Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 18.05.2012

Щадящий фильм о войне

В пред­две­рии Дня По­бе­ды в про­кат вы­шел фильм «Матч», рас­ска­зы­ва­ю­щий о со­бы­ти­ях, про­ис­хо­див­ших ле­том 1942 го­да в Ки­е­ве. В по­пыт­ке снять до­стой­ный па­т­ри­о­ти­че­с­кий фильм ре­жис­сёр Ан­д­рей Ма­лю­ков об­ра­тил­ся к ле­ген­дар­ной ис­то­рии «мат­ча смер­ти» и при­гла­сил на глав­ные ро­ли сло­жив­ший­ся ак­тёр­ский ду­эт «Без­ру­ков – Бо­яр­ская». Но по­пыт­ка ока­за­лась не слиш­ком удач­ной.

Ис­то­рия, рас­ска­зан­ная сце­на­ри­с­та­ми, ско­рее ос­но­ва­на на ле­ген­де, чем на ре­аль­ном со­бы­тии. Вра­тарь ки­ев­ской фут­боль­ной ко­ман­ды «Ди­на­мо» Ни­ко­лай Ра­не­вич в пер­вый день вой­ны от­прав­ля­ет­ся на фронт. Не­дол­го про­дер­жав­шись на пе­ре­до­вой, он по­па­да­ет в мед­сан­бат, а за­тем и в не­мец­кий ла­герь для во­ен­но­плен­ных. В Ки­е­ве тем вре­ме­нем ус­та­нав­ли­ва­ет­ся власть фа­ши­с­тов. В ок­ку­пи­ро­ван­ном го­ро­де ос­та­лась воз­люб­лен­ная Ра­не­ви­ча Ан­на, ко­то­рая смог­ла спа­с­ти жизнь фут­бо­ли­с­та, но це­ной их же от­но­ше­ний. У Ра­не­ви­ча сно­ва по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность иг­рать в фут­бол. Он со­зда­ёт ко­ман­ду «Старт», ко­то­рая вы­иг­ры­ва­ет все мат­чи под­ряд, в том чис­ле у не­мец­кой ко­ман­ды, что вы­зы­ва­ет гнев но­вой вла­с­ти.

Фильм Ан­д­рея Ма­лю­ко­ва мож­но от­не­с­ти к раз­ря­ду «ща­дя­щих» филь­мов о вой­не, где ужас про­ис­хо­дя­ще­го на эк­ра­не из­ме­ря­ет­ся не ко­ли­че­ст­вом про­ли­той кро­ви, а си­лой пе­ре­жи­ва­ний ге­роя и мас­шта­бом сто­я­ще­го пе­ред ним вы­бо­ра и его воз­мож­ны­ми по­след­ст­ви­я­ми. «Матч» – это фильм о по­бе­де, по­это­му вра­тарь Ра­не­вич це­ной соб­ст­вен­ной жиз­ни вы­би­ра­ет по­бе­ду в мат­че с не­мец­кой ко­ман­дой.

При­гла­сить на глав­ную роль Сер­гея Без­ру­ко­ва, как пра­ви­ло, оз­на­ча­ет сде­лать став­ку на ге­роя стра­ст­но­го, чув­ст­ви­тель­но­го и пред­ска­зу­е­мо­го. Он, ко­неч­но, вы­пла­чет все гла­за, но лю­бое ис­пы­та­ние вы­дер­жит до­стой­но. Он все­гда та­кой – стра­ст­ный лю­бов­ник, ге­рой со сле­зой на гла­зах. Впро­чем, на сей раз он уди­вил ук­ра­ин­ским вы­го­во­ром и не­под­дель­ным вра­тар­ским ма­с­тер­ст­вом в ка­д­ре.

А при­гла­сить на глав­ную жен­скую роль Ели­за­ве­ту Бо­яр­скую – зна­чит по­ка­зать мо­ло­дую оча­ро­ва­тель­ную жен­щи­ну, за серд­це ко­то­рой по­сто­ян­но ве­дёт­ся вой­на. Меж­ду тем в филь­ме есть, на мой взгляд, бо­лее не­о­быч­ная и ин­те­рес­ная ис­то­рия ге­ро­и­ни по име­ни Оль­га, ко­то­рую сы­г­ра­ла Ека­те­ри­на Кли­мо­ва. Оль­га до вой­ны ра­бо­та­ла в пси­хи­а­т­ри­че­с­кой ле­чеб­ни­це. Её па­ци­ен­ты ста­ли пер­вы­ми жерт­ва­ми Ба­бь­е­го Яра. Пе­ре­жив это, она тем не ме­нее смог­ла под­ст­ро­ить­ся под но­вый ре­жим и да­же за­вя­за­ла ро­ман­ти­че­с­кие от­но­ше­ния с нем­цем.

Со­зда­те­ли филь­ма в раз­лич­ных ин­тер­вью лю­бят под­чёр­ки­вать, что стре­ми­лись со­здать па­т­ри­о­ти­че­с­кое ки­но, ка­ко­го в Рос­сии очень ма­ло. В об­щем-то, на­ци­о­наль­ный дух в кар­ти­не очень си­лён, но чей он? Се­го­дня рос­сий­ско­му зри­те­лю не­про­сто по­чув­ст­во­вать се­бя еди­ным по ду­ху с жи­те­лем Ук­ра­и­ны. Труд­но по­ве­рить в то, что речь идёт о на­шей По­бе­де, ког­да да­же Сер­гей Без­ру­ков го­во­рит в ка­д­ре с ук­ра­ин­ским ак­цен­том. По­то­му-то фильм, сня­тый на пя­тёр­ку, не за­слу­жи­ва­ет к ней плю­са: слиш­ком всё глад­ко и пред­ска­зу­е­мо, за ис­клю­че­ни­ем яр­ких сцен иг­ры в фут­бол, ко­то­рые, впро­чем, вряд ли спо­соб­ны вы­тя­нуть фильм до уров­ня хо­ро­ше­го па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го ки­но о вой­не.


Светлана ЩЕЛОКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования