Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 25.05.2012

Масонское солнце

ГИПОТЕЗА

 Солн­це! Ска­жи, как ты мо­жешь

све­тить так же жар­ко и глу­по

по­сле на­ча­ла ию­ля?

М. Лап­тев

 

Вос­пи­тан­ные шко­лой, мно­гое в ми­ре мы вос­при­ни­ма­ем че­рез приз­му об­ще­го об­ра­зо­ва­ния. Вы­рос­шие в ли­те­ра­ту­ро­цен­т­рич­ной стра­не, пи­са­те­лей мы счи­та­ем по­лу­бо­га­ми. Солн­це рус­ской по­эзии, Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин, в на­шем со­зна­нии, как же­на Це­за­ря, – вне кон­ку­рен­ции и вне по­до­зре­ний. Его имя ста­ло не толь­ко си­но­ни­мом сло­ва «по­эт», но и чем-то боль­шим. В рас­хо­жей фра­зе «А это кто за те­бя де­лать бу­дет, Пуш­кин?» под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что Пуш­кин – наш до­б­рый ге­ний, эда­кий ста­рик Хот­та­быч, не толь­ко со­здав­ший рус­ский язык, но и вы­ру­ча­ю­щий в слож­ных си­ту­а­ци­ях, дей­ст­ву­ю­щий там, где ни­кто ни­че­го по­де­лать не мо­жет, эда­кий пер­во­пре­док, Пуш­кин-Пу­ру­ши.

Ве­ли­чие Пуш­ки­на, ред­ко кем ос­па­ри­ва­е­мое, ка­ким-то не­ве­ро­ят­ным об­ра­зом со­сед­ст­ву­ет с его яв­ной би­о­гра­фи­че­с­кой мар­ги­наль­но­с­тью, ко­то­рую обыч­но не за­ме­ча­ют. Ведь, ес­ли вду­мать­ся, Алек­сандр Сер­ге­е­вич ока­зы­ва­ет­ся пред­ста­ви­те­лем сра­зу мно­гих мень­шинств.

Во-пер­вых, по­то­мок цар­ско­го лю­бим­ца ара­па Ган­ни­ба­ла не мог не чув­ст­во­вать се­бя Дру­гим в кре­по­ст­ной Рос­сии. Мать по­эта, на­пом­ним, на­зы­ва­ли «пре­крас­ной кре­ол­кой», Пуш­кин же сам се­бя счи­тал аф­ри­кан­цем: «Под не­бом Аф­ри­ки мо­ей...». Ина­ко­вость Пуш­ки­на вы­ра­жа­лась и в его при­над­леж­но­с­ти к уз­кой про­слой­ке знат­но­го дво­рян­ст­ва. Так, по­эт по­пал в чис­ло 30 пер­вых вос­пи­тан­ни­ков Цар­ско­сель­ско­го ли­цея, со­здан­но­го спе­ци­аль­но под млад­ших бра­ть­ев Алек­сан­д­ра I. То есть Пуш­кин мог бы учить­ся с Ни­ко­ла­ем I в од­ном клас­се, и мы бы так же удив­ля­лись это­му, как то­му, что Гит­лер и Вит­ген­штейн учи­лись в од­ной гим­на­зии.

Аллегорическое изображение  человека у франк-масонов
Аллегорическое изображение
человека у франк-масонов

Тот факт, что Пуш­кин был из зо­ло­той мо­ло­дё­жи, не так не­о­бы­чен для нас, при­вык­ших к бо­сяц­ким судь­бам по­этов, как тот, что в его ок­ру­же­нии бы­ло мно­го ма­со­нов. Преж­де все­го – это глав­ные муж­чи­ны в се­мье Пуш­ки­на – его отец и дя­дя, за­тем ди­рек­тор ли­цея В.Ф. Ма­ли­нов­ский, ми­нистр ино­ст­ран­ных дел (ве­дом­ст­ва, где слу­жил по­эт) граф И.А. Ка­по­ди­с­т­рия, ге­не­рал И.Н. Ин­зов, под на­ча­лом ко­то­ро­го Пуш­кин на­хо­дил­ся в Бес­са­ра­бии, его дру­зья-де­ка­б­ри­с­ты и мно­гие дру­гие1. Или, по мет­ко­му вы­ра­же­нию Фё­до­ра Ги­рен­ка, «В ок­ру­же­нии Пуш­ки­на, по­жа­луй, толь­ко Ари­на Ро­ди­о­нов­на не бы­ла чле­ном тай­но­го со­об­ще­ст­ва»2. Пуш­кин поль­зо­вал­ся по край­не ме­ре дву­мя ма­сон­ски­ми биб­ли­о­те­ка­ми – сво­ей се­мей­ной, а так­же со­бра­ни­ем книг от­ца Пра­с­ко­вьи Оси­по­вой, со­сед­ки по се­лу Ми­хай­лов­ско­му, в чьём се­ле Три­гор­ском Пуш­кин дне­вал и но­че­вал. В сво­ей оче­ред­ной ссыл­ке в Ми­хай­лов­ском (пер­вые две бы­ли на юг) Пуш­кин офи­ци­аль­но ока­зал­ся из-за сво­ей пе­ре­пи­с­ки, в ко­то­рой цен­зу­ра на­шла ате­и­с­ти­че­с­кие при­зы­вы. По­эт, чьи ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные ли­те­ра­тур­ные эс­ка­па­ды всем из­ве­ст­ны, при­над­ле­жал к мень­шин­ст­ву ате­и­с­тов в пра­во­слав­ной стра­не.

Воз­мож­но так­же, Пуш­кин был не слиш­ком здо­ров пси­хи­че­с­ки. Ки­ши­нёв­ский слу­га его ут­верж­дал, что по ут­рам он стре­лял с по­сте­ли вверх хлеб­ным мя­ки­шем, ста­ра­ясь вы­во­дить на по­тол­ке все­воз­мож­ные узо­ры. Вельт­ман рас­ска­зы­ва­ет не­что по­доб­ное, но в не­сколь­ко бо­лее жё­ст­кой вер­сии: «Про­буж­да­ясь от сна, он си­дел го­лый в по­сте­ли и стре­лял из пи­с­то­ле­та в сте­ну». Ино­гда ко­ли­че­ст­во вы­ст­ре­лов до­хо­ди­ло до ста за ут­ро3. Во вре­мя ки­ши­нёв­ско­го зем­ле­тря­се­ния об­ру­ши­лась толь­ко при­ст­ре­лян­ная сте­на.

Во­прос бе­зу­мия Пуш­ки­на сей­час ис­сле­ду­ет фи­ло­соф Ва­дим Руд­нев. Нам же из пе­реч­ня от­ли­чий по­эта от сред­не­го обы­ва­те­ля его вре­ме­ни (тем­но­ко­жесть, элит­ное дво­рян­ст­во, ма­сон­ст­во, ате­изм, су­мас­ше­ст­вие; не до­ка­зан­ную при­над­леж­ность к сек­су­аль­ным мень­шин­ст­вам здесь да­же не рас­сма­т­ри­ва­ем) на­и­бо­лее ин­те­рес­ной ка­жет­ся связь Пуш­ки­на с тай­ным ор­де­ном воль­ных ка­мен­щи­ков.

Был ли Пуш­кин ма­со­ном? Из­ве­ст­на за­пись в днев­ни­ке по­эта: «4 мая был я при­нят в ма­со­ны»4. Ес­ли бы Пуш­кин был обыч­ным че­ло­ве­ком, мы бы сра­зу ему и по­ве­ри­ли. Но у ли­те­ра­то­ра, тем бо­лее мо­ло­до­го (22 го­да), эта за­пись мо­жет оз­на­чать что угод­но: про­бу пе­ра, реп­ли­ку од­но­го из пер­со­на­жей, про­сто шут­ку, ми­с­ти­фи­ка­цию... Фра­за на­пи­са­на в Ки­ши­нё­ве, где он на­хо­дил­ся око­ло двух лет, и в это вре­мя там дей­ст­ви­тель­но от­кры­лась ло­жа «Ови­дий». Но в её до­ку­мен­тах – вот не­за­да­ча! – нет ни сло­ва о при­ёме в неё Пуш­ки­на. За­кры­лась же она в де­ка­б­ре то­го же 1821 го­да.

Од­на­ко при­ятель Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча В.Ф. Ра­ев­ский шу­тя на­зы­вал по­эта «Ови­ди­ев пле­мян­ник». Не бы­ло ли в этом не­ко­е­го на­мё­ка на ло­жу, в ко­то­рую мог­ли при­нять Пуш­ки­на? Хо­тя бо­лее ве­ро­ят­но, что это свя­за­но с ис­то­ри­ей Ови­дия На­зо­на, так­же со­слан­но­го в эти ме­с­та. Да и сам Пуш­кин срав­ни­вал свою судь­бу с судь­бой опаль­но­го рим­ско­го по­эта и сво­им луч­шим сти­хо­тво­ре­ни­ем то­го вре­ме­ни счи­тал оду «К Ови­дию» (в ко­то­рой, к со­жа­ле­нию, не об­на­ру­жи­ва­ет­ся ми­с­те­ри­аль­ных сим­во­лов или ре­ми­нис­цен­ций.) За­то в сти­хо­тво­ре­нии «К Ча­а­да­е­ву», ад­ре­сат ко­то­ро­го был стар­шим со­вре­мен­ни­ком Пуш­ки­на, есть лю­бо­пыт­ные стро­ки: «То­ва­рищ, верь: взой­дёт она,/ Звез­да пле­ни­тель­но­го сча­с­тья». Обыч­но мы не об­ра­ща­ем на них вни­ма­ния, по­сколь­ку де­ся­ти­ле­тия ком­му­ни­с­ти­че­с­ко­го ре­жи­ма сде­ла­ли сло­во «то­ва­рищ», как и сло­во «звез­да», по­всед­нев­ным. Од­на­ко пред­ста­вим се­бе на­ча­ло XIX ве­ка. На­сколь­ко об­ра­ще­ние «то­ва­рищ» бы­ло ха­рак­тер­ным для сре­ды мо­ло­дых дво­рян? Ско­рее, это вы­гля­де­ло так же стран­но, как ес­ли бы со­вре­мен­ные рос­сий­ские сту­ден­ты зва­ли сво­их со­курс­ни­ков «ме­сье», «ма­де­му­а­зель», «пан» или «фрау». Но по­сколь­ку эти стро­ки при­выч­ны нам с дет­ст­ва, мы не при­да­ём им зна­че­ния, – точ­но так же, как и имя Та­ть­я­на счи­та­ем впол­не по­этич­ным, хо­тя во вре­ме­на Пуш­ки­на оно счи­та­лось про­сто­на­род­ным. В на­ше вре­мя на ве­че­ре из цик­ла «Фе­но­ме­но­ло­гия име­ни» Крым­ско­го клу­ба в Моск­ве по­этесс с име­нем Та­ть­я­на ока­за­лось око­ло дю­жи­ны – боль­ше, чем но­си­те­лей дру­гих имён на ве­че­рах это­го цик­ла, т.е. бла­го­да­ря Пуш­ки­ну это имя ста­ло осо­бен­но «по­этич­ным».

Так вот, то­ва­ри­щем Ча­а­да­ев был в ма­сон­ском смыс­ле это­го сло­ва. Всту­пив в ло­жу в 1814 го­ду в Кра­ко­ве, к 1818-му он уже мог до­стичь вто­рой сте­пе­ни из трёх (уче­ник – то­ва­рищ – ма­с­тер). В том же смыс­ле сле­ду­ет по­ни­мать и стро­фу из об­ра­щён­но­го к де­ка­б­ри­с­там сти­хо­тво­ре­ния «Во глу­би­не си­бир­ских руд». Зна­ко­мое с дет­ст­ва, оно при­об­ре­та­ет сов­сем иное зву­ча­ние, ес­ли пред­ста­вить се­бе, что двое ли­цей­ских дру­зей Пуш­ки­на – Пу­щин и Кю­хель­бе­кер – бы­ли не толь­ко де­ка­б­ри­с­та­ми, но и ма­со­на­ми:

Око­вы тяж­кие па­дут,

Тем­ни­цы рух­нут – и сво­бо­да

Вас при­мет ра­до­ст­но у вхо­да,

И бра­тья меч вам от­да­дут.

 

«Бра­тья» здесь оз­на­ча­ют ма­со­нов, ос­тав­ших­ся на во­ле, а не­сколь­ко стран­ный в этом кон­тек­с­те меч – сим­во­ли­че­с­кий пред­мет брат­ст­ва, меч или кин­жал, ис­поль­зу­е­мый в ма­сон­ском ри­ту­а­ле. Ме­чи у ма­со­нов су­ще­ст­ву­ют по мень­шей ме­ре двух ти­пов. Сим­во­ли­зи­руя ры­цар­ст­во и ох­ра­няя путь в ло­жу, меч яв­ля­ет­ся ат­ри­бу­том при­врат­ни­ка, не до­пу­с­ка­ю­ще­го внутрь по­ме­ще­ния не­по­свя­щён­ных. С дру­гой сто­ро­ны, меч – ат­ри­бут выс­ших сту­пе­ней ма­сон­ст­ва. Ве­ро­ят­но, Пуш­кин имел в ви­ду то, что по­сле тя­жё­лых ис­пы­та­ний де­ка­б­ри­с­ты под­ни­мут­ся вы­ше в ие­рар­хи­че­с­кой си­с­те­ме ма­сон­ской ор­га­ни­за­ции.

А что же са­ми де­ка­б­ри­с­ты? Каж­дый, на­вер­ное, по­мнит, как они пе­ча­та­ли Пуш­ки­на в сво­ём аль­ма­на­хе «По­ляр­ная звез­да». Опять же, по­сле со­вет­ско­го мас­со­во­го ув­ле­че­ния ко­с­мо­сом, ис­сле­до­ва­ни­я­ми Арк­ти­ки и Ан­тарк­ти­ки и жиз­ни в ок­ру­же­нии раз­но­об­раз­ных звёзд (от ок­тя­б­рят­ской до звёзд крем­лёв­ских ба­шен) мы не ви­дим в этой звез­де ни­че­го не­о­быч­но­го. Од­на­ко По­ляр­ная звез­да – это от­нюдь не при­выч­ная нам всем пен­та­грам­ма. Сим­во­ли­че­с­кое изо­б­ра­же­ние этой звез­ды у ма­со­нов хо­ро­шо из­ве­ст­но – это так на­зы­ва­е­мый глаз в пи­ра­ми­де с дол­ла­ро­вой ку­пю­ры, хри­с­ти­ан­ское Все­ви­дя­щее Око Бо­жие или тре­у­голь­ная звез­да, Лу­че­зар­ная Дель­та ма­со­нов5. Ха­рак­тер­но, что изо­б­ра­же­ние это­го сим­во­ла есть и на ко­ло­коль­не церк­ви, в ко­то­рой Алек­сандр Сер­ге­е­вич вен­чал­ся с На­та­ли­ей Ни­ко­ла­ев­ной. Он при­сут­ст­ву­ет там по­то­му, что цер­ковь Боль­шо­го Воз­не­се­ния на Ни­кит­ской – од­на из не­мно­гих мос­ков­ских ма­сон­ских церк­вей6.

Лучезарная Дельта на колокольне церкви Большого Вознесения на Никитской
Лучезарная Дельта на колокольне церкви Большого Вознесения на Никитской

Де­ка­б­ри­с­ты-ма­со­ны со­вер­шен­но от­кро­вен­но и не­при­кры­то на­зва­ли свой жур­нал в честь Лу­че­зар­ной Дель­ты, сим­во­ла пер­вой сту­пе­ни ма­сон­ст­ва, даль­ше ко­то­рой Пуш­кин, су­дя по все­му, не про­дви­нул­ся. По­след­нее, быть мо­жет, и к луч­ше­му. Ведь по ма­сон­ским по­ряд­кам все бу­ма­ги умер­ше­го бра­та сда­ют­ся в его ло­жу7. И что бы мы де­ла­ли сей­час без пуш­кин­ско­го ар­хи­ва?

Пуш­кин ещё при жиз­ни знал се­бе це­ну, не­да­ром он был од­ним из тех, кто пе­ре­ло­жил на рус­ский язык зна­ме­ни­тый «Exegi monumentum» Го­ра­ция. А мо­жет быть, что-то дру­гое? Тра­ди­ци­он­но счи­та­ет­ся, что стро­ки древ­не­еги­пет­ско­го сти­хо­тво­ре­ния «По­хва­ла пис­цам» – Они не ста­ви­ли се­бе па­мят­ни­ков из ме­ди и пи­ра­мид из кам­ня – по­слу­жи­ли от­прав­ной точ­кой для пуш­кин­ско­го «Па­мят­ни­ка»8. Но от­ку­да бы Пуш­ки­ну знать это сти­хо­тво­ре­ние, ес­ли не из ма­сон­ской тра­ди­ции? Имен­но воль­ные ка­мен­щи­ки воз­во­ди­ли ис­то­рию сво­е­го ор­де­на к древ­не­еги­пет­ским ми­с­те­ри­ям и ду­хов­ным прак­ти­кам. Од­на­ко есть ещё один очень лю­бо­пыт­ный текст.

Текст этот чу­дом со­хра­нил­ся до на­ше­го вре­ме­ни бла­го­да­ря то­му, что па­мят­ник, на ко­то­ром он был вы­бит, за­ло­жи­ли ка­мен­ной клад­кой – что­бы скрыть чу­дес­ную по­эти­че­с­кую над­пись, сде­лан­ную жен­щи­ной-фа­ра­о­ном Хат­шеп­сут. В ней го­во­рит­ся о том, как ца­ри­ца и ве­ли­кая жри­ца воз­двиг­ла два обе­ли­с­ка из эле­к­т­ру­ма, спла­ва зо­ло­та и се­ре­б­ра, в честь сво­е­го лю­би­мо­го от­ца. То есть это сти­хи о ре­аль­ном па­мят­ни­ке из кам­ня и дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Од­но­вре­мен­но они рас­ска­зы­ва­ют о про­ник­но­ве­нии в ду­хов­ный мир той, что бы­ла по­свя­ще­на в ми­с­те­рии Амо­на-Ра, отож­де­ств­ля­е­мо­го в этом тек­с­те с от­цом ге­ро­и­ни – Тут­мо­сом I.

 

Ска­жу я лю­дям вре­мён гря­ду­щих,

Тем, кто па­мят­ник уз­рит

мо­е­му от­цу по­свя­щён­ный,

Тем, кто бу­дет го­во­рить и спо­рить,

Тем, кто об­ра­тит­ся к по­том­кам сво­им, –

Вот, бы­ло это, ког­да во двор­це вос­се­да­ла,

Раз­мы­ш­ляя о мо­ём со­зда­те­ле,

Под­ска­за­ло серд­це моё со­тво­рить для не­го

Два обе­ли­с­ка, что (по­кры­ты) эле­к­т­ру­мом,

Вы­со­та ко­то­рых до­сти­га­ет не­бес..? 9

Пред­мет бес­по­кой­ст­ва Хат­шеп­сут, в об­щем-то, тот же, что и у Пуш­ки­на.

Это лич­ное бес­смер­тие: «нет, весь я не ум­ру» – и «Как бу­ду я веч­на, по­доб­но звез­де не­ру­ши­мой,/ Как пре­бу­ду я в жиз­ни, по­доб­но Ату­му».

Это на­род­ное при­зна­ние: «к не­му не за­ра­с­тёт на­род­ная тро­па» – и «Вот, ме­чет­ся серд­це моё ту­да и об­рат­но,/ Ду­мая, что же ска­жут лю­ди,/ Те, что уви­дят па­мят­ни­ки, мной со­тво­рён­ные, спу­с­тя го­ды».

Это, на­ко­нец, власть над раз­ны­ми пле­ме­на­ми: «Слух обо мне прой­дёт по всей Ру­си ве­ли­кой,/ И на­зо­вёт ме­ня всяк су­щий в ней язык,/ И гор­дый внук сла­вян, и финн, и ны­не ди­кой/ Тун­гус, и друг сте­пей кал­мык» – и «Вот, зна­ет ме­ня бог пре­вос­ход­но,/ Амон, Вла­ды­ка пре­сто­лов Обе­их зе­мель;/ На­гра­дил он ме­ня,/ Сде­лал пра­ви­те­лем Чёр­ной зем­ли и зем­ли Крас­ной;/ Ни­кто не сме­ет вос­стать во всех стра­нах про­тив во­ли мо­ей./ Под­чи­не­ны мне все зем­ли чу­жие…».

О чём го­во­рит по­доб­ное сход­ст­во? Оче­вид­но, о том, что Пуш­кин, сле­дуя древ­не­му не­пи­са­но­му ка­с­то­во­му тож­де­ст­ву ца­рей и по­этов, ста­вил се­бя на­рав­не с пра­ви­те­ля­ми преж­них эпох.

Как мож­но за­ме­тить, Хат­шеп­сут го­во­рит о се­бе то в жен­ском, то в муж­ском ро­де, упо­доб­ля­ет се­бя сы­ну Изи­ды. Ма­с­ку­ли­ни­за­ция об­ра­за, по мне­нию егип­то­ло­га Вик­то­ра Сол­ки­на, – один из при­ёмов ле­ги­ти­ма­ции фа­ра­о­на-жен­щи­ны. В ка­ком-то смыс­ле, сы­ном Изи­ды стре­мил­ся стать и Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин, ведь ма­со­ны на­зы­ва­ли се­бя «де­ть­ми вдо­вы», под­ра­зу­ме­вая под вдо­вой имен­но Изи­ду. Па­рал­лель меж­ду Хат­шеп­сут и Пуш­ки­ным мож­но про­ве­с­ти и че­рез од­но из имён жен­щи­ны-фа­ра­о­на, а имен­но «сын Ра», т.е. ре­бё­нок бо­га Солн­ца.

В ма­сон­ском сим­во­лиз­ме солн­це за­ни­ма­ет очень важ­ную роль. Один из глав­ных пра­зд­ни­ков это­го ор­де­на свя­зан с днём Ива­на Ку­па­лы, или лет­ним солн­це­сто­я­ни­ем. Ал­ле­го­ри­че­с­кое изо­б­ра­же­ние иде­аль­но­го че­ло­ве­ка в ма­сон­ст­ве пред­став­ля­ет из се­бя фи­гу­ру, у ко­то­рой солн­це вме­с­то го­ло­вы, два на­уголь­ни­ка, с цир­ку­лем и от­ве­сом, за­ме­ня­ют ру­ки, а два стол­па, Иа­хин и Во­аз, – но­ги. Эти ко­лон­ны, воз­мож­но, и по­слу­жи­ли от­прав­ной точ­кой для сти­хо­тво­ре­ния «Я па­мят­ник се­бе воз­двиг не­ру­ко­твор­ный…». Об этом ко­с­вен­ным об­ра­зом сви­де­тель­ст­ву­ет срав­не­ние во­об­ра­жа­е­мо­го па­мят­ни­ка сла­ве по­эта с так на­зы­ва­е­мым Алек­сан­д­рий­ским стол­пом. Сто­ит до­ба­вить, что и в дру­гих сво­их про­из­ве­де­ни­ях по­эт ис­поль­зо­вал од­но­знач­но трак­ту­е­мую ма­сон­скую сим­во­ли­ку, на­при­мер, стро­ки «Ку­ни­цы­ну дар серд­ца и ви­на:/ Он со­здал нас, он вос­пи­тал наш пла­мень,/ По­став­лен им кра­е­уголь­ный ка­мень,/ Им чи­с­тая лам­па­да воз­же­на!» от­сы­ла­ют к од­ной из стро­и­тель­ных ме­та­фор брат­ст­ва, «кра­е­уголь­но­му кам­ню», со­еди­ня­ю­ще­му две сте­ны под пря­мым уг­лом, что оз­на­ча­ет ис­тин­но­го ка­мен­щи­ка, за­ло­жив­ше­го вну­т­ри се­бя фун­да­мент Веч­ной Жиз­ни.

Ис­то­рия со­зда­ния Алек­сан­д­ров­ской ко­лон­ны та­ко­ва: Ни­ко­лай I ре­шил воз­двиг­нуть не­что гран­ди­оз­ное в па­мять о «не­заб­вен­ном бра­те», т.е. об Алек­сан­д­ре I, в мо­ло­до­с­ти быв­шем ма­со­ном, а по­том ра­зо­ча­ро­вав­шем­ся в этом ор­де­не из-за Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции и той ро­ли, ко­то­рую в ней сы­г­ра­ли ма­со­ны. Ар­хи­тек­тор на­ста­и­вал на обе­ли­с­ке, но Ни­ко­лай убе­дил его сде­лать ко­лон­ну. На то вре­мя она бы­ла са­мой вы­со­кой ко­лон­ной в ми­ре, точ­но так же, как и сте­лы Хат­шеп­сут бы­ли са­мы­ми вы­со­ки­ми сте­ла­ми в еги­пет­ской ой­ку­ме­не, до­сти­гая вы­со­ты в 30 ме­т­ров. Ин­те­рес­но, что ба­ре­ль­еф на пье­де­с­та­ле Алек­сан­д­ров­ской ко­лон­ны ук­ра­шен изо­б­ра­же­ни­ем той са­мой Лу­че­зар­ной Дель­ты, или По­ляр­ной звез­ды, о ко­то­рой мы го­во­ри­ли вы­ше. Имен­но с этим про­из­ве­де­ни­ем, па­мят­ни­ком им­пе­ра­то­ру, на ко­то­ром при­сут­ст­ву­ет ма­сон­ская сим­во­ли­ка, срав­ни­ва­ет Пуш­кин свой не­зри­мый мо­ну­мент, по пра­ву по­ла­гая се­бя ве­ли­ким кня­зем ду­хов­но­го ми­ра.

Не­да­ром и вы­ра­же­ние «солн­це рус­ской по­эзии» воз­ник­ло в день по­хо­рон Пуш­ки­на из транс­фор­ми­ро­ван­ной ци­та­ты о смер­ти Алек­сан­д­ра Нев­ско­го «Солн­це оте­че­ст­ва за­ка­ти­лось».

На по­хо­ро­нах по­эта воз­ник ещё один ма­сон­ский сим­вол – бе­лая пер­чат­ка, ко­то­рую по­ло­жил в гроб друг Пуш­ки­на ка­мер­гер П.А. Вя­зем­ский. «Не по­мню, что это за пер­чат­ки, и не знаю, как по­па­ли оне в мои ста­рыя бу­ма­ги. – Уж не ма­сон­ские ли?» – ук­лон­чи­во от­ве­чал Вя­зем­ский на рас­спро­сы об уча­с­тии в ма­сон­ском ор­де­не. «Все­го и был я в ло­же один раз, в день мо­е­го при­ня­тия. В чис­ле об­ря­дов да­ли мне пер­чат­ки, ко­то­ры­ми мог я по­да­рить лю­би­мую жен­щи­ну. А как у ме­ня все­гда бы­ва­ло за один раз не­сколь­ко лю­би­мых жен­щин и од­ной па­ры пер­ча­ток бы­ло ма­ло для раз­да­чи, то пер­чат­ки и ос­та­лись у ме­ня»10. От­ве­чать та­ким об­ра­зом Вя­зем­ско­го вы­нуж­да­ли об­сто­я­тель­ст­ва.

Де­ло в том, что в 1822 го­ду Алек­сан­д­ром I бы­ла про­из­ве­де­на сво­е­об­раз­ная лю­с­т­ра­ция ма­со­нов, ло­жи бы­ли за­пре­ще­ны, а бра­тья, со­сто­яв­шие на го­су­дар­ст­вен­ной служ­бе, бы­ли вы­нуж­де­ны да­вать под­пи­с­ку о не­при­над­леж­но­с­ти к тай­но­му ор­де­ну. То есть Пуш­ки­ну, в этом пла­не, про­сто не по­вез­ло. Ро­дись он на де­сять лет рань­ше, и мы бы име­ли сов­сем дру­гое ис­то­ри­че­с­кое ли­цо – солн­це ма­сон­ской по­эзии. 


 

1 Бо­лее по­дроб­но см. Са­ха­ров В. Рус­ское ма­сон­ст­во в пор­т­ре­тах. М., 2004.

2 Ги­ре­нок Ф. Ма­со­ны, мо­на­хи, ца­ри и су­мас­шед­шие. // Не­за­ви­си­мая га­зе­та. Ex Libris. 14.09. 2006. URL: http:/ / exlibris.ng.ru/kafedra/ 2006-09-14/ 4_masony.html

3 Хо­да­се­вич В. Ду­эль­ная ис­то­рия Пуш­ки­на // Се­го­дня. 7 фе­в­ра­ля 1937. URL: http://www.baltwillinfo.com/baltika/306/b15.htm

4 За­пись от 4 мая 1821. Цит. по Тыр­ко­ва-Ви­ль­ямс А. Указ. соч. С. 291.

5 Свид­зин­ская М. Звез­да URL: http:/ / symbolsworld.narod.ru/Zvezda.html

6 Аса­до­ва Н., Ма­цих Л. Пуш­кин и ма­со­ны. // Эхо Моск­вы. 24.03. 2010. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/brothers/665892-echo/

7 Са­ха­ров В. Про­све­щён­ный ми­с­ти­цизм. / / Са­ха­ров В. Указ. соч. С. 203.

8 Круж­ков Г. Но­с­таль­гия обе­ли­с­ков. URL: http:/ / www.vavilon.ru/ texts/ prim/ kruzhkov3-20.html

9 Пол­но­стью пе­ре­вод это­го тек­с­та см. в: Сол­кин В.В. Еги­пет: все­лен­ная фа­ра­о­нов. М., 2001.

10 Цит. по Са­ха­ров В. Ли­ст­ки из ма­сон­ской «ар­хи­вы». / / Са­ха­ров В. Указ. соч. С. 78.



Екатерина ДАЙС




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования