Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №16. 20.04.2012

МИНИМАЛИСТСКИЙ ИОНЕСКО

Эжен Ио­не­с­ко. Ко­роль уми­ра­ет. Те­атр дра­мы и ко­ме­дии на Та­ган­ке. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Кши­ш­тоф За­нус­си (Поль­ша).

 

Вы­да­ю­щий­ся ки­но­ре­жис­сёр Кши­ш­тоф За­нус­си уже ста­вил эту пье­су Эже­на Ио­не­с­ко око­ло трид­ца­ти лет на­зад в Мюн­хе­не, и, го­во­рят, уже тог­да по­лу­чил от ав­то­ра раз­ре­ше­ние во­пло­тить про­из­ве­де­ние по-сво­е­му: не во всей мно­го­слой­но­с­ти, а под­чёр­ки­вая её фи­ло­соф­ское, ми­ро­воз­зрен­че­с­кое со­дер­жа­ние. Имен­но по­это­му в мос­ков­ской по­ста­нов­ке со­кра­ще­ны или во­все ос­та­лись за ка­д­ром мно­гие бле­с­тя­щие фра­зы из пье­сы од­но­го из ос­но­во­по­лож­ни­ков те­а­т­ра аб­сур­да: при­глу­шён гро­теск, вы­бро­ше­ны мно­гие ги­пер­бо­лы, не­взи­рая на то, как бы вы­иг­рыш­ны ни бы­ли они на сце­не. На­при­мер, опу­ще­но упо­ми­на­ние о том, что ми­ни­с­т­ры на­хо­дя­ще­го­ся в упад­ке ко­ро­лев­ст­ва взя­ли от­пуск и ло­вят у ру­чья ры­бу, что­бы на­кор­мить на­се­ле­ние. Ед­ва за­мет­но зву­чат ха­рак­те­ри­с­ти­ки па­де­ния стра­ны вро­де: на­се­ле­ние умень­ши­лось с де­вя­ти мил­ли­ар­дов че­ло­век до од­ной ты­ся­чи ста­ри­ков, солн­це ста­ло ту­с­к­лее на од­ну треть и т.п. Су­дя по пье­се, ко­ро­лю не­сколь­ко со­тен лет, и он поч­ти всю жизнь бо­рол­ся за власть (каз­нил всех род­ст­вен­ни­ков, как сво­их, так и пер­вой же­ны) и во­е­вал с со­се­дя­ми: в на­ча­ле цар­ст­во­ва­ния вёл свои вой­ска, си­дя в сед­ле на ко­не, в кон­це – стоя на тан­ке или на кры­ле са­мо­лё­та. Не­уди­ви­тель­но, что к кон­цу его жиз­ни Страж­ник (в спек­так­ле – Ни­ки­та Лу­чи­хин) сто­ит у две­рей двор­ца не в коль­чу­ге и шле­ме, а в со­вре­мен­ном пи­д­жа­ке и в оч­ках, а вме­с­то се­ки­ры и щи­та в его ру­ках – но­ут­бук на ак­ку­рат­ном сто­ли­ке. И сам ко­роль Бе­ран­же Пер­вый (Ва­ле­рий Зо­ло­ту­хин) не в ман­тии и ко­ро­не, а в стро­гом ко­с­тю­ме с бе­зу­ко­риз­нен­ным гал­сту­ком. Ни­ка­ких игр с ко­ро­ной и ски­пе­т­ром. В де­ло­вом ко­с­тю­ме – стар­шая же­на ко­ро­ле­ва Мар­га­ри­та (Лю­бовь Се­лю­ти­на), в крас­ном ве­чер­нем пла­тье – млад­шая же­на, ко­ро­ле­ва Ма­ри (Ири­на Линдт).

Всё дей­ст­вие про­ис­хо­дит в «трон­ном за­ле», пред­став­ля­ю­щем со­бой по­до­бие бе­тон­но­го бун­ке­ра, с сим­ме­т­рич­но ско­шен­ны­ми к зад­ни­ку сте­на­ми, с ог­ром­ным на­чаль­ст­вен­ным сто­лом по­се­ре­ди­не (сце­но­гра­фия Евы Ста­ро­вей­ской). Ре­жис­сёр скон­цен­т­ри­ро­вал со­дер­жа­ние спек­так­ля на про­цес­се осо­зна­ния ге­ро­ем фак­та при­бли­жа­ю­щей­ся смер­ти, ко­то­рая долж­на прий­ти не­от­вра­ти­мо и очень ско­ро – в те­че­ние по­лу­то­ра ча­сов, к кон­цу спек­так­ля. Смерть не­от­вра­ти­ма – ге­рой не вла­с­тен над ней, он не мо­жет при­ка­зать ей прий­ти или уй­ти, ког­да он за­хо­чет. Бо­лее то­го, на по­ро­ге смер­ти он не вла­с­тен да­же над сво­и­ми под­дан­ны­ми: са­мые близ­кие и вер­ные лю­ди – же­на Мар­га­ри­та, Док­тор (Игорь Ла­рин) не слу­ша­ют­ся его. Не мо­жет спа­с­ти ге­роя и лю­бовь, ко­то­рую ис­крен­не ис­пы­ты­ва­ет к не­му млад­шая же­на Ма­ри. Аб­со­лют­ная, де­с­по­ти­че­с­кая власть, ко­то­рой об­ла­дал ко­роль, бес­силь­на пе­ред ли­цом смер­ти и увя­да­ния. Глав­ные идеи Ио­не­с­ко об аб­сурд­но­с­ти су­ще­ст­во­ва­ния – о том, что власть и си­ла бес­силь­ны пе­ред вре­ме­нем и смер­тью, что мно­го­чис­лен­ные по­бе­до­нос­ные вой­ны обо­ра­чи­ва­ют­ся раз­ру­ше­ни­ем го­су­дар­ст­ва, о том, что чрез­мер­ная власть над под­дан­ны­ми при­во­дит к со­сто­я­нию, ког­да под­дан­ны­ми ос­та­ют­ся лишь те, кто не ну­жен в со­сед­них го­су­дар­ст­вах – пе­ре­да­ны в спек­так­ле убе­ди­тель­но, без над­ры­ва, яр­ких же­с­тов и гром­ких слов. Вме­с­то то­го что­бы «ум­но­жать сущ­но­с­ти», как за­ча­с­тую де­ла­ют со­вре­мен­ные ре­жис­сё­ры, что­бы, как го­во­рит­ся, «по­ста­вить се­бя на твёр­дую но­гу», К.За­нус­си, на­про­тив, ог­ра­ни­чи­ва­ет се­бя, что­бы вер­нее до­не­с­ти до зри­те­ля смысл сво­е­го вы­ска­зы­ва­ния. И в этом ему пре­крас­но по­мо­га­ет Ва­ле­рий Зо­ло­ту­хин – ак­тёр с ши­ро­ким ди­а­па­зо­ном ре­че­вых и фи­зи­че­с­ких ху­до­же­ст­вен­ных средств, с боль­шим жиз­нен­ным опы­том, поз­во­ля­ю­щим вы­ра­зить ин­тел­лек­ту­аль­ное со­дер­жа­ние как са­мо­лич­но пе­ре­жи­тое, вы­ст­ра­дан­ное ис­пол­ни­те­лем.

Ко­неч­но, вы­зы­ва­ет не­ко­то­рое со­жа­ле­ние, что за ка­д­ром ос­та­лись ед­кая са­ти­ра и яр­кая те­а­т­раль­ность, бур­ле­ск­ность, за­ло­жен­ные в про­из­ве­де­нии вы­да­ю­ще­го­ся дра­ма­тур­га. Но спек­такль в це­лом до­ка­зал, что ин­тер­пре­та­ция поль­ско­го ре­жис­сё­ра не толь­ко име­ет пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, но и про­из­во­дит силь­ное ху­до­же­ст­вен­ное воз­дей­ст­вие на ау­ди­то­рию.

В кон­цов­ке спек­так­ля как буд­то при­от­кры­ва­ет­ся ок­но в дру­гую жизнь, от­лич­ную от за­мк­ну­то­го су­ще­ст­во­ва­ния ко­ро­ля и его ок­ру­же­ния. Тре­щи­на на зад­ней сте­не раз­вер­за­ет­ся, сим­ме­т­рия на­ру­ша­ет­ся, и по­ка­зы­ва­ет­ся опу­с­то­шён­ный, по­лу­раз­ру­шен­ный го­род – итог мно­го­лет­не­го цар­ст­во­ва­ния ге­роя. Зву­чит тре­вож­ная му­зы­ка Вой­це­ха Ки­ла­ра. С од­ной сто­ро­ны, жаль, что ма­ло му­зы­ки это­го за­ме­ча­тель­но­го ком­по­зи­то­ра, с дру­гой, имен­но крат­ко­вре­мен­ность фи­на­ла с этой ме­ло­ди­ей и кар­ти­ной внеш­не­го ми­ра де­ла­ет спек­такль гар­мо­нич­ным и за­вер­шён­ным.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования