Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №15. 13.04.2012

Баба Андрея Смирнова

Ре­жис­сёр: Ан­д­рей Смир­нов

В ро­лях: Да­рья Ека­ма­со­ва, Вла­ди­слав Аба­шин, Ни­на Рус­ла­но­ва, Все­во­лод Ши­лов­ский, Мак­сим Аве­рин, Алек­сей Се­ре­б­ря­ков, Ев­до­кия Гер­ма­но­ва, Аг­рип­пи­на Стек­ло­ва, Алек­сей Шев­чен­ков, Ро­ман Ма­дя­нов, Юрий Шев­чук, Сер­гей Ма­ка­ров

Рос­сия, 2011, 150 мин.

 

Как ска­зал один хо­ро­ший ки­но­кри­тик, ре­цен­зии сто­ит пи­сать в пер­вую оче­редь для то­го, что­бы ра­зо­брать­ся са­мо­му, за что ему ка­кой-ли­бо фильм нра­вит­ся или не нра­вит­ся. Это са­мый че­ст­ный под­ход, по­то­му что пи­сать ре­цен­зии ра­ди то­го, что­бы объ­яс­нить дру­гим, что в этом есть филь­ме, не по­ни­мая при­том, есть ли в нём это что-то, де­ло бес­смыс­лен­ное и не­бла­го­дар­ное. Чи­та­тель не по­ве­рит в та­ком слу­чае и ска­жет спра­вед­ли­во кри­ти­ку: «А сам-то ты по­нял, что на­пи­сал?» По­это­му луч­ше для на­ча­ла объ­яс­нить­ся с са­мим со­бой – и в этом есть не­что от до­стой­но­го со­кра­тов­ско­го «по­знай се­бя».

Фильм Ан­д­рея Смир­но­ва «Жи­ла-бы­ла од­на ба­ба» – мо­ну­мен­таль­ное по­лот­но, дли­ной в два с по­ло­ви­ной ча­са. Это ис­то­рия жиз­ни од­ной про­стой де­ре­вен­ской жен­щи­ны в пер­вой чет­вер­ти двад­ца­то­го ве­ка. На про­тя­же­нии все­го филь­ма по­дроб­но по­ка­зы­ва­ют­ся не­вз­го­ды и ли­ше­ния, ко­то­рые вы­нуж­де­на она, бес­прав­ная и без­за­щит­ная, тер­петь от не­спра­вед­ли­во­с­ти ок­ру­жа­ю­щих. Её уни­жа­ют, бьют и на­си­лу­ют, с ней ни­кто не счи­та­ет­ся, но она в этих не­вы­но­си­мых ус­ло­ви­ях ста­ра­ет­ся вы­жи­вать. В эмо­ци­о­наль­ном фо­не филь­ма пре­об­ла­да­ет не­га­тив­ная сто­ро­на жиз­ни – с по­ро­ка­ми, зло­бой, за­ви­с­тью, этот не­га­тив ло­жит­ся в ос­но­ву ре­а­лиз­ма про­ис­хо­дя­ще­го.

Та­кой сю­жет, оче­вид­но, слу­жит кан­вой для вы­ра­же­ния оп­ре­де­лён­ной идеи ре­жис­сё­ра, по­то­му что труд­но по­ве­рить, буд­то эти мрач­ные два с по­ло­ви­ной ча­са пред­став­ля­ют со­бой все­го лишь жа­н­ро­вую сцен­ку. Да ре­жис­сёр и сам это­го не скры­ва­ет, он пря­мо го­во­рит, что ки­но его идей­ное. Та­ким об­ра­зом, ос­та­лось эту идею вы­зво­лить на свет и, в ча­ст­но­с­ти, уви­деть так­же то, че­го сам Смир­нов осо­знан­но не вы­кла­ды­вал, но по­не­во­ле вло­жил, бу­ду­чи ди­тём оп­ре­де­лён­но­го куль­тур­но­го кон­тек­с­та. А кон­текст этот ин­те­рес­ный – он ре­жис­сёр ещё со­вет­ско­го вре­ме­ни, ав­тор «Бе­ло­рус­ско­го вок­за­ла», за­му­чен­ный цен­зу­рой ху­дож­ник, за­мол­чав­ший по­том на де­ся­ти­ле­тия, что­бы со­здать на­ко­нец «…од­ну ба­бу».

Су­дя по все­му, фильм яв­ля­ет­ся вы­ска­зы­ва­ни­ем о Рос­сии в це­лом, о её ис­то­рии, ха­рак­те­ре и судь­бе. На та­кую мысль на­во­дит ак­цен­ти­ро­ва­ние ре­жис­сё­ром ти­пич­но на­род­ной те­ма­ти­ки (де­ре­вен­ско­го бы­та), а так­же по­вто­ре­ния ле­ген­ды о Ки­теж-гра­де (го­ро­де, скры­том под во­дой до тех пор, по­ка рус­ские лю­ди не отой­дут от гре­ха). Кро­ме то­го, глав­ная ге­ро­и­ня (Да­рья Ека­ма­со­ва) са­ма вы­сту­па­ет сим­во­лом Рос­сии, ко­то­рую, в пред­став­ле­нии ре­жис­сё­ра, все уни­жа­ют, на­си­лу­ют и бьют, и в чём от­ча­с­ти она са­ма ви­но­ва­та. Она стой­кая и мно­гое го­то­ва вы­тер­петь, но не мо­жет дать пол­но­цен­ный от­пор. Как за­ме­тил по это­му по­во­ду кри­тик Ро­ман Во­ло­бу­ев, глав­ный по­сыл филь­ма, оче­вид­но, со­сто­ит в сле­ду­ю­щей мыс­ли: «Нас е…ут, а мы креп­ча­ем». И, воз­вра­ща­ясь к ле­ген­де о Ки­те­же, на­ме­ка­ет­ся, что си­ту­а­ция те­о­ре­ти­че­с­ки мо­жет быть ис­прав­ле­на в луч­шую сто­ро­ну, ес­ли рус­ские лю­ди возь­мут­ся за ум (толь­ко не­яс­но, как). Прав­да, про­изой­дёт ли это – ка­жет­ся со­мни­тель­ным, учи­ты­вая фи­наль­ные ка­д­ры на­вод­не­ния, ко­то­рые мож­но тол­ко­вать опять же как за­топ­ле­ние Ки­те­жа или как биб­лей­ский по­топ.

Та­ков за­мы­сел ав­то­ра. Те­перь об­ра­тим­ся к то­му, что он вы­ска­зал, ве­ро­ят­но, сам то­го не ве­дая. Ан­ту­раж филь­ма (аб­со­лют­ное пре­об­ла­да­ние не­га­тив­ных сцен жиз­ни и ха­рак­те­ров ге­ро­ев) вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние, что ки­но это в боль­шой сте­пе­ни ру­со­фоб­ское. Это, ко­неч­но, не мо­жет яв­лять­ся ми­ну­сом с эс­те­ти­че­с­кой точ­ки зре­ния, но в этом есть не­ко­то­рое про­ти­во­ре­чие с ан­га­жи­ро­ван­ной са­мим Смир­но­вым иде­ей филь­ма. А что ка­са­ет­ся этой са­мой эс­те­ти­че­с­кой точ­ки зре­ния, то язык ре­жис­сё­ра (об­ра­зы, эф­фек­ты, тех­ни­ка иг­ры, опе­ра­тор­ская ра­бо­та) на­столь­ко прост, при­ми­ти­вен и бук­ва­лен (да­же там, где речь идёт о ме­та­фо­рах), что го­во­рить о ней во­об­ще нет смыс­ла. 


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования