Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2012

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

 Ан­тич­ность гла­за­ми учё­но­го-ве­сель­ча­ка

 

Ког­да я уви­дел в ре­дак­ции кни­гу Вик­то­ра Ре­ми­зов­ско­го «Три бо­ги­ни, две Еле­ны и Тро­ян­ский конь» (из­да­тель­ст­во «Ча­ст­ная кол­лек­ция»), то тут же и ух­ва­тил её, по­сколь­ку с дет­ст­ва люб­лю всё, свя­зан­ное с Древ­ней Гре­ци­ей. Ну а ког­да уз­нал, что ав­тор – мой зем­ляк, ха­ба­ров­ча­нин, то и во­все на ду­ше ста­ло по­кой­но и ра­до­ст­но.

Сия кни­га – суть очер­ки по ре­кон­ст­рук­ции ми­фо­ло­ги­че­с­ких со­бы­тий, на­пи­сан­ные лег­ко и да­же ве­се­ло, а чи­та­те­лей ждёт за­бав­ное, но в то же вре­мя и весь­ма по­зна­ва­тель­ное пу­те­ше­ст­вие по ис­то­рии Тро­ян­ской вой­ны с по­се­ще­ни­ем Олим­па и ос­та­нов­кой в гос­тях у ком­мен­та­то­ров «Или­а­ды». А так­же ро­до­слов­ные Ахил­ла, Пе­лея, Ме­не­лая, Еле­ны, Фе­ти­ды и тро­ян­ских ца­рей.

Пер­вые три по­доб­ных из­да­ния у ав­то­ра уже вы­хо­ди­ли в про­шлые го­ды, и на­зы­ва­лись они схо­же: «Ге­ракл, Де­я­ни­ра и Ахе­лой», «Гер­мес и Апол­лон, судь­ба гре­че­с­ких Фив и Ан­ти­ло­сев», «Зевс-Гро­мо­вер­жец, не­сча­ст­ная Ге­ра, Про­ме­тей и дру­гие». Как бы и их до­стать и по­чи­тать? Об­ра­ща­юсь к ав­то­ру.

А вско­ре у не­го вый­дет ещё один боль­шой труд: «Рус­ская Или­а­да: Спра­воч­ник по «Или­а­де» Го­ме­ра в пе­ре­во­дах Н.И. Гне­ди­ча». Это уже, как сле­ду­ет из анон­са, поч­ти мо­но­гра­фия, по­со­бие для сту­ден­тов гу­ма­ни­тар­ных ву­зов. В нём впер­вые со­бран пол­ный имен­ной ука­за­тель всех ге­ро­ев и пер­со­на­жей по­эмы, со­став­ле­ны мар­ти­ро­ло­ги ахе­ян и тро­ян­цев, ста­ти­с­ти­ка уби­тых с той и дру­гой сто­ро­ны.

Бо­лее то­го, ка­ким ору­жи­ем они бы­ли уби­ты. А так­же вы­яс­не­но, что не­ко­то­рые ге­рои с раз­ных во­ю­ю­щих сто­рон но­си­ли од­но и то же имя. На­при­мер, Ан­тиф, внук Ге­рак­ла, бил­ся про­тив Трои, а Ан­тиф При­амид и Ан­тиф Пи­ле­ме­нид – за Или­он. И ещё мно­го лю­бо­пыт­но­го. А по­сколь­ку язык у ав­то­ра ос­т­рый, мысль све­жа и глу­бо­ка, то и чте­ние по­со­бия-мо­но­гра­фии так­же пре­вра­тит­ся в ув­ле­ка­тель­ную экс­кур­сию во вре­ме­на Эл­ла­ды и Трои. Мож­но не со­мне­вать­ся.

Ре­ми­зов­ским при­ду­ма­на и ещё од­на штуч­ка для лю­бо­зна­тель­но­го чи­та­те­ля. Он пред­ла­га­ет ты­ся­чу руб­лей то­му, кто пер­вым об­на­ру­жит ошиб­ку в тре­ть­ем вы­пу­с­ке его Очер­ков по древ­не­гре­че­с­кой ми­фо­ло­гии. И пред­ла­га­ет под­сказ­ку: свя­за­на она с шах­ма­та­ми и с эле­мен­тар­ной пу­та­ни­цей имён. Кон­верт с день­га­ми ждёт от­гад­чи­ка. Тут я опять по­жа­лел, что у ме­ня нет тре­ть­е­го вы­пу­с­ка, а на гла­за по­пал­ся сра­зу чет­вёр­тый. Не ра­ди де­нег, а ток­мо во­лею по­слав­ших мя лю­би­мых «жён» – шах­мат и Древ­ней Гре­ции.

Ну лад­но слов. Что­бы убе­дить на­ше­го чи­та­те­ля в изы­с­кан­но­с­ти и до­ступ­но­с­ти сти­ля ав­то­ра, из­бран­ной им ам­фор­ной фор­мы и пья­ня­ще­го как ви­ном сло­га, при­ве­ду од­ну не­боль­шую ци­та­ту (речь идёт о су­де Па­ри­са, ког­да он дол­жен был вы­брать из трёх бо­гинь са­мую пре­крас­ную, что и по­слу­жи­ло по­во­дом для на­ча­ла вой­ны):

«У зла­то­ку­д­рой Аф­ро­ди­ты бы­ли вы­со­кие ску­лы, как у Эли­за­бет Тей­лор, воз­мож­но не­до­ста­точ­но пол­ные, но хо­ро­шо очер­чен­ные гу­бы и кра­си­вый но­сик. Грудь у неё клас­си­че­с­ко­го тре­ть­е­го раз­ме­ра, поч­ти как у Мэ­ри­лин Мо­н­ро. Прав­да, но­ги скры­ва­ла длин­ная ту­ни­ка… Бо­ги­ни тща­тель­но го­то­ви­лись к кон­кур­су на зва­ние «Мисс пре­крас­ней­шая», а не по­нес­лись на го­ру Иду очер­тя го­ло­ву пря­мо из-за пра­зд­нич­но­го сто­ла.

Ли­цо Афи­ны вы­гля­де­ло бо­лее стро­гим, но не ме­нее кра­си­вым. Не­сколь­ко пор­тил его Кри­с­ти­ноч­кин но­сик. За­то гла­за при­тя­ги­ва­ли, в них све­ти­лись ум и лю­бо­пыт­ст­во. Стать у бо­ги­ни бы­ла по­тря­са­ю­щей. Не­смо­т­ря на то, что грудь её скры­ва­ла плот­ная одеж­да, лег­ко уга­ды­ва­лось там на­ли­чие не­ма­ло­го до­б­ра…

Что ка­са­ет­ся Ге­ры, то это бы­ла на­сто­я­щая мно­го­опыт­ная ма­тро­на. Ли­цо её бла­го­да­ря ко­с­ме­ти­ке фир­мы Oriflame вы­гля­де­ло всё ещё мо­ло­до, а в гла­зах све­тил­ся при­зыв­ной ого­нёк. Прав­да, грудь у неё не­сколь­ко об­вис­ла, но она уме­ло под­дер­жи­ва­ла её по­лу­от­кры­тым лиф­чи­ком си­с­те­мы «Ан­же­ли­ка». За­ман­чи­вая бы­ла бо­ги­ня!» 

А вам ка­кая из них боль­ше нра­вит­ся? Ре­ми­зов­ский, ду­маю, не по­жа­ле­ет ещё ты­ся­чу, ес­ли чи­та­тель пер­вым уга­да­ет его вкус. Го­тов по­не­с­ти с ав­то­ром по­ло­ви­ну рас­хо­дов, ес­ли вы уга­да­е­те и мой то­же.

Пост­скрип­тум. Но ес­ли се­рь­ёз­но, то и кни­га впол­не се­рь­ёз­ная, хо­тя и ве­сё­лая, по­сколь­ку яв­ля­ет­ся до­ступ­ным го­мео­па­ти­че­с­ким сна­до­бь­ем и ле­чит от не­вы­ра­зи­мой то­с­ки, мра­ка и по­ш­ло­с­ти со­вре­мен­но­го ок­ру­жа­ю­ще­го бы­тия. При­ят­но­го вам чте­ния.


 

Сло­вен­ское сло­во

 

Сра­зу два сбор­ни­ка сло­вен­ских но­вел­ли­с­тов по­да­рил чи­та­ю­щей пуб­ли­ке «Центр кни­ги Ру­до­ми­но». Да­же в со­вет­ские вре­ме­на мы ма­ло бы­ли зна­ко­мы с пи­са­те­ля­ми из этой не­боль­шой ев­ро­пей­ской стра­ны, вхо­див­шей тог­да в со­став Юго­сла­вии. А в даль­ней­шем пла­ни­ру­ют­ся и ещё из­да­ния бо­лее круп­ных про­из­ве­де­ний сло­вен­цев – по­ве­с­ти, ро­ма­ны. Осу­ще­ств­ля­ет­ся этот про­ект при под­держ­ке Ин­сти­ту­та сла­вя­но­ве­де­ния Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук и Люб­лян­ско­го уни­вер­си­те­та, а так­же и дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных во вза­и­мо­про­ник­но­ве­нии куль­тур об­ществ, агентств и биб­ли­о­тек, как с той, так и с дру­гой сто­ро­ны.

А по­ка – пер­вые ла­с­точ­ки. Од­на из них на­зы­ва­ет­ся «Про­тив ча­со­вой стрел­ки» (со­став­ле­ние Ю.А. Со­зи­на и Ю.Г. Фрид­штей­на, в пе­ре­во­дах Т.Жа­ро­вой, Н.Ста­ри­ко­вой, Ж.Пер­ков­ской и дру­гих). Вто­рая – про­сто «Сло­вен­ская но­вел­ла XX ве­ка» (все пе­ре­во­ды вы­пол­не­ны Май­ей Ры­жо­вой, она же со­ста­ви­тель и ав­тор по­сле­сло­вия).

В пер­вую кни­гу во­шли про­из­ве­де­ния «ма­лой про­зы» Сло­ве­нии, на­пи­сан­ные с кон­ца по­за­про­ш­ло­го ве­ка до окон­ча­ния ми­нув­ше­го. В сто лет ук­ла­ды­ва­ют­ся и да­ты рож­де­ния этих ху­дож­ни­ков сло­ва. А пред­став­ле­ны они в хро­но­ло­ги­че­с­ки об­рат­ном по­ряд­ке, что на­шло от­ра­же­ние и в са­мом на­зва­нии сбор­ни­ка. Так, от­кры­ва­ет его По­ло­на Гла­ван, ро­див­ша­я­ся в 1974 го­ду, но­вел­лой «Не­о­быч­ная иден­тич­ность Ни­ны Б.», в ко­то­рой про­во­ка­тив­но и са­мо­иро­нич­но ста­ра­ет­ся по­мочь сво­им со­оте­че­ст­вен­ни­кам пре­одо­леть раз­ные ком­плек­сы не­пол­но­цен­но­с­ти, не­кой на­ци­о­наль­ной ску­ко­жен­но­с­ти и страх пе­ред сте­рео­ти­па­ми.

А за­клю­ча­ет ста­рей­ший сло­вен­ский пи­са­тель Иван Цан­кар (1876–1918), чьё твор­че­ст­во пред­став­ле­но пя­тью креп­ки­ми ре­а­ли­с­ти­че­с­ки­ми рас­ска­за­ми в клас­си­че­с­ком сти­ле. Меж­ду ни­ми, са­мой мо­ло­дой и са­мым стар­шим – Ду­шан Ша­ро­тар, Ан­д­рей Блат­ник, Ми­ле­на Мо­хо­рич, Да­ни­ло Ло­кар и дру­гие, о ко­то­рых про­сто нет воз­мож­но­с­ти рас­ска­зать бо­лее по­дроб­но, че­го все они, бе­зус­лов­но, за­слу­жи­ва­ют.

А про­из­ве­де­ния Цан­ка­ра, как уве­ря­ет нас со­ста­ви­тель, кар­ди­наль­но по­вли­я­ли на даль­ней­шее раз­ви­тие на­ци­о­наль­ной ли­те­ра­ту­ры, и горь­кое осо­зна­ние не­спра­вед­ли­во­с­ти ми­ра и че­ло­ве­че­с­ких по­ро­ков бу­дет при­сут­ст­во­вать в ней на про­тя­же­нии мно­гих лет – у са­мых раз­ных ав­то­ров. Толь­ко в иных фор­мах. В чём я и убе­дил­ся, с удо­воль­ст­ви­ем и поль­зой для се­бя про­чи­тав эту кни­гу.

Ког­да-то Ва­си­лий Ак­сё­нов ска­зал, что со­вре­мен­ный пи­са­тель дол­жен быть «не вла­с­ти­те­лем дум, а ос­во­бо­ди­те­лем дум». Во­прос спор­ный. Ос­во­бож­дать по­сто­рон­не­го че­ло­ве­ка от его дум, а зна­чит, воз­мож­но, ос­тав­лять его во­об­ще без ка­ких-ли­бо мыс­лей, – де­ло не слиш­ком-то до­б­рое.

Ещё са­мая ум­ная и об­ра­зо­ван­ная жен­щи­на древ­ней Алек­сан­д­рии Ги­ка­тия го­во­ри­ла сов­сем иное: «Со­хра­няй­те своё пра­во ду­мать, по­то­му что да­же ду­мать не­пра­виль­но луч­ше, чем не ду­мать во­об­ще». (За что, кста­ти, при­шед­шие в Еги­пет рим­ля­не и из­ре­за­ли её на ку­соч­ки при­хва­чен­ны­ми с со­бой для гур­ман­но-ку­ли­нар­ных це­лей ос­т­ры­ми нож­ни­ца­ми для раз­дел­ки ус­т­риц: уж им-то на­до бы­ло, что­бы все «ду­ма­ли, как они».) Но де­ло не в этом.

А в том, что сло­вен­ские пи­са­те­ли, сле­дуя ло­ги­ке Ак­сё­но­ва, в луч­шем, ко­неч­но, смыс­ле, ос­т­ро чув­ст­ву­ют не­об­хо­ди­мость ос­во­бож­дать от сте­рео­ти­пов не толь­ко вы­со­кие, фи­ло­соф­ские, но и са­мые обык­но­вен­ные, по­всед­нев­ные мыс­ли. И толь­ко тог­да в них от­ра­жа­ет­ся че­ло­век во всей сво­ей слож­но­с­ти, со сво­и­ми же­ла­ни­я­ми, ра­до­с­тя­ми и пе­ча­ля­ми.

В этой су­щей про­сто­те – уход от про­шлых тра­ди­ций (это, в пер­вую оче­редь, от­но­сит­ся к тем но­вел­лам, ко­то­рые со­зда­ны в ка­нун или по­сле об­ре­те­ния го­су­дар­ст­вен­ной не­за­ви­си­мо­с­ти), же­ла­ние под­нять­ся над на­ци­о­наль­ным, рас­ска­зать ис­то­рию, ко­то­рая мог­ла бы про­изой­ти с лю­бым ря­до­вым ев­ро­пей­цем. (Итог вступ­ле­ния в ВТО и в Ев­ро­со­юз как ни­ве­ли­ро­ва­ние куль­тур­ных на­ци­о­наль­ных тра­ди­ций.) Так я по­ни­маю.

Хо­тя са­ми сло­вен­цы (осо­бен­но стар­ше­го по­ко­ле­ния) го­во­рят, что жи­вут и осо­зна­ют се­бя «на гра­ни­це» двух ве­ли­ких куль­тур: за­пад­ной и сла­вян­ской. И от­рад­но, что в их от­кры­то­с­ти раз­ным тра­ди­ци­ям, в их бо­га­той са­мо­быт­но­с­ти, ха­рак­тер­ном толь­ко для них по­ни­ма­нии мно­го­по­люс­но­с­ти че­ло­ве­че­с­ко­го ми­ра, осо­зна­нии се­бя со­став­ной ча­с­тью ог­ром­но­го куль­тур­но­го ком­плек­са об­ще­ев­ро­пей­ской ци­ви­ли­за­ции, до­стой­ное ме­с­то при­над­ле­жит и Рос­сии.

Во вто­рую кни­гу, как и в пре­ды­ду­щую (но с дру­ги­ми но­вел­ла­ми) так­же во­шли и Цан­кар, и Пре­жи­хов Во­ранц, и Фран­це Бевк, и Юш Ко­зак, а ещё Миш­ко Кра­нец. Осо­бую теп­ло и лю­бовь при­да­ла этим про­из­ве­де­ни­ям яр­кий, ста­рей­ший пе­ре­вод­чик, глу­бо­кий ис­сле­до­ва­тель сло­вен­ской ли­те­ра­ту­ры Майя Ры­жо­ва, от­да­ю­щая сво­ей бла­го­род­ной ра­бо­те мас­су вре­ме­ни и ду­шев­ных сил. Ко­то­рую мы и по­з­д­рав­ля­ем с её при­бли­жа­ю­щим­ся юби­ле­ем.

Все пять пред­став­лен­ных ав­то­ров при­над­ле­жат (или близ­ки) к ли­те­ра­тур­но­му на­прав­ле­нию 30-х го­дов про­шло­го ве­ка, так на­зы­ва­е­мо­му «со­ци­аль­но­му ре­а­лиз­му» (не пу­тать с «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ким»). Все эти пи­са­те­ли при­знан­ные, глу­бо­кие, об­ла­да­ю­щие да­ром пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го и об­ще­ст­вен­но-кри­ти­че­с­ко­го ана­ли­за, с обо­ст­рён­ным чув­ст­вом со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­с­ти, и при этом каж­дый из них – со­вер­шен­но ин­ди­ви­ду­а­лен и са­мо­бы­тен. И ещё все они очень близ­ки рус­ским пи­са­те­лям это­го по­ко­ле­ния, бо­ле­ю­щим ду­шой за свой на­род и стра­ну. Ро­ди­на од­на, будь то Рос­сия, будь то Сло­ве­ния. Та­кая вот «ве­ли­ко­леп­ная пя­тёр­ка» пи­са­те­лей-сло­вен­цев.

Бу­дем ждать но­вых встреч со сло­вен­ской ли­те­ра­ту­рой. Де­ло за по­эзи­ей.

Пост­скрип­тум. Я вот не­о­жи­дан­но по­ду­мал сей­час, что сло­во­со­че­та­ние «сло­вен­ское сло­во», при всём его не­ко­ем тав­то­ло­ги­че­с­ком зву­ча­нии, име­ет ка­кой-то глу­бо­кий и прон­зи­тель­ный смысл. Со­сед­ние сла­вян­ские стра­ны за­ча­с­тую кон­флик­ту­ют меж­ду со­бой, как Поль­ша и Рос­сия, как Хор­ва­тия и Сер­бия.

И вме­с­те с тем су­ще­ст­ву­ет не­что, их бес­ко­неч­но сбли­жа­ю­щее. То ли «ге­не­ти­че­с­кая па­мять», то ли за­га­доч­ная «сла­вян­ская ду­ша». Вот про­иг­ра­ли мы в фут­бол Сло­ве­нии, не пу­с­ти­ли они нас на чем­пи­о­нат ми­ра в Аф­ри­ку, мы по­ру­га­лись-по­ру­га­лись на них, по­зли­лись, да и про­сти­ли: са­ми ви­но­ва­ты.

Сло­вен­ский же по­эт, пе­ре­вод­чик и пуб­ли­цист Ве­но Та­у­фер вер­но срав­нил идею «сла­вян­ской вза­им­но­с­ти» с ощу­ще­ни­ем «креп­ких ты­лов». А ещё есть «сло­вен­ское сло­во». Сло­вен­ское, зна­чит, в его из­на­чаль­ном смыс­ле  – сла­вян­ское, сла­вя­щее сло­во. Это уже – как гол в во­ро­та про­тив­ни­ка.


 

Рас­ти­нь­як и Кре­ч­мер

 

Ещё две кни­ги од­но­го ав­то­ра: На­та­лья Ми­ро­но­ва «Слу­чай Рас­ти­нь­я­ка» и «Тень док­то­ра Кре­ч­ме­ра» (обе вы­шли в из­да­тель­ст­ве «Экс­мо» в про­шлом го­ду). Не ска­жешь, что это жен­ская про­за, хо­тя так, как пи­шет она, муж­чи­ны нын­че ста­ра­ют­ся не пи­сать. Всё боль­ше о дра­ках, пьян­ст­ве, раз­вра­те и про­чей эко­но­ми­ке и по­ли­ти­ке. А вот На­та­лья Ми­ро­но­ва – о люб­ви в её чи­с­том из­на­чаль­ном ро­ман­ти­че­с­ком ви­де, о при­ро­де че­ло­ве­че­с­ких чувств, о веч­ных цен­но­с­тях, ко­то­рые у всех нор­маль­ных лю­дей, ко­неч­но же, не­за­ви­си­мо от по­ла, на­ци­о­наль­но­с­ти  и ве­ро­ис­по­ве­да­ния, оди­на­ко­вы.

Пер­вый ро­ман, ко­рот­ко: муж­чи­на встре­тил жен­щи­ну, по­зна­ко­ми­лись, по­нра­ви­лись друг дру­гу. У обо­их за пле­ча­ми не­сча­ст­ли­вая лич­ная жизнь. Он же­нат, и она за­му­жем. Они это­го не скры­ва­ют. Она вы­шла за не­лю­би­мо­го че­ло­ве­ка (по­дон­ка, в об­щем-то) по глу­по­с­ти, толь­ко лишь из-за то­го, что­бы у ре­бён­ка был отец. (Хо­тя луч­ше уж ни­ка­ко­го, чем та­ко­го, ко­то­рый, в кон­це кон­цов, с лёг­ко­с­тью «от­дал» сы­на че­чен­цам, что­бы раз­де­лить вы­куп.) А он же­нил­ся по рас­чё­ту на до­че­ри (на­сто­я­щей ме­ге­ре и уро­ди­не) сво­е­го на­чаль­ни­ка, бу­ду­ще­го оли­гар­ха.

«Обыч­ная схе­ма» – ска­же­те вы? А вот и нет. А впро­чем, схе­ма­тич­на толь­ко кан­ва, пу­с­тая обёрт­ка от кон­фе­ты, как и всё, что скры­ва­ет со­дер­жа­ние. Но вну­т­ри – горь­кая и страш­ная прав­да, при­чём та­кая, что толь­ко ис­тин­ная лю­бовь мо­жет не раз­ру­шить­ся от неё. Гер­ман (глав­ный ге­рой) по­мо­га­ет Ка­те вер­нуть сы­на, а вме­с­те с тем и об­ре­с­ти но­вое сча­с­тье. По­сту­пок муж­ской, да и де­ла­ет всё это по-муж­ски, силь­но, жё­ст­ко, но без ду­ше­раз­ди­ра­ю­щих сцен. А ведь мог бы, бу­ду­чи в при­ма­ках у оли­гар­ха, и сам пре­вра­тить­ся в та­ко­го же ци­нич­но­го и без­душ­но­го. Ро­ман со сча­ст­ли­вым кон­цом, ма­ло та­ких.

Вто­рая кни­га, то­же вкрат­це: он под­нял го­ло­ву и ос­тол­бе­нел. Ку­да де­лась су­ту­лая про­вин­ци­аль­ная де­воч­ка с гла­за­ми, пол­ны­ми ис­пу­га, ко­то­рую он знал де­сять лет на­зад? Вме­с­то нее к Ни­ко­лаю при­бли­жа­лась вы­со­кая, утон­чён­но сек­су­аль­ная жен­щи­на.

Ока­зы­ва­ет­ся, это она – ви­це-пре­зи­дент бан­ка, у ко­то­ро­го Га­лы­нин со то­ва­ри­щи вы­нуж­ден про­сить средств на те­ле­про­ект. В Ве­ре Не­лю­би­ной не ос­та­лось и сле­да от той, что лег­ко впи­сы­ва­лась ил­лю­с­т­ра­ци­ей в трак­тат док­то­ра Кре­ч­ме­ра об ас­те­нии. Те­перь он по­ни­мал, что во всём про­га­дал, поз­во­лив ког­да-то Ве­ри­ной се­с­т­ре со­блаз­нить се­бя: и лю­бовь по­те­рял, и че­с­ти ли­шил­ся, и та­лант рас­се­ял. И где те­перь най­ти си­лы, что­бы вы­мо­лить её про­ще­ние?

«Вновь схе­ма, при­ми­тив­ная за­вяз­ка» – опять по­вто­ри­те вы. Но за­вяз­ка – это лишь кра­си­вый ро­зо­вый бан­тик сбо­ку на пла­тье, а вот под ним – ра­ни­мое че­ло­ве­че­с­кое те­ло, а ещё глуб­же – стра­да­ю­щая и лю­бя­щая ду­ша. Ко­то­рая, как и все люд­ские ду­ши, ищет на зем­ле сча­с­тья, а ес­ли вдруг по­ве­зёт с та­кой по­зд­ней встре­чей, то и на­хо­дит его. И уже долж­на, ве­рит ав­тор, ве­рят и её чи­та­те­ли, уже не рас­ста­вать­ся с ним.

Вот та­кие ро­ма­ны.

Пост­скрип­тум. Да­ле­ко не все по­клон­ни­ки Но­ры Ро­бертс и Сан­д­ры Бра­ун зна­ют, что мно­гие из книг этих ав­то­ров пе­ре­ве­ла на рус­ский язык На­та­лья Ми­ро­но­ва. Я вот, на­при­мер, не знал, как и то, кто это во­об­ще та­кие – Ро­бертс да Бра­ун? Но это и не важ­но.

А вот На­та­лья, оче­вид­но, об­ла­да­ла раз­но­об­раз­ным да­ром, бу­ду­чи ещё и пе­ре­вод­чи­ком, дол­гие го­ды со­труд­ни­чая с жур­на­лом «За ру­бе­жом» и ра­бо­тая в ита­ль­ян­ской ре­дак­ции «Но­во­го вре­ме­ни». По­че­му «об­ла­да­ла»? Увы, жизнь не­спра­вед­ли­во ско­ро­теч­на… И мы вы­ра­жа­ем ис­крен­ние со­бо­лез­но­ва­ния се­мье и близ­ким та­лант­ли­во­го пи­са­те­ля.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования