Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №22. 01.06.2012

Бездарь в жизни побеждает

* * *

 

В особ­ня­ке Со­ю­за «пись­мен­ни­ков» на Ком­со­моль­ском про­спек­те тор­же­ст­вен­но от­кры­ли па­мят­ник Пуш­ки­ну, ко­то­рый на­вер­ня­ка сто­ит не­ма­лых де­нег. Это кру­то… Но се­го­дня, ког­да пи­са­те­ли вы­ми­ра­ют, та­кое дей­ст­во, как мне пред­став­ля­ет­ся, без­нрав­ст­вен­но, и Пуш­кин бы не об­ра­до­вал­ся… Ма­ло то­го, на мой не­про­све­щён­ный взгляд, ны­неш­ний Со­юз, про­сти гос­по­ди, не име­ет к Пуш­ки­ну от­но­ше­ния.

 

* * *

 

В по­след­нем но­ме­ре «Мось­ки» опуб­ли­ко­ван спи­сок ла­у­ре­а­тов и дип­ло­ман­тов кон­кур­са «Луч­шая кни­га 2008–2011 гг.» по ли­нии МГО СП. Я не по­ле­нил­ся по­счи­тать – 200 че­ло­век. Фа­ми­лии, кро­ме двух-трёх, ни о чём не го­во­рят. За всем скво­зит од­но: как мож­но боль­ше оку­чить гра­фо­ма­нов, за­вер­бо­вать, сде­лав их сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми, чтоб мож­но бы­ло и даль­ше за­ни­мать­ся унич­то­же­ни­ем в ли­те­ра­ту­ре все­го жи­во­го.

А нам го­во­рят, на­до 100 книг про­чи­тать…

 

* * *

 

Пря­мо-та­ки за­упо­кой­ный до­ку­мен­таль­ный фильм о Си­би­ри, по­свя­щён­ный юби­лею Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на, мо­жет вы­звать ли­ко­ва­ние в ста­не вра­гов Рос­сии (как, кста­ти, и сти­хи лю­би­мо­го Рас­пу­ти­ным Ни­ко­лая Зи­но­вь­е­ва). Фильм тя­жё­лый… А ведь это на­чи­на­лось не се­го­дня… и да­же не вче­ра. И все глав­ные по­ве­с­ти Рас­пу­ти­на то­же на­пи­са­ны ещё в со­вет­ское вре­мя.

В те­че­ние 100 по­след­них лет мы Рос­сию сда­ли дваж­ды: в 1917 и в 1993 гг., по­то­му что рус­ские – на­род не­бес­ный, и зем­ная жизнь для не­го все­гда бы­ла слиш­ком ма­те­ри­аль­ной.

«Ес­ли не был бы я по­этом, то, на­вер­но, был мо­шен­ник и вор» – об­ро­нил Есе­нин. Ска­за­но не толь­ко о се­бе, бе­ри­те ши­ре…

«Ни­кем не мо­гу быть на этой зем­ле, толь­ко во­ром…» – го­во­рит шук­шин­ский Егор Про­ку­дин.

Луч­шее в филь­ме – это ко­рот­кие реп­ли­ки Рас­пу­ти­на и, ко­неч­но, его си­бир­ские ста­ру­хи. Ну и кра­со­ты Си­би­ри…

На­ше­му юби­ля­ру не­пло­хо бы­ло бы дав­но вый­ти из Со­ю­за пиСССа­те­лей, чтоб не вос­се­дать в пре­зи­ди­у­мах в скорб­ное для Ро­ди­ны вре­мя, по­лу­чая бес­ко­неч­ные ли­те­ра­тур­ные пре­мии…

 

* * *

 

Стра­на по­бе­див­шей гра­фо­ма­нии, Рос­сия ес­ли и по­гиб­нет, то преж­де все­го от сме­та­ю­щей всё на сво­ём пу­ти этой са­мой гра­фо­ма­нии, не­су­щей­ся по­доб­но тор­на­до с цу­на­ми или од­но­вре­мен­но рва­нув­шим Чер­но­бы­лю с Фу­ку­си­мой…

При ны­неш­нем мас­со­вом на­ше­ст­вии ди­ле­тан­тов, рас­паль­цо­ван­ных и гла­мур­ных, от ли­те­ра­ту­ры не ос­та­лось бы­ло­го бле­с­ка, за­то раз­ве­лось по­этесс, кри­ти­кесс и про­чих про­за­инь, как на до­ро­ге во­дил в юб­ках, где в каж­дой вто­рой-тре­ть­ей ино­мар­ке – ба­рыш­ня.

Впро­чем, му­жи­ков-гра­фо­ма­нов то­же при­ба­ви­лось.

Всех на­кры­ло по­псо­вой по­ли­ти­кой. На­род пер­шит и под­таш­ни­ва­ет… на фо­не де­прес­сии, да­же чёр­ной ме­лан­хо­лии, сплош­ной кир…ко­ров­щи­ны, и ни­кто не зна­ет, как уй­ти от то­с­ки и бе­зы­с­ход­но­с­ти пе­ред кон­цом све­та…

Хо­чет­ся взвыть: дай­те спо­кой­но по­ме­реть!..

Та­лант са­мо­раз­ру­ши­те­лен, по­это­му без­дарь в жиз­ни по­беж­да­ет.

Ли­те­ра­тур­ные на­пёр­сточ­ни­ки.

Ли­те­ра­тур­ный вы­ки­дыш.

Ли­те­ра­тур­ный под­ки­дыш.

Ли­те­ра­тур­ная под­во­рот­ня.

Шпа­на око­ло­ли­те­ра­тур­ная.

Про­сто бляД­Зи…

 

Пол­ный за­валь­нюк…

 

* * *

 

Не­сколь­ко на­ших ли­те­ра­то­ров од­наж­ды по­спо­ри­ли: кто луч­ший дет­ский по­эт? Ко­го толь­ко не вспом­ни­ли (от Ма­я­ков­ско­го и Мар­ша­ка до Ми­хал­ко­ва) и да­же боль­ше, но ни­ко­му не при­шло в го­ло­ву на­звать Пуш­ки­на. На­ко­нец кто-то на­звал, и все, в знак со­гла­сия, вы­ра­зи­тель­но пе­ре­гля­ну­лись.

 

* * *

 

По­мню, в од­ной тёп­лой ком­па­нии, ли­те­ра­то­ры, став­шие де­душ­ка­ми, за­го­во­ри­ли о вну­ках. Без­вну­кий ос­т­ро­ум­ный Ми­ха­ил По­пов ме­лан­хо­лич­но слу­шал-слу­шал, а по­том и вы­дал в сво­ём фир­мен­ном сти­ле: «Вы все впа­ли в деД­ст­во…»

Кста­ти, по­ра­зи­тель­ная вещь. По­пов, страш­но ос­т­ро­ум­ный в по­всед­нев­ной жиз­ни, в так на­зы­ва­е­мой сво­ей про­зе на­прочь ли­шён это­го ка­че­ст­ва. Но весь­ма пре­ус­пел, по­лу­чив не­дав­но за од­ну и ту же кни­гу под­ряд две ли­те­ра­тур­ные пре­мии, не го­во­ря уже о пре­ми­ях про­шлых лет. Вот где на са­мом де­ле скры­ва­ет­ся на­сто­я­щий юмор… Ес­ли рань­ше я ему за­ви­до­вал бе­лой за­ви­с­тью, то те­перь за­ви­дую за­ви­с­тью са­мой что ни на есть чёр­ной, на­и­чер­ней­шей…

 

* * *

 

Ши­ро­ко эк­ра­ни­зи­ро­ван­ные у нас «Две­над­цать сту­ль­ев», бла­го­да­ря ре­жис­су­ре и пре­крас­ной ак­тёр­ской иг­ре ти­та­нов со­вет­ской ко­ме­дии, ста­ли по­доб­ны за­ез­жен­ной пла­с­тин­ке. Дав­но за­ме­че­но: при бо­лее при­сталь­ном взгля­де на кни­гу Иль­фа и Пе­т­ро­ва бро­са­ет­ся в гла­за её, мяг­ко го­во­ря, не­прав­до­по­до­бие. Глав­ный ге­рой Бен­дер жи­вёт и дей­ст­ву­ет сре­ди па­то­ло­ги­че­с­ких по­го­лов­ных иди­о­тов и не­до­ум­ков. Ко­го ни возь­ми… Но так не бы­ва­ет.

Дан­ный пе­ре­кос на­столь­ко оче­ви­ден, что его не хо­чет­ся и об­суж­дать. Да­же как ху­до­же­ст­вен­ный при­ём – это яв­ный пе­ре­бор. Са­мое смеш­ное, что имен­но это нра­вит­ся не­взы­с­ка­тель­ной ши­ро­кой пуб­ли­ке, от че­го она боль­ше все­го и та­щит­ся, по­доб­но то­му, как в своё вре­мя она же ва­ля­лась от не­ко­то­рых из­де­ва­тель­ских пе­сен Вы­соц­ко­го, где пре­об­ла­дал всё тот же при­ём. Но бес­ко­неч­ное зу­бо­скаль­ст­во ско­ро на­чи­на­ет раз­дра­жать. Всё это про­ис­хо­дит не от боль­шой люб­ви к Рос­сии…

 

* * *

 

От­крыл­ся дач­ный се­зон: гряд­ки, охо­та, ры­бал­ка… Моск­ва по­тя­ну­лась в де­рев­ню.

Пер­вые впе­чат­ле­ния:

 

В этой жиз­ни раз­би­ра­ясь сла­бо,

из Моск­вы в де­рев­ню убе­жишь,

а в де­рев­не той не то что ба­бу –

днём с ог­нём ов­цу не за­ка­д­ришь…

В су­мер­ках по­скри­пы­ва­ют сту­пе­ни,

каж­дый шо­рох слы­шен за вер­сту,

как и пе­нье со­ло­вья в ку­с­ту,

в стра­ст­ных де­б­рях

вру­бе­лев­ской си­ре­ни.

Веч­ная де­рев­ня под­мо­с­ков­ная

и глу­хая, и по­лу­го­лод­ная…

Све­жий воз­дух, ну а ску­ка рвот­ная,

ни со­бак, ни ко­шек… ни рож­на…

ну а что ка­са­ет­ся эро­ти­ки –

лишь си­я­ет в вы­ши­не лу­на;

но за­то хоть от­бав­ляй люб­ви –

та­щат­ся но­ча­ми со­ло­вьи.

Ожи­ва­ет пти­чья раз­но­го­ло­си­ца,

на­до за­ме­реть и не ды­шать:

дро­бью со­ло­вь­и­ною раз­но­сит­ся,

да­ле­ко от­чёт­ли­во слы­хать.

Слы­шен свист и со­ло­вья-раз­бой­ни­ка –

это ве­т­рю­ган за­упо­кой­ный…

И при­ро­ды шё­пот изо всех уг­лов

на­пол­ня­ет воз­дух до кра­ёв.

В сто­ро­ны бро­са­ешь взгля­ды ди­кие,

в двух ша­гах не раз­гля­деть ни зги,

всё в хо­лод­ном бле­с­ке лун­ных бли­ков –

и ли­цо, и мыс­ли, и моз­ги…

На­гло­та­ешь­ся и воз­ду­ха, и во­до­вки

под ша­ш­лык и эту бла­го­дать…

Жаль, по­драть­ся в це­лом в око­лот­ке

не с кем, да­же про­сто не­ко­го по­слать...

 

* * *

 

По­мню встре­чу в 1980 го­ду с Ва­лен­ти­ном Ка­та­евым в Ли­тин­сти­ту­те. Кто-то из сту­ден­тов спро­сил: «Ва­лен­тин Пе­т­ро­вич, по­че­му со­вре­мен­ная мо­ло­дёжь ни во что не ве­рит?..»

«По­че­му не ве­рит… – не морг­нув, от­ве­чал Ка­та­ев. – Вы­пить – ве­рит, за­ку­сить – ве­рит…»

 

* * *

 

Все хо­тят, но не все мо­гут.

Эти не­мно­гие, ко­то­рые мо­гут, как оди­но­кие зла­ки в бес­край­нем по­ле сор­ня­ков. Это и есть наш ли­те­ра­тур­ный мир… и не толь­ко ли­те­ра­тур­ный.

 

* * *

 

Пол­ным хо­дом идёт об­суж­де­ние 100 книг, в том чис­ле по ящи­ку, где каж­дый хо­чет вы­гля­деть ум­нее всех. Яко­бы здесь мо­жет быть тьма ва­ри­ан­тов. Ни­че­го по­доб­но­го, ска­жу я.

Су­ще­ст­ву­ет пер­вый ряд ав­то­ров и книг, ко­то­рые все­му ми­ру из­ве­ст­ны, по­сколь­ку вре­мя дав­но их объ­ек­ти­ви­ро­ва­ло. Это­го ря­да и хва­тит для весь­ма ус­лов­ной ци­ф­ры 100. Кто со­мне­ва­ет­ся, пусть за­гля­нет на лю­бую ка­фе­д­ру Ли­тин­сти­ту­та… – там ему объ­яс­нят.

Лич­но я не ви­жу тут про­бле­мы. Ко­му на­до, тот и так нуж­ное про­чи­та­ет, ко­му не на­до – тот и рань­ше, да и ни­ког­да не чи­тал.

Всё пуч­ком, как го­во­рит­ся.

Один гра­фо­ман-на­чёт­чик важ­но из­рёк, мол, не­об­хо­ди­мо про­чи­тать не толь­ко глав­ные кни­ги, но чи­тать и вто­ро­сте­пен­ные. Да ты хо­тя бы глав­ные про­чи­тай, ос­т­ро­ум­но за­ме­ти­ли ему.

Ча­с­то слы­шу по-сно­бист­ски за­нуд­ные жа­ло­бы от пре­по­дов Ли­тин­сти­ту­та, мол, се­го­дня сту­ден­ты пло­хо ин­фор­ми­ро­ва­ны, Руб­цо­ва, ви­ди­те ли, не зна­ют. Что ж, в Ли­те (и не толь­ко) все­гда та­ким об­ра­зом гно­би­ли мо­ло­дёжь. А как ещё? Пре­по­ды в своё вре­мя са­ми че­рез это про­шли. Прав­да-прав­да…

 

* * *

 

Рус­ские – на­род ме­та­фи­зи­че­с­кий,

на зем­ной ус­пех нам на­пле­вать.

Этот мир (ти­ре) об­ман ве­ли­кий.

То, что нет нас, мож­но до­ка­зать.

 

* * *

 

Ни в од­ном язы­ке ми­ра нет по­доб­ных ус­той­чи­вых вы­ра­же­ний, как «рус­ская ду­ша», «рус­ский дух», «рус­ский че­ло­век», «рус­ская зи­ма», «рус­ская кра­са­ви­ца», «рус­ская вод­ка», на­ко­нец. Ведь не го­во­рят: «ан­г­лий­ская ду­ша», «фран­цуз­ский че­ло­век» и т.д.

 

Нет ана­ло­гий в ми­ре – ни ши­ша –

и не бы­ло во­век –

как «рус­ская ду­ша»

и «рус­ский че­ло­век».

А «рус­ский Бог», а «рус­ский дух»…

Нет па­рал­ле­лей, го­во­ря не стро­го,

нель­зя ска­зать «ан­г­лий­ская ду­ша»,

«фран­цуз­ский че­ло­век», мой друг,

а это го­во­рит о мно­гом.


Николай СЕРБОВЕЛИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования