Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 18.05.2012

Лучшее произведение Бориса Акунина

 Писатели увлекли массы

 

Уве­рен, та­ко­го не ожи­дал ни­кто. Что на Пуш­кин­скую пло­щадь 13 мая при­дут не де­ся­ток ли­те­ра­то­ров и два-три де­сят­ка чи­та­те­лей, что не бу­дет ОМО­На, про­во­ка­то­ров и да­же на­ру­ши­те­лей прось­бы ор­га­ни­за­то­ров Кон­троль­ной про­гул­ки не вы­кри­ки­вать ло­зун­гов, не при­но­сить фла­гов.

Фото: Зураб ДЖАВАХАДЗЕ
Фото: Зураб ДЖАВАХАДЗЕ

Не знаю, как дру­гие, но мы с же­ной от­прав­ля­лись на это ме­ро­при­я­тие не без тре­во­ги. Во-пер­вых, оно не бы­ло санк­ци­о­ни­ро­ва­но (а уже это под­ра­зу­ме­ва­ет раз­гон и ав­то­за­ки), а во-вто­рых, ос­та­ва­лось со­вер­шен­но не­по­нят­но, что за лю­ди на не­го при­дут. И по­это­му мы про­ин­ст­рук­ти­ро­ва­ли до­чек, как ве­с­ти се­бя, ес­ли нас дол­го не бу­дет, при­хва­ти­ли с со­бой кое-ка­кой еды и во­ду и от­пра­ви­лись.

За пол­ча­са до на­ча­ла Кон­троль­ной про­гул­ки Пуш­кин­ская бы­ла мно­го­люд­на, но ма­ло чем от­ли­ча­лась от сво­е­го обыч­но­го со­сто­я­ния в вос­крес­ный день. Раз­ве что об­ра­ща­ло на се­бя внимание оби­лие лю­дей с ви­део­ка­ме­ра­ми да воз­ни­ка­ли ос­т­ров­ки поч­ти дав­ки, в цен­т­ре ко­то­рых на­хо­ди­лись из­ве­ст­ные пи­са­те­ли – Дми­т­рий Бы­ков, Бо­рис Аку­нин, Люд­ми­ла Улиц­кая. Ме­нее из­ве­ст­ных (по край­ней ме­ре, в ли­цо) то­же бы­ло не­ма­ло. Юрий Ара­бов, Сер­гей Шар­гу­нов, Бо­рис Ми­на­ев, Дми­т­рий Глу­хов­ский, Ев­ге­ний Ле­син, Ма­рия Га­ли­на… Бы­ли и из­да­те­ли, кри­ти­ки, рок-му­зы­кан­ты, ак­тё­ры.

Не­о­жи­дан­но по­явил­ся Алек­сандр Про­ха­нов. Но ока­за­лось, что при­шёл он не под­дер­жи­вать Кон­троль­ную про­гул­ку, а на­обо­рот. Ок­ру­жив­шим его чи­та­те­лям Алек­сандр Ан­д­ре­е­вич го­во­рил, что оран­же­вой ре­во­лю­ции нуж­ны жерт­вы. 6 мая про­ли­лась кровь, а се­го­дня мо­гут быть тру­пы. К сча­с­тью, его про­ро­че­ст­ва не сбы­лись – про­гул­ка, боль­ше по­хо­жая, прав­да, на марш (по­ступь лю­дей бы­ла ку­да твёр­же, а шаг бо­д­рее, чем на ше­ст­ви­ях по Яки­ман­ке), ока­за­лась хоть и вну­ши­тель­ной, но аб­со­лют­но мир­ной.

Впро­чем, это бы­ла не пра­зд­нич­ная, не бла­го­душная мир­ность – лю­ди, эти мно­гие ты­ся­чи, быть мо­жет, в по­след­ний раз по­ка­за­ли, что не хо­тят граж­дан­ской вой­ны, но и не поз­во­лят об­ра­щать­ся с со­бой, как с быд­лом. А 6–8 мая в Моск­ве бы­ли, по-мо­е­му, пи­ком из­де­ва­тель­ст­ва вла­с­ти над на­ро­дом.

По­ра­зи­тель­но, но Кон­троль­ная про­гул­ка с лёг­ко­с­тью раз­ве­я­ла мно­же­ст­во ми­фов, в ко­то­рые нас за­ста­ви­ли по­ве­рить. На­при­мер, что по­всю­ду пря­чут­ся экс­тре­ми­с­ты и тер­ро­ри­с­ты и толь­ко и ждут по­во­да де­с­та­би­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию. 13 мая ни тех ни дру­гих не ока­за­лось. Не по­на­до­би­лись и рам­ки ме­тал­ло­ис­ка­те­лей, шмо­на­ю­щие сум­ки по­ли­цей­ские, вы­бра­сы­ва­ю­щие пил­ки для ног­тей, нож­ни­цы и бу­тыл­ки с во­дой; не обя­за­тель­ны­ми ока­за­лись и по­да­ча за­яв­ки с чис­лом уча­ст­ни­ков, со­гла­со­ва­ние ме­ро­при­я­тия с чи­нов­ни­ка­ми мэ­рии, ми­ли­цей­ски­ми-по­ли­цей­ски­ми ге­не­ра­ла­ми…

Бо­рис Аку­нин про­сто уве­до­мил об­ще­ст­вен­ность, что груп­па пи­са­те­лей хо­чет про­гу­лять­ся от па­мят­ни­ка Пуш­ки­ну до па­мят­ни­ка Гри­бо­е­до­ву тог­да-то и во столь­ко-то, и при­гла­сил при­со­е­ди­нять­ся всех же­ла­ю­щих. И в на­зна­чен­ное вре­мя же­ла­ю­щие при­шли. И не­бо не рух­ну­ло на зем­лю, и ни од­на по­дош­ва не бы­ла ото­рва­на на пред­ва­ри­тель­ных про­це­ду­рах, по­то­му что на про­це­ду­ры пи­са­тель Аку­нин и его кол­ле­ги не по­ш­ли. (Прав­да, скеп­ти­ки поч­ти ут­верж­да­ют, что тай­ные пе­ре­го­во­ры ор­га­ни­за­то­ров про­гул­ки с вла­с­тя­ми бы­ли, но да­же ес­ли та­кое до­пу­с­тить, то что эти пе­ре­го­во­ры мог­ли дать? Ни­кто не знал, сколь­ко че­ло­век при­дёт и кем эти лю­ди ока­жут­ся.) Всё как-то са­мо ор­га­ни­зо­ва­лось и по­лу­чи­лось. По мо­е­му мне­нию, идея Кон­троль­ной про­гул­ки, сло­мав­шей все эти ми­фы, – луч­шее про­из­ве­де­ние ли­те­ра­то­ра Б.Аку­ни­на.

Я был 6 мая в ок­ре­ст­но­с­тях Бо­лот­ной пло­ща­ди. Го­во­рю «в ок­ре­ст­но­с­тях», по­то­му что пло­щадь, где дол­жен был со­сто­ять­ся ми­тинг, ока­за­лась ого­ро­жен­ной и ох­ра­ня­лась по­ли­ци­ей. Сво­бод­ной бы­ла лишь Бо­лот­ная на­бе­реж­ная, по­пасть на ко­то­рую мож­но бы­ло лишь че­рез пре­сло­ву­тые рам­ки (ко­то­рые лю­ди уже ми­но­ва­ли час на­зад на Ка­луж­ской пло­ща­ди). Что­бы сно­ва прой­ти че­рез них, к то­му же с ат­ри­бу­та­ми ше­ст­вия и ми­тин­га, по­тре­бо­ва­лось бы ещё ча­са два… Сей­час пра­во­о­хра­ни­тель­ные ор­га­ны уси­лен­но ищут за­чин­щи­ков бес­по­ряд­ков 6 мая. Мне по­че­му-то ка­жет­ся, что ис­кать нуж­но сре­ди тех, кто от­да­вал при­ка­зы пе­ре­кры­вать Бо­лот­ную, не пу­с­кать лю­дей ни вле­во (где Дом на на­бе­реж­ной, а за ним Фа­б­ри­ка с ка­феш­ка­ми, га­ле­ре­я­ми и про­чи­ми куль­тур­но-до­су­го­вы­ми ме­с­та­ми), ни впра­во, где тор­ча­ли рам­ки (впро­чем, про­блеск ра­зу­ма у ко­го-то со­сто­ял­ся – их в кон­це кон­цов уб­ра­ли), ни на­зад, от­ку­да на­пи­ра­ли уча­ст­ни­ки ше­ст­вия. Ни уж тем бо­лее впе­рёд, где ма­я­чи­ли сте­ны Крем­ля… А 7–8 мая власть про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла глав­ный при­знак то­та­ли­та­риз­ма: за­пре­ща­ла граж­да­нам со­би­рать­ся на ули­це боль­ше двух че­ло­век.

13 мая я ви­дел по пу­ти от Пуш­кин­ской до Чи­с­тых пру­дов мно­го тех, кто уча­ст­во­вал в со­бы­ти­ях 6 мая, за кем го­нял­ся ОМОН 7 и 8 чис­ла. И ни­че­го – ког­да их не про­во­ци­ро­ва­ли ни ко­с­мо­нав­ты, ни рам­ки, ни ба­рь­е­ры, ни та­рах­тя­щий над го­ло­вой вер­то­лёт – они сво­бод­но и мир­но шли по го­ро­ду, про­пу­с­ка­ли на све­то­фо­рах ав­то­мо­би­ли, ап­ло­ди­ро­ва­ли по­ли­цей­ским, про­ся­щим быть ос­то­рож­нее, так как впе­ре­ди сту­пе­ни, и за­кон­чи­ли про­гул­ку там, где без вся­ких спо­ров и заседаний, заочно, до­го­во­ри­лись с ли­те­ра­то­ром Аку­ни­ным.

Я не обо­ль­ща­юсь, что это не­кая по­бе­да. Хо­тя что-то от по­бе­ды здесь есть. Не ис­клю­че­но, что вско­ре об­ще­ст­во на­ко­нец-то от­сто­ит пра­во со­би­рать­ся воз­ле па­мят­ни­ка Ма­я­ков­ско­му по 31-м чис­лам, за что уже тре­тий год бьёт­ся ли­те­ра­тор Эду­ард Ли­мо­нов. По­кри­чать там, по­скан­ди­ро­вать, про­явить ак­тив­ность, что очень лю­бил и в се­бе и в дру­гих Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич. Ав­тор по­эмы «150 000 000» и дру­гих про­из­ве­де­ний.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования