Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2012

Снифф, снафф, снурре

По­след­ний ро­ман Пе­ле­ви­на по сво­ей струк­ту­ре пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет то­му, что в се­ти Ин­тер­нет при­ня­то на­зы­вать «мэ­ша­пом». По­доб­но веб-при­ло­же­ни­ям ука­зан­но­го ти­па, «S.N.U.F.F.» ском­по­но­ван из трёх ча­с­тей. В ро­ли «про­вай­де­ра со­дер­жи­мо­го» вы­сту­па­ют ис­точ­ни­ки све­де­ний по тем про­бле­мам, ко­то­рые со­став­ля­ют пред­мет осо­бо­го ав­тор­ско­го ин­те­ре­са. Так, эти­ка и пси­хо­ло­гия ин­тим­ных от­но­ше­ний с ан­д­ро­и­да­ми вос­соз­да­ёт­ся Пе­ле­ви­ным с опо­рой на клас­си­че­с­кий ка­нон «ро­бо­то­тех­ни­че­с­кой» фан­та­с­ти­ки. При этом глав­ны­ми со­вет­чи­ка­ми в этой де­ли­кат­ной сфе­ре вы­сту­па­ют не Ази­мов или Лем, а Фи­лип Дик со сво­им зна­ме­ни­тым ро­ма­ном «Меч­та­ют ли ан­д­ро­и­ды об эле­к­т­ро­ов­цах?». Лю­бов­ный тре­у­голь­ник, воз­ник­ший меж­ду охот­ни­ком на ан­д­ро­и­дов Ри­ком Де­кар­дом, его же­ной Ай­рен и ро­бо­том мо­де­ли «Не­ксус-6» по име­ни Рей­чел Ро­у­зен, поч­ти «кон­гру­эн­тен» по­ст­ро­ен­ной Пе­ле­ви­ным сю­жет­ной фи­гу­ре, вер­ши­на­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся Де­мь­ян-Лан­дульф Да­ми­ло­ла Кар­пов, «бо­е­вой лёт­чик CINEWS INC», кор­по­ра­ции, «сни­ма­ю­щей но­во­сти и сна­фы» (на­зва­ние кор­по­ра­ции, ви­ди­мо, при­зва­но вы­звать у чи­та­те­ля аcсо­ци­а­цию с бри­тан­ским но­во­ст­ным те­ле­ка­на­лом Sky News, склон­ным к со­зда­нию под­дель­ных ре­пор­та­жей), обо­жа­е­мая им сур­ро­гат­ная жен­щи­на Кая и юный орк Грым. Не­ко­то­рая ас­и­мме­т­рич­ность ука­зан­ных ро­ман­ных кон­ст­рук­ций, вы­зван­ная сме­ще­ни­ем ген­дер­ных про­пор­ций (ЖМЖ/МЖМ), ни­ве­ли­ру­ет­ся тем об­сто­я­тель­ст­вом, что ис­точ­ни­ком сму­ты и ду­шев­ных тер­за­ний муж­ских пер­со­на­жей в обо­их слу­ча­ях вы­сту­па­ет жен­ское ан­д­ро­ид­ное су­ще­ст­во. Вме­с­те с тем сход­ст­во меж­ду про­из­ве­де­ни­ем Пе­ле­ви­на и тво­ре­ни­ем Фи­ли­па Ди­ка оп­ре­де­ля­ет­ся не толь­ко об­щим те­ма­ти­че­с­ким «па­рал­ле­лиз­мом», но и на­ли­чи­ем от­дель­ных сов­па­да­ю­щих де­та­лей. На­при­мер, Ай­рен гро­зит Ри­ку мак­си­маль­но «уве­ли­чить свою склоч­ность» с по­мо­щью осо­бо­го ге­не­ра­то­ра на­ст­ро­е­ний, а Да­ми­ло­ла Кар­пов, зна­ю­щий толк в удо­воль­ст­ви­ях ма­зо­хист­ско­го свой­ст­ва, сам вы­став­ля­ет Кае «су­че­ст­во на мак­си­мум», поль­зу­ясь воз­мож­но­с­тью из­ме­нять «на­ст­рой­ки в её крас­ном бло­ке».

Что ка­са­ет­ся ос­таль­ных эле­мен­тов «про­вай­де­ра со­дер­жи­мо­го», то все они, как не­труд­но до­га­дать­ся, си­ту­а­тив­но обус­лов­ле­ны. Ес­ли, пред­по­ло­жим, тот же Да­ми­ло­ла Кар­пов воз­на­ме­ри­ва­ет­ся по­раз­мы­ш­лять о гра­ни­цах, от­де­ля­ю­щих че­ло­ве­че­с­кий ра­зум от ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та, то к его ус­лу­гам – сде­лан­ное Пе­ле­ви­ным кон­спек­тив­ное из­ло­же­ние идей Ала­на Тью­рин­га, Дэ­ви­да Чал­мер­са, Дэ­ни­е­ла Ден­не­та и дру­гих гу­ру со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии со­зна­ния.

Функ­цию «мэ­шап-сай­та», то есть веб-при­ло­же­ния, пред­ла­га­ю­ще­го кли­ен­ту-чи­та­те­лю кон­гло­ме­рат за­ма­с­ки­ро­ван­ных ис­точ­ни­ков, вы­пол­ня­ет со­здан­ная Пе­ле­ви­ным ху­до­же­ст­вен­ная все­лен­ная. Впро­чем, ар­хи­тек­то­ни­ка это­го вир­ту­аль­но­го уни­вер­су­ма не мо­жет счи­тать­ся по­рож­де­ни­ем од­ной лишь ав­тор­ской фан­та­зии, по­сколь­ку в боль­шей сте­пе­ни за­ви­сит от сум­мы про­чи­тан­но­го, чем от со­во­куп­но­с­ти при­ду­ман­но­го.

В ча­ст­но­с­ти, вза­и­мо­от­но­ше­ния Ур­ка­и­ны и Би­зан­ти­у­ма, об­ра­зу­ю­щих еди­ную куль­тур­но-эко­но­ми­че­с­кую си­с­те­му, «ме­т­ро­ко­ло­нию», бе­зус­лов­но, ско­пи­ро­ва­ны Пе­ле­ви­ным у Дми­т­рия Гал­ков­ско­го, раз­ви­ва­ю­ще­го мысль о Рос­сии как о «крип­то­ко­ло­нии» Ве­ли­ко­бри­та­нии. Не слу­чай­но «ис­тин­ной сто­ли­цей Ур­ка­и­ны яв­ля­ет­ся Лон­дон (сек­тор Биг Би­за, где из­дав­на при­об­ре­та­ют ле­та­е­мость бо­га­тей­шие орк­ские вер­ту­хаи)». Мысль о «сна­фах», син­те­зи­ру­ю­щих до­сто­вер­ное «ки­но» и всам­де­лиш­ные «но­во­сти», мог­ла быть под­ска­за­на Пе­ле­ви­ну как жа­н­ром со­вре­мен­ных ви­део-снаф­фов, изо­б­ра­жа­ю­щих ре­аль­ные убий­ст­ва, так и дав­ним рас­ска­зом Вла­ди­ми­ра Гри­го­рь­е­ва «Об­раз­ца 1919-го», хо­ро­шо зна­ко­мым всем лю­би­те­лям со­вет­ской фан­та­с­ти­ки. В рас­ска­зе этом, на­пом­ним, пред­ста­ви­те­ли вы­со­ко­раз­ви­той вне­зем­ной ци­ви­ли­за­ции за­ни­ма­ют­ся тем, что, по­се­щая чу­жие пла­не­ты, сни­ма­ют филь­мы, ос­но­ван­ные «на до­ку­мен­таль­ных ка­д­рах». Пред­во­с­хи­щая ус­та­нов­ки оби­та­те­лей Би­зан­ти­у­ма, они пол­но­стью от­ка­за­лись от про­из­вод­ст­ва иг­ро­вых лент («Иг­ро­вой лен­той на на­шей пла­не­те не убе­дишь. Тош­нит зри­те­ля от не­до­сто­вер­но­с­ти, от ак­тёр­ских удач. Ак­тёр на эк­ра­не – прой­ден­ный этап. Для на­шей пла­не­ты во­об­ще вся ва­ша жизнь наш прой­ден­ный этап», – объ­яс­ня­ет ге­рою-зем­ля­ни­ну стран­ст­ву­ю­щий ко­с­ми­че­с­кий «ре­жис­сёр»).

Под поль­зо­ва­тель­ским ин­тер­фей­сом ро­ма­на «S.N.U.F.F.» сле­ду­ет по­ни­мать стан­дарт­ный на­бор пе­ле­вин­ских сти­ли­с­ти­че­с­ких при­ёмов, об­лег­ча­ю­щих поль­зо­ва­те­лю вза­и­мо­дей­ст­вие с «фи­ло­со­фи­че­с­кой» на­чин­кой тек­с­та. Это и при­выч­ная иг­ра слов (Ук­ра­и­на – Ур­ка­и­на – Ур­ка­нат), и тра­ди­ци­он­ные вкрап­ле­ния ино­языч­ных ло­зун­гов (Don’t FUCK With the GULAG!), и фир­мен­ные афо­риз­мы, не ус­ту­па­ю­щие по точ­но­с­ти суж­де­ний «Мак­си­мам» Ла­рош­фу­ко и «Ха­рак­те­рам» Ла­б­рюй­е­ра (до­пу­с­тим, быть рус­ским, спра­вед­ли­во под­ме­ча­ет Пе­ле­вин, – се­го­дня зна­чит «ез­дить на не­мец­ком ав­то­мо­би­ле, смо­т­реть ази­ат­ское пор­но, рас­пла­чи­вать­ся аме­ри­кан­ски­ми день­га­ми, ве­рить в ев­рей­ско­го бо­га, ци­ти­ро­вать фран­цуз­ских дис­кур­смон­ге­ров, гор­до дис­тан­ци­ро­вать­ся от «во­ров во вла­с­ти» – и всё вре­мя ста­рать­ся что-ни­будь ук­расть, хо­тя бы и в ци­ф­ро­вом ви­де»).

Та­ким об­ра­зом, ин­тер­фейс пе­ле­вин­ско­го «мэ­ша­па» от­но­сит­ся к чис­лу «дру­же­ст­вен­ных». С на­шей точ­ки зре­ния, он ещё дол­го бу­дет га­ран­ти­ро­вать по­бе­ду в ре­гу­ляр­ных столк­но­ве­ни­ях с кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми «веб-сер­ви­са­ми» рос­сий­ских пи­са­те­лей.


Алексей КОРОВАШКО,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования