Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 18.05.2012

Мама и парад Победы

9 мая во­зи­ла ма­му и на­шу со­сед­ку тё­тю Га­лю (им обе­им по 86 лет) как уча­ст­ни­ков вой­ны на па­рад По­бе­ды. Па­рад про­хо­дил на пло­ща­ди Ко­ро­лё­ва. Их по­са­ди­ли на три­бу­ну, где си­де­ли ве­те­ра­ны вой­ны. По­том при­гла­си­ли в ка­фе, на­ли­ли фрон­то­вые сто грамм, ко­то­рые они одо­леть, ко­неч­но, не смог­ли. На­да­ри­ли им цве­тов, пе­ли пес­ни во­ен­ных лет, сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись с ге­не­ра­лом, од­ним из ос­но­ва­те­лей ра­кет­но­го по­ли­го­на Ка­пу­с­тин Яр. Вер­ну­лись очень до­воль­ные.

Ма­ма, Ва­си­лен­ко Ма­рия Са­ве­ль­ев­на, встре­ти­ла вой­ну 15-лет­ней дев­чон­кой в кол­хо­зе «Крас­ная За­ря» Бо­ков­ско­го рай­о­на Рос­тов­ской об­ла­с­ти. Че­рез год ту­да при­шли нем­цы. На со­сед­нем ху­то­ре, где жи­ла род­ная тёт­ка ма­мы – без­но­гая тёт­ка Ха­ри­та, скры­ва­лись на­ши со­вет­ские раз­вед­чи­ки. Они со­вер­ша­ли ди­вер­сии в ты­лу вра­га: пу­с­ка­ли под от­кос по­ез­да, взры­ва­ли во­ен­ные объ­ек­ты, пе­ре­ре­за­ли эле­к­т­ри­че­с­кие про­во­да. Всё это они опи­сы­ва­ли в сво­ём днев­ни­ке.

Ма­ма с млад­шей се­с­т­рён­кой Ма­ри­ной но­си­ла им на ху­тор еду. Од­наж­ды, ког­да она шла об­рат­но, её до­гнал на те­ле­ге ста­ро­ста, на­зна­чен­ный нем­ца­ми, и при­гла­сил под­вез­ти до до­ма. Меж­ду раз­го­во­ром он ска­зал: «Де­воч­ка, а что это у тво­ей тёт­ки сол­дат­ские гим­на­с­тёр­ки на ве­рёв­ке су­шат­ся? Или она сов­сем ни­че­го не бо­ит­ся? Нем­цы же при­дут, про­ве­рят». Ма­ма от­го­во­ри­лась тем, что ни­че­го не зна­ет.

В ту же ночь аре­с­то­ва­ли всех раз­вед­чи­ков вме­с­те с тёт­кой Ха­ри­той и ма­му. От­пра­ви­ли их в тюрь­му в го­ро­де Мил­ле­ро­во в той же Рос­тов­ской об­ла­с­ти. Сна­ча­ла ма­му по­са­ди­ли в оди­ноч­ку, по­том пы­та­ли (сжи­ма­ли же­лез­ным об­ру­чем го­ло­ву, за­со­вы­ва­ли пи­с­то­лет в рот, гро­зя при­ст­ре­лить), за­став­ля­ли её рас­ска­зать о том, что она зна­ет о раз­вед­чи­ках и чем она им по­мо­га­ла. Ма­ма мол­ча­ла. Она уже из га­зет зна­ла о Зое Ко­с­мо­де­мь­ян­ской и хо­те­ла быть, как она. Од­наж­ды на до­прос при­та­щи­ли без­но­гую тёт­ку Ха­ри­ту. Та прон­зи­тель­но кри­ча­ла нем­цам: «Де­лай­те со мной, что хо­ти­те, толь­ко дэ­ты­ну не тро­гай­те!» Тёт­ку Ха­ри­ту в тот же день рас­ст­ре­ля­ли. Ха­ри­ти­на Ива­нов­на Ва­си­лен­ко по­хо­ро­не­на в брат­ской мо­ги­ле, ко­то­рая на­хо­дит­ся в го­ро­де Мил­ле­ро­во.

Ма­ма слу­чай­но в тю­рем­ном ко­ри­до­ре уви­де­лась и с од­ним из раз­вед­чи­ков – Са­шей. Он дал ей при­пря­тан­ный в кар­ма­не хлеб и ска­зал, что они во всём при­зна­лись, так как нем­цы на­шли их днев­ник, где бы­ли опи­са­ны все их дей­ст­вия. Там же бы­ло на­пи­са­но и о ма­ме, что она при­но­си­ла им еду. Ма­ме ска­за­ли, что всех раз­вед­чи­ков рас­ст­ре­ля­ли. Са­шу то­же рас­ст­ре­ля­ли, но ма­ма до сих пор ве­рит, что он жив.

Ма­му же от­пра­ви­ли в конц­ла­герь для по­ли­ти­че­с­ких плен­ных под Мил­ле­ро­во. Уже на­шей по­бе­дой за­кон­чи­лась Ста­лин­град­ская бит­ва и на­ча­лось на­ступ­ле­ние на за­пад. Там, в ла­ге­ре, ма­ма вме­с­те с дру­ги­ми уз­ни­ка­ми вы­хо­ди­ла в степь и под пу­ля­ми ко­па­ла мо­ги­лы для уби­тых нем­цев. Од­наж­ды уви­де­ли в не­бе воз­душ­ный бой двух са­мо­лё­тов – на­ше­го с не­мец­ким. Наш са­мо­лёт этот бой вы­иг­рал, и плен­ные гром­ко ра­до­ва­лись это­му. Один из плен­ных, по­жи­лой муж­чи­на, их ос­те­рёг, мол, нем­цы уви­дят, ти­ше, мо­ло­дёжь.

В один из дней при­ле­те­ли со­вет­ские са­мо­лё­ты и на­ча­ли бом­бить Мил­ле­ро­во. В го­ро­де и ла­ге­ре на­ча­лась па­ни­ка. Нем­цы и ру­мы­ны бе­жа­ли из го­ро­да на гру­зо­ви­ках и ав­то­мо­би­лях. Ла­герь на вре­мя ос­тал­ся без ох­ра­ны, и мно­гие плен­ные ста­ли раз­бе­гать­ся. Ма­ма с од­ной из де­ву­шек, с ко­то­рой сдру­жи­лась уже в ла­ге­ре, то­же бе­жа­ла. Де­вуш­ку зва­ли Же­ней, она бы­ла стар­ше ма­мы на во­семь лет и бы­ла ком­му­ни­ст­кой. Она жи­ла в ста­ни­це Вё­шен­ской, им с ма­мой бы­ло в од­ну сто­ро­ну, и они ре­ши­ли до­би­рать­ся вме­с­те.

Был фе­в­раль. Шли, об­хо­дя на­се­лён­ные пунк­ты сто­ро­ной, скры­ва­ясь от нем­цев. Но­чью по­про­си­лись в од­ну из хат ста­ни­цы. Хо­зяй­ка дверь не от­кры­ла, ста­ла их про­го­нять. Но ма­ма с Же­ней очень ус­та­ли, за­мёрз­ли, ого­ло­да­ли, сил ид­ти даль­ше у них не бы­ло. Они се­ли, ук­рыв­шись ла­гер­ным оде­я­лом, ко­то­рое взя­ли с со­бой, на сту­пень­ки крыль­ца и ре­ши­ли здесь за­но­че­вать. Но на­ча­ла бре­хать хо­зяй­ская со­ба­ка. Че­рез ка­кое-то вре­мя хо­зяй­ка вы­шла вновь, вы­нес­ла им по­есть и по­про­си­ла уй­ти, ина­че рас­ст­ре­ля­ют се­мью. Де­лать не­че­го, по­ш­ли даль­ше.

Ви­ди­мо, от бе­зы­с­ход­но­с­ти Же­ня пред­ло­жи­ла зай­ти к её бра­ту, по­ли­цаю, ко­то­рый жил в этой ста­ни­це. Же­ня счи­та­ла, что брат се­с­т­ру не вы­даст. Ма­ма со­мне­ва­лась, но де­вать­ся бы­ло не­ку­да: или за­мер­зать, или ид­ти к бра­ту Же­ни. Брат их встре­тил при­вет­ли­во, Же­ню на­по­ил ча­ем. Ма­ма как сто­я­ла на по­ро­ге, так и ос­та­лась сто­ять. Ей чаю не пред­ло­жи­ли, и она му­чи­тель­но за­ви­до­ва­ла Же­не. Брат рас­спра­ши­вал се­с­т­ру про жизнь в ла­ге­ре, со­чув­ст­во­вал, а сам по­слал сы­на за нем­ца­ми, и че­рез пол­ча­са за ма­мой и Же­ней при­шли по­ли­цаи и аре­с­то­ва­ли их. От­вез­ли опять в Мил­ле­ро­во, но уже не в ла­герь, а в ту тюрь­му, где ма­ма си­де­ла сна­ча­ла.

По­сле Ста­лин­град­ской бит­вы ру­мы­ны ста­ли от­но­сить­ся к уз­ни­кам тюрь­мы луч­ше, да­же за­ис­ки­ва­ли пе­ред ни­ми, го­во­ри­ли, что они не ви­но­ва­ты в раз­вя­зы­ва­нии вой­ны, кор­ми­ли га­ле­та­ми. По­том на­ча­лась бит­ва за Мил­ле­ро­во, ко­то­рая про­дол­жа­лась трое су­ток. И ру­мын­ские и не­мец­кие ох­ран­ни­ки тюрь­мы сбе­жа­ли, ма­ма с дру­ги­ми уз­ни­ка­ми си­де­ли трое су­ток го­лод­ны­ми, не зная, что бу­дет даль­ше. Слы­ша­лись толь­ко раз­ры­вы гра­нат, свист пуль, ар­тил­ле­рий­ские зал­пы. На­ко­нец две­ри тюрь­мы от­кры­лись: на по­ро­ге сто­я­ли на­ши, рус­ские со­вет­ские сол­да­ты! Сколь­ко бы­ло ра­до­с­ти! Каж­до­му уз­ни­ку сол­да­ты раз­да­ли не­мец­кие га­ле­ты и вы­пу­с­ти­ли на сво­бо­ду.

Ма­ма с Же­ней опять по­ш­ли до­мой вме­с­те, вез­ли до­мой сан­ки с га­ле­та­ми. По до­ро­ге их по­до­б­рал гру­зо­вик. Сна­ча­ла во­ди­тель от­вёз ма­му до «Крас­ной за­ри», по­том по­вёз Же­ню до Вё­шен­ской.

Отец ма­мы, мой дед Сав­ва, страш­но пла­кал, уви­дев ма­му жи­вой и не­вре­ди­мой: он ду­мал, что её рас­ст­ре­ля­ли.

С Днём По­бе­ды, на­ши ма­мы, па­пы, де­душ­ки и ба­буш­ки! Сча­с­тья, здо­ро­вья, дол­го­ле­тия всем тем, кто спас на­шу стра­ну от фа­шиз­ма, тем, кто по­да­рил нам жизнь и сво­бо­ду!


Светлана ВАСИЛЕНКО,
Астраханская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования