Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 13.04.2012

Жить-то осталось – всего ничего

С чего начинается писатель? Что значит литературная премия для серьёзного художника? Как уживаются в одной творческой личности прозаик и журналист? За ответом на эти и другие вопросы обратимся к одному из наиболее интересных и заметных авторов нынешней интеллектуальной прозы – Юрию Буйде.

 

Юрий БУЙДА
Юрий БУЙДА

– Юрий Ва­си­ль­е­вич, вы се­го­дня – один из са­мых из­да­ва­е­мых про­за­и­ков в сег­мен­те со­вре­мен­ной рус­ской про­зы. Вы­хо­дят не толь­ко ва­ши ро­ма­ны, но и рас­ска­зы, вы уча­ст­ву­е­те в меж­ду­на­род­ных пи­са­тель­ских де­ле­га­ци­ях, из­да­ё­тесь ед­ва ли не в са­мом пре­стиж­ном ев­ро­пей­ском из­да­тель­ст­ве – фран­цуз­ском «Гал­ли­ма­ре»… Ска­жи­те, та­кой ли пред­став­ля­ли се­бе свою ли­те­ра­тур­ную ка­рь­е­ру ещё в Ка­ли­нин­гра­де? Кста­ти, ког­да осо­зна­ли се­бя пи­са­те­лем? Где на­чи­на­ли пуб­ли­ко­вать­ся?

– В Ка­ли­нин­гра­де я во­об­ще не пред­став­лял, что та­кое ли­те­ра­тур­ная ка­рь­е­ра и ли­те­ра­тур­ная жизнь. И уж во­все не ду­мал о том, что бу­ду вре­мя от вре­ме­ни ез­дить с пи­са­тель­ски­ми де­ле­га­ци­я­ми за гра­ни­цу. Это жуть: от­ве­чать на иди­от­ские во­про­сы, не­сти чушь о ли­те­ра­ту­ре, а при этом ещё на­блю­дать борь­бу пи­са­тель­ских са­мо­лю­бий... Впро­чем, ез­жу я не ча­с­то, ча­ще – от­ка­зы­ва­юсь. Эти по­езд­ки вы­би­ва­ют из ко­леи и от­ни­ма­ют вре­мя, а у ме­ня его и так не­мно­го: жить-то ос­та­лось – все­го ни­че­го. В мар­те я по­ехал в Па­риж толь­ко по од­ной при­чи­не – из­да­тель­ст­во «Гал­ли­мар» вы­пу­с­ти­ло вто­рое из­да­ние мо­ей ма­лень­кой по­ве­с­ти «Дон До­ми­но», а че­рез не­сколь­ко не­дель эту же по­весть в мяг­кой об­лож­ке, плюс в тот же день – но­вый ро­ман «Тре­тье серд­це». По­то­му-то я и не мог от­ка­зать дру­зь­ям из «Гал­ли­ма­ра» – по­ехал, от­ве­чал на во­про­сы, да­вал ав­то­гра­фы. От дру­гих же по­ез­док – на­при­мер, в Бор­до, в Лон­дон, в Нью-Йорк – от­ка­зал­ся. При­чи­на, по­вто­ряю, толь­ко од­на: мне это не­ин­те­рес­но, и у ме­ня нет вре­ме­ни.

Осо­зна­ние се­бя пи­са­те­лем... это слу­чи­лось, на­вер­ное, ещё в дет­ст­ве, ког­да я на­про­па­лую пи­сал ро­ма­ны о по­лё­тах на Марс в двух­ко­пе­еч­ных школь­ных те­т­ра­дях: тог­да, в на­ча­ле 60-х, все бре­ди­ли ко­с­мо­сом. Толь­ко со вре­ме­нем я стал по­ни­мать, что это та­кое на са­мом де­ле – быть пи­са­те­лем, ка­ких му­че­ний это сто­ит и сколь­ко сты­да при­но­сит.

Пуб­ли­ко­вать­ся на­чал в жур­на­ле «Со­ло», бы­ло та­кое экс­пе­ри­мен­таль­ное из­да­ние, это слу­чи­лось в 91-м, а на­сто­я­щий де­бют со­сто­ял­ся в на­ча­ле 92-го в жур­на­ле «Ок­тябрь», где на­пе­ча­та­ли под­бор­ку мо­их рас­ска­зов, во­шед­ших по­том в кни­гу «Прус­ская не­ве­с­та».

– Не­ко­то­рые кри­ти­ки срав­ни­ва­ют ваш твор­че­с­кий ме­тод с фолк­не­ров­ским. На мой взгляд, та­кое срав­не­ние во мно­гом спра­вед­ли­во. Вы – от кни­ги к кни­ге – рас­ши­ря­е­те все­лен­ную сво­их ге­ро­ев, обо­га­ща­е­те её сю­же­та­ми и ха­рак­те­ра­ми. Бли­зок ли вам Фолк­нер, и ес­ли да, то кто ещё из за­ру­беж­ных клас­си­ков слу­жит ори­ен­ти­ром в твор­че­ст­ве?

– С кем ме­ня толь­ко не срав­ни­ва­ли, да­же с Го­ме­ром. Фолк­нер – по­че­му бы и нет? Я ведь то­же из де­рев­ни, мож­но ска­зать. Он мне все­гда нра­вил­ся. В сту­ден­че­с­кие го­ды – «Шум и ярость», а сей­час я счи­таю луч­шим его про­из­ве­де­ни­ем ма­лень­кий ро­ман «Мед­ведь». Но ори­ен­ти­ров у ме­ня, стро­го го­во­ря, нет, или при­дёт­ся со­став­лять спи­сок из не­сколь­ких ты­сяч имён. В дет­ст­ве на ме­ня силь­ное, очень силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­вёл Го­голь, по­том я не­сколь­ко лет чи­тал и пе­ре­чи­ты­вал До­сто­ев­ско­го – раз де­сять «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние», не­сколь­ко раз – «Бра­ть­ев Ка­ра­ма­зо­вых». Обо­жаю «Бед­ных лю­дей». Но сей­час... зна­е­те, я уже в том воз­ра­с­те, ког­да мож­но с пол­ным пра­вом на­пи­сать над сво­ей две­рью строч­ку из Шек­с­пи­ра, из ко­ме­дии «Всё хо­ро­шо, что хо­ро­шо кон­ча­ет­ся»: «Simply the thing I am shall make me live» – «Лишь по­то­му, что я та­кой, я бу­ду жить».

– Кста­ти, о «та­ко­во­с­ти». Ва­ши ге­рои ча­с­то на­де­ле­ны внеш­ни­ми урод­ст­ва­ми: Ида Змой­ро из «Си­ней кро­ви» обе­зо­б­ра­же­на пят­ном, маль­чик Франц-Фер­ди­нанд из «Жун­г­лей» во­об­ще ро­дил­ся с кры­ль­я­ми… по­че­му так? Да­ёт ли внеш­нее урод­ст­во ка­кую-то эк­зи­с­тен­ци­аль­ную ох­ран­ную гра­мо­ту ге­ро­ям или, на­обо­рот, это мет­ка ско­рой бе­ды, ко­то­рая с ни­ми слу­чит­ся?

– По прав­де го­во­ря, как-то ни­ког­да об этом не за­ду­мы­вал­ся. Мне ка­жет­ся, урод­ст­во, изъ­ян, де­фект за­став­ля­ют че­ло­ве­ка ина­че смо­т­реть на мир, ос­т­рее чув­ст­во­вать его, ино­гда – глуб­же, бо­лез­нен­нее. Это, на­вер­ное, из дет­ст­ва: у нас в го­род­ке – так сло­жи­лось – бы­ло мно­го ду­ра­ков и ду­ро­чек, мно­го ка­лек, ин­ва­ли­дов. По­сле вой­ны там был гос­пи­таль для сол­дат и офи­це­ров без рук-ног, ко­то­рых по­том по­го­лов­но спла­ви­ли на Ва­ла­ам, но не­ко­то­рые са­ни­тар­ки и мед­сё­с­т­ры спас­ли этих бе­до­лаг, од­на из них – на­ша со­сед­ка – вы­нес­ла сво­е­го бу­ду­ще­го му­жа, без­но­го­го кра­сав­ца, но­чью в меш­ке за спи­ной.

Ну и вер­но, ко­неч­но, то, что вы го­во­ри­те о мет­ке. Но бе­да слу­чи­лась не толь­ко с ни­ми.

– Вы ра­бо­та­е­те в од­ном из круп­ней­ших из­да­тель­ских до­мов сто­ли­цы – «Ком­мер­сан­те». Ска­жи­те, чем вы­зва­на для вас как пи­са­те­ля не­об­хо­ди­мость со­еди­не­ния жур­на­ли­с­ти­ки и ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва – же­ла­ни­ем иметь на­дёж­ный вид за­ра­бот­ка или, ес­ли не оши­ба­юсь, ана­ли­зи­руя ва­ши про­из­ве­де­ния, не­сколь­ко ины­ми, вну­т­рен­ни­ми при­чи­на­ми?

– Ес­ли быть точ­ным, я ра­бо­таю там не жур­на­ли­с­том, а ре­дак­то­ром, ре­рай­те­ром, то есть прав­лю чу­жие тек­с­ты. Ра­бо­та как ра­бо­та. Од­ни во­ю­ют, дру­гие стро­ят до­ма или гру­зят апель­си­ны боч­ка­ми, а я – ре­дак­ти­рую чу­жие тек­с­ты. Мне за это пла­тят. На это мож­но жить, пусть без из­ли­шеств. В ре­дак­ции – я имею в ви­ду ИД «Ком­мер­сант» в це­лом – ком­форт­ная об­ста­нов­ка, нор­маль­ная ат­мо­сфе­ра: не хо­чешь, что­бы к те­бе лез­ли в ду­шу, ни­кто и не по­ле­зет. Это боль­шой плюс, а мне есть с чем срав­ни­вать: поч­ти за со­рок лет в жур­на­ли­с­ти­ке я ус­пел по­ра­бо­тать и в рай­он­ных га­зе­тах, и в об­ла­ст­ных, и в мос­ков­ских.

– Ва­ша кни­га «Жун­г­ли» – в пре­ми­аль­ном спи­с­ке «На­ци­о­наль­но­го бест­сел­ле­ра», а «Си­няя кровь» ста­ла фи­на­ли­с­том «Боль­шой кни­ги» в про­шлом го­ду. До это­го ва­шу про­зу от­ме­ча­ли пре­ми­я­ми жур­на­лы «Ок­тябрь» и «Зна­мя» (по­след­ний, ес­ли не оши­ба­юсь, сде­лал это да­же триж­ды). Важ­но ли для вас стать ла­у­ре­а­том ка­кой-ни­будь круп­ной лит­пре­мии? На­сколь­ко во­об­ще вы об­ра­ща­е­те вни­ма­ние на пре­ми­аль­ный про­цесс, в ко­то­ром так ак­тив­но уча­ст­ву­ют и, уве­рен, про­дол­жат уча­ст­во­вать ва­ши кни­ги?

– Лет пят­над­цать, да­же, на­вер­ное, де­сять лет на­зад я от­но­сил­ся к пре­ми­ям тре­пет­но. Про твои кни­ги пи­шут в га­зе­тах, у те­бя бе­рут ин­тер­вью, а по­том мо­гут ещё и де­неж­ку за­пла­тить. По­том ста­ло как-то всё рав­но. Го­во­рят, что пре­мии в по­след­ние го­ды сде­ла­лись ори­ен­ти­ром для чи­та­те­лей, сти­му­ли­ру­ют их к по­куп­ке книг. Ду­маю, это при­ят­но слы­шать преж­де все­го из­да­те­лям. Но и пи­са­тель вро­де ме­ня – не де­ре­во. «Жун­г­ли» ока­за­лись в спи­с­ке «Нац­бе­с­та», о них до­воль­но мно­го в свя­зи с этим на­пи­са­ли, и ни­ког­да ещё мне не до­во­ди­лось чи­тать та­ких... ну, ска­жем, ори­ги­наль­ных и не­о­жи­дан­ных мне­ний...

А во­об­ще пре­мии у нас всё-та­ки ещё в за­ча­точ­ном со­сто­я­нии. Во Фран­ции сто­ит пи­са­те­лю по­лу­чить Гон­ку­ров­скую пре­мию, а она в де­неж­ном вы­ра­же­нии ни­чтож­на, и он мо­жет не бес­по­ко­ить­ся о за­в­т­раш­нем дне: его ти­ра­жи вы­ра­с­та­ют стре­ми­тель­но, он ста­но­вит­ся обес­пе­чен­ным че­ло­ве­ком. У нас же важ­ную роль иг­ра­ет ве­ли­чи­на пре­мии са­ма по се­бе: чем боль­ше де­нег, тем при­вле­ка­тель­нее, за­мет­нее, пре­стиж­нее пре­мия. На­вер­ное, это прой­дёт, ког­да мы бу­дет жить по­бо­га­че...


Беседовал Максим ЛАВРЕНТЬЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования