Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 02.03.2012

Языком танца

Ав­густ Стринд­берг. Пля­с­ки. Танц­дра­ма. Те­атр «Мо­дерн». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Вла­ди­мир Аге­ев. Хо­рео­граф Уль­я­на Ба­чер­ни­ко­ва.

 

Дра­ма Ав­гу­с­та Стринд­бер­га «Пля­с­ка смер­ти», на­пи­сан­ная на ру­бе­же ве­ков (имен­но в 1900 го­ду) и вы­ст­ра­дан­ная его лич­ным опы­том се­мей­ной жиз­ни, уди­ви­тель­но  точ­но по­па­ла в нерв вре­ме­ни и ста­ла пред­те­чей мно­гих круп­ней­ших дра­ма­ти­че­с­ких про­из­ве­де­ний по­сле­до­вав­ше­го двад­ца­то­го ве­ка. Те­ма не­при­ми­ри­мой враж­ды по­лов и не­вы­но­си­мо­с­ти дли­тель­ной су­пру­же­с­кой жиз­ни ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной. Под яв­ным вли­я­ни­ем этой дра­мы на­пи­са­ны и мно­гие се­мей­ные тра­ге­дии Юд­жи­на О’Ни­ла, и зна­ме­ни­тая пье­са «Кто бо­ит­ся Вир­д­жи­нии Вулф» Эд­вар­да Ол­би.

Тем не ме­нее, пье­са все­гда бы­ла труд­на в по­ста­нов­ке, ка­за­лась тя­же­ло­вес­ной, и в 1970 го­ду из­ве­ст­ный дра­ма­тург Фри­д­рих Дюр­рен­матт на­пи­сал адап­та­цию для со­вре­мен­но­го те­а­т­ра под на­зва­ни­ем «Иг­ра­ем Стринд­бер­га».

В ос­но­ве «танц­дра­мы» в по­ста­нов­ке Вла­ди­ми­ра Аге­е­ва – пер­вая часть «Пля­с­ки смер­ти», с вкрап­ле­ни­я­ми из «Иг­ра­ем Стринд­бер­га» Ф.Дюр­рен­мат­та. Ра­зу­ме­ет­ся, текст силь­но со­кра­щён, так что пер­вый акт идёт все­го пол­ча­са, а вто­рой ми­нут со­рок (плюс двад­цать ми­нут ан­т­ракт – в об­щей слож­но­с­ти ров­но пол­то­ра ча­са). В этот ко­рот­кий про­ме­жу­ток В.Аге­ев уму­д­рил­ся вста­вить и не­ма­ло пля­сок, оп­рав­ды­вая на­зва­ние спек­так­ля и пье­сы.

Вкрат­це сю­жет пье­сы за­клю­ча­ет­ся в том, что от­став­ной ка­пи­тан Эд­гар и его же­на Али­са, жи­ву­щие на ос­т­ро­ве, за­бро­шен­ном в хо­лод­ном мо­ре, в со­сто­я­нии не­при­ми­ри­мой враж­ды му­ча­ют друг дру­га уп­рё­ка­ми и ос­кор­б­ле­ни­я­ми. На ос­т­ров с про­вер­кой при­бы­ва­ет ин­спек­тор Курт, дво­ю­род­ный брат Али­сы, в своё вре­мя со­сва­тав­ший их. В при­сут­ст­вии род­ст­вен­ни­ка су­пру­ги не пре­кра­ща­ют му­чи­тель­ных ди­а­ло­гов, вскры­вая все яз­вы сво­ей сов­ме­ст­ной жиз­ни и во­вле­кая Кур­та в пе­ри­пе­тии сво­ей враж­ды.

По за­мыс­лу Стринд­бер­га глав­ным пля­су­ном в пье­се был глав­ный ге­рой Эд­гар: по тек­с­ту он тан­цу­ет под «Ше­ст­вие бо­яр» – об­ра­бо­тан­ный Эд­вар­дом Гри­гом из­ве­ст­ный нор­веж­ский во­ен­ный марш. В спек­так­ле же боль­ше всех тан­цу­ет Курт, а Эд­гар, по­жа­луй, на­обо­рот – мень­ше всех.

Сце­но­гра­фия до­воль­но ас­ке­тич­ная, не от­вле­ка­ю­щая зри­те­лей как от дра­ма­ти­че­с­ко­го дей­ст­вия, так и от хо­рео­гра­фи­че­с­ких вста­вок.

На зад­нем пла­не – эк­ран­чик, ку­да про­еци­ру­ет­ся изо­б­ра­же­ние – вро­де ни­че­го осо­бен­но­го: пу­с­ты­ня, вы­жжен­ная зем­ля и т.п., ну, что­бы по­нят­нее был смысл пье­сы.

Ак­тё­ры с са­мо­го на­ча­ла бе­рут вы­со­кий гра­дус на­ка­ла, гром­ко кри­чат и вы­нуж­де­ны вы­дер­жи­вать этот гра­дус до кон­ца – бла­го спек­такль ко­рот­кий.

Очень точ­но иг­ра­ет Алек­сей Баг­да­са­ров Эд­га­ра – по­лу­чил­ся и вро­де на­ив­ный и бес­по­мощ­ный, и хи­т­ро­ва­тый, и на­сме­ш­ли­вый, впол­не прав­до­по­доб­ный и, по­жа­луй, впол­не стринд­бер­гов­ский об­раз. Кур­та иг­ра­ет Алек­сандр Усов, ак­тёр мо­ло­дой – ви­ди­мо, ну­жен был фи­зи­че­с­ки гиб­кий ис­пол­ни­тель для пля­сок, но пер­со­наж то­же по­лу­чил­ся на удив­ле­ние до­сто­вер­ный. Хо­тя и труд­но по­ве­рить, что у ге­роя есть взрос­лый сын, имен­но мо­ло­дость ис­пол­ни­те­ля поз­во­ли­ла убе­ди­тель­нее вы­ра­зить та­кие чер­ты ха­рак­те­ра Кур­та, как мяг­кость, до­вер­чи­вость, не­ре­ши­тель­ность. Али­са в спек­так­ле – эк­заль­ти­ро­ван­ная, ис­те­рич­ная, злая. Ири­на Гри­нё­ва в этой ро­ли про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла не­за­уряд­ную пла­с­тич­ность и гиб­кость, и дви­же­ния ак­т­ри­сы под­чёр­ки­ва­ют из­во­рот­ли­вость и из­мен­чи­вость ге­ро­и­ни. Та­ким об­ра­зом, не­смо­т­ря на силь­ные из­ме­не­ния в тек­с­те, со­кра­ще­ния, па­ра­док­саль­ным об­ра­зом до­бав­ле­ние эле­мен­тов син­те­ти­че­с­ко­го те­а­т­ра – хо­рео­гра­фии и ви­део­ря­да – поз­во­ли­ло пол­нее пе­ре­дать сверх­за­да­чу про­из­ве­де­ния, за­мы­сел Стринд­бер­га.

Ра­ду­ет, что как ре­жис­сёр В.Аге­ев, так и не­боль­шие те­а­т­ры, в ко­то­рых он в по­след­ние го­ды тво­рит, бе­рут­ся за слож­ные и ин­те­рес­ные, не­од­но­знач­ные пье­сы се­рь­ёз­ных ав­то­ров (А.Стринд­бер­га, С.Мро­же­ка и дру­гих), ко­то­рые не­ча­с­то мож­но уви­деть в боль­ших за­лах.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования