Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 01.06.2012

Автобиография графомана

Марта Антоничева продолжает изучать книги молодых писателей. Рецензию на роман Платона Беседина смотрите в № 20.


 

Пер­вая кни­га Ев­ге­ния Алё­хи­на «Тре­тья шта­ни­на» вы­шла в из­да­тель­ст­ве «Экс­мо» в про­шлом го­ду. На тот мо­мент мне ка­за­лось, что при­чи­ной её не­ус­пе­ха яв­ля­ет­ся не­до­ра­бот­ка ре­дак­то­ра-со­ста­ви­те­ля: как мож­но бы­ло вы­брать три со­вер­шен­но оди­на­ко­вые по­ве­с­ти и по­ста­вить их в ряд та­ким об­ра­зом, что од­на вос­при­ни­ма­ет­ся при чте­нии как про­дол­же­ние пре­ды­ду­щей? Вес­ной это­го го­да Алё­хин сам из­дал оче­ред­ную свою по­весть «Ка­мер­ная му­зы­ка», и, как ока­за­лось, она прак­ти­че­с­ки ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от пре­ды­ду­щих трёх.

Во всех кни­гах Алё­хи­на и ав­тор, и ге­рой – один и тот же че­ло­век, сам Алё­хин. И ес­ли в пер­вой кни­ге это не ого­ва­ри­ва­ет­ся осо­бо, то во вто­рой не­боль­шое ука­за­ние всё же по­яв­ля­ет­ся: «Спа­си­бо <…> всем лю­дям, со­ста­вив­шим мне ком­па­нию в до­ку­мен­таль­ном и вы­мы­ш­лен­ном по­ве­ст­во­ва­нии». Оно ве­дёт­ся от пер­во­го ли­ца, би­о­гра­фи­че­с­кие фак­ты и эпи­зо­ды из жиз­ни мож­но лег­ко про­сле­дить по всем до­ступ­ным ссыл­кам, бло­гам, сай­там в Ин­тер­не­те, и да­же ес­ли и су­ще­ст­ву­ет ка­кой-то за­зор меж­ду ре­аль­но­с­тью и вы­мыс­лом, то для тек­с­та и раз­ви­тия сю­же­та это ока­зы­ва­ет­ся со­вер­шен­но не­важ­ным.

Ес­ли в пре­ды­ду­щих трёх по­ве­с­тях сю­жет стро­ил­ся во­круг мел­ких со­бы­тий из би­о­гра­фии ге­роя (про­снул­ся, по­шёл в ин­сти­тут, встре­тил дру­га, за­ме­тил сим­па­тич­ную де­вуш­ку, вы­пил), то те­перь Алё­хин не­сколь­ко «ус­лож­нил» кон­ст­рук­цию: глав­ный ге­рой-пи­са­тель рас­ска­зы­ва­ет чи­та­те­лю о том, как он стал из­ве­ст­ным в уз­ких кру­гах му­зы­кан­том.

Толь­ко в мо­мен­ты, ког­да ге­рой го­во­рит о сво­ём за­ня­тии, он не чув­ст­ву­ет се­бя жал­ким и осо­зна­ёт своё су­ще­ст­во­ва­ние оп­рав­дан­ным. Хо­тя каж­дый во­лен по-сво­е­му от­но­сить­ся к этим мо­мен­там сча­с­тья ге­роя: «Но «ма­ку­ла­ту­ра» да­ва­ла ни с чем не срав­ни­мые вос­по­ми­на­ния. Как ког­да по­сле кон­цер­та к те­бе у ба­ра под­са­жи­ва­ет­ся че­ло­век с на­шив­кой Magruder Grind на джин­сов­ке, рас­ска­зы­ва­ет, как при­ехал сю­да из са­мой дре­му­чей в ми­ре де­рев­ни, где ни­кто кро­ме не­го во­об­ще не слу­ша­ет му­зы­ку, и го­во­рит «спа­си­бо»».

Ге­рой Алё­хи­на не то что­бы ин­фан­ти­лен, он ско­рее на­по­ми­на­ет ма­лень­ко­го ста­рич­ка-па­ни­кё­ра, лю­бую си­ту­а­цию воз­во­дя в аб­со­лют и да­же в мо­мен­ты лич­но­го сча­с­тья, не за­бы­ва­ю­ще­го по­рас­суж­дать о судь­бах ми­ра: «Это и есть сча­с­тье? Ты ду­ма­ешь, что сча­ст­лив, а по­том смо­т­ришь на ра­бо­те сю­жет о том, как мать уби­ла сво­е­го ре­бён­ка, или об оче­ред­ном те­рак­те, ко­то­рые пе­ри­о­ди­че­с­ки ус­т­ра­и­ва­ет на­ша фе­де­раль­ная служ­ба бе­зо­пас­но­с­ти для по­вы­ше­ния рей­тин­га Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча. Чи­та­ешь ин­тер­вью с Рам­за­ном Ка­ды­ро­вым или ста­тьи о смер­ти Маг­ниц­ко­го, по­том пла­чешь в ту­а­ле­те в се­ре­ди­не ра­бо­че­го дня. Лад­но, ни­че­го не по­де­лать, лю­ди долж­ны уме­реть, лю­ди – это все­го лишь бо­лезнь пла­не­ты. И ско­ро сно­ва уда­ёт­ся сми­рить­ся как-то, про­стить се­бе то, что ты че­ло­век и у те­бя есть ма­лень­кие ра­до­с­ти, что ты ешь мо­лоч­ное и яй­ца, но­сишь ко­жа­ные бо­тин­ки (ни­че­го страш­но­го, ведь те­бе от­да­ли их, ты не по­ку­пал их сам), жи­вёшь и поль­зу­ешь­ся ме­т­ро­по­ли­те­ном, за­ра­ба­ты­ва­ешь день­ги. Про­сто вхо­дим в эту ре­ку один раз, и даль­ше уже ни­че­го от нас не за­ви­сит».

И здесь воз­ни­ка­ет глав­ное про­ти­во­ре­чие, по ко­то­ро­му текст не скла­ды­ва­ет­ся в пол­но­цен­ную кни­гу: про­ти­во­ре­чие меж­ду су­тью ге­роя, его це­ля­ми и сло­ва­ми, ко­то­рые он про­из­но­сит «в сто­ро­ну» как буд­то для ка­ко­го-то по­сто­ян­но оце­ни­ва­ю­ще­го его со­гля­да­тая, как в при­ве­дён­ной вы­ше ци­та­те. Имен­но оно со­став­ля­ет дра­ма­тизм тек­с­та, его ос­но­ву, а не внеш­няя ис­то­рия об ув­ле­чён­но­с­ти Алё­хи­на и его дру­зей му­зы­кой, ста­нов­ле­ние груп­пы или лю­бов­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний. И бо­юсь, что ав­тор упу­с­тил из ви­да един­ст­вен­ную фра­зу, рас­кры­ва­ю­щую его суть: «Я чув­ст­во­вал в се­бе го­тов­ность из­ме­нять, не­смо­т­ря на не­же­ла­ние при­чи­нять боль, но не мог при­знать­ся се­бе в том, что я – блядь, и ког­да был го­тов на­сту­пить на гор­ло этой сво­ей чер­те, каж­дый раз всё же об­ма­ны­вал са­мо­го се­бя и ос­тав­лял ма­лень­кую ла­зей­ку, фор­точ­ку, че­рез ко­то­рую чер­ти вы­би­ра­лись на­ру­жу». При этом па­фос, раз­ли­тый на про­тя­же­нии всей кни­ги не­о­сто­рож­ной ру­кой ав­то­ра, де­ла­ет его вы­ска­зы­ва­ния не­ле­пы­ми, осо­бен­но ес­ли за­чи­ты­вать их вслух.

Про­ци­ти­ро­ван­ная вы­ше фра­за из тек­с­та «Ка­мер­ной му­зы­ки» пе­ре­кли­ка­ет­ся с эпи­зо­дом из кни­ги А.Аст­ва­ца­ту­ро­ва «Лю­ди в го­лом». В ка­ком-то смыс­ле они су­ще­ст­ву­ют как пло­хой и хо­ро­ший при­мер от­но­ше­ния ав­тор­ско­го «я» к «я» ге­роя, раз­ни­ца лишь в фор­ме по­да­чи: «– Кон­фор­мист вы, Ан­д­рей Алек­се­ич! – ска­зал мне как-то раз Фи­липп Фед­чин. <…> – Ты со все­ми дру­жишь, – спо­кой­но про­дол­жал Фед­чин, – бе­се­ду­ешь, осо­бен­но с де­вуш­ка­ми. Да­же с те­ми, ко­го знать не зна­ешь, за­иг­ры­ва­ешь. Да и те­мы вы­би­ра­ешь конъ­юнк­тур­ные. На пуб­ли­ку ты, Ан­д­рей Алек­се­ич, ра­бо­та­ешь! – ре­зю­ми­ро­вал Фед­чин. – Хо­чешь всех раз­вле­кать, хо­чешь быть в цен­т­ре вни­ма­ния. Да ещё при этом иде­а­ла­ми при­кры­ва­ешь­ся… Ска­жи­те, Кри­с­ти­на Вла­ди­ми­ров­на, – по­вер­нул­ся Фи­липп к Кри­с­ти­не, ко­то­рая во вре­мя на­ше­го раз­го­во­ра со­сре­до­то­чен­но ела пи­ро­жок с мя­сом. – А вот ког­да вы вме­с­те с Ан­д­ре­ем Алек­се­и­чем учи­лись, он то­же был та­ким?

– Ка­ким? – спро­си­ла Кри­с­ти­на с на­би­тым ртом.

– Кри­с­ти­на! – вме­шал­ся я. – Ты со­сре­до­точь­ся! Те­бя спра­ши­ва­ют, был ли я бля­дью. <…>

Кри­с­ти­на не­ко­то­рое вре­мя мол­ча­ла, со­сре­до­то­чен­но гля­дя пе­ред со­бой. А по­том ска­за­ла Фед­чи­ну, слов­но оп­рав­ды­ва­ясь:

– Фи­липп Вла­ди­ми­ро­вич! Но мы в на­шей груп­пе Ан­д­рея всё рав­но лю­би­ли».

Не­смо­т­ря на пер­вую не­удач­ную кни­гу, Алё­хин не ос­та­нав­ли­ва­ет­ся на до­стиг­ну­том и со­вер­ша­ет ряд оши­бок, про­сти­тель­ных толь­ко что на­чи­на­ю­ще­му пи­са­те­лю. Это:

1) По­ис­ти­не гра­фо­ман­ское же­ла­ние за­фик­си­ро­вать каж­дый мо­мент сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния, на­сколь­ко бы ме­лоч­ным и ни­чтож­ным он ни был;

2) От­каз от ка­ко­го-то внят­но­го сю­же­та в поль­зу фор­ма­та ЖЗЛ, по­вто­рен­ный че­ты­реж­ды, ad absurdum;

3) Уны­лый псев­до­ав­то­би­о­гра­физм на­пи­сан­но­го и ве­де­ние по­ве­ст­во­ва­ния от пер­во­го ли­ца, не раз­де­лён­но­го с ав­то­ром ни точ­кой зре­ния, ни ма­не­рой по­ве­ст­во­ва­ния, где «я» и ав­тор, и ге­рой, и центр все­лен­ной;

4) Же­ла­ние по­де­лить­ся «ми­ро­вой то­с­кой» и ощу­ще­ни­ем бес­смыс­лен­но­с­ти су­ще­ст­во­ва­ния в 20 с лиш­ним лет, ког­да ге­рой не пе­ре­жил ни­ка­ких се­рь­ёз­ных ис­пы­та­ний, но ему уже не­ве­ро­ят­но гру­ст­но жить: «Всё, что я смо­гу пе­ре­дать ре­бён­ку – свою пе­чаль. Од­наж­ды ре­бё­нок под­ни­мет на ме­ня пол­ные слёз гла­за и спро­сит, за­чем я про­из­вёл его на свет».

Од­ним из ва­ри­ан­тов ин­тер­пре­та­ции по­ве­с­ти Алё­хи­на мог­ла бы стать ис­то­рия ус­пе­ха, и, ско­рее все­го, так ав­тор и за­ду­мы­вал свой текст. Но ме­ша­ют не­сколь­ко «но»: со­здать груп­пу и по­ез­дить по не­сколь­ким го­ро­дам се­го­дня мо­жет лю­бой, ког­да каж­дый вто­рой – фо­то­граф, каж­дый тре­тий – ди­д­жей, а каж­дый чет­вёр­тый – про­дю­сер. Се­го­дня – это ско­рее ис­то­рия о том, как па­рень на­шёл не са­мый про­стой спо­соб зна­ко­мить­ся с сим­па­тич­ны­ми дев­чон­ка­ми в Ин­тер­не­те, и ес­ли в та­ком ви­де она спо­двиг­нет хо­тя бы од­но­го че­ло­ве­ка на со­зда­ние соб­ст­вен­ной груп­пы, воз­мож­но, тру­ды Алё­хи­на не про­па­дут зря.


Марта АНТОНИЧЕВА,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования