Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №21. 25.05.2012

Круги фикций

Жо­эль По­мра. Кру­ги. Со­чи­не­ния. МХТ име­ни А.Че­хо­ва. В рам­ках про­ек­та «Фран­цуз­ский те­атр. Впер­вые на рус­ском». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Бри­д­жит Жак-Важ­ман (Фран­ция).

 

В ори­ги­на­ле пье­са Жо­э­ля По­мра на­зы­ва­ет­ся «Cercles. Fictions», что мож­но пе­ре­ве­с­ти и как «Кру­ги. Фик­ции». Глав­ная идея про­из­ве­де­ния – в са­мом де­ле о вла­с­ти фик­ций, во­об­ра­жа­е­мых иде­а­лов над че­ло­ве­ком. А ещё пье­са – о по­пыт­ках ма­ни­пу­ля­ций, осу­ще­ств­ля­е­мых людь­ми над дру­ги­ми людь­ми.

Жо­эль По­мра – один из на­и­бо­лее вос­тре­бо­ван­ных дра­ма­тур­гов и ре­жис­сё­ров со­вре­мен­но­го фран­цуз­ско­го те­а­т­ра. Боль­шим ус­пе­хом поль­зу­ют­ся его пье­сы (в том чис­ле и в по­ста­нов­ках са­мо­го ав­то­ра) «Этот ре­бё­нок», «Тор­гов­цы», «Крас­ная ша­поч­ка», «Пи­нок­кио», «Моя хо­ло­диль­ная ка­ме­ра».

Пье­сы его за­ча­с­тую ос­но­ва­ны на до­ку­мен­таль­ном ма­те­ри­а­ле, на­пи­са­ны с боль­шим ма­с­тер­ст­вом, про­ни­ка­ют в са­мую суть ве­щей. В ко­рот­ких ди­а­ло­гах пе­ред зри­те­ля­ми пред­ста­ют и судь­бы, и би­о­гра­фии пер­со­на­жей – ча­ще все­го бед­ных, не­удач­ли­вых, за­му­чен­ных не­уря­ди­ца­ми.

По­след­няя пье­са в ис­пол­не­нии ак­тё­ров Мос­ков­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го те­а­т­ра (име­ни А.П. Че­хо­ва) по­ка­за­лась чуть за­тя­ну­той – воз­мож­но, это объ­яс­ня­ет­ся её ско­ро­спе­ло­с­тью: спек­такль пред­став­лен зри­те­ля­ми в эс­киз­ном ва­ри­ан­те. По­сле все­го лишь вось­ми дней ре­пе­ти­ций в ре­жис­су­ре опыт­но­го ма­с­те­ра Бри­д­жит Жак-Виж­ман, уче­ни­цы вы­да­ю­ще­го­ся ре­жис­сё­ра Ан­ту­а­на Ви­те­за.

Тем не ме­нее да­же в эс­киз­ном ва­ри­ан­те спек­такль про­из­во­дит глу­бо­кое впе­чат­ле­ние. Имен­но глу­бо­кое: спек­такль име­ет дли­тель­ное по­сле­вку­сие и за­став­ля­ет ду­мать о нём и по­сле про­смо­т­ра, а не вы­ве­т­ри­ва­ет­ся из па­мя­ти мгно­вен­но, как мно­гие из со­вре­мен­ных по­ста­но­вок. При­чи­ной то­му – как дра­ма­тур­ги­че­с­кое ма­с­тер­ст­во ав­то­ра, так и по­рой бле­с­тя­щая иг­ра ак­тё­ров.

Взяв в ка­че­ст­ве те­мы власть во­об­ра­жа­е­мых идей над че­ло­ве­ком и ма­ни­пу­ля­ции, Ж.По­мра, на наш взгляд, ух­ва­тил нерв на­шей эпо­хи. В са­мом де­ле, ког­да на каж­дом ша­гу нас пре­сле­ду­ет про­па­ган­да – сво­бод­но­го ли рын­ка, цен­но­с­тей ли ци­ви­ли­зо­ван­но­го за­пад­но­го ми­ра или же па­т­ри­о­тиз­ма, кон­сер­ва­тиз­ма, ког­да нет спа­се­ния от свар­га­нен­ной по ре­цеп­там НЛП (ней­ро­линг­ви­с­ти­че­с­ко­го про­грам­ми­ро­ва­ния) рек­ла­мы, в том чис­ле и со­ци­аль­ной, ког­да мы ок­ру­же­ны бес­чис­лен­ны­ми ре­цеп­та­ми до­сти­же­ния ус­пе­ха и бо­гат­ст­ва, че­ло­век ри­с­ку­ет рас­те­рять­ся под этим на­по­ром, ут­ра­тить свою иден­тич­ность, по­те­рять ве­ру в се­бя, ка­пи­ту­ли­ро­вать пе­ред на­по­ром ма­ни­пу­ля­ций и лож­ных цен­но­с­тей.

Спек­такль со­сто­ит из ря­да ис­то­рий, эпи­зо­ды ко­то­рых пе­ре­ме­ша­ны, при­чем вре­мя дей­ст­вия пе­ре­ска­ки­ва­ет из на­ча­ла 20 ве­ка то в Сред­ние ве­ка, то в на­ча­ло ве­ка 21-го.

В спек­так­ле пе­ред на­ми пред­ста­ет эман­си­пи­ро­ван­ное се­мей­ст­во ари­с­то­кра­тов-«де­мо­кра­тов», ко­то­рые пы­та­ют­ся от­ме­нить в от­но­ше­ни­ях со слу­га­ми стро­гую уни­фор­му и об­ра­ще­ние на «Вы». На де­ле ока­зы­ва­ет­ся, что Хо­зя­ин (Иг­на­тий Ак­рач­ков) все­го лишь не­рав­но­ду­шен к слу­ге Фи­лип­пу (Вик­тор Хо­ри­няк), а Хо­зяй­ка (Ма­рия Зо­ри­на), кляв­ша­я­ся в цен­но­с­ти и зна­чи­тель­но­с­ти каж­дой че­ло­ве­че­с­кой лич­но­с­ти, при­зы­ва­ет на вой­не (дей­ст­вие про­ис­хо­дит в на­ча­ле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны) уби­вать вра­гов – ведь они по­ку­ша­ют­ся на Ци­ви­ли­за­цию.

А вот бед­ный, обол­ва­нен­ный ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­дой Ры­царь (Вик­тор Хо­ри­няк), из фа­на­тиз­ма до­би­ва­ю­щий Му­че­ни­ка (Сер­гей Мед­ве­дев).

Ко­ло­рит­но сы­г­ра­на сце­на, где пре­ус­пе­ва­ю­щий пред­при­ни­ма­тель (Олег Ма­зу­ров) учит без­ра­бот­ных ус­пеш­нее про­дать се­бя ра­бо­то­да­те­лям.

Об от­чуж­де­нии и да­же оди­ча­нии лю­дей в ус­ло­ви­ях кон­ку­рен­ции рас­ска­зы­ва­ет иро­ни­че­с­кий па­ра­фраз шек­с­пи­ров­ско­го «Мак­бе­та», где ра­ди ка­рь­ер­но­го рос­та Муж­чи­на (Иг­на­тий Ак­рач­ков) дол­жен ус­ту­пить лю­бов­ным до­мо­га­тель­ст­вам «ведьм»-бом­жих (Яна Да­ви­ден­ко, Кри­с­ти­на Ба­буш­ки­на): в этом слу­чае его на­чаль­ни­ки по­мрут и он зай­мёт его ме­с­то. Же­на, как и в шек­с­пи­ров­ском пер­во­ис­точ­ни­ке, яро­ст­но уго­ва­ри­ва­ет его со­гла­сить­ся на пред­ло­же­ние без­дом­ных не­зна­ко­мок…

Есть в спек­так­ле и сцен­ка про Се­те­во­го тор­гов­ца «биб­ли­я­ми ус­пе­ха» (Ле­о­нид Тим­цу­ник), и сквоз­ной сю­жет про жиз­не­ра­до­ст­но­го Кон­фе­ран­сье (Сер­гей Мед­ве­дев), эмо­ци­о­наль­но при­зы­ва­ю­ще­го зри­те­лей иг­рать в стран­ную иг­ру «Бес­ко­неч­ность».

На наш взгляд, кол­лек­тив сде­лал вер­ный вы­бор, пред­ста­вив в сво­ём экс­пе­ри­мен­те про­из­ве­де­ние Ж.По­мра, и ду­ма­ет­ся, что спек­такль до­сто­ин за­нять ме­с­то в ос­нов­ном ре­пер­ту­а­ре те­а­т­ра.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования