Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 06.04.2012

Запевала-ночь

Дмитрий ЧЁРНЫЙ
Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Кни­га Да­у­ра Нач­ке­биа «Бе­рег но­чи» – стран­на и не строй­на. Воз­мож­но, из-за двух сов­па­де­ний (а слу­чай­но­с­тей в куль­ту­ре нет, есть по­сле­до­ва­тель­ность): во-пер­вых, са­мо на­зва­ние от­сы­ла­ет в «Пу­те­ше­ст­вие на край но­чи», во-вто­рых, в ней то­же вой­на. Од­на­ко ес­ли Се­лин пры­га­ет в не­из­ве­ст­ную ему до­то­ле Пер­вую ми­ро­вую вой­ну с пер­вых строк и жи­во пле­щет­ся в ней, де­лая ужас­ные (и по­пут­но сти­ли­с­ти­че­с­кие) от­кры­тия в буд­нич­ном, и вско­ре вой­на ему на­до­еда­ет, как жен­щи­на – то Нач­ке­биа с вой­ной ос­та­ёт­ся на «вы» и тол­ком её не рас­кры­ва­ет. А ведь кни­ги о ко­рот­кой, но вне­сшей свои пу­ли в обой­му рас­ст­ре­ла СССР вой­не в Аб­ха­зии – жда­ли дав­но. И хо­те­ли бы уз­нать се­го­дня, взве­шен­но, вдум­чи­во, о по­бу­ди­те­лях её, о буд­нях меж­до­усо­би­цы, об аб­ха­зах, гру­зи­нах и их судь­бах в вой­не. По­след­нее в ро­ма­не есть, од­на­ко на­столь­ко с из­быт­ком, что са­ма вой­на фо­нит от­да­лён­но и не­раз­бор­чи­во – не­ясен хро­но­топ, за­то по­че­му-то яв­ле­ны на­и­по­дроб­ней­ше бе­ре­го­вые, то есть вне­во­ен­ные эпи­зо­ды ку­рорт­ной жиз­ни. Во­ен­ные дей­ст­вия и мо­ти­ва­ции как та­ко­вые ма­ло­ин­те­рес­ны ав­то­ру, лишь раз по­вто­ря­ет он тол­сто­вское удив­ле­ние то­му, что здра­во­мыс­ля­щие му­жи­ки за­чем-то уби­ва­ют друг дру­га и гра­бят всех под­ряд, вклю­чая соп­ле­мен­ни­ков. Вот это ин­те­рес­но (тут кро­ет­ся фи­ло­соф­ская изю­мин­ка, об­ли­че­ние во­ен­ной бес­смыс­ли­цы): как аб­ха­зы гра­бят аб­ха­зов про­сто по­то­му, что са­ми с ору­жи­ем. Но об этом как раз ма­ло и бег­ло...

За­то есть по­на­ча­лу ин­три­гу­ю­щая не­раз­бе­ри­ха в по­ве­ст­во­ва­нии – вро­де бы де­тек­ти­вый трюк сю­же­та ис­пы­тан­ный, ког­да ав­тор пе­ре­ме­жа­ет ком­мен­та­ри­я­ми чей-то днев­ник, осо­бен­но ког­да хо­зя­ин днев­ни­ка по­гиб. Не­яс­но, кто сам ав­тор – то ли зна­ко­мый уби­то­го, Бес­лан, о ко­то­ром он рас­ска­зы­ва­ет то­же с по­зи­ции гос­по­да бо­га, то ли всё же кто-то тре­тий. Во­об­ще, это сра­бо­та­ло бы при сю­жет­ном схло­пы­ва­нии или же ус­лож­не­нии пе­ре­пле­та­ю­щих­ся ли­ний по­ве­ст­во­ва­ния, од­на­ко тут всё ока­зы­ва­ет­ся и про­ще, и при этом не­по­нят­нее. Бес­лан по­ти­хонь­ку рас­тво­ря­ет­ся в по­ве­ст­во­ва­те­ле (от­па­да­ет на­доб­ность в дис­тан­ции), а днев­ник его дру­га на­столь­ко не­от­ли­чим по сти­лю от ав­тор­ской ре­чи, что при­хо­дит­ся да­вать это­му в тек­с­те оп­рав­да­ние. Мол, по­хо­жи да­же судь­ба­ми, ка­ем­ся, но всё же раз­ные, что чи­та­те­лю на­до при­нять на ве­ру, а вот ре­че­вых раз­ли­чий ему в по­мощь ни­ка­ких. Да ко­му это всё ин­те­рес­но? «Мя­со» вой­ны да­вай: ко­го и за что не­на­ви­дишь и лю­бишь.

Стиль Да­у­ра Нач­ке­биа, ше­с­ти­де­сят­ни­ка по рож­де­нию, не в при­мер Се­ли­ну или Тол­сто­му, – изы­с­кан. «Я был бы по­след­ним пи­са­те­лем-ре­а­ли­с­том» – это ес­ли б опи­сал сце­ну бли­зо­с­ти в меж­бо­е­вой пе­ре­дыш­ке, так пи­шет он... Речь зре­ло­го муж­чи­ны, мно­го раз­мы­ш­ля­ю­ще­го о смер­ти – воз­мож­но, так суб­ли­ми­ро­ва­лась те­ма вой­ны. Но, ей-бо­гу, луч­ше быть по­след­ним ре­а­ли­с­том, чем бес­счёт­ным фи­ло­со­фом в сто­рон­ке от ре­а­лий вой­ны. Вот Са­ду­ла­ев же в «Ша­лин­ским рей­де» су­мел и Вто­рую Че­чен­скую объ­яс­нить-по­ка­зать на уров­не лик­бе­за (не­дав­но я ска­зал Гер­ма­ну об этом, и он со­гла­сил­ся), и в пи­тер­ском от­да­ле­нии по­фи­ло­соф­ст­во­вать, уже сде­лав чи­та­те­лю об­ре­за­ние, фи­гу­раль­но вы­ра­жа­ясь...

Но оче­ви­дец Аб­хаз­ско­го кон­флик­та дей­ст­ву­ет ина­че: он хо­дит в биб­ли­о­те­ку. Она, биб­ли­о­те­ка, мог­ла бы ид­ти кон­тра­с­том или кон­тра­пунк­том при на­ли­чии во­ен­но­го на­до­ед­ли­во­го ме­си­ва, од­на­ко, по­вто­рюсь, оно­го не­ма. И вот в ти­ши биб­ли­о­те­ки-то за­вя­зы­ва­ет­ся един­ст­вен­ная на весь «во­ен­ный» ро­ман ба­та­лия, име­ю­щая от­но­ше­ние и ко вре­ме­ни, и к ме­с­ту (СССР), и к нам, по­сти­га­ю­щим ка­лей­до­скоп рас­па­да ро­ди­ны и на­ступ­ле­ния По­стэ­по­хи.

Пред­ставь­те се­бе не­ко­е­го ста­рич­ка, пы­та­ю­ще­го­ся в под­шив­ках со­вет­ских га­зет вы­сле­дить шпи­он­ские, вы­да­ю­щие за­го­вор, сло­веч­ки тех, кто че­рез пе­ре­ст­рой­ку за­вёл ро­ди­ну со­ци­а­лиз­ма в ка­пи­та­лизм. Впол­не жиз­нен­ный пер­со­наж, я та­ких, ра­бо­тая на ра­дио «Ре­зо­нанс» с 2002 по 2004, встре­чал не­ма­ло. Да и сам на да­че с этим же «стар­че­с­ким» ин­те­ре­сом ко­пал­ся в «Прав­де» го­дов 1988–90-х. И на­хо­дил! На­при­мер, при со­хра­не­нии бра­вых сель­хоз­пе­ре­до­виц, на по­след­ней стра­ни­це глав­ная га­зе­та спер­ва всё тем же пар­тий­ным сло­гом го­во­ри­ла о не­об­хо­ди­мо­с­ти пе­ре­го­во­ров с ВМФ, а по­том уже без­за­с­тен­чи­во пе­ча­та­ла рек­лам­ку то­вар­но-сы­рь­е­вой бир­жи. Без за­го­во­ра свер­ша­лись ра­зом пла­ны всех вре­ди­те­лей и шпи­о­нов, при­чём, на выс­шем уров­не. Сверх­дер­жа­ва там, на этих са­мых стра­ни­цах, уже ста­но­ви­лась сы­рь­е­вой им­пе­ри­ей, те­ря­ла ре­с­пуб­ли­ки и мил­ли­о­ны граж­дан, а мы это­го не по­ни­ма­ли. Уме­ст­на ли иро­ния ав­то­ра – при­чём, изо­щ­рён­ная, с опи­са­ни­ем внеш­них не­до­стат­ков ста­ри­ка, со­хра­нив­ше­го пыт­ли­вость ума, в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва ово­щей-ро­вес­ни­ков?

Ска­жи, кто те­бя злит, и я ска­жу, за ка­кой ты Ин­тер­на­ци­о­нал: со­вет­ский ста­рик бук­валь­но бе­сит не­дав­не­го бор­ца за не­за­ви­си­мость Апсны. На­столь­ко эта че­кист­ская цеп­кость де­да вы­во­дит из се­бя на­ше­го ис­ка­те­ля в чу­жих би­о­гра­фи­ях смыс­ла жиз­ни и фор­му­лы смер­ти, что он при­гла­ша­ет то­го в ре­с­то­ран. Дед жад­но ест, и этим он то­же бе­сит рас­сказ­чи­ка-ге­роя, по­пут­но уз­на­ю­ще­го от ла­ко­мя­ще­го­ся, что тот «сту­чал» на вра­гов на­ро­да. Об­раз за­вер­шён, при­го­вор про­кля­то­му то­та­ли­та­риз­му под­пи­сан – од­на­ко ав­тор не до­га­ды­ва­ет­ся, что имен­но так, ко­с­вен­но, он всё же пи­шет о на­чин­ке вой­ны и о рас­па­де стра­ны, ко­то­рый счи­та­ет за­слу­жен­ным и за­ко­но­мер­ным. Дед, как ни стран­но, со­гла­ша­ет­ся с се­па­ра­ти­с­том, что Су­хум мо­жет стать ми­ро­вым ку­рор­том и этим бо­ком вый­ти в дам­ки. Что ж, по­доб­ные ил­лю­зии и рас­та­с­ки­ва­ли все ре­с­пуб­ли­ки Со­ю­за, осо­бен­но ки­чи­лась РСФСР тем, что ког­да «пе­ре­ста­нет кор­мить» (ри­мей­ки тех пе­ре­ст­ро­еч­ных грёз мы слы­шим ны­не на ми­тин­гах нац­де­мов)... Итог: по­ло­ви­на ре­с­пуб­лик-меч­та­тель­ниц рух­ну­ла сра­зу в фе­о­да­лизм, а быв­ший стар­ший брат – в ка­пи­та­лизм са­мо­го низ­ко­го, ко­ло­ни­аль­но­го ти­па. Им­пе­ри­а­лизм по­ти­ра­ет ла­пы, имея на пост­со­вет­ском про­ст­ран­ст­ве ог­ром­ный ры­нок и од­но­вре­мен­но ис­точ­ник сы­рья, а на­ши се­па­ра­ти­с­ты ути­ра­ют соп­ли не­за­ви­си­мо­с­ти и го­лод­ные слю­ни сво­и­ми на­ци­о­наль­ны­ми ко­с­тю­ма­ми. Гру­зия ухо­дит из Со­ю­за, Аб­ха­зия – из Гру­зии. Во­ис­ти­ну атом­ная вой­на, толь­ко в ином ви­де, но с пе­ри­о­дом по­лу­рас­па­да – со­сто­я­лась...

Хо­ро­шо про­пи­са­ны в ро­ма­не не ха­рак­те­ры (пря­мой ре­чи ми­ни­мум, это не­до­ста­ток и мо­их тек­с­тов, ка­юсь род­но­му из­да­тель­ст­ву), а имен­но об­ра­зы фри­гид­ной воз­люб­лен­ной рас­сказ­чи­ка На­те­лы и биб­ли­о­теч­но­го Ми­хал Сте­па­ны­ча – ау­тен­тич­но Ман­чи Сат­бе­е­ви­ча. Не­ви­ди­мый ге­рой-ин­три­га Ад­гур А., чей днев­ник и чей бро­сок ка­с­ки в не­бо (чтоб по­лу­чить пу­лю в лоб) так мно­го­обе­ща­ю­ще впле­та­ет­ся в ав­тор­скую речь сна­ча­ла – по­сте­пен­но от­ми­ра­ет за не­на­доб­но­с­тью и на­ступ­ле­ни­ем глу­бо­ких раз­мы­ш­ле­ний, уже не тре­бу­ю­щих кон­кре­ти­ки и рит­ми­ки ро­ма­на. Од­но ста­но­вит­ся яс­но, как и в «Ша­лин­ском рей­де»: во­е­ва­ли ин­тел­ли­гент­ные пар­ни. Ели ту­шён­ку с ад­жи­кой, что вли­я­ло на пер­дёж, лишь тут ска­зал­ся ко­ло­рит имен­но этой вой­ны, по-ав­тор­ски... Кста­ти, ощу­щая всё же не­до­ста­ток во­ен­ных дей­ст­вий, ав­тор под ко­нец в ка­че­ст­ве «пе­наль­ти» при­ду­мал «не­во­шед­шие гла­вы днев­ни­ка», прит­чи вой­ны ка­кие-то, уже окон­ча­тель­но сти­ра­ю­щие гра­ни­цы об­ра­зов ге­ро­ев, раз­мы­ва­ю­щие по­ве­ст­во­ва­ние. А по­че­му ду­гой взле­те­ла ка­с­ка Ад­гу­ра, от­ку­да про­рос этот «адьё дэз арм» и по­че­му стре­ля­ли по ра­ду­ге – так и ос­та­лось не­яс­ным.

Я бы этот жанр на­звал по­ст­ро­ма­ном, ибо да­же но­вый ро­ман был по­ув­ле­ка­тель­нее. На­счёт же рас­ст­ре­лян­ной ра­ду­ги, кста­ти: ана­ло­гич­ная идея мельк­ну­ла у Ли­мо­но­ва, пред­ло­жив­ше­го об­ст­ре­ли­вать ра­ке­та­ми звёз­ды за их не­че­ло­ве­че­с­кую про­дол­жи­тель­ность жиз­ни. И он же опи­сы­вал серб­ские ба­та­лии из ка­фе и са­бан­ту­ев у Ар­ка­на. Ко­фей­ни Су­ху­ми, гос­ти­нич­ные ка­фе­те­рии Серб­ской кра­и­ны... Всё уже бы­ло у ко­го-то, что по­де­ла­ешь: во вре­ме­на пост-пост оби­та­ем. Од­на­ко это не оп­рав­ды­ва­ет ми­зан­т­ро­пию и пост­мо­дерн. 

Лю­бить мудр­ст­во­вать не за­пре­тишь... Язык Нач­ке­биа, по­вто­рю, слиш­ком хо­рош для та­ко­го ми­ни­му­ма со­бы­тий – по­то­му и воз­дви­га­ет­ся бес­поч­вен­но его апо­фе­оз ми­зан­т­ро­пии, но во­все не как у Се­ли­на, без те­ни ух­мыл­ки жив­чи­ка-оди­ноч­ки. Ав­тор мра­чен во всём, и бе­рег но­чи – его ис­пи­сан­ная стра­ни­ца. Ми­зан­т­ро­пия сия – от­ча­с­ти ан­ти­со­вет­ская, это по­след­нее силь­ное чув­ст­во, ос­тав­ше­е­ся вме­с­то со­ли­дар­но­с­ти у тех, кто по­гряз в меж­до­усо­би­цах и не уз­нал под ма­с­кой мор­щин де­да-сту­ка­ча ро­ди­ны-ма­те­ри сво­ей. Вот ро­ди­на и ужа­лась, ста­ла ро­дин­кой, за­ви­си­мой не от од­но­го со­се­да, так от дру­го­го. Что зна­ем мы нын­че аб­хаз­ско­го? Ви­на, од­ни ви­на – и в том об­щая ви­на. Ку­рорт­ный меж­ду­на­род­ный рай не на­стал. Впро­чем, ви­на пре­крас­ные, луч­ше мно­гих ис­пан­ских и фран­цуз­ских – Лых­ны и Ра­де­ду обо­жаю. Луч­ше вин, кля­нусь, не пил! Ког­да при­ду за ав­тор­ски­ми но­ме­ра­ми этой пуб­ли­ка­ции, обя­за­тель­но с глав­ным вы­пьем ре­дак­то­ром.

Вы­пьем за но­во­го ми­ни­с­т­ра об­ра­зо­ва­ния Аб­ха­зии. Юная куль­ту­ра в ру­ках Да­у­ра – не­пло­хо зву­чит. И в фа­ми­лии пер­вый слог под­чёр­ки­ва­ет на­чаль­ст­вен­ность те­перь... Мо­жет быть, рав­ня­ясь на Лу­на­чар­ско­го, Нач­ке­биа пре­одо­ле­ет ми­зан­т­ро­пию и субъ­ек­ти­визм ли­те­ра­то­ра на сте­зе куль­тур­тре­ге­ра, ор­га­ни­за­то­ра кон­фе­рен­ций, по­свя­щён­ных но­во­му ре­а­лиз­му?..


Да­ур Нач­ке­биа. Бе­рег но­чи. – М.: ОГИ, 2012.



Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования