Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №14. 06.04.2012

Самое трудное – не лгать

 Мастер-класс для СМИ от режиссёра Юрия Петровича Любимова

в День театра   и премьеры его спектакля «Бесы» в театре им. Вахтангова

 

Судь­ба ино­гда пре­под­но­сит по­дар­ки. У ме­ня слу­чил­ся та­кой се­го­дня – в День те­а­т­ра...

Я встре­тил его в те­а­т­ре им. Ев­ге­ния Вах­тан­го­ва. Бы­ла по­тря­са­ю­щая вы­став­ка «Фо­то­со­фия те­а­т­ра» та­лант­ли­во­го фо­то­ху­дож­ни­ка Дми­т­рия Ду­бин­ско­го, че­ст­во­ва­ние на­род­ной ар­ти­ст­ки Рос­сии Ма­рии Аро­но­вой, от­кры­тие му­зей­но­го за­ла с уни­каль­ны­ми ко­с­тю­ма­ми, эс­ки­за­ми и фо­то­гра­фи­я­ми из во­шед­ших в ис­то­рию те­а­т­ра «вах­тан­гов­ских» спек­так­лей.

А ещё бы­ла поч­ти ча­со­вая пресс-кон­фе­рен­ция ле­ген­дар­но­го ре­жис­сё­ра Юрия Пе­т­ро­ви­ча Лю­би­мо­ва и пресс-по­каз сцен из но­во­го спек­так­ля «Бе­сы» – пер­во­го за всё это вре­мя спек­так­ля Ма­с­те­ра на чу­жой сце­не, – по­сле ухо­да с Та­ган­ки ле­том про­шло­го го­да.

Хо­тя с оп­ре­де­ле­ни­ем сце­ны те­а­т­ра им. Вах­тан­го­ва как чу­жой для Ма­с­те­ра я яв­но по­то­ро­пил­ся, – пять де­ся­ти­ле­тий на­зад имен­но сю­да был при­нят на служ­бу, по­сле ан­сам­б­ля пес­ни и пля­с­ки НКВД, – мо­ло­дой ак­тёр Юрий Лю­би­мов.

По­сле со­бы­тий на Та­ган­ке у Лю­би­мо­ва бы­ло мно­го пред­ло­же­ний. Ма­с­тер ска­зал бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «МХАТ и Боль­шой те­атр мне пред­ло­жи­ли «выс­шие сфе­ры» на вы­бор. Я по­слуш­но при­шёл в МХАТ и пред­ло­жил Та­ба­ко­ву по­ста­вить «Бе­сов». Та­ба­ков от­ве­тил, что этой те­мой уже за­ня­ты мо­ло­дые ак­тё­ры. По­сле это­го я при­шёл в те­атр им. Вах­тан­го­ва – те­атр, где я вы­рос и учил­ся»....

За­мк­ну­лась цепь вре­мён...

Сам Юрий Пе­т­ро­вич обо­зна­чил по­ста­нов­ку «Бе­сов» в сво­ей «alma mater» как кон­церт­ное ис­пол­не­ние ро­ма­на Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го в 2-х ча­с­тях.

И хо­тя Юрий Пе­т­ро­вич Лю­би­мов по­ка­зал прес­се, – как он вы­ра­зил­ся –«лишь схе­му «Бе­сов», но что-то мне под­ска­зы­ва­ет, что этот спек­такль ста­нет од­ним из глав­ных со­бы­тий те­а­т­раль­но­го се­зо­на не толь­ко в Моск­ве, но и в Рос­сии...

Очень труд­но пи­сать о том, че­го не ви­дел пол­но­стью, – по­это­му по­пы­та­юсь рас­ска­зать лишь об ощу­ще­ни­ях.

Са­мое глав­ное, са­мое силь­ное и са­мое пер­вое впе­чат­ле­ние: по­лу­чил­ся очень та­ган­ков­ский, – вер­нее, – очень лю­би­мов­ский спек­такль. На сце­не сме­лое сме­ше­ние эпох и ко­с­тю­мов; ло­зун­ги на БЕ­ЛЫХ транс­па­ран­тах пре­крас­но со­су­ще­ст­ву­ют с ис­то­ри­че­с­ки­ми ко­с­тю­ма­ми вре­мён До­сто­ев­ско­го и ог­ром­ной, – на весь зад­ник сце­ны, – ре­про­дук­ци­ей кар­ти­ны ро­ман­ти­че­с­ко­го ху­дож­ни­ка Кло­да Лор­ре­на, а ми­к­ро­на­уш­ни­ки в ушах швей­ца­ров на сце­не, – с му­зы­кой Стра­вин­ско­го в жи­вом ис­пол­не­нии Алек­сан­д­ра Гин­ди­на.

Лю­би­мов: «Я очень люб­лю Стра­вин­ско­го и его за­ме­ча­тель­но­го уче­ни­ка Мар­ты­но­ва (ком­по­зи­то­ра «Бе­сов». – Авт.). Он – боль­шой зна­ток цер­ков­ной му­зы­ки и мо­жет всех цер­ков­ни­ков на­учить. Объ­ез­дил Се­вер, ста­руш­ки пе­ли, он за­пи­сы­вал».

Это очень лич­ный лю­би­мов­ский спек­такль, в каж­дую ме­лочь ко­то­ро­го он вни­кал – от эс­ки­зов де­ко­ра­ций и ко­с­тю­мов, до тол­щи­ны – в 7 мм, – по­дошв на обу­ви ак­тё­ров.

За­мет­но, что Ма­с­тер не очень жа­лу­ет пред­ста­ви­те­лей СМИ, – он, соб­ст­вен­но, и не очень это скры­вал на пресс-кон­фе­рен­ции: «Ор­га­ни­за­ция СМИ – не­ле­пая и сквер­ная»... И на упав­ший у рас­се­ян­но­го опе­ра­то­ра шта­тив мо­мен­таль­но и очень по-бул­га­ков­ски от­ре­а­ги­ро­вал: «Во­ды дать или ва­ле­рь­ян­ки?»

Лю­би­мов: «Об­ще­ние с прес­сой по­хо­же на цирк, где идёт борь­ба со льва­ми. Но тех я ува­жаю, а вот мел­кие, – не львы, – уку­сят. Мне аб­со­лют­но всё рав­но, что Вы обо мне пи­ше­те...»

На «веч­ный» во­прос о по­ли­ти­че­с­ком те­а­т­ре в Рос­сии, – Юрий Пе­т­ро­вич Лю­би­мов от­шу­тил­ся, рас­ска­зав о дят­ле – пти­це, ко­то­рая, го­во­рят, – уми­ра­ет от со­тря­се­ния моз­га... Лю­би­мов: «Не за­ни­ма­юсь я по­ли­ти­че­с­ким те­а­т­ром – не за­став­ляй­те ме­ня уми­рать от со­тря­се­ния моз­га, за­да­вая мне этот во­прос в те­че­ние жиз­ни... Ес­ли Вы счи­та­е­те ме­ня по­лу­су­мас­шед­шим – Вы оши­ба­е­тесь».

Очень че­ст­но и рез­ко он от­ве­тил на де­жур­но-про­во­ка­ци­он­ный во­прос о том, ко­му кон­крет­но из ак­тё­ров Та­ган­ки по­свя­ща­ет­ся спек­такль «Бе­сы»? Лю­би­мов: «Это про­сто анек­дот, сплет­ня. Там бы­ли сов­сем дру­гие при­чи­ны. Все­гда ждут скан­да­ла. Я их ра­зо­ча­рую... «Бе­сы» я по­ста­вил по До­сто­ев­ско­му. В честь не­го кон­церт, а не ка­ких-то дру­гих, – с Та­ган­ки. У Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча тра­ги­че­с­кая судь­ба, и без ре­ли­гии её не по­нять. Я про­чёл «Бе­сов» ми­ни­мум 100 раз, мед­лен­но и вдум­чи­во, что­бы всё это сло­жить в спек­такль».

На­до от­ме­тить, что «Бе­сов» Ма­с­тер уже ста­вил. Лю­би­мов: «Это был Лон­дон – 28 лет на­зад. Этот спек­такль от то­го всем от­ли­ча­ет­ся. Ста­в­ро­гин – глав­ное ли­цо спек­так­ля».

Во­прос о том, ка­ким Лю­би­мов пред­став­ля­ет сво­е­го зри­те­ля. Лю­би­мов: «Ме­ня ма­ло ин­те­ре­су­ет, ка­кой у ме­ня зри­тель. Рек­ла­мы нам не на­до, – у нас всё в по­ряд­ке».

На во­прос о сво­их глав­ных слож­но­с­тях Ма­с­тер от­ве­тил крат­ко: «Вре­мя.

Мне ско­ро 95 лет»...

А вот даль­ше про­изо­ш­ло са­мое глав­ное. Ма­с­тер гля­нул на кор­ре­с­пон­ден­тов прон­зи­тель­ным, до «му­ра­шек по ко­же» взгля­дом и вдруг сам за­дал во­прос прес­се: «Ре­бя­та, а по­че­му Вы та­кие не­сво­бод­ные?» И про­дол­жил ста­вить ди­а­гноз: «Вы от­вык­ли от сво­бо­ды и за­ме­ни­ли её сво­им «гла­мур­ным» об­ра­зом жиз­ни». На­род тут же за­су­е­тил­ся, за­со­би­рал­ся и на­чал ти­хо «рас­са­сы­вать­ся и де­ма­те­ри­а­ли­зо­вы­вать­ся» под взгля­дом очень му­д­ро­го, очень ум­но­го и очень по­ря­доч­но­го че­ло­ве­ка...

И мне ста­ло очень не по се­бе, и вдруг воз­ник­ло чув­ст­во ви­ны...

 

По­сле­сло­вие

Ува­жа­е­мый Ма­с­тер – хо­чу по­про­сить у Вас про­ще­ния за то, что ле­том про­шло­го го­да я поз­во­лил се­бе усом­нить­ся в Ва­шей по­ря­доч­но­с­ти. Бес по­пу­тал...

 

P.S. Из ин­тер­вью ак­тё­ров, за­ня­тых в спек­так­ле.

Сер­гей Епи­шев (Ста­в­ро­гин): «Юрий Пе­т­ро­вич не очень по­ощ­ря­ет им­про­ви­за­ции и ак­тёр­ские на­ход­ки».

Юрий Шлы­ков (Вер­хо­вен­ский): «Спек­такль – пре­до­щу­ще­ние ка­та­ст­ро­фы. Ра­бо­та­лось с Юри­ем Пе­т­ро­ви­чем тя­же­ло. Шаг впра­во, шаг вле­во – рас­ст­рел. Это его стиль, стиль Та­ган­ки. Мы лишь ис­пол­ни­те­ли аб­со­лют­ной во­ли ре­жис­сё­ра». 


 На фо­то Юрий Лю­би­мов и Ри­мас Ту­ми­нас. Фо­то ав­то­ра.



Олег ТАТКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования