Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 13.04.2012

Перед выходом в свет

19 апреля в Музее Пушкина Юрий Поляков представит третью, заключительную часть своего романа «Гипсовый трубач, или Конец фильма». Первая часть вышла в 2008 году, а вторая в 2009. Третья была обещана в 2010, но выходит лишь сейчас.

Почему же? С этим вопросом мы обратились к автору.

 

Ю.П.: Впер­вые в мо­ей жиз­ни я, под­дав­шись уго­во­рам из­да­те­лей, по­шёл на то, что­бы пе­ча­тать ро­ман ча­с­тя­ми. Хо­тя в ли­те­ра­тур­ной прак­ти­ке та­ких слу­ча­ев сколь­ко угод­но – и До­сто­ев­ский, и Шо­ло­хов, и Гол­су­ор­си… И хо­тя к 2008-му ро­ман был вчер­не на­пи­сан, путь к окон­ча­тель­но­му, бе­ло­во­му, ва­ри­ан­ту ока­зал­ся доль­ше, чем я ду­мал. Ведь это у ны­неш­них мо­ло­дых пи­са­те­лей чер­но­вик яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но и бе­ло­ви­ком. Впро­чем, это пра­во тех, кто в оте­че­ст­вен­ной сло­вес­но­с­ти про­ез­дом. Мой же текст раз­рос­ся, раз­вет­вил­ся, ус­лож­нил­ся… Тре­тья часть ока­за­лась са­мой тру­до­ём­кой, ведь здесь за­мы­ка­ет­ся сю­жет, схо­дят­ся ли­нии, на­сту­па­ет раз­вяз­ка. А это са­мое труд­ное. Ма­с­те­ров за­вя­зы­вать сю­же­ты у нас ве­ли­кое мно­же­ст­во, а раз­вя­зы­вать – еди­ни­цы. По­это­му я и не вы­пу­с­кал из рук тре­тью часть, по­ка она бы­ла сы­ро­ва­та. В этом де­ле луч­ше не то­ро­пить­ся…

«ЛР»: Хо­чу за­дать не­удоб­ный во­прос. По­че­му о пер­вой и вто­рой ча­с­тях так ма­ло пи­са­ла кри­ти­ка? Хо­тя, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но, чи­та­тель­ский ус­пех вы­ра­зил­ся в ог­ром­ных ти­ра­жах.

Ю.П.: Да, за 300 ты­сяч. Я дав­но за­ме­тил, что кри­ти­ка не лю­бит пи­са­те­лей, ко­то­рые мо­гут на­пря­мую об­ра­тить­ся к чи­та­те­лю, не нуж­да­ют­ся в ре­ко­мен­да­ци­ях и тол­ко­ва­ни­ях кри­ти­ки. Эта пер­вая при­чи­на. Вто­рая за­клю­ча­ет­ся в том, что у ме­ня стран­ное по­ло­же­ние в ли­те­ра­ту­ре. И уже дав­но. Я – меж­ду. Для на­ших па­т­ри­о­тов я не­до­ста­точ­но поч­вен­ный пи­са­тель. Ну, в са­мом де­ле, при­ста­ло ли рус­ско­му ли­те­ра­то­ру, вме­с­то то­го, что­бы оп­ла­ки­вать по­ги­бель Зем­ли Рус­ской, на­смеш­ни­чать, ведь я от при­ро­ды са­ти­рик, и ро­ман мой ве­сел и ехи­ден. Да­же Рас­пу­тин од­наж­ды спро­сил ме­ня хму­ро: «Че­го вы по­те­ша­е­тесь, ведь стра­на гиб­нет! Так нель­зя!» «А Го­голь?» – уточ­нил я. «Но вы же не Го­голь!» – от­ре­зал он. Да, я не Го­голь, я дру­гой. Кста­ти, са­ти­ра у нас по­че­му-то дав­но чис­лит­ся по ве­дом­ст­ву дру­гой на­ции. Как буд­то-то не бы­ло Сал­ты­ко­ва-Ще­д­ри­на, Зо­щен­ко, Бул­га­ко­ва? Что же ка­са­ет­ся ли­бе­раль­ных кри­ти­ков, то для них я – про­сто враг, по­то­му что моя са­ти­ра на­прав­ле­на как раз про­тив тех ох­му­ри­тель­ных цен­но­с­тей и свя­щен­ных ко­ров, над ко­то­ры­ми они так тря­сут­ся. На­ши ли­бе­ра­лы не по­ни­ма­ют, на­сколь­ко они не­ле­пы со сто­ро­ны, и ког­да им это по­ка­зы­ва­ют, при­хо­дят в бе­шен­ст­во. Мне в этом слу­чае ос­та­ёт­ся до­воль­ст­во­вать­ся бла­го­с­клон­но­с­тью чи­та­те­лей и дис­сер­та­ци­я­ми, ко­то­рые за­щи­ща­ют по мо­им со­чи­не­ни­ям.

«ЛР»: Ро­ман пи­сал­ся поч­ти де­сять лет. Это глав­ный труд жиз­ни?

Ю.П.: По тем уси­ли­ям, ко­то­рые за­тра­че­ны, воз­мож­но, и так. Но ка­кая вещь – глав­ная, по­ка­жет толь­ко вре­мя. Та твоя кни­га, ко­то­рую бу­дут чи­тать че­рез двад­цать лет, и есть глав­ная. Клас­сик – это пе­ре­чи­ты­ва­е­мый пи­са­тель. Один раз мож­но про­чи­тать лю­бую ерун­ду, ведь книж­ная рек­ла­ма аг­рес­сив­на. Но ещё ни­ког­да пи­ар не сде­лал пло­хо­го пи­са­те­ля хо­ро­шим. Из­ве­ст­ным, не­на­дол­го – да. Хо­ро­шим – ни­ког­да! Кста­ти, не­ко­то­рые мои ве­щи уже пе­ре­шаг­ну­ли по­рог двад­ца­ти­лет­ней вос­тре­бо­ван­но­с­ти. На­при­мер, «Апо­фе­гей» пе­ре­из­да­ёт­ся до сих пор, по не­му сей­час да­же фильм сни­ма­ют. А кто пе­ре­чи­ты­ва­ет «бу­ке­ров» трёх­лет­ней дав­но­с­ти? Ни­кто. Вот и от­вет.

«ЛР»: По­че­му вы ре­ши­ли пред­ло­жить чи­та­те­лям на­шей га­зе­ты имен­но этот фраг­мент?

Ю.П.: «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» – из­да­ние для ли­те­ра­то­ров и тех, кто ув­ле­ка­ет­ся ли­те­ра­ту­рой. В «Гип­со­вом тру­ба­че» не­ма­ло ехид­ных мест от­ве­де­но со­вре­мен­ной ху­до­же­ст­вен­ной жиз­ни, пред­став­ля­ю­щей из се­бя по боль­шей ча­с­ти гран­ди­оз­ную ми­с­ти­фи­ка­цию или мел­кий мух­лёж. Пост­мо­дер­низм – это во­об­ще до­го­вор­ное ме­ро­при­я­тие. До­го­ва­ри­ва­ем­ся счи­тать, ска­жем, ро­ман «Ор­то­пе­дия» ше­де­в­ром, а ав­то­ра ге­ни­ем. Даль­ше – вал вос­тор­гов, тол­ко­ва­ний и пре­мий. И всё бы хо­ро­шо, ес­ли бы не бы­ло чи­та­те­ля. Ему-то нуж­на не до­го­вор­ная, а хо­ро­шая, на­сто­я­щая ли­те­ра­ту­ра, от ко­то­рой ще­мит серд­це и свет­ле­ет мысль. Про та­ко­го «до­го­вор­но­го ге­ния» рас­ска­зы­ва­ет пред­ла­га­е­мая гла­ва. Ко­го-то мо­жет сму­тить чрез­мер­ный эро­тизм сти­хов Ан­ге­ли­ны Греш­ко. Но, ей-бо­гу, это про­сто пу­ри­тан­ские ша­ло­с­ти по срав­не­нию с тем, что мож­но про­чи­тать в книж­ках тру­ба­ду­ров кон­цеп­ту­а­лиз­ма… 





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования