Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 09.03.2012

Галопом по штатам

В феврале мне довелось побывать в Америке вместе с финалистами премии «Дебют» разных лет – Алисой Ганиевой, Игорем Савельевым, Дмитрием Бирюковым, а также координатором проекта писателем Ольгой Славниковой. Это была моя вторая поездка в Штаты с «Дебютом», и надо сразу сказать, она сильно отличалась от предыдущей. Было видно, что организаторы Джон Наринс и Елена Сарни постарались на славу: у нас не было ни одного свободного дня, выступления сменялись официальными приёмами – в Госдепартаменте США, у главного редактора журнала Atlantic, в домах у известных людей, профессоров и кинодеятелей, – а потом фотосессией для газеты The Washington post, интервью с журналистами, которые выхватывали нас буквально везде – в фойе гостиницы, в кафе, даже по телефону… В Вашингтоне мы с Алисой Ганиевой и Ольгой Славниковой успели побывать на радио Voice of Russia, в Нью-Йорке я и Ольга Александровна попали в передачу «Персона грата» на американском НТВ, а Алиса давала интервью на радио. Правда, и Джон, и Лена вложили в подготовку нашей поездки столько сил и энергии, что буквально стали валиться с ног уже в середине путешествия. Не то грипп, не то другой злой вирус одолевал, но они держались стойко: Джон был нашим бессменным (и блестящим!) переводчиком на чтениях, а потом превратился в водителя, когда вся эта гастрольная труппа двинулась по городам и штатам.

 

Соб­ст­вен­но, на­шей за­да­чей бы­ло пред­ста­вить со­вре­мен­ную рус­скую ли­те­ра­ту­ру: в боль­шом за­ле Пуб­лич­ной биб­ли­о­те­ки в Нью-Йор­ке, в Джорджта­у­нов­ском и Ко­лум­бий­ском уни­вер­си­те­тах, в Бард кол­ле­д­же, в Гар­вар­де. И – опять же в срав­не­нии с пре­ды­ду­щей по­езд­кой – слу­ша­те­лей на этих чте­ни­ях бы­ло мно­го, осо­бен­ный ан­шлаг ожи­дал нас в Нью-Йор­ке, где зал, рас­счи­тан­ный на 200 че­ло­век, был за­бит, лю­ди сто­я­ли вдоль стен и в про­хо­дах. Мы, на сце­не, чув­ст­во­ва­ли се­бя уча­ст­ни­ка­ми шоу, впро­чем, от­ча­с­ти так оно и бы­ло, по­то­му что за­ве­до­вал про­цес­сом Ле­о­нард Ло­пэйт, по­пу­ляр­ный аме­ри­кан­ский ра­дио­ве­ду­щий (на пе­ре­да­чу к ко­то­ро­му по­том и по­па­ла Али­са). Оль­га Слав­ни­ко­ва чи­та­ла от­ры­вок из рас­ска­за «Мой отец – ино­пла­не­тя­нин», Али­са Га­ни­е­ва – сце­ну из по­ве­с­ти «Са­лам те­бе, Дал­гат!», пе­ре­вод ко­то­рой был опуб­ли­ко­ван в сбор­ни­ке Squaring the Circle, Дми­т­рий Би­рю­ков – ку­соч­ки из рас­ска­за «Ули­ца Уриц­ко­го», а мы с Иго­рем Са­ве­ль­е­вым вы­сту­па­ли в ро­ли за­яд­лых ав­то­стоп­щи­ков, пре­зен­туя но­вый, вы­шед­ший в из­да­тель­ст­ве Glass сбор­ник «Off the beaten track». Зри­те­ли при­ни­ма­ли нас теп­ло, сме­я­лись и ап­ло­ди­ро­ва­ли. Спра­ши­ва­ли, на­сколь­ко опас­но пу­те­ше­ст­во­вать ав­то­сто­пом. Я ис­крен­не счи­таю, что вол­ков бо­ять­ся – в лес не хо­дить, но, ка­жет­ся, моя ис­то­рия о пья­ном во­ди­те­ле и, глав­ное, от­ры­вок из рас­ска­за «При­ступ» в бе­зо­пас­но­с­ти та­ко­го ви­да пу­те­ше­ст­вий ма­ло ко­го убе­ди­ли.

Лю­ди при­хо­ди­ли раз­ные: сту­ден­ты в Джорджта­у­нов­ском и Ко­лум­бий­ском уни­вер­си­те­тах, ра­фи­ни­ро­ван­ные про­фес­со­ра и ин­тел­лек­ту­а­лы в Гар­вар­де и Бард кол­ле­д­же, це­ни­те­ли рус­ской ли­те­ра­ту­ры и ли­те­ра­ту­ры во­об­ще в биб­ли­о­те­ке Нью-Йор­ка. Бы­ли и пи­са­те­ли, ну и, ко­неч­но же, эми­г­ран­ты. Од­на­ко, что по­ра­до­ва­ло (и что опять же от­ли­ча­ло эту по­езд­ку от пре­ды­ду­щей) – это бы­ли лю­ди, ин­те­ре­су­ю­щи­е­ся в пер­вую оче­редь ли­те­ра­ту­рой, они за­да­ва­ли ин­те­рес­ные и те­ма­ти­че­с­кие во­про­сы, а не толь­ко про «Рос­сию се­го­дня» со зву­ча­щей в них злой то­с­кой: как же вы там ещё жи­вё­те? В про­шлый раз мне до­ве­лось по­ви­дать та­ких, це­лью их при­хо­да бы­ло до­ка­зать са­мим се­бе, что они сде­ла­ли пра­виль­ный вы­бор, по­ме­няв ме­с­то жи­тель­ст­ва. К сча­с­тью, на сей раз всё бы­ло ина­че, а по­сле чте­ния в Нью-Йор­ке мы да­же по­па­ли в гос­ти к ми­лой ин­тел­ли­гент­ной жен­щи­не Ва­лен­ти­не, жи­ву­щей в Аме­ри­ке уже двад­цать лет, в иг­ру­шеч­ную квар­тир­ку на двад­цать вось­мом эта­же. Вид с та­кой вы­со­ты на бур­ля­щий пе­ре­крё­с­ток 42-й ули­цы и 10-й аве­ню, на за­кат­ный Гуд­зон и сто­я­щий на при­ко­ле авиа­но­сец го­ло­во­кру­жи­тель­ный.

Но мы не за­дер­жи­ва­лись на од­ном ме­с­те на­дол­го. Из Ва­шинг­то­на в Нью-Йорк – по­ез­дом, из Нью-Йор­ка в Бо­с­тон – че­рез кол­ледж Бард – на ми­ни-вэ­не. И об­рат­но. Ро­ман­ти­ка до­ро­ги. Моя ко­че­вая ду­ша пе­ла, по­ды­г­ры­вая се­бе на вар­га­не. Пел и Джон – БГ, Чи­жа и дру­гой рус­ский рок. Кто не зна­ет, что Джон ко­рен­ной аме­ри­ка­нец, лег­ко при­зна­ют его за рус­ско­го. Он и есть в ду­ше рус­ский со всем ис­хо­дя­щим, да­же без­за­вет­ной лю­бо­вью к рус­ско­му ро­ку. Те­перь я мо­гу хва­с­тать­ся, что зна­ко­ма с Гре­бен­щи­ко­вым, Чи­жом, Ма­ка­ре­ви­чем и мно­ги­ми дру­ги­ми че­рез од­но ру­ко­по­жа­тие – че­рез Джо­на На­рин­са.

Что­бы уз­нать стра­ну, на­до про­ехать по её го­ро­дам. Но что вы уз­на­е­те о Рос­сии, по­бы­вав в ин­ду­с­т­ри­аль­ных цен­т­рах По­вол­жья, Ура­ла, Си­би­ри? Все круп­ные го­ро­да у нас обез­ли­че­ны, над этим так мно­го уже сме­я­лись, что хо­чет­ся пла­кать. В Аме­ри­ке же каж­дый го­род не по­хож на дру­гой. От­то­го ли, что стро­и­ли их пе­ре­се­лен­цы из раз­ных стран, и все хо­те­ли при­не­с­ти ку­со­чек сво­ей ро­ди­ны? В Бо­с­то­не ме­ня не по­ки­да­ло чув­ст­во, что я в Ир­лан­дии – за­пу­тан­ная сеть улиц, ли­ния дву­хэ­таж­ных до­ми­ков крас­но­го кир­пи­ча, ха­рак­тер­ной ар­хи­тек­ту­ры. Всё это со­сед­ст­ву­ет с уль­т­ра­со­в­ре­мен­ны­ми вы­сот­ка­ми, в зер­каль­ных сте­нах ко­то­рых от­ра­жа­ет­ся го­род. Ва­шинг­тон, в от­ли­чие от ос­таль­ных, – го­ри­зон­таль­ный, ли­шён­ный вы­со­ток, за­то не ли­шён­ный про­сто­ра и не­ба. Прав­да, там как буд­то нет и жиз­ни: ули­цы по­лу­пу­с­ты, это го­род по­ли­ти­ков, го­род-вы­став­ка с ме­мо­ри­а­ла­ми, па­мят­ни­ка­ми, с па­фос­ной ар­хи­тек­ту­рой, го­род – «важ­ное ли­цо». И до че­го силь­но он от­ли­ча­ет­ся от Нью-Йор­ка, ки­пу­че­го, пол­но­вод­но­го, где бук­валь­но рас­тво­ря­ешь­ся в дви­же­нии, те­ря­ешь­ся у под­но­жья его не­бо­скрё­бов, про­пи­ты­ва­ешь­ся его энер­ге­ти­кой, оке­а­ни­че­с­кой, пья­ня­щей и за­во­ра­жи­ва­ю­ще дья­воль­ской!

Что­бы уз­нать стра­ну, на­до по­ехать в про­вин­цию. В Рос­сии это, по­жа­луй, уто­па­ю­щие в зе­ле­ни го­ро­да Зо­ло­то­го коль­ца, ос­та­но­вив­ша­я­ся во вре­ме­ни Ста­рая Рус­са, мой род­ной Уль­я­новск с его му­зей­ны­ми ули­ца­ми и ог­лу­ша­ю­щим ви­дом с Вен­ца на Вол­гу, са­мо­быт­ный Ир­кутск, жи­ву­щий так, буд­то двад­ца­то­го ве­ка в его ис­то­рии не бы­ло, – да и мно­го, мно­го ещё за­ко­ул­ков, ку­да мож­но по­ехать, что­бы вдох­нуть на­сто­я­щей Рос­сии. В Аме­ри­ке же мне до­ве­лось по­бы­вать толь­ко в од­ном та­ком ме­с­те, но оно сто­и­ло то­го: по пу­ти в Бо­с­тон пе­ред вы­ступ­ле­ни­я­ми в Бард кол­ле­д­же, за­те­рян­ном в ле­сах со все­ми сво­и­ми кам­пу­са­ми и лек­то­ри­я­ми, мы ос­та­но­ви­лись в кро­шеч­ном го­род­ке Райн­бек, не го­род­ке да­же – де­ре­вуш­ке в но­во­ан­г­лий­ском сти­ле. Го­ро­диш­ко кра­си­вый, ма­лень­кий, ти­хий, глу­хой и про­вин­ци­аль­ный, но без рус­ской то­с­ки. В церк­вуш­ке бед­ным да­ют бес­плат­ную еду. За­бро­шен­ное клад­би­ще за нею на­по­ми­на­ет ве­сё­лый лу­жок, прав­да, на луж­ке за­чем-то – пуш­ка и ко­ло­кол. На зад­нем дво­ре боль­шин­ст­ва до­мов ре­ют аме­ри­кан­ские фла­ги – ни­ка­ко­го пра­зд­ни­ка, ис­крен­нее про­яв­ле­ние па­т­ри­о­тиз­ма. Ут­ром го­ро­диш­ко пу­с­ты­нен, на ули­цах – ни ду­ши, да­же све­то­фо­ры не ра­бо­та­ют. В ап­те­ке (а в Аме­ри­ке это та­кие ма­га­зи­ны, где про­да­ёт­ся всё, ле­кар­ст­ва – в де­ся­тую оче­редь) – так вот, ут­ром в ап­те­ке по­жи­лая про­дав­щи­ца с коль­цом в но­су на­пе­ва­ла Эл­лу Фиц­же­ральд и по­з­д­рав­ля­ла де­ву­шек с но­во­лу­ни­ем. Лю­дей от­пу­с­ка­ла ве­се­ло, но не то­роп­ли­во. Стоя в оче­ре­ди, я ста­ла сви­де­те­лем за­ме­ча­тель­ной сце­ны: по­до­шла тёт­ка в по­трё­пан­ном пу­хо­ви­ке и по­про­си­ла сле­ду­ю­щую за мной по­ку­па­тель­ни­цу пу­с­тить её без оче­ре­ди. По­сле­до­вал ди­а­лог, как в лю­бом сель­ма­ге (пе­ре­вод адап­ти­ро­ван­ный, ко­неч­но, хо­тя ме­с­та­ми – до­слов­ный). Про­дав­щи­ца: «Ма-ашк! Ты де­нег у лю­дей не смей про­сить! То­же мне: хо­дит, де­нег про­сит...» Тёт­ка: «Да раз­ве я де­нег? Я сов­сем не де­нег! Пу­с­тить про­шу, у ме­ня толь­ко ба­тон, а у этой вон – кор­зи­на вся­ко­го». Про­дав­щи­ца: «Ни­че­го, по­сто­ишь! Она дав­но сто­ит, и у те­бя но­ги не от­ва­лят­ся». Тёт­ка (к сле­ду­ю­щей за мной по­ку­па­тель­ни­це): «Де­нег. Да раз­ве я про­шу де­нег? С че­го взя­ла, что я – де­нег...» И всё это – без те­ни раз­дра­же­ния или зло­бы, с юмо­ром, да­же при­вет­ли­во.

Од­на­ко глав­ное моё от­кры­тие Аме­ри­ки слу­чи­лось… в му­зее Ме­т­ро­по­ли­тен. Это бы­ло да­же не от­кры­тие – это был шок. Ког­да ты ви­дишь це­лые за­лы с гре­че­с­ки­ми крас­но­фи­гур­ны­ми ва­за­ми, ши­ро­кие пор­ти­ки со све­тя­щим­ся мра­мо­ром ан­тич­ных скульп­тур – и они не за стек­лом, их не от­де­ля­ют да­же крас­ной лен­той, они в од­ном ша­ге, ря­дом, так, как и долж­ны быть, что­бы по­чув­ст­во­вать всё со­вер­шен­ст­во ис­кус­ст­ва в на­го­те че­ло­ве­че­с­ко­го те­ла; ког­да по­па­да­ешь в тес­ные ла­би­рин­ты еги­пет­ских гроб­ниц или к бас­сей­ну для свя­щен­ных омо­ве­ний пе­ред древ­ним хра­мом – и сте­ны это­го хра­ма не из гип­со­кар­то­на, это те са­мые кам­ни, при­ве­зён­ные из Егип­та; ког­да смо­т­ришь в гла­за лю­дей с фа­юм­ских му­мий или пор­т­ре­тов эпо­хи Ре­нес­сан­са, – не чув­ст­ву­ешь ни­че­го, кро­ме вос­тор­га и ве­ры в бес­смер­тие.

В за­ле вре­мен­ных вы­ста­вок, где и пред­став­ле­ны ита­ль­ян­ские пор­т­ре­ты XV ве­ка, си­дел ху­дож­ник и вдох­но­вен­но пе­ре­ри­со­вы­вал ли­цо мо­ло­дой жен­щи­ны с за­мыс­ло­ва­той при­чё­с­кой с кар­ти­ны Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли. Лю­ди ук­рад­кой, с лю­бо­пыт­ст­вом за­гля­ды­ва­ли ему че­рез пле­чо. Я за­гля­ну­ла то­же. Ка­ран­даш­ные штри­хи ло­жи­лись уве­рен­но, уже на­не­се­ны бы­ли те­ни, уже про­сту­па­ли не толь­ко чер­ты, но и вы­ра­же­ние. Од­на­ко на ли­с­те ват­ма­на бы­ла дру­гая де­вуш­ка – очень по­хо­жая, де­таль­но по­хо­жая, но не та. В склад­ке губ, ли­нии но­са, во всём ми­мо­лёт­ном схва­чен­ном на­ст­ро­е­нии про­сту­па­ло что-то че­рес­чур со­вре­мен­ное. Это бы­ла ак­т­ри­са в ро­ли, тог­да как с пор­т­ре­та со сте­ны смо­т­рел че­ло­век дру­го­го вре­ме­ни, с над­мен­ны­ми и гор­ды­ми гу­ба­ми, с хо­лод­ным взгля­дом, с тор­же­ст­вом ис­кус­ст­ва, по­бе­див­ше­го смерть.

А на­пос­ле­док – сов­сем не­множ­ко – о вой­не. Не о вой­не в Си­рии, во­про­са­ми о ко­то­рой (точ­нее, мне­ни­ем Рос­сии на этот счёт) нас за­пу­ги­ва­ли пе­ред встре­ча­ми с жур­на­ли­с­та­ми, от­че­го при­шлось про­во­дить ве­че­ра­ми кур­сы экс­трен­ной по­лит­под­го­тов­ки. Нет, жур­на­ли­с­тов не ин­те­ре­со­ва­ла Си­рия. Их ин­те­ре­со­ва­ла «хо­лод­ная вой­на» и те от­пе­чат­ки, что не­сём и мы, и они. Гля­дя на нас, они пы­та­лись са­мим се­бе от­ве­тить на во­прос: Рос­сия – враг? Рос­сия сто­ит в ря­ду Егип­та, Ли­вии, той же Си­рии и т.д.? Сколь­ко у нас в тюрь­мах пи­са­те­лей? Сколь­ко уби­то жур­на­ли­с­тов? Бо­и­тесь ли вы от­кры­то вы­ска­зы­вать своё мне­ние о Пу­ти­не? Хо­лод­ная вой­на, как ни стран­но, жи­вёт в нас до сих пор, за­став­ляя стра­шит­ся и не до­ве­рять. И я очень ра­да, что мне уда­лось уви­деть дру­гую Аме­ри­ку, не та­кую, как ме­ре­щит­ся от­сю­да, а про­вин­ци­аль­ную, ин­тел­лек­ту­аль­ную, эс­тет­скую, Аме­ри­ку-Ат­лан­ти­ду, хра­ня­щую ми­ро­вое ху­до­же­ст­вен­ное на­сле­дие. А нам бы хо­те­лось сво­и­ми тек­с­та­ми по­ка­зать дру­гую Рос­сию. Та­кую, как она есть сей­час.

Ири­на БО­ГА­ТЫ­РЁ­ВА

 


Ири­на Бо­га­ты­рё­ва ро­ди­лась в Ка­за­ни, вы­рос­ла в Уль­я­нов­ске. Окон­чи­ла Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут. Ав­тор книг «Ав­тоSTOP» и «То­ва­рищ Ан­на». Фи­на­ли­ст­ка пре­мии «Де­бют».


 

От ре­дак­ции: Спа­си­бо «Де­бю­ту», что в Аме­ри­ке уже ни­кто из ла­у­ре­а­тов пре­мии, как в Ан­г­лии, не врал и в сво­их га­зет­ных от­чё­тах не ссы­лал­ся на фан­та­зии кол­лег о мни­мом уча­с­тии в бо­е­вых дей­ст­ви­ях на тер­ри­то­рии Чеч­ни. На­ко­нец «де­бю­тов­цы» на­учи­лись го­во­рить и пи­сать прав­ду.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования