Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 06.04.2012

Маяковский из «FUTUROOM»’А

В се­ре­ди­не мар­та мы с груп­пой ки­тай­ских сту­ден­тов из Го­су­дар­ст­вен­но­го ин­сти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. А.С. Пуш­ки­на по­се­ти­ли не­о­быч­ный спек­такль «Ма­я­ков­ский» те­а­т­ра-ла­бо­ра­то­рии «Futuroom» о жиз­ни и твор­че­ст­ве ве­ли­ко­го по­эта.

Про­ис­хо­ди­ло это со­бы­тие в те­а­т­ре-ла­бо­ра­то­рии «Futuroom», на пло­щад­ке клу­ба «Plum Palm», в уют­ной, поч­ти до­маш­ней об­ста­нов­ке (им­про­ви­зи­ро­ван­ная ка­мер­ная сце­на, два про­ек­то­ра с лу­ча­ми, на­прав­лен­ны­ми один на сте­ну, а дру­гой на пол с дви­жу­щи­ми­ся ка­д­ра­ми с днев­ни­ко­вы­ми за­пи­ся­ми, фо­то­гра­фи­я­ми, ка­д­ра­ми ки­но­хро­ни­ки на­ча­ла ХХ ве­ка). Еди­ная ло­ги­ка дви­же­ний, плав­но пе­ре­хо­дя­щих из дей­ст­вия в дей­ст­вие, ак­тё­ры пред­став­ля­ют со­бой как бы еди­ное су­ще­ст­во, Ма­я­ков­ско­го, его дру­зей и вра­гов, го­ни­те­лей и по­чи­та­те­лей, сви­де­те­лей и лю­дей, при­ча­ст­ных к его смер­ти. В спек­так­ле зву­чит да­же ар­хив­ная за­пись го­ло­са Ма­я­ков­ско­го: «Я сра­зу сма­зал кар­ту буд­ня, плес­нув­ши краску из ста­ка­на…», сло­ва это­го сти­хо­тво­ре­ния под­хва­ты­ва­ют ак­тё­ры, на раз­ный ма­нер, раз­ны­ми го­ло­са­ми дек­ла­ми­ру­ют их – и дей­ст­вие на­чи­на­ет­ся. Зри­тель на од­ном ды­ха­нии сле­дит за его раз­ви­ти­ем…

Пе­ред по­хо­дом в «те­атр» ки­тай­ские сту­ден­ты (они слу­ша­ют в Го­сИ­РЯ курс рус­ской ли­те­ра­ту­ры) ос­но­ва­тель­но под­го­то­ви­лись: на­шли в Ин­тер­не­те сти­хи Ма­я­ков­ско­го и его би­о­гра­фию, по­смо­т­ре­ли фо­то­гра­фии. А по­сле спек­так­ля по их взвол­но­ван­ным ли­цам и си­я­ю­щим гла­зам мож­но бы­ло про­честь, что ни­че­го по­доб­но­го в жиз­ни они ещё не ви­де­ли. Их пер­вые сло­ва по­сле то­го, ког­да они спра­ви­лись с по­лу­чен­ны­ми эмо­ци­я­ми: «Это луч­ше, чем Боль­шой те­атр, за би­ле­том на 6-й этаж ко­то­ро­го на­до про­сто­ять в ог­ром­ной оче­ре­ди с ран­не­го ут­ра». «Очень хо­чет­ся по­сле это­го ве­че­ра про­честь сти­хи Ма­я­ков­ско­го», – го­во­ри­ли сту­ден­ты. Они на­пе­ре­бой фо­то­гра­фи­ро­ва­лись со все­ми ак­тё­ра­ми те­а­т­ра «Futuroom» на фо­не де­ко­ра­ции (изо­б­ра­жа­ю­щий Ма­я­ков­ско­го длин­ный се­рый плащ с боль­ши­ми си­ни­ми кар­ма­на­ми и пу­го­ви­ца­ми, увен­чан­ный ши­ро­ко­по­лой шля­пой), а за­тем по до­ро­ге к ме­т­ро рас­спра­ши­ва­ли: ка­кую жен­щи­ну боль­ше все­го лю­бил Ма­я­ков­ский? По­че­му его твор­че­ст­во не лю­би­ла со­вет­ская власть? Ко­неч­но, они мог­ли не по­нять не­ко­то­рые вы­ра­же­ния (вро­де «НКВД», «до­прос», «Ба­ня»), им труд­но бы­ло вос­при­ни­мать на слух сти­хи, но язык же­с­тов, рож­дён­ная буд­то из­ну­т­ри тек­с­та пла­с­ти­ка ак­тё­ров, сим­во­лич­ная пан­то­ми­ма ком­пен­си­ро­ва­ли это. Мно­гие из сту­ден­тов тон­ко по­ня­ли суть – Ма­я­ков­ский был оди­нок, впал в де­прес­сию, по­пал в ком­па­нию «стран­ных» лю­дей (ино­ска­за­тель­но-ис­кус­но сы­г­ран­ная пан­то­ми­ма рас­ска­зы­ва­ла, что на квар­ти­ре Оси­па и Ли­ли Бри­ков про­ис­хо­ди­ло стран­ное со­жи­тель­ст­во лю­дей, по ка­ким-то не­ис­по­ве­ди­мым при­чи­нам ока­зав­ших­ся друг дру­гу не­об­хо­ди­мы­ми), за­ст­ре­лил­ся от бе­зы­с­ход­но­с­ти.

Ор­га­нич­но впи­са­ны в хро­но­ло­гию жиз­ни Ма­я­ков­ско­го ма­те­ри­а­лы до­про­сов (со­се­ди Ма­я­ков­ско­го, ак­т­ри­са По­лон­ская). Хро­ни­ка жиз­ни по­эта раз­во­ра­чи­ва­ет­ся по го­дам, от дет­ст­ва (вос­соз­дан­но­го ре­жис­сё­ром Ма­ри­ей Шма­е­вич по ар­хив­ным ма­те­ри­а­лам), по­сте­пен­но по­ка­зы­ва­ет раз­ви­тие бу­ду­ще­го по­эта, его лю­бовь к при­ро­де, а по­том к эле­к­т­ри­че­ст­ву, встре­чу с Д.Бур­лю­ком и ис­то­рию со­зда­ния фу­ту­риз­ма… Не­од­но­знач­ное от­но­ше­ние по­эта к ре­во­лю­ции, его встре­ча с А.Бло­ком и С.Есе­ни­ным, от­рыв­ки из днев­ни­ко­вых за­пи­сей. Пись­ма Ма­я­ков­ско­го к Ли­ле Брик, про­пу­щен­ные сквозь приз­му обы­ва­тель­ско­го со­зна­ния (обы­ва­тель сме­ёт­ся (на раз­ные го­ло­са, без сму­ще­ния и так­та) над лю­бо­вью по­эта; сме­ял­ся тог­да, сме­ёт­ся сей­час…).

Мы сле­дим за раз­ви­ти­ем та­лан­та Ма­я­ков­ско­го. Вот он пи­шет тра­ге­дию «Вла­ди­мир Ма­я­ков­ский» (тут же пе­ред на­ми раз­во­ра­чи­ва­ет­ся дей­ст­вие этой тра­ге­дии, и я, на­ко­нец, по­ни­маю, как мог бы вы­гля­деть Че­ло­век с кош­ка­ми, Че­ло­век с вы­тя­ну­тым ли­цом и дру­гие пер­со­на­жи). Тра­ге­дия зву­чит, она ожи­ва­ет, и зри­тель, мо­жет быть, чув­ст­ву­ет, что в своё вре­мя не­до­ста­точ­но вни­ма­тель­но про­чёл её, не до кон­ца по­нял. А вот – из­ме­на Ма­рии, спры­ги­ва­ю­щий с по­сте­ли не про­сто нерв, а нерв-Ма­я­ков­ский... Как-то по-но­во­му, тре­вож­но и бес­по­кой­но зву­чат зна­ко­мые вро­де бы сти­хи. Что-то в них слы­шит­ся жи­вое, све­жее, как буд­то сам по­эт вы­шел на сце­ну. Его сти­хи – от­кры­тый нерв, пыт­ли­вый ум, не­ус­тан­ная ра­бо­та, стра­ст­ное же­ла­ние вза­им­ной, ис­крен­ней люб­ви, че­ст­ность и не­по­ня­тость, за­гнан­ность в ту­пик, в угол людь­ми, для ко­то­рых он всю жизнь тво­рил, ис­кал об­ра­зы для сво­их идей.

Очень не­о­быч­но бы­ло то, что каж­дый из пя­те­рых ак­тё­ров был Ма­я­ков­ским… Каж­дый пред­став­лял раз­ные сто­ро­ны его ду­ши: лю­бовь к Ли­ле Брик и Ве­ро­ни­ке По­лон­ской, от­но­ше­ние к жиз­ни, к се­бе, к твор­че­ст­ву…

Из ин­тер­вью ре­жис­сё­ра Ма­рии Шма­е­вич, пре­по­да­ва­те­ля ка­фе­д­ры сце­ни­че­с­кой пла­с­ти­ки ГИ­ТИС, уз­на­ём, что те­атр-ла­бо­ра­то­рия «Futuroom» по­явил­ся не­дав­но. Свой пер­вый спек­такль труп­па сы­г­ра­ла в 2010 го­ду. Это бы­ла «Бе­ре­ни­ка» Ж.Ра­си­на. Сна­ча­ла иг­ра­ли в До­ме-му­зее М.Ер­мо­ло­вой. Но для спек­так­ля «Ма­я­ков­ский» нуж­на бы­ла спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ная сце­на, по­это­му ста­ли ис­кать дру­гое по­ме­ще­ние. Так был най­ден клуб «Plum Palm».

И.Л.: Ма­рия, как ро­ди­лась идея те­а­т­ра-ла­бо­ра­то­рии? Кто его ос­но­вал?

М.Ш.: Идея ро­ди­лась не­о­жи­дан­но и не­пред­на­ме­рен­но. С груп­пой мо­ло­дых ар­ти­с­тов (Сер­гей Ива­нюк, Ок­са­на Вер­но­ва, Ека­те­ри­на Кон­дра­ть­е­ва, Па­вел Ры­ков, Юлия Ски­ри­на) ре­ши­ли сде­лать спек­такль. В ра­бо­те мы ис­поль­зо­ва­ли прин­ци­пы те­а­т­раль­ной би­о­ме­ха­ни­ки, ак­тив­ную ра­бо­ту с дви­же­ни­ем, экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли в ра­бо­те с тек­с­том. Сде­лав пер­вый спек­такль, мы ре­ши­ли про­дол­жить на­ши экс­пе­ри­мен­ты. Так по­сте­пен­но и ро­дил­ся те­атр-ла­бо­ра­то­рия, где мы экс­пе­ри­мен­ти­ру­ем и не бо­им­ся оши­бить­ся.

И.Л.: Ка­ко­ва кон­цеп­ция ва­ше­го те­а­т­ра?

М.Ш.: По­иск но­вых форм. Хо­тя всё но­вое – это хо­ро­шо за­бы­тое ста­рое. Нам важ­но со­еди­не­ние бы­то­во­го и не­бы­то­во­го су­ще­ст­во­ва­ния; ак­тив­ная ра­бо­та с дви­же­ни­ем, пла­с­ти­кой. Те­ло ак­тё­ра долж­но быть го­во­ря­щим. Те­атр – это зре­ли­ще. То, что зри­тель ви­дит, долж­но не про­сто со­от­вет­ст­во­вать то­му, что он слы­шит – нуж­но, что­бы дей­ст­вие до­пол­ня­ло текст, а не про­сто его ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ло. 

И.Л.: По­че­му для по­ста­нов­ки был вы­бран Ма­я­ков­ский?

М.Ш.: Наш спек­такль о Вла­ди­ми­ре Вла­ди­ми­ро­ви­че – это при­зна­ние в люб­ви это­му ве­ли­ко­му че­ло­ве­ку, ге­нию двад­ца­то­го ве­ка. Он че­ло­век бо­ли, над­ло­ма, люб­ви, не­на­ви­с­ти, про­те­с­та, борь­бы, неж­но­с­ти, стра­с­ти. Ре­бя­та, ког­да я им пер­вый раз чи­та­ла сти­хи, смо­т­ре­ли на ме­ня с глу­бо­ким со­мне­ни­ем. Уве­рен­ность в сти­хах ак­тё­ры не сра­зу об­ре­ли. Они про­шли пе­ри­од зна­ком­ст­ва, уз­на­ва­ния, по­зна­ния и при­сво­е­ния слож­ной по­эзии Ма­я­ков­ско­го, на­шли своё ды­ха­ние в этих сти­хах.

Мне ка­жет­ся, что пять че­ло­век, ко­то­рые иг­ра­ют Ма­я­ков­ско­го, его лю­бят. Мне хо­чет­ся в это ве­рить.

И.Л.: В спек­так­ле Ве­ро­ни­ка По­лон­ская, Осип и Ли­ля Брик ка­жут­ся аген­та­ми КГБ. Не слу­чай­но до­прос сви­де­те­лей вер­тит­ся во­круг По­лон­ской, ко­то­рая бы­ла по­след­ней, кто раз­го­ва­ри­вал с по­этом пе­ред смер­тью…

М.Ш.: Бы­ли ли Ли­ля с Оси­пом Бри­ком аген­та­ми или нет – это ска­зать очень слож­но. Труд­но ска­зать, что есть прав­да, а что нет. Мы ста­ра­лись не де­лать ни­ка­ких ут­верж­де­ний.

И.Л.: Ка­кие у вас твор­че­с­кие пла­ны? Это бу­дут со­вре­мен­ные, ма­ло­из­ве­ст­ные ав­то­ры?

М.Ш.: В се­ре­ди­не ап­ре­ля мы долж­ны сы­г­рать пре­мье­ру. Спек­такль по пье­се Алек­сан­д­ра Ка­ри­на «Ma Belle». Я очень люб­лю его рас­ска­зы, пье­сы. К со­жа­ле­нию, они не ста­вят­ся, хо­тя и опуб­ли­ко­ва­ны. В де­ка­б­ре 2011 го­да мы вы­пу­с­ти­ли мо­но­спек­такль «Без­дна» по пье­се Ж.Ра­си­на «Фе­д­ра».


Ирина ЛОГВИНОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования