Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 09.03.2012

Мастер голоса

Кни­га из­ве­ст­но­го те­а­т­раль­но­го пе­да­го­га, ру­ко­во­ди­те­ля учеб­но-те­а­т­раль­ной сту­дии «Го­во­ри сво­бод­но» Ла­ри­сы Со­ло­вь­ё­вой «Дао го­ло­са» – бе­зус­лов­но, луч­шее со­вре­мен­ное про­из­ве­де­ние о фе­но­ме­не зву­ча­ще­го го­ло­са и ре­чи в пси­хо­ло­ги­че­с­кой, те­а­т­раль­но-пе­да­го­ги­че­с­кой и да­же фи­ло­соф­ско-куль­ту­ро­ло­ги­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре. Эта кни­га ло­ги­че­с­ки про­дол­жа­ет те­му ра­бо­ты с го­ло­сом, опи­сан­ную в пре­ды­ду­щей её ра­бо­те «Го­во­ри­те сво­бод­но», где по­дроб­ней­шим об­ра­зом из­ло­же­на прак­ти­че­с­кая си­с­те­ма ра­бо­ты над про­буж­де­ни­ем и раз­ви­ти­ем сво­их при­род­ных го­ло­со­вых дан­ных.

Ав­тор­ская си­с­те­ма Ла­ри­сы Со­ло­вь­ё­вой пред­став­ля­ет со­бой ор­га­ни­че­с­кий сплав рус­ской те­а­т­раль­ной тра­ди­ции, иду­щей от Ми­ха­и­ла Че­хо­ва, и за­пад­ной тра­ди­ции, на­и­бо­лее яр­ким пред­ста­ви­те­лем ко­то­рой счи­та­ет­ся из­ве­ст­ный аме­ри­кан­ский те­а­т­раль­ный пе­да­гог Кри­с­ти­на Лин­к­лэй­тер. Имен­но в её сту­дии в США Ла­ри­са Вла­ди­ми­ров­на про­шла трёх­го­дич­ную ста­жи­ров­ку.

Си­с­те­ма по­сто­ян­но шли­фу­ет­ся в тре­нин­гах, ко­то­рые Со­ло­вь­ё­ва про­во­дит в сво­ей сту­дии уже двад­цать лет и че­рез ко­то­рые про­шли ты­ся­чи лю­дей.

По­след­няя же кни­га Ла­ри­сы Вла­ди­ми­ров­ны ин­те­рес­на тем, что она вы­во­дит чи­с­то го­ло­со­вые про­бле­мы на уро­вень он­то­ло­гии и жиз­нен­но­го Пу­ти че­ло­ве­ка. Она пы­та­ет­ся дать от­вет на во­прос – как наш го­лос вли­я­ет на на­шу жизнь и судь­бу?

От­ве­тить на та­кой во­прос, при­чём сде­лать это ин­те­рес­но и яр­ко, поз­во­ля­ет ей не толь­ко не­о­рди­нар­ное и глу­бо­кое со­дер­жа­ние, но и весь­ма ори­ги­наль­ная фор­ма, вы­бран­ная ею для из­ло­же­ния сво­их идей.

Не­о­быч­ность про­яв­ля­ет­ся уже в са­мом на­зва­нии ра­бо­ты – «Дао го­ло­са». Ина­че го­во­ря, по­ми­мо рос­сий­ской и за­пад­ной тра­ди­ции, те­ма го­ло­са ос­ве­ща­ет­ся че­рез приз­му бо­га­тей­шей ки­тай­ской му­д­ро­с­ти.

Си­ла этой тра­ди­ции под­тверж­да­ет­ся не толь­ко её древ­но­с­тью (мас­са ин­те­рес­ных тра­ди­ций ка­ну­ла в Ле­ту), но и со­вре­мен­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми Ки­тая, го­лос ко­то­ро­го всё гром­че и уве­рен­нее зву­чит на ми­ро­вой аре­не.

По­че­му бы тог­да не об­ра­тить вни­ма­ние на ки­тай­скую он­то­ло­гию, поз­во­ля­ю­щую ис­сле­до­вать те­му го­ло­са с по­мо­щью та­ких фун­да­мен­таль­ных ка­те­го­рий, как ды­ха­ние, энер­гия, про­ст­ран­ст­во, дви­же­ние, по­кой?

Мо­да на Ки­тай и ки­тай­скую фи­ло­со­фию до­шла се­го­дня и до ли­те­ра­ту­ры по пси­хо­ло­гии и ме­недж­мен­ту. Ки­тай­скую «Кни­гу Пе­ре­мен» и стра­таге­мы Сунь Цзы с удо­воль­ст­ви­ем ис­поль­зу­ют в ка­че­ст­ве мо­де­ли ра­бо­ты ор­га­ни­за­ции не толь­ко биз­нес-тре­не­ры, но да­же про­дви­ну­тые ру­ко­во­ди­те­ли фирм. Прав­да, да­ле­ко не все из них уме­ют хо­ро­шо пи­сать. По­то­му, ли­с­тая оче­ред­ную по­доб­ную кни­гу, ис­пы­ты­ва­ешь чув­ст­во до­са­ды: сколь­ко ни усы­пай ли­те­ра­тур­но-сла­бый текст ци­та­та­ми из Лао Цзы или Чжу­ань Цзы, при­ят­ней его чи­тать не ста­но­вит­ся.

Од­на­ко кни­га «Дао го­ло­са» от­ли­ча­ет­ся от та­ких из­да­ний тем, что она от­но­сит­ся к раз­ря­ду хо­ро­шей ли­те­ра­ту­ры. Сти­ли­за­ция тек­с­та под «Дао дэ Цзин» со­зда­ёт смыс­ло­вую ин­три­гу и де­ла­ет из­ло­же­ние ма­те­ри­а­ла ещё ин­те­рес­нее.

Не­о­быч­на уже са­ма за­яв­ка, сде­лан­ная ав­то­ром в на­ча­ле по­ве­ст­во­ва­ния – по­доб­но Лао Цзы в 81 па­ра­гра­фе рас­ска­зать о Пу­ти сво­бод­но­го го­ло­са.

В са­мом де­ле, мы не за­ду­мы­ва­ем­ся, ка­кой путь с боль­шой или ма­лень­кой бук­вы мо­жет быть у на­ших го­ло­сов, во­пло­ща­ю­щих на­ши сло­ва и со­про­вож­да­ю­щих нас всю жизнь, ко­то­рые, од­на­ко, ме­ня­ют­ся в сво­ём зву­ча­нии на про­тя­же­нии все­го жиз­нен­но­го цик­ла. Но… «нам не да­но пре­ду­га­дать, как на­ше сло­во от­зо­вёт­ся».

Ла­ри­са Со­ло­вь­ё­ва го­во­рит о не­об­хо­ди­мо­с­ти ра­бо­ты с го­ло­сом с та­кой за­во­ра­жи­ва­ю­щей убе­ди­тель­но­с­тью, что чи­та­те­лю хо­чет­ся не­мед­лен­но за­нять­ся го­ло­со­вы­ми уп­раж­не­ни­я­ми.

В этом мне при­знал­ся мой кли­ент, ко­то­ро­му я на день дал кни­гу и ко­то­рый при­шёл ко мне на кон­суль­та­цию, что­бы на­учить­ся ис­кус­ст­ву пуб­лич­но­го вы­ступ­ле­ния.

Од­на­ко ис­кус­ст­во про­буж­де­ния го­ло­са не есть ещё «сум­ма тех­но­ло­гий». Го­во­ря о том, что уме­ние вла­деть сво­им го­ло­сом есть не столь­ко дар при­ро­ды, сколь­ко ре­зуль­тат тру­да, и тру­да упор­но­го, кни­га пре­ду­преж­да­ет: эту ра­бо­ту нель­зя за­ме­нить чи­с­то ме­ха­ни­че­с­кой вы­уч­кой или ис­кус­ст­вен­ны­ми пи­ар-ма­ни­пу­ля­ци­я­ми.

В кни­ге вы­ска­зы­ва­ет­ся на пер­вый взгляд па­ра­док­саль­ная мысль: улуч­шая го­лос, че­ло­век улуч­ша­ет свой вну­т­рен­ний мир, со­зна­ние и да­же судь­бу.

Экс­пе­ри­мен­ты под­тверж­да­ют – тот, кто по-на­сто­я­ще­му ме­ня­ет го­лос, де­ла­ет его бо­лее вы­ра­зи­тель­ным, бо­га­тым и со­вер­шен­ным, из­ме­ня­ет в се­бе очень мно­гое – и ма­не­ры, и же­с­ти­ку­ля­цию, и по­ход­ку, и по­ве­де­ние, че­рез ко­то­рые на­чи­на­ет про­све­чи­вать но­вый, бо­лее уве­рен­ный и гар­мо­нич­ный об­раз лич­но­с­ти.

Ес­ли ра­бо­тать над со­бой со­зна­тель­но и упор­но, то эти из­ме­не­ния по­сте­пен­но ста­но­вят­ся не­о­бра­ти­мы­ми. О та­ком че­ло­ве­ке мож­но и в пря­мом, и в пе­ре­нос­ном смыс­ле ска­зать со всей оп­ре­де­лён­но­с­тью – он об­рёл свой соб­ст­вен­ный го­лос.

Ис­тин­ная же речь за­хва­ты­ва­ет всё су­ще­ст­во че­ло­ве­ка, вклю­чая мир его мыс­лей, пе­ре­жи­ва­ний и дей­ст­вий, при­чём за­зор меж­ду сло­ва­ми и де­ла­ми, что гре­ха та­ить, в не­ма­лой сте­пе­ни при­су­щий на­шей ин­тел­ли­ген­ции, у це­ло­ст­но­го че­ло­ве­ка по­сте­пен­но ис­че­за­ет.

Си­с­те­ма Ла­ри­сы Со­ло­вь­ё­вой как раз при­во­дит наш го­лос и пси­хи­ку в со­сто­я­ние це­ло­ст­но­с­ти. Убеж­дён, что изу­че­ние по­доб­ных книг по­мо­жет об­ре­с­ти го­лос не толь­ко от­дель­ным твор­че­с­ким лю­дям, но и стра­не в це­лом – ведь мы на куль­тур­но-ис­то­ри­че­с­ком уров­не, в си­лу на­ших сла­вян­ских и хри­с­ти­ан­ских кор­ней, счи­та­лись стра­ной, вос­при­няв­шей тра­ди­цию биб­лей­ско­го Сло­ва.

По­че­му был так вос­тре­бо­ван во всём ми­ре юж­но-ав­ст­ра­лий­ский ре­че­вик Лай­о­нел Лог, ге­рой по­пу­ляр­но­го филь­ма «Ко­роль го­во­рит»,  а на­шей куль­тур­ной и го­су­дар­ст­вен­ной эли­те не тре­бу­ет­ся рус­ский ре­че­вик Ла­ри­са Со­ло­вь­ё­ва (или иной дру­гой рус­ский спе­ци­а­лист)? Лай­о­нел Лог бо­рол­ся с «язы­ко­вой ле­нью» у се­бя на ро­ди­не и в Ан­г­лии. У не­го бы­ли са­мые вы­со­ко­по­с­тав­лен­ные кли­ен­ты, пусть они скры­ва­лись под псев­до­ни­ма­ми. По­доб­ное при­сут­ст­ву­ет и в прак­ти­ке Ла­ри­сы Со­ло­вь­ё­вой. «Вся­ко­му, кто вы­сту­па­ет пе­ред слу­ша­те­ля­ми, хо­чет­ся, что­бы те счи­та­ли его ора­тор­ское ма­с­тер­ст­во при­род­ным да­ром, а не ре­зуль­та­том дол­гих и тер­пе­ли­вых за­ня­тий», — го­во­рил Лай­о­нел Лог.

Дол­гие де­ся­ти­ле­тия по­сто­ян­ным кли­ен­том Ло­га был ан­г­лий­ский ко­роль Ге­орг Ше­с­той. Он с дет­ст­ва не умел об­щать­ся с людь­ми, по­рой за­икал­ся, и не хо­тел вы­став­лять своё не­уме­ние на­по­каз. Он не стес­нял­ся учить­ся. Поз­же он пи­сал Ло­гу: «С тех пор как я здесь, я ни ра­зу не спо­тк­нул­ся ни на од­ном сло­ве в раз­го­во­ре, с кем бы я ни го­во­рил. …Дол­жен ска­зать, Ва­ше обу­че­ние да­ло мне ог­ром­ный за­пас уве­рен­но­с­ти в се­бе…» Лишь не­мно­гие по­ни­ма­ют, ка­ким до­сто­я­ни­ем мо­жет быть го­лос. Не ска­зал ли Глад­стон: «Вре­мя и день­ги, по­тра­чен­ные на со­вер­шен­ст­во­ва­ние го­ло­са, при­но­сят боль­ше про­цен­тов при­бы­ли, чем лю­бое дру­гое ка­пи­та­ло­вло­же­ние»?

При­мер­но то же са­мое мы чи­та­ем и в кни­ге Ла­ри­сы Со­ло­вь­ё­вой «Дао го­ло­са»: «Ов­ла­дей­те сво­им го­ло­сом, что­бы он стал про­дол­же­ни­ем ва­шей не­по­вто­ри­мой лич­но­с­ти и по­мог вам пол­но­стью ре­а­ли­зо­вать соб­ст­вен­ный твор­че­с­кий ка­пи­тал». Не уме­ю­щий го­во­рить не уме­ет и мыс­лить. Не уме­ю­щий го­во­рить не уме­ет и пи­сать. Не уме­ю­щий го­во­рить не уме­ет и ду­мать. На­до все­го лишь вер­нуть Рос­сии бы­лое уме­ние.


 Ла­ри­са Со­ло­вь­ё­ва. Дао го­ло­са. – М.: «До­б­рая кни­га», 2011.



Сергей КЛЮЧНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования