Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №13. 30.03.2012

Последние залпы по шестидесятникам

Мно­гие ду­ма­ют, что мя­теж­ный дух бу­до­ра­жил лишь Моск­ву, Ле­нин­град. Од­на­ко он про­ник и на ок­ра­и­ны стра­ны. По­это­му Все­мир­ная па­у­ти­на до сих пор ко­лы­шет­ся от вос­по­ми­на­ний о ше­с­ти­де­сят­ни­ках, о Праж­ской вес­не 1968 го­да, вол­не­ни­ях сту­ден­тов Сор­бон­ны и дру­гих уни­вер­си­те­тов Ев­ро­пы и США.

В 1966 го­ду, став за­ме­с­ти­те­лем глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла «Бай­кал», я ре­шил под­нять ин­те­рес к не­му про­из­ве­де­ни­я­ми не толь­ко си­би­ря­ков, но и вид­ных пи­са­те­лей стра­ны. Осе­нью 1967 го­да я при­ехал в Моск­ву, по­зна­ко­мил­ся с вдо­вой М.Бул­га­ко­ва Еле­ной Сер­ге­ев­ной. На­учен­ная горь­ким опы­том, она ни­ко­му не да­ва­ла ру­ко­пи­си на дом. За де­сять дней я про­чёл у Еле­ны Сер­ге­ев­ны на Су­во­ров­ском буль­ва­ре «Ба­г­ро­вый ос­т­ров», «Зой­ки­ну квар­ти­ру», «Со­ба­чье серд­це»… И уз­нал гос­те­при­им­ст­во Бул­га­ков­ско­го до­ма. Еле­на Сер­ге­ев­на по­зво­ни­ла пи­са­те­лю К.Си­мо­но­ву и ре­жис­сё­ру Р.Си­мо­но­ву. Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич, как пред­се­да­тель фон­да ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия Бул­га­ко­ва, дал до­б­ро на пуб­ли­ка­ции в «Бай­ка­ле», а Ру­бен Ни­ко­ла­е­вич на­пи­сал вос­по­ми­на­ния об ус­пе­хе «Зой­ки­ной квар­ти­ры» в 1920-х го­дах в те­а­т­ре им. Вах­тан­го­ва. А.Стру­гац­кий вру­чил мне «Улит­ку на скло­не». А.Бе­лин­ков, ли­те­ра­тор, си­дев­ший в од­ном ла­ге­ре с Со­лже­ни­цы­ным, дал гла­ву из кни­ги о Юрии Оле­ше.

По­бе­се­до­вав в «Но­вом ми­ре» с В.Лак­ши­ным, И.Ви­но­гра­до­вым, я рас­ска­зал о сво­их пла­нах, они от­нес­лись к ним с сим­па­ти­ей, но и с со­мне­ни­ем в том, что удаст­ся опуб­ли­ко­вать Бе­лин­ко­ва, и по­со­ве­то­ва­ли за­ру­чить­ся под­держ­кой К.Чу­ков­ско­го.

Пе­ред этим Ар­ка­дий Бе­лин­ков дал мне ру­ко­пись кни­ги, я вы­брал гла­ву «По­эт и тол­стяк». О ней мож­но су­дить по та­ким стро­кам: «Меж­ду ху­дож­ни­ком и об­ще­ст­вом идёт кро­ва­вое не­умо­ли­мое по­бо­и­ще: об­ще­ст­во бо­рет­ся за то, что­бы ху­дож­ник изо­б­ра­зил его та­ким, ка­ким оно се­бе нра­вит­ся, а ис­тин­ный ху­дож­ник изо­б­ра­жа­ет его та­ким, ка­кое оно есть».

Я ре­шил ис­поль­зо­вать ин­тер­вью Кор­нея Ива­но­ви­ча в «Во­про­сах ли­те­ра­ту­ры». На во­прос: «Как, по Ва­ше­му мне­нию, долж­ны пи­сать на­ши кри­ти­ки и ли­те­ра­ту­ро­ве­ды?» он от­ве­чал: «Они долж­ны пи­сать, как пи­шут сей­час: та­лант­ли­во, мо­ло­до, све­жо, го­ря­чо А.Бе­лин­ков, В.Лак­шин, В.Не­по­мня­щий, И.Ви­но­гра­дов, Б.Сар­нов, З.Па­пер­ный, А.Тур­ков». И вот 19 ок­тя­б­ря 1967 го­да я при­был в Пе­ре­дел­ки­но. Кор­ней Ива­но­вич, ве­сё­лый, по­све­жев­ший по­сле от­ды­ха и ду­ша, под­нял­ся на вто­рой этаж, где я ожи­дал его, и с ра­душ­ной улыб­кой про­тя­нул мне ру­ки:

– Мой до­ро­гой друг! Здрав­ст­вуй­те! Пой­дём­те в мой ка­би­нет.

Чи­тая за­го­тов­ку, Кор­ней Ива­но­вич одо­б­ри­тель­но ка­чал го­ло­вой, од­на­ко про­шёл­ся по тек­с­ту, мно­гое ис­пра­вил, до­пи­сал. Не­ко­то­рые сло­ва про­из­но­сил вслух, оце­ни­вая их зву­ча­ние, как на­ст­рой­щик му­зы­ки. И по­ка се­к­ре­тарь Кла­ра Ло­зин­ская пе­ча­та­ла текст, Кор­ней Ива­но­вич ли­с­тал жур­нал «Бай­кал»: «Не­пло­хо оформ­ля­ет­ся, гра­вю­ры, сним­ки не­дур­ны».

Сти­хи Ла­ри­сы Ва­си­ль­е­вой «На пе­ре­ва­ле у Ха­и­ма» он про­чёл вслух и спро­сил, кто этот Ха­им? «Ха­им – поль­ский ссыль­ный, ко­то­рый жил здесь». Вдруг Кор­ней Ива­но­вич за­улы­бал­ся и мол­ча по­ка­зал за­го­ло­вок «Бар­ма­лей». Я ска­зал, что это гла­ва из «Ска­зок ста­ро­го Ки­бе­ра» Юрия Бу­дан­це­ва. Он про­чи­тал текст и рас­сме­ял­ся: «Бар­ма­лей, за­та­ив­ший­ся в от­став­ке, это пре­вос­ход­но!» По­том Кла­ра сфо­то­гра­фи­ро­ва­ла ме­ня с Кор­не­ем Ива­но­ви­чем…

«Мы жи­ли в стра­не кри­вых зер­кал, – вспо­ми­на­ла На­та­ша Бе­лин­ко­ва. – Низ­кий по­клон Во­ло­де Ба­ра­е­ву за хи­т­рость, боль­шое спа­си­бо Кор­нею Ива­но­ви­чу Чу­ков­ско­му за лу­кав­ст­во, бла­го­дар­ность Вик­то­ру Бо­ри­со­ви­чу Шклов­ско­му за по­пыт­ку спа­се­ния за­клю­чён­но­го». Бо­же мой! В ка­кую обой­му я по­пал!

Но при­ве­зён­ное из Моск­вы ещё нуж­но бы­ло до­ве­с­ти до пе­ча­ти. Я опуб­ли­ко­вал в Улан-Удэ, Ир­кут­ске ста­тью о пла­нах «Бай­ка­ла» со сним­ка­ми Чу­ков­ско­го, бра­ть­ев Стру­гац­ких, Бул­га­ко­вой. Бро­не­про­жи­га­ю­щая бо­е­го­лов­ка Кор­нея Ива­но­ви­ча по­мог­ла опуб­ли­ко­вать Бе­лин­ко­ва. Это под­ня­ло ин­те­рес чи­та­те­лей к жур­на­лу.

И вот вы­шел пер­вый но­мер «Бай­ка­ла» 1968 го­да. Ус­пех фе­е­ри­че­с­кий. Пись­ма из Моск­вы, Вла­ди­во­с­то­ка, Ри­ги, Ки­е­ва, Поль­ши, Че­хо­сло­ва­кии. Тог­да «Бай­кал» рас­хо­дил­ся в 135 стра­нах. Лю­ди вос­тор­га­лись не толь­ко «Улит­кой на скло­не», но и ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми к ней С.Ган­сов­ско­го, сде­лав­ше­го ри­сун­ки в сти­ле пу­ан­ти­лиз­ма, и гла­вой А.Бе­лин­ко­ва, ста­ть­я­ми Ф.Зи­ге­ля о ле­та­ю­щих та­рел­ках, А.Зай­це­ва «Бо­ги при­хо­дят из ко­с­мо­са».

13 мар­та 1968 г. я при­вёз в Моск­ву сто эк­земп­ля­ров «Бай­ка­ла» № 1. От­нёс их А.Стру­гац­ко­му, С.Ган­сов­ско­му, А.Бе­лин­ко­ву, дру­гим ав­то­рам. С Ар­ка­ди­ем Вик­то­ро­ви­чем встре­тил­ся в До­ме твор­че­ст­ва «Ели­но», где он тог­да жил с же­ной На­та­шей. Он на­пи­сал на ти­ту­ле жур­на­ла: «До­ро­го­му и ми­ло­му Во­ло­де Ба­ра­е­ву. Это не я Вам, это Вы мне по­да­ри­ли пер­вый ку­со­чек кни­ги об Оле­ше. С ис­крен­ним ува­же­ни­ем и глу­бо­кой бла­го­дар­но­с­тью. 15 мар­та 1968 г. Ваш Ар­ка­дий». Уз­нав, что я ос­та­но­вил­ся в гос­ти­ни­це, он от­дал клю­чи от сво­ей квар­ти­ры на Ма­лой Гру­зин­ской, 31. Ко мне при­еха­ли На­тан Эй­дель­ман, Ла­ри­са Ва­си­ль­е­ва. Мы от­ме­ти­ли ус­пех «Бай­ка­ла».

Шум на­чал­ся с «Улит­ки на скло­не». В се­ре­ди­не 60-х кни­ги Стру­гац­ких с тру­дом про­хо­ди­ли цен­зу­ру, в 1967-м на них на­ло­жи­ли ве­то. Я хо­ро­шо знал, на что шёл. Пер­вая часть «Улит­ки» – «Лес», вы­шла ра­нее в Ле­нин­гра­де, а «Бай­кал» из­дал вто­рую часть – «Уп­рав­ле­ние». Ког­да цепь за­мк­ну­лась, со­еди­не­ние ча­с­тей пре­вы­си­ло кри­ти­че­с­кую мас­су, и про­изо­шёл взрыв не­бы­ва­ло­го ин­те­ре­са чи­та­те­лей. Сто­и­мость пер­во­го но­ме­ра «Бай­ка­ла» на чёр­ном рын­ке вы­рос­ла с 60 ко­пе­ек до 100 руб­лей. Чув­ст­вуя, что это до­б­ром не кон­чит­ся, я по­ме­с­тил на об­лож­ке № 2 гра­вю­ру «Бай­кал пе­ред штор­мом».

И гром гря­нул. Из Моск­вы чуть ли не зал­пом вы­ле­те­ли кри­ти­че­с­кие стре­лы: «Со­вет­ская Рос­сия» – по Стру­гац­ким, «Лит­га­зе­та» – по Бе­лин­ко­ву, «На­ука и ре­ли­гия» – по «Бо­гам из ко­с­мо­са», «Ого­нёк» – по «ле­та­ю­щим та­рел­кам». До­б­рые стро­ки в «Но­вом ми­ре» толь­ко на­сто­ро­жи­ли ЦК КПСС, ведь Твар­дов­ский был на гра­ни от­став­ки.

Пер­во­го се­к­ре­та­ря Бу­рят­ско­го об­ко­ма пар­тии А.У. Мо­до­го­е­ва вы­зва­ли в Моск­ву. За­вот­де­лом про­па­ган­ды ЦК КПСС В.И. Сте­па­ков от­чи­тал его за то, что «Бай­кал» «пуб­ли­ку­ет мос­ков­ских ев­ре­ев». Де­сять лет жур­нал вы­хо­дил ти­хо, и вдруг Ан­д­рею Уруп­хе­е­ви­чу «при­шлось, как маль­чиш­ке, це­лый час сто­ять пе­ред Сте­па­ко­вым».

Вер­нув­шись в Улан-Удэ, Мо­до­го­ев вы­звал глав­но­го ре­дак­то­ра А.А. Баль­бу­ро­ва. Тот ска­зал, что всю кра­мо­лу при­вёз Ба­ра­ев и опуб­ли­ко­вал в его от­сут­ст­вие. Аф­ри­кан Ан­д­ре­е­вич, ис­пу­гав­шись уволь­не­ния, слёг в боль­ни­цу «с дав­ле­ни­ем», а мне ска­зал: «Ты, Во­ло­дя, мо­ло­дой, я уже был в опа­ле, вто­рой раз её не пе­ре­не­су». Я со­гла­сил­ся, так как дей­ст­ви­тель­но «кра­мо­лу» при­вёз я.

Да­лее шло по на­ра­с­та­ю­щей. Вы­ехав в Вен­г­рию с лек­ци­я­ми по ли­те­ра­ту­ре, Бе­лин­ков про­чёл раз­гром­ную ста­тью о нём в «Лит­га­зе­те», по­нял, что те­перь ему окон­ча­тель­но пе­ре­кро­ют кис­ло­род, и уле­тел из Бел­гра­да в США. «Лит­га­зе­та» вы­сту­пи­ла сно­ва: «Ва­си­су­а­лий Бе­лин­ков вы­би­ра­ет Во­ро­нью сво­бод­ку».

Меж­ду про­чим, я до­га­ды­вал­ся о по­бе­ге. По­сы­лая от­крыт­ки, Ар­ка­дий рас­ска­зы­вал о кра­со­тах Вен­г­рии, Юго­сла­вии. Уме­ние из­ла­гать меж­ду строк про­яви­лось и в по­след­ней от­крыт­ке: «До­ро­гой Во­ло­дя! Я очень бла­го­да­рен Вам за всё. Дни пол­ны яр­ких впе­чат­ле­ний. Всё как в де­тек­ти­ве. Ско­ро Вы уз­на­е­те, о чём речь. Толь­ко, по­жа­луй­ста, не сер­ди­тесь на ме­ня». По­че­му он пи­сал на от­крыт­ках? В це­лях кон­спи­ра­ции! Там ведь опи­са­ния па­мят­ни­ков.

По­сле по­бе­га Бе­лин­ко­ва об­ком пар­тии со­здал ко­мис­сию по изу­че­нию де­я­тель­но­с­ти «Бай­ка­ла» и по­ру­чил ме­ст­но­му КГБ про­сле­дить на­ши свя­зи. Сле­до­ва­те­ли до­про­си­ли око­ло ста че­ло­век. Вы­зо­вы на до­прос бы­ли де­мон­ст­ра­тив­ны­ми. За ре­жис­сё­ром те­ле­сту­дии Е.Теп­ля­ко­вым при­сла­ли «вол­гу» ут­ром и до­ста­ви­ли об­рат­но ве­че­ром. Из­ну­ри­тель­ным до­про­сам под­вер­г­лись мои дру­зья врач Л.Ку­ба­ев­ский, за­влит те­а­т­ра А.По­ли­тов и др. Сле­до­ва­те­ли по оче­ре­ди на про­тя­же­нии мно­гих ча­сов вы­яс­ня­ли «на­ши свя­зи», и нет ли у нас книг Со­лже­ни­цы­на. Один из них кри­чал: «Да­ли бы мне хоть на де­сять ми­нут трид­цать седь­мой год! Я бы вы­бил всё, что нуж­но!»

Дру­гие со­труд­ни­ки КГБ на встре­чах в уч­реж­де­ни­ях го­во­ри­ли о рас­кры­тии об­ще­ст­ва «Го­лу­бая лам­па», где жур­на­ли­с­ты, ар­хи­тек­то­ры пьют, тан­цу­ют го­лы­ми, ве­дут со­мни­тель­ные раз­го­во­ры. До­ка­зать ан­ти­со­вет­чи­ну не уда­лось, и тог­да бы­ли при­ду­ма­ны «тай­ное об­ще­ст­во», тан­цы на­ги­шом и пьян­ст­во. Но как я, «один из глав­ных пья­ниц», в де­ся­тый раз стал чем­пи­о­ном Бу­ря­тии по ме­та­нию дис­ка?

Од­на­ко об­суж­де­ние, точ­нее, осуж­де­ние, жур­на­ла про­дол­жи­лось в твор­че­с­ких со­ю­зах, на­уч­ных уч­реж­де­ни­ях. Де­ло до­шло до бю­ро об­ко­ма пар­тии. До­сто­ин­ст­ва жур­на­ла не ин­те­ре­со­ва­ли чле­нов бю­ро, на­ча­лось вы­яс­не­ние мо­е­го идей­но­го об­ли­ка. Член ко­мис­сии про­фес­сор Бе­ло­усов до­ло­жил, что во вре­мя при­ват­ных бе­сед я вос­хи­щал­ся Со­лже­ни­цы­ным, го­во­рил, что «Но­вый мир» луч­ше жур­на­ла «Ок­тябрь». За­тем он за­чи­тал те­ле­грам­му Р.Си­мо­но­ва, мол, не да­вал со­гла­сия на вос­по­ми­на­ния.

– Как же так? – вос­клик­нул я. – Он при мне зво­нил ей!

– Что за шаш­ни бы­ли у вас с ве­сё­лой вдо­вой? – спро­сил Ха­ха­лов.

Гла­за мои вспых­ну­ли. Ме­ня воз­му­ти­ла гру­бая шут­ка чле­на бю­ро. Мою ре­ак­цию тут же за­ме­ти­ли. «Смо­т­ри­те, как он дерз­ко ве­дёт се­бя!» Ме­ня не­сколь­ко раз под­ни­ма­ли с ме­с­та, но пе­ре­би­ва­ли, не да­вая го­во­рить. Поз­же это по­мог­ло мне опи­сать пе­ре­крё­ст­ный до­прос де­ка­б­ри­с­та Ми­ха­и­ла Бес­ту­же­ва в кни­ге «Вы­со­ких мыс­лей до­сто­я­нье». Ме­ня об­ви­ни­ли в том, что я ни­че­го не осо­знал, пред­ло­жи­ли ис­клю­чить из пар­тии. Но в ито­ге при­ня­ли ие­зу­ит­ское ре­ше­ние «ук­ре­пить ред­кол­ле­гию жур­на­ла», что обер­ну­лось мо­им уволь­не­ни­ем. А ред­кол­ле­гию не ра­зо­гна­ли, как пи­шут в Ин­тер­не­те. Все, кро­ме ме­ня, ос­та­лись на ме­с­тах. Окон­ча­ние гла­вы Бе­лин­ко­ва, пье­су Бул­га­ко­ва, обе­щан­ные чи­та­те­лям, сня­ли, а кра­моль­ные но­ме­ра «Бай­ка­ла» изъ­я­ли из всех биб­ли­о­тек СССР.

Мне за­пре­ти­ли вы­сту­пать на ра­дио и те­ле­ви­де­нии, от­вер­г­ли за­яв­лен­ную кни­гу в из­да­тель­ст­ве. Я был вы­нуж­ден уе­хать из Улан-Удэ. По­сле Праж­ской вес­ны 1968 го­да в Ев­ро­пе под­ня­лись сту­ден­че­с­кие вол­не­ния в Сор­бон­не и дру­гих ве­ду­щих уни­вер­си­те­тах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. ЦК КПСС и КГБ не хо­те­ли, что­бы «ве­тер сво­бо­ды» пе­ре­сёк на­ши гра­ни­цы. Но же­лез­ный за­на­вес уже про­ху­дил­ся: пес­ни Битлз за ру­бе­жом, Оку­д­жа­вы и Вы­соц­ко­го в СССР взло­ма­ли гра­ни­цы. И на­ши иде­о­ло­ги об­ру­ши­лись на «Бай­кал». И по­это­му Праж­ская вес­на обер­ну­лись для та­ких, как я, су­ро­вой осе­нью. А в Ир­кут­ске был уво­лен ре­дак­тор аль­ма­на­ха «Ан­га­ра» Юрий Сам­со­нов. За пуб­ли­ка­цию «Сказ­ки о трой­ке» тех же Стру­гац­ких.

Рас­пра­ву над «Бай­ка­лом» и «Ан­га­рой» на­ши кол­ле­ги в «Даль­нем Вос­то­ке», «Ени­сее», «Ура­ле» вос­при­ня­ли как на­гляд­ный урок – вот что ждёт тех, кто по­сле­ду­ет при­ме­ру бе­зум­цев. По­сле зал­пов из Моск­вы ста­ло яс­но, что это был по­хо­рон­ный са­лют всем ше­с­ти­де­сят­ни­кам стра­ны. Всё ло­гич­но, вспом­ни­те про­цес­сы 60-х го­дов над Брод­ским, Да­ни­э­лем и Си­няв­ским, раз­гон «буль­до­зер­ной вы­став­ки» в Моск­ве, го­не­ния на Ше­мя­ки­на и «мить­ков» в Ле­нин­гра­де, арест ар­хи­ва Со­лже­ни­цы­на…

Поч­ти год я не мог ус­т­ро­ить­ся на ра­бо­ту. Мне пря­мо го­во­ри­ли, что ме­ня не мо­гут взять по­сле ис­то­рии с «Бай­ка­лом». На­ко­нец, став соб­ко­ром «Пи­о­нер­ской прав­ды» по Се­вер­но­му Кав­ка­зу, я ока­зал­ся в Крас­но­да­ре, а че­рез три го­да пе­ре­брал­ся в Моск­ву. Ра­бо­тал в «Жур­на­ли­с­те», пе­ре­шёл в «Ком­му­нист». За очер­ки о неф­тя­ни­ках Тю­ме­ни, зо­ло­то­ис­ка­те­лях Ко­лы­мы и Чу­кот­ки, стро­и­те­лях БА­Ма стал ла­у­ре­а­том пре­мии Со­ю­за жур­на­ли­с­тов Моск­вы. На­шёл по­том­ков Ни­ко­лая Бес­ту­же­ва, со­ста­вил ро­до­слов­ные Кан­дин­ских, Са­баш­ни­ко­вых. Мой ро­ман «Го­нец Чин­ги­с­ха­на» во­шёл в лонг-лист пре­мии «Боль­шая кни­га» за 2008 год. На­пи­сал ро­ма­ны о МГУ и це­ли­не…

А как сло­жи­лись судь­бы мо­их дру­зей? Уе­хав в США, А.Бе­лин­ков пре­по­да­вал в Йель­ском и Ин­ди­ан­ском уни­вер­си­те­тах. В 1970 го­ду он умер по­сле ин­фарк­та. Серд­це не вы­дер­жа­ло две­над­ца­ти лет ГУ­ЛА­Га и по­сле­ду­ю­щих бед и вол­не­ний. Его же­на На­та­лья до­ве­ла до из­да­ния за­ду­ман­ный им «Но­вый ко­ло­кол» (Лон­дон, 1972), а мно­го­ст­ра­даль­ная кни­га «Юрий Оле­ша» вы­шла в Ма­д­ри­де в 1976 го­ду.

Низ­кий по­клон Вам, На­та­ша, за Ваш по­двиг! Вы вста­ли в один ряд с Еле­ной Сер­ге­ев­ной, ко­то­рая по­ко­ит­ся на Но­во­де­ви­чь­ем клад­би­ще ря­дом с Ми­ха­и­лом Афа­на­сь­е­ви­чем Бул­га­ко­вым.

На­тан Эй­дель­ман на­пи­сал за­ме­ча­тель­ные кни­ги о Пуш­ки­не, Гер­це­не, Лу­ни­не. Мне при­ят­но, что в его «Днев­ни­ке» мно­го тёп­лых строк обо мне. За­клю­чая рас­сказ об оче­ред­ной по­езд­ке по Си­би­ри, он пи­сал: «Итак, я ви­дел Бай­кал и Яб­ло­но­вый хре­бет, го­лу­бой Онон и Ака­туй… До слёз был рас­тро­ган мо­ги­лой Ка­те­ри­ны Тру­бец­кой… и оча­ро­ван мяг­кой мо­щью Во­ло­ди Ба­ра­е­ва».

Боль­шин­ст­ва ге­ро­ев этих строк нет в жи­вых. Свой по­след­ний по­двиг – по­мощь Бе­лин­ко­ву и жур­на­лу «Бай­кал», ла­у­ре­ат Ле­нин­ской пре­мии Кор­ней Чу­ков­ский со­вер­шил за год до смер­ти. А дру­гой ла­у­ре­ат Ле­нин­ской пре­мии Ру­бен Си­мо­нов сво­ей те­ле­грам­мой фак­ти­че­с­ки от­рёк­ся от Бул­га­ко­ва. Чу­ков­ский пи­сал, что ли­те­ра­то­ру в Рос­сии нуж­но жить дол­го, и умер на 88-м го­ду. Но мно­гие ге­рои этой ис­то­рии не смог­ли по­сле­до­вать его при­ме­ру. Пер­вым, в 49 лет, умер Ар­ка­дий Бе­лин­ков. Ар­ка­дий Стру­гац­кий – в 66 лет. Мой од­но­го­док Вла­ди­мир Лак­шин – в 60 лет. На­тан Эй­дель­ман в 59…

Но они, как и Кор­ней Чу­ков­ский, уш­ли в бес­смер­тие! По­то­му что их кни­ги во­шли в зо­ло­той фонд ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. И они, как жи­вые, про­дол­жа­ют вол­но­вать тех, ко­му до­ро­го на­ше про­шлое и на­сто­я­щее!


Владимир БАРАЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования