Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 08.06.2012

Сколько можно просыпаться знаменитым?

Как хо­ро­шо из­ве­ст­но тем, кто сле­дит за со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­рой, де­виз по­пу­ляр­ной пре­мии «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» та­кой: «Про­снуть­ся зна­ме­ни­тым».

Это на­до так по­ни­мать, что вот есть пи­са­тель, пусть и не на­чи­на­ю­щий, и не сов­сем без­ве­ст­ный, но звёзд с не­ба не хва­та­ю­щий. И вот его кни­ге при­суж­да­ют «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер», и тут он ста­но­вит­ся зна­ме­ни­тым. Чи­та­те­ли бе­гут в ма­га­зи­ны, ти­по­гра­фии (не­сколь­ко – от Вла­ди­во­с­то­ка до Ка­ли­нин­гра­да и от Мур­ман­ска до Со­чи) пе­ча­та­ют всё но­вые эк­земп­ля­ры. Спо­ры, об­суж­де­ния, бро­же­ние умов, вла­с­ти­те­ли дум…

Читая – главное не уснуть
Читая – главное не уснуть

Иде­а­лизм, по­нят­но, меч­ты, ко­то­рые на­вер­ня­ка не­сбы­точ­ны. Впро­чем, ор­га­ни­за­то­рам «Нац­бе­с­та» по­на­ча­лу не­сколь­ко раз уда­ва­лось бо­лее или ме­нее ус­пеш­но во­пло­тить в жизнь свой де­виз. Вот стал Ле­о­нид Юзе­фо­вич, пи­са­тель со ста­жем, но не осо­бо за­ме­ча­е­мый, ти­хий, ла­у­ре­а­том в да­лё­ком уже 2001 го­ду, и его от­кры­ли. И не на­прас­но – хо­ро­шие кни­ги пи­шет, чи­та­те­ли по­ку­па­ют и не жа­лу­ют­ся.

Или вот пре­мия Алек­сан­д­ру Про­ха­но­ву в 2002-м. Был он до это­го ста­рым со­вет­ским пи­са­те­лем, пуб­ли­ко­вал­ся мно­го, но так как-то по­лу­под­поль­но, точ­нее – вне­ры­ноч­но. Ин­те­ре­со­ва­лись им, мо­жет, ты­ся­ча та­ких же ста­рых и со­вет­ских, а все­го ве­ро­ят­ней, сто – сто пять­де­сят. Но тут на­пи­сал Про­ха­нов «Гос­по­дин Гек­со­ген», на­пе­ча­тал, по обык­но­ве­нию, по­лу­под­поль­но, и вдруг ро­ман этот по­пал­ся за­ин­те­ре­со­ван­но­му в хо­ро­шем тек­с­те ре­дак­то­ру, встре­ти­лось под­хо­дя­щее из­да­тель­ст­во, а вдо­ба­вок за­тем сва­ли­лась на го­ло­ву пре­мия «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер». И Алек­сандр Ан­д­ре­е­вич по­мо­ло­дел, об­рёл но­вые си­лы, ле­ги­он по­чи­та­те­лей, стал дей­ст­ви­тель­но зна­ме­ни­тым. Во­об­ще как вто­рой раз ро­дил­ся. В твор­че­с­ком пла­не, имею в ви­ду…

На сле­ду­ю­щий 2003 год ла­у­ре­а­та­ми ста­л тан­дем ав­то­ров, при­чём ав­то­ров не из Рос­сии: по­бе­ди­ли ни­ко­му не из­ве­ст­ные Гар­рос и Ев­до­ки­мов с ро­ма­ном «го­ло­во[лом­ка]». Не бест­сел­лер, и бест­сел­ле­ром не став­ший, хо­тя имен­но с не­го, по су­ще­ст­ву, у нас по­ш­ли ро­ма­ны эта­ко­го ка­пи­та­ли­с­ти­че­с­ко­го ук­ло­на. Кри­ти­ка ка­пи­та­лиз­ма из­ну­т­ри. И де­ти или пле­мян­ни­ки «го­ло­во[лом­ки]» не­ред­ко ста­но­ви­лись бест­сел­ле­ра­ми.

А в даль­ней­шем де­виз «Про­снуть­ся зна­ме­ни­тым» как-то всё блед­нел и блед­нел. По­беж­да­ли в ос­нов­ном ли­те­ра­то­ры из­ве­ст­ные, на подъ­ё­ме. Вик­тор Пе­ле­вин, на­при­мер, Ми­ха­ил Шиш­кин, Дми­т­рий Бы­ков (дваж­ды), За­хар При­ле­пин, Ан­д­рей Ге­ла­си­мов. Мо­жет быть, сто­ит на­звать ис­клю­че­ни­ем Илью Бо­я­шо­ва и Эду­ар­да Ко­чер­ги­на, но Бо­я­шов то­же из­ве­с­тен, а Эду­ард Ко­чер­гин… Вы­би­ва­ет­ся он из этой обой­мы тех, кто пи­шет и пи­шет: у не­го по жиз­ни дру­гое за­ня­тие, а две кни­ги, ко­то­рые на­пи­сал, хоть и силь­ные, но это не про­за всё-та­ки и не ху­до­же­ст­вен­ная би­о­гра­фия из­ве­ст­но­го че­ло­ве­ка, как «Па­с­тер­нак» у Бы­ко­ва. Как-то не со­че­та­ет­ся Эду­ард Ко­чер­гин имен­но с пре­ми­ей «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер».

И вот но­вая це­ре­мо­ния, но­вый ла­у­ре­ат…

Сто­ит на­пом­нить, что в фи­нал вы­шли сле­ду­ю­щие кни­ги: «Рус­ский са­дизм» Вла­ди­ми­ра Лид­ско­го, «Ко­пи ца­ря Со­ло­мо­на» Вла­ди­ми­ра Лор­чен­ко­ва, «Фран­су­а­за, или Путь к лед­ни­ку» Сер­гея Но­со­ва, «Жи­ву­щий» Ан­ны Ста­ро­би­нец, «Жен­щи­ны Ла­за­ря» Ма­ри­ны Степ­но­вой и «Нем­цы» Алек­сан­д­ра Те­ре­хо­ва.

За тот ме­сяц с не­боль­шим, что от­де­лял ог­ла­ше­ние ко­рот­ко­го спи­с­ка от объ­яв­ле­ния по­бе­ди­те­ля, лит­на­род га­дал, ко­му да­дут. Ро­ман­ти­ки ут­верж­да­ли, что ко­му-то из ма­ло­из­ве­ст­ных в ши­ро­ких кру­гах: Лид­ско­му, Лор­чен­ко­ву или Но­со­ву. Те, кто за ли­те­ра­ту­ру для ду­ши (что­бы удо­воль­ст­вие от чте­ния по­лу­чать), вы­ска­зы­ва­лись за Степ­но­ву. А те, кто раз­би­ра­ет­ся в лит­про­цес­се, сра­зу оп­ре­де­ли­ли: да­дут Те­ре­хо­ву.

Пра­вы ока­за­лись по­след­ние, про­снул­ся зна­ме­ни­тым Алек­сандр Те­ре­хов.

Прав­да, про­сы­пал­ся зна­ме­ни­тым он сов­сем не­дав­но и не в фор­ма­те пре­мии «Нац­бест». Про­шлый его ро­ман «Ка­мен­ный мост», чуть по­тол­ще «Нем­цев», удо­с­то­ил­ся пре­мии «Боль­шая кни­га», во­шёл в шорт-лист «Рус­ско­го Бу­ке­ра».

С од­ной сто­ро­ны, что ж де­лать, жю­ри так про­го­ло­со­ва­ло. Мо­жет быть, и че­ст­но, по со­ве­с­ти про­го­ло­со­ва­ло – «Нем­цев» чи­тать хоть и му­чи­тель­но труд­но, но это на­сто­я­щая ли­те­ра­ту­ра, от­бор­ная рус­ская про­за об­раз­ца на­ча­ла XXI ве­ка. И всё же оса­док ос­тал­ся…

По­мнит­ся, год на­зад вто­рой раз в фор­ма­те «Нац­бе­с­та» про­снул­ся зна­ме­ни­тым Дми­т­рий Бы­ков (так-то он зна­ме­ни­тым про­сы­па­ет­ся, бы­ва­ют пе­ри­о­ды, каж­дую не­де­лю). И мо­тор пре­мии кри­тик Вик­тор То­по­ров тог­да ру­гал­ся и на жю­ри, и по­че­му-то на Бы­ко­ва, и, хоть ко­с­вен­но, на сам ме­ха­низм пре­мии – «нет при­вив­ки про­тив Бы­ко­ва».

Те­перь ис­то­рия поч­ти по­вто­ри­лась – во­шед­ший в ли­те­ра­тур­ную мо­ду (пусть за­слу­жен­но) Алек­сандр Те­ре­хов уве­рен­но, по­дав­ля­ю­щим боль­шин­ст­вом го­ло­сов чле­нов жю­ри, по­лу­чил «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер». И по­че­му-то у ме­ня уве­рен­ность, что жю­ри го­ло­со­ва­ло за имя, а не за кни­гу.

За по­след­ние де­сять лет у нас воз­ник круг ав­то­ров. Кто-то до­зи­ро­ван­но вы­бы­ва­ет (пе­ре­ста­ёт пи­сать или де­ла­ет па­у­зы, а то и, к со­жа­ле­нию, уми­ра­ет), кто-то до­зи­ро­ван­но при­бы­ва­ет. Этот круг, в об­щем-то, со­от­вет­ст­ву­ет на­ли­чию у нас по-на­сто­я­ще­му та­лант­ли­вых ав­то­ров. Не­при­знан­ных ге­ни­ев, ка­жет­ся, не за­мет­но. И пред­ста­ви­те­ли это­го кру­га вхо­дят со сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми в ту, дру­гую, тре­тью, чет­вёр­тую пре­мии. Кто-ни­будь из них обя­за­тель­но ста­но­вит­ся ла­у­ре­а­том.

В об­щем-то, это спра­вед­ли­во. Но и как-то не­пра­виль­но, что ли. Долж­ны быть пре­мии раз­ные, в том чис­ле и те, что ори­ен­ти­ро­ва­ны на то, что­бы дей­ст­ви­тель­но про­сы­пать­ся зна­ме­ни­ты­ми. При­чём в пер­вый раз. А у нас и пре­мия «Де­бют» рас­ши­ри­ла воз­ра­ст­ной ди­а­па­зон с 25 до 35 лет, и вдо­ба­вок те­о­ре­ти­че­с­ки ла­у­ре­а­том «Де­бю­та» мож­но стать не­сколь­ко раз.

Вот есть ещё «Рус­ская пре­мия». Ког­да она по­яви­лась, в 2005 го­ду, это ста­ло со­бы­ти­ем: на­ко­нец мы ус­лы­шим тех, кто ос­тал­ся за пре­де­ла­ми Рос­сии, но пи­шет на рус­ском язы­ке. И ла­у­ре­а­ты пер­вых лет гре­ме­ли, как толь­ко мож­но гре­меть в на­ше ли­те­ра­тур­но-ти­хое вре­мя, – Сух­бат Аф­ла­ту­ни, Ми­ха­ил Зем­сков, Ни­ко­лай Ве­рё­воч­кин, Ана­с­та­сия Афа­на­сь­е­ва, Вла­ди­мир Лор­чен­ков, Яна Ду­би­нян­ская… Но за­тем что-то слу­чи­лось, из­ме­ни­лась кон­цеп­ция, и по­беж­дать ста­ли в ос­нов­ном то­же жи­ву­щие за ру­бе­жом, то­же пи­шу­щие на рус­ском язы­ке, но из дру­гой по­ро­ды рус­ских ино­ст­ран­цев, что ли… Бо­рис Ха­за­нов, Ба­хыт Кен­же­ев, Ди­на Ру­би­на, Ма­ри­на Па­лей, На­та­лья Гор­ба­нев­ская, Юз Алеш­ков­ский, Алек­сей Цвет­ков… Не пре­крас­ные не­зна­ком­цы это, ска­жем так. 

И пре­мия за­хи­ре­ла, ею пе­ре­ста­ли все­рьёз ин­те­ре­со­вать­ся, ждать объ­яв­ле­ния длин­ных спи­с­ков, ко­рот­ких спи­с­ков в на­деж­де най­ти но­вое имя, но­вую про­зу, сти­хи.

То же, по-мо­е­му, про­ис­хо­дит и с «Нац­бе­с­том».

Я не за ин­три­гу ра­ди ин­три­ги, не за та­кие сен­са­ции, что за­ча­с­тую ус­т­ра­и­ва­ет «Рус­ский Бу­кер», объ­яв­ля­ю­щий ла­у­ре­а­том са­мое не­о­жи­дан­ное и, к со­жа­ле­нию, не все­гда са­мое луч­шее. Нет, но нуж­но всё-та­ки со­от­вет­ст­во­вать де­ви­зу. А у «Нац­бе­с­та» де­виз очень пра­виль­ный.

Как быть? Со­став­лять стоп-ли­с­ты? Глу­по и как-то не­спра­вед­ли­во. Под­та­со­вы­вать ре­зуль­та­ты? Не­хо­ро­шо. Мо­жет быть, уве­ли­чить чис­ло чле­нов жю­ри? То­го жю­ри, что се­го­дня в «Нац­бе­с­те» на­зы­ва­ет­ся Ма­лым. Бест­сел­лер поч­ти не­воз­мож­но оп­ре­де­лить не­сколь­ким, но мож­но по­пы­тать­ся за­дей­ст­во­вать в этом два-три де­сят­ка чи­та­те­лей-экс­пер­тов.

Впро­чем, ака­де­мия «Боль­шой кни­ги», го­во­рят, на­счи­ты­ва­ет боль­ше сот­ни чле­нов, но и она под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке.

В об­щем, что-то по­хо­жее на ту­пик впе­ре­ди. Не­кий оче­ред­ной ли­те­ра­тур­ный за­стой, не­смо­т­ря на внеш­ние при­зна­ки ак­тив­ной из­да­тель­ско-пре­ми­аль­ной жиз­ни. Всё те же ли­ца, всё те же здра­ви­цы, всё тот же круг.

Ос­та­ёт­ся, ви­ди­мо, ждать но­вых гун­нов, ко­то­рые вторг­нут­ся в эти па­ле­с­ти­ны. Прав­да, они очень бы­с­т­ро ас­си­ми­ли­ру­ют­ся. Как и все пре­ды­ду­щие но­вые вол­ны.


Антон КИРИЛЛОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования