Архив : №22. 01.06.2012
Бездарь в жизни побеждает
* * *
В особняке Союза «письменников» на Комсомольском проспекте торжественно открыли памятник Пушкину, который наверняка стоит немалых денег. Это круто… Но сегодня, когда писатели вымирают, такое действо, как мне представляется, безнравственно, и Пушкин бы не обрадовался… Мало того, на мой непросвещённый взгляд, нынешний Союз, прости господи, не имеет к Пушкину отношения.
* * *
В последнем номере «Моськи» опубликован список лауреатов и дипломантов конкурса «Лучшая книга 2008–2011 гг.» по линии МГО СП. Я не поленился посчитать – 200 человек. Фамилии, кроме двух-трёх, ни о чём не говорят. За всем сквозит одно: как можно больше окучить графоманов, завербовать, сделав их своими сторонниками, чтоб можно было и дальше заниматься уничтожением в литературе всего живого.
А нам говорят, надо 100 книг прочитать…
* * *
Прямо-таки заупокойный документальный фильм о Сибири, посвящённый юбилею Валентина Распутина, может вызвать ликование в стане врагов России (как, кстати, и стихи любимого Распутиным Николая Зиновьева). Фильм тяжёлый… А ведь это начиналось не сегодня… и даже не вчера. И все главные повести Распутина тоже написаны ещё в советское время.
В течение 100 последних лет мы Россию сдали дважды: в 1917 и в 1993 гг., потому что русские – народ небесный, и земная жизнь для него всегда была слишком материальной.
«Если не был бы я поэтом, то, наверно, был мошенник и вор» – обронил Есенин. Сказано не только о себе, берите шире…
«Никем не могу быть на этой земле, только вором…» – говорит шукшинский Егор Прокудин.
Лучшее в фильме – это короткие реплики Распутина и, конечно, его сибирские старухи. Ну и красоты Сибири…
Нашему юбиляру неплохо было бы давно выйти из Союза пиСССателей, чтоб не восседать в президиумах в скорбное для Родины время, получая бесконечные литературные премии…
* * *
Страна победившей графомании, Россия если и погибнет, то прежде всего от сметающей всё на своём пути этой самой графомании, несущейся подобно торнадо с цунами или одновременно рванувшим Чернобылю с Фукусимой…
При нынешнем массовом нашествии дилетантов, распальцованных и гламурных, от литературы не осталось былого блеска, зато развелось поэтесс, критикесс и прочих прозаинь, как на дороге водил в юбках, где в каждой второй-третьей иномарке – барышня.
Впрочем, мужиков-графоманов тоже прибавилось.
Всех накрыло попсовой политикой. Народ першит и подташнивает… на фоне депрессии, даже чёрной меланхолии, сплошной кир…коровщины, и никто не знает, как уйти от тоски и безысходности перед концом света…
Хочется взвыть: дайте спокойно помереть!..
Талант саморазрушителен, поэтому бездарь в жизни побеждает.
Литературные напёрсточники.
Литературный выкидыш.
Литературный подкидыш.
Литературная подворотня.
Шпана окололитературная.
Просто бляДЗи… |
Полный завальнюк…
* * *
Несколько наших литераторов однажды поспорили: кто лучший детский поэт? Кого только не вспомнили (от Маяковского и Маршака до Михалкова) и даже больше, но никому не пришло в голову назвать Пушкина. Наконец кто-то назвал, и все, в знак согласия, выразительно переглянулись.
* * *
Помню, в одной тёплой компании, литераторы, ставшие дедушками, заговорили о внуках. Безвнукий остроумный Михаил Попов меланхолично слушал-слушал, а потом и выдал в своём фирменном стиле: «Вы все впали в деДство…»
Кстати, поразительная вещь. Попов, страшно остроумный в повседневной жизни, в так называемой своей прозе напрочь лишён этого качества. Но весьма преуспел, получив недавно за одну и ту же книгу подряд две литературные премии, не говоря уже о премиях прошлых лет. Вот где на самом деле скрывается настоящий юмор… Если раньше я ему завидовал белой завистью, то теперь завидую завистью самой что ни на есть чёрной, наичернейшей…
* * *
Широко экранизированные у нас «Двенадцать стульев», благодаря режиссуре и прекрасной актёрской игре титанов советской комедии, стали подобны заезженной пластинке. Давно замечено: при более пристальном взгляде на книгу Ильфа и Петрова бросается в глаза её, мягко говоря, неправдоподобие. Главный герой Бендер живёт и действует среди патологических поголовных идиотов и недоумков. Кого ни возьми… Но так не бывает.
Данный перекос настолько очевиден, что его не хочется и обсуждать. Даже как художественный приём – это явный перебор. Самое смешное, что именно это нравится невзыскательной широкой публике, от чего она больше всего и тащится, подобно тому, как в своё время она же валялась от некоторых издевательских песен Высоцкого, где преобладал всё тот же приём. Но бесконечное зубоскальство скоро начинает раздражать. Всё это происходит не от большой любви к России…
* * *
Открылся дачный сезон: грядки, охота, рыбалка… Москва потянулась в деревню.
Первые впечатления:
В этой жизни разбираясь слабо,
из Москвы в деревню убежишь,
а в деревне той не то что бабу –
днём с огнём овцу не закадришь…
В сумерках поскрипывают ступени,
каждый шорох слышен за версту,
как и пенье соловья в кусту,
в страстных дебрях
врубелевской сирени.
Вечная деревня подмосковная
и глухая, и полуголодная…
Свежий воздух, ну а скука рвотная,
ни собак, ни кошек… ни рожна…
ну а что касается эротики –
лишь сияет в вышине луна;
но зато хоть отбавляй любви –
тащатся ночами соловьи.
Оживает птичья разноголосица,
надо замереть и не дышать:
дробью соловьиною разносится,
далеко отчётливо слыхать.
Слышен свист и соловья-разбойника –
это ветрюган заупокойный…
И природы шёпот изо всех углов
наполняет воздух до краёв.
В стороны бросаешь взгляды дикие,
в двух шагах не разглядеть ни зги,
всё в холодном блеске лунных бликов –
и лицо, и мысли, и мозги…
Наглотаешься и воздуха, и водовки
под шашлык и эту благодать…
Жаль, подраться в целом в околотке
не с кем, даже просто некого послать... |
* * *
Помню встречу в 1980 году с Валентином Катаевым в Литинституте. Кто-то из студентов спросил: «Валентин Петрович, почему современная молодёжь ни во что не верит?..»
«Почему не верит… – не моргнув, отвечал Катаев. – Выпить – верит, закусить – верит…»
* * *
Все хотят, но не все могут.
Эти немногие, которые могут, как одинокие злаки в бескрайнем поле сорняков. Это и есть наш литературный мир… и не только литературный.
* * *
Полным ходом идёт обсуждение 100 книг, в том числе по ящику, где каждый хочет выглядеть умнее всех. Якобы здесь может быть тьма вариантов. Ничего подобного, скажу я.
Существует первый ряд авторов и книг, которые всему миру известны, поскольку время давно их объективировало. Этого ряда и хватит для весьма условной цифры 100. Кто сомневается, пусть заглянет на любую кафедру Литинститута… – там ему объяснят.
Лично я не вижу тут проблемы. Кому надо, тот и так нужное прочитает, кому не надо – тот и раньше, да и никогда не читал.
Всё пучком, как говорится.
Один графоман-начётчик важно изрёк, мол, необходимо прочитать не только главные книги, но читать и второстепенные. Да ты хотя бы главные прочитай, остроумно заметили ему.
Часто слышу по-снобистски занудные жалобы от преподов Литинститута, мол, сегодня студенты плохо информированы, Рубцова, видите ли, не знают. Что ж, в Лите (и не только) всегда таким образом гнобили молодёжь. А как ещё? Преподы в своё время сами через это прошли. Правда-правда…
* * *
Русские – народ метафизический,
на земной успех нам наплевать.
Этот мир (тире) обман великий.
То, что нет нас, можно доказать. |
* * *
Ни в одном языке мира нет подобных устойчивых выражений, как «русская душа», «русский дух», «русский человек», «русская зима», «русская красавица», «русская водка», наконец. Ведь не говорят: «английская душа», «французский человек» и т.д.
Нет аналогий в мире – ни шиша –
и не было вовек –
как «русская душа»
и «русский человек».
А «русский Бог», а «русский дух»…
Нет параллелей, говоря не строго,
нельзя сказать «английская душа»,
«французский человек», мой друг,
а это говорит о многом. |
Николай СЕРБОВЕЛИКОВ