Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №20. 18.05.2012

Театральный романс

Те­а­т­раль­ный ро­ман (по по­ве­с­ти Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва). Те­атр «Ма­с­тер­ская Пе­т­ра Фо­мен­ко». Ре­жис­сё­ры-по­ста­нов­щи­ки Ки­рилл Пи­ро­гов и Пётр Фо­мен­ко.

 

«Те­а­т­раль­ный ро­ман» счи­та­ет­ся ед­ва ли не са­мым смеш­ным из про­из­ве­де­ний Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва. Оби­лие ос­т­ро, да­же гро­те­ск­но очер­чен­ных пер­со­на­жей, ос­т­ро­ум­ные реп­ли­ки и ди­а­ло­ги де­ла­ют по­весть весь­ма бла­го­дар­ным ма­те­ри­а­лом для по­ста­нов­ки на под­мо­ст­ках те­а­т­ров. Не слу­чай­но про­из­ве­де­ние не­од­но­крат­но ин­сце­ни­ро­ва­лось, и на се­го­дняш­ний день вер­сия ма­с­тер­ской П.Фо­мен­ко – чет­вёр­тая из иду­щих на мос­ков­ских сце­нах.

Спек­такль на­чи­на­ет­ся с дол­гих пре­дис­ло­вий глав­но­го ге­роя – пи­са­те­ля и на­чи­на­ю­ще­го дра­ма­тур­га Сер­гея Ле­он­ть­е­ви­ча Мак­су­до­ва – alter ego са­мо­го ав­то­ра (эту роль иг­ра­ет Ки­рилл Пи­ро­гов), и в даль­ней­шем он поч­ти всё вре­мя на сце­не. Го­во­рит мно­го­зна­чи­тель­но, рас­тя­ги­вая сло­ва. По­рой рвёт стра­с­ти в кло­чья в луч­ших тра­ди­ци­ях до­шек­с­пи­ров­ско­го те­а­т­ра. Не­уди­ви­тель­но, что спек­такль про­пи­тан не­ко­то­рым не­при­яти­ем си­с­те­мы Ста­ни­слав­ско­го: то, что бы­ло у Бул­га­ко­ва лишь один из ва­ри­ан­тов про­чте­ния мыс­ли ав­то­ра, ста­ло в спек­так­ле до­ми­нан­той. Ста­ри­ки-ос­но­во­по­лож­ни­ки Не­за­ви­си­мо­го те­а­т­ра (под ви­дом ко­то­ро­го, как из­ве­ст­но, М.Бул­га­ков вы­вел МХАТ) вы­ве­де­ны ма­ри­о­нет­ка­ми. Но в спек­так­ле есть и па­ра­док­саль­ный мо­мент (ау­то­по­э­зис, так ска­зать): сме­ясь над при­ня­тым в те­а­т­ре стрем­ле­ни­ем во что бы то ни ста­ло обес­пе­чить вы­иг­рыш­ны­ми ро­ля­ми ве­те­ра­нов, по­ста­нов­щи­ки, в свою оче­редь, са­ми ре­ши­ли по­вы­и­г­рыш­нее по­дать ува­жа­е­мую опыт­ную ак­т­ри­су Л.Мак­са­ко­ву из Вах­тан­гов­ско­го те­а­т­ра – в ро­ли тё­туш­ки Ива­на Ва­си­ль­е­ви­ча. За­ста­ви­ли её петь ро­ман­сы в зна­ме­ни­той сце­не «Что уж, и пьес, что ли, не ста­ло?» В ре­зуль­та­те один из са­мых смеш­ных эпи­зо­дов ока­зал­ся за­тя­нут и по­те­рял часть сво­е­го эф­фек­та. Не­до­ста­точ­но ре­а­ли­зо­ван ко­ме­дий­ный по­тен­ци­ал бух­гал­те­ра Га­в­ри­и­ла Сте­па­но­ви­ча. За­чем сде­ла­ли его ко­пи­ей из­да­те­ля Ру­доль­фи? Толь­ко по­то­му, что иг­ра­ет тот же ак­тёр (Олег Ни­рян)?

Мак­сим Ли­тов­чен­ко, иг­ра­ю­щий Ива­на Ва­си­ль­е­ви­ча, за­гри­ми­ро­ван под К.С. Ста­ни­слав­ско­го (по­слу­жив­ше­го в про­из­ве­де­нии М.Бул­га­ко­ва про­то­ти­пом Ива­на Ва­си­ль­е­ви­ча). Од­на­ко при пер­вых реп­ли­ках пер­со­на­жа воз­ни­ка­ет стой­кое ощу­ще­ние, что это не Ста­ни­слав­ский. Тем не ме­нее иг­ра­ет М.Ли­тов­чен­ко по­сле­до­ва­тель­но и убе­ди­тель­но: в кон­це кон­цов по­лу­чил­ся до­воль­но вы­пук­лый об­раз, прав­да, с кре­ном в шар­же­вость. Жаль, что ак­тёр не по­ка­зал, на­при­мер, как за­ка­лы­ва­ет­ся «Бех­те­ев» (по М.Бул­га­ко­ву, Иван Ва­си­ль­е­вич сде­лал это чрез­вы­чай­но та­лант­ли­во).

В спек­так­ле до­б­ро­со­ве­ст­но про­ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ны поч­ти все сце­ны про­за­и­че­с­кой ос­но­вы, вы­ве­де­ны поч­ти все пер­со­на­жи, да­же эпи­зо­ди­че­с­кие вро­де вы­пра­ши­ва­ю­щих кон­тра­мар­ки по­се­ти­те­лей ад­ми­ни­с­т­ра­тор­ской «кон­то­ры» Фи­лип­па Фи­лип­по­ви­ча Ту­лум­ба­со­ва (Дми­т­рий За­ха­ров). В ре­зуль­та­те не вид­но ба­лан­са меж­ду су­ще­ст­вен­ны­ми и про­ход­ны­ми эпи­зо­да­ми, и спек­такль ка­жет­ся не­о­прав­дан­но рас­тя­ну­тым: для тех, кто зна­ет ро­ман, ста­ра­тель­но те­а­т­ра­ли­зо­ван­ные ил­лю­с­т­ра­тив­ные сце­ны пер­во­го ак­та не да­ют осо­бен­ной ин­фор­ма­ции и в сущ­но­с­ти не­ин­те­рес­ны (на­при­мер, роль ли­те­ра­то­ра Ли­по­с­па­с­то­ва со­дер­жит го­раз­до бо­лее вы­иг­рыш­ный и мощ­ный по­тен­ци­ал, чем то, что ре­а­ли­зо­ва­но ис­пол­ни­те­лем этой ро­ли Вла­ди­ми­ром Топ­цо­вым), а для тех же, кто ро­ма­на не зна­ет, всё рав­но мно­гое ос­та­ёт­ся не­яс­ным поч­ти до кон­ца спек­так­ля, ког­да, ус­т­ро­ив не­боль­шой «те­атр ма­ри­о­не­ток», ак­тёр Не­за­ви­си­мо­го Те­а­т­ра Пётр Бом­бар­дов (Ни­ки­та Тю­нин), по­дроб­но и длин­но разъ­яс­ня­ет ме­ха­низ­мы при­ня­тия ре­ше­ний в те­а­т­раль­ном уч­реж­де­нии.

На наш взгляд, за ка­д­ром ос­тал­ся дух те­а­т­раль­но­с­ти и вос­хи­ще­ния те­а­т­ром во­об­ще и да­же оби­дев­шим М.Бул­га­ко­ва те­а­т­ром в ча­ст­но­с­ти – дух, ко­то­рым на­сы­ще­на по­весть «Те­а­т­раль­ный ро­ман».

За­то в фи­на­ле по­ка­за­но, что те­а­т­раль­ное при­клю­че­ние ге­роя, сла­ва бо­гу, за­кон­чи­лось и зву­чит «не­что на­сто­я­щее» – на­ча­ло дру­го­го ро­ма­на – про го­род Ер­ша­ла­им с глав­ным ге­ро­ем Га-Ноц­ри. Кто бы со­мне­вал­ся, что та­кая бу­дет «эф­фект­ная» кон­цов­ка.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования