Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 06.04.2012

За что обматерили картины Малевича?

 Союз рос­сий­ских пи­са­те­лей и обык­но­вен­ная уго­лов­щи­на

В пер­вом за 2012 год но­ме­ре жур­на­ла «Ли­те­ра­тур­ный ме­ри­ди­ан» (www.Litmeridian.ru), из­да­ва­е­мо­го в даль­не­во­с­точ­ном го­ро­де Ар­се­нь­е­ве, был опуб­ли­ко­ван рас­сказ Вик­то­ра Вла­со­ва «Ёлоч­ка для лю­би­мой». Вик­тор Вла­сов – про­за­ик из сол­неч­но­го Ом­ска, его пе­ру при­над­ле­жат ре­а­ли­с­ти­че­с­кие и фан­та­с­ти­че­с­кие по­ве­ст­во­ва­ния, жур­на­лист­ские ста­тьи. Он ав­тор га­зе­ты «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», жур­на­лов «Си­бир­ские ог­ни», «День и Ночь», «Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра ми­ра» и дру­гих.

Сю­жет рас­ска­за «Ёлоч­ка для лю­би­мой» прост и ин­те­ре­сен. Мо­ло­дой учи­тель ис­то­рии Сте­пан в сто­ма­то­ло­гии влюб­ля­ет­ся с пер­во­го взгля­да в мед­се­с­т­ру Али­ну. Они на­чи­на­ют встре­чать­ся, и де­вуш­ка про­яв­ля­ет сим­па­тию к учи­те­лю. Сте­пан при­но­сит Али­не но­во­год­ний по­да­рок – спи­лен­ную ёл­ку, но де­вуш­ка по­че­му-то вы­став­ля­ет за по­рог мо­ло­до­го че­ло­ве­ка. Смо­т­ря те­ле­ви­зор, Сте­пан слу­чай­но уз­на­ёт, что его воз­люб­лен­ная – ак­ти­ви­ст­ка «зе­лё­ных». В ста­рый Но­вый год он да­рит ей са­же­нец ели в гор­ш­ке, и мо­ло­дые лю­ди ми­рят­ся, а за­тем со­зда­ют се­мью.

Я не мо­гу су­дить о том, яв­ля­ет­ся ли текст Вла­со­ва та­лант­ли­вым. Но знаю точ­но: он при­вле­ка­те­лен для жур­на­ла, ко­то­рый по­зи­ци­о­ни­ру­ет се­бя про­све­ти­тель­ским из­да­ни­ем и дей­ст­ви­тель­но яв­ля­ет­ся та­ко­вым. Рас­сказ для это­го до­ста­точ­но ин­фор­ма­ти­вен. Чем со­зда­ёт­ся его по­вы­шен­ная ин­фор­ма­тив­ность?

Во-пер­вых, мно­го­знач­но­с­тью сим­во­ла ёлоч­ки. Се­ман­ти­ка дан­но­го де­ре­ва – не толь­ко то, что за­фик­си­ро­ва­но в эн­цик­ло­пе­ди­ях сим­во­лов, но и ин­ди­ви­ду­аль­ные ас­со­ци­а­ции, свя­зан­ные с сущ­но­ст­ны­ми или ак­ци­ден­таль­ны­ми при­зна­ка­ми ели. Дол­жен за­ме­тить, что гла­за Али­ны – зе­лё­ные…

Во-вто­рых, не­од­но­знач­но­с­тью об­ра­за люб­ви с пер­во­го взгля­да. Во­об­ще лю­бовь с пер­во­го взгля­да мо­жет быть как хи­ми­че­с­кой ре­ак­ци­ей, так и веч­ным фе­но­ме­ном так на­зы­ва­е­мо­го тон­ко­го ми­ра, в неё ве­рить мо­жет как ша­ла­ва, так и ге­ний. Бы­ло ли чув­ст­во Сте­па­на дей­ст­ви­тель­но ро­ман­тич­ным? Ав­тор не да­ёт от­ве­та на та­кой во­прос. Вы­хо­дит, что рас­сказ Вла­со­ва от­нюдь не «ро­зо­вый», и в фи­на­ле его – сов­сем не обя­за­тель­но happy end.

В-тре­ть­их, при­вле­че­ни­ем со­вре­мен­ных ре­а­лий (те­ле­ви­де­ние, со­то­вая связь, ле­со­пи­том­ник, сто­ма­то­ло­гия) для вы­ра­же­ния ста­рых-пре­ста­рых гу­ма­ни­с­ти­че­с­ких идей (гу­ма­низм рас­ска­за от­ме­чал Вла­ди­мир Тыц­ких в сво­ей ста­тье «Кри­ти­ка как ди­а­гноз»: см. «Ли­те­ра­тур­ный ме­ри­ди­ан», 2012, № 3). Да, «Ёлоч­ка для лю­би­мой» – фор­ма­лизм, но по­рой фор­ма­лизм – это луч­шее, что есть у ре­дак­то­ра.

Кро­ме по­вы­шен­ной ин­фор­ма­тив­но­с­ти, име­ет­ся у рас­ска­за Вла­со­ва дру­гое до­сто­ин­ст­во. Текст не яв­ля­ет­ся смыс­ло­вым сгу­ст­ком, го­ло­во­лом­кой, жи­ву­ще­му в нём лег­ко ды­шит­ся, а зна­чит, ин­ту­и­ция чи­та­те­ля ра­бо­та­ет как на­до.

Воз­мож­но, Вик­то­ру Вла­со­ву нуж­но бы­ло ещё не­мно­го по­тру­дить­ся над рас­ска­зом. Вла­сов ут­верж­да­ет, что мо­ло­дые хвой­ные де­рев­ца пе­ре­са­жи­ва­ют и зи­мой. Знал ли ав­тор то, о чём пи­сал? Ве­ро­ят­но, текст нуж­да­ет­ся в до­ра­бот­ке. Но, по­вто­ряю, он при­вле­ка­те­лен для про­све­ти­тель­ско­го жур­на­ла.

По­сле опуб­ли­ко­ва­ния в «Ли­те­ра­тур­ном ме­ри­ди­а­не» «Ёлоч­ки для лю­би­мой» в бло­ге Еле­ны Ни­ко­ла­ев­ны За­вья­ло­вой бы­ла ус­т­ро­е­на трав­ля про­за­и­ка. Ав­то­ры злоб­ных ком­мен­та­ри­ев, не при­ве­дя ни­ка­ких ар­гу­мен­тов в поль­зу то­го, что рас­сказ Вла­со­ва плох, по­пы­та­лись за­пу­гать пи­са­те­ля ко­ли­че­ст­вом би­о­мас­сы, ра­зы­г­рав ма­лень­кий спек­такль на те­му «Нас мно­го, а ты один, зна­чит, мы пра­вы, а ты – нет». Ког­да мне бы­ло 20 лет, спек­такль на эту те­му ра­зы­г­ры­ва­ли и пе­ре­до мной, но я не сло­мал­ся из-за от­зы­вов про­фес­си­о­наль­ных ли­те­ра­то­ров. Тог­да по­нял, что по­сло­ви­ца «Ес­ли ты плю­нешь на кол­лек­тив, он ут­рёт­ся; ес­ли кол­лек­тив плю­нет на те­бя, ты уто­нешь» – это рус­ская на­род­ная глу­пость. Тог­да я по­бе­дил кол­лек­тив. Но в этом го­ду уви­дел трав­лю дру­га в Ин­тер­не­те – и у ме­ня обо­ст­ри­лась пси­хи­че­с­кая бо­лезнь, воз­ник­ли про­бле­мы с серд­цем.

В бло­ге «об­суж­де­ние» лич­но­с­ти и твор­че­ст­ва Вла­со­ва на­чи­на­ет­ся с за­мет­ки Еле­ны За­вья­ло­вой «Лыж­ню – на­след­ни­кам клас­си­ков!». Дан­ная за­мет­ка со­дер­жит фраг­мент, по­ра­жа­ю­щий сво­ей без­гра­мот­но­с­тью: «Чи­та­ешь всё это, и воз­ни­ка­ет в ду­ше не­кая оп­ре­де­лён­ность. Ста­но­вит­ся, на­ко­нец, яс­но, что ждёт на­шу сло­вес­ность в обо­зри­мом бу­ду­щем. Ожи­да­ет её пол­ный и окон­ча­тель­ный (труд­но по­до­брать сло­во, не окан­чи­ва­ю­ще­е­ся на -ец) ква­д­рат Ма­ле­ви­ча. Ско­рей бы уж – чтоб не му­чить­ся».

А зна­е­те, сколь­ко у Ма­ле­ви­ча ква­д­ра­тов? Два: чёр­ный и крас­ный. За­вья­ло­ва про­яви­ла без­гра­мот­ность, не ука­зав, ка­кую кар­ти­ну она име­ла в ви­ду. А отож­де­ст­вив ше­де­в­ры это­го мо­дер­ни­с­та и «…ец» (взрос­ло­му чи­та­те­лю на ум при­хо­дит в пер­вую оче­редь от­нюдь не «ко­нец»), бло­гер­ша на­пи­са­ла чу­до­вищ­ную дву­смыс­лен­ность. Не знаю, что хо­те­ла ска­зать За­вья­ло­ва, но вы­шло у неё сле­ду­ю­щее: «…ец» – это ха­рак­те­ри­с­ти­ка низ­ко­го уров­ня не од­ной, а це­лых двух кар­тин Ма­ле­ви­ча!

Даль­ше – боль­ше. «Кри­ти­ку­ю­щие» Вла­со­ва са­ми се­бя оп­ро­вер­га­ют, уде­ляя мно­го вни­ма­ния че­ло­ве­ку, ко­то­ро­го счи­та­ют щел­ко­пё­ром. Кто-то из них вспом­нил, как пло­хо Вик­тор учил­ся в ву­зе – как буд­то это име­ет от­но­ше­ние к рас­ска­зу! А хо­зяй­ка бло­га вы­да­ёт перл: «в Ом­ске по­сле ухо­да Ши­ка и отъ­ез­да По­вар­цо­ва фак­ти­че­с­ки нет ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки». До­ста­точ­но ли у За­вья­ло­вой кон­так­тов с пи­са­те­ля­ми для то­го, что­бы су­дить о со­сто­я­нии ом­ской ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки в по­след­ние го­ды?

Ес­ли злоб­ные ком­мен­та­то­ры в чём-то и про­яви­ли се­бя, то это… обык­но­вен­ная уго­лов­щи­на. За­вья­ло­ва и Бе­ло­нуч­ки­на (же­на пи­тер­ско­го учё­но­го и по­эта Дми­т­рия Дзю­ми­на) вы­ра­зи­ли же­ла­ние, что­бы кто-ни­будь из­бил Вла­со­ва («му­жик с хо­ро­шим дры­ном», на­при­мер), а дру­гие со­гла­си­лись с ни­ми мол­ча­ни­ем. Поз­воль­те по­ин­те­ре­со­вать­ся: а дрын-то му­жи­ку за­чем? Раз­ве ему ку­ла­ков ма­ло?

За­вья­ло­ва ос­кор­б­ля­ет ав­то­ров жур­на­ла «Воль­ный лист», где Вла­сов в ме­не­д­же­рах: «мел­кая шу­ше­ра». Есть у ме­ня по­до­зре­ние: Еле­на Ни­ко­ла­ев­на не зна­ла зна­че­ние это­го мерз­ко­го ру­га­тель­ст­ва. «Шу­ше­ра» – бран­ная ха­рак­те­ри­с­ти­ка не толь­ко лич­но­ст­ных ка­честв, но и со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния лю­дей. Дан­ным сло­вом на­зы­ва­ют дрян­ные, ни­чтож­ные, опу­с­тив­ши­е­ся ан­ти­об­ще­ст­вен­ные эле­мен­ты. За­меть­те, речь идёт о пи­са­те­лях, не о гоп­ни­ках, не о про­сти­тут­ках, не о нар­ко­ма­нах. Ог­ла­си­те, по­жа­луй­ста, весь спи­сок ав­то­ров «Воль­но­го ли­с­та», яв­ля­ю­щих­ся сбро­дом! И как это шу­ше­ра мо­жет быть не мел­кой? Она по оп­ре­де­ле­нию ни­чтож­на. Впро­чем, сло­во­со­че­та­ние «мел­кая шу­ше­ра» не со­дер­жит ре­че­вой ошиб­ки, ес­ли име­ют­ся в ви­ду под­ро­ст­ки. А в «Воль­ном ли­с­те» и школь­ни­ки пе­ча­та­ют­ся. Так это что – о них? Пе­ред за­ко­ном нуж­но от­ве­чать за та­кие ре­чи.

Яс­но, что злоб­ные ком­мен­та­то­ры не по­ле­ми­ки хо­те­ли, ина­че они бы со­блю­да­ли её эле­мен­тар­ные пра­ви­ла. По­ка­за­тель­но, что по­сле то­го, как Тыц­ких от­ве­тил злоб­ным ком­мен­та­то­рам ста­ть­ёй «Кри­ти­ка как ди­а­гноз», ни­кто не всту­пил в дис­кус­сию с ним.

Не сто­и­ло бы об­ра­щать вни­ма­ние на реп­ли­ки па­ко­ст­ли­вых оби­та­те­лей Ин­тер­не­та, ес­ли бы не два об­сто­я­тель­ст­ва.

Пер­вое. Об­суж­де­ние лич­но­с­ти и твор­че­ст­ва Вла­со­ва, ус­т­ро­ен­ное в бло­ге За­вья­ло­вой, рек­ла­ми­ру­ет­ся на сай­те ом­ско­го от­де­ле­ния Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей! На­бе­ри­те в по­ис­ко­ви­ке «Со­юз рос­сий­ских пи­са­те­лей Омск сен­са­ция» – и уви­ди­те эту рек­ла­му. От­вет­ст­вен­ность за со­дер­жа­ние сай­та не­сёт ру­ко­вод­ст­во об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции. Та­ким об­ра­зом, и оно при­ло­жи­ло ру­ку к куль­ти­ви­ро­ва­нию пре­ступ­но­с­ти, а так­же без­дар­но­с­ти, не­ве­же­ст­ва. За­ме­чу, что Со­юз пи­са­те­лей XXI ве­ка, где со­сто­ит Вла­сов, не име­ет ом­ско­го сай­та…

Вто­рое. Ис­то­рия с уго­лов­щи­ной име­ла кри­ми­наль­ное про­дол­же­ние. Вик­тор Вла­сов имел не­о­сто­рож­ность не­ле­ст­но ото­звать­ся о твор­че­ст­ве и лич­но­с­ти Ве­ро­ни­ки Шел­лен­берг, ом­ской по­этес­сы, чле­на Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей, по­сле че­го в фе­в­ра­ле это­го го­да Вик­то­ру зво­нил че­ло­век из ок­ру­же­ния Шел­лен­берг, пред­ла­гая ус­т­ро­ить раз­бор­ку. Кро­ме то­го, в то же вре­мя Алек­сандр Лей­фер, воз­глав­ля­ю­щий ом­скую ор­га­ни­за­цию СРП, в раз­го­во­ре с из­ве­ст­ным рус­ским про­за­и­ком Львом Трут­не­вым вы­ра­зил же­ла­ние на­бить Вла­со­ву мор­ду. И это – о че­ло­ве­ке, ко­то­рый го­дит­ся Лей­фе­ру во вну­ки!

Ста­ло тре­вож­но. А вдруг в Ом­щи­не всё-та­ки най­дёт­ся «му­жик с хо­ро­шим дры­ном»?

Вой­ны с пи­са­те­ля­ми – де­ло по­лез­ное. По­то­му что все­гда про­иг­ры­ва­ет в них не тот, у ко­го ху­же по­лу­ча­ет­ся по­ли­вать гря­зью вра­гов или ра­бо­тать лок­тя­ми, а тот, кто на­чи­на­ет гряз­ную борь­бу за власть.


Иван ТАРАН,
главный редактор литературного журнала «Вольный лист»,
современный проклятый поэт, аспирант-филолог в завязке




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования