со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го ки­не­ма­то­гра­фа гла­за­ми не­про­фес­си­о­наль­но­го, но за­ин­те­ре­со­ван­но­го зри­те­ля при­мер­но та­ко­ва.

Че­го не хва­та­ет? А не хва­та­ет про­сто­ты. На­род­но­с­ти. Обык­но­вен­но­го че­ло­ве­ка, его на­сто­я­щих чувств, ис­крен­них, а не пласт­мас­со­вых меж­че­ло­ве­че­с­ких вза­и­мо­от­но­ше­ний. Че­ло­ве­ка не хва­та­ет, та­ко­го, как я, мас­со­вый зри­тель. «Моск­ва сле­зам не ве­рит», в кон­це кон­цов. Та­ко­го, чтоб за ду­шу бра­ло и на­из­нан­ку её вы­во­ра­чи­ва­ло. Та­ких кар­тин в со­вет­ском ки­не­ма­то­гра­фе бы­ло вдо­воль.

И это на са­мом де­ле боль­шая про­бле­ма, и да­ле­ко не толь­ко ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­кая.

Сей­час в со­вре­мен­ной Рос­сии на­род не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том по­ли­ти­ки.

На­род не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том ин­фор­ма­ци­он­но­го по­то­ка, но­во­стей.

На­род не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том ис­кус­ст­ва. Мно­го ещё чем он не яв­ля­ет­ся, его ог­ра­ди­ли от все­го, по­гру­зив в пол­ный «Ан­шлаг» и на­ря­див ско­мо­ро­шь­и­ми ро­жа­ми в сти­ле «На­шей Ра­ши».

Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра, на­чав­шая вновь от­тал­ки­вать­ся от тра­ди­ций ре­а­лиз­ма, по­сте­пен­но ста­ла раз­ры­вать эту ре­зер­ва­цию. В по­след­нее вре­мя всё боль­ше раз­да­ёт­ся го­ло­сов о не­об­хо­ди­мо­с­ти вве­де­ния в ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние че­ло­ве­ка тру­да. Это сле­ду­ет по­ни­мать не как ре­а­ни­ма­цию про­из­вод­ст­вен­но­го ро­ма­на. Че­ло­век тру­да – че­ло­век де­ла, на­хо­дя­щий­ся в по­ис­ках жиз­нен­но­го це­ле­по­ла­га­ния, ко­то­рое оты­с­ки­ва­ет­ся не в ви­ти­е­ва­то-сти­ли­с­ти­че­с­кой эзо­те­ри­ке, а в «чёр­ном хле­бе», по оп­ре­де­ле­нию Сер­гея Шар­гу­но­ва. А ведь ещё не­дав­но по про­из­ве­де­ни­ям на­шей со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры хо­ди­ли не ге­рои, а кар­тон­ные ма­не­ке­ны. Мо­жет быть, ли­те­ра­ту­ра в этом от­но­ше­нии ста­ла про­грес­сив­ней, по­то­му как ры­нок её не столь силь­но, как ки­не­ма­то­граф, за­тра­ги­ва­ет, и здесь нет пер­спек­тив стать «иг­ро­ком НХЛ»? Хо­тя воз­мож­но, что до сих пор ли­те­ра­ту­ра в на­шей стра­не слиш­ком мно­го зна­чит, од­на­ко мы это­го ча­с­то и не за­ме­ча­ем.

Но ес­ли в ки­не­ма­то­гра­фе мы до сих пор ви­дим псев­до­че­ло­ве­че­с­кие сур­ро­га­ты, кар­тон­ные чу­че­ла, да ещё и про­из­ве­дён­ные с клей­мом ко­ло­ни­аль­но-от­вёр­точ­ной сбор­ки, то на­до ли удив­лять­ся, что зри­тель на не­го не идёт и чёт­ко раз­де­ля­ет «Су­мер­ки», про­из­ве­дён­ные там, и «Су­мер­ки», сде­лан­ные здесь?.. При этом нам го­во­рят, что лю­ди год­ны толь­ко на се­ри­аль­ное «мы­ло»...


Андрей РУДАЛЁВ,
г. СЕВЕРОДВИНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования