Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 13.04.2012

Нападки идиота

До­че­ри Твар­дов­ско­го, ком­мен­ти­руя «но­во­мир­ский» днев­ник от­ца, да­ли Вла­ди­ми­ру Ар­хи­по­ву сле­ду­ю­щую ха­рак­те­ри­с­ти­ку: «Ли­те­ра­ту­ро­вед, кри­тик, один из во­ин­ст­ву­ю­щих при­вер­жен­цев прин­ци­пов «со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма», со­труд­ник «Огонь­ка», ре­дак­ти­ру­е­мо­го А.Со­фро­но­вым, пе­ча­тал­ся в «Ок­тя­б­ре» Вс. Ко­че­то­ва» (А.Твар­дов­ский. Но­во­мир­ский днев­ник. Том 1. М., 2009). Но за со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кий ре­а­лизм с не мень­шей яро­с­тью в «Но­вом ми­ре» бо­рол­ся один из глав­ных оп­по­нен­тов Ар­хи­по­ва – Алек­сандр Де­мен­ть­ев. И в этом пла­не спо­движ­ник Со­фро­но­ва ни­чем не от­ли­чал­ся от бли­жай­ше­го со­рат­ни­ка Твар­дов­ско­го. При этом до­че­ри по­эта, ви­ди­мо, за­бы­ли, как Ар­хи­пов за­щи­щал их от­ца в фе­в­ра­ле 1948 го­да в Со­ю­зе пи­са­те­лей во вре­мя об­суж­де­ния кни­ги «Ро­ди­на и чуж­би­на». Ког­да Еле­на Зла­то­ва, Зоя Ке­д­ри­на, Лев Суб­оц­кий, Да­ни­ил Да­нин, Фё­дор Ле­вин вос­при­ня­ли про­зу Твар­дов­ско­го как фаль­ши­вую но­ту, Ар­хи­пов ока­зал­ся един­ст­вен­ным ора­то­ром, кто бе­зо­го­во­роч­но при­нял но­вую вещь ма­с­те­ра. Он за­ме­тил: «Мы не пой­мём за­ме­ток Твар­дов­ско­го, ес­ли не пой­мём – где глав­ное – та ни­точ­ка, на ко­то­рую он, как би­се­рин­ки, на­ни­зы­ва­ет эпи­зо­ды сво­их за­пис­ных кни­жек. Глав­ное, ко­неч­но, это че­ло­век в борь­бе с вра­гом. Кто че­ло­век? Со­вет­ский че­ло­век. Кто враг? Нем­цы. Тог­да мы не най­дём [в кни­ге Твар­дов­ско­го. – В.О.] ни од­но­го не­пра­виль­но­го эпи­зо­да». Но эта пря­мо­ли­ней­ность вы­шла кри­ти­ку бо­ком. «Лит­га­зе­та», пуб­ли­куя ано­ним­ный от­чёт об об­суж­де­нии за­пи­сок Твар­дов­ско­го «Ро­ди­на и чуж­би­на», со­об­щи­ла: «Все­об­щее воз­му­ще­ние вы­зва­ло вы­ступ­ле­ние ас­пи­ран­та Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та В.Ар­хи­по­ва… Вред­ным вы­ска­зы­ва­ни­ям не­про­ше­но­го ад­во­ка­та бы­ла да­на за­слу­жен­ная от­по­ведь в вы­ступ­ле­ни­ях С.Льво­ва, З.Ке­д­ри­ной и др.» («ЛГ», 1948, 11 фе­в­ра­ля).

Вла­ди­мир Алек­сан­д­ро­вич Ар­хи­пов ро­дил­ся 8 (по но­во­му сти­лю 21) мар­та 1913 го­да в Са­ра­тов­ской об­ла­с­ти, в ста­ни­це Ека­те­ри­нов­ка. В 1933 го­ду он окон­чил Са­ра­тов­ский ин­ду­с­т­ри­аль­но-пе­да­го­ги­че­с­кий ин­сти­тут и поз­же про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в Мос­ков­ском ин­сти­ту­те ис­то­рии, фи­ло­со­фии и ли­те­ра­ту­ры.

Ког­да на­ча­лась вой­на, Ар­хи­пов ушёл на фронт. В ар­мии в 1943 го­ду его при­ня­ли в пар­тию.

Как ли­те­ра­ту­ро­вед Ар­хи­пов за­ни­мал­ся в ос­нов­ном рус­ской клас­си­кой де­вят­над­ца­то­го ве­ка. Опуб­ли­ко­ван­ные в кон­це 1950-х го­дов его ста­тьи «К твор­че­с­кой ис­то­рии ро­ма­на И.С. Тур­ге­не­ва «От­цы и де­ти» и «Про­тив те­о­рии «еди­но­го по­то­ка» вы­зва­ли боль­шую по­ле­ми­ку. Од­на­ко мень­ше все­го он за­ни­мал­ся ана­ли­зом тек­с­тов. Его в пер­вую оче­редь ин­те­ре­со­ва­ли по­ли­ти­че­с­кие взгля­ды пи­са­те­лей. Раз­де­лив клас­си­ков на ли­бе­ра­лов и де­мо­кра­тов, ис­сле­до­ва­тель со­от­вет­ст­вен­но од­них воз­не­на­ви­дел, а дру­гих «при­че­сал» под свою гре­бён­ку.

Пер­вой жерт­вой Ар­хи­по­ва стал Тур­ге­нев. В 1958 го­ду он опуб­ли­ко­вал в жур­на­ле «Рус­ская ли­те­ра­ту­ра» ста­тью «К твор­че­с­кой ис­то­рии ро­ма­на И.С. Тур­ге­не­ва «От­цы и де­ти», в ко­то­рой при­чис­лил пи­са­те­ля к «си­лам ста­рой Рос­сии», объ­я­вив его пред­ше­ст­вен­ни­ком ве­хов­цев. Кри­тик ут­верж­дал: «Тур­ге­нев, как бы это горь­ко ни зву­ча­ло, вы­ко­вал для борь­бы с де­мо­кра­та­ми ору­жие, силь­нее ко­то­ро­го ли­бе­ра­лы не при­ду­ма­ли, и оно по­сту­пи­ло на по­сто­ян­ное во­ору­же­ние ли­бе­ра­лиз­ма». Но с та­кой трак­тов­кой «От­цов и де­тей» мно­гие ли­те­ра­ту­ро­ве­ды не со­гла­си­лись. Они уви­де­ли в ста­тье Ар­хи­по­ва «ре­ци­див вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­гиз­ма».

Не­до­воль­ный об­суж­де­ни­ем сво­е­го ма­те­ри­а­ла в жур­на­лах «Но­вый мир», «Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры», «Подъ­ём» и «Ли­те­ра­ту­ра в шко­ле», ис­сле­до­ва­тель пе­ре­шёл в ата­ку и под­го­то­вил свой во­ин­ст­ву­ю­щий от­вет «Про­тив те­о­рии «еди­но­го по­то­ка», в ко­то­ром по­хо­дя на­ве­сил по­ли­ти­че­с­кие яр­лы­ки на оп­по­нен­тов. Осо­бен­но до­ста­лось от не­го ас­пи­ран­ту Ака­де­мии об­ще­ст­вен­ных на­ук Ге­ор­гию Ку­ни­цы­ну. Не най­дя что-ли­бо воз­ра­зить сво­е­му кол­ле­ге по су­ще­ст­ву, он пред­по­чёл так­ти­ку за­пу­ги­ва­ния и уг­роз, за­дав не­со­глас­но­му во­прос с да­ле­ко иду­щи­ми по­след­ст­ви­я­ми: «Поз­воль­те спро­сить: на ка­кой точ­ке зре­ния сто­ит в оцен­ке ли­бе­ра­лов Г.Ку­ни­цын – на ле­нин­ской или пле­ха­нов­ской?»

Це­лую дис­кус­сию вы­зва­ла по­том и кни­га Ар­хи­по­ва о Не­кра­со­ве «По­эзия тру­да и борь­бы». О ней вос­тор­жен­но ото­зва­лись Алек­сандр Дым­шиц, Пётр Ни­ко­ла­ев и Дми­т­рий Ста­ри­ков. Но она ка­те­го­ри­че­с­ки не по­нра­ви­лась Бо­ри­су Бух­шта­бу и Яко­ву Эль­сбер­гу.

По сво­им идей­ным по­зи­ци­ям Ар­хи­пов был бли­зок к ли­те­ра­тур­ной груп­пе Ана­то­лия Со­фро­но­ва и Все­во­ло­да Ко­че­то­ва. Он и пе­ча­тал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но в жур­на­лах «Ого­нёк» и «Ок­тябрь». Но груп­пов­щи­на очень ча­с­то ме­ша­ла кри­ти­ку объ­ек­тив­но оце­нить ра­бо­ты не­ко­то­рых его кол­лег. Ар­хи­пов, в ча­ст­но­с­ти, силь­но ра­зо­шёл­ся в оцен­ках Не­кра­со­ва с Кор­не­ем Чу­ков­ским и вы­сту­пил ка­те­го­ри­че­с­ки про­тив то­го, что­бы его оп­по­нен­ту при­су­ди­ли за Не­кра­со­ва Ле­нин­скую пре­мию. Чу­ков­ский, ког­да уз­нал о сво­ём на­граж­де­нии, не удер­жал­ся и 22 ап­ре­ля 1962 го­да за­пи­сал в сво­ём днев­ни­ке: «Моя по­бе­да зна­ме­на­тель­на, так как это по­бе­да ин­тел­ли­ген­ции над Ко­че­то­вы­ми, Ар­хи­по­вы­ми, Юго­вым, Ли­ди­ей Фе­лик­сов­ной Кон и дру­ги­ми спло­чён­ны­ми чер­но­со­тен­ца­ми. На­пад­ки иди­о­та Ар­хи­по­ва и да­ли мне пре­мию».

«За­пад­ни­ки» Ар­хи­по­ва про­сто не­на­ви­де­ли. И ведь бы­ло за что. Бо­рис Его­ров в сво­их ме­му­а­рах, вспо­ми­ная пер­вую по­ло­ви­ну 1960-х го­дов, пи­сал: «В Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те тог­да гре­мел скан­даль­ной сла­вой про­фес­сор В.А. Ар­хи­пов. Ес­ли пред­ста­вить се­бе тип-ха­рак­тер пре­сло­ву­то­го Жи­ри­нов­ско­го в ви­де вуль­гар­но­го со­ци­о­ло­га с лёг­ким ан­ти­се­мит­ским ак­цен­том, то бу­дет вы­ли­тый Ар­хи­пов. С хо­ро­шо под­ве­шен­ным язы­ком, на­халь­ный, гру­бо на­па­дав­ший на про­тив­ни­ков, он бу­ше­вал на ка­фе­д­ре и на стра­ни­цах жур­наль­ных кри­ти­че­с­ких ста­тей. За ним ещё тя­ну­лись хво­с­ты раз­ных спле­тен о дон­жу­ан­ских по­дви­гах и о ди­ких пред­раз­вод­ных ссо­рах с же­ной, ко­то­рая в от­ме­ст­ку за его по­ве­де­ние яко­бы от­пра­ви­ла в му­со­ро­про­вод ка­кую-то мно­го­лет­нюю док­тор­скую дис­сер­та­цию, при­слан­ную про­фес­со­ру на от­зыв из ВА­Ка. На­сто­я­щие учё­ные ино­гда не вы­дер­жи­ва­ли и иро­нич­но вы­сме­и­ва­ли изъ­я­ны при­ми­тив­ных схем вуль­га­ри­за­то­ра, но ему всё это бы­ло как сло­ну дро­бин­ки» (Б.Ф. Его­ров. Вос­по­ми­на­ния. СПб., 2004).

Из-за силь­ной ан­га­жи­ро­ван­но­с­ти Ар­хи­по­ва очень дол­го не при­ни­ма­ли в Со­юз пи­са­те­лей. Осе­нью 1964 го­да ему вы­звал­ся по­мочь в этом де­ле пра­во­вер­ный марк­сист Алек­сандр Дым­шиц, ко­то­рый в ту по­ру не вы­ла­зил из ка­би­не­тов ЦК пар­тии на Ста­рой пло­ща­ди. В сво­ей ре­ко­мен­да­ции Дым­шиц от­ме­тил: «В.А. Ар­хи­пов яв­ля­ет­ся од­ним из се­рь­ёз­ней­ших зна­то­ков на­сле­дия рус­ских ре­во­лю­ци­он­ных де­мо­кра­тов. Он – ав­тор в выс­шей сте­пе­ни ин­те­рес­ной мо­но­гра­фии о по­эзии Не­кра­со­ва, вы­звав­шей ожив­лён­ный об­мен мне­ни­я­ми в на­шей ли­те­ра­тур­ной пе­ча­ти. Мне так­же до­ве­лось пи­сать об этой со­дер­жа­тель­ной кни­ге. В не­ко­то­рых мо­мен­тах на­ши мне­ния не схо­ди­лись, но в ос­нов­ном, глав­ном я был ре­ши­тель­но со­ли­да­рен с ав­то­ром это­го ис­сле­до­ва­ния. Я и сей­час хо­чу от­ме­тить, что кни­га В.А. Ар­хи­по­ва о Не­кра­со­ве на­пи­са­на, преж­де все­го, с по­зи­ций марк­сист­ско-ле­нин­ско­го по­ни­ма­ния рус­ско­го ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са. В ос­но­ве этой кни­ги ле­жит ог­ром­ный труд, она от­ме­че­на глу­бо­ким и об­сто­я­тель­ным зна­ни­ем пред­ме­та. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ет и по­след­няя гла­ва кни­ги, в ко­то­рой ос­ве­ща­ют­ся тра­ди­ции Не­кра­со­ва в со­вет­ской по­эзии. Здесь осо­бен­но ощу­ти­мо в В.А. Ар­хи­по­ве то ор­га­ни­че­с­кое сли­я­ние ли­те­ра­ту­ро­ве­да и кри­ти­ка, ко­то­рое да­ле­ко не все­гда встре­ча­ет­ся у нас на прак­ти­ке.

В.А. Ар­хи­по­вым на­пи­са­ны так­же цен­ные ра­бо­ты о Бе­лин­ском, До­б­ро­лю­бо­ве, Пи­са­ре­ве. Ему мы обя­за­ны от­кры­ти­ем це­лой гла­вы из зна­ме­ни­той ста­тьи Пи­са­ре­ва «Мыс­ля­щий про­ле­та­ри­ат», ос­та­вав­шей­ся дол­гое вре­мя не­из­ве­ст­ной и пред­став­ля­ю­щей вы­да­ю­щу­ю­ся цен­ность. Опуб­ли­ко­ва­ние этой гла­вы со всту­пи­тель­ной ста­ть­ёй В.А. Ар­хи­по­ва яви­лось, не­со­мнен­но, важ­ным куль­тур­ным со­бы­ти­ем.

В по­след­нее вре­мя В.А. Ар­хи­пов мно­го за­ни­мал­ся твор­че­ст­вом Лер­мон­то­ва и об­на­ро­до­вал не­сколь­ко ста­тей о Лер­мон­то­ве, пред­ве­ща­ю­щих, как мне ка­жет­ся, по­яв­ле­ние в бу­ду­щем но­вой ис­то­ри­ко-ли­те­ра­тур­ной кни­ги.

Кри­ти­че­с­кие ра­бо­ты В.А. Ар­хи­по­ва на­пи­са­ны ос­т­ро, стра­ст­но, не­ред­ко по­ле­мич­но. Не все­гда мож­но со­гла­сить­ся с ав­то­ром этих ра­бот в от­дель­ных суж­де­ни­ях. Но я ви­жу в этом не все­гда не­до­ста­ток, а и до­сто­ин­ст­ва, на­ли­чие у В.А. Ар­хи­по­ва сво­их то­чек зре­ния, не­за­ви­си­мо­с­ти от ка­ких бы то ни бы­ло «круж­ко­вых» мне­ний. Есть сре­ди ра­бот В.А. Ар­хи­по­ва-кри­ти­ка вы­ступ­ле­ния, от­ме­чен­ные спе­ци­аль­ным ин­те­ре­сом к про­бле­мам ли­те­ра­тур­ной те­о­рии (здесь осо­бо за­пом­ни­лась ста­тья о пар­тий­но­с­ти ли­те­ра­ту­ры, по­ме­щён­ная в ле­нин­ском но­ме­ре «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты» за те­ку­щий год). Есть у В.А. Ар­хи­по­ва и ста­тьи мо­но­гра­фи­че­с­ко­го ха­рак­те­ра (сре­ди них я бы спе­ци­аль­но от­ме­тил об­сто­я­тель­ные кри­ти­че­с­кие ста­тьи о про­из­ве­де­ни­ях М.Алек­се­е­ва, по­ме­щён­ные в «Звез­де» и в од­но­том­ни­ке пи­са­те­ля, не­дав­но по­явив­шем­ся в свет). За­пом­ни­лись и не­ко­то­рые об­зо­ры B.A. Ар­хи­по­ва, по­яв­ляв­ши­е­ся в «Огонь­ке», – их ав­тор про­яв­лял вы­со­кую тре­бо­ва­тель­ность к ху­до­же­ст­вен­ным ка­че­ст­вам обо­зре­ва­е­мых яв­ле­ний, – это мне хо­чет­ся от­ме­тить осо­бо.

Сло­вом, – для ме­ня не­со­мнен­но, что В.А. Ар­хи­пов име­ет все пра­ва на то, что­бы яв­лять­ся чле­ном Со­ю­за пи­са­те­лей. Это – об­ра­зо­ван­ный ли­те­ра­тор со сво­и­ми сло­жив­ши­ми­ся прин­ци­па­ми под­хо­да к про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ст­ва, по­сто­ян­но рас­ту­щий твор­че­с­ки, уме­ю­щий пи­сать тем­пе­ра­мент­но, ув­ле­чён­но, об­ла­да­ю­щий сво­им сти­лем, сво­ей твор­че­с­кой ма­не­рой».

В 1967 го­ду Ар­хи­пов стал док­то­ром на­ук. Ос­но­ву его док­тор­ской дис­сер­та­ции со­ста­ви­ла кни­га «М.Ю. Лер­мон­тов. По­эзия по­зна­ния и дей­ст­вия».

Из со­вет­ских пи­са­те­лей кри­тик пуб­лич­но про­слав­лял в ос­нов­ном Все­во­ло­да Ко­че­то­ва (в ча­ст­но­с­ти, его ро­ман «Бра­тья Ер­шо­вы») да Ива­на Шев­цо­ва. Ког­да «Ком­со­моль­ская прав­да» и «Лит­га­зе­та» в пух и прах раз­ру­га­ли па­ра­но­и­че­с­кий ро­ман Шев­цо­ва «Лю­бовь и не­на­висть», Ар­хи­пов тут же от­пра­вил в за­щи­ту пи­са­те­ля свою ре­цен­зию, для со­лид­но­с­ти под­пи­сав её ещё и фа­ми­ли­я­ми двух ко­мис­са­ров ми­ли­ции. Он ут­верж­дал: «Ро­ман Шев­цо­ва бо­рет­ся и ут­верж­да­ет. Он оп­ти­ми­с­ти­чен. В нём под­ня­ты ак­ту­аль­ные во­про­сы со­вре­мен­но­с­ти, они по­став­ле­ны сме­ло, ос­т­ро, и в этом преж­де все­го за­клю­ча­ют­ся по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны ро­ма­на <…> И что ха­рак­тер­но, пи­са­тель-по­ли­тик ни­где не рас­пы­ля­ет­ся, он в выс­шей сте­пе­ни со­сре­до­то­чен, и каж­дый эпи­зод его ро­ма­на ос­ве­щён све­том об­щей идеи – идеи борь­бы за по­бе­ду со­ци­а­лиз­ма».

По­ли­ти­ки в ро­ма­нах Шев­цо­ва дей­ст­ви­тель­но все­гда бы­ло в из­быт­ке. Вот толь­ко ли­те­ра­ту­ра в них по­че­му-то от­сут­ст­во­ва­ла. А со­рат­ник Ко­че­то­ва за­ме­чать это­го не хо­тел.

Умер Ар­хи­пов 11 ию­ня 1977 го­да.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования